Типичные ошибки при выполнении броска в движении после двух шагов в баскетболе и методы их исправления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типичные ошибки при выполнении броска в движении после двух шагов в баскетболе и методы их исправления



Ошибки Методы исправления
  Нарушение ритма броска:
  • Учащийся делает один шаг вместо двух;
  • Учащийся не попадает мячом под нужную ногу.
Повторить ритм из стойки; в ходьбе с ведением, делая акцент на последний удар мяча под шаг правой (левой) ноги: он должен быть более сильным. При броске справа проговаривать вслух алгоритм «правая – левая – бросок!»; при броске слева соответственно «левая – правая – бросок!».
  Учащийся неправильно отталкивается, перемещаясь не вверх к кольцу, а вперед, т.е. не может перевести горизонтальную скорость в вертикальную. Повторить упражнение «лезгинка». В разминке многократно выполнять имитацию прыжка под щитами в беге (темп медленный). Обратить внимание учащегося на ритм броска: первый шаг длинный, второй – короткий, стопорящий. Ключевая фраза при объяснении ученику его ошибки: «Где оттолкнулся – там и приземлись».
  Нарушение правил игры в баскетбол - «Опасная игра!»: при отталкивании учащийся задерживает разгибание маховой ноги, выхлестывает голень вперед. Повторить упражнение «лезгинка» с более быстрым приземлением на две ноги.
  Учащийся выполняет бросок глубоко под кольцом. Вести мяч без зрительного контроля, смотреть на кольцо, что позволит правильно выбрать место отталкивания.
  Учащийся преждевременно выполняет бросок мяча в корзину, не достигнув максимальной точки взлета. Поэтому мяч попадает в щит, а не в кольцо. Ключевая фраза при объяснении ученику его ошибки: «Бросай мяч, когда опускаешься». Еще раз обратить внимание учащегося на ритм броска: первый шаг длинный, второй более короткий, стопорящий.
  При выполнении броска учащийся размахивает руками. Мяч ловить на вытянутые руки, т.к. время приведения мяча и двух шагов будет равным, и руки не будут выполнять размахиваний.
  При броске в кольцо контролировать:
  • Выполнение броска от головы;
  • Полное разгибание локтя;
  • Правильную работу кисти, т.е. придать мячу обратное вращение;
  • При бросках справа и слева предпочтительно играть через щит.
 

Билет № 5

Зонная защита

Эта система заключается в том, что каждый игрок охраняет определенное место (зону) площадки, на протяжении всей игры держа любого из противников, находящегося в его зоне. Отсюда и происходит название системы. В зависимости от действий игроков зонная система защиты имеет два варианта. При первом варианте (рис. 86) каждый из игроков, защищая свою зону, передвигается от исходных позиций, указанных на рисунке, до самого щита. Этот вариант подходит для команд, в которых игроки равного роста, обладающие хорошей подвижностью.
При втором варианте (рис. 87) под щитом всегда находится определенная пара игроков. Чтобы обеспечить надежную защиту и овладение мячом при отражении его от щита, желательно сзади располагать игроков высокого роста.
Расстановка игроков при зонной защите может быть различной и зависит от игры противника. На рис. 86—87 под щитом находятся два игрока и впереди трое. Такую расстановку называют 2—3.
Ею пользуются против команд, в которых преобладают броски в корзину с дальнего расстояния. Может быть и обратное размещение — 3—2 (рис. 88), когда под щит встают три игрока и впереди двое. Так выгоднее играть против команд, игроки которых бросают преимущественно из-под щита и с углов площадки.


Существует также расстановка 2—1—2 (рис. 89), при которой под щитом и на передней линии располагаются по два игрока и один посередине. Такая расстановка оправдывает себя против команд, применяющих вариант нападения центром.
При распределении зон между игроками целесообразно учитывать следующее: 1) чтобы под щитом всегда был хотя бы один игрок высокого роста или обладающий хорошим прыжком, могущий овладеть мячом при отскоках от щита; 2) в передней линии должны быть наиболее быстрые игроки, хорошо передвигающиеся и препятствующие броскам издали. Их быстрота важна и для своевременного перехода к контратаке; 3) при варианте с одним игроком в центре место центрального защитника занимает наиболее опытный игрок, который должен руководить всей защитой.
Зонная система защиты требует большого внимания и своевременного и согласованного перемещения всей пятерки в том направлении, откуда создается угроза нападения. Если противники сосредоточиваются с левой стороны, то нужно, не нарушая зонального принципа, всем игрокам симметрично передвинуться в угрожаемом направлении. Происходит как бы поворот площадки вместе с игроками (рис. 90).


