Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тренинговое занятие для педагогов «Азбука здоровья»
Жабыко Ирина Валерьевна, педагог-психолог МБДОУ «Детский сад №39 «Ленок», город Вологда Актуальность Педагоги в современном мире оказываются в сложной ситуации, испытывая двойные нагрузки в связи с тем, что их труд отличает высокая эмоциональная нагруженность и стрессонасыщенность. Частые отрицательно окрашенные состояния педагога снижают эффективность воспитания и обучения, повышают конфликтность во взаимоотношениях с воспитанниками, родителями, коллегами, способствуют возникновению и закреплению в структуре характера и профессиональных качествах негативных черт, разрушающих психическое здоровье. Поэтому профессиональная психологическая помощь педагогам в условиях ДОУ по поддержанию и улучшению их эмоционального и физического самочувствия занимает важное место в укреплении психического здоровья педагогов, способствует профилактике синдрома «эмоционального выгорания». Цель тренинга: Профилактика эмоционального выгорания педагогов, сохранение их психологического здоровья. Задачи: ü сформировать понятие «эмоционального выгорания», познакомить с его причинами и признаками ü улучшить эмоциональное состояние педагогов, создать благоприятный эмоциональный фон ü снять мышечное и эмоциональное напряжение педагогов ü помочь педагогам осознать свои возможности и ресурсы ü способствовать позитивным взаимоотношениям, взаимопониманию между педагогами ü повысить групповую сплоченность ü познакомить с методами релаксации и упражнениями для снятия нервно – психического напряжения; Участники: педагоги ДОУ Продолжительность занятия: 1,5-2 часа Необходимое оборудование: мультимедийная установка, чистые листы бумаги, лепестки ромашки, калоши большого размера с красивым дизайном, щляпа, аудиозаписи. Ход занятия: Уважаемые педагоги! Я рада приветствовать Вас на нашем очередном мероприятии, которое посвящено проблеме профессионального выгорания 1. Упражнение «Я Ира…я сегодня вот такая…» Цель: сплочение участников группы, создание атмосферы доброжелательности и безопасности. Каждый педагог называет свое имя и показывает любое движение, характеризующее ее со словами «Я Ира…я сегодня вот такая…». Затем все педагоги дружно приветствуют его, повторяя слова и движения «Здравствуй, Ира. Ира сегодня вот такая…»
2. Разминка «Танец с листком». Задачи: настрой на занятие; вхождение в атмосферу группы, развитие межличностной чувствительности и взаимопонимания. Упражнение выполняется в парах. Каждой паре предлагается взять по одному листку бумаги, встать лицом друг к другу и соприкоснуться головами лоб в лоб. Листок бумаги при этом прокладывается между лбами. Задача каждой пары — двигаться по комнате под музыку, удерживая свой листок. Руки при этом необходимо заложить за спину. Упражнение заканчивается тогда, когда остается всего одна пара. 3. Информирование по теме Цель: познакомить с проблемой профессионального выгорания, причинами и признаками профессионального стресса. «Что такое «профессиональный стресс»? Здоровый, мотивированный человек приходит на свою работу с положительными эмоциями, заряженный энергией, ему все нравится, он «рвется в бой», готов делать практически все. В стрессе он становится безразличным к своей работе, к коллегам по работе. Все мы находимся в группе риска, поскольку наша профессиональная деятельность невозможно без общения: с коллегами, детьми, родителями. Известно, что работа педагогов связана с большими нагрузками. Со временем неизбежно наступает истощение, накопление усталости, снижение работоспособности. Одним словом - «эмоциональное выгорание». Причины «эмоционального выгорания»: · Длительное и интенсивное общение с людьми. · Недостаточная профессиональная подготовка. · Эмоциональные взаимоотношения с детьми. · Профессиональная ответственность за жизнь и здоровье детей. Сейчас я перечислю ряд признаков эмоционального выгорания. А Вы прислушайтесь к себе – может что-то подобное происходит и с Вами: ü бессонница, ü постоянное сонливое состояние и желание спать в течение всего дня ü головные боли, ü сердцебиение, боли в сердце ü боли в спине, желудке, несварение желудка, спазмы. ü рассеянность, расстройство памяти, ü повышенная раздражительность ü тревожность, излишнее беспокойство,
