Уверенное поведение |
Неуверенное поведение | |
А. Пассивно-зависимое | Б. Агрессивное | |
Может достигнуть желаемой цели | Не достигает желаемой цели | Достигает желаемой цели, уязвляя других |
Тот, на кого направлено воздействие | ||
Самоутверждается | Испытывает стыд, чувство вины или раздражение | Жертвует своими интересами |
Эмоционален | Невысокого мнения о воздействующем | Уязвлен, унижен, защищается |
Может достигнуть желаемой цели | Достигает желаемой цели за счет воздействующего | Не достигает желаемой цели |
В научной психологии для обозначения способности вести себя подобным образом зачастую используется понятие «ассертивность» (англ. assertiveness — настойчивость, самоуверенность, утвердительность). На наш взгляд, сущность этого явления вполне адекватно передается словосочетанием «уверенное поведение», и использовать заимствованное слово никакой необходимости нет, по крайней мере в контексте тренингов.
Иногда уверенное поведение рассматривается как промежуточное между застенчивым и агрессивным, агрессия трактуется как следствие избыточности уверенности. Между тем, результаты психологических исследований агрессивности убедительно показывают, что она в большинстве случаев сопровождается не чрезмерно высокой, а как раз недостаточной уверенностью в себе. Корректнее говорить о том, что она, как и застенчивость, представляет собой один из вариантов проявления полюса неуверенного поведения.
В чем же тогда различие между теми, у кого неуверенность приводит к застенчивости, и теми, у кого она проявляется в форме агрессии? Есть основания полагать, что основное различие между этими типами реагирования связано с тем, чему человек склонен приписывать ответственность за собственную неспособность достигнуть цели. Застенчивые люди приписывают ее самим себе (рассуждения выстраиваются по типу «У меня не получается, потому что я сам плохой»). Агрессивные же перекладывают ответственность на других людей или на окружающую действительность в целом («У меня не получается, потому что ты мне мешаешь»).
|
Неуверенное: | |||||
|
Застенчивое Ответственность принимается на себя |
| |||
|
| ||||
Уверенное | |||||
|
Агрессивное Ответственность |
| |||
перекладывается на окружение |
|
|
| ||
В российской ментальности уверенность в себе нередко воспринимается как отрицательное качество, отождествляясь с наглостью и самодовольством. Между тем, объективных оснований приравнивать эти понятия нет. Как уже подчеркивалось, уверенный человек отстаивает свои цели таким образом, что это не сопровождается действиями, направленными против окружающих, призванными нанести им какой-либо вред.
Уверенность в себе отнюдь не означает безусловно-высокую самооценку человека. Она подразумевает, что он, наряду с тем, что принимает себя в целом как личность, свои частные способности и умения оценивает реалистично, т. е. далеко не всегда высоко. Самооценка уверенного человека является не столько повышенной, сколько дифференцированной: каждая частность оценивается отдельно, но это не переносится на личность в целом. Неуверенный же человек обладает неустойчивой и малодифференцированной самооценкой, зачастую он рассуждает по схеме «Раз у меня это не получилось — значит, я сам плохой и ни на что не годный, ничего у меня не выйдет». Или, наоборот, «Раз это удалось, то должно получаться и все остальное». И такие прямо противоположные суждения могут меняться по нескольку раз на дню под влиянием малозначимых, случайных факторов.
Неуверенность в себе наиболее ярко проявляется в поведении в ситуациях, связанных с общением. Так, В. Г. Ромек (2002) отмечает такие проявления неуверенности в себе в межличностных отношениях.
* Страх быть отвергнутым или высмеянным. Он становится барьером, в результате действия которого люди даже не пытаются наладить отношения, поскольку заранее убеждены, что ничего хорошего из этого не выйдет.
|
* Заниженная самооценка. Например, люди рассуждают таким образом: «Я посредственный, заурядный, никому не могу быть интересен»; «Я не смогу и двух слов вымолвить, общаясь с этим человеком». В результате такой человек, будучи заранее уверен в своей несостоятельности, даже не пытается качественно выполнить дело или выстроить отношения с интересующим его собеседником.