Таким же образом следует перемещаться, если противники угрожают с другой стороны.
Защитное положение команда принимает сразу же после того, как противники овладели мячом. Каждый игрок обязан занимать предназначенное ему место. Он должен все время перемещаться на согнутых ногах, вытянув руки в стороны. Такое положение игроков препятствует передачам мяча и передвижению противников. В отдельных случаях допустимы временные перемены мест игроками, но при первом удобном случае необходимо снова занять каждому свое место. При зонной защите каждый игрок находится в своей зоне и покидает ее только в отдельных случаях. К таким случаям относится положение, когда в зоне одного игрока оказываются два противника, причем один из них может оказаться сзади защитника. В подобном положении защитник из ближайшей зоны обязан взять на себя опасного противника.
Распределение площадки на зоны делается для ориентировки игроков и не должно служить препятствием для их передвижения по площадке, когда это необходимо.
Зонная система защиты подходит для команды, в которой игроки высокого роста и недостаточно подвижны, а также в играх против команд, которые не используют бросков издали.
Большую пользу приносит чередование в одной и той же игре зонной и личной систем защиты. Перемена системы защиты приводит в замешательство команду противника, что способствует общему успеху.
Положительные стороны зонной защиты: а) затрудняется приближение противников к щиту, в силу чего им приходится бросать издали, что намного снижает результат; б) можно легко принимать мяч после его отскока от щита; в) по сравнению с другими системами защиты приходится делать меньшее количество рывков И остановок, что сохраняет энергию игроков.
Недостатки системы: а) не обеспечивает полностью защиты при группировке нескольких нападающих в пределах одной зоны; б) мало выигрышна при точных бросках издали; в) усложняется держание лучшего игрока противника; г) защита является пассивной, поэтому, если команда проигрывает, то она совершенно теряет инициативу. В отдельных случаях некоторые команды применяют такой вид защиты, как сочетание личной и зонной систем. Например, четыре игрока образуют зону, а один игрок держит наиболее опасного противника.
После описания зонной системы защиты необходимо снова вернуться к тактике нападения, указав на то, как строить нападение против зонной защиты.
Самый действенный способ — это быстрота перебежек и передач, т. е. типичное стремительное нападение. Благодаря скорости перемещения игроков и мяча не все противники успевают занять свои места сообразно принятой расстановке, и через образовавшийся проход возможно атаковать корзину.
Но если все пять игроков приняли правильное защитное положение, то добиться результата можно только с помощью продуманных комбинаций. Ниже дается несколько примеров нападения против зонной защиты:
1) Два или три нападающих концентрируются на одном из флангов и, используя между собой короткие передачи, получают возможность приблизиться к щиту для броска.
2) Все пять игроков размещаются в передовой зоне, как бы окружая защитников. Затем начинается быстрая передача мяча от одного игрока к другому, сначала в одну сторону, а затем обратно. Защищающиеся вынуждены все время передвигаться в том направлении, где находится мяч, но понятно, что они не могут успеть за полетом мяча, а это и должны использовать нападающие. В образовавшийся проход устремляется игрок с мячом, чтобы подвести и сделать бросок, или выбегает игрок без мяча, которому следует немедленно передать мяч.
3) Один или два игрока (обычно защитники) находятся сзади, а нападающие меняются местами в различных направлениях, стараясь вбежать в область штрафного броска со стороны боковой или лицевой линии. Все игроки должны быть очень внимательны, чтобы использовать всякий удачный выход партнера и без промедления передать ему мяч для броска.
4) Если в команде есть один или два игрока, точно бросающие с углов площади, то они сразу же занимают исходное положение, а один из партнеров выходит для заслона ближайшего к бросающему игроку противника. Таким образом создаются условия для прицельного броска. В момент броска наиболее высокий игрок должен подбежать к стойке, чтобы поймать мяч от щита в случае промаха.
5) При нападении центром целесообразна следующая комбинация: четыре игрока располагаются так, чтобы они могли свободно передавать мяч друг другу, а центровой занимает место в области штрафного броска. В процессе передач игроки № 4 и № 5 периодически приближаются к дуге полуокружности (рис. 91). Противник № 2, держащий центрового игрока, как правило, не отходит от него дальше чем на один-два шага, благодаря чему игроки № 4 и № 5, оказавшись рядом с дугой, имеют реальную возможность для броска мяча в корзину. Если же противник № 2, страхуя бросок игрока № 5, сблизится с ним, то последний передает мяч центровому игроку (рис. 92). Получив мяч, центровой игрок может сразу же сделать бросок в корзину или подвести мяч ближе к щиту. Почти наверняка, если центровой игрок поведет мяч к щиту, на него пойдут или один или оба противника (№ 4 и № 5), тогда он сможет передать мяч партнерам № 1 или № 3, выбегающим под щит от боковых линий (рис. 93). Данная комбинация требует длительной подготовки и точного расчета. Завершающие комбинации при нападении против зонной защиты зависят в первую очередь от возможностей команды, а также от того, как строится зонная защита.

