Тренинговое занятие для педагогов «Азбука здоровья» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тренинговое занятие для педагогов «Азбука здоровья»



Жабыко Ирина Валерьевна, педагог-психолог МБДОУ «Детский сад №39 «Ленок», город Вологда

Актуальность

Педагоги в современном мире оказываются в сложной ситуации, испытывая двойные нагрузки в связи с тем, что их труд отличает высокая эмоциональная нагруженность и стрессонасыщенность. Частые отрицательно окрашенные состояния педагога снижают эффективность воспитания и обучения, повышают конфликтность во взаимоотношениях с воспитанниками, родителями, коллегами, способствуют возникновению и закреплению в структуре характера и профессиональных качествах негативных черт, разрушающих психическое здоровье. Поэтому профессиональная психологическая помощь педагогам в условиях ДОУ по поддержанию и улучшению их эмоционального и физического самочувствия занимает важное место в укреплении психического здоровья педагогов, способствует профилактике синдрома «эмоционального выгорания».

Цель тренинга:

Профилактика эмоционального выгорания педагогов, сохранение их психологического здоровья.

Задачи:

ü сформировать понятие «эмоционального выгорания», познакомить с его причинами и признаками

ü улучшить эмоциональное состояние педагогов, создать благоприятный эмоциональный фон

ü снять мышечное и эмоциональное напряжение педагогов

ü помочь педагогам осознать свои возможности и ресурсы

ü способствовать позитивным взаимоотношениям, взаимопониманию между педагогами

ü повысить групповую сплоченность

ü познакомить с методами релаксации и упражнениями для снятия нервно – психического напряжения;

Участники: педагоги ДОУ

Продолжительность занятия: 1,5-2 часа

Необходимое оборудование: мультимедийная установка, чистые листы бумаги, лепестки ромашки, калоши большого размера с красивым дизайном, щляпа, аудиозаписи.

Ход занятия:

Уважаемые педагоги! Я рада приветствовать Вас на нашем очередном мероприятии, которое посвящено проблеме профессионального выгорания

1. Упражнение «Я Ира…я сегодня вот такая…»

Цель: сплочение участников группы, создание атмосферы доброжелательности и безопасности.

Каждый педагог называет свое имя и показывает любое движение, характеризующее ее со словами «Я Ира…я сегодня вот такая…». Затем все педагоги дружно приветствуют его, повторяя слова и движения «Здравствуй, Ира. Ира сегодня вот такая…»

2. Разминка «Танец с листком».

Задачи: настрой на занятие; вхождение в атмосферу группы, развитие межличностной чувствительности и взаимопонимания.

Упражнение выполняется в парах. Каждой паре предлагается взять по одному листку бумаги, встать лицом друг к другу и соприкоснуться головами лоб в лоб. Листок бумаги при этом прокладывается между лбами. Задача каждой пары — двигаться по комнате под музыку, удер­живая свой листок. Руки при этом необходимо заложить за спину. Упражнение заканчивается тогда, когда остается всего одна пара.

3. Информирование по теме

Цель: познакомить с проблемой профессионального выгорания, причинами и признаками профессионального стресса.

«Что такое «профессиональный стресс»? Здоровый, мотивированный человек приходит на свою работу с положительными эмоциями, заряженный энергией, ему все нравится, он «рвется в бой», готов делать практически все. В стрессе он становится безразличным к своей работе, к коллегам по работе. Все мы находимся в группе риска, поскольку наша профессиональная деятельность невозможно без общения: с коллегами, детьми, родителями. Известно, что работа педагогов связана с большими нагрузками. Со временем неизбежно наступает истощение, накопление усталости, снижение работоспособности. Одним словом - «эмоциональное выгорание».

Причины «эмоционального выгорания»:

· Длительное и интенсивное общение с людьми.

· Недостаточная профессиональная подготовка.

· Эмоциональные взаимоотношения с детьми.

· Профессиональная ответственность за жизнь и здоровье детей.

Сейчас я перечислю ряд признаков эмоционального выгорания. А Вы прислушайтесь к себе – может что-то подобное происходит и с Вами:

ü бессонница,

ü постоянное сонливое состояние и желание спать в течение всего дня

ü голов­ные боли,

ü сердцебиение, боли в сердце

ü боли в спине, желудке, несварение желудка, спазмы.

ü рассеянность, расстройство памяти,

ü повышенная раздражительность

ü тревожность, излиш­нее беспокойство,

ü плаксивость,

ü беспричинные страхи

ü ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее

ü чувство бесполезности, неверие в улучшения, безразличие к результатам работы;

ü эмоциональная холодность, безразличие к коллегам и пациентам либо негативное отношение к своей работе.

4. Упражнение «Стресс в моей жизни».

