Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тренинг по профилактике эмоционального и профессионального выгорания педагогов доу «виртуальное путешествие в индию»

Поиск

Некрасова Татьяна Витальевна, старший воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 6 «Лесная сказка»

  Цель: создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья педагогов, формирования навыков регуляции психоэмоциональных состояний, профилактики эмоционального и профессионального выгорания в педагогической деятельности педагогов ДОУ.

Задачи:

ü Снижение уровня эмоционального выгорания педагогов.

ü Повышение уровня сплоченности педагогического коллектива.          

ü Развивать эмоциональную устойчивость, уверенность в себе.

ü Повышать самооценку педагогов.

ü Формирование позитивного отношения к себе, к жизни.

ü Повышение мотивации к профессиональной деятельности.

ü Формировать навыки эффективного взаимодействия с участниками образовательного процесса.

ü Обучение способам саморегуляции.

Форма проведения: круг, возможно свободное перемещение по залу при выполнении упражнение в подгруппах.

Материалы и оборудование:

ü мультимедиа проектор;

ü презентация;

ü видеоролик «Полет в небесах» (можно выбрать любой для релаксации);

ü аудиотреки: «Жужжание мухи», «Индийская весёлая танцевальная музыка», «Индийский релакс» для рисования;

ü печатные материалы «Лестница», «Ответы на желания», «Прощальная фраза» (Счастливого пути!), карточки с названиями животных (змея, слон, корова, обезьяна, свинья, крыса);

ü бумага для рисования (формат А4);

ü краски, цветные карандаши, фломастеры, мелки, кисти, баночки с водой;

ü одноразовые пластиковые вилки, ложки и ножи;

ü мяч.

Структура тренинга:

1. Вводная часть (обозначение цели):

Ведущий: Здравствуйте, дорогие педагоги, я рада сегодня вас видеть на нашей встрече. Как приятно видеть Вас в хорошем настроении! Американский психолог Дон Пауэлл советует «Каждый день находить повод, чтобы хоть немного посмеяться». Лечебная сила смеха известна всем, но наша жизнь состоит не только из светлых полос, бывают и такие моменты, когда смех сменяет стресс и эмоциональное напряжение. Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоёмких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Преобразования в системе образования также поднимают планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии. Увеличивается не только учебная нагрузка, вместе с ней растет и нервно-психическое напряжение личности, переутомление. Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед контролем. Такая ситуация достаточно быстро приводит к эмоциональному истощению педагогов, известному как «синдром эмоционального выгорания» (слайд 2). «Эмоционально выгоревшие» педагоги отличаются повышенной тревожностью и агрессивностью, категоричностью и жесткой самоцензурой. Эти проявления значительно ограничивают творчество и свободу, профессиональный рост, стремление к самосовершенствованию. В результате личность педагога претерпевает ряд таких деформаций, как негибкость мышления, излишняя прямолинейность, поучающая манера говорить, чрезмерность пояснений, мыслительные стереотипы, авторитарность. Педагог становится своеобразной «ходячей энциклопедией»: он знает, что нужно, как нужно, когда, зачем и почему, и чем все это закончится. Но при этом он становится абсолютно закрытым и невосприимчивым к любым новшествам и переменам. Эмоциональное выгорание – это своего рода выработанный личностью механизм психологической защиты в виде полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия (слайд 3). Профессиональная деятельность педагогов изобилует факторами, провоцирующими эмоциональное выгорание: высокая эмоциональная загруженность, огромное число эмоциогенных факторов, ежедневная и ежечасная необходимость сопереживания, сочувствия, ответственность за жизнь и здоровье детей. К тому же, педагогические коллективы, как правило, однополы, а это – дополнительный источник конфликтов. В результате педагог становится заложником ситуации эмоционального выгорания, пленником стереотипов эмоционального и профессионального поведения.
Как и в любом организованном коллективе, на этом занятии нам необходимо выработать правила, которых мы все будем придерживаться в групповой и подгрупповой работе. Предложите, пожалуйста, ваши варианты правил, которые нам сегодня нужны (участники высказываются, если они не сказали какое-то из правил ниже, то предлагаю его участникам сама):

 

Правила тренинговой работы (слайд 4).
1. Правило активности.
2. Правило безоценочности.
3. Правило называния. 

