Раздел V. Прекращение и приостановление действия международных 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел V. Прекращение и приостановление действия международных



Договоров Российской Федерации

Статья 35. Рекомендации о прекращении или приостановлении действия международных договоров Российской Федерации

1. Рекомендации о прекращении или приостановлении действия международных договоров Российской Федерации могут представляться в зависимости от того, в чьей компетенции находятся вопросы, регулируемые договором, на рассмотрение Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации каждой из палат Федерального Собрания Российской Федерации, субъектами Российской Федерации в лице их соответствующих органов государственной власти.

Такие рекомендации могут представляться также Верховным Судом Российской Федерации, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Центральным банком Российской Федерации и Уполномоченным по правам человека по вопросам их ведения.

2. Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации или по их поручению федеральный министр, руководитель иного федерального органа исполнительной власти в месячный срок дают ответ на рекомендации.

Комментарий к статье 35

1. Правом представлять рекомендации о прекращении или приостановлении действия международных договоров РФ обладают каждая из палат Федерального Собрания, субъекты РФ в лице их соответствующих органов государственной власти. Такие рекомендации могут представляться также Верховным Судом, Высшим Арбитражным Судом, Генеральной прокуратурой, Центральным Банком и Уполномоченным по правам человека по вопросам их ведения.

Рекомендации о прекращении или приостановлении действия международных договоров РФ представляются на рассмотрение Президента или Правительства в зависимости от того, в чьей компетенции находятся вопросы, регулируемые договором.

С учетом права представлять рекомендации о заключении международных договоров РФ (ст. 8 Закона) представление рекомендаций о прекращении или приостановлении действия договоров дает возможность указанным органам активно влиять на процесс заключения, прекращения и приостановления действия международных договоров РФ, позволяет осуществлять взаимодействие в целях выработки и проведения единой внешнеполитической линии РФ.

Следует, однако, отличать представление рекомендаций о прекращении или приостановлении действия международных договоров РФ от внесения в Государственную Думу субъектами права законодательной инициативы законопроектов по вопросу о прекращении или приостановлении действия договоров (п. 5 ст. 36), а также от представления соответствующих предложений Президенту или в Правительство федеральными ведомствами согласно п. 1 ст. 36 Закона.

2. Порядок и сроки ответа на рекомендацию о прекращении или приостановлении действия международного договора РФ определяются п. 2.

Ответ на рекомендацию дается Президентом, Правительством или по их поручению руководителем федерального ведомства в месячный срок. Это является важной гарантией учета рекомендаций о прекращении или приостановлении действия международных договоров РФ при принятии соответствующих решений.

Статья 36. Предложения о прекращении или приостановлении действия международных договоров Российской Федерации

1. Предложения о прекращении или приостановлении действия международных договоров Российской Федерации, заключенных от имени Российской Федерации и от имени Правительства Российской Федерации, представляются в зависимости от того, кем принято решение о согласии на обязательность для Российской Федерации договора, Президенту Российской Федерации или в Правительство Российской Федерации Министерством иностранных дел Российской Федерации самостоятельно или по согласованию с другими федеральными органами исполнительной власти, иными органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

2. Предложения о прекращении или приостановлении действия международных договоров Российской Федерации, решения о согласии на обязательность которых для Российской Федерации были приняты в форме федерального закона, вносятся в Государственную Думу Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации в зависимости от того, кем было представлено предложение, на основании которого Федеральное Собрание Российской Федерации давало согласие на заключение международного договора Российской Федерации.

Президент Российской Федерации вносит, если это вызывается необходимостью, в Государственную Думу предложения о прекращении или приостановлении действия международных договоров Российской Федерации, решения о согласии на обязательность которых для Российской Федерации были приняты в форме федерального закона на основании представления Правительства Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации вправе в случае необходимости представить Президенту Российской Федерации предложение о внесении в Государственную Думу предложения о прекращении или приостановлении действия международного договора Российской федерации, решение о согласии на обязательность которого для Российской Федерации было принято в форме федерального закона на основании представления Правительства Российской Федерации.