♦ Нерациональные убеждения, препятствующие межличностным контактам. Самые частые варианты этих убеждений: необоснованные обобщения («Доверчивость никому и никогда не прино-
сит ничего хорошего»), глобальные выводы из единичных фактов («Раз эта девушка мной не заинтересовалась — значит, я вообще неинтересный человек»), нереалистичные суждения о долженст
вовании («Я должен всем и всегда нравиться и не должен показывать свои истинные чувства»).
♦ Излишнее стремление «соблюдать приличие», избежание вся
ческих личных проявлений из опасения, что они могут кого-то задеть, обидеть, произвести неблагоприятное впечатление («Что обо мне люди подумают?!») и т. п.
Отсутствие навыков выражения чувств. Такие люди попросту не умеют говорить о своих личных переживаниях, все общение у них получается отвлеченным, касающимся каких-то внешних предметов, но никак не их самих, своих желаний, потребностей и чувств. Приведем примеры нескольких связанных с межличностным взаимодействием бытовых ситуаций, в которых у подростков достаточно ярко проявляются навыки уверенного поведения или, напротив, отсутствие таковых.
· Беседа с продавцом в магазине: необходимость подробно расспро
сить его о каком-либо товаре, попросить продемонстрировать его,
перевесить продукты, проверить правильность расчетов и т. п.
· Завязать диалог с прохожим: спросить время, выяснить дорогу
в то или иное место, помочь найти автобусную остановку или ма
газин, торгующий определенными товарами.
· Общение с учителем, преподавателем в вузе: уточнить критерии
выставления оценки за какую-либо работу, выяснить условия
сдачи экзамена, получить индивидуальную консультацию по не
понятному вопросу
· В общественном транспорте: выяснить у кондуктора или пассажи
ров маршрут движения, узнать, когда пойдет следующий автобус,
во сколько с утра начинается движение на данном маршруте и т. п.
· На дискотеке, в клубе и т. п.: завязать разговор с понравившейся
девушкой (для девушки — с парнем), пригласить или быть при-
глашенной на танец, обменяться телефонами или адресами элек-
тронной почты.
Несмотря на то, что уверенное поведение сильно зависит от особенностей семейного воспитания и взаимоотношений с родителями, проявляется оно, в первую очередь, в общении не со старшими, а со сверстниками.
Диагностика.
А теперь давайте выясним, насколько же Вы уверены в себе.
ПАМЯТКА
Шагов уверенности в себе.
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ УВЕРЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ И УМЕНИЯ ПРОТИВОСТОЯТЬ ДАВЛЕНИЮ.
Следует понять, что уверенность подобна деревьям, она не может сразу стать большой. Как и дереву, ей нужно время, чтобы прорасти, окрепнуть, набрать силу и, в конце концов, стать той внутренней опорой, которая позволит тебе справляться с самыми трудными и неприятными ситуациями. И помни, что воспитание уверенности требует времени, и ускорить этот процесс очень сложно, а сломать легко. Главное- чтобы твое движение в сторону большей уверенности было последовательным, а скорость его может быть разной. М. Битянова, А. Шадура
|
Развитие уверенности в себе начинается с уст ранения демона, который называется страх; этот демон сидит у человека на плече и нашептывает ему: «Ты не сможешь это сделать...»
М. Хилл. Закон успеха
Подростковый возраст — это период, протекание которого во многом предопределяет весь дальнейший жизненный путь человека. Именно в это время формируется общее представление о себе, своем месте в мире, жизненных целях и ценностях. Взрослеющий человек активно ищет свое «место под солнцем», на качественно новом уровне познает как физический мир, так и мир человеческий взаимоотношений. От того, насколько благополучно протекает этот процесс, напрямую зависят дальнейшие жизненные успехи человека. Данная часть книги посвящена одной из важнейших психологических предпосылок благополучного взросления — развитию уверенного поведения.
Уверенно вести себя — значит, уметь ставить и достигать цели, контролировать себя, отстаивать свои интересы без агрессии и застенчивости, с честью выходить из конфликтов. Конечно, эти качества развиваются на протяжении всей жизни, однако в наибольшей степени на их формирование влияет тот опыт, который накоплен в подростковом возрасте. Поэтому основной акцент имеет смысл делать на формировании уверенного поведения именно у подростков.
