Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Чистые кварты в мажорном ладу.
Кварта - интервал, который содержит четыре ступени. Кварта называется чистой, если она составляет два с половиной тона. Чистая кварта обозначается ч. 4.
Чистая кварта в тоническом трезвучии До мажора: соль-до в развернутом трезвучии до-ми-соль-до. Чистые кварты в До мажоре: до-фа(I), ре-соль(II), ми-ля(III), на IV ступени ч.4 нет,соль-до(V), ля-ре (VI), си-ми(VII). 46. Тональность Си-бемоль мажор. Си-бемоль мажор - мажорный лад, в котором тоникой является звук си-бемоль(лад с двумя бемолями в ключе). Звуки, из которых состоит Си-бемоль мажор: си-бемоль, до,ре, ми-бемоль, фа, соль, ля, си-бемоль. Ключевые знаки в тональности Си-бемоль мажор: си-бемоль на третьей линейке и ми-бемоль между четвертой и пятой линейками. Гамма Си-бемоль мажор и ее ступени: си-бемоль(I), до(II),ре(III), ми-бемоль(IV), фа(V), соль(VI), ля(VII), си-бемоль(I). Тоническое трезвучие в Си-бемоль мажоре: си-бемоль(I) - ре(III) - фа(V). Неустойчивые звуки с разрешением в си-бемоль мажоре: ля(VII) в си-бемоль(I),до(II)в си-бемоль(I),до(II) в ре(III),ми-бемоль(IV)в ре(III),ми-бемоль(IV)вфа(V),соль(VI) в фа(V). 47. Тональность соль минор Соль минор - минорный лад, в котором тоникой является звук соль (лад, параллельный Си-бемоль мажору, с двумя бемолями в ключе). Звуки, из которых состоит соль минор натуральный: соль, ля, си-бемоль, до, ре, ми-бемоль, фа, соль. Ключевые знаки в тональности соль минор: си-бемоль на третьей линейке и ми-бемоль между четвертой и пятой линейками. Гамма соль минор натуральная и ее ступени: соль(I), ля(II), си-бемоль(III), до(IV), ре(V), ми-бемоль(VI), фа(VII), соль(I). Гамма соль минор гармоническая: соль, ля, си-бемоль, до, ре, ми-бемоль, фа-диез(VII), соль. Гамма соль минор мелодическая: соль, ля, си-бемоль, до, ре, ми-бекар(VI), фа-диез(VII), соль. Тоническое трезвучие в соль миноре: соль(I) - си-бемоль(III) - ре(V). Неустойчивые звуки с разрешением в гармоническом соль миноре: фа-диез(VII) в соль(I),ля(II)в соль(I),ля(II) в си-бемоль(III),до(IV)в си-бемоль(III),до(IV)в ре(V), ми-бемоль(VI) в ре(V). 48. Тритоны в мажорном ладу Тритоны - интервалы, в которых содержатся три тона К тритонам относятся увеличенная кварта и уменьшенная квинта.Тритоны - резко звучащие интервалы.В них оба звука неустойчивые и тяготеютк ближайшим устойчивым звукам. При разрешении увеличенной кварты звуки расходятся, а при разрешении уменьшенной квинты звуки сходятся. Увеличенная кварта в До мажоре:фа-си ув4 на IV Уменьшенная квинта в До мажоре:си-фа ум5 на VII Разрешение увеличенной кварты в До мажоре: фа-си в ми-до м6 на III Разрешение уменьшенной квинты в До мажоре: си-фа в до-ми б3 на I
49. Секунды в гармоническом миноре В гармоническом миноре образуются следующие секунды: малые секунды - на II,V и VII ступенях; большие секунды - на I,III и IV ступенях; увеличенная секунда - на VI ступени Секунды в гармоническом ля миноре: ля-си (б2 на I), си-до (м2на II),до-ре (б2 на III), ре-ми (б2 на IV), ми-фа (м2 на v), фа-соль-диез (ув2 на VI), соль-диез-ля (м2 на VII) Разрешение увеличенной секунды в ля миноре: фа-соль-диез в ми-ля (ч4)
50. Терции в гармоническом миноре В гармоническом миноре образуются следующие терции: малые терции - на I,II,IV и VII ступенях большие терции - на III,V и VI ступенях Терции в гармоническом ля миноре: ля-до (м3 на I), си-ре (м3 на II), до-ми (б3 на III), ре-фа (м3наIV), ми-соль-диез (б3 на V), фа-ля (б3 на VI), соль-диез-си (м3 на VII)
51.Главные трезвучия мажора и гармонического минора Главные трезвучия лада - тоническое трезвучие - на I ступени, доминантовое трезвучие - на V ступени, субдоминантовое трезвучие - на IV ступени.
Главные трезвучия в тональности До мажор: до-ми-соль(тоническое трезвучие на I ступени) соль-си-ре (доминантовое трезвучие на V ступени) фа-ля-до (субдоминантовое трезвучие на IV ступени)
Главные трезвучия в тональности ля минор гармонический ля-до-ми(тоническое трезвучие на I ступени) ми-соль-диез-си(доминантовое трезвучие на V ступени) ре-фа-ля (субдоминантовое трезвучие на IV ступени) 52.Названия нижнего, среднего и верхнего звуков трезвучия Звуки, из которых складывается трезвучие, имеют особые названия Название нижнего звука трезвучия - основной тон, или прима В трезвучии до-ми-соль это звук до Название верхнего звука трезвучия - терцовый тон, или терция В трезвучии до-ми-соль это звук ми Название верхнего звука трезвучия - квинтовый тон, или квинта В трезвучии до-ми-соль это звук соль 53.Шестнадцатые (имеют по два ребра или по два хвоста) Длительности, которые исполняются в два раза быстрее, чем восьмые, называются шестнадцатыми.На одну четверть приходятся четыре шестнадцатых. Ритмические группы с шестнадцатыми: 4 шестнадцатых 1 восьмая и 2 шестнадцатых 2 шестнадцатых и 1 восьмая
54.Пунктирный ритм с шестнадцатыми Сочетание длительностей - восьмая с точкой и шестнадцатая называется пунктирным ритмом.