Подлежащие представлению Президенту Российской Федерации для внесения в Государственную Думу предложения о прекращении или приостановлении действия международных договоров Российской Федерации, требующие предварительного рассмотрения Правительством Российской Федерации, представляются в Правительство Российской Федерации.

3. Предложение о прекращении или приостановлении действия международного договора Российской Федерации должно содержать заверенную копию официального текста международного договора, обоснование целесообразности его прекращения или приостановления его действия, а также оценку возможных финансово-экономических и иных последствий прекращения или приостановления действия договора, включая при необходимости предусмотренное статьей 104 Конституции Российской Федерации заключение Правительства Российской Федерации.

4. Решения Правительства Российской Федерации о внесении в Государственную Думу предложений о прекращении или приостановлении действия международных договоров Российской Федерации, а также о представлении Президенту Российской Федерации для внесения в Государственную Думу предложений о прекращении или приостановлении действия международных договоров Российской Федерации принимаются в форме постановления.

5. В случае внесения в Государственную Думу на основании статьи 104 Конституции Российской Федерации субъектом права законодательной инициативы, не упомянутым в пункте 2 настоящей статьи, законопроекта по вопросу о прекращении или приостановлении действия международного договора Российской Федерации Государственная Дума направляет внесенный законопроект Президенту Российской Федерации для предложений по данному законопроекту.

Комментарий к статье 36

1. В п. 1 регламентируется представление федеральными ведомствами предложений о прекращении или приостановлении действия международных договоров РФ. Предложения о прекращении или приостановлении действия международных договоров РФ, заключенных от имени РФ и от имени Правительства, представляются в зависимости от того, кем принято решение о согласии на обязательность для РФ договора, Президенту или в Правительство. При этом следует учитывать, что решение о согласии на обязательность для РФ договора по вопросам, относящимся к ведению Правительства, могло быть принято и Президентом (п. 2 ст. 11 Закона).

Такие предложения представляются МИД самостоятельно или по согласованию с другими федеральными ведомствами, иными органами государственной власти РФ, органами государственной власти соответствующих субъектов РФ. Эта норма отражает особое место МИД в реализации внешнеполитического курса страны, в том числе путем прекращения и приостановления действия международных договоров РФ, обеспечивает необходимую координацию в области договорных связей РФ.

Предусматривается, что согласование в необходимых случаях осуществляется не только с заинтересованными федеральными ведомствами, но и (по соответствующим вопросам) с иными органами государственной власти РФ (Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, Генеральная прокуратура, а также Центральным банком, Уполномоченным по правам человека).

Что касается органов государственной власти соответствующих субъектов РФ, то согласование с ними при представлении предложений о прекращении или приостановлении действия международных договоров РФ, затрагивающих полномочия субъекта РФ, проводится практически в таком же порядке, как и при заключении таких договоров.

При этом важно различать, во-первых, международные договоры РФ, затрагивающие вопросы, относящиеся к ведению субъекта РФ, и, во-вторых, международные договоры РФ, затрагивающие полномочия субъекта РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ. Прекращение и приостановление действия первых не могут быть осуществлены без согласования с органами государственной власти соответствующего субъекта РФ. Вопросы внесения предложений о прекращении и приостановлении действия вторых (если непосредственно затрагиваются интересы какого-либо конкретного субъекта РФ) решаются применительно к порядку заключения таких договоров (см. комментарий к ст. 4).

Итак, если решение о согласии на обязательность для РФ международного договора было принято Президентом, предложение о прекращении или приостановлении действия договора представляется Президенту, а если такое решение принималось Правительством, то соответствующее предложение представляется в Правительство. Так, например, МИД по согласованию с Минобороны было представлено Президенту предложение о прекращении по взаимному согласию Договора между РФ и Республикой Польша о выводе войск РФ с территории Польши (распоряжение от 1 апреля 1996 г. N 157-рп <65>). Предложение о прекращении по взаимному согласию межправительственных российско-туркменистанских соглашений в области материально-технического и финансового обеспечения воинских формирований на территории Туркменистана представлено МИД и Минобороны в Правительство (постановление от 6 сентября 1995 г.