Уверенное поведение — это собирательное понятие, включающее в себя различные составляющие. Это поведение:
Целенаправленное. Цели — это образы предвосхищаемых результатов, т. е. того, что человек рассчитывает получить в результате своих действий. При уверенном поведении он достаточно точно представляет свои цели и выстраивает собственные действия таким образом, что они позволяют приблизиться к намеченным целям. Однако не любые цели служат предпосылкой уверенного поведения. Во-первых, они должны быть реалистичными, т. е. принципиально достижимыми данным человеком с учетом имеющихся у него возможностей и ограничений. Во-вторых, должны быть конкретными, такими, чтобы точно представлять, на основе чего, по каким именно критериям можно было бы судить, достигнуты они или нет. В-третьих, более целесообразно определять для себя цели в позитивных терминах: как образ того, что планируется достигнуть, а не того, чего хотелось бы избежать.
|
Ориентированное на преодоление возникающих препятствий, а не на переживания по их поводу. Даже если цели ставятся достижимые и действия совершаются именно те, которые позволяют к ним приблизиться, возникновение тех или иных затруднений в большинстве случаев все равно неизбежно. К ним следует относиться как к жизненной данности. Но реагируют разные люди на эти затруднения по-разному. Для неуверенного человека они превращаются в такие препятствия, которые вызывают массу негативных переживаний, но конструктивную активность, направленную на их преодоление, не вызывают. Человек тратит массу сил именно на эти переживания, при этом не продвигаясь к целям. Или, другая крайность, тратит все силы на преодоление возникших препятствий, которые в реальности вообще непреодолимы, вызвавшие их обстоятельства не зависят от человека. И, сталкиваясь при этом с очередными неудачами, переживает все сильнее. Уверенный же человек способен к рациональному анализу возникающих затруднений и, если те представляются преодолимыми (при разумных, оправданных затратах времени и сил), тратит усилия именно на то, чтобы их преодолеть. Если же препятствия оказываются слишком серьезными или вообще непреодолимыми, такой человек не ломится лбом в закрытую дверь, а пересматривает цели или ищет другие способы их достижения.
Гибкое, подразумевающее адекватную реакцию на быстро меняющуюся обстановку. Такой человек быстро ориентируется в ситуациях новизны и неопределенности, способен оперативно пересматривать те модели поведения, которые не приводят к положительным результатам. Особенно ярко гибкость проявляется в общении. Уверенный человек способен менять стиль своего общения в зависимости от того, с какими собеседниками он контактирует и в каких условиях это происходит. Он, в зависимости от ситуации общения, может принимать на себя различные социальные роли и вести себя в соответствии с теми требованиями, которые они предъявляют. Неуверенный же человек постоянно прячется за какую-то социальную роль, ведет себя согласно ей, без учета той ситуации, в которой находится (например, как военный, всегда и со всеми общающийся с командных позиций, настолько «сросшийся» с этой ролью, что для него становится практически невозможно общаться как-то иначе).
Социально ориентированное — направленное на построение конструктивных отношений с окружающими: движение «к людям», а не «от людей» или «против людей». Такой человек стремится к установлению гармоничных взаимоотношений с окружающими, основанных на доверии, взаимопонимании и сотрудничестве. Эта стратегия поведения сохраняется и тогда, когда человек встречается с затруднениями. Для их преодоления уверенный человек при необходимости использует социальные ресурсы, обращается к окружающим за поддержкой. Другие стратегии подразумевают либо уход в себя, замыкание в своем внутреннем мире, одиночество (движение «от людей»), либо противопоставление себя окружающим, вражду с ними, агрессию (движение «против людей»). Если человек склонен к какой-либо из этих стратегий, то при возникновении жизненных затруднений такая склонность тоже усиливается: замкнутый отторгается от людей еще больше, становится нелюдимым, а настроенный враждебно — переходит к открытой агрессии. В подавляющем большинстве случаев это приводит к тому, что возникает своего рода заколдованный круг, проблемы в результате такого поведения усиливаются еще больше.
|
Сочетающее спонтанность с возможностью произвольной регу ляции. Когда обстановка требует немедленных действий, человек их совершает, но при необходимости может и управлять своими спонтанными реакциями. Это касается не только поведения, но и эмоционального реагирования. Такой человек не стремится к постоянному подавлению своих эмоций и чувств, позволяет себе открыто выражать их. Но при необходимости (например, когда обстановка не позволяет проявлять их внешне или они слишком сильные, препятствующие адекватному восприятию действительности) он готов взять их под контроль.
