Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: «Техники управления эмоциональным состоянием»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Васюкова Анастасия Александровна, педагог-психолог, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 22 «Ласточка», г. Вологда В МАУДОУ «Детский сад № 22 «Ласточка» с сентября 2020 года был введен факультатив «Профилактика эмоционального выгорания». Одно занятие факультатива было посвящено техникам управления эмоциональным состояниям. Цель занятия: повышение психолого-педагогической компетентности педагогов в управлении своим эмоциональным состоянием Задачи: 1. Познакомить педагогов с техниками управления эмоциональным состоянием. 2. Способствовать появлению интереса у педагогов к внедрению данных техник в работе и в повседневной жизни. 3. Закрепить на практике полученные знания. Оборудование: презентация. В последнее время в мире происходят события, вызывающие тревогу, беспокойство, упадок сил, а порой и отчаяние. Зачастую у человека нет времени полноценно отдохнуть – заняться спортом, провести время на природе, и он все больше времени проводит в окружении других людей, часто негативно настроенных. В таких условиях человеческие эмоции часто выходят на первый план, затмевая разум, и как результат, мы имеем бесконечные скандалы в общественных местах, непонимание дома, болезни и нервные расстройства. И статистика неутешительна – год от года процент этих негативных событий растет. В связи с этим возникает задача управления своим эмоциональным состоянием. Как педагогам, как мамам, нам это необходимо, так как наше психическое здоровье – это фундамент гармоничного развития личности наших детей и наших обучающихся. Сегодня я покажу техники снятия напряжения и тревожности, которые можно использовать в каждый день, как профилактику, или же ситуативно, в состоянии стресса, нервного напряжения. Эти упражнения также помогают при бессоннице, хронической усталости. Автор методики «Ключ» Хасай Магомедович Алиев - российский ученый кандидат медицинских наук, Заслуженный врач республики Дагестан врач-психиатр. Метод "Ключ" Хасая Алиева появился в 1981 году во время работы исследователя над адаптацией космонавтов к экстремальным условиям полета. Изучив рефлекторное состояние конечностей в условиях невесомости, Алиев пришел к выводу, что левитация рук и ног способствует снятию нервного напряжения и полному расслаблению организма. Кроме того, пропадает ощущение моральной и физической усталости. Разработка и тестирование метода проводились в Центре подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина. Впоследствии он был одобрен Министерством здравоохранения. Метод "Ключ" Хасая Алиева не имеет аналогов во всем мире. Благодаря скорости действия, он используется для выведения детей и взрослых из стресса, полученного в результате терактов и чрезвычайных ситуаций. Даже там, где традиционная психология бессильна, "Ключ" оказывается эффективным. В научной, исследовательской и практической работе Хасая Алиева метод "Ключ" играет важнейшую роль. Он обладает такими неоспоримыми преимуществами: быстро избавляет от внутренних зажимов, что позволяет человеку быть уверенным и успешным, а также сохранять самообладание в экстренных ситуациях; улучшает умственные способности, что позволяет быстро принимать решения и даже обнаруживать в себе творческие ресурсы; позволяет легче переносить нагрузки физического и умственного характера; обеспечивает быстрое восстановление после стресса, не требуя отрыва от работы или дугой основной деятельности; позволяет быстро и без усилий войти в состояние медитации. Данный метод применяется в психотерапии, когда традиционные методики не приносят желаемого результата; в программах личного развития, чтобы избавиться от комплексов и стереотипного мышления; в образовании, чтобы улучшить концентрацию внимания и создать благоприятный психологический климат; на производстве, чтобы сократить время