Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Программа игротерапии для развития коммуникативных навыков у старших дошкольников
В исследовании была поставлена задача: помочь детям разобраться в сложном мире взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, научить их вступать в речевой контакт и активно в нем участвовать, внимательно слушать, использовать мимику и жесты для более эффективного выражения своих мыслей. Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных способностей дошкольников. В ходе анализа научно-методической литературы и практического опыта для решения данной проблемы систему игр необходимо условно разделить на блоки: 1. Блок интерактивных игр на сплоченность и сотрудничество. 2. Блок игр на обучение эффективным способам общения. 3. Блок игр, направленных на снятие конфликтности. 4. Блок игр, направленных на развитие эмоций. 5. Блок игр, направленных на формирование целостного представления о собственном «Я». Также в течении всего образовательного процесса для совершенствования коммуникативных навыков общения необходимо использовать различные методы и приемы, такие как: · проведение сюжетно-ролевых игр; игр-драматизаций, игр-путешествий для закрепления правил поведения; · чтение художественной литературы для выражения детьми эмоциональных сопереживаний; · проведение нравственно-этических бесед, направленных на формирование этических и моральных норм поведения и развитию самоконтроля и самооценки; · использование игровых упражнений и шуточных стихов «Мирилок» для разрешения конфликтных ситуаций. Для более эффективной работы по данной теме привлекаю к взаимодействию родителей используя традиционные и нетрадиционные методы работы. А сейчас предлагаю всем желающим поиграть в некоторые игры которые я использую в работе с детьми по данной теме: Предлагаем познакомиться с одной из игр, которая поможет настроить на доброжелательное отношение друг к другу, создаст хороший эмоциональный настрой: «Игра на знакомство и приветствие “Колпачки”: предлагаю поздороваться и познакомиться друг с другом необычным способом. Для этого ведущий раздает участникам деревянные палочки и несколько колпачков из цветного картона. Участники должны передавать палочками колпачки друг другу (кому пожелают) и при этом говорить: «Здравствуйте! Меня зовут….», отвечать при приеме колпачка «Мне очень приятно!», руками колпачки трогать запрещается.
Игра «Паровозик» (из блока игр на сплоченность и сотрудничество) Цель: создание положительного эмоционального фона, сплочение группы, развитие произвольного контроля, умения подчиняться правилам других. Ход игры. Дети строятся друг за другом, держась за плечи. «Паровозик» везет «вагончик», преодолевая различные препятствия. Игра «Попроси игрушку» (блок игр на обучение эффективным способам общения) Цель: развитие коммуникативных навыков. Ход игры. Группа детей делится на пары, один из участников пары (с голубым опознавательным знаком (цветок)) берет в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т. д. Другой (№ 2) должен попросить этот предмет. Инструкция участнику № 1: «Ты держишь в руках игрушку, которая очень тебе нужна, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать». Инструкция участнику № 2: «Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали». Затем участники меняются ролями. Игра «Лото настроения» (игры на развитие эмоциональной сферы дошкольников) Для проведения этой игры необходимы наборы картинок, на которых изображены животные с различной мимикой (например, один набор: рыбка веселая, рыбка грустная, рыбка сердитая и т. д.: следующий набор: белка веселая, белка грустная, белка сердитая и т.д.). Количество наборов соответствует числу детей. Ведущий показывает детям схематическое изображение той или иной эмоции. Задача детей – отыскать в своем наборе животное с такой же эмоцией. Если «да» — похлопай, если «нет» — потопай (авторы — О. Хухлаев, О.Хухлаева) Цель: развитие коммуникативных навыков детей, развитие слухового внимания. Количество играющих: 2 или более человек. Описание игры: взрослый называет предложения, а дети должны оценить их и показать свое отношение, похлопав в ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если утверждение неверно.
«Рома навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на нее». «Саша отнял игрушку у Пети и побил его, Петя поссорился с ним». «Лене очень нравился Сережа, поэтому она его побила». «Каравай, каравай, кого хочешь выбирай» Цель: развитие коммуникативных навыков детей, развитие слухового внимания, доброжелательности, чувства радости, снятие эмоционального напряжения и стеснения. Количество играющих: группа детей. Ход игры: Игра проводится на день рождения одного из детей. Дети встают в круг и берутся за руки. Именинник встает в центр круга. Все ходят по кругу напевая песенку «Каравай»; затем воспитатель предлагает детям стоя в кругу поздравить именинника: каждому пожелать что-то хорошее лично от себя. «Зеркала» (блок игр на сплоченность, сотрудничество) Цель: развитие наблюдательности и коммуникативных навыков. Возраст: 4-5 лет. Количество играющих: группа детей. Описание игры: Выбирается ведущий. Он становится в центре, дети обступают его полукругом. Ведущий может показывать любые движения, играющие должны повторить их. Если ребенок ошибается, он выбывает. Победивший ребенок становится ведущим. Комментарий: необходимо напомнить детям, что они — «зеркало» ведущего, т. е. должны выполнять движения той же рукой (ногой), что и он.