 

2. Ведение мяча в футболе. Ведение представляет собой серию (разной длительности) несильных коротких ударов, придающих движению мяча нужное направление, с задачей преодолеть какое-то расстояние. Конечно, ведение требует от игрока должного уровня выполнения движений. Следует вести мяч так, чтобы он ни на секунду не выходил из-под контроля игрока. В то же время футболист должен постоянно видеть поле и оценивать перемены в игровой обстановке (чтобы в случае необходимости своевременно и точно передать мяч в намеченный адрес). Ведение мяча — не цель, а средство, и когда вынуждают обстоятельства, надо уметь своевременно от него отказаться, если можно решить ту же задачу (преодолеть пространство) более эффективным средством. Вести мяч следует тогда, когда есть для этого свободная зона и нет адреса для передачи мяча, или тогда, когда партнерам надо выиграть время для выхода в зону, где можно получить мяч беспрепятственно. Надо научиться вести мяч быстро (чтобы оставшийся в тылу соперник не успел вернуться в линию своей обороны). Не следует сближаться с соперником на короткую дистанцию, если нет намерения обвести его с ходу — лучше сделать передачу еще в свободной позиции.

Лучшими мастерами ведения мяча в нашем современном футболе можно считать таких нападающих, как Олег Блохин, Владимир Гуцаев и Валерий Газзаев. Отличным дриблером в прошлые годы был Василий Трофимов: ведя мяч не глядя на него (зрение было обращено в поле), он никогда не опаздывал с передачей. В мировом футболе выдающимся мастером-дриблером был несравнимый Гарринча. Если уж он вел мяч, то на спринтерской скорости, а без контроля не оставлял мяч ни на мгновение. Скоростное ведение мяча не мешало ему с помощью даже одного, но отточенного до совершенства финта легко обыгрывать атаковавших его соперников. В 1958 году в финальной части VI чемпионата мира за сборную Бразилии в матче со сборной СССР на месте правого крайнего нападающего выступал Гарринча. Бразильцы начали игру простой комбинацией: Вава передал мяч Пеле, а тот длинной передачей послал мяч Гарринче. Получив мяч в относительно свободной позиции, Гарринча повел его прямо на опекуна—Бориса Кузнецова. Видя, что бразилец четко контролирует мяч, наш защитник начал отступать в поисках момента для активного действия, чтобы, найдя такой момент, попытаться отобрать мяч, но выгодного для себя момента он так и не дождался. Гарринча, пройдя линию штрафной площади, неожиданно нанес удар. Поучительный пример высокого мастерства дриблера!

Обманные движения (финты) в футболе. Финт — обманное движение, применяемое игроком, который лишен свободы действия с мячом, скован соперником, находится в цейтноте времени и пространства. Например, только получил игрок от партнера мяч, как тут же оказался сблокирован соперником. Чтобы не потерять мяч, владеющему им необходимо усилить контроль над мячом. А значит, ему уже не удастся верно оценить окружающую обстановку и решить ни одной тактической задачи. Выйти из трудного положения может помочь финт. Замахнувшись ногой якобы для удара в каком-то направлении и тем самым «свалив» соперника в эту сторону, он, продолжая владеть мячом, получает возможность уйти в другую сторону и приобрести некоторую свободу действий. Если игрока, который ведет мяч, преследует соперник, владеющий мячом часто меняет ритм движения и, улучив момент, когда соперник запоздал с реакцией и затормозил, делает рывок. А уйдя от преследователя, получает возможность решить игровую задачу — беспрепятственно выйти, а затем передать мяч на свободное место.