Ведущий: Итак, коллеги, как вы поняли, наш сегодняшний тренинг направлен на развитие навыков стрессоустойчивости, на снятие эмоционального напряжения, профилактику эмоционального и профессионального выгорания.                                      Как известно, любые путешествия это то, что способно дарить нам новые эмоции и впечатления. Многие из нас не представляют себя и своей жизни без путешествий. Работают не покладая рук месяцами, а заработанные деньги бережно откладывают в конвертик. Находясь в другой стране, мы попадаем в совершенно другие условия: природы, быта, общества. Мы видим других людей, мы впитываем в себя все особенности того места, где находимся. Будь-то морской курорт, на котором мы наслаждаемся морем и отдыхом, будь- то обогащающая наш культурный уровень  экскурсионная поездка, на которой мы знакомимся с городом и достопримечательностями... Абсолютно любая поездка дарит нам незабываемые воспоминания и ощущения, которые будут еще долго «подзаряжать» нас после приезда. Даже сейчас, когда я рассказываю о путешествиях, многие из вас, наверное, окунулись в свои воспоминания и мысленно представили, как когда-то где-то отдыхали. Все мы знаем, что в своих мыслях мы можем переместиться куда угодно, поэтому сегодня давайте помечтаем вместе, закроем глаза, сядем удобно и представим себе, что отправляемся в увлекательное путешествие в Индию.

2. Практическая часть (Виртуальное путешествие в Индию):

Ведущий: Как вы знаете, любое путешествие предваряет подготовка — сбор чемоданов, покупка билетов, изучение туристических маршрутов... А так как мы с вами будем совершать путешествие, как туристическая группа, нам надо для начала с вами познакомиться.

Упражнение «Приветствие» (все по кругу, обращаясь,  друг к другу):

Для начала давайте поздороваемся друг с другом:

Скажем «Здравствуйте!» руками (взяли соседа за руки),
Скажем «Здравствуйте!» глазами (посмотрели друг на друга),
Скажем «Здравствуйте!» устами – (хором говорим друг другу)
Стало радостней нам с вами!

Упражнение «Имя – профессиональное качество» ( педагоги, передавая мяч по кругу, называют свои имена и какое – либо профессиональное качество, начинающееся на первую букву имени. Например, Анастасия – активная).

Ведущий: Вот мы с вами и познакомились, группа в сборе. Мы отправляемся в загадочную Индию, совершим увлекательное виртуальное путешествие. Скажите, а на чем можно путешествовать? (на пароходе, на поезде и др.).

Ведущий: Так как Индия находится далеко от нас, мы полетим с вами на самолете. Итак, сначала нам надо построиться на паспортный контроль и досмотр багажа. Задание: постройтесь друг за другом по первой букве вашей фамилии, разговаривать запрещено.

  Ведущий: Мы прошли с вами паспортный контроль и досмотр багажа, давайте посмотрим, что нам желают наши родные.

Задание: на карточках – буквы, соберите фразу, встав по порядку.

Ведущий: Задание выполнено, проходите в самолет, займите места согласно купленным билетам, пристегните ремни, сядьте по удобнее: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты, наслаждаемся полетом (слайд 5, видеоролик «Полет в небесах»).

