Программа игротерапии для развития коммуникативных навыков у старших дошкольников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программа игротерапии для развития коммуникативных навыков у старших дошкольников



В исследовании  была поставлена задача: помочь детям разобраться в сложном мире взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, научить их вступать в речевой контакт и активно в нем участвовать, внимательно слушать, использовать мимику и жесты для более эффективного выражения своих мыслей.

Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных способностей дошкольников.

В ходе анализа научно-методической литературы и практического опыта для решения данной проблемы систему игр необходимо условно разделить на блоки:

1. Блок интерактивных игр на сплоченность и сотрудничество.

2. Блок игр на обучение эффективным способам общения.

3. Блок игр, направленных на снятие конфликтности.

4. Блок игр, направленных на развитие эмоций.

5. Блок игр, направленных на формирование целостного представления о собственном «Я».

Также в течении всего образовательного процесса для совершенствования коммуникативных навыков общения необходимо использовать различные методы и приемы, такие как:

· проведение сюжетно-ролевых игр; игр-драматизаций, игр-путешествий для закрепления правил поведения;

· чтение художественной литературы для выражения детьми эмоциональных сопереживаний;

· проведение нравственно-этических бесед, направленных на формирование этических и моральных норм поведения и развитию самоконтроля и самооценки;

· использование игровых упражнений и шуточных стихов «Мирилок» для разрешения конфликтных ситуаций.

Для более эффективной работы по данной теме привлекаю к взаимодействию родителей используя традиционные и нетрадиционные методы работы.

А сейчас предлагаю всем желающим поиграть в некоторые игры которые я использую в работе с детьми по данной теме:

Предлагаем познакомиться с одной из игр, которая поможет настроить на доброжелательное отношение друг к другу, создаст хороший эмоциональный настрой:

«Игра на знакомство и приветствие “Колпачки”: предлагаю поздороваться и познакомиться друг с другом необычным способом. Для этого ведущий раздает участникам деревянные палочки и несколько колпачков из цветного картона. Участники должны передавать палочками колпачки друг другу (кому пожелают) и при этом говорить: «Здравствуйте! Меня зовут….», отвечать при приеме колпачка «Мне очень приятно!», руками колпачки трогать запрещается.

Игра «Паровозик» (из блока игр на сплоченность и сотрудничество)

Цель: создание положительного эмоционального фона, спло­чение группы, развитие произвольного контроля, умения под­чиняться правилам других.

Ход игры. Дети строятся друг за другом, держась за плечи. «Паровозик» везет «вагончик», преодолевая различные пре­пятствия.

Игра «Попроси игрушку» (блок игр на обучение эффективным способам общения)

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Ход игры. Группа детей делится на пары, один из участ­ников пары (с голубым опознавательным знаком (цветок)) берет в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т. д. Другой (№ 2) должен попросить этот пред­мет. Инструкция участнику № 1: «Ты держишь в руках иг­рушку, которая очень тебе нужна, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать». Инструкция участни­ку № 2: «Подбирая нужные слова, постарайся попросить иг­рушку так, чтобы тебе ее отдали». Затем участники меняют­ся ролями.

Игра «Лото настроения» (игры на развитие эмоциональной сферы дошкольников)

Для проведения этой игры необходимы наборы картинок, на которых изображены животные с различной мимикой (например, один набор: рыбка веселая, рыбка грустная, рыбка сердитая и т. д.: следующий набор: белка веселая, белка грустная, белка сердитая и т.д.). Количество наборов соответствует числу детей.

Ведущий показывает детям схематическое изображение той или иной эмоции. Задача детей – отыскать в своем наборе животное с такой же эмоцией.

Если «да» — похлопай, если «нет» — потопай (авторы — О. Хухлаев, О.Хухлаева)

Цель: развитие коммуникативных навыков детей, развитие слухового внимания.

Количество играющих: 2 или более человек.

Описание игры: взрослый называет предложения, а дети должны оценить их и показать свое отношение, похлопав в ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если утверждение неверно.

«Рома навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на нее».

«Саша отнял игрушку у Пети и побил его, Петя пос­сорился с ним».

«Лене очень нравился Сережа, поэтому она его по­била».

«Каравай, каравай, кого хочешь выбирай»

Цель: развитие коммуникативных навыков детей, развитие слухового внимания, доброжелательности, чувства радости, снятие эмоционального напряжения и стеснения.

Количество играющих: группа детей.

Ход игры:

Игра проводится на день рождения одного из детей. Дети встают в круг и берутся за руки. Именинник встает в центр круга. Все ходят по кругу напевая песенку «Каравай»; затем воспитатель предлагает детям стоя в кругу поздравить именинника: каждому пожелать что-то хорошее лично от себя.

«Зеркала» (блок игр на сплоченность, сотрудничество)

Цель: развитие наблюдательности и коммуника­тивных навыков.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: группа детей.

Описание игры:

Выбирается ведущий. Он становит­ся в центре, дети обступают его полукругом. Ведущий может показывать любые движения, играющие должны повторить их. Если ребенок ошибается, он выбыва­ет. Победивший ребенок становится ведущим.

