Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Контроля за поведением боксера и состоянием его здоровья

Поиск

_______________________________ по наблюдениям тренера

_______________________ за период _______________________

Показатели Внешнее проявление Даты тренировок
      4 и т.д.  
Уровень нагрузки по объему и интенсивности
  1. Максимальная
  2. Большая
  3. Средняя
  4. Малая
         
Спортивная работоспособность
  1. Повышенная
  2. Хорошая
  3. Средняя
  4. Пониженная
  5. Быстрая утомляемость
         
Интерес к занятиям
  1. Большой
  2. Обычный
  3. Пониженный
  4. Отсутствие интереса
  5. Полное безразличие
         
Внимание
  1. Сосредоточенное
  2. Хорошее, устойчивое
  3. Ослабленное
  4. Рассеянное
  5. Отсутствует
         
Поведение
  1. Недисциплинированное
  2. Возбужденное
  3. Спокойное
  4. Угнетенное
  5. Апатичное
         
Движения
  1. Уверенные и четкие
  2. Неуверенные и нечеткие
  3. Замедленное выполнение
  4. Проявление некоординированности
  5. Расстройство координации
         
Усвоение упражнений
  1. Легкое и быстрое
  2. Хорошее
  3. Замедленное
  4. Длительное
  5. Быстрое забывание
         

 

Показатели состояния здоровья Оценка состояния Дни месяца
      4 и т. д.
Дыхание
  1. Спокойное ровное
  2. Учащенное ройное
  3. Очень учащенное
  4. Поверхностное
  5. Одышка
       
Цвет кожи
  1. Нормальный
  2. Незначительное покраснение
  3. Значительное покраснение
  4. Бледный
  5. Синюшный
       
Жалобы
  1. Усталость
  2. Головокружение
  3. Сердцебиение
  4. Одышка
  5. Недомогание
       
Боль
  1. В боку
  2. В сердце
  3. Головная
  4. В суставах
  5. В мышцах
       
Особые замечания          

После анализа результатов тренировки планы пересматривают. Например, если боксер показал плохую маневренность или неумение вести бой прямыми ударами, в последующем плане увеличивают объем упражнений, направленных на изучение и совершенствование этих навыков.

Если оказалось, что боксер недостаточно вынослив, нужно уделить внимание упражнениям, развивающим это качество, и т. д. Интенсивность подобранных упражнений определяется в зависимости от состояния спортсмена и его функциональных возможностей.

Планирование и руководство учебно-тренировочными сборами

Подготовка сборной команды к соревнованиям

В областных центрах, столицах союзных республик, Москве, Ленинграде имеются сборные команды по боксу — первый, второй и третий составы. Кроме того, сборные команды есть в обществах и ведомствах (начиная от областных советов).

Для каждой сборной команды проводят учебно-тренировочные сборы за 20 дней до соревнований. Кроме того, бывают сборы учебные (для совершенствования спортивного мастерства), по общей физической подготовке и лечебно-оздоровительные.

Во время учебно-тренировочных сборов ставятся задачи повышения спортивного мастерства, главным образом развития специальной выносливости, совершенствования излюбленных приемов ведения боя, устранения недостатков в технике и тактике; психологическая подготовка к турниру.

На сборе создаются наиболее благоприятные условия тренировки. Здесь собираются лучшие боксеры и, следовательно, каждый из них имеет хороших партнеров для проведения учебных боев. Качественной подготовке способствуют хорошо оборудованные места занятий, тренеры высокой квалификации, тщательные медицинские наблюдения, режим сна, питания, отдыха и т. д.

На сбор боксер приезжаем подготовленным, с планом тренировки, составленным совместно с тренером. Тренерский совет сбора знакомится с планом предварительной подготовки боксера и составляет индивидуальный план подготовки на время сбора. Тренер, который работает с боксером, подбирает упражнения для устранения явных ошибок в технических действиях, развития отдельных качеств, расширяет практику ведения боя с боксерами разного стиля и т. п.

