Аутогенная тренировка по методу Шультца 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аутогенная тренировка по методу Шультца



    Итак, глубоко выдохнули, закрыли глаза. Осмотрели себя спокойно изнутри: удобно ли положение головы, удобна ли посадка, насколько удобно положение рук и ног?

    Все внимание сосредоточивается на лице. Чувствуем только мышцы лица… Подняли брови вверх! Вся верхняя часть головы и лоб напряжены. Прочувствовали напряжение… и на длинном спокойном выдохе опустили брови. Обратили внимание на мышцы лба, ощутили качество расслабления. Теперь зажмурились, середина лица сжата, веки давят на глаза – неприятное чувство напряженности. Немного подержали мышечное напряжение. И на длинном выдохе резко сбросили мышечный тонус!! Мышцы как бы разошлись по лицу… Черты лица разгладились… Прочувствовали расслабление. Теперь – глаза. При полностью расслабленных мышцах век глаза закрыты плотно, не подрагивают. Чтобы достичь этого, делаем несколько коротких и сильных напряжений-расслаблений одними веками…. С каждым последующим расслаблением мышцы век устают, теряют тонус и закрывают глаза спокойно и плотно. Внимание переносится на нижнюю часть лица. При расслабленных жевательных мышцах лица зубы оказываются несомкнутыми. Повторяю: зубы не сомкнуты, кончик языка касается внутренней поверхности зубов либо губ.

    Рассмотрите лицо еще раз сверху вниз. Я буду называть словесные формулы. Вы должны повторять их про себя, фиксируя внимание на соответствующей части лица. Запомните: каждое слово формулы проговаривается на выдохе. Структуру дыхания не меняем. Дыхание ровное, ритмичное.  Итак, каждое слово на выдохе: «Мой лоб гладкий и расслабленный, брови опущены, глаза закрыты спокойно и плотно… Мышцы носа расслаблены.. Губы расслабленные и мягкие… Щеки расслабленные и мягкие».

    Рассматриваем лицо последний раз. Все лицо в целом. Выражение лица абсолютно спокойное. Черты лица разгладились. На лице словно маска – невозмутимости и уравновешенности. И только в уголках губ.. Чувствуем только губы… ощущение легкой, едва заметной улыбки – улыбки себе, сегодняшнему и завтрашнему дню и всему миру. Мышцы лица расслабленные, мягкие и неподвижные.

    Внимание переходит на плечи. Произвольно их расслабляем. Плечи опускаются. Обращаем внимание на то, что при каждом выдохе ощущение расслабленности плеч усиливается, плечи опускаются. Ощутимо опускаются вниз. Тяжело и расслабленно – вниз! Внимание от плеч медленно переходит к локтям… к кистям рук. Ладони лежат спокойно и удобно. Не напрягая мышц, стараемся вызвать ощущение попеременного движения кистей вверх-вниз, вверх-вниз… Повторяю: мышцы не напрягаются, только припоминаем это ощущение… Несмотря на то что движения воображаемые, руки начинают уставать. Мышцы расслабляются и тяжелеют. Ладони тяжелые, давят вниз. Давят вниз все сильнее и сильнее. Повторяем про себя каждое слово на выдохе: «Мои руки тяжелые, тяжелые, тяжелые…. Мои руки тяжелые, расслабленные и неподвижные…».

    Хорошо. Теперь в течение нескольких минут каждый самостоятельно рассмотрит себя изнутри. Запомните первые ощущения расслабленности и успокоения.

    (Пауза 2 – 3 мин)

4. Техника прогрессирующей мышечной релаксации (сокращенный вариант).

Метод основан на рефлекторном расслаблении мышц после напряжения в сочетании с ритмом дыхания: максимальное напряжение мышц и задержка дыхания, затем полный выдох и расслабление мышц Ритм дыхания одинаковый во всех упражнениях.

1. Сильно сжать кулаки и держать сильно-сильно (секунд 10), потом с выдохом отпустить (секунд 30).

2. Напрячь локти, как бы с силой надавливая на подлокотники кресла (если кресла с подлокотниками, то действительно надавливая).

3. Приподнять с усилием плечи, как бы удерживая тяжесть.

4. Не поднимая колен, носки с силой потянуть на себя, вверх.

5. Не поднимая колен вверх, напрячь их с усилием, как бы удерживая тяжесть.

6. Последнее упражнение: с задержкой дыхания напрячь мышцы груди, живота, спины, с выдохом расслабить и закрыть глаза.

После выполнения всех упражнений обычно с первых занятий достигается достаточная степень релаксации. Этому способствует некоторое утомление мышц. Субъективные ощущения при релаксации очень индивидуальны, что не влияет на эффективность занятий.

Для расслабления можно использовать музыку, самостоятельно или в сочетании с другими приемами. Закрывание глаз также способствует расслаблению, отключая основной канал приема информации из внешнего мира и повышая восприимчивость к внутренним ощущениям. Суть всех этих методов одна: через расслабление мышц снимается психическое напряжение, приводя организм в нормальное состояние, разрывая порочный круг. Освободившуюся энергию и силы вы можете направить на действительное, активное решение проблемы.

(Пауза 2 – 3 мин)

    ВНИМАНИЕ! Наша тренировка постепенно подходит к концу. Мышцы и нервная система отдохнули. И нам пора готовить себя к активности и действию. Переключаем внимание на внешний мир. Стараемся все слышать и все чувствовать. Делаем дыхание более глубоким и энергичным. Вдох – длинный, глубокий, грудная клетка полностью заполняется свежим воздухом. Выдох – короткий, резкий, энергичный!! На вдохе прохлада пробегает по спине. С каждым вдохом уходят вялость и расслабленность. Мышцы напрягаются. Пошевелили пальцами рук. Несильно сжали ладони, расслабили. Соединили пальцы руки в «замок» и потянулись! Сильно, с удовольствием! Плечи подняты вверх. И на резком выдохе руки бросили вдоль тела, потрясли ими, открыли глаза и улыбнулись сами себе и друг другу!

3. Обмен чувствами.

4. Групповой ритуал прощания (Я вижу, Я слышу, Я чувствую).

 

Список литературы

Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. СПб., 1998.

Т. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Кудзилов «Сказкотерапия», СПб., 2001.

Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии. СПб.: Речь, 2001.

Копытин, А. И. Практикум по Арт-терапии.— СПб., 2000.

Сакович, Н.А. Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе психологов системы образования: Учебно-методическое пособие [В 3 ч.]/ Т.В.Сакович. – Ч.1. – Минск, 2003.

Сакович, Н.А. Практикум по креативной психотерапии: Учебно-методическое пособие/ Н.А. Сакович.-Минск, 2005

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.111.183 (0.007 с.)