Практикум для педагогов «Самовосстановление» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практикум для педагогов «Самовосстановление»



Смирнова Юлия Николаевна, педагог-психолог,  МАДОУ «Детский сад №46», Череповец.

Цель: применение элементов телесно-ориентированной терапии для снижения психологического напряжения у педагогов при работе с детьми.

Задачи:

- применять телесно-ориентированные упражнения, способствующие снижению психоэмоционального напряжения у педагогов;

- показать педагогам примеры упражнений, которые можно использовать в работе с детьми, способствующие снижению психоэмоционального напряжения и расслаблению мышц у воспитанников.

Ход тренинга:

Организационный момент, настрой на работу.

Слово педагога – психолога.

«Каждый работник осознает, что стресс может стать огнем радости от работы, которая выполняется. Но если у работника не хватает ресурсов для управления и контроля над этим огнём он может «сгореть»…» Герберт Фрейденбергер

Уважаемые педагоги, как вы понимаете эти слова?

Ответы участников.

Сегодня мы с вами потренируемся использовать телесно –ориентированные упражнения, для снижения эмоционального напряжения.

Я вам предлагаю поздороваться, но необычным способом. Перед вами лежат листы бумаги и изобразительные средства.

Изотерапия: рисуем «Приветик».

Уважаемые педагоги, как вы здороваетесь со своими друзьями?

Коллегами? Говорите им привет? Доброе утро? Добрый день? А вы когда-нибудь видели приветик? Сегодня мы попробуем нарисовать приветики.

Каждый взрослый на отдельном листе обводит свою ладонь по контуру. В центре ладони рисуем смешную рожицу. Договариваемся, что приветик нужно будет подарить  соседу, который сидит от вас слева.

(Упражнение, которое можно взять на заметку для работы с детьми).

Основная часть.

Наша встреча посвящена телесно-ориентированным упражнениям.

Данные упражнения являются одними из самых современных и продуктивных направлений в психологической практике. Именно такие упражнения помогают снять накопленное напряжение, а также научиться, лучше понимать и контролировать свое тело и эмоции. Такие упражнения полезны не только детям, но и взрослым.

От педагогов, в профессиональной среде требуется высокая ответственность, постоянный самоконтроль, самообладание, терпимость,

стрессоустойчивость. Зачастую, педагоги, подвергаются эмоциональному выгоранию. Поэтому очень важно уделять время для профилактики эмоционального выгорания. Чтобы развить в себе стрессоустойчивость и психологическую гибкость не обязательно проходить полный курс психотерапии или уезжать на год на Бали или в Турцию. Прекрасно если есть такая возможность, но если нет, не стоит отчаиваться, сегодня я вам предлагаю несколько упражнений, их можно включить в повседневную жизнь, так сказать «без отрыва от производства», они помогут восстановить внутренний ресурс. Вы можете выделить на упражнения столько времени, сколько у вас есть, и встроить их в поток своей жизни. Итак, первое упражнение, с которым мы познакомимся это «Осознанная ходьба».

Осознанная ходьба»

Ходьба в обычном смысле слова, возможно, не самая высокотехнологичная методика, но одна из самых эффективных.

ТЕХНИКА.

Описаний техник осознанной ходьбы множество. Например, есть целая книга «Практика радости. Как ходить осознанно» Тит Нат Хан.). Предлагаю сегодня использовать вариант от Чад Мень Тана.

Встаньте прямо и неподвижно. Направьте внимание на своё тело. Осознайте давление, которое оно оказывает на ноги, когда они стоят на земле. Потратьте немного времени на то, чтобы ощутить свое тело, стоящее на земле. Шагните вперед. Внимательно поднимите одну ногу, внимательно опустите перед собой, перенесите вес тела. Ненадолго остановитесь, а затем доделайте то же самое с другой ногой. Сделав несколько шагов, можете остановиться и повернуться. Синхронизируйте движение с дыханием. Поднимаю ногу - делаю вдох, вытягивая, ставя на землю - выдох. Это поможет привнести в свой опыт спокойствие.

Ощущение от контакта с землей позволяет почувствовать устойчивость. Психологическая устойчивость помогает сохранить способность здраво мыслить, находить выход из трудной ситуации.

Лимон»

ТЕХНИКА.

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени ладонями вверх, плечи и голова опущены. Мысленно представьте себе, что у вас в первой руке лежит лимон. Начинайте его мысленно сжимать, до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь, запомните свои ощущения. Теперь представьте, что лимон у вас в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение двумя руками одновременно. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

Расслабление глаз.

Чтобы позволить зрительной системе успокоиться, расслабиться и отдохнуть, можно с помощью техники пальминга (нажатия на глазные яблок). Этот этап релаксации помогает нервной системе накапливать энергию, необходимую для обучения и дифференциации.

ТЕХНИКА.

Лёжа на спине, согнуть ноги в коленях, упереться ступнями в пол и спокойно сложить руки на животе. Эта поза уменьшает нагрузку на поясницу и способствует более свободному дыханию. Закрыть глаза. Просканировать ощущения в теле и отметить любое напряжение или скованность, фокусируясь на ритме дыхания. Сканирование тела необходимо, поскольку любые движения влияют на организм в целом.