В индивидуальных планах подготовки боксеров на сборах должны быть подробно изложены рекомендации и требования по совершенствованию технико-тактической, физической, психологической и теоретической подготовок.

Старший тренер составляет план проведения сбора, в начале которого кратко характеризует состояние как команды в целом, так и каждого из боксеров в отдельности, определяя уровень его подготовки.

В плане указываются задачи сбора и общие требования к специализированной тренировке сборной.

По технической подготовке особое внимание следует уделить совершенствованию и рационализации излюбленных боевых действий каждого боксера, более экономному выполнению приемов, умению расслабляться после боевого эпизода. Тренеры должны фиксировать удары, которые наиболее часто пропускают их подопечные, установить причины ошибок в защитных действиях и совершенствовать защиты от всех ударов. Чрезвычайно важно акцентировать внимание на активных защитах, на использовании защит как исходного положения для контратакующих действий.

Следует поработать над ликвидацией ошибок, могущих повлечь за собой замечания и предупреждения судьи (удары в запрещенные места, захваты, держания в ближнем бою, опасное движение головой и т. п.).

По тактической подготовке кроме общих заданий, связанных с действиями на различных дистанциях, против боксеров разного стиля, левшей и т. п., нужно предусмотреть индивидуальные задания с учетом сильных и слабых сторон предполагаемых противников и вариантов противодействия им. Боксеры должны совершенствовать умение менять по ходу поединка темп, ритм, характер действий в пределах своей манеры боя. Особое внимание нужно обратить на отработку подготовительных действий перед собственными атаками и контратаками, улучшение передвижений и маневров по рингу, умение уходить из угла и ограничивать передвижения соперника, выгодно использовать его промахи, искусно утомлять и раскрывать.

По специальной физической подготовке планируют довести до высшего уровня специальные физические качества каждого боксера — координацию движений, быстроту реакции, силу и точность ударов, способность вести бой в высоком темпе в течение всех трех раундов.

Психологическая подготовка на сборах включает овладение навыками психологической подготовки к бою, самовнушения с настройкой на победу, умения объективно оценивать способности и подготовленность соперника. План предусматривает совершенствование психологической устойчивости в преодолении соревновательных трудностей (сбивающих факторов, изменения характера боя по его ходу), концентрацию внимания и т. д.

По теоретической подготовке следует ознакомить участников с планом подготовки сбора, его целями и средствами их достижения; манерой боя, сильными и слабыми сторонами вероятных противников; систематически анализировать учебные бои с различными партнерами (чтобы учитывать и устранять свои недостатки); повысить знания по самоконтролю за состоянием спортивной формы.

В конце плана даются рекомендации тренерскому составу по составлению индивидуального плана для каждого из боксеров, в которых тренерский совет, наблюдая за его выступлениями, указывает на положительные и отрицательные стороны в мастерстве, характеризует будущих его противников, их стиль, манеру боя, уровень физических и волевых качеств, отмечает технические и тактические недостатки и положительные качества и дает советы по ведению боя с каждым из противников.

Во время установочных учебных сборов боксеры изучают и совершенствуют новые технические приемы, которые, по мнению тренеров, могут улучшить технику, разнообразить тактику, увеличить шансы в предстоящих поединках, овладевают упражнениями, способствующими развитию необходимых физических качеств, технических и тактических навыков.

Сбор по общей физической подготовке планируют в переходном периоде, примерно за один-два месяца до предсоревновательного учебно-тренировочного периода, как правило, для всех по общему плану. Широко практикуются кроссы, смешанные передвижения, бег на короткие дистанции, прыжки, упражнения с отягощениями, гимнастика на снарядах (упорах, висах, прыжки) и со снарядами (палками, булавами, набивными мячами), спортивные игры, борьба, ходьба на лыжах, плавание, гребля, метания и др.

Такие сборы целесообразно проводить в среднегорье; в этом случае они будут иметь также оздоровительный характер.

