Командные тактические действия
Похожие статьи вашей тематики
Командные тактические действия в защите включают расположение игроков всей команды при приеме подач и атакующих ударов (уступом вперед и назад).
Расположение игроков определяется прежде всего тем, какой системы в данный момент будет придерживаться команда при организации нападающих действий, в каких зонах находятся связующие игроки.
Надежным считается вариант, когда в приеме подачи участвуют два игрока, а остальные готовятся к нападающим действиям. В этих условиях возможны любые действия, особенно при острокомбинационном их построении.
Расположение игроков при приеме атакующих ударов зависит от уровня их подготовленности и особенностей игры команды соперника.
На первом этапе обучения, когда учащиеся не освоили как следует групповой блок и обманные удары за блок, наиболее слабым местом защиты является середина площадки. Поэтому целесообразно использовать систему расположения «в линию». Это значит, что все три игрока защиты располагаются в одну косую линию, где защитник зоны блока несколько выдвинут вперед, а защитник диагональньй — несколько назад. При использовании группового блокирование и хорошем освоении разнообразных атакующих ударов переходят к применению систем защиты «уступом вперед» или «уступом назад».
Независимо от системы расстановки или защиты можно использовать упражнения в следующей методической последовательности:
1. Команда в составе шести учащихся располагается в определенной расстановке. На противоположной стороне площадки игроки в зоне 6 с набивными мячами. Броски мяча через сетку в разных направлениях и ловля двумя руками снизу. То же, но броски волейбольного мяча и прием снизу. То же, но подачи мяча из-за лицевой линии.
2. Игроки располагаются по определенной системе защиты. Имитация защитных действий по условным сигналам атаки. Например, звуковой сигнал: атака в зоне 4 — команда выполняет установленную систему и после этого осуществляет переход. Следует новый сигнал: атака в зоне 3 и т. д.
3. В зонах 4, 3, 2 — нападающие игроки. По сигналу они поочередно выполняют броски мяча в разных направлениях, команда осуществляет защитные действия по определенной системе. То же, но нападающие выполняют удары с собственного набрасывания и с передач партнеров.
Акцентируется внимание на три вида действий: блокирование, страховку и прием от удара.
4. Защищающаяся команда выполняет подачу с укороченного
к сетке расстояния. Подачу принимает игрок зоны 6 противоположной половины площадки и направляет связующему к сетке. Связующий взаимодействует сначала с двумя, а затем с тремя нападающими. Защищающаяся команда противодействует действиям нападающих, применяя ту или иную. систему. То же, но команда действует против команды. Подачи выполняются поочередно то одной, то другой стороной. Действия защиты уточняются, детализируются.
Билет № 4
1. Спортивные игры, методика обучения
Методы обучения
Методы обучения — это способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и ученика, с помощью которых передаются знания, осваиваются умения и навыки.
Выбор метода определяется педагогическими задачами, содержанием учебного материала, подготовленностью занимающихся, имеющимися материально-техническими возможностями.
В учебно-тренировочном процессе используют три группы методов обучения: словесные, наглядные и практические.
Словесные методы. С помощью методических приемов, относящихся к этому методу, преподаватель формирует у занимающихся предварительное представление об изучаемом движении, устанавливает и устраняет отдельные ошибки в его выполнении. При этом преподаватель может использовать объяснение, рассказ, беседу, замечания, указания, команды, подсчет и т. д.
Объяснение — это ведущий прием, с помощью которого излагают конкретное содержание понятия, действия, движения. С него начинается создание представлений об изучаемом материале. Объясняя, преподаватель должен придерживаться определенного плана: название приема (терминологическое определение), его назначение, сущность приема, особенности его выполнения и применения в игре.
Объяснение должно быть кратким, образным, доступным для понимания занимающимися. При первом объяснении нужно сосредоточить внимание на главном. При повторном объяснении вскрывают ошибки и делают детальные дополнения.
Рассказ используют для расширения знаний о различных сторонах содержания игры и методики тренировки, а также при объяснении новой игры. Он должен быть образным, эмоциональным.
Беседа — активная форма словесного метода. Проводят ее в форме вопросов и ответов, что помогает оценить степень понимания, обсудить ошибки и способы их устранения. Особенно часто беседы используют при разборе итогов выступления, где оценивают степень выполнения поставленных задач и намечают планы на будущее.
Указания применяют при непосредственном выполнении заданий. Они помогают предупредить появление ошибок. Особенно часто указаниями пользуются для руководства действиями играющих.
Замечания позволяют исправлять допущенные ошибки. Они могут адресоваться всей группе или отдельным занимающимся.
Распоряжения и команды служат для руководства деятельностью занимающихся. Они определяют начало и конец выполнения заданий, направление движений, очередность участия и т. д. Команды отдают громко, четко, используя общепринятую терминологию.
