ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инфопедия — категория Психология: 309 Страница

Психология

Техника 5. Домашняя «куклотперапия» Начните рассказ с представления героя, который живет в доме, похожем на ваш, имеет сходные с ребенком проблемы. Напишите в воздухе свое имя мелким каллиграфическим почерком по очереди правой и левой рукой, а затем двумя руками одновременно. Безусловно, персонифицированные куклы не предназначены для подарков. Ритуальная драматизация – «спонтанный театр». Создается ситуация «публичного» проживания страха. Для совместного творчества участники объединяются в малые группы по 3–5 человек. Настройка – свободное рисование на листе бумаги формата A3. Полученная информация представляет большую ценность для диагностики, особенно если ребенок пытается избежать тактильного контакта, испытывает чувство беспокойства. Настройка. Участники занимают места на стульях, расставленных по кругу. Если в комнате подходящие условия, можно разместиться на полу. Активизация коммуникаций в семье. Далее ведущий рассказывает о важности активного слушания как способа решения проблем ребенка, о его приемах и о последствиях. Словарь чувств. Это упражнение можно выполнять с помощью мяча или мягкой игрушки: каждый называет какое-то чувство и отдает мяч (игрушку) другому. Психогимнастика. Участники группы бросают друг другу мяч и говорят, что им нравится в другом человеке. Повышение компетентности в решении трудных ситуаций общения с ребенком, осознание личностных проблем, блокирующих понимание характера взаимодействия с другими людьми. Какая тема (занятие, просто информация) показалась вам наиболее интересной? Поскольку сказка – многогранный материал, ее можно применять в психологической работе, используя тот ракурс, который наиболее соответствует психокоррекционным и психодиагностическим целям. ПЕРВОЕ ЗАНЯТИЕ: ЗНАКОМСТВО СО СКАЗОЧНОЙ СТРАНОЙ И ЕЕ КОРОЛЕМ А теперь пришло время возвращаться назад. Выполняется ритуал «выхода» из Сказочной страны: дети сами разбирают песочную страну, аккуратно разравнивают песок, ставят использованные фигурки на место. Мы с вами познакомились со всеми претендентами на роль слуги Короля по имени Радость. Все оказались достойными, но выбрать нужно одного – кого же? ТРЕТЬЕ ЗАНЯТИЕ: ЗНАКОМСТВО СО СЛУГОЙ ПО ИМЕНИ ГРУСТЬ О чем раздумывает Король после ухода Грусти? Спросить у мамы, у врачей, а может, у учителей, Выполняется ритуал входа в Сказочную страну. ОДИННАДЦАТОЕ ЗАНЯТИЕ: В ПОИСКАХ ЛЮБВИ ГЛАВА 3 КРИЗИСЫ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА Желание близости – страх интимности. Возникновение и развитие предметных чувств выражает формирование у молодых людей устойчивых эмоциональных отношений, своеобразных «эмоциональных констант» (Леонтьев, 1971). Кроме того, в подростковом возрасте последовательно появляются две особые формы самосознания: чувство взрослости и «Я-концепция». В конце пубертатного периода, на границе с ранней юностью, представления о себе стабилизируются и образуют целостную Я-концепцию. Но смерть для подростков существует в основном в воображении. Окончательное понимание неизбежности собственной смерти появляется именно в юности. Юношество – это последний возраст расширения круга общения. Может быть, поэтому на юность приходится так называемый пик межличностного общения. Как бы ни складывались условия жизни в подростковом возрасте, ориентация на семью и потребность в ней в этот период жизни чрезвычайно важны. На выбор профессии чаще всего влияют родители, черты личности самого человека и его стремление к самоактуализации. Диффузия идентичности – состояние избегания решений, отказ от поиска собственной идентичности, своеобразное продление детства. Консультируя подростков, психолог или психотерапевт исходит, в числе прочего, из психологических нормативных задач развития. Важно учитывать противоречивость этих задач. Подавляющее большинство проблем подросткового периода решается путем повышения самооценки (или улучшения Я-кон-цепции) подростка. Работу с