Способ пятый – дыхательная гимнастика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Способ пятый – дыхательная гимнастика



Принцип действия гимнастики основан на следующем.

На всем своем протяжении дыхательные пути обильно снабжены окончаниями вегетативной нервной системы. Установлено, что фаза вдоха возбуждает окончания симпатического нерва, активизирующего деятельность внутренних органов, а фаза выдоха – блуждающего нерва, как правило, оказывающего тормозящее влияние. В дыхательной гимнастике это используется в виде так называемого – мобилизирующего (успокаивающего) дыхания.

Упражнение "Ха - дыхание"

Занимаем положение стоя, ноги ставим по ширине плеч, руки опускаем вдоль туловища. Делаем глубокий вдох, при этом поднимаем руки вверх, задерживаем дыхание и далее выдыхаем: корпус туловища резко наклоняем вперед, руки опускаем и резко выдыхаем воздух с громким звуком «ха».

Способ шестой – функциональная музыка

С целью создания определенного функционального фона, можно использовать специально подобранные музыкальные произведения.

Что нужно делать при профессиональном «выгорания»: не скрывать свои чувства, говорить о них; не избегать говорить о том, что случилось; принимать помощь, если ее предлагают, не стесняться; выделять достаточно времени для сна, отдыха, размышлений; ясно, прямо и честно говорить о своих желаниях; сохранять нормальный распорядок жизни.

Заключительно упражнение «Уровень счастья»

Задание выполняется письменно.

Инструкция: « Составьте список всего того, за что вы можете быть благодарны судьбе в настоящий момент».

После того, как задние выполнено, ведущий выясняет:

- кто из педагогов нашел более 10 вещей, за которые можно быть благодарным судьбе;

- кто нашел 5;

- кто не нашел ни одной.

Обобщение: «Хотелось бы напомнить вам историю о двух людях, которым показали стакан воды, наполнены наполовину. Один сказал: «Он наполнен наполовину, и я благодарен за это»; Другой сказал: «Он наполовину пуст, и я чувствую себя обманутым». Разница между этими людьми не в том, что они имеют, а в их отношении к тому, что они имеют. Люди, владеющие искусством благодарности, физически и эмоционально более благополучны, чем те, «обманутые» люди, чьи чашки всегда наполовину пусты».

Литература

1. Иванова Н.В., Голубева Е.В. Психотерапия личного самочувствия как одно из направлений психологического обеспечения деятельности воспитателя дошкольного учреждения. – Вологда: ВИРО, 2002г.

2. Митина Л.М. Профессиональное здоровье учителя: стратегия и технология. - //Школа здоровья, 1996, № 4.

3. Митина Л.М. Эмоциональная устойчивость учителя: психологическое содержание, генезис и динамика. - //Школа здоровья, 1995, № 1.

4. Нашемук А. В., Осипова И. И., Хатагова Н. А. Профилактика профессионального выгорания. – Майкоп: «Качество», 2006.

5. Осухова Н.Г. Профессиональное выгорание, или Как сохранить здоровье и не «сгореть» на работе. - М.: Педагогический университет "Перове сентября", 2011г.

6. Психология здоровья. - /под ред. Г.С.Никифорова. – СПб: «Питер», 2003.

7. Филина С. О «синдроме профессионального выгорания» и технике безопасности в работе педагогов и других специалистов социальной сферы. - //Школьный психолог, 2003, № 36.

8. Шишков В.В., Нахимовский А.И. Выше стресса! Практическое руководство по саморегуляции. – С.- Петербург, «Весь». 2005.

 


Консультации для педагогов Ресурсный подход к профилактике эмоционального выгорания

Башкеева Любовь Александровна, педагог-психолог ФГК ДОУ «Десткий сад № 146» МОРФ, н.п.Вологда-20

Консультация 1

Относительно профессии феномен эмоционального выгорания рассматривается как профессиональная деформация специалиста, вызванная влиянием внешних и внутренних факторов. Данные факторы в каждой отдельной ситуации действуют взаимосвязанно, поэтому предсказать возникновение эмоционального выгорания у специалиста практически невозможно. Выгорание не зависит от сферы профессиональной деятельности и для любого специалиста является неизбежным, поэтому профилактическая деятельность представляется обязательной, так как позволяет предотвратить или исключить возникновение синдрома, а также сохранить профессиональное здоровье за счет обеспечения личности комплексом ресурсов.