N 898 <66>).

Необходимо подчеркнуть, что в целом представление предложений о прекращении или приостановлении действия международных договоров РФ осуществляется практически в таком же порядке, как и представление предложений о заключении международных договоров РФ (ст. 9). С некоторыми особенностями эта процедура применяется к прекращению и приостановлению действия международных договоров, в которых РФ является стороной в качестве государства-продолжателя СССР (см. комментарий к ст. 37).

2. В пункте 2 регламентируется внесение предложений о прекращении или приостановлении действия международных договоров РФ, решения о согласии на обязательность которых для РФ были приняты в форме федерального закона.

Такие предложения вносятся в Государственную Думу Президентом или Правительством в зависимости от того, кем было представлено предложение, на основании которого Федеральное Собрание давало согласие на заключение международного договора РФ.

При этом предусматривается, что Президент вправе, если это вызывается необходимостью, вносить в Государственную Думу предложения о прекращении или приостановлении действия международных договоров РФ, решения о согласии на обязательность которых для РФ были приняты в форме федерального закона на основании представления Правительства.

В то же время Правительство вправе в случае необходимости представить Президенту предложение о внесении в Государственную Думу предложения о прекращении или приостановлении действия договора, решение о согласии на обязательность которого для РФ было принято в форме федерального закона на основании представления Правительства. Такая необходимость определяется Правительством и может быть вызвана как особенностями договора, так и обстоятельствами (внутреннего или внешнего порядка), сложившимися к моменту представления соответствующего предложения. С учетом совокупности этих факторов Правительство может счесть необходимым заручиться авторитетом Президента и представить ему соответствующее предложение.

Представление федеральными ведомствами предложений соответственно Президенту и в Правительство о внесении в Государственную Думу предложений о прекращении или приостановлении действия международных договоров РФ, решения о согласии на обязательность которых для РФ приняты в форме федерального закона, осуществляется в порядке, предусмотренном п. 1 комментируемой статьи. Однако подлежащие представлению Президенту для внесения в Государственную Думу предложения о прекращении или приостановлении действия международных договоров РФ, требующие предварительного рассмотрения Правительством, представляются в Правительство. Эта норма позволяет обеспечить всестороннюю оценку финансово-экономических и иных последствий прекращения или приостановления действия договора.

Президентом и Правительством вносятся в Государственную Думу предложения о прекращении или приостановлении действия международных договоров РФ (с проектом соответствующего федерального закона), решения о согласии на обязательность которых для РФ были приняты в форме федерального закона. Что касается других субъектов права законодательной инициативы, упомянутых в ч. 1 ст. 104 Конституции, то процедура рассмотрения вносимых ими законопроектов по вопросу о прекращении или приостановлении действия международных договоров РФ регламентируется п. 5 ст. 36.

Необходимо подчеркнуть, что в целом внесение в Государственную Думу предложений о прекращении или приостановлении действия международных договоров РФ осуществляется практически в таком же порядке, как и внесение предложений о ратификации международных договоров. С некоторыми особенностями эта процедура применяется к прекращению и приостановлению действия международных договоров, в которых РФ является стороной в качестве государства-продолжателя СССР (см. комментарий к ст. 37).

3-4. Перечень требований, которым должно отвечать содержание предложения о прекращении или приостановлении действия международного договора РФ, сходен с перечнем требований, предъявляемых к содержанию предложения, представляемого в соответствии с п. 4 ст. 16. Предложение о прекращении или приостановлении действия международного договора должно содержать заверенную копию официального текста международного договора, обоснование целесообразности его прекращения или приостановления его действия, а также оценку возможных финансово-экономических и иных последствий прекращения или приостановления действия договора, включая при необходимости предусмотренное ст. 104 Конституции РФ заключение Правительства.