Упражнение «Муха»:(слайд 6) Мы отдыхаем, наслаждаемся полетом, начинаем дремать и вдруг наш полет нарушает жужжание мухи. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое

Ведущий: Все - таки муха вас разбудила, откройте глаза, что вы почувствовали, когда вас так внезапно разбудили и потревожили, какие чувства и эмоции вы испытали, может быть вам что-то снилось, или вы о чем-то мечтали? Ведущий: (слайд 7) Мы приземляемся в Индии. Индия -  сказочная страна – родина великих математиков, шахмат, санскрита. Посмотрите, нас уже встречают местные жители. Давайте их поприветствуем. Индийцы придают приветствиям большое значение. Приветствие в Индии, с незнакомым ранее человеком за руку считается дурным тоном. Если в больших городах на это не обращают внимания, то в провинции это может привести к неприятностям. Женщина вообще не должна здороваться за руку, с незнакомцем, это может быть воспринято как оскорбление. В некоторых провинциях за подобный промах могут даже побить или закидать камнями. Лучше всего использовать традиционное приветствие, его все знают по индийским фильмам,- "Намасте", это сложенные на уровне груди руки (слайд 8). Обниматься и целоваться при встрече, у индийцев, считается неприличным. При прощании лучше просто поднять ладонь. Если это женщина или девушка можно несколько раз согнуть пальцы. Давайте поздороваемся с индусами (предлагаем повернуться налево, направо, напротив и поздороваться по - индийски).

Ведущий: Молодцы! В Индии роскошь и нищета, ароматы специй и благовоний перемешиваются со зловонием. Древняя архитектура, роскошная природа, мусор на улицах – все это неповторимая Индия, в которую либо влюбляешься, раз и навсегда, либо полностью отрицаешь. Я вам предлагаю немного помочь индийцам прибраться, убрать с улиц мусор.

Упражнение «Ведро мусора» (слайд 9). Предлагаю всем выбросить в мусорную коробку старые ненужные обиды, гнев, страх. Для этого на листах бумаги напишите ваши негативные чувства. После этого педагоги рвут свои бумажки на кусочки и выбрасывают их в ведро, где они все перемешиваются и выбрасываются.
Рефлексия:
1. Как вы себя чувствовали в процессе выполнения упражнения?
2. Как изменилось ваше состояние после того, как весь негатив был порван и выброшен?

Ведущий: (слайд 10) Отправляемся осматривать достопримечательности Индии. Первая достопримечательность – Хава - Махал или Дворец ветров – одно из самых грандиозных и впечатляющих сооружений в Индии. Главной особенностью дворца являются его окна: нет ни единого проёма, который бы был больше человеческой головы. Объясняется это тем, что местный махараджи содержал здесь свой гарем, и не хотел, чтобы кто-то видел девушек. Этот дворец давно облюбовали обезьяны, а так как им дозволено делать все, что угодно, их нельзя бить и убивать, они очень часто нападают на людей, пытаясь вырвать все из рук, очень сильно кусаются. Я вам предлагаю выполнить простое упражнение «Хромая обезьяна». Задание, которое я вам дам, необходимо будет выполнять от моей команды “Начали!” до команды “Стоп!”. Если вы по какой-либо причине нарушите мою инструкцию, подайте сигнал - хлопните в ладоши. (Ведущий хлопает в ладоши). Итак, если вы отвлеклись, обязательно хлопните и продолжайте работать. Все понятно? Закройте глаза... Внимание, даю задание: не думать о хромой обезьяне. Начали! (Проходит 30-120 секунд под “жидкие аплодисменты”.) Стоп!”

  Ведущий: Следующая достопримечательность – это «Танцы» (слайд 11). В Индии танцуют все, индийский танец является главным достоинством страны. Давайте и мы попробуем исполнить индийский танец, но по-своему.

Задание:  Участники становятся в круг и по команде ведущего начинают двигаться под музыку, последовательно подключая к движению различные части тела:

ü начинается движения с танца головы;

ü добавляется движение плеч;

ü добавляется движение рук;

ü добавляется движение корпуса;

ü добавляется движение ног.

Во второй половине упражнения движение последовательно сворачивается:

ü из танца выходят ноги;

ü туловище;

ü руки;

ü плечи;

ü голова.