55.Тональность ля мажор Ля мажор - мажорный лад, в котором тоникой является звук ля (лад с тремя диезами в ключе) Звуки, из которых состоит Ля мажор: ля, си, до-диез, ре, ми, фа-диез, соль-диез, ля. Ключевые знаки в Ля мажоре: фа-диез на пятой линейке, до-диез между третьей и четвертой линейками и соль-диез выше пятой линейки Гамма Ля мажор и ее ступени: ля(I), си(II), до-диез(III), ре(IV), ми(V), фа-диез(VI), соль-диез(VII), ля(I). Неустойчивые звуки с разрешением в Ля мажоре: соль-диез(VII) в ля(I),си(II) в ля(I),си(II)в до-диез(III),ре(IV) в до-диез(III),ре(IV) в ми(V),фа-диез(VI) в ми(V)
56.Тональность фа-диез минор Фа-диез минор - минорный лад, в котором тоникой является звук фа-диез (лад, параллельный Ля мажору, с тремя диезами в ключе) Звуки, из которых состоит фа-диез минор натуральный: фа-диез, соль-диез, ля, си, до-диез, ре, ми, фа-диез. Ключевые знаки в тональности фа-диез минор: фа-диез на пятой линейке, до-диез между третьей и четвертой линейками и соль-диез выше пятой линейки Гамма фа-диез минор натуральная и ее ступени: фа-диез(I), соль-диез(II), ля(III), си(IV), до-диез(V), ре(VI), ми(VII), фа-диез(I). Гамма фа-диез минор гармоническая и ее ступени: фа-диез(I), соль-диез(II), ля(III), си(IV), до-диез(V), ре(VI), ми-диез(VII), фа-диез(I). Гамма фа-диез минор мелодическая и ее ступени: фа-диез(I), соль-диез(II), ля(III), си(IV), до-диез(V), ре-диез(VI), ми-диез(VII), фа-диез(I). Неустойчивые звуки с разрешением в гармоническом фа-диез миноре: ми-диез(VII) в фа-диез(I),соль-диез(II) в фа-диез(I),соль-диез(II)в ля(III),си(IV) в ля(III),си(IV) в до-диез(V),ре(VI) в до-диез(V)
57. Тональность Ми-бемоль мажор Ми-бемоль мажор - мажорный лад, в котором тоникой является звук ми-бемоль (лад с тремя бемолями в ключе) Звуки, из которых состоит Ми-бемоль мажор: ми-бемоль-фа-соль-ля-бемоль- си-бемоль-до-ре-ми-бемоль Ключевые знаки в тональности Ми-бемоль мажор: си-бемоль на третьей линейке, ми-бемоль между четвертой и пятой линейками и ля-бемоль между второй и третьей линейками. Гамма Ми-бемоль мажор и ее ступени ми-бемоль(I), фа(II), соль(III), ля-бемоль(IV), си-бемоль(V), до(VI), ре(VII), ми-бемоль(I). Неустойчивые звуки с разрешением в Ля мажоре: ре(VII) в ми-бемоль(I),фа(II) в ми-бемоль(I),фа(II)в соль(III),ля-бемоль(IV) в соль(III),ля-бемоль(IV) в си-бемоль(V),до(VI) в си-бемоль(V)
58. Тональность до минор Тональность до минор - минорный лад, в котором тоникой является звук до (лад, параллельный ми-бемоль мажору, с тремя бемолями в ключе) Звуки, из которых состоит до минор натуральный: до-ре-ми-бемоль- фа-соль-ля-бемоль-си-бемоль-до Ключевые знаки в тональности до минор: си-бемоль на третьей линейке, ми-бемоль между четвертой и пятой линейками и ля-бемоль между второй и третьей линейками. Гамма до минор натуральная и ее ступени: до(I), ре(II), ми-бемоль(III), фа(IV), соль(V), ля-бемоль(VI), си-бемоль(VII), до(I). Гамма до минор гармоническая и ее ступени: до(I), ре(II), ми-бемоль(III), фа(IV), соль(V), ля-бемоль(VI), си-бекар(VII), до(I). Гамма фа-диез минор мелодическая и ее ступени: до(I), ре(II), ми-бемоль(III), фа(IV), соль(V), ля-бекар(VI), си-бекар(VII), до(I). Неустойчивые звуки с разрешением в гармоническом до миноре: си-бекар(VII) в до(I),ре(II) в до(I),ре(II)в ми-бемоль(III),фа(IV) в ми-бемоль(III),фа(IV) в соль(V),ля-бемоль(VI) в соль(V)
59. Большие и малые сексты. Секста - интервал, который содержит шесть ступеней.Секста называется большой, если она составляет четыре с половиной тона. Секста называется малой, если она составляет четыре тона. Большая секста обозначается б.6, малая секста обозначается м.6 Большая секста от звука до вверх - до-ля, малая секста от звука до вверх - до-ля-бемоль Большая секста от звука до вниз - до- ми-бемоль, малая секста от звука до вниз - до-ми.