освоения новых видов деятельности; в творчестве, чтобы устранить психологические барьеры; в спорте для поддержания оптимальной физической формы и ускорения восстановительных процессов; в трудовом коллективе для нормализации межличностных отношений. Упражнения хороши тем, что их можно выполнять и стоя, и сидя, и даже лежа. Итак, перейдем к самим упражнениям: 1. Упражнение «Шалтай-болтай». Это упражнение создано для успокоения, для расслабления, для разгрузки. Стоим, ноги на ширине плеч, начинаем вращаться вправо-влево с расслабленными руками, делая монотонные покачивающиеся движения, не зависящие от скорости движения. Задача крутится до тех пор, пока руки сами не начнут болтаться. Выполнять упражнение 1 мин. 2. «Хлест руками по лопаткам». Это упражнение вызывает эффект раскрепощения, боевой готовности. Исходная поза: стоим прямо, ноги на ширине плеч, тело расслаблено, руки вдоль туловища. Расслабляем руки и начинаем их на себя «бросать», как бы «хлестая» ими себя по спине. При этом тело и позвоночник должны быть расслаблены. Это похоже на удары себя веником. Снимает напряжение в шее, руках, голове. Выполнять упражнение 1 мин. 3. «Лыжник». Это упражнение необходимо выполнять, если нужно принять взвешенное решение. Ноги немного согнуты в коленях, стоят на ширине плеч, чуть расслаблены, корпус наклонен немного вперёд, руки согнуты в локтях, слегка расслаблены. Из исходной позы тянемся вверх. Для этого раздвигаем колени, выпрямляем корпус, приподнимаем руки вверх (не разгибаем локти). Встаём на носочки. Затем снова возвращаемся в исходную позу. Приземляемся на пятки, так чтобы они слегка ударялись об пол. Снова встаём на носочки. Используем образ «Лыжник спускается с горы». Скорость должна быть комфортной. Руки должны двигаться с той амплитудой, которая не вызывает боль. В день придется тратить на занятия не более 20 минут. Результатом станет устранение стресса, гармония между физиологией и умственными процессами, избавление от страхов. Кроме того, регулярно упражняясь, можно открыть в себе некие скрытые ресурсы, творческий потенциал. Тем самым мы попробовали упражнения метода «Ключ». Еще одно полезное упражнение для снятия тревоги. Растираем уши, начиная с мочек, затем по краю уха, прямо разминаем ушную раковину. Затем за ухом сверху вниз проходим, просто нажимая на точки (не думаем правильно или нет). Просто чувствуем, где хочется нажать. Центром ладошки растираем кончик носа. Эффект может быть через 5-10 минут. На этом занятие подходит к концу. Я благодарю педагогов и вместе мы проводим рефлексию, что получилось, что понравилось, что вызвало сопротивление. После каждодневного выполнения данных упражнений в течение недели спрашиваю об эффекте участников занятия. Развивающее сказкотерапевтическое занятие с педагогами ДОУ «Часы» Пешкова Татьяна Викторовна, педагог-психолог БДОУ «Тарногский детский сад № 3 «Улыбка»
Цель: профилактика эмоционального выгорания, профилактика конфликтных ситуаций. Задачи: - обучать педагогов навыкам самопознания; - помочь педагогам в осознании своих сильных и слабых качеств; - помочь членам коллектива осознать ценность своего окружения и пережить радость взаимного принятия; - развивать коммуникативные навыки, открывать новые формы сотрудничества; - укреплять дружеские отношения между членами коллектива.
Необходимые материалы: - по два листа бумаги формата А4 для каждого участника; - ручки, цветные карандаши, фломастеры; - стулья (по количеству участников).
План 1. Приветствие. Притча «Старинные часы». 2. Разминка. Упражнение «Мой образ». 3. Введение в сказку. 4. Упражнение «Моя ценность». 5. Продолжение сказки. 6. Упражнение «Броуновское движение». 7. Продолжение сказки. 8. Упражнение «Без других я не смогу…». 9. Продолжение сказки. 10. Упражнение «Обратная связь». 11. Продолжение сказки. 12. Упражнение «Скульптура». 13. Окончание сказки. 14. Обсуждение занятия. 15. Притча «О ценности времени». 16. Завершение занятия.