Следующий этап – пальминг.

Приставить пальцы ко лбу и закрыть глаза ладонями.

Ладони закрывают свет надежнее, чем опущенные веки, и это дает настоящий покой зрительным нервам и зрительной коре мозга.

Пальминг постепенно уменьшает непроизвольные движения глаз и их общий тонус.

Обратите внимание, не смотря на то что ваши руки плотно прикрывают глаза, вы по прежнему видите всевозможные формы и цвета, как в калейдоскопе. Это происходит потому, что ваш зрительный нерв находится в возбужденном состоянии и не воспринимает ничего кроме цвета и форм. Это показывает, что весь организм находится в беспокойном состоянии.

Медленно смотрите, сможете ли вы на вашем зрительном поле найти более темную точку, чем все окружающие. Если вы смотрите внимательно, то увидите черные точки. Смотрите на них и думайте о том, что они закрывают весь фон.

Давление на глазные яблоки помогает расслаблению глазных мышц. Расслабляя мышцы глаз и научаясь осознанно следить за их движениями, мы стабилизируем работу нервной и иммунной системы, активизируем работу парасимпатической системы, а значит, становимся более расслабленными, спокойными, устойчивыми к негативным воздействиям.

Итак, мы с вами познакомились с некоторыми упражнениями, которые помогут восстановить свое внутреннее состояние. 

Как известно, если у тебя есть яблоко и у меня есть яблоко и мы поменялись - у каждого из нас осталось по яблоку. Если у тебя есть интересная идея и у меня есть идея и мы обменялись - у каждого из нас будет уже по две идеи. Представьте себе ситуацию, когда каждый поделится своим опытом, какими при этом мы станем богатыми.

Подумайте над вопросом: «Что я могу сделать, чтобы восстановить свои внутренние ресурсы, доставить себе радость?»

Поделитесь, пожалуйста, с участниками своим опытом самовосстановления.

Ответы участников.

Комментарий психолога: Существует 6-ти канальный метод

самовосстановления:

Ч - чувства, эмоции (музыка, книги, все что питает наши органы

чувств)

У - ум (рефлексия, анализ, обдумывание, построение стратегии)

В – вера (обращение к высшим силам, к философскому учению)

С – социум (любое взаимодействие, общение)

Т – тело (СПА, массаж, спорт, прогулки)

ВО-воображение (творчество, фантазирование, мечтательное планирование)

Конечно, все эти способы известны и вами применяются, но осознанное понимание того, что можно применить в стрессовой ситуации, помогает гораздо быстрее и качественнее восстановиться.

Далее, я вам предлагаю познакомиться с телесно-ориентированными упражнениями, которые можно применять в работе с детьми.

Игра «Мои ощущения»

Цель: развитие умения «вслушиваться» в свои чувства и «освобождаться» от различных механизмов психологической защиты.

Инструкция педагога-психолога: (Участники стоят по кругу.) Возьмите за руки своих соседей… Закройте глаза… Сосредоточьтесь только на своих ощущениях… Постарайтесь передать с помощью ваших рук (телесного контакта) свое тепло и поддержку соседу, находящемуся от вас справа (слева). Одновременно постарайтесь ощутить то, что вам передает сосед слева (справа).

Примечание. После проведения педагог-психолог просит рассказать о своих ощущениях и оценить их. В процессе работы важно предлагать каждому из участников свободно высказываться по поводу своих ощущений, таким образом, педагоги учатся «вслушиваться» в свои чувства и «освобождать» их от различных механизмов психологической самозащиты.

Игра «Танец рук»

Цель: развитие умения настраиваться на другого человека и отвечать на готовность сотрудничать.

Инструкция педагога-психолога: Выберите себе партнёра. Встаньте друг напротив друга, вытяните руки и поднимите их на высоту плеч, соприкасаясь ладонями с ладонями партнёра. Теперь попытайтесь, не отрывая ладоней совершать медленные движения руками, делая это самыми разнообразными способами. Найдите общий ритм. Постарайтесь представить какие ещё движения вы можете совершать вместе с партнёром, как можете использовать пространство между вами 1-2 минуты.

Теперь разделитесь на тройки и продолжите эти упражнения. Следите за тем, чтобы контакт ваших рук не прерывался. Подумайте, какие движения возможны в тройках? А теперь превратите ваше трио в квартет. Что теперь вы можете делать? Участники упражнения должны поддерживать контакт друг с другом.

Вопросы: когда было проще всего? Когда было интереснее всего? Когда возникли самые интересные движения?

Продолжим нашу встречу упражнением «Волны». Я вас приглашаю искупаться в море, а затем поиграть с песком.

Упражнение «Волны»

Цель: снижение психологического напряжения, скованности.