Наглядные методы служат тем же целям, что и методы словесные. Более того, они всегда применяются совместно и служат созданию представлений об изучаемых действиях.
Для решения этой задачи используют такие приемы, как показ, демонстрация наглядных пособий, просмотр кинокартин, телезаписи, иллюстративного материала с помощью технических средств обучения, просмотр игр, соревнований, выполнение отдельных упражнений.
Использование методов наглядности требует предварительной организации внимания занимающихся. При показе следует тщательно продумывать его ход: кто и как будет демонстрировать, где будут расположены занимающиеся, как сопровождать показ объяснением, чтобы помочь выделить главное, и т. д. Несомненно, качество показа во многом зависит от его подготовки. Преподавателю не следует жалеть времени на подбор таких материалов, создание наглядных пособий, кино- и фотоматериалов. Это не только оживляет процесс обучения, но и делает его интересным для занимающихся, вызывает у них желание подражать лучшим образцам увиденного.
Практические методы, в которые входят метод упражнений, игровой и соревновательный методы, используют при разучивании, закреплении и совершенствовании знаний, умений и навыков. При этом ведущую роль выполняет метод упражнений, создающий условия для систематического повторения и, следовательно, закрепления разучиваемого приема. Этот метод имеет две существенные разновидности: метод целостного обучения и метод расчлененного обучения.
Отдельные приемы целесообразно разучивать сразу целиком; это позволяет с самого начала овладеть правильной координацией движений. В спортивных играх этот метод применяют чаще других, поскольку большинство действий хотя и носит комплексный характер, но состоит из отдельных сравнительно простых приемов. Их целостное изучение и последовательное соединение позволяют создавать необходимые по сложности игровые приемы.
Второй метод — расчлененный — заключается в предварительном разделении приема на отдельные звенья, которые изучают в отдельности, а в дальнейшем объединяют в одно целое. Этот путь более длительный, но иногда единственно правильный, если разучиваемое действие отличается высокой сложностью и не поддается овладению «с ходу». В спортивных играх таким методом осваивают отдельные сложные игровые приемы (удар в прыжке через себя в футболе, бросок «крюком» в баскетболе и т. д.), но чаще — сложные, многоходовые тактические комбинации.
Методы целостного и расчлененного обучения реализуют с помощью отдельных методических приемов. К ним относят: изменение условий выполнения движений без изменения их структуры (имитация без мяча, в замедленном темпе), выполнение приемов на максимальной скорости передвижения, на ограниченном пространстве, на фоне утомления, со «сверхжестким» противодействием, с применением дополнительных ориентиров, срочной информации и тренажеров.
При выполнении упражнений особенно важно исправление ошибок. Оно начинается с выяснения причин их возникновения. Ими могут быть:
— поспешный переход к новому усложнению изучаемого движения и условий его выполнения; — отсутствие у занимающихся правильного представления об изучаемом приеме; — неумение использовать ранее изученные элементы в новом движении; — отсутствие необходимого уровня развития физических качеств; — недостаток информации о правильном выполнении.
Важное значение имеет умение самостоятельно определять свои ошибки. Поэтому каждое выполнение приема нужно подвергать анализу. Следует установить и сравнить правильное выполнение с ошибочным. Нужно, чтобы игрок не только нашел свою ошибку, но и был готов ее исправить и ясно представлял, как правильно выполняется прием.
Ошибки исправляют с помощью повторного объяснения и показа, демонстрации собственной видеозаписи или киносъемки, расчленения на отдельные элементы и их изолированного освоения, упрощения задания и условий его выполнения, возврата к выполнению подводящих упражнений.
Игровой метод заключается в использовании подвижных и спортивных игр для ознакомления, изучения и совершенствования отдельных приемов и игровых действий. С этой целью применяют эстафеты, игровые упражнения, учебные игры, позволяющие быстро закреплять и совершенствовать изучаемые действия. Однако использовать этот метод лучше после того, как будут освоены отдельные приемы. Игровой метод нужно сочетать с методом упражнений, в противном случае появляется опасность сужения круга изучаемых приемов только самыми необходимыми и прочно освоенными.
Соревновательный метод близок к игровому и отличается от него лишь тем, что здесь в качестве ведущего средства используют различные соревнования. Он позволяет значительно увеличить нагрузку, повысить трудность выполнения и в результате активно совершенствовать двигательные навыки и качества. Без такой практики невозможно воспитать бойцовские качества и приобрести умение соревноваться.
Следовательно, использование соревновательного метода обязательно. Но делать это нужно умело и осмотрительно. Чрезмерное увлечение соревнованиями может вызвать психологические перегрузки, привести к появлению небрежности в выполнении технических приемов из-за трудности контроля в условиях соревнований. Это особенно опасно для новичков и детей младшего возраста.
2. Нижняя прямая подача.