К последствиям, об оценке которых сказано выше, относятся и последствия, предусмотренные в ст. 38 и 39 Закона, а именно:

прекращение международного договора РФ, если договором не предусматривается иное или не имеется иной договоренности с другими его участниками, освобождает РФ от всякого обязательства выполнять договор в дальнейшем и не влияет на права, обязательства или юридическое положение РФ, возникшие в результате выполнения договора до его прекращения;

приостановление действия международного договора РФ, если договором не предусматривается иное или не имеется иной договоренности с другими его участниками, освобождает РФ от обязательства выполнять в течение периода приостановления договор в своих отношениях с теми его участниками, с которыми приостанавливается действие договора, и не влияет в остальном на установленные договором правовые отношения РФ с другими его участниками.

Прекращение и приостановление действия международных договоров РФ осуществляются в соответствии с условиями договора и нормами международного права.

Решения Правительства о внесении в Государственную Думу предложений о прекращении или приостановлении действия международных договоров, а также о представлении Президенту для внесения в Государственную Думу таких предложений принимаются в форме постановления.

5. Конституция (часть 1 ст. 104) предоставляет право законодательной инициативы наряду с Президентом и Правительством также Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, законодательным (представительным) органам субъектов РФ по неограниченному кругу вопросов, а Конституционному Суду, Верховному Суду и Высшему Арбитражному Суду - по вопросам их ведения. Поэтому возникает необходимость регламентировать внесение в Государственную Думу субъектами права законодательной инициативы (кроме Президента и Правительства, представляющих предложения о прекращении или приостановлении действия международных договоров РФ в форме федерального закона) законопроектов по вопросу о прекращении или приостановлении действия международных договоров РФ.

Указанные субъекты права законодательной инициативы вправе вносить в Государственную Думу законопроекты по вопросу о прекращении или приостановлении действия международного договора РФ. При этом внесение таких законопроектов не ограничивается международными договорами, решения о согласии на обязательность которых для РФ приняты в форме федерального закона.

В случае внесения указанными субъектами права законодательной инициативы законопроекта по вопросу о прекращении или приостановлении действия международного договора РФ Государственная Дума направляет внесенный законопроект Президенту для предложений по данному законопроекту.

По итогам рассмотрения законопроекта по вопросу о прекращении или приостановлении действия международного договора РФ Президент мог бы, очевидно, во-первых (если решение о согласии на обязательность для РФ договора принималось в форме федерального закона), внести в Государственную Думу предложение о прекращении или приостановлении действия договора (дать поручение о внесении Правительству) либо обосновать нецелесообразность его прекращения или приостановления его действия (по соображениям как внутреннего, так и внешнего порядка) и, во-вторых (если решение о согласии на обязательность для РФ договора принималось не в форме федерального закона), принять решение о прекращении или приостановлении действия договора (дать соответствующее поручение Правительству) либо обосновать нецелесообразность его прекращения или приостановления его действия.

Порядок действий Государственной Думы при несогласии с доводами Президента о нецелесообразности прекращения или приостановления действия договора, решение о согласии на обязательность которого для РФ принято в форме федерального закона, не регламентируется Законом, однако в любом случае такие действия должны исключать возможность противопоставления органов государственной власти РФ в вопросах прекращения и приостановления действия международного договора РФ, так как субъектом международного договора является государство в целом.

Что касается международных договоров РФ, решения о согласии на обязательность которых для РФ принимались Президентом, Правительством или в установленном порядке федеральным ведомством, то в случае несогласия Государственной Думы с доводами Президента о нецелесообразности прекращения или приостановления действия такого договора необходимо руководствоваться п. 1 ст. 37, предусматривающим, что прекращение (в том числе денонсация) и приостановление действия международных договоров РФ осуществляются в соответствии с условиями самого договора и нормами международного права органом, принявшим решение о согласии на обязательность для РФ международного договора. То есть Закон исходит из того, что нельзя путем принятия федерального закона прекратить международный договор или приостановить действие договора, решение о согласии на обязательность которого для РФ принималось не в форме федерального закона (см. комментарий к ст. 37).