60. Сексты в мажорном ладу В мажорном ладу образуются следующие сексты: малые сексты - на III,VI и VII ступенях большие сексты - на I,II,IV и V ступенях Сексты в тональности До мажор: до-ля (б.6 на I), ре-си (б.6 на II), ми-до (м.6 на III0, фа-ре (б.6 на IV), соль-ми (б.6 на V), ля-фа (м.6 на VI), си-соль (м.6 на VII). 61. Обращения трезвучий Обращением трезвучия называется такой вид трезвучия, в котором нижним звуком является терция или квинта основного трезвучия Основное трезвучие: до-ми-соль Первое обращение: ми-соль-до, называется секстаккорд Второе обращение: соль-до-ми, называется квартсекстаккорд
Обращения главных трезвучий в До мажоре: тоническое трезвучие: до-ми-соль,обозначается Т53 тонический секстаккорд: ми-соль-до,обозначается Т6 тонический квартсекстаккорд: соль-до-ми,обозначается Т64 доминантовое трезвучие: соль-си-ре,обозначается D53 доминантовый секстаккорд: си-ре-соль,обозначается D6 доминантовый квартсекстаккорд: ре-соль-си,обозначается D64 субдоминантовое трезвучие: фа-ля-до,обозначается S53 субдоминантовый секстаккорд:ля-до-фа,обозначается S6 субдоминантовый квартсекстаккорд:до-фа-ля, обозначается S64
Обращения главных трезвучий в гармоническом ля миноре: тоническое трезвучие: ля-до-ми,обозначается t53 тонический секстаккорд: до-ми-ля,обозначается t6 тонический квартсекстаккорд: ми-ля-до,обозначается t64 доминантовое трезвучие: ми-соль-диез-си,обозначается D53 доминантовый секстаккорд: соль-диез-си-ми,обозначается D6 доминантовый квартсекстаккорд: си-ми-соль-диез,обозначается D64 субдоминантовое трезвучие: ре-фа-ля,обозначается s53 субдоминантовый секстаккорд:фа-ля-ре,обозначается s6 субдоминантовый квартсекстаккорд: ля-ре-фа,обозначается s64 62.Большие и малые септимы Септима - интервал, который содержит семь ступеней. Септима называется большой, если она составляет пять с половиной тонов. Септима называется малой, если она составляет пять тонов. Большая септима обозначается б.7, малая септима обозначается м.7 Большая септима от звука до вверх:до-си, малая септима от звука до вверх: до-си-бемоль Большая септима от звука до вниз: до-ре-бемоль, малая септима от звука до вниз: до-ре
63.Септимы в мажорном ладу В мажорном ладу образуются следующие септимы: большие септимы - на I и IV ступенях, малые септимы - на II, III, V и VII ступенях Септимы в тональности До мажор: до-си (б.7 на I), ре-до (м.7 на II), ми-ре (м.7 на III), фа-ми (б.7 на IV), соль-фа (м.7 на V), ля-соль (м.7 наVI), си-ля (м.7 на VII)
64. Обращения интервалов Обращением интервалов называется перемещение нижнего звука интервала на октаву вверх или верхнего звука на октаву вниз. В результате получается другой интервал, который вместе с первоначальным составляет октаву. Прима обращается в октаву Секунда обращается в септиму Терция обращается в сексту Кварта обращается в квинту и наоборот: Квинта - в кварту Секста - в терцию Септима - в секунду Октава - в приму
Изменения вида интервала при обращении: Большие интервалы обращаются в малые Малые - в большие Увеличенные - в уменьшенные Уменьшенные - в увеличенные Чистые - в чистые
65. Доминантсептаккорд Септаккордом называется аккорд из четырех звуков, расположенных по терциям. Доминантсептаккорд - септаккорд от пятой ступени лада. Обозначается - D7. Доминантсептаккорд в До мажоре: соль-си-ре-фа. Доминантсептаккорд в ля миноре гармоническом: ми-соль-диез-си-ре Интервальный состав доминантсептаккорда: б.3 - м.3 - м.3; между крайними звуками - м.7 или мажорное трезвучие и м.3 Разрешение доминантсептаккорда: В домажоре D7 соль-си-ре-фа разрешается в неполное тоническое трезвучие без квинты с утроенной тоникой) до-до-до-ми 66.Тональность Ми мажор Ми мажор - мажорный лад, в котором тоникой является звук ми (лад с четырьмя диезами в ключе) Звуки, из которых состоит Ми мажор ми - фа-диез - соль-диез - ля - си - до-диез - ре-диез - ми Ключевые знаки в тональности Ми мажор: фа-диез на пятой линейке, до-диез между третьей и четвертой линейкой, соль-диез выше пятой линейки, ре-диез на четвертой линейке Гамма Ми мажор и ее ступени ми(I), фа-диез(II),соль-диез(III), ля(IV), си(V), до-диез(VI), ре-диез(VII), ми(I). Тоническое трезвучие в Ми мажоре: ми(I) - соль-диез(III) - си(V). Неустойчивые звуки с разрешениями в Ми мажоре: ре-диез(VII) в ми(I), фа-диез(II) в ми(I),фа-диез(II) в соль-диез(III), ля(IV) в соль-диез(III), ля(IV) в си(V), до-диез(VI) в си(V). 67.Тональность до-диез минор До-диез минор - минорный лад, в котором тоникой является звук до-диез (лад, параллельный Ми мажору), с четырьмя диезами в ключе Звуки, из которых состоит до-диез минор натуральный: до-диез - ре-диез - ми - фа-диез - соль-диез - ля - си - до-диез Гамма до-диез минор гармоническая: до-диез - ре-диез - ми - фа-диез - соль-диез - ля - си-диез - до-диез Гамма до-диез минор мелодическая: до-диез - ре-диез - ми - фа-диез - соль-диез - ля-диез - си-диез - до-диез Неустойчивые звуки с разрешениями в гармоническом до-диез миноре: си-диез(VII) в до-диез(I),ре-диез(II) в до-диез(I), ре-диез(II) в ми(III),фа-диез(IV) в ми(III), фа-диез(IV) в соль-диез(V),ля(VI) в соль-диез(V). 68.Тональность Ля-бемоль мажор Ля-бемоль мажор - мажорный лад, в котором тоникой является звук ля-бемоль (лад с четырьмя бемолями в ключе) Звуки, из которых состоит Ля-бемоль мажор ля-бемоль - си-бемоль - до - ре-бемоль - ми-бемоль - фа - соль - ля-бемоль Ключевые знаки в тональности Ля-бемоль мажор: си-бемоль на третьей линейке, ми-бемоль между четвертой и пятой линейками, ля-бемоль между второй и третьей линейками, ре-бемоль на четвертой линейке Гамма Ля-бемоль мажор и ее ступени ля-бемоль(I), си-бемоль(II), до(III), ре-бемоль(IV), ми-бемоль(V), фа(VI), соль(VII), ля-бемоль(I). Тоническое трезвучие в Ля-бемоль мажоре: ля-бемоль(I) - до(III) - ми-бемоль(V). Неустойчивые звуки с разрешениями в Ля-бемоль мажоре: соль(VII) в ля-бемоль(I),си-бемоль (II)в ля-бемоль(I),си-бемоль(II)в до(III),ре-бемоль(IV)в до(III),ре-бемоль(IV)в ми-бемоль(V),фа(VI) в ми-бемоль(V).