подростком обязательно должна сопровождать работа с родителями. Результаты и эффективность такой работы зависят как от объективных, так и от субъективных факторов. Переформулирование родительского запроса необходимо для обеспечения психологической безопасности подростка. ГРУППОВАЯ ТЕРАПИЯ С ПОДРОСТКАМИ И особенно с теми, кого меньше всего знаем. Это упражнение – хороший способ и выработки, и проверки сплоченности группы. Для его выполнения необходим клубок ниток. Удобнее проводить упражнение сидя на полу. Консультант помогает и поддерживает участников в поиске позитивной и негативной сторон качества, привлекает их к активному обсуждению и поддержке друг друга. В ходе этой игры участники получают возможность почувствовать то же, что и их партнер. Для этого им необходимо настроиться друг на друга. Это упражнение обеспечивает возможность контакта и взаимодействия. Кроме того, участники в этой игре могут почувствовать все свое тело. Обсуждение пословиц, поговорок, выражений. «Терпение и труд все перетрут», «Терпи, казак, атаманом будешь», «Стерпится – слюбится», «Мое терпение лопнуло». Закончив говорить гадости, группа обсуждает, легко ли было говорить и выслушивать их, в каких ситуациях трудно удержаться в рамках упражнения. После рисования участники рассказывают о своих рисунках. Неоконченные предложения (сделайте ксерокопию, разрежьте по линиям и сверните). Упражнение хорошо подходит для окончания занятия в этом разделе тренинга. Обратите внимание группы на то, что решение человека сесть на этот стул означает спокойное, без обид принятие им всего сказанного. Высказывания должны делаться в доброжелательной форме. После этого раздайте участникам листки со списком ошибочных представлений о гневе. Встаньте, закройте глаза, сделайте глубокий вдох и представьте, что, вдыхая, вы взбираетесь вверх по радуге, а выдыхая – съезжаете с нее, как с горки». Это упражнение дает возможность попрактиковаться в умении установить вербальный контакт, то есть начать и продолжить разговор. Участникам предлагается представить свой идеал человека, с которым ему бы хотелось общаться постоянно, который мог бы стать его другом. Какие три предмета я взял бы с собой на необитаемый остров? Зав при этом на допущенные вами ошибки». Эту вводную информацию можно использовать в беседе с подростками. Какие чувства возникали при использовании трех приемов? Часто ли вносились домыслы и оценочные суждения, трудно ли было их избегать? Помогло ли это разобраться в проблеме? Зеркало для бритья. Важно для сигнализации воздушным и морским спасателям. Можно составить 3–4 аналогичных игры. Проведение нескольких игр на групповое принятие решения позволит увидеть динамику эффективности группы в принятии решения. Участники получают возможность поэкспериментировать с коммуникативными стилями, отработать коммуникативные умения, а также овладеть навыками высказывания и принятия обратных связей. Упражнение помогает участникам актуализировать сильные стороны его личности. Важно, чтобы упражнение выполнили все участники, причем консультант обращает внимание на то, чтобы они сами оценили ответ как уверенный или неуверенный. Затем консультант зачитывает окончательный список. Он может делать это, играя роль постоянного председателя Конституционной комиссии. Эти упражнения направлены на раскрытие сильных сторон личности, актуализацию личностных ресурсов, оказание психологической поддержки с помощью групповой медитации. Теперь постарайтесь ощутить в себе внутренний источник света – света, который никогда не гаснет». Вы можете оставаться в этом воспоминании столько, сколько захотите. И, глубоко вздохнув, вы можете выйти из него тогда, когда захотите». У меня есть тело, но мое тело – это не «Я». Упражнения помогают осознать мотивы своих поступков и индивидуальные способы влияния на поступки других людей, устранить эмоциональные барьеры между членами группы. В соответствии с поставленными задачами тренинг делится на три этапа. Удалось ли отгадать, какие роли были изображены? Что помогло (помешало) узнать роли? Затем сценки разыгрывают другие участники. В качестве первого шага обучения навыку принятия критики можно провести маленькое упражнение. Реши, в чем заключается проблема. В идеале, скульптор выбирает кого-то, кто занимает в скульптуре его собственное место. Если членов семьи больше, чем участников в группе, автор сам исполняет свою роль. Эти веревки можно рассматривать как различные чувства: любовь, беспокойство, тревога, ответственность за других. Мы ослабляем веревки, признавая право каждого человека на личную жизнь». Насколько «супруги» советовались при выборе покупок? Учитывали ли интересы партнера? Насколько совпадали их интересы? Участники могут поделиться соображениями о том, как обустроен быт их пары. Можно провести с подростками беседу о том, какими они представляют себе идеальных мужчину и женщину. Так же создается история мужчины. Можно провести беседу на тему: «Каким вы представляете себе своего избранника». Что значит для вас хороший друг, спутник жизни? Участники разделяются на три группы: те, кто поднял руку раньше, чем истекла минута, те, кто поднял руку позже, и те, кто сумел достаточно точно оценить время. Представьте себя на месте этого путника. О чем вы думаете, что вы чувствуете? Участникам предлагается подумать над следующими вопросами: что тебе может помочь достичь твоих целей? Чем ты уже обладаешь, чтобы достичь этих целей (черты характера, друзья, родители)? Консультант помогает подросткам осознать мотивы, по которым каждый предпочел бы изменить события в своем прошлом, и подойти к мысли о возможности изменений в настоящем и будущем. Летворение своих потребностей и собственный комфорт. Для мужчины в переходном возрасте важно решение тех же задач, что и для женщины, но они имеют другой вектор. Для женщины он лежит в области чувств, для мужчины – в интеллектуальной сфере. Я-концепция индивидуализирует самооценку. То, что для одного является безусловным успехом, другой воспринимает как неудачу. При сравнении особенностей Я-концепции на этапе ранней и средней взрослости можно сказать следующее (Реан, 2003). Некоторые пары довольно легко справляются с отпусканием детей. Более того, у них наблюдается обновление отношений. Появляется желание пожить для себя, получить радость от довольно свободной жизни. Психосоциальное развитие взрослого человека предполагает наличие у него двух основных аспектов его «Я»: личного как члена семьи и профессионального (Хухлаева, 2002). РАЗВИТИЕ «Я» КАК ПРОФЕССИОНАЛА Для женщин важнее взаимоотношения в коллективе, условия труда и размер заработка (Реан, 2003). Кроме того, в зрелом возрасте становятся возможными некоторые нарушения в структуре «Я». Существует несколько возможностей патологической идентификации при такой модели развития. Б. Фридан (Фридан, 1992) выделяет следующие: через мужа и его достижения, детей, секс, накопительство. Четыре другие модели поведения являются дополнительными, так как встречаются достаточно редко. В среднем возрасте как мужчины, так и женщины пересматривают свои цели и размышляют о том, выполнили ли они ранее поставленные перед собой задачи. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ В СИТУАЦИИ КРИЗИСА Индивидуум с нарциссическим (оральным) характером может установить близость только на основе своей потребности в тепле и поддержке, т. е. на инфантильной основе. Для установления вытесненного обсессивным клиентом материала иногда имеет смысл исследование его снов. Помогает также использование рисуночных тестов вместо просьбы рассказать о проблемах словами. Базовыми проблемами обсессивно-компульсивных и асоциальных типов характера являются агрессия и сверхконтроль. Базовой проблемой трех рассмотренных выше типов характера является диффузность образа «Я». Психосинтез – формирование или реконструкция вокруг созданного нового центра новой личности, которой присущи согласованность, организованность и единство. Встаньте и попробуйте изобразить любую из своих субличностей. Запишите самые важные наблюдения. Запишите свои впечатления