При этом в случае спора между федеральными органами государственной власти по вопросу о праве того или иного органа давать согласие на обязательность для РФ международного договора любой из участвующих в споре органов мог бы передать спор на рассмотрение Конституционного Суда (см. комментарий к ст. 15). Если же вопрос ставился бы не о компетенции, а о целесообразности следовало бы исходить из того, что органы исполнительной власти в соответствии с Конституцией (ст. 10) самостоятельны, в том числе и в вопросах заключения международных договоров.

Таким образом, внесение законопроекта о прекращении или приостановлении действия международного договора РФ, согласие на обязательность которого для РФ принималось не в форме федерального закона, было бы сравнимо по своим правовым последствиям с представлением рекомендации о прекращении или приостановлении действия международного договора РФ (ст. 35 Закона).

Статья 37. Прекращение и приостановление действия международных договоров Российской Федерации

1. Прекращение (в том числе денонсация) и приостановление действия международных договоров Российской Федерации осуществляются в соответствии с условиями самого договора и нормами международного права органом, принявшим решение о согласии на обязательность международного договора для Российской Федерации.

2. Президент Российской Федерации принимает, если это вызывается необходимостью, решения о прекращении или приостановлении действия международных договоров Российской Федерации, согласие на обязательность которых для Российской Федерации давалось Правительством Российской Федерации.

3. Государственная Дума рассматривает предложения о прекращении или приостановлении действия международных договоров Российской Федерации и после предварительного обсуждения в комитетах и комиссиях Государственной Думы принимает соответствующие решения.

Принятые Государственной Думой федеральные законы о прекращении (в том числе о денонсации) или приостановлении действия международных договоров Российской Федерации подлежат в соответствии с Конституцией Российской Федерации обязательному рассмотрению в Совете Федерации.

Принятый Федеральным Собранием Российской Федерации федеральный закон о прекращении (в том числе о денонсации) или приостановлении действия международного договора Российской Федерации направляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

4. Действие международного договора Российской Федерации, решение о согласии на обязательность которого для Российской Федерации принималось в форме федерального закона, может быть приостановлено Президентом Российской федерации в случаях, требующих принятия безотлагательных мер, с обязательным незамедлительным информированием Совета Федерации и Государственной Думы и внесением в Государственную Думу проекта соответствующего федерального закона.

В случае отклонения Государственной Думой проекта федерального закона о приостановлении действия международного договора Российской Федерации действие договора подлежит незамедлительному возобновлению.

5. Прекращение и приостановление действия международных договоров Российской Федерации межведомственного характера производятся федеральными органами исполнительной власти, от имени которых заключены такие договоры, по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации, другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации и с разрешения Правительства Российской Федерации.

6. Правительство Российской Федерации принимает решения о прекращении или приостановлении действия международных договоров Российской Федерации межведомственного характера, если соответствующие вопросы имеют важное значение для государственных интересов Российской Федерации.

7. Решения о прекращении (в том числе о денонсации) и приостановлении действия международных договоров, в которых Российская Федерация является стороной в качестве государства - продолжателя СССР, принимаются органами государственной власти Российской Федерации в соответствии с их компетенцией, установленной Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными актами законодательства Российской Федерации.

Внесение соответствующих предложений и законопроектов осуществляется применительно к порядку, установленному статьей 36 настоящего Федерального закона.

Комментарий к статье 37

1. Прекращение международного договора означает, что он утратил свою обязательную силу в отношениях между его участниками и перестал порождать для них права и обязательства (см. комментарий к ст. 38). Прекращение международного договора само по себе не противоречит принципу их добросовестного выполнения. Необходимо, чтобы прекращение происходило в соответствии с этим принципом.