Нижняя прямая подача выполняется из положения, при котором игрок стоит лицом к сетке, ноги в коленных суставах согнуты, левая выставлена вперед, масса тела переносится на правую стоящую сзади ногу. Пальцы левой, согнутой в локтевом суставе руки поддерживают мяч снизу. Правая рука отводится назад для замаха, мяч подбрасывается вверх-вперед на расстояние вытянутой руки. Удар выполняется встречным движением правой руки снизу-вперед примерно на уровне пояса. Игрок одновременно разгибает правую ногу и переносит массу тела на левую. После удара выполняется сопровождающее движение руки в направлении подачи, ноги и туловище выпрямляются.
| 3. Методика обучения броску в движении после 2-х шагов в баскетболе. Типичные ошибки учащихся и методы их исправления
Полунина Ирина Ивановна, учитель физ. культуры
Статья отнесена к разделу: Спорт в школе и здоровье детей
№
| Этапы обучения Подбор подводящих и специальных упражнений
| Способ выполнения
| Методические указания
|
| Ознакомление. Мотивация: разъяснение учащимся необходимости освоения техники броска; безошибочная демонстрация броска учителем или учеником, владеющим правильной техникой.
|
| Разучивание.
1. Упражнение на координацию.
Задача: научить учащихся координировать свои действия в безопорном положении.
| - упражнение «лезгинка»: выпрыгивание вверх со сменой маховой ноги и выносом руками вверх:
|
Фронтально
От боковой линии до боковой.
| Сделать акцент на быстрое вертикальное отталкивание, правильный вынос бедра, стопы (стопа «на себя»), выполнять с небольшим продвижением вперед: почти на месте.
| | | 2. Подводящие упражнения.
Задача: отработать ритм броска до автоматизма.
|
|
| - Из правосторонней стойки (левая нога впереди, правая сзади, мяч справа «в кармане») выполнить 2-шаговый ритм.
| Фронтально
| Удар мяча направлять к впереди стоящей ноге (левой), после отскока привести мяч к груди или к подбородку (не опуская его), проговаривать ритм вслух: «правая – левая – бросок!»
| - То же из левосторонней стойки.
| Фронтально
| Удар мяча направлять к впереди стоящей ноге (правой), после отскока привести мяч к груди или к подбородку (не опуская его), проговаривать ритм вслух: «Левая – правая – бросок!»
|
| - Исходное положение (и.п.) то же, но с подбросом мяча перед собой:
– Справа;
– Слева.
| Фронтально
| Справа – поймать мяч под правую ногу.
Слева – поймать мяч под левую ногу.
| - И.п. правосторонняя, левосторонняя стойка. Выполнять ритм с атакой на кольцо.
| С помощью учителя, учеников
| При необходимости учитель может фиксировать левую (правую) стопу учащегося, чтобы движение начиналось с нужной ноги.
| - И.п. то же, но с подбросом мяча перед собой.
| Групповой
|
| 3. Специальное упражнение.
Задача: облегчить учащимся переход от броска из стойки к броску в движении.
- Выполнить 2-шаговый ритм в ходьбе с остановкой.
- Без остановки.
- То же в беге.
- То же с атакой на кольцо.
| Фронтально
| Вести мяч без зрительного контроля до определенной отметки, акцент на последний удар мяча под шаг левой (правой) ноги. Темп медленный.
|
| Закрепление.
Задача: выработать динамический стереотип выполнения броска в различных упражнениях.
| - выполнить бросок с хода с передачи партнера (учителя):
- справа;
- слева;
- по прямой.
| Поточно
| Мяч принимать на вытянутые руки, привести его к груди, при броске не разводить локти.
| - Выполнить бросок с обводкой 3-секундной зоны:
| Групповой
| И.п. стоя на лицевой линии. Обозначить ворота стойками для подхода к кольцу под углом 45 градусов; считать попадания всей командой вслух. Ведение и бросок левой рукой.
| - Передачи без ведения с атакой на кольцо.
| В парах, 1/2 площадки
| Выполнить бросок с третьей передачи.
| - Передачи без ведения с атакой на кольцо, подбором и добиванием в кольцо.
| В тройках
| Бросок может выполнять любой игрок. Не нарушать 2-шаговый ритм.
| - С ведением в беге по всем кольцам в зале:
| Поточно
| Вести мяч без зрительного контроля, выполнять бросок под углом 45 градусов к кольцу, подбор мяча – до отскока на площадку.
|
| Учебная игра с целевым заданием. Цена броска – 4 очка, если мяч забит в движении с 2-х шагов.
|
|
|
| Совершенствование.
- Броски с финтами:
- ложная передача,
- с поворотом на 360 градусов,
- с проносом мяча вокруг корпуса;
- на максимальной скорости;
- с сопротивлением;
- «с вертушкой» и т.д.
|
|
| |
|