Высокая техническая оснащенность голкипера усиливает оборону ворот и повышает степень организации атак и контратак. Если страж ворот не владеет суммой технических приемов ловли или отбивания мяча, он нередко будет ставить свои ворота под удар соперников. Отскочивший от вратаря или неверно отбитый мяч может быть добит в ворота. Неверно выбитый или выброшенный вратарем мяч тоже чреват угрозой воротам.

Все элементы техники имеют тактическую направленность, выполняют роль слуг тактики. Владея мячом, игрок должен умело распорядиться им, не потерять его, не оказаться виновником срыва атаки команды, не допустить, чтобы его техническая ошибка привела к срыву атаки или к угрозе своим воротам.

Техника — очень важный компонент футбола. Велик ее арсенал. Неустанно повышать свой технический потенциал — задача номер один для каждого футболиста. Техническому совершенствованию нет предела. Повышению технического мастерства способствуют высокая культура тренировок и соревнований, целеустремленность, настойчивость, воля и трудолюбие игроков. Огромна в достижении этой цели и роль индивидуальных тренировок. Наш общепризнанный виртуоз мяча Сергей Сальников часами занимался индивидуально, отрабатывая, оттачивая каждый из каскада технических приемов. Поэтому-то его передачи ценились партнерами буквально на вес золота. Они были столь же точными, сколь и своевременными (длинные — непременно с экономной траекторией, не выше и не ниже нужной) и потому весьма удобными для приема. Время, потраченное Сальниковым на совершенствование технических приемов в процессе тренировок, окупалось сторицей победами команд, за которые он выступал.

 

 

3. Техника владения мячом. Обучение данному техническому приему начинается с одиночного неподвижного блокирования, после этого переходят к одиночному подвижному и только после хорошего его усвоения к групповому блокированию.

Обучают блокированию расчлененным методом. Сперва усваивается прыжок у сетки с места, затем вынос рук, постановка их над сеткой, далее блокирование после перемещения.

Уже на начальном этапе обучения блокам необходимо следить за своевременностью прыжка (немного позже нападающего) и зрительным контролем над действиями нападающего игрока.

Примерные упражнения для обучения блокированию в волейболе.

Упражнение для обучения блокам №1. Имитация блокирования после перемещения вдоль сетки влево и вправо. Блокирование можно выполнять многократно после перемещения в один, два шага.

Упражнение для обучения блокам №2. Имитация блокирования с места у сетки (сетка низкой либо нормальной высоты).

 

Упражнение для обучения блокам №3. Волейболисты парами рассредоточиваются по обеим сторонам сетки. Игрок 1 стоит под сеткой, игрок 2 находится на трехметровой линии противоположной части площадки.

Игрок 2 разбегается и имитирует нападающий удар в различных направлениях, игрок 1 выполняет блокирование, стараясь закрыть зону, в которую направлен мяч. Через определенное количество повторений игроки меняются ролями.

Упражнение для обучения блокам №4. Построение такое же, но игрок 1 находится на подставке. Игрок 2 выполняет нападающий удар с собственного набрасывания. Расположение игрока 1 на подставе дает ему возможность в упрощенных условиях сосредоточить внимание только на правильной постановке рук над сеткой и действиях нападающего игрока.

Упражнение для обучения блокам №5. То же, что и третье упражнение, но с мячом.

Упражнение для обучения блокам №6. Игроки с мячами располагаются в колонну по одному в зоне 4. Передающий волейболист находится в зоне 3, блокирующий – в зоне 2. Так же располагаются игроки на противоположной стороне площадки.

Игрок зоны 4 передает мяч игроку зоны 3, который совершает передачу на удар. Игрок зоны 2 противоположной площадки, блокирует нападающий удар игрока зоны 4.

Сменять блокирующих игроков можно после каждого нападающего удара или после серии ударов. Это же упражнение можно выполнять при нападающих ударах из других зон.

Ошибки, встречающиеся в волейболе при блокировании:

Ошибка 1. Несвоевременное перемещение к месту блокирования.

Ошибка 2. Неправильный выбор места.

Ошибка 3. Прыжок в сторону или вперед.