Ход занятия 1. Приветствие Ведущий приветствует всех участников занятия и предлагает им послушать притчу о старинных часах. «Перед смертью отец сказал своему сыну; «Вот часы, которые мне подарил твой дедушка. Им почти 200 лет. Прежде чем я дам их тебе, сходи в ювелирный магазин в центре города. Скажи им, что я хочу продать это, и посмотри, сколько они тебе за это предложит». Сын пошел в ювелирную, вернулся к отцу и сказал; «Они предложили 150 долларов, потому что они такие старые». Отец сказал; «Иди в ломбард». Сын пошел в ломбард, вернулся к отцу и сказал: «Ломбард предложил 10,0 долларов, потому что часы выглядит очень изношенными». Отец попросил сына пойти в музей и показать им часы. Он пошел в музей, вернулся и сказал своему отцу: «Куратор предложил 500 000 долларов за эту очень редкую вещь, которая будет включена в их драгоценную антикварную коллекцию».
Ведущий предлагает участникам занятия вместе обсудим мораль этой притчи. (Обсуждение).
2. Разминка. Упражнение «Мой образ». Ведущий предлагает участникам занятия представить себе любые часы: форму, цвет, размер, и выбрать, какой деталью в этих часах они хотели бы быть. Затем ведущий просит участников нарисовать представленные часы и изобразить на рисунке выбранную деталь. После того как рисунки будут готовы, участники по очереди показывают их другим членам группы и называют деталь в часах, которой они могли бы быть.
3. Введение в сказку Ведущий: Сегодня мы познакомимся со сказкой «Часы». В них было много разных деталей, похожих на те, которые назвали вы, и первое время детали почти не обращали внимания друг на друга, но затем... Итак, послушаем, что же с ними произошло. На прилавке магазина лежали часы: маленькие и большие, легкие и тяжелые. Среди них выделялись одни очень изящные часики. Яркий циферблат, блестящие стрелочки и сияющий корпус привлекали внимание многих покупателей. - Сейчас нас купят, - гордо говорил Циферблат, увидев, как внимательно смотрит на них очередной покупатель. - И все потому, что я своим ярким цветом затмеваю всех конкурентов. - И вовсе не поэтому, - возражали ему Стрелочки. - При чем тут ваш цвет, если из-за нашего блеска его все равно не видно? Это мы своей красотой и изяществом так привлекаем покупателей. - Ну и фантазерки! - смеялся Корпус. - Где это вы у себя нашли изящество? Вот я – другое дело: само совершенство. Только посмотрите на меня! - И он подвигался ближе к самой яркой лампочке. 4. Упражнение «Моя ценность» Ведущий предлагает участникам вспомнить свою деталь в часах и рассказать, почему они выбрали именно ее, что в ней есть важного, ценного и значимого. Участники по очереди, начиная с ведущего, идентифицируются с выбранной ими деталью и рассказывают о ее предназначении и важности места, занимаемого в часах. Например: «Я часовая стрелка. Без меня невозможно узнать, который сейчас час. Я точна, несгибаема и надежна», и т. д.
5. Продолжение сказки Итак, в часах было очень много важных деталей, но покупатели смотрели куда-то вверх, с сожалением вздыхали и разочарованно уходили. - Как жаль, - говорили они, - такие красивые часы, и такая неприятность. - Что происходит? - встревожился Циферблат, после того как очередной покупатель не захотел их купить. - Не знаем, - сказали Стрелочки и тоже посмотрели вверх. Над прилавком висели Большие часы. - Уважаемые, что вы такое делаете, что все отказываются нас покупать? - недовольно спросили у них Стрелочки. - Мы показываем точное время, - ответили Большие часы. - А ваше с ним, к сожалению, не совпадает. Вы так заняты своими спорами, что постоянно отстаете. - Мы отстаем? - удивились Стрелочки. - Да мы сейчас обгоним всех! И они начали крутиться так быстро, словно стремились обогнать само время. - Торопитесь, торопитесь, спешите, - подбадривал их Циферблат. - Покажем всем, чего мы стоим. - И нас сразу купят, - поддерживал Корпус и подвигался еще ближе к яркой лампочке.