Цель: помочь обнаружить ситуации, являющиеся для участников тренинга стрессогенными, осознать субъективность в оценивании уровня стрессогенности различных ситуаций.

Ведущий заранее готовит карточки, на которых зафиксированы различные жизненные ситуации, являющиеся стрессовыми (увольнение с работы, полученная ребенком двойка, неожиданное известие об измене мужа, несправедливая критика начальства и др.), раздает их участникам группы.

Психолог: «В полной тишине и, не показывая карточки друг другу, постройтесь в шеренгу. Каждый занимает то место, которое, на его взгляд, соответствует силе воздействия указанного в карточке стрессора. Таким образом, первым в шеренге должен оказаться самый сильный стрессор».

После того как все участники найдут свое место в строю, ведущий просит обменяться информацией и, проранжировав стрессоры теперь уже сообща, снова выстроиться в шеренгу.

Психолог подводит итог: «Одну и ту же ситуацию одни педагоги причисляют к наиболее стрессогенным, а другие – к нейтральным или вовсе не травмирующим событиям. Человеку необходимо знать, какие ситуации являются стрессовыми для каждого партнера по общению».

5. Упражнение «Ресурсная ромашка».

Цель: поиск резервов для стрессоустойчивого поведения.

Ведущий: «Напишите на лепестке ромашки, что вы делаете, чтобы чувствовать себя хорошо?». (Например: общаюсь с друзьями, гуляю с животными, смотрю юмористические передачи, играю с детьми и т.д.)

Ведущий: «А теперь поясните, что конкретно вы получаете, когда общаетесь с друзьями или гуляете с животными».

Например, это может выглядеть так:

Ø Общаюсь с друзьями и приобретаю уверенность в себе.

Ø Гуляю с животными и снимаю напряжение.

Ø Смотрю юмористические передачи, смеюсь и снимаю мышечные зажимы и эмоциональное напряжение.

Ø Играю с детьми и испытываю радость и удовлетворение.

Ø Работаю на даче и отвлекаюсь от жизненных трудностей.

Ø Забочусь о родителях и получаю поддержку и советы.

Ø Фотографирую, листаю фотоальбомы и вспоминаю радостные события, предвижу новые перспективы.

Ø Принимаю душ и расслабляюсь и успокаиваюсь.

Ø Ухаживаю за цветами и понимаю свою полезность и значимость.

Ø Гуляю и успокаиваюсь, замечая красоту природы.

Затем педагоги зачитывают свои варианты и составляют из лепестков общую ромашку, остальные берут данный способ снятия стресса себе на заметку.

Ведущий подводит итог: У каждого человек имеется свои способы снятия стресса, свои ресурсы. Важно накапливать их в своем жизненном опыте и в нужный момент доставать из внутренней копилки то, что может помочь.

6. Психологическая зарядка

Цель: овладение приемами релаксации и концентрации, снятие у педагогов напряжения, ознакомление с новым способом борьбы со стрессом.

1. Стоя, свести лопатки, улыбнуться и подмигивая левым, потом правым глазом повторить: "Очень я собой горжусь, я на многое гожусь".

2. Положив на лоб левую ладонь, затем правую повторять: "Я решаю любые задачи, со мною всегда любовь и удача".

3. Потирая ладонь о ладонь повторить: "Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь богаче".

4. Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо, повторить: "Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего".

5. Руки в стороны, кулаки сжать, делая вращения руками: "На пути у меня нет преграды, все получиться так, как надо".

6. Руки на поясе, делая наклоны вправо - влево, повторить: "Покой и улыбку всегда берегу, и мне все помогут, и я помогу".

7. Руки на поясе наклоны вперед-назад, повторять: "Ситуация любая мне подвластна, мир прекрасен - и я прекрасна".

8. Подпрыгивая на правой, затем на левой ноге, повторить: "Я бодра и энергична, и дела идут отлично".

9. Сложив руки в замок, делая глубокий вдох: "Вселенная мне улыбается, и все у меня получается".

По завершении педагогам раздаются памятки «Комплекс психологических зарядок».

7.  Упражнение «Калоши счастья»

Цель: развитие позитивного мышления педагогов, формирование навыков позитивного восприятия мира, развитие позитивной Я-концепции, развитие навыков эмоциональной саморегуляции, эмоциональная разрядка, позитивный настрой.

Материалы и оборудование: «калоши счастья» (игровой элемент, обычные резиновые калоши, желательно большого размера с веселым дизайном), карточки с ситуациями, рефлексивный кубик.