Лечебно-оздоровительный сбор обычно организуют для боксеров, нуждающихся в лечении травм или остаточных явлений после перенесенной болезни. На сборе боксеры поддерживают спортивную форму с помощью специально подобранных упражнений, которые не могут усугубить заболевание. Например, ходьба и бег не препятствуют лечению периоститов кисти; при лечении растяжения мышц поясничной области можно заниматься ходьбой и плаванием без резких движений и напряжений и т. д.

Следует уделять большое внимание политико-воспитательной работе. Каждый боксер должен осознать высокую ответственность за свои действия перед коллективом, добросовестно тренироваться согласно установленному плану, быть дисциплинированным, придерживаться режима, непримиримо относиться к тем, кто своим поведением ц поступками порочит имя советского спортсмена.

Поставленные перед сбором задачи могут быть решены только сплоченным коллективом боксеров и тренеров, имеющим хорошие традиции, дружной, активной и коллегиальной работой тренерского состава.

Систематически проводится политическая учеба членов сборной команды (политинформации, доклады, беседы, диспуты, просмотр кинофильмов и др.).

Организация сборов

Подготовку возглавляет тренерский совет, работа которого строится на основе коллегиальных решений. На тренерском совете обсуждаются вопросы организации тренировочных занятий, воспитательной работы.

На сбор привлекаются тренеры, ученики которых вызваны на сбор и являются первыми номерами в составе команды. Руководит работой старший тренер сбора, у которого есть тренеры-помощники: один ведет документацию, в том числе протоколы заседаний тренерского совета, второй следит за подготовкой мест занятий, инвентаря, третий отвечает за проведение политических и культурно-воспитательных мероприятий.

Врач сбора работает в контакте с тренерским коллективом. Он ведет систематическое наблюдение за состоянием здоровья участников сбора, при необходимости оказывает им медицинскую помощь, консультирует тренеров по вопросам влияния тренировочных нагрузок на организм, следит за питанием боксеров, составляет вместе с поваром, старшим тренером и сестрой-хозяйкой меню, помогает участникам сбора регулировать массу тела.

В каждой весовой категории выделяют двух-трех боксеров, равноценных по мастерству. В течение 20-25 дней сбора необходимо установить, кто из них будет лучше боксировать с на меченными партнерами, и точно определить все компоненты их спортивного мастерства. Тщательным наблюдением определяют мерные номера, которые надо испытать в вольных боях с несколькими боксерами своей и смежных весовых категорий (например, боксера легкого веса — с партнерами полулегкого и первого полусреднего). Не рекомендуется в предсоревновательном периоде делать прикидки — проводить учебные вольные бои между двумя претендентами в основной состав. Такая практика приводит к нервным перенапряжениям, а иногда придает чрезмерный вес сбивающему фактору, что нежелательно перед соревнованиями.

Обсудив окончательный состав команды, тренерский совет не позже чем за 10 дней до соревнования должен объявить всему сбору, какие боксеры определены первыми номерами. Вторые и третьи номера помогают первому лучше подготовиться, служат ему партнерами в учебных боях. Боксерам первого состава надо помочь психологически настроиться к предстоящему турниру, где они будут защищать честь коллектива, города и т. д.

Вместе с методическим планом проведения сбора составляется организационный и рабочий планы.

Организационным планом предусматриваются место сбора, расчет времени (продолжительность сбора, количество тренировочных дней, количество учебных часов в день, за весь сбор), руководство сбором (количество тренеров, старший тренер, начальник сбора, врач), материальное обеспечение (перечень оборудования и инвентаря, необходимого для успешной работы сбора), учебный план и распорядок дня и основные мероприятия воспитательного характера.

На каждое занятие составляются план (табл. 12) и конспект по установленной форме, в котором определены задачи, средства и методы тренировки. Кроме того, тренер ведет краткие записи по индивидуальному занятию с боксером. Периодически на тренерском совете обсуждаются итоги проведенных занятий и план последующих. В конце сбора, при утверждении окончательного состава команды, обсуждается уровень подготовленности каждого боксера.