69.Тональность фа минор Фа минор - минорный лад, в котором тоникой является звук фа (лад, параллельный Ля-бемоль мажору), с четырьмя бемолями в ключе Звуки, из которых состоит фа минор натуральный: фа - соль - ля-бемоль - си-бемоль - до - ре-бемоль - ми-бемоль - фа Гамма фа минор гармоническая: фа - соль - ля-бемоль - си-бемоль - до - ре-бемоль - ми-бекар - фа Гамма фа минор мелодическая: фа - соль - ля-бемоль - си-бемоль - до - ре-бекар - ми-бекар - фа Неустойчивые звуки с разрешениями в гармоническом фа миноре: ми-бекар(VII) в фа(I), соль(II)в фа(I), соль(II) в ля-бемоль(III), си-бемоль(IV) в ля-бемоль(III), си-бемоль(IV) в до(V),ре-бемоль(VI) в до(V).
70.Размер 6/8 Размер 6/8 - шестидольный такт, в котором каждая доля длится одну восьмую. Состоит из двух простых тактоа по 3/8 Ритмические группы в такте на 6/8 3 восьмые и 3 восьмые четверть с точкой и четверть с точкой половинная с точкой четверть восьмая и четверть восьмая
Схема дирижирования на 6/8 Вниз-вниз-к себе- в сторону-в сторону-вверх
71. Триоли Триоль получается от деления длительности на три равные части, вместо обычного деления на две: четверть делится на три восьмые, восьмая - на три шестнадцатые, половинная - на три четверти
72.Тональность Си мажор Си мажор - мажорный лад, в котором тоникой является звук си (лад с пятью диезами в ключе) Звуки, из которых состоит Си мажор си - до-диез - ре-диез - ми - фа-диез - соль-диез - ля-диез - си Ключевые знаки в тональности Си мажор: фа-диез на пятой линейке, до-диез между третьей и четвертой линейкой, соль-диез выше пятой линейки, ре-диез на четвертой линейке,ля-диез между второй и третьей линейками Гамма Си мажор и ее ступени си(I), до-диез(II),ре-диез(III), ми(IV), фа-диез(V), соль-диез(VI), ля-диез(VII), си(I). Тоническое трезвучие в Си мажоре: си(I) - ре-диез(III) - фа-диез(V). Неустойчивые звуки с разрешениями в Си мажоре: ля-диез(VII) в си(I),до-диез(II)в си(I),до-диез(II)в ре-диез(III),ми(IV)в ре-диез(III),ми(IV)в фа-диез(V),соль-диез(VI) в фа-диез(V).
73.Дубль-диез Дубль-диез - знак, который повышает основную ступень на два полутона (целый тон) Дубль-диез обозначается буквой x или двумя диезами до-дубль-диез - клавиша ре ре-дубль-диез - клавиша ми фа-дубль-диез - клавиша соль соль-дубль-диез - клавиша ля ля-дубль-диез - клавиша си
74.Тональность соль-диез минор Соль-диез минор - минорный лад, в котором тоникой является звук соль-диез лад, параллельный Си мажору, с пятью диезами в ключе Звуки, из которых состоит соль-диез минор натуральный: соль-диез - ля-диез - си - до-диез - ре-диез - ми - фа-диез - соль-диез Гамма соль-диез минор гармоническая: соль-диез - ля-диез - си - до-диез - ре-диез - ми - фа-дубль-диез - соль-диез Гамма соль-диез минор мелодическая: соль-диез -ля-диез - си - до-диез - ре-диез - ми-диез - фа-дубль-диез - соль-диез Неустойчивые звуки с разрешениями в гармоническом соль-диез миноре: фа-дубль-диез(VII) всоль-диез(I),ля-диез(II)в соль-диез(I),ля-диез(II)в си(III),до-диез(IV)в си(III),до-диез(IV)в ре-диез(V),ми(VI) в ре-диез(V).