6. Упражнение «Броуновское движение» Ведущий предлагает участникам походить внутри круга, не сталкиваясь друг с другом, в своей обычной манере. Затем ведущий дает команду: «Ходите быстрее, но не сталкивайтесь... еще быстрее... А теперь возьмитесь за руки по два человека и продолжайте быстро двигаться. Теперь, не прекращая движения, возьмитесь за руки по три человека, кто с кем хочет и продолжайте быстро двигаться по комнате. Теперь остановитесь и быстро встаньте по два человека спинами друг к другу. После того как участники разделятся на пары, они могут сесть и поговорить о тех чувствах, которые испытали в ходе выполнения этого упражнения. 7. Продолжение сказки. «Вот так быстро крутились и вертелись все детали, как вдруг Корпус вскрикнул: - Ой, у меня что-то кольнуло в боку! - Ой! - воскликнули вслед за ним Стрелочки и безвольно повисли на винтике, вокруг которого крутились. - Ну и работнички, - хмыкнул Циферблат. - То отстают, то спешат, а сейчас и вовсе упали и шевельнуться не могут. - Что с нами? - спросили Стрелочки у Больших часов. - Ваш механизм расстроился, - сказали те. - Вы его совсем загоняли. - Какой механизм? - удивленно спросил Циферблат. - Тот, что спрятан в Корпусе, - пояснили Большие часы. - Ах, этот, - безразлично сказал Циферблат, вспомнив про невзрачные шестеренки и пружинку внутри себя. - Ну и что? - А то, что без него часы не пойдут, - ответили Большие часы. - Наши часы не пойдут из-за каких-то шестеренок? - удивились Стрелочки. - Да вы шутите, уважаемые. Всем известно, что часы идут потому, что двигаемся мы. И Стрелочки важно подняли вверх свои носики. - Ну что же, идите, - сказали Большие часы и отвернулись. Как Стрелочки ни старались, им не удалось сдвинуться с места даже на одно деление. - Я всегда знал, что не вы здесь самые главные, - сказал Циферблат и, посмотрев на Большие часы, спросил: - И что же нам теперь делать? - Надо вызвать Мастера, - ответили Большие часы и громко зазвонили».
8. Упражнение «Без других я не смогу» Ведущий предлагает участникам продолжить фразу: «Без других я не смогу...» (Говорить следует от имени своей детали). Например: «Я браслет. Без других я не смогу сообщить людям о точном времени и моя функция будет совершенно иной — только украшение». После того как все участники выскажут свои предложения, ведущий предлагает им проанализировать, какое отношение непосредственно к ним имеют высказывания из двух упражнений: «Моя ценность» и «Без других я не смогу».
9. Продолжение сказки «Мастер открыл Корпус ручных часов и увидел выскочившую шестеренку. - Мы что, остановились из-за этой мелочи? - возмутились Стрелочки. - Это не мелочь, а часть вашего механизма, - сказали Большие часы. - Без нее вы — просто набор деталей. Видимо, вам следует научиться уважать тех, кто трудится вместе с вами для общего дела. - Уважать какую-то Шестеренку? - фыркнул Корпус. - Да ее даже не видно за мной. - Может быть, и не видно, но без ее исправного хода лежать вам долго, и даже не здесь, а где-нибудь на складе Ненужных вещей, - ответили Большие часы. - Да? - удивился Циферблат и испуганно спросил: - Что же нам делать? - Уважать каждую деталь и слаженно работать, - повторили Большие часы. - А как это? - уточнили Стрелочки. - Посмотрите на работу Мастера и подумайте. Мастер тем временем аккуратно смазал все Шестеренки, поставил выпавшую на место и подкрутил Пружинку, из-за которой часы опаздывали».