Ошибка 4. Блокирующий игрок прыгает раньше нападающего.

Ошибка 5. При блокировании волейболист смотрит на мяч, а не на нападающего.

Ошибка 6. Опускание рук в момент приземления через стороны.

Ошибка 7. Приземление после блока на прямые ноги.

Упражнения для совершенствования блокирования (блоков) в волейболе:

Упражнение для совершенствования блоков №1. Блокирование нападающих ударов с краев сетки.

Упражнение для совершенствования блоков №2. Блокирование нападающих ударов с далеких от сетки передач.

Упражнение для совершенствования блоков №3. Блокирование нападающих ударов с низких передач.

Упражнение для совершенствования блоков №4. Блокирование нападающих ударов со средних и высоких передач в зонах 2,4 и 3.

Упражнение для совершенствования блоков №5. Блокирование нападающих ударов с первых передач с повторным блокированием нападающего удара с «откидки».

Эти же упражнения можно выполнять с применением группового блокирования. При помощи специальных методических приемов для организации упражнений можно усилить значение тех или иных приемов, установив поощрительную соревновательную систему оценки действий.

 

 

Билет № 6

1. История развития футбола.

Историяи развитиефутбола

Введение

Давайте перенесемся в XII век, в средневековую Англию, где футбол только начинал свой путь. В городах Англии в футбол играли на рыночных площадях и даже на узких кривых улицах. Численность играющих доходила до ста и более человек. Играли с середины дня и до захода солнца. Ограничений почти никаких не существовало. Можно было играть руками и ногами, можно было хватать игрока, владеющего мячом, сбивать его с ног. Как только игрок овладевал мячом, за ним тотчас устремлялась веселая, буйная толпа играющих. В азарте свалок и рукопашных с треском рушились торговые палатки, в щепки разносились базарные ларьки. Полные ужаса, прижимались к стенам домов солидные горожане, монахи и даже рыцари. В деревнях даже реки не служили игрокам преградой. Случалось, что некоторые игроки тонули при переправе, но этого порой даже не замечали. Английский писатель Лонгвуд писал о футболистах, что у них «щеки в синяках, ноги, руки и спины переломаны, выбитые глаза, носы, полные крови».

А иностранец-путешественник Гастон де Фуа, наблюдая за игрой в футбол, воскликнул: «Если англичане называют это игрой, то, что же они называют дракой?!»

Очень скоро против футбола ополчились церковники, феодалы, купцы — все они требовали запретить футбол. Эта народная игра казалась им слишком беспокойной и опасной: она сплачивала людей, частенько под предлогом игры в футбол собирались недовольные. Особенно неистовствовали церковники, называвшие футбол «выдумкой дьявола», «бесовским радением». Выполняя волю феодалов, король Эдуард II в 1313 году запретил игру в футбол в пределах города. В королевском указе он был назван «беснованием с большим мячом». Специальным эдиктом от 13 апреля 1314 года король вторично запретил игру в футбол в пределах Лондона. В этом эдикте говорилось: «Ввиду того, что перебрасывание больших мячей вызывает в городе беспокойство и причиняет часто несчастья, мы повелеваем прекратить на будущее время подобные игры в пределах города. Виновные подлежат заключению в тюрьму». Сохранилось постановление одного королевского шерифа, в котором он присудил к штрафу и тюремному заключению двух ремесленников за то, что они, «собравшись с неизвестными злоумышленниками в количестве около ста человек, играли самым незаконным образом в известную противозаконную игру с мячом, именуемую футболом, посредством которой между ними произошло побоище». После этого указа игры стали проводиться на пустырях за городом — подальше от королевских стражников и шерифов.

В 1333 году Эдуард III запретил вообще «всякий бег вперегонки», в 1349 году он же указал шерифам на то, что «стрельба из лука заброшена из-за бесполезных и беззаконных игр в футбол». Король приказал шерифам «по возможности преследовать праздные занятия игрой в мяч». В 1389 году Ричард II запретил футбол в пределах всего королевства. Наказания были установлены самые суровые, вплоть до… смертной казни!