Заключение
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста. Психолого-педагогические основы развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста показали, что развитие общения дошкольников со сверстником, как и со взрослым, предстает как процесс качественных преобразований структуры коммуникативной деятельности. Определено, что коммуникативное общение ребенка 4-7 лет со сверстником проходит ряд этапов. На первом этапе (4 года) сверстник является партнером по эмоционально-практическому взаимодействию, котороеосно- вано на подражании и эмоциональном заряжении ребенка. На втором этапе (4-6 лет) возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстником. На третьем этапе (6-7 лет) общение со сверстником приобретает черты внеситуативности - содержание общения отвлекается от наглядных ситуаций, начинают складываться устойчивые избирательные предпочтения между детьми. Особенности коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста позволили сделать вывод, что развитие личности в старшем дошкольном возрасте характеризуется освоением новых знаний, появлением новых качеств и потребностей. То есть в данный период формируются все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоциональная и волевая действенно-практическая Определено, что в дошкольном возрасте формируются и интенсивно развиваются отношения с другими людьми: как со взрослыми, так и со сверстниками. К концу дошкольного возраста между детьми начинают завязываться крепкие избирательные привязанности. Дети могут объединяться в небольшие группы (по 2-3 человека) и открыто показывать предпочтение своим друзьям. В старшем дошкольном возрасте ребёнок должен овладеть такими коммуникативными навыками, как: умение сотрудничать, слушать и слышать, воспринимать и понимать информацию, говорить самому. При отсутствии необходимых коммуникативных навыков у ребенка появляются трудности в общении со сверстниками и взрослыми: повышается тревожность, появляется замкнутость, нерешительность, стеснительность в общении с другими, неумение высказать свою точку зрения.
Таким образом, в дошкольном возрасте формируются и интенсивно развиваются отношения с другими людьми. Коммуникативная активность детей старшего дошкольного возраста направлена как на взрослых, так и сверстников. В системе делового и игрового взаимодействия доминирующие позиции занимает сверстник, а в системе познавательного - взрослый. Важно отметить, что большое влияние на формирование коммуникативных навыков оказывает развитие речи, мышления, памяти, внимания, а также, развитие эмоциональной сферы дошкольника. Обозначено значение игротерапии в развитии ребенка дошкольного возраста, в результате которого пришли к выводу, что в процессе ролевых отношений дети используют такие важные умения, как обозначение словом принятой на себя роли и условных действий, обозначение предметов, которые дети наделяют игровым значением и используют для реализации игрового замысла (словарь), формулирование мыслей, желаний, переживаний (фразовая речь), налаживание, построение игрового и словесного взаимодействия с партнерами по игре и с воображаемыми партнерами — игрушками (диалог). Для возникновения интересной, содержательной сюжетно-ролевой игры необходимо: договориться об игре; построить яркий ролевой диалог. Игра выступает в качестве движущей силы, побуждающей ребенка черпать необходимые для нее речевые средства из разнообразных источников — из опыта общения со взрослыми и сверстниками, из опыта восприятия художественной литературы, в том числе из занятий по развитию речи. Определено, что сюжетно-ролевая игра является средством всестороннего воспитания и развития ребёнка дошкольного возраста. В ней между детьми устанавливаются ролевые и реальные отношения, побуждающие детей к общению. Сущность педагогического проектирования показала, что это выступает комплексной задачей, решение которой осуществляется с учетом социокультурного контекста рассматриваемой проблемы и в которой взаимодействуют и взаимодополняют друг друга социо-культурные, психолого- педагогические, технико-технологические и организационно-управленческие аспекты. В проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка.
Во второй главе рассмотрены прикладные аспекты развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе проведения сеанса игротерапии. Для определения уровня развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста была подобрана диагностика, описанная в мониторинге программы «Детство», целью которой являлось исследование уровня развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Исследование показало, что 30% детей имеют высокий уровень развития коммуникативных навыков, 45%- средний, 25%-низкий. Проанализировав результаты диагностики, мы пришли к выводу, у большинства детей неразвиты такие коммуникативные умения, как: умение слушать собеседника, формулировать в ответ собственное суждение, грамотно оформлять собственный ответ, менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия, поддерживать определённый эмоциональный тон, следить за правильностью языковой формы, слушать свою речь и контролировать её нормативность, вносить изменения при необходимости. Во время игр дети часто спорят, не идут на компромиссы, сюжеты игр однообразны и бедны, речевое сопровождение также однообразно. В связи с этим возникла потребность в разработке сеанса игротерапии по формированию коммуникативных навыков п. Результаты диагностики были учтены при разработке проекта развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре. Целью проекта является формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников в ходе игротерапии. Мы рассчитываем на то, что разработанный педагогический проект является эффективным и в результате его реализации, у детей повысится уровень коммуникативных навыков.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.6.77 (0.015 с.) |