об этом упражнении, свои мысли и чувства. Работа будет продолжаться 15–20 минут. Если вам покажется, что вроде бы все желания иссякли, не останавливайтесь, Если вам все понятно, то можете начинать работу. Объясняя это, ведущий демонстрирует соответствующие сигналы. Начинать убеждать протагониста субличности могут только по сигналу ведущего после четкого уяснения инструкции. Теперь поблагодарите субличность и опустите занавес. Изменилось ли что-либо под лучами солнца? Если что-то изменилось, как вы привнесете это изменение в свою повседневность? Возьмите бумагу и карандаш. Сделайте глубокий вдох и начните расслабляться. Закройте глаза. Обратите внимание вовнутрь и сконцентрируйтесь на субличности. Где вы находитесь? Где ваша мать (няня)? Каково это – стоять на ногах и пытаться ходить? Какие это вызывает чувства и ощущения? Что ощущает ваше тело? Какие у вас отношения с матерью (няней)? Постарайтесь проиллюстрировать все положения с помощью рисунков. У меня есть тело, но я не есть мое тело. Я испытываю эмоци «и, но я не есть эти эмоции. У меня есть разум, но я не есть мой разум». Поделитесь своим опытом с психотерапевтом. Во-вторых, полученная информация не всегда имеет четкий и ясный смысл и нуждается в правильной интерпретации. Нарисуйте увиденное. Иногда это может быть образ человека, иногда символ или абстрактное сочетание цветов. Если вы ничего не увидели, начните рисовать и посмотрите, что из этого получится. Помимо текста в тетрадь можно заносить рисунки, схемы, только вам понятные символы. Такие рисунки отражают работу подсознания и могут использоваться для того, чтобы глубже понять себя. Игры и анализ игр. Можно выделить несколько характерный особенностей, присущих играм. Вспомните в своем поведении что-нибудь, что вы заимствовали от родителей, и, если возможно, воспроизведите это своему мужу (жене), ребенку, друзьям или коллегам. Если вы обнаружите несоответствующие типы Детского поведения, поищите альтернативные пути своего поведения. В воображении вернитесь к тому дню, когда умер ваш родитель. Кто сказал вам об этом? Что вы делали? Что вы чувствовали? Печаль? Безумие? Одиночество? Что делали и говорили другие люди? Сосредоточьтесь на запахах. Когда вы раздуваете ноздри и вдыхаете воздух, какие запахи вам кажутся знакомыми? Может быть, вы слишком часто бываете в состоянии «Я» Ребенка и/или ведете себя в этом состоянии неподходящим образом? Представьте, что вы обладаете этими же чертами. Представьте себя в действии. Делайте в воображении то, что делают люди, которые раздражают вас. Поступайте так, как они. Какое название у вашего сценария? Что это за сценарий? Веселый или печальный? Победный или трагичный? Интересный или скучный? Затем опишите последнюю сцену: чем заканчивается ваш сценарий? Наконец ведущий просит вас вернуться в настоящее, дав столько времени, сколько необходимо. Поделитесь с группой или партнером вашими ощущениями. Насколько вы походите на своих родителей? После того как вы лучше поймете, на кого походили ваши родители, начните осознавать, насколько вы походите на них. Если вы чувствуете, что вы пойманы в ловушку или находитесь перед стеной, то есть не видите возможных выборов или очевидных решений, попробуйте провести следующий мысленный эксперимент. Известны пять драйверов: Будь лучшим, Радуй других, Старайся, Будь сильным, Спеши. Каждый из них характеризуется определенным набором слов, тоном голоса, жестами, положением тела и выражением лица. Скажите, что вам особенно нравится в матери (отце). Затем – что особенно не нравится. Время – какой ритм более органичен для меня? При каком ритме – быстром или медленном – я чувствую себя более уверенным, более испуганным? Могу ли я освоить разнообразие ритмов? Состоит преимущественно из прыжковых ритмичных упражнений с обязательным приземлением на всю стопу и небольшим пружинным сгибанием колен. Затем стоящий берет партнера за стопы и на вдохе надавливает на них, а на выдохе – отпускает. Стоящий должен дышать в ритме партнера – это ассимиляция энергии. Данное