10. Упражнение «Обратная связь» Ведущий: Сейчас я предлагаю выполнить упражнение, которое поможет вам более эффективно работать в будущем как единой команде. Я исхожу из того, что до сих пор каждый из вас делал много такого, что остальные члены группы встречали с одобрением, так как это помогало им или всей команде в целом. С другой стороны, я допускаю, что каждый делал и что-то такое, что другие считали ненужным или даже вредным. Наконец, я предполагаю, что вам хотелось бы, чтобы ваши коллеги действовали в будущем так, чтобы команда смогла работать еще лучше. У каждого из вас есть собственное представление об этом, и я хочу помочь вам объясниться друг с другом и прийти к ясным и четким договоренностям. Возьмите себе по одному листу бумаги, расположите его горизонтально и напишите в верхней части свое имя. Затем разделите лист на три колонки. Над первой колонкой напишите: «Продолжай и дальше...». Другие члены команды впишут сюда все, что они ценят в вашей деятельности, и выразят надежду на совершенствование качеств, отмеченных в этой колонке, в будущем. Над второй колонкой напишите: «Пожалуйста, поменьше...». Записи в этой колонке будут относиться к таким вашим действиям, которые другие считают излишними действиями. Над третьей колонкой напишите: «Мне будет приятно, если ты...». Записи будут выражать пожелания коллег, касающиеся стиля поведения и действий, которые смогут сделать жизнь и работу команды более эффективной и приятной. Выполняя упражнение, придерживайтесь следующих правил: · не вписывайте ничего во вторую или третью колонку до тех пор, пока не сделаете запись в первой; · подписывайте свои записи; · не стойте возле своего листа. · можете написать другому члену команды любое количество пожеланий; · после того как сделаете все записи, можете сесть на свое место; · прочитать свой лист можно только после того, как я объявлю этот этап работы завершенным. (После того как все сядут на свои места, ведущий предлагает участникам внимательно изучить свои листы и начать первый обмен впечатлениями. Если чьи-то пожелания непонятны участникам, они могут задать уточняющие вопросы их авторам. При расхождении мнений можно провести переговоры. Так, выдвинувший конкретные требования член команды может предложить что-нибудь взамен, например: «Пожалуйста, поменьше меня перебивай. А я обещаю, что буду чаще спрашивать твое мнение»).
11. Продолжение сказки «Значит, точный ход часов зависел от Пружинки, а не от нас? - удивились Стрелочки. - Действительно, надо присмотреться к работе нашего механизма. И они с любопытством засунули свои носики внутрь Корпуса. Перед Стрелочками открылся незнакомый мир. Шестеренки находились в непрерывном движении. Каждая из них кружилась вокруг своей оси и одновременно соприкасалась с другими. Пружинка то сжималась, то разжималась в такт движению шестеренок, а неизвестный Валик проходил сквозь одну сторону Корпуса наружу, туда, где находилась Заводная головка. - А ты почему здесь? — спросили у нее Стрелочки. - Почему не в Корпусе? - Я служу для связи механизма часов с Человеком, помогаю ему привести Шестеренки в движение. А еще я могу помочь вам показывать более точное время, — ответила Заводная головка и добавила: - Но, впрочем, когда весь механизм работает слаженно, моя роль незаметна. - Да, - призадумались Стрелочки, - как много мы не знали. - И я, - сказал Циферблат. - И я, - добавил Корпус. - Раньше я думал, что моя главная задача - привлекать покупателей, а оказывается, внутри меня находится очень важный, точный и хрупкий механизм, и мне следует лучше заботиться о нем и беречь. Я ведь не только красивый, но и крепкий, прочный. Совсем забыл об этом. - И Корпус вздохнул. - Нам всем есть о чем подумать, - сказали Стрелочки и, посмотрев на Большие часы, добавили: - Спасибо за помощь, уважаемые. - Всегда рады, - ответили Большие часы и громко зазвонили. Мастер закрыл корпус ручных часов, завел их и положил на прилавок. - Мы – команда! Как здорово! - подумали Стрелочки и впервые почувствовали связь со всем механизмом».
