Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обучение тактическим действиям в нападении (индивидуальным, групповым, командным)

Поиск

Индивидуальные тактические действия

Индивидуальные тактические действия составляют основу тактического мастерства волейболиста. Они служат своеобразным мостиком, соединяющим технику и тактику в учебно-тренировочном процессе.

Индивидуальную тактику действий в нападении составляют действия без мяча (при выборе места) и с мячом (при передачах, подачах, атакующих ударах).

Развитие специальных качеств и содействие формированию тактических умений в процессе подготовительных и подводящих упражнений. Основу упражнений составляют задания в ответ на сигналы (преимущественно зрительные). В качестве сигналов используют различные положения мяча: мяч поднят одной рукой или двумя, опущен вниз, подброшен вверх и т. д. Большое внимание следует уделять упражнениям, в которых учащиеся должны выбирать действия в соответствии с сигналом.

При передвижениях. В ответ на сигнал — ускорение во время передвижения различными способами; изменение способа передвижения; изменение направления передвижения; ловля и броски набивного мяча в ответ на сигнал и т. д.

При передачах. Броски набивного мяча над собой и наблюдение за партнером (двумя, тремя): в зависимости от действий партнера изменять высоту подбрасывания мяча; броски на партнера с изменениями направления и траектории и т. д. Имитация передач вперед и назад в ответ на сигнал стоя па месте, после передвижения и в прыжке; передача повешенного мяча после передвижения, остановки и поворотов; подбрасывание мяча над собой и передача партнеру, меняющему свое место; в ответ на условные сигналы партнера и т. д.

При подачах. Броски набивного мяча в ответ на обусловленные сигналы: движение рукой снизу — бросок мяча снизу одной рукой;

сверху стоя лицом — бросок мяча сверху и т. д.; броски набивного мяча через сетку (нижний трос не закреплен) определенными способами на точность в ответ на обусловленные сигналы; подачи в ответ на сигналы с использованием держателей мяча.

При атакующих ударах. Броски набивных мячей через сетку двумя и одной рукой на точность в ответ на обусловленные сигналы;

то же, но с поворотом туловища влево, вправо; то же, но теннисных мячей; чередование ускоренных и медленных бросков (обманных) в ответ на сигналы; то же, но в ответ на действия блокирующего. Атакующие удары с использованием замкового держателя: по ходу, с поворотом, в ответ на сигналы.

Воспитание тактических умений в упражнениях по технике. Такие умения воспитывают в процессе обучения передвижениям, передачам, подачам, атакующим ударам.

При передвижениях. Основу упражнений данного раздела составляют те же подготовительные и подводящие упражнения. Разница состоит лишь в том, что все передвижения должны выполняться в стойке волейболиста, а выполнение упражнений — в исходных положениях, характерных для того или иного приема игры.

При передачах. Чередование передач (по заданию, сигналу), различных по траектории, направлению, расстоянию, стоя у сетки и из глубины площадки; передачи на партнера, меняющего свое место;

передачи на партнера в ответ на его обусловленные сигналы: сед — передача над собой; правая рука в сторону — передача вправо;

подскок — передача в прыжке и т. д.; передачи в цифровую мишень (направление задает партнер); передачи у сетки в зависимости от действий блокирующих: например, если блок в зоне 4 — передача над собой или в зону 2 и т. д.

При подачах. Подачи по заданию на точность: по зонам, на игрока, меняющего свое место; между игроками; в различные зоны площадки; чередование способов подач по заданию. То же, но после выполнения других упражнений или приемов игры.

При атакующих ударах. Выбор способа атакующего удара в ответ на сигнал; чередование ускоренных и медленных атакующих ударов в ответ на сигнал или по заданию; атакующие удары с передач, разных по траектории, скорости, расстоянию к сетке; чередование способов атакующих ударов в ответ на действия учащихся, выполняющих страховку блока (отсутствие страховки — обман, страховка — удар).

Обучение индивидуальным действиям в процессе использования упражнений по тактике. При передвижениях. Определение расстояния к сетке и направления передвижения для атакующих ударов в зависимости от характера передач; выбор места для приема атакующих ударов в зависимости от характера передач на удар и особенностей блока; выбор места для приема подач в зависимости от характера предварительной информации подающего: способов подачи, места подачи, амплитуды замаха, направления подачи и т. д.

При передачах. Суть упражнений по тактике сводится к тому, чтобы создавать условия, при которых учащиеся должны выбирать действия.