Комментарий: необходимо напомнить детям, что они — «зеркало» ведущего, т. е. должны выполнять движения той же рукой (ногой), что и он.

 


 

Заключение

 

В первой главе рассмотрены теоретические аспекты развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.

Психолого-педагогические основы развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста показали, что развитие общения дошкольников со сверстником, как и со взрослым, предстает как процесс качественных преобразований структуры коммуникативной деятельности.

Определено, что коммуникативное общение ребенка 4-7 лет со сверстником проходит ряд этапов. На первом этапе (4 года) сверстник является партнером по эмоционально-практическому взаимодействию, котороеосно- вано на подражании и эмоциональном заряжении ребенка. На втором этапе (4-6 лет) возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстником. На третьем этапе (6-7 лет) общение со сверстником приобретает черты внеситуативности - содержание общения отвлекается от наглядных ситуаций, начинают складываться устойчивые избирательные предпочтения между детьми.

Особенности коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста позволили сделать вывод, что развитие личности в старшем дошкольном возрасте характеризуется освоением новых знаний, появлением новых качеств и потребностей. То есть в данный период формируются все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоциональная и волевая действенно-практическая

Определено, что в дошкольном возрасте формируются и интенсивно развиваются отношения с другими людьми: как со взрослыми, так и со сверстниками. К концу дошкольного возраста между детьми начинают завязываться крепкие избирательные привязанности. Дети могут объединяться в небольшие группы (по 2-3 человека) и открыто показывать предпочтение своим друзьям.

В старшем дошкольном возрасте ребёнок должен овладеть такими коммуникативными навыками, как: умение сотрудничать, слушать и слышать, воспринимать и понимать информацию, говорить самому. При отсутствии необходимых коммуникативных навыков у ребенка появляются трудности в общении со сверстниками и взрослыми: повышается тревожность, появляется замкнутость, нерешительность, стеснительность в общении с другими, неумение высказать свою точку зрения.

Таким образом, в дошкольном возрасте формируются и интенсивно развиваются отношения с другими людьми. Коммуникативная активность детей старшего дошкольного возраста направлена как на взрослых, так и сверстников. В системе делового и игрового взаимодействия доминирующие позиции занимает сверстник, а в системе познавательного - взрослый. Важно отметить, что большое влияние на формирование коммуникативных навыков оказывает развитие речи, мышления, памяти, внимания, а также, развитие эмоциональной сферы дошкольника.

Обозначено значение игротерапии в развитии ребенка дошкольного возраста, в результате которого пришли к выводу, что в процессе ролевых отношений дети используют такие важные умения, как обозначение словом принятой на себя роли и условных действий, обозначение предметов, которые дети наделяют игровым значением и используют для реализации игрового замысла (словарь), формулирование мыслей, желаний, переживаний (фразовая речь), налаживание, построение игрового и словесного взаимодействия с партнерами по игре и с воображаемыми партнерами — игрушками (диалог). Для возникновения интересной, содержательной сюжетно-ролевой игры необходимо: договориться об игре; построить яркий ролевой диалог. Игра выступает в качестве движущей силы, побуждающей ребенка черпать необходимые для нее речевые средства из разнообразных источников — из опыта общения со взрослыми и сверстниками, из опыта восприятия художественной литературы, в том числе из занятий по развитию речи. Определено, что сюжетно-ролевая игра является средством всестороннего воспитания и развития ребёнка дошкольного возраста. В ней между детьми устанавливаются ролевые и реальные отношения, побуждающие детей к общению.

Сущность педагогического проектирования показала, что это выступает комплексной задачей, решение которой осуществляется с учетом социокультурного контекста рассматриваемой проблемы и в которой взаимодействуют и взаимодополняют друг друга социо-культурные, психолого- педагогические, технико-технологические и организационно-управленческие аспекты. В проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка.

Во второй главе рассмотрены прикладные аспекты развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе проведения сеанса игротерапии.

Для определения уровня развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста была подобрана диагностика, описанная в мониторинге программы «Детство», целью которой являлось исследование уровня развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Исследование показало, что 30% детей имеют высокий уровень развития коммуникативных навыков, 45%- средний, 25%-низкий.

Проанализировав результаты диагностики, мы пришли к выводу, у большинства детей неразвиты такие коммуникативные умения, как: умение слушать собеседника, формулировать в ответ собственное суждение, грамотно оформлять собственный ответ, менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия, поддерживать определённый эмоциональный тон, следить за правильностью языковой формы, слушать свою речь и контролировать её нормативность, вносить изменения при необходимости.

Во время игр дети часто спорят, не идут на компромиссы, сюжеты игр однообразны и бедны, речевое сопровождение также однообразно. В связи с этим возникла потребность в разработке сеанса игротерапии по формированию коммуникативных навыков п. Результаты диагностики были учтены при разработке проекта развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре. Целью проекта является формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников в ходе игротерапии.

Мы рассчитываем на то, что разработанный педагогический проект является эффективным и в результате его реализации, у детей повысится уровень коммуникативных навыков.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.6.77 (0.015 с.)