12. Упражнение «Скульптура» Ведущий: Сейчас я предлагаю вам сделать скульптуру часов. Для этого вам нужно выбрать «скульптора» и определить, какой деталью в часах вы хотите быть. Это может быть та деталь, о которой вы рассказывали в начале занятия, или другая, новая. Выбранный «скульптор» составляет из участников скульптуру часов, помогая каждому определить свое место. После того как скульптура будет составлена, участники показывают часовой механизм в действии. Обсуждение Важно, чтобы каждый участник определил свое место в скульптуре и свою модель действия. Ведущий предлагает участникам ответить на следующие вопросы: · Как вы чувствуете себя на этом месте (с краю, в середине, вверху, внизу)? · Хотели бы вы что-то изменить? (Желающие могут найти себе другое место или занять иное положение.) · Как вы сейчас себя чувствуете? · Появились ли у вас новые возможности? · Что вы можете делать сейчас, чего раньше не могли? · Каков ваш вкладе целое? · В какой мере вы воспринимаете себя как часть целого? Завершая обсуждение, ведущий может подчеркнуть, что групповое взаимодействие приносит удовлетворение тогда, когда каждый участник группы является самим собой и творит, не ограничивая себя, имея в виду при этом создание общего произведения. 13. Окончание сказки «Дорогой, посмотри, какие красивые часики! — вдруг послышался женский голос. - Не только красивые, но и точные, — добавил мужской. - Я куплю их, — произнесла девушка. «Наконец-то!» — подумал Корпус. Он внимательно осмотрел каждую деталь внутри себя и мягко опустился на женскую руку, пришло время служить».
14. Обсуждение занятия Участники обсуждают занятие, делятся своими впечатлениями: что особенно понравилось и запомнилось, чего им не хватало? Говорят о том, какой вывод для себя сделали.
15. Притча «О ценности времени». «Однажды к Мудрецу пришёл мужчина со своим сыном-подростком. «О вас говорят, — обратился мужчина к Мудрецу, — что Вы можете помочь найти ответы на все жизненные вопросы. Помогите, пожалуйста, моему сыну понять ценность времени». После непродолжительной паузы он, вздохнув, тихо произнёс: «Да и мне эту ценность не мешало бы понять». Мудрец на мгновение призадумался, а потом спокойно обратился к сыну пришедшего мужчины. «Время — понятие абстрактное. Его ценность трудно понять. Но это не значит, что это невозможно. Вам помогут понять ценность времени 7 человек — студент, женщина-мать, редактор газеты, влюблённый, тот, кто часто ездит на поезде, шофёр или водитель, а также спортсмен». Увидев недоумённые взгляды мужчины и его сына, Мудрец пояснил: «Чтобы понять ценность года, поговорите со студентом, не сдавшим сессию. Чтобы понять ценность одного месяца, поговорите с матерью, родившей недоношенного ребёнка. Чтобы понять ценность одной недели, поговорите с редактором еженедельной газеты. Чтобы понять ценность одного часа, поговорите с влюблёнными, ожидающими встречи. Чтобы понять ценность одной минуты, поговорите с тем, кто опоздал на поезд. Чтобы понять ценность одной секунды, поговорите с тем, кто только что чуть не попал в автомобильную аварию. Чтобы понять ценность одной миллисекунды, поговорите со спортсменом, завоевавшим серебряную медаль на Олимпийских играх». Уже прощаясь со своими визитерами, Мудрец со словами «повесьте это у себя в доме на самом видном месте» протянул мужчине листок бумаги… На листке был следующий текст: «Каждая секунда вашей жизни на вес золота. Вчера — уже история. Завтра — вообще непонятно что. Сегодня — это дар. Поэтому оно и зовётся НАСТОЯЩИМ».
16. Завершение занятия Ведущий благодарит участников за совместно пройденный путь, за время, проведенное вместе.
Литература Стишенок И.В. Из гусеницы в бабочку: Психологические сказки, притчи, метафоры в индивидуальной и групповой работе. — М.: Генезис, 2012.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.109.147 (0.013 с.) |