Правомерное прекращение международного договора основывается на положениях самого договора и нормах международного права; неправомерное - противоречит договору и основным принципам и нормам международного права, прежде всего принципу добросовестного выполнения международных обязательств. Неправомерное прекращение международного договора представляет собой международный деликт и влечет международно-правовую ответственность.

Приостановление действия международного договора - это перерыв в действии договора на какой-то период времени (см. комментарий к ст. 39). Приостановление действия международного договора возможно в соответствии с положениями самого договора и нормами международного права (ст. 57 - 62 Венской конвенции о праве международных договоров).

Важно отметить, что в соответствии с Венской конвенцией международный договор может быть прекращен, в то время как приостановлено может быть действие договора (ст.ст. 54 и 57). Это различие получило свое отражение и в Законе (ст. 38 и 39). Его нельзя игнорировать при представлении предложений и принятии соответствующих решений.

Определение порядка взаимоотношений органов государственной власти в процессе заключения, обеспечения выполнения, прекращения и приостановления действия международных договоров - внутреннее дело каждого государства. Однако такой порядок не может быть сформулирован произвольно, без учета соответствующих международно-правовых принципов и норм, прежде всего принципа добросовестного выполнения международных обязательств. Соответствующие внутригосударственные процедуры должны устанавливаться таким образом, чтобы их осуществление не приводило к нарушениям международного права. Это в полной мере относится к порядку прекращения и приостановления действия международных договоров.

В п. 1. комментируемой статьи устанавливается, что прекращение (в том числе денонсация) и приостановление действия международных договоров РФ осуществляются в соответствии с условиями самого договора и нормами международного права органом, принявшим решение о согласии на обязательность для РФ международного договора.

Во-первых, эта норма является гарантией того, что в своей договорной практике РФ будет использовать только правомерные способы прекращения и приостановления действия международных договоров.

Во-вторых, эта норма имеет ключевой характер для распределения компетенции между органами государственной власти РФ в вопросах прекращения и приостановления действия международных договоров РФ, обеспечивает невозможность противопоставления этих органов друг другу, исключая саму вероятность нарушения РФ принципа добросовестного выполнения международных обязательств.

В-третьих, денонсация как наиболее распространенный способ прекращения международных договоров, упоминание о котором содержится в Конституции (ст. 106), выделяется среди других таких способов.

Таким образом, по общему правилу прекращение и приостановление действия международных договоров РФ осуществляются только тем органом, который принял решение о согласии на его обязательность для РФ (с исключением, предусмотренным в п. 2). Так, например, Правительством принято решение о прекращении по взаимному согласию межправительственных российско-туркменистанских соглашений в области материально-технического и финансового обеспечения воинских формирований на территории Туркменистана (постановление от 6 сентября 1995 г. N 898 <67>).

2. Пункт 2 содержит исключение из правила, установленного в п. 1. Президент вправе принимать, если это вызывается необходимостью, решения о прекращении или приостановлении действия международных договоров РФ, согласие на обязательность которых для РФ давалось Правительством. Так, например, Президентом принято решение о прекращении по взаимному согласию межправительственных российско-польских соглашений и протоколов об урегулировании транспортных, имущественных, финансовых и других вопросов, связанных с выводом войск РФ с территории Польши и транзитом через ее территорию войск РФ, выводимых из ФРГ, одновременно с решением о прекращении Договора между РФ и Республикой Польша о выводе войск РФ с территории Польши (распоряжение от 1 апреля 1996 г. N 157-рп <68>).

Эта норма учитывает особую роль Президента, на которого согласно Конституции (ст. 86) возложено осуществление руководства внешней политикой страны, и является отражением предусмотренного в п. 2 ст. 11 Закона права Президента принимать решения о подписании международных договоров по вопросам, относящимся к ведению Правительства, если это вызывается необходимостью.

Кроме того, с разрешения Президента или по его решению прекращаются международные договоры РФ межведомственного характера (приостанавливается их действие), в отношении которых Президентом принимались решения о проведении переговоров о заключении или решения о подписании (см. комментарий к ст. 11).