Например, определение направления и траектории передач мяча в зависимости от характера приема подачи (атакующего удара);

выбор способа, направления и траектории передач в зависимости от особенностей игровых функций нападающих (первый, второй темп); выбор способа, направления и траектории передач в зависимости от действий блокирующих: блокирующий меняет место у сетки и по условным сигналам имитирует блок в определенных зонах. Если он находится в поле зрения связующего — передача назад за голову, если нет — передача вперед. То же, но блокирующих двое, затем трое. Связующий направляет передачу на один блок

При подачах. Подающие на месте подачи, на противоположной стороне команда соперника. Подающие чередуют подачи в ближние и дальние зоны площадки, стремясь затруднить прием мяча; кто-либо из принимающих поднимает руку {слабо владеющий приемом) — подача на этого игрока; подача на вновь вошедшего в игру (замена);

подача на передвигающегося к сетке (выходящего связующего) и т. д.

При атакующих ударах. Атакующие удары через низкорослых блокирующих; блокирующие на подставках, атакующие удары или «обманы», в зависимости от того, поставлен блок или нет; чередование способов и направления атакующих ударов в зависимости от действий защитников (отсутствие защитников в зонах 1, 6, 5, страхующего в зонах 4, 3, 2).

Групповые тактические действия

Групповые тактические действия, с одной стороны, опираются на индивидуальные, с другой — входят в ту или иную систему игры в нападении, т. е. командные действия в нападении, отражая их специфику.. Центральное место в групповых нападающих действиях занимает тактика передач мяча для атакующих ударов—взаимодействие связующего с нападающими игроками в рамках той или иной системы игры команды. Взаимодействия игроков задней и передней линий при приеме подач, атакующих ударов рассматриваются в единстве взаимодействий при втор/ых передачах.

Принцип изучения групповых тактических действий остается таким же: с помощью подготовительных, подводящих и упражнений по технике и тактике игры. Последовательность освоения взаимодействия—от наиболее простых (взаимодействия связующего передней линии с нападающими передней линии, действующих в своих зонах) до наиболее сложных (взаимодействия связующего, выходящего с задней линии, с нападающими передней и задней линий, а также нападающих передней линии между собой посредством передач в прыжке).

Для примера рассмотрим методику обучения взаимодействиям игроков передней линии (связующего) с игроками передней линии (нападающими).

Подготовительные и подводящие упражнения

В зонах 4, 3— нападающие, в зоне 2 — связующий. Связующий выполняет броски набивного мяча над собой и следит за действиями нападающих. Если кто-либо из нападающих поднял руку (готовность к атаке), связующий выполняет ему бросок мяча. То же, но мяч связующему бросают игроки зон 6, 1,5 по очереди. То же, но бросок набивного мяча заменяет передачей волейбольного.

Упражнения по технике

Взаимодействия с одним нападающим. Связующий располагается между зонами 3—2, нападающий — в зоне 4, защитник — в зоне 6. Защитник передачей направляет мяч связующему, который в зависимости от направления и скорости нападающего адресует передачу для атакующего удара. Например, нападающий выходит на удар в зону 3 — связующий должен послать ему заниженную передачу; нападающий выходит в зону 2 по дуге -- высокую или среднюю передачу за голову. Подключается второй нападающий в зону 3. Задача связующего — выполнять передачу тому из нападающих, кто по темпу своевременно вышел на удар. Другой нападающий в это время имитирует атаку. Упражнение усложняется подключением пассивного блокирующего (ориентир для связующего). Задача связующего—передать мяч в зону, в которой отсутствует блокирующий. Блокирующий меняет свое место и периодически поднимает руки (имитация блока). Если блокирующий не поднимает руки, значит, в его зону можно направить низкую (ускоренную) передачу. Значительным усложнением данного упражнения будет подключение второго и третьего блокирующих, а также применение нападающими выходов к сетке с изменением направления и скрестно.

Рис. 36 Рис. 37

Упражнения по тактике

В этих упражнениях взаимодействия осуществляются так, как это имеет место в игре, т. е. с учетом конкретной обстановки, которая «монтируется» перед приемом мяча. Задания меняют постепенно, создавая условия дефицита времени и увеличивая число позиций при выборе.

По 2—3 учащихся располагаются в зонах 4, 2, 6, 1. В зоне 3 — связующий, на противоположной половине — блокирующий (рис, 36). Блокирующий меняет свое место у сетки, надо направить мяч в дальнюю часть сетки от него. Например, мяч от подачи принимается ближе к зоне 2, блокирующий стоит напротив — передача в зону 4. Если же блокирующий смещается ближе к зоне 4 — передача назад в зону 2. То же, но связующий в зонах 2 и 4. То же., но с изменением направления передвижений игроков и окрестных передвижений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 2626; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.188.174 (0.007 с.)