Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сольфеджио. Все правила по сольфеджио↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Сольфеджио. Все правила по сольфеджио 1.Названия звуков. до, ре, ми, фа, соль, ля, си Названия белых клавиш фортепиано Белая клавиша между двумя черными - ре Две белые клавиши справа от ре - ми,фа. Две белые клавиши справа от фа (между трех черных) -соль, ля Две белые клавиши справа от ля (после трех черных) - си, до. Названия октав Октавой называется группа звуков от до до каждого следующего до. Октава, которая находится в середине фортепианной клавиатуры, называется первой. Октавы, которые находятся выше (правее) первой октавы, называются: вторая октава, третья октава, четвертая октава. Октавы, которые находятся ниже (левее) первой, называются: малая октава, большая октава, контроктава, субконтроктава. Размещение нот на нотоносце. Ноты - это знаки для записи музыки. Нотным станом, или нотоносцем, называется строка из пяти линий, на которых размещаются ноты. Счет линий нотоносца ведется снизу вверх. Ноты располагаются на линиях, между линиями, под первой линией, над пятой линией, на нижних добавочных линиях, на верхних добавочных линиях. Скрипичный ключ Скрипичный ключ - это знак, который указывает, что звук соль первой октавы записывается на второй линии нотоносца. Ноты первой октавы в скрипичном ключе записываются так: до - на первой дополнительной линии, ре - под первой линией, ми - на первой линии, фа - между первой и второй линиями, соль - на второй линии, ля - между второй и третьей линиями, си - на третьей линии. Нотное обозначение длительности звуков Продолжительность звука обозначается различными видами нот. Белая нота (круг) без палочки - целая нота. Белая нота (круг) c палочкой - половинная нота. Черная нота (круг) с палочкой - четвертная нота Черная нота с палочкой и хвостиком - восьмая нота. Основное деление длительности звуков: Целая делится на 2 половинные, половинная - на 2 четверти, четверть - на 2 восьмые Направление палочек нот на нотоносце: до третьей линии палочки пишутся вверх, выше третьей линии - вниз. 6.Размер 2/4 - это двухдольный такт, в котором каждая доля длится четверть, первая доля сильная, вторая - слабая. Схема дирижирования на 2/4: вниз, вверх. 7. Восьмые в двухдольном такте. Длительности, которые исполняются в 2 раза быстрее, чем четверти, называются восьмыми. На одну четверть приходятся две восьмые. Деление первой доли такта на две равные части: две восьмые, четверть Деление второй доли такта на две равные части: четверть, две восьмые Деление первой и второй долей такта на две равные части: две восьмые, две восьмые. Запись песни со словами и без слов. Если песня записывается без слов, две восьмые, которые составляют четверть, соединяются ребром. Если песня записывается со словами, то каждая восьмая, которая приходится на один слог текста, пишется отдельно. Мажор и минор. Тоника. Мажор и минор - наиболее распространенные в музыке лады. Бодрым, жизнерадостным мелодиям, светлым мелодиям соответствует мажорный лад. Печальным, грустным мелодиям соответствует минорный лад. Главный, опорный звук лада называется тоникой. На тонике чаще всего оканчивается мелодия. Гамма До мажор. Гамма - это звуки лада, расположенные по высоте вверх или вниз от тоники до ее октавного повторения. Звуки, из которых состоит гамма, называются ступенями. Полная гамма состоит из восьми ступеней. Восьмая ступень гаммы является повторением первой. Ступени обозначаются римскими цифрами: I, II, III, IV, V, VI, VII. Название гаммы дается по ее главному тону, то есть тонике. В До мажоре тоникой является звук до. Ступени гаммы До мажор: до-I, ре-II, ми-III, фа-IV, соль-V, ля-VI, си-VII,до-снова I Тоническое трезвучие. Кроме тоники (первая ступень), к опорным звукам лада относятся также третья и пятая ступени. Первая, третья и пятая ступени образуют тоническое трезвучие. Тоническое трезвучие в До мажоре: до-I, ми-III, соль-V. 12. Вводные звуки - звуки, окружающие тонику (VII и II ступени). Вводные звуки в До мажоре: си - ре. Восходящий вводный звук в До мажоре - си. Нисходящий вводный звук в До мажоре - ре. Переход восходящего вводного звука в тонику: си переходит в до. Переход нисходящего вводного звука в тонику: ре переходит в до. Полутон и тон. Полутон - это расстояние между двумя ближайшими звуками. Два полутона составляют целый тон. Тоны и полутоны в гамме До мажор: до-ре - тон, ре-ми - тон, ми-фа - полутон, фа-соль - тон, соль-ля - тон, ля-си - тон, си-до - полутон. А здесь есть музыкальные аудио-диктанты для 1 класса сольфеджио в До мажоре. Диез, бемоль, бекар. Знаки повышения и понижения отдельных звуков называются знаками альтерации, или хроматическими знаками. Диез - знак повышения звука на полтона: # Бемоль - знак понижения звука на полтона: b Бекар - знак, который отменяет действие диеза или бемоля. Названия черных клавиш фортепиано Черная клавиша между до и ре - до-диез или ре-бемоль Черная клавиша между ре и ми - ре-диез или ми-бемоль Черная клавиша между фа и соль - фа-диез или соль-бемоль Черная клавиша между соль и ля - соль-диез или ля-бемоль Черная клавиша между ля и си - ля-диез или си-бемоль Диезы или бемоли, поставленные около ключа, называются ключевыми знаками альтерации. Ключевые знаки сохраняются на протяжении всей мелодии. Диез или бемоль, стоящие перед нотой, называются неключевыми, или случайными знаками альтерации. Случайные знаки сохраняются только в данном такте. Тональность Соль мажор Соль мажор - мажорный лад, в котором тоникой является звук соль (лад с одним диезом в ключе). Звуки, из которых состоит Соль мажор: соль, ля, си, до, ре, ми, фа-диез, (соль). Ключевой знак в тональности соль мажор: фа-диез. Гамма Соль мажор и ее ступени: соль-I, ля - II, си - III, до - IV, ре - V, ми - VI, фа-диез - VII, (соль) - I. Тоническое трезвучие в Соль мажоре: соль-I, си - III, ре - V Вводные звуки в Соль мажоре: фа-диез - VII,ля - II Тональность Фа мажор Фа мажор - мажорный лад, в котором тоникой является звук фа (лад с одним бемолем в ключе). Звуки, из которых состоит Фа мажор: фа, соль, ля, си-бемоль, до, ре, ми, (фа). Ключевой знак в тональности Фа мажор: си-бемоль. Гамма Фа мажор и ее ступени: фа-I, соль- II, ля - III, си-бемоль - IV, до- V, ре - VI, ми - VII, (фа) - I. Тоническое трезвучие в Фа мажоре: фа-I, ля - III, до - V Вводные звуки в Фа мажоре: ми - VII, соль - II Транспозиция Транспозицией называется перенесение мелодии из одной тональности в другую. При этом в мелодии с первоначальной тональностью проставляются номера ступеней, номера ступеней подписываются под новый нотный стан, затем приписываются над номерами ступеней ноты мелодии уже в новой тональности. Пауза. Паузой называется перерыв в звучании (знак молчания). Целая пауза, равная по длительности целой ноте, записывается как черный прямоугольник под четвертой линейкой. Половинная пауза, равная по длительности половинной ноте, записывается как черный прямоугольник на третьей линейке. Четвертная пауза, равная по длительности четвертной ноте, записывается как знак, напоминающий зигзаг. Восьмая пауза, равная по длительности восьмой ноте, записывается как знак, напоминающий цифру четыре. Музыкальная фраза. Фразы - это части, на которые разделяется мелодия. Ритмические остановки или паузы в мелодии (они называются цезурами) указывают на окончание музыкальных фраз. Всякая повторность в мелодии - точная или с некоторыми изменениями - создает ощущение начала новой музыкальной фразы. Конец фразы обозначается знаком "галка" или "запятая". Реприза. Репризой называется знак повторения, это две точки - выше второй и выше третьей линеек около двух вертикальных линий. 