75.Тональность Ре-бемоль мажор Ре-бемоль мажор - мажорный лад, в котором тоникой является звук ре-бемоль (лад с пятью бемолями в ключе) Звуки, из которых состоит Ре-бемоль мажор ре-бемоль - ми-бемоль - фа - соль-бемоль - ля-бемоль - си-бемоль - до - ре-бемоль Ключевые знаки в тональности Ре-бемоль мажор: си-бемоль на третьей линейке, ми-бемоль между четвертой и пятой линейками, ля-бемоль между второй и третьей линейками, ре-бемоль на четвертой линейке, соль-бемоль на второй линейке Гамма Ре-бемоль мажор и ее ступени ре-бемоль(I), ми-бемоль(II),фа(III), соль-бемоль(IV), ля-бемоль(V), си-бемоль(VI), до(VII), ре-бемоль(I). Тоническое трезвучие в Ре-бемоль мажоре: ре-бемоль(I) - фа(III) - ля-бемоль(V). Неустойчивые звуки с разрешениями в Ре-бемоль мажоре: до(VII) в ре-бемоль(I),ми-бемоль (II)в ре-бемоль(I),ми-бемоль(II)в фа(III),соль-бемоль(IV)в фа(III),соль-бемоль(IV)в ля-бемоль(V),си-бемоль(VI) в ля-бемоль(V).
76.Тональность си-бемоль минор Си-бемоль минор - минорный лад, в котором тоникой является звук си-бемоль, лад, параллельный Ре-бемоль мажору, с пятью бемолями в ключе Звуки, из которых состоит си-бемоль минор натуральный: си-бемоль - до - ре-бемоль - ми-бемоль - фа - соль-бемоль - ля-бемоль - си-бемоль Гамма си-бемоль минор гармоническая: си-бемоль - до - ре-бемоль - ми-бемоль - фа - соль-бемоль - ля-бекар - си-бемоль Гамма си-бемоль минор мелодическая: си-бемоль - до - ре-бемоль - ми-бемоль - фа - соль-бекар - ля-бекар - си-бемоль Неустойчивые звуки с разрешениями в гармоническом си-бемоль миноре: ля-бекар(VII) в си-бемоль(I),до(II)в си-бемоль(I),до(II)в ре-бемоль(III),ми-бемоль(IV)в ре-бемоль(III),ми-бемоль(IV)в фа(V),соль-бемоль(VI) в фа(V).
77.Дубль-бемоль Дубль-бемоль - знак, который понижает основную ступень на два полутона (целый тон) Дубль-бемоль обозначается двумя бемолями. ре-дубль-бемоль - клавиша до ми-дубль-бемоль - клавиша ре соль-дубль-бемоль - клавиша фа ля-дубль-бемоль - клавиша соль си-дубль-бемоль - клавиша ля
78.Гармонический мажор Гармоническим мажором называется мажор с пониженной VI ступенью. Гамма До мажор гармоническая: до-ре-ми-фа-соль-ля-бемоль-си-до Субдоминантовое трезвучие в гармоническом До мажоре фа-ля-бемоль-до
79.Таблица интервалов в пределах октавы Интервалом называется сочетание двух звуков, взятых последовательно (один за другим) или одновременно. Количество ступеней, заключенных в интервале, устанавливает название интервала, а число тонов между звуками - вид интервала.
80. Переменный лад Переменный лад - лад, в котором имеются две тоники. Чаще всего тоническими трезвучиями переменного лада являются трезвучия мажора и параллельного ему минора или наоборот. Пример - первая фраза песни в Фа мажоре, а вторая в параллельном ему ре миноре.
81. УСТОЙЧИВЫЕ И НЕУСТОЙЧИВЫЕ ИНТЕРВАЛЫ В ЛАДУ Устойчивые интервалы в ладу — интервалы, в которых оба звука являются устойчивыми, то есть входят в состав тонического трезвучия. Неустойчивые интервалы в ладу — интервалы, в которых оба звука (или один из звуков) неустойчивы, то есть не входят в состав тонического трезвучия.
Устойчивые интервалы в до мажоре: (звуки тонического трезвучия) до-ми, до-соль, до-до, ми-соль, ми-до, ми-ми, соль-до, соль-ми, соль-соль Неустойчивые интервалы в до мажоре, в которых один звук неустойчивый, а второй устойчивый: до-ре, до-фа, до-ля, до-си, ми-ля, ми-си, ми-ре, соль-си, соль-ре, соль-фа, ре-соль, си-соль, фа-соль Неустойчивые интервалы в до мажоре, в которых оба звука неустойчивые: си-ре, си-фа, си-ля, ре-фа, фа-ля, ре-си, фа-си, фа-ре, ля-си, ля-ре, ля-фа
82. ЛАДОВОЕ РАЗРЕШЕНИЕ ИНТЕРВАЛОВ Ладовым разрешением называется переход неустойчивых звуков интервала в ближайшие устойчивые звуки лада. Если в неустойчивом интервале один звук устойчивый, а второй неустойчивый, то устойчивый звук при разрешении остается на месте, а неустойчивый по ладовому тяготению переходит в ближайший устойчивый звук. Если оба звука в интервале неустойчивые, то при разрешении они переходят в ближайшие устойчивые звуки. Увеличенные интервалы при разрешении всегда расширяются а уменьшенные суживаются.
