![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Консультация 2 (продолжение)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Для выявления, анализа и преобразования неконструктивных профессионально-ролевых позиций лучше всего подходит созданная в том же транзактном анализе модель драматического треугольника Стэнли Карпмена, которую нередко называют «треугольником власти» или «треугольником судьбы».
Идея драматического треугольника родилась у С. Карпмена при анализе театральных драм, в которых непременно присутствуют три роли: жертва, преследователь и спаситель. По ходу действия персонажи могут «перескакивать» из одной ролевой позиции в другую. Эта схема позволяет провести анализ неконструктивных педагогических взаимодействий, распознать «любимые» роли, в которые может бессознательно «свалиться» любой из тех, кто работает с людьми, и осознать их вклад в профессиональное выгорание. Практическое упражнение «Марионетка» Цель упражнения: дать участникам на собственном опыте испытать как состояние полной зависимости, так и состояние, когда другой полностью зависит от тебя. Участники разбиваются на тройки. В каждой выбирается "марионетка" и два "кукловода". Упражнение заключается в том, что каждой подгруппе предлагается разыграть маленькую сценку кукольного представления, где "кукловоды" управляют всеми движениями "марионеток". Сценарий сценки участники разрабатывают самостоятельно, ничем не ограничивая своего воображения. Участники могут говорить о разных чувствах: неудобстве, напряжении или, наоборот, чувстве собственного превосходства, комфорта; важно показать, что и состояние зависимости, и гиперопека делают отношения между людьми искаженными и неполноценными. Важно акцентировать внимание на проблеме по формированию осознанной личностной позиции. После выполнения упражнения охарактеризуем каждую из ролевых позиций Позиция «Спаситель» на первый взгляд кажется благородной и вполне уместной для воспитателя (ведь он помогает другим, ставит их нужды на первое место!). Но эта позиция, на которую специалист сам себя назначает, основана на представлении о необычайной силе своего воздействия и, конечно, о своем превосходстве (Я ОК – ТЫ не-ОК). А раз так, значит, собственные потенциалы подопечных игнорируются («Я лучше тебя знаю, что тебе нужно, что для тебя важно и полезно»). В результате она приводит к асимметричным отношениям (один дает — другой берет; один заботится — другой лишь принимает заботу). «Спаситель» настолько успешно опекает, помогает, а порой и навязывает свою помощь, что синдром «выученной беспомощности» его подопечным попросту гарантирован. Позиция «Преследователь» тоже базируется на идее превосходства (Я ОК – ТЫ не-ОК), но дополнительно включает в свое содержание оттенки «возмещения ущерба», «наказания за вину» (реальную или мнимую) и даже мести. Лишь считая себя правым, а другого виноватым, можно критиковать и унижать человека (тем самым лишая его такого важного жизненного ресурса, как вера в себя и свои силы). Неслучайно основная эмоция человека, занявшего эту ролевую позицию, праведное негодование («Я так много делаю для тебя, а ты…»; «Виновный должен быть наказан!»). Позиция «Жертвы». В виктимологии и юриспруденции жертвой называют того, кто пострадал в результате несчастного случая, насилия или несправедливости. В практической психологии иначе: говоря о позиции Жертвы, имеют в виду субъективные представления человека о себе как несправедливо обиженном, униженном. При этом самооценка человека катастрофически снижается: он ощущает себя маленьким, слабым, беспомощным (Я не-ОК – ТЫ ОК)..При такой позиции закономерен отказ от ответственности — все усилия направляются на поиск спасителя, который пожалеет, защитит, поможет, примет груз ответственности на себя. Таким образом, заняв позицию Жертвы, человек «спасается» путем отказа от себя, игнорирования своих собственных ресурсов. Используя модель «Драматического треугольника», важно помнить о возможности рассогласования внешнего и внутреннего. Внешне человек может «исполнять» одну роль, но внутренне при этом чувствовать себя совсем в другой (В.