22. Басовый ключ - это знак, который указывает, что звук фа малой октавы записывается на четвертой линии нотоносца. Соответственно расположению ноты фа на четвертой линии располагаются и другие ноты, например, нота до большой октавы записывается на второй дополнительной линии снизу, а нота до малой октавы - между второй и третьей линией. Тональность ля минор. Ля минор - минорный лад, в котором тоникой является звук ля. Это лад, параллельный До мажору. Параллельными называются мажорная и минорная тональности с одинаковыми ключевыми знаками. Тоника параллельной минорной тональности является шестой ступенью мажорной тональности. Гамма ля минор и ее ступени: ля-I, си - II, до - III, ре - IV, ми - V, фа - VI, соль - VII, (ля) - I. Тоническое трезвучие в ля миноре: ля - I, до - III, ми - V Тональность ми минор Ми минор -минорныйлад, в котором тоникой является звук "ми" (лад, параллельный Соль мажору, с одним диезом в ключе). Звуки, из которых состоит ми минор: ми, фа-диез, соль, ля, си, до, ре, ми. Ключевой знак в тональности ми минор: фа-диез, записывается на пятой линии нотного стана. Гамма ми минор и ее ступени вверх: ми - I, фа-диез - II, соль - III, ля - IV, си - V, до - VI, ре -VII, ми - I. Гамма ми минор и ее ступени вниз: ми -I, ре -VII, до - VI, си - V, ля - IV,соль - III, фа-диез - II, ми - I Тоническое трезвучие в ми миноре: ми -I, соль - III, си - V. Тональность ре минор Ре минор- минорныйлад, в котором тоникой является звук "ре" (лад, параллельный Фа мажору, с одним бемолем в ключе). Звуки, из которых состоит ре минор: ре, ми, фа, соль, ля, си-бемоль, до, ре. Ключевой знак в тональности ре минор: си-бемоль, записывается на третьей линии нотного стана. Гамма ре минор и ее ступени вверх: ре - I, ми - II, фа - III, соль - IV, ля - V, си-бемоль - VI, до -VII, ре - I. Гамма ре минор и ее ступени вниз: ре -I, до -VII, си-бемоль - VI, ля - V, соль - IV,фа - III,ми - II, ре - I Тоническое трезвучие в ре миноре: ре -I, фа - III, ля - V. Размер 3/4 Размер 3/4 -это трехдольный такт, в котором каждая доля длится четверть. За каждой сильной долей следуют две слабые. Схема дирижирования на 3/4:вниз - в сторону - вверх. Размер 3/8 Размер 3/8 -это трехдольный такт, в котором каждая доля длится одну восьмую. За каждой сильной долей следуют две слабые. Схема дирижирования на 3/8:вниз - в сторону - вверх. Затакт. Затакт -это неполный такт, с которого начинается мелодия. Мелодии, в которых есть затакт, всегда начинаются со слабой доли такта. Затакты - четверть, восьмая, две восьмые. Тональность Ре мажор Ре мажор - мажорный лад, в котором тоникой является звук ре (лад с двумя диезами в ключе). Звуки, из которых состоит Ре мажор: ре, ми, фа-диез, соль, ля, си, до-диез, ре. Ключевые знаки в тональности Ре мажор: фа-диез, до-диез. Гамма Ре мажор и ее ступени: ре -I, ми - II, фа-диез - III, соль - IV, ля - V, си- VI, до-диез - VII, (ре) - I. Тоническое трезвучие в Ре мажоре: ре-I, фа-диез - III, ля - V Вводные звуки в Ре мажоре: до-диез - VII,ми - II Лига. Если лига (дуга) стоит над или под двумя соседними нотами одинаковой высоты, то она связывает эти ноты в один непрерывно тянущийся звук, увеличивая его длительность. Если же лига стоит над нотами различной высоты, то она обозначает необходимость связного, или плавного, их исполнения, называемого легато. Фермата Фермата -это знак, который показывает, что данный звук надо выдержать несколько дольше, чем написано. Знак ферматы обозначается как лига над или под точкой. Интервалы Интервалом называется сочетание двух звуков. Если звуки интервала берутся раздельно (один за другим), то интервал называется мелодическим. Если звуки интервала берутся одновременно, то интервал называется гармоническим. Основных названий интервалов - восемь. Каждый интервал заключает в себе определенное количество ступеней. Названия интервалов: Прима - первая, обозначается цифрой 1 Секунда - вторая, обозначается цифрой 2 Терция - третья, обозначается цифрой 3 Кварта - четвертая, обозначается цифрой 4 Квинта - пятая, обозначается цифрой 5 Секста - шестая, обозначается цифрой 6 Септима - седьмая, обозначается цифрой 7 Восьмая - восьмая, обозначается цифрой 8 Мелодические интервалы от звука до вверх: до-до (прима), до-ре (секунда), до-ми (терция), до-фа (кварта), до-соль (квинта), до-ля (секста), до-си (септима), до-до (октава) Мелодические интервалы от звука до вниз: до-до (прима), до-си (секунда), до-ля (терция), до-соль(кварта), до-фа (квинта), до-ми (секста), до-ре (септима), до-до (октава) Гармонические интервалы от звука до те же, только их ноты звучат одновременно Размер 4/4 Размер 4/4 - это четырехдольный такт, в котором каждая доля длится четверть. Состоит из двух простых тактов по 2/4. Обозначение размера 4/4: 4/4 или С Сильные и слабые доли в такте на 4/4: первая - сильная, вторая - слабая, третья - относительно сильная, четвертая - слабая. Схема дирижирования на 4/4: вниз - к себе - в сторону - вверх. Три вида минорного лада. Минорный лад бывает трех видов: натуральный, гармонический, мелодический. Натуральный минор - минор, в котором ступени не изменены. Гармонический минор - минор с повышенной VII ступенью. Мелодический минор - минор с повышенными VI и VII ступенями (в восходящем порядке). В нисходящем порядке гамма мелодического минора исполняется как натуральная. Гамма ля минор натуральная: ля - си - до - ре - ми - фа - соль -ля. Гамма ля минор гармоническая - ля - си - до - ре - ми - фа - соль-диез - ля. Гамма ля минор мелодическая: ля - си - до - ре - ми - фа-диез - соль-диез -ля. Тональность си минор. Си минор- минорныйлад, в котором тоникой является звук "си" (лад, параллельный Ре мажору, с двумя диезами в ключе). Звуки, из которых состоит ре минор: си, до-диез, ре, ми, фа-диез, соль, ля, си. Ключевые знаки в тональности си минор: фа-диез, записывается на пятой линии нотного стана и до-диез, записывается между третьей и четвертой линиями. Гамма си минор натуральная: си - I, до-диез - II, ре - III, ми - IV, фа-диез - V, соль - VI, ля -VII, си - I. Гамма си минор гармоническая: си - I, до-диез - II, ре - III, ми - IV, фа-диез - V, соль - VI, ля-диез -VII, си - I. Гамма си минор мелодическая: си - I, до-диез - II, ре - III, ми - IV, фа-диез - V, соль-диез - VI, ля-диез -VII, си - I. Тоническое трезвучие в си миноре: си -I, ре - III, фа-диез - V. Неустойчивые звуки с разрешением в гармоническом си миноре: ля-диез - в си, до-диез - в си, до-диез - в ре, ми - в ре, соль - в фа-диез. Большая и малая секунды. Секунда - это интервал, который содержит две ступени. Секунда называется большой, если она составляет целый тон. Секунда называется малой, если она составляет полтона. Большая секунда обозначается б.2, малая секунда обозначается м.2. Большая секунда от звука до вверх - до-ре. Малая секунда от звука до вверх - до-ре-бемоль. Большая секунда от звука до вниз - до-си-бемоль. Малая секунда от звука до вниз - до-си. А здесь есть музыкальные аудио-диктанты для 3 класса сольфеджио - в си миноре Секунды в мажорном ладу. В мажорном ладу образуются следующие секунды: малые секунды на III и VII ступенях; большие секунды на I, II, IV, V, VI ступенях. Большие секунды в тональности До мажор: до-ре, ре-ми, фа-соль, соль-ля, ля-си. Малые секунды в тональности До мажор: ми-фа, си-до. Большая и малая терции. Терция - интервал, который содержит три ступени. Терция называется большой, если она составляет два тона. Терция называется малой, если она составляет полтора тона. Большая терция обозначается б.3, малая терция обозначается м.3. Большая терция вверх от звука до: до-ми, малая терция вверх от звука до: до-ми-бемоль. Большая терция вниз от звука до: до-ля-бемоль, малая терция вниз от звука до: до-ля. Терции в мажорном ладу В мажорном ладу образуются следующие терции: большие терции - на I, IV, V ступенях; малые терции - на II, III, VI, VII ступенях. Большие терции в тональности До мажор: до-ми (на I), фа-ля(на IV), соль-си(на V) Малые терции в тональности До мажор: ре-фа (на II), ми-соль(на III), ля-до(на VI), си-ре(на VII) А. Однотерцовые тональности Однотерцовыми называются пары (мажорная и минорная) тональностей, имеющих одинаковые III ступени (терцовые тоны), например, Ре мажор и ре-диез минор (у них один терцовый тон - фа-диез).