Настойчивое, но не переходящее в агрессивное. Человек прилагает усилия для достижения своих целей, но делает это, по возможности, не в ущерб интересам других людей. Конечно, уверенное поведение не означает жертвенную позицию и отказ от своих интересов. Напротив, такой человек готов отстаивать их весьма жестко, идти ради них на конфликт. Но, во-первых, в таких конфликтах он концентрируется именно на отстаивании своих интересов, а не на том, чтобы оскорбить, унизить или обидеть собеседника как личность. Во-вторых, уверенный человек не конфликтует без объективных поводов к тому. Если то, из-за чего возникла напряженность, для партнера важнее, чем для этого человека, или если ему важнее сохранить гармоничные взаимоотношения, он готов уступить, пожертвовать своими интересами. Для него предпочтительнее не идти на принцип, а разрешить конфликт гибко, с учетом всех нюансов ситуации, в которой он возник.
Направленное на достижение успеха, а не на избегание неуда чи. Человек центрирован на том, чтобы получить нечто позитивное, и руководствуется именно этой целью, но не тем, чтобы избежать возможных неприятностей. Размышляя над своими целями, такой человек представляет себе их успешное достижение, а не то, как он терпит неудачу. Например, начиная готовиться к экзамену, уверенный человек представляет его успешную сдачу и стремится именно к этой цели. Неуверенный же представляет, как он «проваливает» экзамен, и устремлен к тому, чтобы эта ситуация не воплотилась в реальность. Первый из этих видов мотивации эффективнее и с большей вероятностью приводит к успехам. Во-первых, когда человек видит благоприятный исход предстоящего дела, его эмоциональное состояние куда лучше, чем когда он думает о неудаче. Как следствие, и его деятельность будет более эффективной, что повысит шансы на достижение успеха. Во-вторых, когда мы детально представляем что-либо, то волей-неволей начинаем воплощать это в реальность. Особенно ярко это заметно на примере так называемых идеомоторных движений — достаточно представить себе какое-либо двигательное действие, как соответствующие мышцы начинают совершать небольшие, обычно незаметные для нас, но вполне реальные движения, нужные для него (этот эффект даже используется в спортивных тренировках). В сфере душевного реагирования происходит принципиально то же самое — что мы себе представили, то наша психика исподволь и начинает воплощать в действительность.
Созидательное. Человек, проявляющий уверенное поведение, не тратит силы на борьбу с кем или чем бы то ни было (будь то окружающие люди или собственные особенности психики), а вместо этого создает то, что считает нужным. Это как в бизнесе, где побеждает не тот, кто тратит ресурсы на борьбу с конкурентами, а тот, кто делает свое дело более эффективно, чем они. Победить дурную привычку — заменить ее хорошей. Отказаться от неэффективного способа мышления или поведения — выработать другой, более эффективный. Преодолеть собственную неуверенность -значит, овладеть способами уверенного поведения. Как гласит народная мудрость, «лучше бороться за что-то, чем против чего-то».
► «Под уверенностью в себе понимают способность человека выдвигать и претворять в жизнь собственные цели, потребности, желания, притязания, интересы, чувства и т. п. в отношении своего окружения» (Старшенбаум, 2006, с. 92).
Уверенные в себе люди характеризуются независимостью и самодостаточностью, что проявляется в различных жизненных сферах, но наиболее очевидно — в сфере межличностных отношений. Внешние признаки уверенного и неуверенного поведения тоже ярче всего заметны в ситуациях общения.