Таблица 12. Ориентировочный ежедневный план учебно-тренировочного занятия

Дата и время Содержание Место проведения Кто проводит
15 октября, пятница      
8.00 - 8.30 Утренние физические упражнения Парк Тренер Смирнов
12.00 - 14.00 Боевая практика (3 X 3) Зал бокса Ст. тренер Петренко
19.00 - 20.00 Показ кинофильма Клуб Тренер Руданский
21.00 Вечерняя прогулка (3 км) Парк Самостоятельно

ОТБОР В БОКСЕ

Пожалуй, ни в одном виде спорта нет такого отсева среди занимающихся, как в боксе. Если диктор на соревнованиях объявляет боксера и сообщает, что он имеет 120 боев, из них 112 побед, можно предположить, что большая часть из тех, кого он победил, уже не занимается боксом. Еще не было случая, чтобы на ринг выходил боксер, который из 100 боев проиграл хотя бы половину.

Отсев происходит главным образом на первом этапе обучения и тренировки. Причин этому много. Одни чувствуют, что им трудно добиться в боксе высоких спортивных результатов, другие не выдерживают режима тренировки, третьи недостаточно трудолюбивы и не готовы к систематическим занятиям и т. п. Иногда бывает и так, что боксер занимается год или два и достигает II и даже I разряда, но затем оставляет бокс. Чаще всего это случается с боксерами, которые отстают в развитии физических качеств (особенно скорости, быстроты реакции), овладении техническими навыками и не имеют необходимых для боксеров психических качеств (смелости, решительности и воли к победе). Искусство преподавателя (тренера) заключается в умении определять способности боксера на разных этапах подготовки, прогнозировать его будущее как спортсмена. Поэтому одной из важных научно-практических проблем является разработка системы отбора боксеров, основываясь на уровне психологического их состояния и возможностях развития физических качеств, необходимых боксеру. Психические и физические качества можно рассматривать только во взаимодействии, главным образом в процессе боя, где наиболее ярко проявляются эти два компонента при смене ситуаций и постоянно сбивающих факторах.

Как уже было сказано, значительно легче научить технико-тактическому мастерству, воспитать физические качества, чем выработать бойцовский характер у боксера. Уровень психических качеств, таких как воля, смелость, уверенность, решительность, самообладание, стойкость, уравновешенность, способность к переключению действия, инициативность и, наконец, трудолюбие и упорство, является основой в обучении и совершенствовании технико-тактического мастерства. Без высокого уровня психических качеств не может быть и выполнения на высоком уровне физических действий. Эти два компонента мастерства боксера являются основными в учебно-тренировочном процессе. Поэтому способности юноши к боксу следует искать прежде всего в уровне психического состояния, а потом в физической подготовленности.

На разных этапах подготовки предъявляются разные требования к уровню физической и психической подготовки боксера. Например, на первом этапе, во время овладения основами техники и тактики, от молодого боксера не требуются максимальные нервные и физические напряжения.

Когда боксер овладеет большим арсеналом технических средств, имеет некоторый боевой опыт, предъявляются более сложные требования к его физической и прежде всего психической подготовленности.

В настоящее время для исследования уровня и развития психических качеств спортсменов применяется электронная аппаратура (для определения уровня сенсомоторных реакций, сложных и простых, оперативности мышления, двигательной памяти и др.)- Но такие исследования требуют сложной аппаратуры и производятся в лабораторных условиях. На занятиях пользуются в основном педагогическими наблюдениями. Методами наблюдений для определения способности к овладению двигательными навыками, физических и волевых качеств может овладеть каждый тренер.

С целью прогнозирования спортивных результатов целесообразно проводить четырехэтапную форму отбора боксеров.