Разрешение неустойчивых интервалов в до мажоре, в которых один звук устойчивый, а другой неустойчивый: ре-соль в ми-соль, ре-соль в до-соль, си-соль в до-соль, до-ля в до-соль, соль-фа в соль-ми
Разрешение неустойчивых интервалов в до мажоре, в которых оба звука неустойчивые: си-ля в до-соль, ре-си в до-до, ре-си в ми-до, фа-си в ми-до, ля-си в соль-до
Скачок доминантового звука в тонику на кварту вверх или на квинту вниз при разрешении неустойчивых интервалов: фа-соль в ми-до, ре-соль в до-до, си-соль в до-до, соль-фа в до-ми, соль-ре в до-до, соль-си в до-до При разрешении неустойчивых интервалов следует избегать параллельных октав и квинт. Например:ре-ре в до-до нельзя, ре-ре нужно вести в ми-до
83. РАЗРЕШЕНИЕ СУБДОМИНАНТОВОГО И ДОМИНАНТОВОГО ТРЕЗВУЧИЙ И ИХ ОБРАЩЕНИЙ Субдоминантовое и доминантовое трезвучия и их обращения разрешаются в тонический аккорд. Звук, принадлежащий тоническому трезвучию, остается на месте, а два остальных (неустойчивых) звука ведутся по ладовому тяготению на секунду в одну сторону — от субдоминанты вниз, от доминанты вверх. Разрешение субдоминантового трезвучия и его обращений в до мажоре: фа-ля-до в ми-соль-до ля-до-фа в соль-до-ми до-фа-ля в до-ми-соль
Разрешение доминантового трезвучия и его обращений в до мажоре: соль-си-ре в соль-до-ми си-ре-соль в до-ми-соль ре-соль-си в ми-соль-до
84. ВВОДНЫЕ СЕПТАККОРДЫ Вводным септаккордом называется септаккорд, построенный от VII ступени лада. В зависимости от септимы вводные септаккорды бывают: Малый вводный — если крайние звуки септаккорда образуют малую септиму. Уменьшенный вводный — если крайние звуки септаккорда образуют уменьшенную септиму. Малый вводный септаккорд встречается в натуральном мажоре, а уменьшенный вводный септаккорд —в гармоническом миноре и гармоническом мажоре. Малый вводный септаккорд в натуральном до мажоре: си-ре-фа-ля
Интервальный состав малого вводного септаккорда: м.З - м.З - б.З крайние звуки образуют м.7
Уменьшенный вводный септаккорд а гармоническом ля миноре: соль-диез-си-ре-фа Интервальный состав уменьшенного вводного септаккорда: м.З - м.З - м.З крайние звуки образуют ум.7 Разрешение вводных септаккордов: Вводные септаккорды разрешаются в тоническое трезвучие с удвоением терцового тона, для того чтобы избежать параллельных квинт.
Малый вводный септаккорд в натуральном до мажоре си-ре-фа-ля разрешается в до-ми-ми-соль
Уменьшенный вводный септаккорд а гармоническом ля миноре соль-диез-си-ре-фа разрешается в ля-до-до-ми
85. Таблицы мажорных и минорных тональностей Тональностью называется определенная высота лада. Мажорные и параллельные им минорные тональности с диезами: До мажор - ля минор Соль мажор - ми минор Ре мажор - си минор Ля мажор - фа-диез минор Ми мажор - до-диез минор Си мажор- соль-диез минор Фа-диез мажор - ре-диез минор До-диез мажор - ля-диез минор
Мажорные и параллельные им минорные тональности с бемолями: Фа мажор - ре минор Си-бемоль мажор - соль минор Ми-бемоль мажор - до минор Ля-бемоль мажор - фа минор Ре-бемоль мажор - си-бемоль минор Соль-бемоль мажор - ми-бемоль минор До-бемоль мажор - ля-бемоль минор
86. Тетрахорды Тетрахордом называется мелодическая последовательность из четырех звуков, расположенных по секундам в объеме чистой кварты Тетрахорды в гамме До мажор: до-ре-ми-фа - нижний, или первый тетрахорд, соль-ля-си-до - верхний, или второй тетрахорд
87.Энгармонически равные тональности Энгармонически равные тональности - тональности одинаковые по звучанию, но различные по названию Энгармонически равные мажорные тональности: Си мажор и До-бемоль мажор Фа-диез мажор и Соль-бемоль мажор До-диез мажор и Ре -бемоль мажор
Энгармонически равные минорные тональности соль-диез-минор и ля-бемоль минор ре-диез минор и ми-бемоль минор ля-диез минор и си-бемоль минор
88. БУКВЕННОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ ЗВУКОВ И ТОНАЛЬНОСТЕЙ Для буквенных обозначений применяются начальные буквы латинского алфавита:Aa Bb Cc Dd Ee Ff Gg Hh Таблица слоговых и буквенных названий
Основные звуки Повышенные на 1/2 тона Пониженные на 1/2 тона до —с do# — cis dob — ces ре — d ре#— dis реb— des ми — e ми# — eis миЬ — es фа — f фа# — fis фаb — fes соль — g соль# — gis сольb — ges ля — a ля# — ais ля b — as cu — h cu# — his cub — b
Буквенное обозначение мажорных тональностей до мажор — C-dur фа мажор — F-dur соль мажор — G-dur сиb мажор — B-dur ре мажор — D-dur ми b мажор — Es-dur ля мажор — A-dur ля b мажор — As-dur ми мажор — E-dur ре b мажор — Des-dur си мажор — H-dur соль b мажор — Ges-dur фа # мажор — Fis-dur до b мажор — Ces-dur до # мажор — Cis-dur Буквенное обозначение минорных тональностей ля минор — a-moll ре минор — d-moll ми минор — e-rnoll соль минор — g-moll си минор — h-moll до минор — c-moll фа # минор — fis-moll фа минор — f-moll до # минор — cis-moll си b минор — b-moll соль # минор — gis-moll ми b минор — es-moll ре # минор — dis-moll ля b минор — as-moll ля # минор — ais-moll
89. Квинтовый круг мажорных тональностей Квинтовым кругом называется система, в которой все тональности одного лада расположены по чистым квинтам До мажор вверх- Соль мажор - Ре мажор - Ля мажор - Ми мажор - Си мажор - Фа-диез мажор - До-диез мажор До мажор вниз - Фа мажор - Си-бемоль мажор - Ми-бемоль мажор - Ля-бемоль мажор - Ре-бемоль мажор - Соль-бемоль мажор -До-бемоль мажор
90. Общий квинтовый круг мажорных и параллельных минорных тональностей До мажор - ля минор Соль мажор - ми минор Ре мажор - си минор Ля мажор - фа-диез минор Ми мажор - до-диез минор Си мажор- соль-диез минор Фа-диез мажор - ре-диез минор До-диез мажор - ля-диез минор Фа мажор - ре минор Си-бемоль мажор - соль минор Ми-бемоль мажор - до минор Ля-бемоль мажор - фа минор Ре-бемоль мажор - си-бемоль минор Соль-бемоль мажор - ми-бемоль минор До-бемоль мажор - ля-бемоль минор
91. Одноименные тональности Одноименными тональностями называются мажорная и минорная тональности, имеющие общую тонику (I ступень).