Человек, уверенный в себе, выглядит спокойным, держится с достоинством. У него открытый взгляд, ровная осанка, спокойный и уверенный голос. Он не суетится, не заискивает, не выказывает раздражения. Уверенный в себе человек умеет отстаивать свою позицию, не прибегая ни к агрессии, ни к пассивно-зависимому поведению. Он откровенно высказывается о своих потребностях, а также о желаемых действиях со стороны партнеров, делая это без враждебности и самозащиты, способен отстаивать свои права, не попирая при этом прав других. Это прямое, открытое поведение, не преследующее цели причинить вред другим людям1.
Поведение неуверенного человека бывает двух типов: пассивно-зависимым и агрессивным.
Неуверенный человек может быть очень тихим, застенчивым, ходить ссутулившись и опустив голову, избегать прямого взгляда, пасовать перед любым давлением на него. При таком поведении человек уходит от прямого обсуждения проблемы, склонен говорить о своих желаниях и потребностях в косвенной форме, обиняками, пассивен, но при этом не готов принять и то, что может предложить партнер.
Неуверенность проявляется и через прямо противоположное, агрессивное поведение, когда кричат, оскорбляют, размахивают руками, смотрят с презрением и т. п. Агрессивность в поведении, как это не покажется странным, тоже признак неуверенности. Такое поведение характеризуется требовательностью или враждебностью, человек «переходит на личности» и зачастую обращает внимание не столько на то, чтобы удовлетворить свои потребности, сколько на то, чтобы наказать другого.
В табл. 8 (Алберти, Эммонс, 1998,) приведена сравнительная характеристика этих видов поведения.
Таблица8
Уверенное поведение |
Неуверенное поведение
Тот, кто совершает воздействие
Уверенное поведение |
Неуверенное поведение | |
А. Пассивно-зависимое | Б. Агрессивное | |
Может достигнуть желаемой цели | Не достигает желаемой цели | Достигает желаемой цели, уязвляя других |
Тот, на кого направлено воздействие | ||
Самоутверждается | Испытывает стыд, чувство вины или раздражение | Жертвует своими интересами |
Эмоционален | Невысокого мнения о воздействующем | Уязвлен, унижен, защищается |
Может достигнуть желаемой цели | Достигает желаемой цели за счет воздействующего | Не достигает желаемой цели |
В научной психологии для обозначения способности вести себя подобным образом зачастую используется понятие «ассертивность» (англ. assertiveness — настойчивость, самоуверенность, утвердительность). На наш взгляд, сущность этого явления вполне адекватно передается словосочетанием «уверенное поведение», и использовать заимствованное слово никакой необходимости нет, по крайней мере в контексте тренингов.
Иногда уверенное поведение рассматривается как промежуточное между застенчивым и агрессивным, агрессия трактуется как следствие избыточности уверенности. Между тем, результаты психологических исследований агрессивности убедительно показывают, что она в большинстве случаев сопровождается не чрезмерно высокой, а как раз недостаточной уверенностью в себе. Корректнее говорить о том, что она, как и застенчивость, представляет собой один из вариантов проявления полюса неуверенного поведения.
В чем же тогда различие между теми, у кого неуверенность приводит к застенчивости, и теми, у кого она проявляется в форме агрессии? Есть основания полагать, что основное различие между этими типами реагирования связано с тем, чему человек склонен приписывать ответственность за собственную неспособность достигнуть цели. Застенчивые люди приписывают ее самим себе (рассуждения выстраиваются по типу «У меня не получается, потому что я сам плохой»). Агрессивные же перекладывают ответственность на других людей или на окружающую действительность в целом («У меня не получается, потому что ты мне мешаешь»).
Неуверенное: | |||||
|
Застенчивое Ответственность принимается на себя |
| |||
|
| ||||
Уверенное | |||||
|
Агрессивное Ответственность |
| |||
перекладывается на окружение |
|
|
| ||
В российской ментальности уверенность в себе нередко воспринимается как отрицательное качество, отождествляясь с наглостью и самодовольством. Между тем, объективных оснований приравнивать эти понятия нет. Как уже подчеркивалось, уверенный человек отстаивает свои цели таким образом, что это не сопровождается действиями, направленными против окружающих, призванными нанести им какой-либо вред.