Первый этап — отбор при поступлении в секцию бокса. Этот этап является основным, потому что от того, какие подростки и юноши придут в секцию, зависит дальнейшая подготовка боксеров высокого класса. Так как пришедший в секцию еще не обладает какими-либо знаниями и умениями в боксе, то при приеме следует провести тестирование общего характера для определения уровня способностей к овладению двигательными навыками, некоторых физических качеств, главным образом координации, быстроты действия, и психических — быстроты реакции, смелости, решительности. Следует выяснить побуждения к занятиям боксом и успеваемость в школе или успехи в трудовой деятельности, учесть возрастные особенности (как правило, это юноши младшего, среднего или старшего возраста, поэтому необходимо предъявлять соответственно требования).

Для первого этапа можно порекомендовать тесты:

  • на координацию (способность запоминать движения и точностьих восприятия; упражнения со сменой положения рук стоя на месте ив ходьбе);
  • на ловкость (бросание и ловля гандбольного мяча в упражнениях с одним партнером и с двумя и тремя попеременно, бросая одномуи ловя от другого, прыжки по меткам, по лабиринтам из булав, бег сосменой направлений, прыжки через яму, защита гандбольных ворот);
  • на ловкость и смелость (игра в гандбол и баскетбол; показатель — активность, смелость и решительность в борьбе за мяч, ориентировка, ловля и бросание мяча);
  • на выносливость и быстроту (бег 60, 100 и 1000 м).

Второй этап отбора можно произвести после 8-10 месяцев занятий боксом, когда боксер уже прошел первый этап школьного обучения и тренировки. Это, примерно, совпадает с выполнением III разряда по боксу. Можно понаблюдать за боксером и дать оценку проявлению психических качеств трудолюбия, способности к соблюдению режима и выполнению индивидуальных заданий, решительности, дисциплинированности и др. Также следует проследить за ростом и проявлением специализированных физических качеств, особое внимание обратив на способности боксера к восприятию технико-тактических действий, овладению ими и стабильному выполнению.

На этом этапе наиболее ярко выражены соотношения в развитии технико-тактических навыков, физических возможностей и психологических качеств, выявляются индивидуальные особенности боксера (манера ведения боя) и т. п.

Нормативами по физической и технико-тактической подготовке могут служить указанные для новичков в программе для секций бокса коллектива физкультуры и клубов. Волевые качества определяются главным образом во время условных и вольных боев и соревнований.

На третьем этапе отбор производится среди боксеров, овладевших основами технико-тактических навыков, имеющих практик} соревнований, ощутивших радость побед и горечь поражений, нашедших свой стиль и манеру ведения боя, умеющих дать оценку своим боевым действиям. Требования к спортивной деятельности на этом этапе значительно увеличены. Еще нельзя сделать уверенного прогноза на высокие спортивные результаты, но ориентиры к такому выводу могут быть. Если боксер больше проигрывает чем выигрывает поединки, ему, естественно, следует оставить занятия боксом, так же как и тогда, когда он слабо ликвидирует проблемы в защитных действиях, пропускает удары.

На этом этапе следует наблюдать за уровнем и развитием психических качеств, таких как уверенность, решительность, стойкость, самообладание и инициативность. Все эти качества проявляются в условных боях с разными по мастерству противниками и видны опытному тренеру. Например, решительность проявится в активных действиях против боксера с именем, имеющего много побед, стойкость — в разумных активных действиях после полученного сильного удара или ведении активного боя при значительной усталости и т. д.

Боксер должен уметь сам регулировать и взаимосочетать развитие всех компонентов мастерства, знать свои сильные и слабые стороны.

Кроме наблюдений тренер может применить инструментальные методы исследования.

И, наконец, на четвертом этапе определяют способности боксера быть ведущим в составе сборной команды союзной республики или СССР. Это боксеры высокого класса, претендующие на призовые места в соревнованиях союзного и международного масштабов. Их мастерство и возможности оценивает тренерский совет совместно с комплексной научной группой, работающей со сборными командами.

Требования к боксерам олимпийского резерва настолько высоки, что им отвечают только спортсмены с исключительными двигательными возможностями и специфическими высокими чертами характера.