Одноименные тональности от звуков на белых клавишах фортепиано: до мажор — до минор ре мажор — ре минор ми мажор — ми минор фа мажор — фа минор соль мажор — соль минор ля мажор — ля минор си мажор — си минор
Сравнение одноименных гамм: до мажор III VI VII ступени высокие до минор III VI VII ступени низкие
Тоническая терция в до миноре:до-ми-бемоль
Тоническая терция в до мажоре:до-ми
92. ОБРАЩЕНИЯ ДОМИНАНТСЕПТАККОРДА Обращением септаккорда называется вид септаккорда, в котором нижним звуком является терция, квинта или септима основного септаккорда. Основной доминантсептаккорд в до мажоре: соль-си-ре-фа D7
Первое обращение доминантсептаккорда: си-ре-фа-соль D56 квинтсекстаккорд
Второе обращение доминантсептаккорда: ре-фа-соль-си D34терцквартаккорд
Третье обращение доминантсептаккорда: фа-соль-си-ре D2 секундаккорд
Разрешение основного доминантсептаккорда в до мажоре: соль-си-ре-фа (D7) в до-до-до-ми (неполное тоническое трезвучие-T53)
Разрешение квинтсекстаккорда в до мажоре: си-ре-фа-соль (D56) в до-до-ми-соль (тоническое трезвучие с удвоением I ступени- T53)
Разрешение терцквартаккорда в до мажоре: ре-фа-соль-си (D34) в до-ми-соль-до (развернутое тоническое трезвучие -T53)
Разрешение секундаккорда в до мажоре: фа-соль-си-ре (D2) в ми-соль-до-до (тонический секстаккорд с удвоением I ступени-T6)
93. ПОСТРОЕНИЕ ОБРАЩЕНИЙ ДОМИНАНТСЕПТАККОРДА ОТ ДАННОГО ЗВУКА D56 состоит из м.З, м.З и 6.2, нижний звук D56 является VII ступенью лада. D34 состоит из мЗ, 6.2 и б.3; нижний звук D34 является II ступенью лада. D2 состоит из 6.2, 63 и м.З; нижний звук D2 является IV ступенью лада.
94. СИНКОПА Синкопой называется перенесение ударения с более сильной доли такта на предшествующую ей слабую. Внутритактовая синкопа: в размере 2/4 восьмая-четверть-в 95. КВАРТЫ В ГАРМОНИЧЕСКОМ МИНОРЕ В гармоническом миноре образуются следующие кварты: чистые кварты — на I, II, III и V ступенях; увеличенные кварты — на IV и VI ступенях; уменьшенная кварта — на VII ступени.
Чистые кварты в гармоническом ля миноре: ля-ре на I, си-ми на II, до-фа на III, ми-ля на V
Увеличенные кварты в гармоническом ля миноре ре-соль-диез на IV, фа-си на VI
Уменьшенная кварта в гармоническом ля миноре: соль-диез-до на VII
96. КВИНТЫ В ГАРМОНИЧЕСКОМ МИНОРЕ В гармоническом миноре образуются следующие квинты: чистые квинты — на I, IV, V и VI ступенях; уменьшенные квинты — на II и VII ступенях; увеличенная квинта — на III ступени.