Неоднократно англичане подавали королям петиции с просьбой отменить запрет и всякий раз получали отказ. Запрещение футбола подтвердили короли Генрих IV в 1399 и 1401 годах, Генрих V в 1413 и 1433 годах, Генрих VI в 1449 и 1451 годах, Эдуард IV в 1471 году, Генрих VII в 1491 году, а Генрих VIII издал указ о наказании не только игроков, но и владельцев полей, на которых играли в футбол. Наконец, королева Елизавета 1 в 1572 году предложила шерифам применять к футболистам самые строгие меры.

Несмотря на запреты, народ продолжал играть в футбол. Рассказывают, что даже вечно угрюмый и молчаливый, набожный пуританин Оливер Кромвель — «Господин Молчание» — в юности играл в футбол. Только в 1592 году запрет на футбол был снят в Шотландии, а в 1603 году и в Англии. Народ отстоял свою любимую игру, но еще долго футбол считался «подлой», «плебейской» игрой. Даже в 1895 году в энциклопедическом словаре Брокгауза о футболе говорилось: «Это ужасно, что солидные люди, отцы семейств, в разноцветных фланелевых костюмах носятся, не зная удержу, за мячом».

На Руси с незапамятных времен тоже существовали игры с мячом, похожие на футбол. Играли в лаптях на льду рек или на базарных площадях кожаным мячом, набитым перьями. Одна из таких игр называлась «шалыгой»: игроки ногами стремились загнать мяч в «город» противника. В. Г. Белинский писал, что «в играх и забавах русского народа отразились простодушная суровость его нравов, богатырская сила и широкий размах его чувств».

Любопытное описание старого русского футбола дал в «Очерках бурсы» писатель Н. Г. Помяловский: «На левой стороне двора около семидесяти человек играют в килу — кожаный, набитый волосом мяч, величиной в человеческую голову. Две партии сходились стена на стену; один из учеников вел килу, медленно передвигая ее ногами, в чем состоял верх искусства игре, потому что от сильного удара мяч мог перейти в противоположную сторону-в лагерь неприятеля, где и завладели бы им… „Кила!“ — закричали ученики, — это означало, что город взят. Победители в восторге и с гордостью возвращались на свое место. Им весело…»

На игру в мяч русские люди шли охотнее, чем в церковь, поэтому именно церковники в первую очередь призывали к искоренению народных игр. В своде церковных постановлений XVI века было сказано об играх в мяч: «Аще кто в праздники, или в недели, или в святые вечера на игрища ходит или на конские ристания или личину наденет на себя, семь лет да запретится, поклонов сто на день и двести молитв».

Особенно неистовствовал яростный вождь староверов-раскольников протопоп Аввакум, призывавший… сжигать участников игр! В указе царя Алексея Михайловича от 1648 года было сказано об играющих в мяч: «А которые люди от сего богомерзкого дела держаться и по нашему указу тем людям велено делати наказание… и вы б тех велели бить батогами, а которые люди от такова бесчиния не отстанут, а вымут такие богомерзкие игры и вдругорядь, и вы б тех ослушников велели бить батогами; а которые люди от того не отстанут, а объявятся в такой вине и в третие и четвертые, и тех, по нашему указу, ведено ссылать в украйные города».

Но напрасно бесновались целыми столетиями цари и короли, церковники и феодалы — футбол оказался сильнее запретов, благополучно жил и развивался, приобрел современную форму и стал олимпийским видом спорта. Правда, на первые олимпиады его еще не пустили — были проведены только показательные игры: футбол преподнесли зрителям в виде этакого экзотического зрелища. Только в 1908 году футбол был включен в программу Олимпийских игр. И сейчас трудно представить себе жизнь и быт любого народа без футбольных матчей.

История развития футбола

История не знает ни года, ни места рождения футбола. Но этот «пробел» говорит только в пользу самого футбола — свидетельствует и о древности игры в мяч ногами, и о популярности ее у многих народов земного шара.

С очень давних пор интересовал людей вопрос: кто же изобрел эту игру? Археологические раскопки убедительно доказали, что некий «предок» футбола жил еще в Древнем Египте: ученые обнаружили здесь не только изображения играющих в мяч, но и сами мячи.

Историки утверждают и то, что игра в мяч ногами была любима китайскими воинами за две тысячи лет до нашей эры, и то, что прародителей футбола следует искать в Древнем Риме и в столь же древней Греции.

Итак, футбол — одна из старейших спортивных игр, происхождение которой относится к далекому прошлому. Но конечно же ее наиболее древние разновидности, такие, как, скажем, римский «гарпастум» или грузинская «дело», воспетая Шотой Руставели, значительно отличались от игры, которая в XX веке завоевала всемирное признание.