Короткий форшлаг (маленькая зачеркнутая нота перед основной) исполняется перед основной нотой, не меняя ее ритма, не сдвигая ее с места, либо сдвигая на четверть длительности основной ноты. Пример - си(бемоль)-ля. Долгий форшлаг (маленькая незачеркнутая нота перед основной)- исполняется за счет основной ноты, форшлаг ставится на место основной ноты, эта основная нота сдвигается со своего места и становится за счет форшлага короче. Пример - си(бемоль)-ля.
Группетто (лежащая перевернутая s). Группетто бывает простым-ля-си(бемоль)-ля-соль(диез)-ля, си(бемоль)-ля-соль(диез)-ля и перечеркнутым- ля-соль(диез)-ля -си(бемоль)-ля, соль(диез)-ля -си(бемоль)-ля. Дополнительный диез, бемоль или бекар относятся к первому вспомогательному звуку. Трель - обозначается tr с волнистой линией. Состоит из мелких длительностей (например,32-х). Пример - ре-ми-ре-ми, ре-ми-ре-ми,ре-ми-ре-ми, ре-ми-ре-ми-ре- последняя группа может содержать не 4, а 5 нот (записывается как квинтоль). Аччакатура - пример - аккорд соль-си-до-ми, где нота си обрывается сразу после взятия аккорда, а ноты соль-до-ми продолжают звучать. Шлейфер - пример - мелодия -ми-ре-до, где первая нота (ми) остается звучать во время прохождения нот ре-до.
Темпом называется скорость исполнения музыки.
термины характеризующие музыкальную эмоциональность: * abbandono (аббандоно) – непринуждённость Некоторые термины часто встречающиеся в нотной литературе: * a capella (а капэлла) – хором, без инструментального сопроводждения . Общеупотребительные тональности (24): До мажор - ля минор Мажорные и параллельные им минорные тональности с бемолями: Энгармонически равные минорные тональности: 1. Порядок появления диезов: фа-до-соль-ре-ля-ми-си. 7. Лады. В натуральном мажоре высокие III, VI и VII ступени.до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до 13. Интервалы. ч.1. Чистых прим на белых клавишах 7. (до-до, ре-ре и т.д.). Во всех случаях вторая нота будет повторять первую (ми-диез-ми-диез, ми-бемоль-ми-бемоль). 19. Интервалы. б.2. Больших секунд на белых клавишах всего 5: до-ре, ре-ми, фа-соль, соль-ля, ля-си. фа-бемоль-ми-дубль-бемоль, до-бемоль-си-дубль-бемоль. 22. Интервалы. ч.4. Чистых кварт на белых клавишах 6: до-фа, ре-соль, ми-ля, соль-до, ля-ре,си-ми. до-диез-фа-диез, вниз ч.5 си-бемоль-ми-бемоль. 25. Интервалы. м.7. Малых септим на белых клавишах 5 (как и б.2): ре-до, ми-ре, соль-фа, ля-соль, си-ля. м.7 является обращением б.2. Это можно использовать, если требуется построить м.7. Например, построить м.7 вниз от ре: строим вверх б.2 - ре-ми, переносим ми вниз на октаву и получаем м.7. 26. Интервалы. б.7. Больших септим на белых клавишах 2 (как и м.2): до-си, фа-ми. б.7 является обращением м.2. Это можно использовать, если требуется построить б.7. Например, построить б.7 вверх от соль: строим вниз м.2 - соль-фа-диез, переносим фа-диез на октаву вверх и получаем б.7. 28. Интервалы. б.3. Больших терций на белых клавишах 3: до-ми, фа-ля, соль-си.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 107409; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.47.163 (0.02 с.) |