Уверенность в себе отнюдь не означает безусловно-высокую самооценку человека. Она подразумевает, что он, наряду с тем, что принимает себя в целом как личность, свои частные способности и умения оценивает реалистично, т. е. далеко не всегда высоко. Самооценка уверенного человека является не столько повышенной, сколько дифференцированной: каждая частность оценивается отдельно, но это не переносится на личность в целом. Неуверенный же человек обладает неустойчивой и малодифференцированной самооценкой, зачастую он рассуждает по схеме «Раз у меня это не получилось — значит, я сам плохой и ни на что не годный, ничего у меня не выйдет». Или, наоборот, «Раз это удалось, то должно получаться и все остальное». И такие прямо противоположные суждения могут меняться по нескольку раз на дню под влиянием малозначимых, случайных факторов.
Неуверенность в себе наиболее ярко проявляется в поведении в ситуациях, связанных с общением. Так, В. Г. Ромек (2002) отмечает такие проявления неуверенности в себе в межличностных отношениях.
* Страх быть отвергнутым или высмеянным. Он становится барьером, в результате действия которого люди даже не пытаются наладить отношения, поскольку заранее убеждены, что ничего хорошего из этого не выйдет.
* Заниженная самооценка. Например, люди рассуждают таким образом: «Я посредственный, заурядный, никому не могу быть интересен»; «Я не смогу и двух слов вымолвить, общаясь с этим человеком». В результате такой человек, будучи заранее уверен в своей несостоятельности, даже не пытается качественно выполнить дело или выстроить отношения с интересующим его собеседником.
♦ Нерациональные убеждения, препятствующие межличностным контактам. Самые частые варианты этих убеждений: необоснованные обобщения («Доверчивость никому и никогда не прино-
сит ничего хорошего»), глобальные выводы из единичных фактов («Раз эта девушка мной не заинтересовалась — значит, я вообще неинтересный человек»), нереалистичные суждения о долженст
вовании («Я должен всем и всегда нравиться и не должен показывать свои истинные чувства»).
♦ Излишнее стремление «соблюдать приличие», избежание вся
ческих личных проявлений из опасения, что они могут кого-то задеть, обидеть, произвести неблагоприятное впечатление («Что обо мне люди подумают?!») и т. п.
Отсутствие навыков выражения чувств. Такие люди попросту не умеют говорить о своих личных переживаниях, все общение у них получается отвлеченным, касающимся каких-то внешних предметов, но никак не их самих, своих желаний, потребностей и чувств. Приведем примеры нескольких связанных с межличностным взаимодействием бытовых ситуаций, в которых у подростков достаточно ярко проявляются навыки уверенного поведения или, напротив, отсутствие таковых.
· Беседа с продавцом в магазине: необходимость подробно расспро
сить его о каком-либо товаре, попросить продемонстрировать его,
перевесить продукты, проверить правильность расчетов и т. п.
· Завязать диалог с прохожим: спросить время, выяснить дорогу
в то или иное место, помочь найти автобусную остановку или ма
газин, торгующий определенными товарами.
· Общение с учителем, преподавателем в вузе: уточнить критерии
выставления оценки за какую-либо работу, выяснить условия
сдачи экзамена, получить индивидуальную консультацию по не
понятному вопросу
· В общественном транспорте: выяснить у кондуктора или пассажи
ров маршрут движения, узнать, когда пойдет следующий автобус,
во сколько с утра начинается движение на данном маршруте и т. п.
· На дискотеке, в клубе и т. п.: завязать разговор с понравившейся
девушкой (для девушки — с парнем), пригласить или быть при-
глашенной на танец, обменяться телефонами или адресами элек-
тронной почты.
Несмотря на то, что уверенное поведение сильно зависит от особенностей семейного воспитания и взаимоотношений с родителями, проявляется оно, в первую очередь, в общении не со старшими, а со сверстниками.
Диагностика.
А теперь давайте выясним, насколько же Вы уверены в себе.
| Поделиться: |
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.255.247 (0.018 с.)