В Центральном научно-исследовательском институте физической культуры разработаны (Л. Я. Черешнева) принципы, по которым происходит отбор в сборную олимпийскую команду СССР.

Первое требование к боксерам-олимпийцам — высокий спортивный результат, показанный в соревнованиях, который обусловливается спортивной подготовленностью спортсмена и его характером — волевыми качествами.

Второе требование — стабильность спортивных результатов, которая определяется спецификой становления спортивной формы в условиях микропериодов тренировки, функциональной избыточной стабильностью, надежной спортивной техникой и тактикой и психологическими особенностями.

Третье требование — перспективность спортсмена, которая определяется возрастом, спортивным стажем, количеством побед и поражений, физической и психологической устойчивостью во время турниров.

При отборе следует также учитывать, как протекали бои спортсменов, с каким напряжением (с нокдаунами или нокаутами), какой продолжительности и т. д. От всего этого зависит дальнейшее построение планирования подготовки боксера, а следовательно, его участие в спортивных мероприятиях.

Поэтапный отбор и боксе (определение способностей, прогнозирование спортивных результатов) имеет большое значение во всей системе подготовки боксеров — от новичка до боксера высокого класса.

 

 

Документы перспективного планирования.
К документам перспективного планирования относятся: учебный план, учебная программа, многолетний план подготовки команды, многолетний индивидуальный план подготовки спортсменов.
Учебный план определяет основное направление и продолжительность учебной работы для того или иного контингента занимающихся. Он предусматривает последовательность прохождения материала, содержание основных разделов, объем часов по каждому разделу, длительность каждого занятия.
Как правило, учебный план делится на два основных раздела: теоретический и практический.
Учебная программа составляется на основе учебного плана и определяет объем знаний, умений и навыков, которые должны быть освоены занимающимися. тренировочный план спортсмен документальный
В этом документе раскрываются наиболее целесообразные формы и методы педагогической работы, дается основное содержание учебного материала по теории и практике для определенного контингента занимающихся (ДЮСШ, СДЮСШОР, секций коллективов физической культуры и др.).
Программа, как правило, состоит из следующих разделов: 1) объяснительной записки; 2) изложения программного материала; 3) контрольных нормативов и учебных требований; 4) рекомендуемых учебных пособий.
Многолетний (перспективный) план подготовки спортсменов (командный и индивидуальный). Он составляется на различные сроки в зависимости от возраста, уровня подготовленности спортсменов, их спортивного стажа.
Для спортсменов младшего возраста целесообразно составлять групповые перспективные планы на 2-3 года. Для квалифицированных спортсменов необходимо разрабатывать как групповые, так и индивидуальные планы на 4 и даже 8 лет.
В перспективный план должны быть включены лишь основные показатели (без излишней детализации), опираясь на которые можно было бы правильно составить годичные планы.
Основное содержание перспективного плана подготовки спортсмена, команды включает следующие разделы:
1) краткая характеристика занимающихся (спортсмена, команды);
2) цель многолетней подготовки, главные задачи по годам;
3) структура многолетнего цикла и сроки его макроциклов;
4) основная направленность тренировочного процесса по годам многолетнего цикла;
5) главные соревнования и основные старты индивидуального календаря, планируемые результаты в каждом году;
6) контрольные спортивно-технические показатели (нормативы) по годам;
7) общее число тренировочных дней, занятий, дней соревнований и отдыха по годам подготовки;
8) общие и специфические параметры тренировочной нагрузки;
9) система и сроки комплексного контроля, в том числе и диспансеризации;
10) график учебно-тренировочных сборов и места занятий.
Документы текущего планирования.
К документам текущего планирования относятся:
1) план-график годичного цикла спортивной тренировки,
2) план подготовки команды на год и годичный план (индивидуальный) подготовки на каждого спортсмена.
План-график годичного цикла спортивной тренировки является организационно-методическим документом и определяет:
-содержание работы на учебно-тренировочный год,
-наиболее целесообразную методическую последовательность прохождения материала по периодам и месяцам на протяжении годичного цикла тренировки,
-количество часов на каждый раздел работы
-распределение временных затрат на прохождение материала разделов по неделям в течение года.
Годичный план подготовки (командный и индивидуальные). Он состоит из следующих разделов:
-краткая характеристика группы занимающихся,
-основные задачи и средства тренировки, их примерное распределение по отводимому времени,
-примерное распределение тренировочных нагрузок по объему и интенсивности, распределение соревнований, тренировочных занятий и отдыха,
-контрольные нормативы,
-спортивно-технические показатели (спортивные результаты),
-педагогический и врачебный контроль.

