Педагог-психолог МАДОУ «Детский сад № 33», г. Череповец 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагог-психолог МАДОУ «Детский сад № 33», г. Череповец



 Цель: знакомство со способами преодоления конфликтных ситуаций и снижения влияния их последствий на психоэмоциональное состояние педагогов.

 

 Предварительная работа:

- диагностика уровня эмоционального выгорания по методике В.В. Бойко, консультация «Эмоциональное выгорание».

 

  Оборудование:

- мультимедийное оборудование, презентация;

- стулья;

- раздаточный материал для работы в группе;

- ручки, бумага формата А-4, карандаши, фломастеры;

- бланки для обратной связи.

 

Продолжительность: до 2-х часов.

 

Добрый день, уважаемые коллеги. Тема семинара-практикума  «Конфликты, как один из факторов эмоционального выгорания педагогов. Способы предупреждения и выхода из конфликтных ситуаций». В первой части будут освещены теоретические аспекты, во второй большее внимание мы уделим практике.

Ну а начнем мы наш семинар с вопроса: «Какая связь между конфликтами и эмоциональным выгоранием? Конфликты – это причина или следствие эмоционального выгорания?»

(ответы участников)

 

- Связь между конфликтом и эмоциональным выгоранием двусторонняя. Частые, особенно неразрешенные конфликты могут провоцировать или усиливать синдром эмоционального выгорания, быть ПРИЧИНОЙ, но и само эмоциональное выгорание может провоцировать конфликтное поведение педагога, конфликт - СЛЕДСТВИЕ. Чтобы нейтрализовать или минимизировать роль конфликтов в эмоциональном выгорании необходимо разобраться, что это за явление.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК.

 

Конфликт (с латинского столкновение) – отсутствие согласия между двумя или более сторонами. Изучением конфликтов занимались многие отечественные и зарубежные авторы (Александр Романович Лурия, Почебут Людмила Георгиевна, Чикер Вера Александровна, Гришина Наталья и многие другие), но на сегодняшний день нет общепринятой теории конфликтов, которая бы однозначно разъясняла природу их возникновения и влияния их на развитие общества, нет и единой классификации. Разные авторы классифицируют конфликты по какому-то определенному признаку.

Классификации конфликтов.

По длительности:

- кратковременный ( от нескольких минут до нескольких часов);
- длительный (от нескольких часов до нескольких суток);
- затяжной ( бессрочный, пока не найдется конструктивное решение).

По  составу конфликтующих сторон:

- внутриличностный (острые негативные внутриличностные переживания);

- межличностный (столкновение между отдельными людьми в процессе их взаимодействия);

- внутригрупповой (конфликт между микрогруппами в коллективе или между отдельным представителем группы и группой в целом);

- межгрупповой (столкновение интересов различных групп).

  По коммуникативной направленности:

- вертикальный (например, конфликт между начальником и подчиненным);

- горизонтальный (например, между коллегами по работе);

- смешанный (одновременное участие в конфликте и вертикальной и горизонтальной составляющей организации).

  По степени выраженности конфликтного противостояния:

- открытый (явно выраженное столкновение оппонентов в виде ссоры, споров; чаще основан на производственных причинах);

- скрытые (протекают без выраженных внешних агрессивных действий со стороны противоборствующих сторон, используются косвенные способы воздействия друг на друга; чаще основаны на личных отношениях);

- потенциальные (это еще не возникший конфликт, так как стороны не осознали складывающуюся ситуацию, как конфликтную).

 

  Причины конфликтов.

 Причиной внутриличностных конфликтов могут стать:

- внутренние установки, заложенные родителями с детства, но оказавшимися непригодными во взрослой жизни;

 - религиозные убеждения;

- собственные убеждения и др.

 В результате у человека происходит когнитивный диссонанс. Человек не может сделать выбор, понять, простить себя. Внутриличностный конфликт – это проблема между реальным и желаемым состояниями человека.

 Причиной межличностного конфликта может стать:

- различие в целях,

- недостаточная информированность сторон о событии,

- некомпетентность одной из сторон,

- низкая культура поведения,

- личностные качества людей, их психические, социально-психологические и нравственные характеристики и многое другое.

 Межличностные конфликты отличаются высокой эмоциональностью и охватом практически всех сторон отношений между конфликтующими субъектами.

  Стадии межличностных конфликтов.

1) Возникновение конфликтной ситуации (Потенциальное формирование противоречивых интересов, ценностей, норм. Конфликт уже зарождается, но стороны этого еще не осознали. Именно на этой стадии конфликт может остановится и не развиться дальше.)

2) Стадия осознания конфликта. (Участники конфликта начинают осознавать свои верно или ложно понятые интересы, что приводит к переходу потенциального конфликта в реальный.)

3) Проявление конфликтного поведения. (Участники начинают высказывать свои претензии друг другу.)

4) Кульминация. (Активные агрессивные проявления на фоне отсутствия эмоционального контроля, вплоть до физического воздействия участниками конфликта друг на друга.)

5) Разрешение конфликта. (Носить как конструктивный, так и разрушающий характер. А вот как разрешиться конфликт во многом зависит от стратегий (способов) поведения участников конфликтной ситуации.)

 

  Стратегии разрешения конфликтов.

Каждый человек при разрешении конфликта, как правило, использует определенную стратегию. Какую стратегию используете именно Вы, поможет упражнение.