3. Рассмотрение Государственной Думой предложений о прекращении или приостановлении действия международных договоров РФ осуществляется в соответствии с ее регламентом.

Принятый Государственной Думой федеральный закон о прекращении (в том числе о денонсации) или приостановлении действия международного договора РФ в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации. Решение о принятии закона и направлении его в Совет Федерации оформляется постановлением Государственной Думы.

Конституцией (ст. 106) определено, что принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам денонсации международных договоров РФ подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации. Учитывая, что денонсация является лишь одним, наиболее распространенным способом прекращения международных договоров, предусматривается, что обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежит принятый Государственной Думой федеральный закон о прекращении (в том числе о денонсации) или приостановлении действия международного договора РФ. Соответствующее решение Совета Федерации оформляется его постановлением. (Рассмотрение Государственной Думой законопроектов о прекращении или приостановлении действия международных договоров РФ, а Советом Федерации принятых ею законов осуществляется в таком же порядке, как и по вопросам ратификации договоров. См. комментарий к ст. 17.)

Федеральный закон о прекращении (в том числе о денонсации) или приостановлении действия международного договора РФ, принятый Федеральным Собранием, направляется в соответствии с Конституцией Президенту для подписания и обнародования. Соответствующие действия Президента в отношении закона регламентируются Конституцией.

4. С учетом особой роли Президента в осуществлении руководства внешней политикой страны и его прерогатив в принятии мер по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности в п. 4 сформулировано право Президента приостанавливать действие международного договора РФ, решение о согласии на обязательность которого для РФ принималось в форме федерального закона. Такое приостановление может быть осуществлено Президентом в случаях, требующих принятия безотлагательных мер, с обязательным незамедлительным информированием Совета Федерации и Государственной Думы и внесением в Государственную Думу проекта соответствующего федерального закона.

В случае отклонения Государственной Думой проекта федерального закона о приостановлении действия международного договора РФ действие договора подлежит незамедлительному возобновлению.

5-6. Прекращение и приостановление действия международных договоров межведомственного характера осуществляются с разрешения Правительства или по его решению в зависимости от значения вопросов, регулируемых такими договорами. Решение о прекращении или приостановлении действия международного договора межведомственного характера принимается Правительством, если соответствующие вопросы имеют важное значение для государственных интересов РФ. В остальных случаях прекращение и приостановление действия международного договора межведомственного характера осуществляются с разрешения Правительства. Прекращение и приостановление действия международного договора межведомственного характера производятся федеральными органами исполнительной власти, от имени которых заключены такие договоры, по согласованию с Министерством иностранных дел, другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти соответствующих субъектов РФ.

Принимаемые Правительством решения (разрешения), относящиеся к прекращению или приостановлению действия международных договоров межведомственного характера, оформляются в виде распоряжений.

7. Пунктом 3 ст. 1 установлено, что Закон распространяется на международные договоры, в которых РФ является стороной в качестве государства-продолжателя СССР.

С учетом того, что компетенция государственных органов бывшего СССР в вопросах заключения международных договоров может и не совпадать с компетенцией соответствующих органов государственной власти РФ, в п. 7 комментируемой статьи определяются особенности принятия решений о прекращении и приостановлении действия международных договоров, в которых РФ является стороной в качестве государства-продолжателя СССР.

Решения о прекращении (в том числе о денонсации) и приостановлении действия таких договоров принимаются органами государственной власти РФ в соответствии с их компетенцией. При этом внесение соответствующих предложений и законопроектов осуществляется применительно к порядку, предусмотренному ст. 36 Закона. Например, решение о согласии на обязательность международного договора в свое время принималось Правительством СССР, а в соответствии с действующим российским законодательством вопросы, регулируемые договором, входят в компетенцию Президента или могут быть решены только путем принятия федерального закона. Решение о прекращении или приостановлении действия такого договора может быть принято соответственно Президентом или в форме федерального закона.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.163 (0.07 с.)