Формы планирования и учета работы по спортивным играм

Успешное проведение обучения и тренировки в спортивных играх возможно только при правильном, четком планировании и учете.

Формы планирования

В практике работы определились следующие формы планирования: 1) общий план, 2) учебный план, 3) программа, 4) графики прохождения разделов учебного плана, 5) рабочий план, 6) расписание занятий, 7) конспект занятия.

Общий план
Общий план работы предусматривает установление всех основных вопросов, которые должны решаться коллективом — секцией. В школах и в высших учебных заведениях общий план работы составляется на учебный год, в других организациях и учреждениях — на календарный год.
Общий план работы состоит из следующих разделов: 1) организационной работы, 2) учебно-методической работы, 3) учебно-спортивной работы, 4) воспитательной работы, 5) врачебно-контрольной работы, 6) финансово-хозяйственной работы.
В раздел плана «Организационная работа» входят: а) мероприятия, связанные с организацией работы по спортивным играм в школе, в высших учебных заведениях, совете добровольного спортивного общества или других организациях и учреждениях; б) подготовка актива, общественных инструкторов, спортивных судей, работа бюро секции; в) постановка отчетов и других вопросов, носящих организационный характер. В разделе плана «Учебно-спортивная работа» предусматривают составление всей учебно-методической документации: учебные планы, программы, рабочие планы и т. д.
В разделе плана «Учебно-спортивная работа» предусматривают планирование и проведение спортивных мероприятий, подготовку разрядников, учет спортивных достижений и другие вопросы.
В разделе плана «Воспитательная работа» устанавливаются специальные мероприятия, имеющие воспитательное значение, которые нельзя проводить в процессе обычных занятий и соревнований, а только в личном общении педагога с занимающимися. Эта работа будет состоять из бесед, докладов и т. д. Проведение этой работы должно быть увязано со всей идейно-политической работой, которая проводится партийными, комсомольскими, профсоюзными и другими организациями. В разделе плана «Врачебно-контрольная работа» устанавливаются сроки медицинских осмотров занимающихся, участников соревнований, консультаций врача и посещений им спортивных залов, площадок в целях контроля за их санитарным состоянием.
В разделе плана «Финансово-хозяйственная работа» предусматривают составление сметы, приобретение и ремонт спортивного инвентаря и оборудования, аренду мест для спортивных занятий и т. д.

Учебный план

Учебный план определяет содержание учебной работы в целом с указанием количества часов на отдельные виды подготовки, с распределением их по периодам учебного или календарного года.
Учебный план содержит два раздела: раздел теории и раздел практики.
Форма составления учебного плана следующая:

Программа

Программа определяет:
1. Объем знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть занимающиеся.
2. Уровень физического развития, спортивно-технической подготовленности, которого должны достигнуть занимающиеся.
3. Содержание и последовательность прохождения тем теоретических занятий.
4. Содержание и последовательность практических занятий. Структура программы следующая:
A. Объяснительная записка.
В объяснительной записке следует:
а) определить основные задачи, разрешаемые занятиями;
б) указать, для какого контингента занимающихся эта программа составлена;
в) показать, какие формы и методы работы наиболее целесообразно применять в занятиях;
г) дать дополнительные организационные и методические указания, ориентирующие на лучшую организацию и проведение учебно-воспитательного процесса.
Б. Изложение программного материала.
B. Нормативы и требования.
Г. Литература.