Рефлексия: упражнение на первом этапе не вызвало у педагогов затруднений, трудности возникали, когда нужно остановить ноги, руки.

Ведущий: Очень часто на улицах Индии можно встретить священных животных. Эти животные очень уважаются и почитаются. Тому, кто причинит им вред, грозит страшное проклятие и наказание. Какие же животные являются священными в Индии сейчас мы и узнаем.

Упражнение «Найди пару» (участники садятся в круг, ведущий раздаёт им карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой написано “кошка”, знайте, что у кого, то есть карточка, на которой также написано “кошка”»). Прочтите, пожалуйста, что написано на вашей карточке. Сделайте это так, чтобы надпись видели только вы. Теперь карточку можно убрать. Задача каждого – найти свою пару. При этом можно воспользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и издавать характерные звуки “вашего животного”. Другими словами, всё, что мы будем делать, мы будем делать молча

Ведущий: Давайте посмотрим, каких священных животных можно встретить на улицах Индии (пары изображают свое животное, остальные угадывают). 

  Ведущий: Пора нам подкрепиться, сразу вам говорю, что в Индии едят все руками и только правой. В большинстве заведений общепита без вашей просьбы вам не подадут ни вилок, ни ложек, ни ножей. А у уличных торговцев даже просьба не поможет: приборов попросту нет. Задание: назовите, что бывает съедобное на букву «Б», за свои верные ответы получите ложку или вилку, не будете есть руками.

Ведущий: (слайд 12) Еще одна достопримечательность Индии - это фестиваль Холи – древний праздник, в который принято радоваться приходу весны, и победе добра над злом. В этот день люди бросаются друг в друга разноцветными красками, кругом царит веселье и радость. Вот и я вам предлагаю «нарисовать радость». Для выполнения этого упражнения можно использовать цветные карандаши, фломастеры или краски. Вам понадобятся яркие живые цвета, вспомните, какими цветами любят рисовать дети – они-то знают, что такое радость. Задание: Возьмите лист бумаги и нарисуйте то, что у вас ассоциируется с радостью. Это может быть: реальная картинка, символический образ, фантастический пейзаж, портрет дорого человека или домашнего животного – все, что вам захочется. Пусть не смущает вас то, что вы не умеете рисовать. Сейчас важны лишь чувства и цвета, которые вы вкладываете в рисунок. Они тоже должны быть не реалистичными, а символичными, отражающими радость. Пусть кошка будет розовой, а дождь - разноцветным. Все, что вы нарисуете, будет правильным. Главное, избегайте черных, серых цветов и темных оттенков. Картинка должна вам нравиться, радовать глаз и вызывать добрую улыбку (слайд 13).

 Рефлексия: обсуждение рисунков.

Ведущий: Поставьте ваш рисунок на рабочий стол или повесьте на стенку, пусть он радует вас и вызывает только хорошие мысли.А сейчас перед нами минарет Кутб – Минар (слайд 14). Один из самых высоких минаретов в мире. Представляет собой 72-метровое строение, выполненное из кирпича, украшенное резьбой и художественной кладкой. С его верха открывается потрясающая панорама, но подняться на самый верх по многочисленным ступенькам для многих – испытание. В нашей жизни происходит тоже самое - дорога вверх – это долгий и трудный путь, который начинается с самого первого шага.

Упражнение «Лестница» (слайд 15): Всем участникам тренинга раздаются листочки со схематичным изображением лестницы, и предлагается внимательно ее рассмотреть и отметить свое местонахождение на лестнице на сегодняшний день. По мере прохождения упражнения ведущий задает участникам вопросы:

— Подумайте и ответьте, Вы поднимаетесь вверх или опускаетесь вниз?

— Устраивает ли Вас Ваше местоположение на лестнице?

— Что мешает Вам находиться наверху?

— Вы в силах устранить причины, которые мешают вам двигаться вверх? А может быть вы уже на самом верху лестнице и смотрите по сторонам в поисках новых лестниц?