упражнение помогает участникам стать более чувствительными к границам членов группы, с которыми им бывает трудно находить общий язык. Повторите всю процедуру, поменяв роли участников А и Б. Обсудите упражнение. РАБОТА С МЕЖЛИЧНОСТНЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ (КОНТАКТЫ И КОММУНИКАЦИЯ) Ниже приводится комплекс ритмо-двигательных упражнений, позволяющий человеку освободиться от накопившейся агрессии. Участники, разойдясь на безопасное расстояние, имитируют драку с воображаемым противником, нанося ему любые удары руками и ногами. Ниже приводится комплекс ритмо-двигательных упражнений, позволяющий человеку понять, как он контролирует себя и других и всегда ли этот контроль адекватен. Упражнение позволяет увидеть разницу в степени осознания составляющих частей личности. В дальнейшем это может привести к их гармонизации. Звук второй – «а-а-а». Если вы испытываете сильный стресс или напряженность, расслабьте мышцы нижней челюсти и несколько минут произносите негромкое «а-а-а». Четвертый блок – руки. Здесь блокируется любовь, агрессия, сексуальность. Повторите упражнение с другой рукой и другой ногой». Теория Эриксона позднее была расширена Р. Пеком (Peck, 1968). По его мнению, для достижения «успешной старости» человек должен решить три основные задачи, охватывающие три измерения его личности. Период собственно старости (через несколько лет после выхода на пенсию и до момента серьезного ухудшения здоровья), когда человек уже освоил новый для себя социальный статус. В поздней взрослости, как и в других возрастах, люди отличаются по степени выраженности страхов, их истокам и способам преодоления. В ряде случаев пожилые люди, проживающие отдельно от своих детей, ощущают эту потерю не так остро, особенно если им удается переключить внимание на других детей или внуков. КРИЗИС «ВСТРЕЧИ СО СТАРОСТЬЮ» Следующее, что можно отметить, – это либо категорическое избегание пожилыми людьми темы смерти, либо постоянное обращение к ней в форме «скорей бы умереть». От консультанта требуется тонкость и изобретательность, чтобы использовать факты реальной жизненной ситуации человека. Во-первых, жизненный статус немало пожившего человека независимо от реальной ситуации генерирует представления о себе как о самодостаточной ценности. ТЕХНИКИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ И ПСИХОТЕРАПИИ Обнаружение позитивных воспоминаний: в работе очень важно возвращение (может быть, неоднократное) к позитивным воспоминаниям о событиях, в которых проявились сильные качества, ресурсы клиента. Каким вы были в разные периоды своей жизни? Занимайтесь этим до тех пор, пока процесс кажется вам интересным и приносит радость. Может быть, пять минут, а может быть, и полчаса. Повторяйте упражнение каждый день и как можно чаще. Когда вы достигли цели, обязательно убедите себя, что задача выполнена полностью. Теперь покажите своему проводнику ваше святое место. Ваш проводник будет указывать вам на что-то, чего вы никогда до этого не замечали, вы оба будете рады общению друг с другом. Проделайте это упражнение снова, но пусть теперь больной представит, что этот цвет – его боль. Очень важно записывать свои цели в форме утверждений, как будто они уже осуществились. Это позволяет достичь более четкого, сильного эффекта. Можно сделать ее любого размера. Она может помещаться в записной книжке или висеть на стене. Небольшую карту, нарисованную на нетолстом картоне, можно носить в кармане или в бумажнике. Многие люди едят абсолютно бессознательно. Мы так заняты разговорами и мыслями о других вещах, что не можем даже почувствовать восхитительный, приятный вкус и питательность нашей пищи. Расслабив все тело, оставайтесь в этом приятном состоянии от двух до пяти минут. Выберите тихую комнату, сядьте поудобнее и начните с упражнения на расслабление. В обозначает когниции, убеждения, установки. В обозначает наши представления о ситуации, мысли, образы, восприятие, воображение, интерпретации и выводы, которые мы делаем относительно А. Пусть клиент