Я хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется «Калоши счастья». У Андерсена есть сказка с таким названием. В этой сказке фее подарили на день рождения калоши счастья, которые она решила отдать людям, чтобы те стали счастливее. Человек, который надевал эти калоши, становился самым счастливым человеком. Итак, я предлагаю вам обуть эти калоши и стать счастливым человеком. Я также буду зачитывать вам различные ситуации, а ваша задача — надев эти калоши, найти в ситуации, предложенной вам, позитивные стороны. Другими словами, посмотрите на ситуацию глазами счастливого человека-оптимиста.

Участники игры, надев «калоши счастья», отвечают на предложенную ситуацию в позитивном ключе. Тому, кто затрудняется дать позитивный ответ, остальные участники игры помогают, предлагая свои варианты.

Ситуации: уволили с работы; неожиданное известие об измене мужа; заболела; попала в дорожную «пробку»; потеряла кошелек; ребенок получил в школе двойку; ссора с близким человеком; порванные колготки; открытое занятие; застряла в лифте; выступление на педсовете; опоздала на поезд; забыла дома телефон; неудачно провела занятие и т.д.

Ведущий подводит итог: будет ли ситуация стрессовая зависит от нашего внутреннего отношения к ней.

8. Релаксация «Посылай и воспринимай уверенность».

Цель: релаксация, закрепление положительных эмоций от тренинга

Игра проводится под релаксационную музыку.

– Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха… теперь представьте себе, что над Вашей головой висит чудесная золотая звезда. Это – Ваша звезда, она принадлежит Вам и заботится о том, чтобы Вы были счастливы.

Представьте, что Вы с ног до головы озарены светом этой звезды, светом любви и радости. Теперь последовательно приложите свою руку сначала к сердцу, потом – к горлу и ко лбу. Почувствуйте, как золотой свет особенно ясно сияет в этих местах. Представьте себе, что Вы, как и Ваша звезда, испускаете во все стороны лучи ясного теплого света и что этот свет идет ко всем Вашим коллегам, находящимся в этом зале… Подумайте обо всех, кто находится в этом зале, и пошлите всем немного своего света.

Теперь пошлите немного света людям, которых нет в этой комнате: своим домашним, друзьям.

Теперь прислушайтесь к самим себе. Ощущаете ли Вы какие-нибудь сильные чувства, которые мы все сейчас посылаем друг другу?

Сохраните в памяти эти чувства и обращайтесь к ним в тех случаях, когда Вы устали и Вам нужны свежие силы и уверенность в себе…

А сейчас попрощайтесь со звездой и мысленно возвращайтесь назад. Когда я досчитаю до трех, Вы можете открыть глаза и снова оказаться в этом зале. Раз… Два… Три…

9. Упражнение «Моечная машина»

Цель: способствовать интеграции группы и разрядке эмоционального напряжения.

Все участники становятся в две шеренги лицом дуг к другу. Первый человек становится “машиной”, последний - “сушилкой”. “Машина” проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. “Сушилка” должна его высушить — обнять. Прошедший “мойку”, становятся “сушилкой”, с начала шеренги идет следующая “машина”.

10.  Просмотр видеоролика «Улыбнись»

Современный педагог – это тот человек, от которого зависит наше будущее. Он является спутником ребенка, путешествуя по его внутреннему миру, его точкой опоры, указывая на возможные смыслы в его опыте. Педагогу должно быть присуще все лучшее, что людям нравится в человеке: и улыбка и строгость, и сдержанность и скромность, и чуткость и искренность, и интеллигентность и общительность и любовь к жизни. Удел педагога – всю жизнь работать над собой. А если возникают проблемы….. Неразрешимых проблем нет. Есть проблема, значит, есть решение

11.  Рефлексия

· Понравилось ли вам занятие?

· Какие упражнения вам больше всего понравились?

· Было ли для вас что-то новое?

· Считаете ли вы полезным упражнения?

· Как вы себя сейчас чувствуете?

· Какие у вас сейчас ощущения?

12.  Игра “Волшебная шляпа”

Цель: создание позитивного настроя.

В конце семинара-практикума участникам предлагается достать по одной записке из Волшебной шляпы, которая подскажет им, что на них ожидает сегодня или что им нужно сделать в ближайшее время.

 Варианты пожеланий:

 — Тебе сегодня особенно повезет!

 — Люби себя такой, какая ты есть, — неповторимой!

 — Все твои желания и мечты реализуются, поверь в это!

 — Сегодня с тобой вместе радость и спокойствие!

 — Жизнь готовит тебе приятный сюрприз!

 — Наступило время сделать то, что ты постоянно откладываешь!

 — Сделай себе подарок, ты на него заслуживаешь!

 — Сегодня твой день, успехов тебе!

 Можно также пожелать педагогам создать волшебную шкатулку у себя дома и каждое утро доставать из нее по одной записке. Эти пожелания волшебным образом влияют на настроение людей, подбадривают, придают уверенности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.178.133 (0.046 с.)