Занятие с элементами тренинга  для педагогов детского сада «моя личность в моей профессии» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие с элементами тренинга  для педагогов детского сада «моя личность в моей профессии»



Пешкова Татьяна Викторовна, педагог-психолог  БДОУ «Тарногский детский сад № 3 «Улыбка»

Цель: Профилактика эмоционального выгорания.

Задачи:

1. Помочь педагогам в осознании их личностных особенностей с точки зрения того, какие возможности они открывают в профессиональной деятельности и какие накладывают ограничения.

2. Формировать адекватное отношение к трудностям, возникающим в профессиональной деятельности.

3. Помочь участникам увидеть себя как некоторое «единство непохожих», обрести поддержку и в то же время подчеркнуть свою индивидуальность.

 

Необходимое оборудование и материалы:

По 2 листа формата А4, карандаши на каждого участника занятия; десерт (печенье, конфеты, пирожные); карточки с характеристиками геометрических фигур; шкатулка; зеркало.

 

План

1. Приветствие.

2. Упражнение «Перекусы»

3. Диагностика «Геометрические фигуры»

4. Упражнение «Ладони и колени»

5. Тест «16 ассоциаций»

6. Упражнение «Шкатулка»

7. Притча «Ад и рай»

8. Завершение занятия.

Ход занятия:

1. Приветствие.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада приветствовать вас сегодня на нашей встрече. Хочется использовать сегодняшнее занятие для осознания ценностных ориентаций и личных приоритетов в жизненном пространстве под названием «работа».

Ценностные ориентации и личные приоритеты – это то, что стоит за нашими выборами и поступками, что определяет наши реакции на поведение и поступки других людей в нашей профессиональной деятельности. Деятельность, соответствующая нашим ценностям, личностно окрашена, глубока, в нее легче погрузить других людей, видящих нашу заинтересованность и включенность. Педагог, осознающий свои ценности и приоритеты, будет более успешен в работе с детьми, так как сможет сделать ее личностно значимой, а значит – живой, настоящей, идущей от сердца.

 

Упражнение «Перекусы».

(Поставить на каждый стол по тарелке с десертом – печенье и конфеты самой причудливой формы и фактуры).

Педагог-психолог предлагает участников взять с тарелки по одной штучке и тщательно изучить их форму, фактуру, вкус и т.д. Затем просит их составить список из 8–10 прилагательных, описывающих предложенный им десерт.

Обсуждение.

Когда списки будут готовы, каждого просят выбрать из этого списка слово, которое лучше всего описывает их самих.

Затем участники по очереди рассказывают группе, почему именно это слово так хорошо описывает их характер.

 

3. Упражнение «Геометрические фигуры».

Практическая часть этого этапа предваряется небольшим монологом ведущего о том, что в работе педагога невозможно разграничить личное и профессиональное. В том, что и как мы говорим детям, как реагируем на различные ситуации, какие поступки совершаем, - много профессионализма и не меньше – личностных особенностей, ценностей, предпочтений. Изучение своей личности, стремление к ее самосовершенствованию – мощный ресурс профессионального развития. Это реальная помощь в построении своей деятельности и своего общения с детьми, обучение использованию своих личных достоинств, нивелированию недостатков.

Ведущий: У многих людей есть привычка, размышляя над решением какой-либо сложной задачи, двигаться по замкнутой траектории. Кто-то движется по кругу... (демонстрирует), кто-то предпочитает ходить, совершая более резкие повороты, т.е. описывая квадрат или прямоугольник.. (демонстрирует), кто-то – как будто шагает вдоль сторон треугольника... (демонстрирует). И наконец, встречаются люди, которые, размышляя, движутся по траектории, которую мы называем зигзагом.. (демонстрирует). У вас есть несколько минут для того, чтобы подвигаться по комнате, опробуя все эти траектории. Можно уменьшать или увеличивать размеры описываемых фигур по вашему желанию.

(Участники начинают двигаться по комнате под музыку. Ведущий мягко пресекает разговоры: нужно, чтобы каждый сумел настроиться на свои внутренние ощущения).

Ведущий предлагает участникам группы разделитьс я: «круги», «квадраты», «треугольники» и «зигзаги» рассаживаются группами. Затем каждая группа знакомится с интерпретацией результатов теста (в том объеме, который относится к их фигуре). (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

(На этом этапе работы у каждого участника есть возможность сообщить группе о том, что он ошибся с выбором, обосновать, почему он так считает, и перейти в более подходящую для него «фигуру»).