Инструкция педагога-психолога: Как же приятно купаться в море, потому что в море волны так приятно и ласково омывают тебя. Сейчас мы с вами превратимся в море. Давайте попробуем искупать друг друга в ласковых волнах. Предлагаю вам изобразить волны руками - мягкими, плавными движениями. После такой «тренировки» детям предлагается по очереди «искупаться в море». Дети стоят в кругу, «купающийся» становится в центр, дети ласковыми, плавными, поглаживающими движениями омывают «волнами» «купающегося».

Отлично, каждый участник искупался в ласковых волнах моря. И я предлагаю вам, с помощью нашей фантазии оказаться на песчаном берегу моря.

Упражнение «Игра с песком»

Цель: снижение напряжения и расслабление мышц.

Инструкция педагога-психолога: На вдохе набираем воображаемый песок. Постарайтесь почувствовать тепло от него - ведь песок грело летнее солнышко! Сильно сожмите кулаки, удерживайте песок в руках - задержите свое дыхание. Теперь резко выдохните и на выдохе посыпьте колени песком, постепенно раскрывая пальцы. Вот так (показ движения). А теперь стряхиваем песок с рук, расслабляя пальцы и кисти. При этом дышим спокойно, ровно, дыхание не задерживаем. Молодцы! Теперь бессильно уроните руки вдоль тела: лень двигать тяжелыми руками.

Упражнение рекомендуется повторить 2-3раза.

И в заключение нашей сегодняшней встречи, я предлагаю вам выполнить игровой массаж.

Игровой массаж «Мостик»

Цели: снижение напряжения, развитие коммуникативных навыков, умение согласовывать свои действия с действиями других.

Участники встают друг за другом. Педагог-психолог становится позади одного из участников, массируя спину тому, кто стоит впереди.

Педагог-психолог:

«По мосточку над рекой

Шли звери длинной чередой (взрослые поглаживают спину снизу

вверх)

Первым козлик проскакал(постукиваем кулаками по спине снизу

вверх, обратно и опять вверх)

Следом котик пробежал (переступаем тыльной стороной ладоней по

спине снизу вверх)

Свинка, хрюкая, идет, («идет» по спине раскрытыми ладонями)

Корова медленно бредет («Идет» по спине кулаками)

Вот резво лошадь проскакала (постукивает кулаками по спине

снизу вверх, обратно и опять вверх)

За ней собачка пробежала (переступает тыльной стороной ладоней

по спине снизу вверх)

И продолжаем все сначала!

По мосточку над рекой

Шли звери длинной чередой (взрослые поглаживают спину снизу

вверх)

Первым кто-то проскакал (постукиваем кулаками по спине снизу

вверх, обратно и опять вверх)

Следом кто-то пробежал (переступаем тыльной стороной ладоней

по спине снизу вверх)

Кто-то, хрюкая, идет, («идет» по спине раскрытыми ладонями)

Кто-то медленно бредет («Идет» по спине кулаками)

Кто-то резво проскакал (постукивает кулаками по спине снизу

вверх, обратно и опять вверх)

Кто-то просто пробежал (постукиваем кулаками по спине снизу

вверх, обратно и опять вверх)».

Рефлексия: Наша встреча с вами подошла к концу. Предлагаю вам заполнить выходной билет.

 

Во время занятия я понял (а), что ____ ____ ____ ____ ____ ____ ____ ____ ____ ____ ____ ____ ____ _____ ____ ____ ____ ____ ____ ____ ____ ____ ____ _____ _____ ____ ____ ____ ____ ____ ____ ____ ____ ____ ____ ____ ____ ____ ____ ____ _____ _____ _____ _____ ____ ____ ____ ___
Самым эффективным, для меня, считаю:____ ____ _____ ____ ____ ____ ____ ____ ____ ____ _____ ____ ____ ____ ____ _____ ____ ____ ____ _____ ____ ____ ___ ____ ____ ____ ____ ___ ___ ____ _____ ____ ____ ____ ____ ___ ____ ____ _____ ____ ____ ____ ____ ____ ____ ____ ____ ___
На встрече мне не удалось: ____ ____ ____ ____ ___ ____ _____ ____ ____ ___ ____ ____ ____ ___ ____ ____ ____ ____ ___ ____ ___ ____ ____ ____ ____ ____ ____ ____ ____ ___ ___ ___ ___ ____ _
№ (гр.)
Фамилия, имя, отчество
_____ _____ _____ _____ _____ _____ ______ ______ _____ ____ _____ ______ _____ _____ _____ _____ _____ _____ _____ _____  
ДАТА
 

 

 


Литература:

1.Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихологический занятия с детьми» - М.: АЙРИС-пресс,2019

2.Макшанов С.И. Психология тренинга. – СПб.,1997.

3.Международный проект для людей, объединённых идеей экологичности отношения, бизнеса и жизни. http://econet.ru

4.Овчарова Р.В. «Психологическое сопровождение родительства»- М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.

5.Бурмистрова Э. Готовый сценарий мастер-класса для педагогов по телесно-ориентированной терапии. // «Справочник педагога-психолога. Детский сад» №3, март 2019.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.200.211 (0.036 с.)