ü плаксивость, ü беспричинные страхи ü ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее ü чувство бесполезности, неверие в улучшения, безразличие к результатам работы; ü эмоциональная холодность, безразличие к коллегам и пациентам либо негативное отношение к своей работе. 4. Упражнение «Стресс в моей жизни». Цель: помочь обнаружить ситуации, являющиеся для участников тренинга стрессогенными, осознать субъективность в оценивании уровня стрессогенности различных ситуаций. Ведущий заранее готовит карточки, на которых зафиксированы различные жизненные ситуации, являющиеся стрессовыми (увольнение с работы, полученная ребенком двойка, неожиданное известие об измене мужа, несправедливая критика начальства и др.), раздает их участникам группы. Психолог: «В полной тишине и, не показывая карточки друг другу, постройтесь в шеренгу. Каждый занимает то место, которое, на его взгляд, соответствует силе воздействия указанного в карточке стрессора. Таким образом, первым в шеренге должен оказаться самый сильный стрессор». После того как все участники найдут свое место в строю, ведущий просит обменяться информацией и, проранжировав стрессоры теперь уже сообща, снова выстроиться в шеренгу. Психолог подводит итог: «Одну и ту же ситуацию одни педагоги причисляют к наиболее стрессогенным, а другие – к нейтральным или вовсе не травмирующим событиям. Человеку необходимо знать, какие ситуации являются стрессовыми для каждого партнера по общению». 5. Упражнение «Ресурсная ромашка». Цель: поиск резервов для стрессоустойчивого поведения. Ведущий: «Напишите на лепестке ромашки, что вы делаете, чтобы чувствовать себя хорошо?». (Например: общаюсь с друзьями, гуляю с животными, смотрю юмористические передачи, играю с детьми и т.д.) Ведущий: «А теперь поясните, что конкретно вы получаете, когда общаетесь с друзьями или гуляете с животными». Например, это может выглядеть так: Ø Общаюсь с друзьями и приобретаю уверенность в себе. Ø Гуляю с животными и снимаю напряжение. Ø Смотрю юмористические передачи, смеюсь и снимаю мышечные зажимы и эмоциональное напряжение. Ø Играю с детьми и испытываю радость и удовлетворение. Ø Работаю на даче и отвлекаюсь от жизненных трудностей. Ø Забочусь о родителях и получаю поддержку и советы. Ø Фотографирую, листаю фотоальбомы и вспоминаю радостные события, предвижу новые перспективы. Ø Принимаю душ и расслабляюсь и успокаиваюсь. Ø Ухаживаю за цветами и понимаю свою полезность и значимость. Ø Гуляю и успокаиваюсь, замечая красоту природы. Затем педагоги зачитывают свои варианты и составляют из лепестков общую ромашку, остальные берут данный способ снятия стресса себе на заметку. Ведущий подводит итог: У каждого человек имеется свои способы снятия стресса, свои ресурсы. Важно накапливать их в своем жизненном опыте и в нужный момент доставать из внутренней копилки то, что может помочь. 6. Психологическая зарядка Цель: овладение приемами релаксации и концентрации, снятие у педагогов напряжения, ознакомление с новым способом борьбы со стрессом. 1. Стоя, свести лопатки, улыбнуться и подмигивая левым, потом правым глазом повторить: "Очень я собой горжусь, я на многое гожусь".
2. Положив на лоб левую ладонь, затем правую повторять: "Я решаю любые задачи, со мною всегда любовь и удача". 3. Потирая ладонь о ладонь повторить: "Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь богаче". 4. Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо, повторить: "Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего". 5. Руки в стороны, кулаки сжать, делая вращения руками: "На пути у меня нет преграды, все получиться так, как надо". 6. Руки на поясе, делая наклоны вправо - влево, повторить: "Покой и улыбку всегда берегу, и мне все помогут, и я помогу". 7. Руки на поясе наклоны вперед-назад, повторять: "Ситуация любая мне подвластна, мир прекрасен - и я прекрасна". 8. Подпрыгивая на правой, затем на левой ноге, повторить: "Я бодра и энергична, и дела идут отлично". 9. Сложив руки в замок, делая глубокий вдох: "Вселенная мне улыбается, и все у меня получается". По завершении педагогам раздаются памятки «Комплекс психологических зарядок». 7. Упражнение «Калоши счастья» Цель: развитие позитивного мышления педагогов, формирование навыков позитивного восприятия мира, развитие позитивной Я-концепции, развитие навыков эмоциональной саморегуляции, эмоциональная разрядка, позитивный настрой. Материалы и оборудование: «калоши счастья» (игровой элемент, обычные резиновые калоши, желательно большого размера с веселым дизайном), карточки с ситуациями, рефлексивный кубик. Я хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется «Калоши счастья». У Андерсена есть сказка с таким названием. В этой сказке фее подарили на день рождения калоши счастья, которые она решила отдать людям, чтобы те стали счастливее. Человек, который надевал эти калоши, становился самым счастливым человеком. Итак, я предлагаю вам обуть эти калоши и стать счастливым человеком. Я также буду зачитывать вам различные ситуации, а ваша задача — надев эти калоши, найти в ситуации, предложенной вам, позитивные стороны. Другими словами, посмотрите на ситуацию глазами счастливого человека-оптимиста. Участники игры, надев «калоши счастья», отвечают на предложенную ситуацию в позитивном ключе. Тому, кто затрудняется дать позитивный ответ, остальные участники игры помогают, предлагая свои варианты. Ситуации: уволили с работы; неожиданное известие об измене мужа; заболела; попала в дорожную «пробку»; потеряла кошелек; ребенок получил в школе двойку; ссора с близким человеком; порванные колготки; открытое занятие; застряла в лифте; выступление на педсовете; опоздала на поезд; забыла дома телефон; неудачно провела занятие и т.д.