 Упражнение «Яблоко и червячок»

«Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко. Спелое, сочное, красивое, ароматное наливное яблоко, которое живописно висит на ветке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда не возьмись, подползает к вам червяк и говорит: «Сейчас я тебя буду есть!». Мысленно дайте ответ червяку. Откройте глаза и запишите свой ответ. Ваш ответ – это Ваша первичная стратегия поведения в конфликтной ситуации».

 

 Исследованиями стратегиями разрешения конфликтов занимались Томас и Килменн. Они выделяют 5 стратегий, способов поведения людей в конфликтных ситуациях. В основе стратегий лежит двухмерная модель:

1- кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и

2 - напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы регулирования конфликтов:

1. Соперничество (конкуренция, борьба, принуждение) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому, навязывание предпочтительного для себя решения.

2. Приспособление (уступчивость), означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого, отказ от борьбы.

3. Компромисс – желание завершить конфликт частичными уступками.

4. Избегание (уклонение, уход) – попытка ухода из конфликта при минимуме затрат.

5. Сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

 Объединиться в 5 групп / групповая форма работы /.

 Каждой группе предлагается поработать с одной из стратегий /Приложение №1/:

  1. Оцените стратегию с точки зрения эффективности ее использования при разрешении конфликтной ситуации с родителями (обведите вариант ответа и обоснуйте, приведите пример ситуации, в которой можно применить).

 2. Оцените (коллегиальное мнение группы), какая из 5 стратегий наиболее эффективна при разрешении конфликтов: родитель-педагог.

 Время на обсуждение 3 минуты, на ответ 1 минута.

  Ответы участников.

Спасибо. Только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше.    

 Какой стиль первичного реагирования в конфликтных ситуациях чаще всего выбираете вы, Вам подсказал ваш ответ из упражнения «Яблоко и червячок», более подробно узнать свою внутреннюю структуру реагирования на конфликт Вы сможете при прохождении теста Томаса – Килмана. И если по итогам тестирования будет доминировать не сотрудничество, это не плохо – просто необходимо учесть свои личные способы реагирования на конфликты по жизни при построении диалога с оппонентом.

 

 

  Схема разрешения конфликтов.

В основе разрешения конфликта лежит диалог – беседа и включает в себя три этапа.

1. Подготовка к беседе

- снизить эмоциональное напряжение (техники быстрого снятия эмоционального напряжения);

- карта конфликта (поможет для оценки конфл. ситуации, снижения влияния эмоций, проработки аргументов, проверки наличия необходимой информации, выбора стратегии)

-  план беседы.

2. Проведение диалога (техники направленные на контроль эмоционального состояния и снижения конфликтогенов).

3. Реализация соглашения.

       

  ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК «Разрешение конфликта».

 

 Упражнение «Карта конфликта» ( Приложение № 2).

Участникам предлагается вспомнить и проанализировать какой-либо межличностный конфликт с использованием «карты конфликта».

 

  Т ехники снятия эмоционального напряжения.

  Вы не сможете ни о чем договориться, пока Вы и Ваш собеседник не придете в состояние готовности воспринимать информацию. Чтобы добиться этого, нужно уметь справляться с эмоциями и создавать условия для общения. Что мы можем для этого сделать? Вам помогут специальные психологические техники, которые дают возможность снизить эмоциональное напряжение.

Условно их можно разделить на техники, позволяющие человеку регулировать свое собственное эмоциональное состояние, и техники снятия эмоционального напряжения у собеседника.

Техника «Одного вопроса»

Обсуждайте один, единственный вопрос! Не упоминая прошлые обиды, конфликты, не вспоминая все, что накипело.

Техника «Признание вины»

Если вы знаете, что в сложившейся ситуации есть ваша вина — немедленно признайте ее. Ситуация от этого не изменится, а поводов для излишне эмоционального общения у оппонента станет меньше.

3. Техника «Мы так похожи…»

Постарайтесь найти что-то общее, что в вас есть. Это может быть сходство интересов, мнений, целей или даже просто желание быстро справиться с той ситуацией, в которой вы оказались — единство очень важно. Данная техника помогает принять собеседника, лояльнее отнестись к его мнению, к его личности.

Упражнение «Мы так похожи»

Цель: отработка техники мы так похожи.

Инструкция: вспомните людей с которыми у Вас конфликтное, либо напряженное общение. Напишите Ваши сходства с этим человеком.

 

Техника «Слушаю молча»

Предоставьте собеседнику возможность выговориться. Как только человек скажет все, что он собирался сказать, у вас будет время сказать все, что вы хотите, а он будет готов услышать вас.

Техника «Близкая дистанция»

На дистанции социального общения (0,5-1,2 м) сложно вести разговор на повышенных тонах. Если конфликт возник в ходе переписки или телефонного общения, договоритесь о личной встрече.

Техника «Присоединение»

Старайтесь установить и поддерживать контакт глаз с партнером, кивайте, наклонитесь или подайтесь корпусом вперед, неявно «присоединитесь» — примите позу такую же, как у собеседника. Если оппонент стоит — встаньте, если сидит — сядьте. Вы и Ваш собеседник для конструктивной беседы должны находиться на одном уровне.

Техника «Улитка»

Регулируйте темп беседы. Чуть затягивайте темп своей речи, если собеседник слишком быстро и эмоционально говорит, делайте паузы в речи. Это позволит осознать собеседнику Вашу речь, а также самому снизить свой темп и, соответственно, напряжение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.205.123 (0.019 с.)