А. Петровский). К примеру, педагог может вести себя как Преследователь и восприниматься воспитанниками именно так, но в это время внутренне чувствовать себя Жертвой этих воспитанников. Чтобы не сгореть на работе, необходимо выйти из «драматического треугольника», ведущего к выгоранию. Сделать это не просто: ведь порой роль настолько «приросла» к лицу, что стала стилем поведения и даже образом жизни. Начнем с формулировки основного правила. Если вы попали в «драматический треугольник», вы обречены на неконструктивные отношения и профессиональное выгорание. Чтобы «устоять», важно не возомнить себя спасителем и ни в коем случае не поверить, что другие — жертвы. Необходимо быть понимающим и милосердным, но не слишком покровительствующим; трезвомыслящим, но не отчужденным; сочувствующим и доступным, но умеющим при этом сохранять свои границы. Условие выполнения этого правила —научитесь на время отстраняться от эмоционально насыщенного взаимодействия, чтобы увидеть эту ситуацию как бы со стороны (примерно так, как художник смотрит на завершенный портрет или режиссер, сидя в зале, наблюдает за «прогоном» спектакля). А теперь рассмотрим основные шаги, которые необходимо пройти, чтобы выйти из драматического треугольника. Шаг 1 Примите на себя ответственность за всё, что происходит с вами (в том числе и в «рабочем пространстве»), за свои роли, свои отношения с людьми и, конечно, за выражение своих эмоций. Шаг 2 Честно проанализируйте те ролевые позиции, которые вы (осознанно и не очень) занимаете во взаимодействии (причем не только их внешнюю, но и внутреннюю составляющую). Особое внимание уделите наиболее привычным, «любимым» ролям, которые вы чаще всего исполняете. Шаг 3 Осознайте, для чего вам нужна эта «любимая» ролевая позиция. Что дает вам исполнение этой роли? А чего она вас лишает? Шаг 4 Вспомните, в каких ситуациях и с какими людьми, вы чаще всего попадаете в эти роли (как правило, неожиданно для себя). Перебрав и систематизировав ситуации и особенности их участников, вы откроете для себя много нового. Это очень важная часть работы. Нередко близкие буквально затягивают педагога в роли Спасителя или Преследователя посредством своих вербальных и невербальных «сигналов-проявлений» (мимики, жестов, интонации). Особенно мощно мы «ловимся» на проявления, в которых «считываются» слабость, хрупкость, беспомощность, присущие «жертве». Шаг 5 Уделите внимание «отслеживанию» тех внутренних состояний, которые «провоцируют» вас на «исполнение» неконструктивных ролей. В будущем вы сможете использовать свои ощущения как «предупредительные сигналы», своего рода тригеры ситуации, где вас «затягивают» в роль. Дело в том, что каждой роли соответствуют определенные эмоциональные состояния. У Спасителя это жалость к другому (жалкому, несчастному, слабому, неумелому и т.д.) в сочетании с чувством ответственности за другого и ощущением собственной силы, важности, значимости. У Преследователя самая главная эмоция — праведное негодование в сочетании с чувствами собственного могущества, превосходства и, конечно, правоты. У Жертвы — жалость к себе, панический страх не справиться с тем или иным делом (заданием) и быть наказанным, обида на другого. Шаг 6 Подготовительная работа завершена. Представьте, что вы вышли из треугольника и смотрите на «бегающих по нему себя и другого» со стороны. Хотите ли вы вернуться и продолжать этот бег? Или вы хотите изменить ситуацию и жить полной жизнью? Решение об этом можете принять вы и только вы. Хорошим способом принятия себя, изменить свое мышление являются пять принципов Милтона Эриксона Принцип 1. С людьми все Ок. Он гласит, что каждый человек хорош таким, какой он есть. Принцип основан на представлении, что все во Вселенной просто существует. Каждое явление — нормально, с ним все в порядке, потому что оно не может быть ничем иным, как самим собой. Каждый человек может развиваться и изменяться всю жизнь. Каждый достигнутый уровень развития