Ресурсы – это потенциальные возможности личности, способствующие ее психологической устойчивости в стрессовых ситуациях и обеспечивающие успешность выполнения какой-либо деятельности.

Личностные ресурсы (психологические, профессиональные, физические) представляют собой навыки и способности человека, средовые ресурсы отражают доступность личности помощи (инструментальной, моральной, эмоциональной) в социальной среде (со стороны членов семьи, друзей, сослуживцев) и материальное обеспечение жизнедеятельности людей, переживших стресс или находящихся в стрессогенных условиях.

Осмысление педагогами своей личности, профессионально-ролевой позиции, которую он привычно занимает по отношению к себе, другим людям и своей работе, и определение меры ее неконструктивности – есть начало самопомощи.

В практической психологии Эрика Берна, есть идея о фундаментальном влиянии позиции человека по отношению к себе и другим на всю его жизнь.

В рамках этой популярной концепции Томас Харрис нашел способ описания позиций, возможных в отношениях «Я — Ты» (они близки к привычным для нас представлениям о самооценке и оценке другого).

По его мнению, существуют простейшие двусторонние позиции — это Ты и Я. Они имеют две модальности:

1) Я ОК или Я не-ОК;

2) Ты ОК или Ты не-ОК".

Объединив все возможные комбинации этих убеждений, мы получим четыре утверждения о себе и других людях:(1) Я ОК, ты ОК; (2) Я не-ОК, ты ОК; (3) Я ОК, ты не-ОК; (4) Я не-ОК, ты не-ОК.

Я не-ОК — Ты ОК. Человек, который принял указанную жизненную позицию, полагается на милость окружающих, испытывает ог­ромную потребность в поглаживании, в признании. Такой человек полон желания угодить другому, он подобен альпинисту, который пожизненно приговорен покорять одну вершину за другой, никогда не достигая полного удовлетворения. Психологически это депрес­сивная позиция, в социальном плане она означает самоуничижение. В профессиональной жизнедеятельности такая позиция чаще всего побуждает человека сознательно унижаться перед различными людьми, используя при этом их слабости.

Я не-ОК — Ты не-ОК. Принятие такой жизненной позиции приводит к замедлению или даже остановке развития Взрослого. Это значит, что человек считает плохими всех окружающих, а также самого себя. У человека нет больше надежды, он сдается. Это позиция безнадеж­ности.

Я ОК — Ты не-ОК. Эта позиция подходит для ситуации, когда не­обходимо избавиться от кого-то. Это позиция превосходства. В боль­шинстве случаев такая позиция характерна для посредственных личностей, людей с завышенной самооценкой, склонных видеть в других только недостатки.

Я ОК — Ты ОК. Позиция «Я — хороший» — «Ты — хороший» — самая эффективная, потому что человек, принявший ее, не предпо­лагает получения мгновенной радости и утешения. Это позиция вполне здоровой личности с позитивной установкой на себя и со­циальное окружение. При такой позиции партнеров общение про­текает взаимно оптимально.

Таким образом, имеются четыре базовые позиции:

1) Я ОК – ТЫ ОК (здоровая позиция, позиция уверенности),

2) Я ОК – ТЫ не-ОК (позиция превосходства над окружающими),

3) Я не-ОК – ТЫ ОК (позиция тревожности, неуверенности в себе),

4) Я не-ОК – ТЫ не-ОК (позиция безысходности).

 

Практическое задание. Ассоциативный тест: Куб.

Тест – ассоциативный, рассчитанный исключительно на подсознание, а оно, как известно, лукавить не умеет. Тест позволяет не только узнать себя получше, проникнуть в бессознательное, минуя “цензуру” сознания, но и дает возможность:

· расслабиться,

· снять стресс,

· отдохнуть,

· погрузиться в медитативное состояние,

· развить воображение.

Даже если какие-то выводы показались вам необоснованными, постарайтесь сразу все не отрицать, а прислушаться к голосу подсознания, в нем скрыто огромное количество полезной нам же информации

Чтобы тест дал достоверные результаты, забудьте о реальности — пусть ваше воображение рисует вам любые картины (представьте, что вы в сказке, где может произойти все, что угодно!), и отвечайте первое, что вам приходит в голову; не пытайтесь предугадывать «правильные» ответы.

Представьте себя в ситуациях, которые будут вам предложены, а потом опишите «увиденное», отвечая на вопросы тестов. Чтобы было удобнее расшифровывать результаты, записывайте свои ответы на листе бумаги.