Затем группам предоставляется время на подготовку презентации своей «фигурной» воспитательной программы:

· педагогический девиз;

· от чего мы испытываем удовольствие в работе и общении с детьми и что нас раздражает;

· что у нас хорошо получается, чему мы можем научить;

· что получается с трудом, «без искорки»;

· почему без нас детям плохо;

· какие профессиональные деформации возможны у воспитателей нашего типа.

 

4. Игра «Ладони и колени».

Участники объединяются в общий круг. Сидя в кругу, положить ладони на колени соседей: правую — на левое колено соседа слева, левую — на правое колено соседа справа. Играющие передают хлопок от колена к колену (для этого надо внимательно следить за тем, чья рука лежит на следующем колене по кругу, и не перепутать очередность своего хлопка). Когда устоится ритм хлопков, можно предложить усложнение — два хлопка по одному колену будут обозначать движение в обратную сторону, т.е. теперь играющим нужно следить и за тем, чья рука хлопает по колену, и за направлением движения хлопков.

 

5. Упражнение: «16 ассоциаций».  

(Бланк – ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

Ведущий: Упражнение-тест «16 ассоциаций» помогает выявить глубинные истоки любой проблемы, докопаться до сути, настоящей причины, имеющейся у человека проблемы, а также чужие жизненные программы, мешающие добиться успеха в определённой сфере жизни.

Прообразом теста служит метод свободных ассоциаций, который использовал Карл Юнг. Он применял его для установки мотиваций личности. Со временем метод трансформировался в методику по работе с проблемами, но имя автора в названии осталось («Ассоциативный тест Юнга» или «Тест Юнга «16 ассоциаций»).

Благодаря этой технике человек может прийти к осознанию того, что его гложет и приступить к устранению своих психологических проблем. В первую очередь этот тест служит не для решения каких-либо трудностей по принципу: «Проблема решись!», а направлен на выявление внутрипсихических конфликтов, бессознательных страхов, чувств вины, отрицания и всего того, что не видно на поверхности. По итогу человек получает карту мыслей, материал для размышлений и самоанализа. Выписанные ассоциации, их последующее обдумывание помогут увидеть истинное отношение к проблеме, слабые места и сильные стороны, заторы и перспективы.

Для первоначальной формулировки нужен набор слов, которые ассоциируются с ситуацией, что сложилась на сегодняшний момент.

Итак, мы сегодня говорим о себе в сфере жизни под названием «РАБОТА», об этом и будем думать в ходе выполнения теста. Итак, в верхней части листа у всех вас записано слово РАБОТА. Что делать дальше? Попробуйте это слово «на вкус». Какие ассоциации оно у вас вызывает?

Что такое ассоциация, надеюсь, понятно. К слову, ассоциация — это не умозаключение. Это может быть любое слово, словосочетание крылатое выражение, междометие... И совершенно не обязательно связанное по смыслу с основным словом. Самое главное здесь — это почувствовать, что именно это слово, и никакое другое, выскакивает из подсознания.

Теперь быстро, особенно не задумываясь, впишите в первый (левый) столбец таблицы 16 ассоциаций, связанных со словом «РАБОТА».

Во второй колонке пишутся ассоциации на слова из первой колонки, объединяя их попарно: ассоциация на первое и второе слова, ассоциация на третье и четвертое слова, затем на пятое и шестое и т.д.

Повторюсь, что ассоциация может быть любой, совершенно не обязательно связанной с предыдущими словами логически. На слова «отдых» и «здоровье» у кого-то может возникнуть ассоциация — «курорт», а у кого-то — «санаторий» (вспомнился первый отпуск по путевке, где поправлял здоровье). Таким образом, во второй колонке получается уже восемь ассоциаций.

В третьей колонке процедура повторяется, с тем лишь различием, что ассоциации находятся на пары из второй колонки, –  в третьей колонке получаем 4 слова.

И дальше, как нетрудно догадаться, снова объединим слова, снова выведем ассоциации (всего 2).

Довольно часто оказывается полной неожиданностью, какие вообще ассоциации могут выскакивать из подсознания. Что вы можете сказать о последнем слове? Что оно для вас значит?

И наконец, путем объединения двух последних слов у вас получается итоговая ассоциация. То, с чем у тебя ассоциируется слово «РАБОТА» (наше исследуемое слово).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.105.124 (0.008 с.)