представит наилучший и наихудший возможные исходы в конкретной проблемной ситуации и отметит их значения на шкале. Для всей последующей работы очень важно найти центральные убеждения клиента. Когнитивная терапия эффективна, только когда терапевт работает над верными центральными убеждениями. Зафиксируйте отношения между мыслями с помощью графика или когнитивной карты. Постройте иерархию иррациональных убеждений, которые вызывают тревогу. Расположите их по степени вызываемого страха или по силе приверженности этим мыслям. Клиент должен упражняться в антикатастрофицировании регулярно, пока не научится оценивать предполагаемую опасность более реалистично. Если причин много, примените принцип Оккама: самое простое объяснение должно рассматриваться в первую очередь, как наиболее вероятное. Наконец попросите клиента по-другому представить себе затруднения в настоящем. Исправьте ошибочное убеждение в настоящем точно так же, как было «исправлено» прошлое. Далее приводятся конкретные групповые методы и техники работы с психологическими проблемами, характерными для пожилого возраста. Обмен ролями. Два участника меняются ролями – каждый перенимает позу, манеры, психологическое состояние другого. После окончания импровизации режиссер делится с группой своими чувствами, опытом, который он приобрел в этом упражнении. Обычно консультант вначале сам показывает, как можно продублировать протагониста. Встав сзади и положив ему правую руку на правое плечо, он высказывается за него от первого лица. Протагонист вслух, для зрителей, вербализует свои мысли и чувства. Он выходит из разыгрываемой в данный момент сцены и произносит монолог о том, какие внутренние реакции она у него сейчас вызывает. В данном тренинге использованы упражнения, взятые из работы (Фопель, 2000). У вас есть 15 минут на то, чтобы поработать секретарем у соответствующей части вашего тела». Поговорите с этим человеком. В несколько минут вы сможете уложить долгий, очень долгий разговор. Ответ может прийти к вам разными путями. Иногда он приходит уже во время написания письма или сразу после этого, иногда – через несколько дней. Неожиданно мы понимаем, что уже знаем, что нам делать. Составьте перечень своих утраченных иллюзий, причем напишите его, относясь с уважением к этим, теперь уже устаревшим, представлениям, которые когда-то помогали вам жить». Когда вы в следующий раз начнете скучать, вы можете воспользоваться способом, о котором узнаете сегодня. Закройте глаза, глубоко вдохните и выдохните несколько раз. Теперь прочитайте список еще раз и представьте себе весь спектр вашего познания. Возможно, вам захочется внести в него дополнения или уточнения. Некоторые из них, возможно, были членами нашей семьи, другие к нашей семье не принадлежали. С одними мы могли общаться подолгу, с другими наши встречи были кратковременными. Применение телесной терапии в коррекционной работе с пожилыми людьми с целью облегчения процесса адаптации к старости может оказаться достаточно эффективным по ряду причин. Закройте глаза, прислушайтесь к своему телу. Постарайтесь не блокировать дыхание. То же упражнение можно проделать, когда клиент сидит на стуле или лежит на боку, – в этом случае терапевт «складывает» его в позу эмбриона, наблюдая, что клиент разрешает с собой делать, а что – нет. Лидер «танца» может возникнуть спонтанно, или участники выполняют роль ведущего и ведомого по очереди. После выполнения упражнения проводится обсуждение. С помощью этого упражнения можно выявить мышечный блок, связанный с основной проблемой участника. Плечи: дотянитесь плечом до мочки уха, не наклоняя голову. Расслабьтесь. То же самое – со вторым плечом. Почувствуйте, как плечи становятся тяжелее. С какими ожиданиями пришла семья? Кто направил их на консультацию, к кому они обращались прежде? Концепции – это когнитивные и эмоциональные структуры, задающие человеку схему интерпретации отношений к себе, к другим людям, к окружению. Пересмотр отношений. Если человеку удалось изменить свою позицию на обратную и сохранить ее на какое-то время, необходимо выработать новые отношения, основанные на этой позиции. Участники тренинга обучаются использовать формулировки в виде Я-высказываний, осознавать баланс выражения негативных и позитивных чувств, обозначают направление изменений. Упражнение 3. «Выявление скрытых правил» DSM-IV: Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders (Fourth Edition), American Psychiatric Association, 1994. Психотерапия / Под ред. Б.