Известный французский историк футбола Морис Нефферкорн утверждает: прямым предком современного футбола можно смело назвать «ла суль» — игру, в которой две команды гоняли кожаный мяч, наполненный тряпками или воздухом. Эта игра уже в средние века была популярна на родине Нефферкорна.

Нет, не от «ла суль», а от «кальчио» — игры, распространенной в XVI веке во Флоренции, — пошел современный футбол, утверждают итальянские спортивные историки. В доказательство упоминают, что в «кальчио» играли кожаным мячом на полях размерами 100х50 м.

Но, пожалуй, больше всего оснований считать себя родоначальниками футбола у англичан: именно здесь футбол впервые был назван футболом. И произошло это не при официальном признании игры, а при… ее запрещении. Как было сказано выше, в 1349 г. король Эдуард III в специальном указе обратил внимание шерифов Лондона на то, что стрельба из лука, столь полезная для молодежи, ушла на второй план из-за увлечения разного рода бесполезными и «беззаконными» играми наподобие футбола, костей, и тенниса. Так футбол, впервые названный футболом, впервые официально впал в немилость.

Подобный закон в 1401 г. издает и Генрих IV. Но и его усилия наложить «вето» на полюбившуюся молодежи игру оказались тщетными. Генрих VIII идет дальше: карает даже владельцев полей, на которых проходили запрещенные игры.

Современный футбол

А в 1857 в Шеффилде был организован первый в мире футбольный клуб. Шесть лет спустя представители уже 7 клубов собрались в Лондоне, что бы выработать единые правила игры и организовать Национальную футбольную ассоциацию.

26 октября 1863 г. в лондонской таверне на Грей Куин-стрит некто Морлей от имени клубов Шеффилда представил проект первого футбольного кодекса из девяти пунктов. Пункты эти были компромиссными: подразумевали игру и ногами и руками.

Но сторонники игры только ногами, согласившись для вида продолжать бурные дебаты, на следующем собрании — в Кембридже — выработали свой окончательный свод подлинно футбольных законов. 8 декабря 1863 г. эти законы вошли в силу. Три из тринадцати параграфов безоговорочно запрещали игрокам касаться мяча руками в самых различных ситуациях (даже вратарям). Так родился современный футбол. А приверженцы игры и руками и ногами выделились в новую ассоциацию — регбийную.Так произошло окончательное разделение на собственно футбол и регби, а 1863 традиционно считается годом официального рождения современного футбола.

В начале 70-х в английской Футбольной Ассоциации состояло уже 50 клубов. В 1871 ФА организовала первые в истории официальные соревнования по футболу - розыгрыш Кубка Ассоциации, старейший в мире общенациональный футбольный турнир. Первым обладателем трофея стал клуб "Уандерерс". Спустя 17 лет стал проводиться чемпионат профессиональной футбольной Лиги. Первым чемпионский титул завоевал клуб "Престон Норс Энд".

Только в 1871 голкиперу было разрешено играть руками. Правила строго определяли размер поля (200x100 ярдов, или 180x90 м) и вор от (8 ярдов, или 7 м32 см, остались неизменными). До конца 19 в. Английская футбольная ассоциация внесла еще ряд изменений: был определен размер мяча (1871); введен угловой удар (1872); с 1878 судья стал пользоваться свистком; с 1891 на воротах появилась сетка и стал пробиваться 11-метровый штрафной удар (пенальти). В 1875 веревку, соединяющую шесты заменила перекладина на высоте 2,44 м от земли. А сетки для ворот были применены и запатентованы англичанином Броди из Ливерпуля в 1890. Судья на футбольном поле впервые появился в 1880-1881 гг. С 1891 судья стали выходить на поле с двумя помощниками. Изменения и совершенствования правил, безусловно, влияли на тактику и технику игры. С 1873 берет свое начало история международных встреч по футболу. И началась она матчем сборных команд Англии и Шотландии, который закончился вничью со счетом 0:0. Любопытно, что шотландцев представляла не сборная команда, а старейший клуб страны - "Куинс Парк": футбольная Ассоциация Шотландии будет создана лишь несколько месяцев спустя. В 1875 подобную Ассоциацию учредят в Уэльсе, а в 1880 - в Ирландии. С 1884 на Британских островах начали разыгрываться первые официальные международные турниры с участием футболистов Англии, Шотландии, Уэльса и Ирландии (такие турниры проводятся ежегодно и сейчас). Первые лавры победителей достались шотландцам. В дальнейшем перевес чаще имели англичане.