Представьте, что вы находитесь в пустыне: вокруг вас только песок и небо.

КУБ Нарисуйте (на листе бумаги или в своем воображении) куб. Где он расположен, на земле или в воздухе? Каков размер вашего куба? Из какого материала он сделан? Что находится внутри куба? Какие слова приходят вам на ум, когда вы смотрите на свой куб?

ЛЕСТНИЦА Пришло время нарисовать лестницу. Какая она? Из какого материала изготовлена? Сколько у нее ступеней? Далеко ли ваша лестница расположена от куба?

ЦВЕТЫ Цветы. Будут ли присутствовать они на вашей картине? Сколько их? Какие именно это цветы? Каково их месторасположение на рисунке?

КОНЬ Нарисуйте коня. Какой он из себя? Опишите детали, цвет, размер и т. д. Далеко ли этот конь расположился от вашего куба? Охарактеризуйте нарисованное животное несколькими словами.

БУРЯ В пустыне началась буря. Сильная она или нет? Решать только вам! На какие предметы на вашем рисунке она оказывает свое воздействие? Эта буря вдали или совсем рядом.

Комментарий к тесту.

Характеристики куба на самом деле отражают ваше собственное представление о себе. Так, расположение куба расскажет о том, чем вы живете – реальностью или же мечтами. Соответственно, на земле куб располагают реалисты, а в воздухе – мечтатели. Кстати, если куб стоит на ребре, то в данный момент вы чувствуете себя неустойчиво. А если куб частично закопан в песок, то в реальной жизни на вас что-то или кто-то довольно сильно давит.

Размер куба говорит о вашей самооценке. Если куб совсем маленький, то вам следует поработать над собой. А вот куб внушительных размеров (хотя бы в половину листа) означает то, что уверенности в себе вам не занимать.

Материал, из которого изготовлен куб, поможет лучше понять ваш характер. Например, если куб создан из прочных материалов – вы человек основательный, на вас всегда можно положиться в трудной ситуации. Куб из драгоценных металлов или камней говорит о вашей вере в свою исключительность. Прозрачный куб символизирует вашу искренность.

Внутреннее содержание куба – это ваше внутреннее состояние, может быть, мысли. Если куб пуст, то сейчас вы чувствуете полную опустошенность.

Слова, приходящие на ум при виде куба, могут быть применены и для вашей характеристики.

Лестница демонстрирует ваши отношения с окружающими людьми. Если лестница прямая – вам нравится выстраивать доверительные отношения, винтовая – предпочитаете обходить острые углы.

Материал говорит о прочности ваших связей с окружающими людьми. Количество ступеней – о числе предпочитаемых знакомств.

Расстояние до куба показывает ваше стремление к новым знакомствам. Если лестница вплотную прислонена к кубу – вы готовы оказывать всевозможную помощь своим друзьям. Лестница над кубом – окружающие имеют над вами власть. Лестница под кубом – вы чувствуете значительную поддержку родственников и друзей.

Цветы, как и положено, символизируют детей и их роль в вашей жизни. Чем больше цветов – тем больше детей вы хотите.

Яркие и красивые цветы говорят о том, что вы мечтаете об именно такой (яркой и красивой) судьбе для своих собственных детей.

Если цветов слишком много и они расположены близко к кубу – вы хотите работать или даже уже работаете с детьми.

Ну, а в случае, когда цветов настолько много, что они даже покрывают куб, то, на данный момент времени дети вас утомляют.

Конь отражает то, какие требования вы предъявляете к своей второй половинке. Большой и надежный конь говорит о том, что вам нужен сильный и надежный партнер, а маленький и послушный – о том, что вы хотите доминировать в отношениях. Необузданный конь свидетельствует о том, что вы предпочитаете иметь дело со свободолюбивым партнером, которого не так-то просто приручить. Привязанный конь указывает на то, что вы хотите всегда контролировать своего партнера. Чем ближе конь находится к кубу, тем теснее ваша эмоциональная связь.

Буря означает жизненные неприятности и ваше к ним отношение.
Если буря свирепствует рядом – над вами нависло очень много проблем.
Буря разыгралась где-то вдалеке – жизненные неурядицы сейчас мало вас волнуют, вы умеете от них абстрагироваться. Буря нависла над каким-то определенным предметом вашего рисунка – у вас проблемы в этой сфере. Буря заканчивается – скоро в вашей жизни наступит безоблачный период.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.120 (0.015 с.)