является опорой для дальнейшего личностного роста. С процессом возрастания личности возникают различные точки зрения, видения ситуации, с помощью которых мы можем анализировать все происходящее и извлекать уроки. Зная, что в каждый момент жизни с нами все Ок, мы видим немного больше, чем видели раньше, то есть выходим за рамки привычного, прежнего. На основе этого имеем возможности выбора. Принцип 2. У каждого человека уже есть все необходимые ему ресурсы. Принцип 3. Человек всегда делает наилучший выбор из возможных в данный момент. У Эриксона не было понятия "плохие решения", он был уверен, что для человека определенное решение - всегда наиболее оптимальное в конкретной ситуации. А если ориентироваться на "так должно быть", человек постоянно будет о чем-то сожалеть. Чтобы обеспечить обучение и развитие, три наших мозга согласованно работают вместе. Ретикулярный мозг (мозг рептилии), эмоциональный мозг (лимбическая система) и церебральный мозг (серое вещество) сотрудничают, чтобы это обучение могло происходить в различных формах. Основываясь на информации и развитии внутренних способностей, человек имеет доступ к любому поведенческому выбору. Выбор, сделанный на основании целостности, предполагает, что каждый человек всегда действует наилучшим образом, в соответствии с доступными ему возможностями. Принцип 4. В основе каждого поступка лежат позитивные намерения. Принцип 5. Изменения неизбежны Истина состоит в том, что ваш внутренний и внешний мир постоянно изменяются, и вы не можете не трансформироваться в ответ на все эти внутренние и внешние изменения, следовательно, круг обратной связи замыкается. Как человеческое существо, вы имеете возможность тянуться в направлении целей и намерений вашей настоящей жизни, сам процесс достижения приводит к изменениям. Быть человеческим существом — значит тянуться в осознанном направлении. В связи с этим возникают следующие вопросы: становитесь ли вы тем человеком, которым хотите стать в процессе изменений? Или вы все больше становитесь тем, кем не хотели бы становиться? Живете ли вы, руководствуясь обдуманным, осознанным выбором, или вами руководит случай? Привносите ли вы с годами в свою жизнь все больше цинизма или все больше лояльности? Когда эти пять эриксоновских принципов интегрированы в вашем уме и сердце, они могут открыть доступ к вашим внутренним ценностям и самоорганизации. По мере того, как вы учитесь использовать эти принципы как основополагающую позицию, Вы становитесь очень эффективными в помощи себе и другим. Шаг 7 Если работа над собой проведена, то пора осваивать приемы саморегуляции и способы эффективного взаимодействия, которые основаны на осознанном использовании идентификации-обособления. Сознательное использование специалистом технологии идентификации-обособления, а также приемов саморегуляции является важнейшим ресурсом устойчивости к профессиональному выгоранию. Если говорить о технологии идентификации-обособления, то вам еще предстоит научиться вместо «Ты-замечаний» использовать технологию «Я-сообщений», освоить приемы распределения ответственности между собой и детьми. Источники: Аткинсон М. Достижение целей: Пошаговая система / Мэрилин Аткинсон, при участии Рае Т. Чойс; Пер. с англ. — 2-е изд. — М.: Альпина Паблишер, 2013. — 281 с. — (Серия «Трансформационный коучинг: Наука и искусство»). Бажук О.В. Социально-педагогическая профилактика синдрома профессионального выгорания студентов педагогического вуза - Омский научный вестник №6 (92) 2010. Калашникова, С. А. Личностные ресурсы как интегральная характеристика личности / С. А. Калашникова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 8 (31). — Т. 2. — С. 84-87. — URL: https://moluch.ru/archive/31/3534/ (дата обращения: 19.04.2021). Осухова Н.Г. Профессиональное выгорание, или Как сохранить здоровье и не «сгореть» на работе. Учебно-методическое пособие. М.:2011- 52с. https://www.maam.ru/detskijsad/asociativnyi-test-kub-v-pustyne.html
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.0.93 (0.01 с.) |