Родоначальники футбола выиграли и три из четырех первых олимпийских турниров — в 1900, 1908 и 1912 г. В канун V Олимпиады будущие победители футбольного турнира побывали в России и трижды всухую разгромили сборную Петербурга — 14:0, 7:0 и 11:0.

В конце 19 в. футбол начал быстро завоевывать популярность в Европе и Латинской Америке. В 1904 по инициативе Бельгии, Дании, Нидерландов и Швейцарии была создана Международная федерация футбольных ассоциаций (ФИФА). Первым ее президентом стал француз Робер Герен. Британские ассоциации сочли идею создания Федерации "несерьезной" - и присоединились к ФИФА лишь в 1946. (По этой причине первые чемпионаты мира прошли без участия родоначальников футбола.)

Современный футбол в России узнали лет сто назад в портовых и промышленных городах. В порты его «завозили» моряки-англичане, а в промышленные центры — иностранные специалисты, которых на заводах и фабриках России работало довольно много. Первые русские футбольные команды появились в Одессе, Николаеве, Петербурге и Риге, а несколько позже и в Москве.

Первые официальные соревнования по футболу в нашей стране состоялись в начале века. В Петербурге футбольная лига была создана в 1901 г., в Москве — в 1909-м. Еще через год-два лиги футболистов появились и во многих других городах страны. В 1911 г. лиги Петербурга, Москвы, Харькова, Киева, Одессы, Севастополя, Николаева и Твери составили Всероссийский футбольный союз.

Начало 20-х гг. было временем, когда англичане уже утратили былой перевес во встречах с командами континента. На Олимпийских играх 1920 г. они уступили норвежцам (1:3). Этот турнир стал началом многолетней блестящей карьеры одного из выдающихся вратарей всех времен Рикардо Заморы, с именем которого связаны блестящие успехи сборной Испании.

Еще перед первой мировой войной больших успехов добилась сборная Венгрии, славившаяся прежде всего нападающими (сильнейшим среди них был Имре Шлоссер).

В те же годы отличились и футболисты Дании, уступившие на Олимпийских играх 1908 и 1912 гг. лишь англичанам и имевшие в своем активе победы над любительской сборной Англии. В датской команде той поры выдающуюся роль играл полузащитник Харальд Вор (выдающийся математик, брат знаменитого физика Нильса Бора, к тому же отменно защищавшего ворота футбольной сборной Дании).

Подступы к воротам сборной Италии оберегал тогда великолепный защитник (пожалуй, лучший в европейском футболе того времени) Ренцоде Векки.

Помимо названных команд в элиту европейского футбола входили сборные Бельгии и Чехословакии. Бельгийцы стали олимпийскими чемпионами 1920 г., а чехословацкие футболисты — второй командой этого турнира.

Кудесники мяча

Олимпийские игры 1924 г. открыли футбольному миру Южную Америку: золотые медали победителей выиграли футболисты Уругвая, одолев югославов и американцев, французов, голландцев и швейцарцев.

Взгляните на футбольное поле во время матча. Игроки бегают и прыгают, падают и быстро встают, делают самые разнообразные движения ногами, руками, головой. Как обойтись тут без силы и выносливости, быстроты и ловкости, гибкости и расторопности! А сколько радости переполняет каждого, кому удается поразить ворота!

Конечно, футбол захватывает не только радостью самих играющих, которым при помощи различных приемов все же удается подчинять непокорный поначалу мяч. Успех в сложной борьбе на футбольном поле приходит только к тем, кому удается проявить очень много положительных качеств характера. Если же не быть смелым, настойчивыми терпеливым, не обладать волей, необходимой для ведения упорной борьбы, то ни о малейших победах не может быть и речи. Не проявил эти качества в непосредственном споре с соперником — значит уступил ему.

Очень важно и то, что спор этот ведется не в одиночку, а коллективно. Необходимость согласованных действий с товарищами по команде, помощи и взаимовыручки сближает вас, развивает желание отдать все силы и умение общему делу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 21217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.230.66.177 (0.081 с.)