Ведущий подводит итог: будет ли ситуация стрессовая зависит от нашего внутреннего отношения к ней. 8. Релаксация «Посылай и воспринимай уверенность». Цель: релаксация, закрепление положительных эмоций от тренинга Игра проводится под релаксационную музыку. – Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха… теперь представьте себе, что над Вашей головой висит чудесная золотая звезда. Это – Ваша звезда, она принадлежит Вам и заботится о том, чтобы Вы были счастливы. Представьте, что Вы с ног до головы озарены светом этой звезды, светом любви и радости. Теперь последовательно приложите свою руку сначала к сердцу, потом – к горлу и ко лбу. Почувствуйте, как золотой свет особенно ясно сияет в этих местах. Представьте себе, что Вы, как и Ваша звезда, испускаете во все стороны лучи ясного теплого света и что этот свет идет ко всем Вашим коллегам, находящимся в этом зале… Подумайте обо всех, кто находится в этом зале, и пошлите всем немного своего света. Теперь пошлите немного света людям, которых нет в этой комнате: своим домашним, друзьям. Теперь прислушайтесь к самим себе. Ощущаете ли Вы какие-нибудь сильные чувства, которые мы все сейчас посылаем друг другу? Сохраните в памяти эти чувства и обращайтесь к ним в тех случаях, когда Вы устали и Вам нужны свежие силы и уверенность в себе… А сейчас попрощайтесь со звездой и мысленно возвращайтесь назад. Когда я досчитаю до трех, Вы можете открыть глаза и снова оказаться в этом зале. Раз… Два… Три… 9. Упражнение «Моечная машина» Цель: способствовать интеграции группы и разрядке эмоционального напряжения. Все участники становятся в две шеренги лицом дуг к другу. Первый человек становится “машиной”, последний - “сушилкой”. “Машина” проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. “Сушилка” должна его высушить — обнять. Прошедший “мойку”, становятся “сушилкой”, с начала шеренги идет следующая “машина”. 10. Просмотр видеоролика «Улыбнись» Современный педагог – это тот человек, от которого зависит наше будущее. Он является спутником ребенка, путешествуя по его внутреннему миру, его точкой опоры, указывая на возможные смыслы в его опыте. Педагогу должно быть присуще все лучшее, что людям нравится в человеке: и улыбка и строгость, и сдержанность и скромность, и чуткость и искренность, и интеллигентность и общительность и любовь к жизни. Удел педагога – всю жизнь работать над собой. А если возникают проблемы….. Неразрешимых проблем нет. Есть проблема, значит, есть решение 11. Рефлексия · Понравилось ли вам занятие? · Какие упражнения вам больше всего понравились? · Было ли для вас что-то новое?
· Считаете ли вы полезным упражнения? · Как вы себя сейчас чувствуете? · Какие у вас сейчас ощущения? 12. Игра “Волшебная шляпа” Цель: создание позитивного настроя. В конце семинара-практикума участникам предлагается достать по одной записке из Волшебной шляпы, которая подскажет им, что на них ожидает сегодня или что им нужно сделать в ближайшее время. Варианты пожеланий: — Тебе сегодня особенно повезет! — Люби себя такой, какая ты есть, — неповторимой! — Все твои желания и мечты реализуются, поверь в это! — Сегодня с тобой вместе радость и спокойствие! — Жизнь готовит тебе приятный сюрприз! — Наступило время сделать то, что ты постоянно откладываешь! — Сделай себе подарок, ты на него заслуживаешь! — Сегодня твой день, успехов тебе! Можно также пожелать педагогам создать волшебную шкатулку у себя дома и каждое утро доставать из нее по одной записке. Эти пожелания волшебным образом влияют на настроение людей, подбадривают, придают уверенности.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.178.133 (0.046 с.) |