Д. Карвасарского. СПб.: Питер, 2000. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ КРЕАТИВНЫХ РЕШЕНИЙ ДЛЯ Метод анализа конкретных ситуаций (АКС). Ориентирована на потребности. Наличие смысловых ассоциаций. Наличие/отсутствие негативных ассоциаций. Включенность в слоган УТП (уникального торгового предложения). Наличие слов - сексуальных маркеров. Наличие одного визуального центра. УТВЕРЖДАЮ                                                                         СОГЛАСОВАНО Жюри конкурса и критерии оценивания Участие в организации деятельности методических объединений разного уровня Раздел 1. Психотерапия как область психологической практики. Раздел 6. Когнитивно-бихевиоральный подход. Провокативная психотерапия. НЛП. ПСИХОСОМАТИКА И ПСИХОТЕРАПИЯ ОТ ЗАГОВАРИВАНИЯ ЗУБОВ К СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОТЕРАПИИ ЧТО РАСТЕТ У ЛЮДЕЙ НА «НЕРВНОЙ ПОЧВЕ» КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ЭФФЕКТИВНУЮ ПОМОЩЬ В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ - ЗДОРОВЫЙ ДУХ И QPECCbl , И СЕМЬЯ, И МНОГОЕ ДРУГОЕ СНАЧАЛА ДИАГНОЗ, ПОТОМ ЛЕЧЕНИЕ МУЛЬТИМОДАЛЬНЫЙ ОПРОСНИК ЖИЗНЕННОЙ ИСТОРИИ ЛЕЧИТЬ НЕ БОЛЕЗНЬ, А БОЛЬНОГО КУДА КАПАЮТ НЕВИДИМЫЕ МИРУ СЛЕЗЫ ПАНИЧЕСКИЕ АТАКИ И ХРОНИЧЕСКАЯ ТРЕВОГА РЕАКЦИИ НА ТЯЖЕЛЫЙ СТРЕСС И РАССТРОЙСТВА АДАПТАЦИИ НЕ СЕКС А СПЛОШНАЯ НЕРВОТРЕПКА СЕКСУАЛЬНЫЕ РАССТРОЙСТВА ГЛАЗАМИ ПСИХОЛОГА БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА И ТУБЕРКУЛЕЗ ЯЗВЕННАЯ БОЛЕЗНЬ ЖЕЛУДКА И КИШЕЧНИКА ТИРЕОТОКСИКОЗ И САХАРНЫЙ ДИАБЕТ ЭНДОКРИННЫЕ ПОЛОВЫЕ РАССТРОЙСТВА ДРУГИЕ РАСаРОЙСТВА ЛИЧНОСТИ И ВЛЕЧЕНИЙ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА У ДЕТЕЙ ДРУГИЕ ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО-ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ Несовершеннолетние, находящиеся в социально-опасном положении как объект социальной работы Основные направления социальной работы с детьми, находящимися в социально опасном положении Формы и методы организации социальной работы с детьми, находящимися в социально-опасном положении Игротерапия, как технология социальной работы с детьми, находящимися в социально опасном положении СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ Глава I . Структура усложненного предложения Структура простого предложения Предикативность и модальность как основные сентенциональные категории Способы усложнения предложения Предложения с вторичными полупредикативными структурами Функция модификатора субъективной модальности СЕМЬЯ «ГРУППЫ РИСКА», КАК ОСОБАЯ КАТЕГОРИЯ СЕМЕЙ Характеристика семей «группы риска» Факторы риска, воздействующие на семьи Воздействие семейного неблагополучия на детей ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ «ГРУППЫ РИСКА» Формы и методы социальной работы с семьями «группы риска» Опыт социальной работы с семьями «группы риска» в России за рубежом Результат проведенного исследования с семьями «группы риска» в п. Уруша Предложения по дальнейшему развитию работы с семьями «группы риска» Анкета определение обобщенного показателя социального благополучия семьи Теоретическое обоснование проблемы нарушений письма Функциональный базис письменной речи Определение, причины дисграфии. Симптоматика нарушений письма Методы обследования детей с дисграфией Общая организация эксперимента Выявление состояния письма у детей с ТНР Качественный и количественный анализ результатов эксперимента Список использованных источников и литературы Розділ 1. Теоретичні аспекти соціальної роботи

 

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.67.179 (0.035 с.)