 

  Ведущий: Еще одна достопримечательность – Делийский столб (слайд 16). Местные жители утверждают, что колонна обладает мистической силой, способна исцелять любые болезни, исполняет всевозможные желания. Чтобы ощутить на себе магические свойства, нужно прислониться к колонне спиной и обхватить её руками, стараясь при этом соединить пальцы. Загадайте мысленно желание. У меня в руках листочки, возьмите по 1. Прочитайте, сбудется ли оно (приложение 1)?

 Ведущий:  Индия является родоначальницей йоги, поэтому сейчас я предлагаю вам выполнить несколько упражнений:

1. Поза дерева (слайд 17).

2. Наклон вперед в положении стоя (слайд 18).

3. Поза «Горы» (слайд 19).

3.Заключительная часть (возвращение домой, подведение итогов):

Ведущий: Наше путешествие подошло к концу, нам пора возвращаться домой. Мы опять с вами в самолете, закройте глаза, а теперь откройте. Мы дома. Скажите, какие достопримечательности Индии мы посетили с вами? Какая из них вам понравилась больше всего? Куда бы вы хотели вернуться еще раз.

Ведущий: Я думаю, что наша туристическая группа за время нашего путешествия очень подружилась. Давайте пожелаем что-нибудь друг другу на прощание (участники выбирают лист бумаги и фломастер). Задание: обведите свою ладошку, в верхней части листа напишите своё имя. Красиво, крупно. По кругу передавайте свой листок, и каждый пусть напишет своё пожелание или какую-то напутственную фразу для этого участника группы. Когда листок придёт вам обратно, прочитайте, пожелания для Вас.

Ведущий: (слайд 20) Наш тренинг подошел к концу. Я надеюсь, что эти методы и упражнения вы будете вспоминать и дома, и на работе и не забывать, что в домашних условиях для снятия стресса и всего негативного можно так же использовать: дыхательную гимнастику, ароматерапию, кинотерапию, музыкотерапию, медитацию, а снятию стресса помогают как смех, так и слёзы. Всем спасибо за участие. Не забывайте: работа - всего лишь часть жизни, которую нужно провести в радости и гармонии с самим собой.


Приложение № 1

Да, да и ещё раз да!

Да, и мне придется из-за этого страдать.

Нет, но я тайно мечтаю об этом.

Нет, такие глупости не для меня!

И под пыткой вам не скажу!

И не стыдно вам задавать такие вопросы?!

Конечно, иначе было бы неинтересно жить!

Поговорим об этом без свидетелей…

Да, при каждой удобной возможности!

Ничто человеческое мне не чуждо.

Ага, особенно, когда мне скучно.

Нет, хотя иногда хочется попробовать…

Да, я ведь без комплексов!

Да, особенно, если у меня есть деньги.

Только если я уверен(а), что об этом никто не узнает.

Боюсь, что искренний ответ на этот вопрос испортит мою репутацию.

Да, по пятницам это для меня — святое!

Догадайтесь сами!..

Точно нет!

Надежда умирает последней.

 

Список литературы и интернет - источников:

1.Погуляева Н. А., Кузнецова Ю. С. «Тренинг для педагогов по преодолению профессионального выгорания «Помоги себе сам» научно-методический журнал Методист №4 2014, Издательльский дом «Методист», стр. 64.

2.Леонова, А. Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса: учебное пособие // Вестник МГУ, Сер. 14 «Психология», 2000, №3.

3. Семенова Е. М.Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: Учебное пособие. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2005.

4.Учебно-методическое пособие/Под. ред. Воронцовой М.В. – Таганрог: Изд-ль А.Н. Ступин, 2013. – 272 с.

 5. https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2017/03/02/trening-po-profilaktike-emotsionalnogo-vygoraniya-pedagogov.

6. https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2015/01/17/trening-emotsionalnoe-vygoranie-pedagogov-dou.

 


Конспект



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.108.174 (0.016 с.)