Чистые квинты в гармоническом ля миноре: ля-ми на I, ре-ля на IV, ми-си на V, фа-до на VI
Уменьшенные квинты в гармоническом ля миноре: си-фа на II, соль-диез-ре на VII
Увеличенная квинта в гармоническом ля миноре: до-соль-диез на III 97. СОЕДИНЕНИЯ ГЛАВНЫХ ТРЕЗВУЧИЙ Соединением аккордов называется связь между аккордами посредством плавного голосоведения. Каждый голос в аккордах движется плавно, без скачков. Соединение главных трезвучий в до мажоре. Начало с тоники в основном виде:
т(до-ми-соль) s64(до-фа-ля) т(до-ми-соль)D6(си-ре-соль) т(до-ми-соль)
Начало с тоники в виде секстаккорда: т6(ми-соль-до) s(фа-ля-до) т6(ми-соль-до)D64(ре-соль-си) т6(ми-соль-до)
Начало с тоники в виде квартсекстаккорда:
Т64(соль-до-ми) S6(ля-до-фа) T64(соль-до-ми) D (соль-си-ре) Т64(соль-до-ми) 98. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ АККОРДОВ ИЗ ГЛАВНЫХ ТРЕЗВУЧИЙ Последовательностью называется определенный порядок чередования аккордов в ладу. Последовательность аккордов Т, S в трехголосном изложении в до мажоре: т(до-ми-соль) s64(до-фа-ля) т(до-ми-соль), т6(ми-соль-до) s(фа-ля-до) т6(ми-соль-до), Т64(соль-до-ми) S6(ля-до-фа) T64(соль-до-ми)
Последовательность аккордов Т, D в трехголосном изложении в до мажоре: т(до-ми-соль) D6(си-ре-соль) т(до-ми-соль) т6(ми-соль-до) D64(ре-соль-си) т6(ми-соль-до) T64(соль-до-ми) D (соль-си-ре) Т64(соль-до-ми) 99. СОПРОВОЖДЕНИЕ МЕЛОДИИ ГЛАВНЫМИ ТРЕЗВУЧИЯМИ Мелодией называется одноголосный музыкальный напев. Аккорды, сопровождающие мелодию, называются сопровождением или аккомпанементом. Шуман "Смелый наездник" - первый период - ля минор - сопровождение мелодии главными трезвучиями и их обращениями
100. ХАРАКТЕРНЫЕ ИНТЕРВАЛЫ ГАРМОНИЧЕСКОГО МИНОРА Характерными интервалами гармонического минора называются увеличенные и уменьшенные интервалы, образовавшиеся от повышения VII ступени (за исключением тритона). Увеличенная секунда и уменьшенная септима в гармоническом ля миноре: фа - соль-диез, соль-диез - фа Увеличенная квинта и уменьшенная кварта в гармоническом ля миноре: до-соль-диез, соль-диез до Разрешение характерных интервалов в ля миноре: фа - соль-диез в ми-ля, соль-диез - фа- в ля-ми, до-соль-диез в до-ля, соль-диез- до в ля -до
101. ЭНГАРМОНИЧЕСКИ РАВНЫЕ ИНТЕРВАЛЫ Энгармонически равные интервалы — интервалы одинаковые по звучанию (по количеству содержащихся в них тонов), но различные по названию (по количеству содержащихся в них ступеней).
Таблица энгармонически равных интервалов 1/2 тона—малая секунда(соль-ля-бемоль)=увеличенной приме(соль-соль-диез)
1 тон - большая секунда(фа-диез-соль-диез)=уменьшенной терции(фа-диез-ля-бемоль)
1 1/2 тона — малая терция(соль-си-бемоль)=увеличенной секунде(соль-ля-диез)
2 тона — большая терция(фа-диез-ля-диез)=уменьшенной кварте(фа-диез-си-бемоль)
2 1/2 тона — чистая кварта(до-фа)=увеличенной терции(до-ми-диез)
3 тона — увеличенная кварта(соль-до-диез)=уменьшенной квинте(соль-ре-бемоль)
3 1/2 тона — чистая квинта(ми-си)=уменьшенной сексте(ми-до-бемоль)
4 тона — малая секста(до-ля-бемоль)=увеличенной квинте(до-соль-диез)
4 1/2 тона — большая секста(фа-диез-ре-диез)=уменьшенной септиме(фа-диез-ми-бемоль)
5 тонов — малая септима(до-си-бемоль)=увеличенной сексте(до-ля-диез)
5 1/2 тонов — большая септима(до-си)=уменьшенной октаве(до-до-бемоль)
6 тонов — чистая октава(до-до)=увеличенной септиме(до-си-диез)
102. КОНСОНИРУЮЩИЕ И ДИССОНИРУЮЩИЕ ИНТЕРВАЛЫ Консонирующие интервалы — интервалы, звучащие более мягко, звуки которых как бы сливаются друг с другом. Диссонирующие интервалы — интервалы, звучащие более резко, звуки которых не сливаются друг с другом. Консонирующие интервалы Совершенные консонансы: Несовершенные консонансы: Чистая прима Большая терция Чистая октава Малая терция Чистая квинта Большая секста Чистая кварта Малая секста
Диссонирующие интервалы: Большая и малая секунды Большая и малая септимы Тритоны
Увеличенные и уменьшенные интервалы относятся к консонансам или диссонансам в зависимости от энгармонической замены.
103. СОСТАВНЫЕ ИНТЕРВАЛЫ Составные интервалы — интервалы шире октавы. Нона —девятая ступень — обозначается цифрой 9=октава+ секунда: до1- ре2
Децима - десятая ступень—обозначается цифрой 10=октава+ терция: до1- ми2
Ундецима — одиннадцатая ступень—обозначается цифрой 11=октава+кварта: до1- фа2
Дуодецима—двенадцатая ступень—обозначается цифрой 12=октава+квинта: до1-соль2
Терцдецима - тринадцатая ступень - обозначается цифрой 13=октава+секста:
до1-ля2
Квартдецима - четырнадцатая ступень - обозначается цифрой 14=октава +септима:
до1-си2
Квинтдецима - пятнадцатая ступень - обозначается цифрой 15=октава+октава:
до1-до3
ХАРАКТЕРНЫЕ ИНТЕРВАЛЫ И ТРИТОНЫ В ГАРМОНИЧЕСКОМ МАЖОРЕ Характерными интервалами гармонического мажора называются увеличенные и уменьшенные интервалы, образовавшиеся от понижения VI ступени (за исключением тритона). _ Увеличенная секунда и уменьшенная септима в гармоническом до мажоре: ля-бемоль-си, си-ля-бемоль
Тритоны в гармоническом до мажоре: фа-си,ля-бемоль-ре, си-фа, ре-ля-бемоль
Увеличенная квинта и уменьшенная кварта в гармоническом до мажоре: ля-бемоль-ми, ми-ля-бемоль
105. СЕКВЕНЦИИ Секвенцией называется повторение какого-либо мелодиче
|