Графики прохождения разделов учебного плана

График раскрывает последовательность прохождения разделов учебного плана по месяцам и неделям, а также последовательность и сроки выполнения норм и требований.

Рабочий план

В рабочем плане устанавливается учебный материал и система его прохождения в течение 1—2 месяцев или целого периода спортивной тренировки.
В практике работы по спортивным играм распространено несколько форм рабочего плана. Наиболее широкое распространение получил рабочий план, составляемый поурочно. В таком рабочем плане весь учебный материал распределяется по отдельным урокам в соответствии с поставленными в уроке основными задачами. Для каждого урока точно устанавливаются проходимые упражнения и последовательность их выполнения.

Конспект урока

Составляя конспект урока, педагог прежде всего определяет: 1) продолжительность урока в целом и его отдельных частей; 2) точный перечень упражнений и их дозировку; 3) основные методические замечания, которые надо иметь в виду при выполнении упражнений; 4) необходимый для урока инвентарь и оборудование; 5) организацию проведения урока: построение и перестроение занимающихся, использование инвентаря и оборудования.
Конспект урока составляется по следующей форме:

 

 

Система смешанной защиты

Название «смешанная защита» сложилось в результате соединения в этой системе элементов личной и зонной защиты.
Каждый игрок команды в этой системе защиты, как и в личной защите, имеет определенного подопечного игрока, Но активно держит его только в том случае, когда тот имеет мяч. Остальное время игры, когда подопечный не имеет мяча, игрок совместно с другими партнерами располагается под щитом, защищая от выходов противника небольшую площадь, как в зонной защите. В этой системе площадь под щитом и корзину постоянно защищают четыре игрока, а любой пятый всегда находится около нападающего с мячом. При такой защите нет персонального распределения участков (зон).
В системе смешанной защиты игроки действуют следующим образом: после потери мяча команда, сдерживая натиск противника с применением личной защиты, отступает в свою зону. Она занимает такую же площадь под своим щитом, как и при зонной защите. Заняв зону, игрок продолжает отвечать за своего подопечного.
Когда нападающая команда приближается к занятой зоне, защищающиеся игроки меняются местами (перегруппировываются) соответственно направлению движения своих подопечных. Такая смена защищаемых участков (зон), вызванная расположением подопечных, является характерным и отличает смешанную защиту от зонной. Эта перегруппировка, не ослабляя защиты площади под щитом и корзины, происходит в течение всей игры. Защищающийся игрок выходит из зоны только в тот момент, когда его подопечный получает мяч.
Пример: Если нападающий Δ1 получил мяч, то опекающий его защитник Ο1 должен немедленно выдвинуться вперед и ликвидировать возможность свободного броска по корзине.
Если нападающий Δ1 передал мяч нападающему Δ2, то выдвинувшийся защитник Ο1 уходит обратно в зону, а защитник Ο2, опекающий нападающего Δ2, немедленно выдвигается из зоны к нему. Таким образом, защищающаяся команда, выдвигая вперед соответствующих игроков, реагирует на передачу мяча между нападающими игроками, но не уменьшает сосредоточения игроков под корзиной. Эти защитники («щупальцы») должны находиться около подопечных все время, пока те владеют мячом, и не только лишать их возможности бросать по корзине, но и мешать им спокойно передать мяч, т. е. действовать в наиболее активной форме личной защиты.
При таком активном действии защитника противник с мячом попадает в очень трудное положение.
Оценивая правильно обстановку, другие защищающиеся игроки могут иногда предугадать следующую передачу мяча и предпринять предупредительные действия. Если эти меры были приняты своевременно и активно, то у защитника есть полная возможность перехватить передачу или, в крайнем случае, приблизиться к подопечному одновременно с мячом и в тот же момент ограничить его действия.
Эта система может применяться в другой форме, когда игроки защищающейся ко



Поделиться:


Познавательные статьи:




Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 766; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.174.8 (0.016 с.)