Брак и семья в еврейской традиции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Брак и семья в еврейской традиции



Иудейское мышление видело сущность и цель брака в воспроизведении рода. Продолжение рода было самым очевидным и совершенно необходимым знаком Божьего благословения. Евреи считали бесплодный брак проклятием над супружеской четой, в особенности над женщиной.

Нормальным явлением был брак – моногамный и полигамный. Но также допускался конкубинат, как гарантия продолжения рода.

Учреждение «левирата» предусматривало обязанность мужчины восстановить потомство умершему брату, женившись на его вдове. Моногамный брак, основанный на вечной любви мужа и жены, существовал как некий идеальный образ, но этот идеал не был абсолютной религиозной нормой или требованием. Согласно Талмуду, вопрос «Выполнил ли ты свой долг в отношении создания семьи?» будет задан одним из первых в Судный день. Создание семьи понимается в иудаизме не только как способ удовлетворения повседневных нужд человека, но и как реализация его Божественного предназначения. Тот, кто ещё не создал семью, не является в полном смысле человеком.

Пока человек не вступил в брак, он считается как бы не до конца сотворенным, т.е. не раскрывшим весь свой потенциал, который заложен в нем с момента рождения, и который может найти свое прямое выражение только в том случае, если он найдет соответствующую ему пару. Это относится не только к умению работать, заботиться о семье и раскрыть для себя все положительные спектры эмоционального мира, но и к обретению собственного достоинства, осознанию святости жизни и постижению высших аспектов Торы. Семья – одна из основных микрокосмических клеток Творения. Муж несет в себе начало справедливости: святость, авторитет, уважение, правду, нетерпимость к злу и греху. Жена являет собой милосердие: любовь, сострадание, гибкость, способность прощать зло и грех. Семья объединяет эти начала в одно целое, олицетворяя единство и совершенство мироздания. Совершенствование личности невозможно вне семьи, в рамках которой человеческая сущность дополняется противоположным и противоречащим ей началом.

Название брака в еврейской традиции необычно: кидушин («освящение»). «Человек должен оставить своих отца и мать и прилепиться к жене», – говорит Библия. «Прилепиться» к своей паре – это обязанность мужчины, а не женщины. Женщина несет в себе колоссальный потенциал, который мужчина призван раскрыть. Ее духовные силы находят свое выражение через достижения мужчины. Поэтому мудрецы Талмуда говорят: «Если ты хочешь узнать, кто муж, – посмотри на жену». Они имеют в виду, что иногда истинные свойства мужчины трудно определить: никто не знает, является ли его поведение искренним или притворным, намерения чистыми или извращенными. В этом случае жена может стать разгадкой: ее характер и поведение помогут расшифровать состояние души мужа, так как оно во многом зависит от потенциала, заложенного в его жене. Безбрачие отвратительно для иудаизма, и приравнивается к такому тяжелому преступлению, как пролитие крови. Еврейская семья всегда была образцом для всех народов. Евреи всегда были известны как преданные родители и верные супруги. Для еврейского религиозного сознания семья является твердыней, сохраняющей структуру мироздания и противостоящей волнам энтропии.

В еврейском самосознании дети в семье – величайшая самостоятельная и непреходящая ценность. Исходя из заповеди, «плодитесь и размножайтесь» (Бытие, 1:28), мудрецы установили, что долг каждого еврея иметь как минимум двоих детей. Человек не может быть уважаемым раввином, не будучи женатым, и не может состоять членом еврейского Высшего суда, если у него нет детей. Мудрецы учили, что, глядя на детей, человек может научиться тому, как плохие поступки воспринимать с радостью. Детская смертность у евреев развитых  стран в два раза ниже детской смертности среди неевреев.

Римский историк Корнелий Тацит назвал религиозным предрассудком общее для всех евреев правило не убивать детей. Для него было не только непонятным, но и смешным то, что «у них убийство любого ребенка считается преступлением». Просвещенные народы древности не были в состоянии понять, почему еврейская религия отводит центральное место детям, требует умножения их числа и рассматривает воспитание малолетних как священную обязанность. Талмуд указывал, что в каждом городе должна быть школа, а у одного учителя не должно быть более двадцати пяти учеников. Обучение бедных должно было быть бесплатным. Родителям запрещалось жить в городах, где отсутствовали школы, а если они все-таки оказывались в таких местах, отец был обязан обеспечить детям надлежащее образование. Цель образования состояла в том, чтобы понять, чего требует от человека Бог. Поэтому обучение было обязательным. В своем изложении еврейского закона Моисей Маймонид указывал: «Обязанность каждого еврея – изучать Тору, независимо от того, беден он или богат, в крепком или слабом здоровье, полон юношеских сил или стар и слаб. Даже если человек столь беден, что живет на содержании или просит милостыню на улице, или на его содержании многодетная семья, он обязан отводить днем или ночью определенное время для изучения Торы... До какого возраста должны учить Тору? До дня своей смерти...»

У евреев свое понимание развода. «Если мужчина разводится с женой, даже жертвенник в Храме плачет», – говорит Талмуд. Мудрецы ввели целый ряд законов с целью воспрепятствовать возможному увеличению числа разводов. Так, например, постановление о том, что обязательство выплатить жене в случае развода определенную сумму денег вступает в силу с момента написания ктубы, ставит своей целью сделать развод для мужа проблематичным с финансовой точки зрения. С той же целью мудрецы обязали писать разводное письмо по строго определенным многочисленным правилам, которые требуют специального изучения.

Число разводов в еврейской среде всегда было невелико. Оно составляет 1,5-2% от числа заключенных браков. Одной из особенностей развода в еврейском законе является запрет для женщины, с которой муж развелся, заподозрив ее в измене, выйти замуж за того мужчину, на которого пало подозрение, что именно с ним она изменяла мужу. Если по каким-либо причинам такой брак был заключен, он должен быть расторгнут, как только суд убедится в том, что ранее имел место развод, причиной которого были подозрения мужа в измене жены.

Прелюбодеяние, т.е. связь с замужней женщиной, по закону Торы карается смертью. Чтобы прибегнуть к этой крайней мере, необходимо, чтобы прелюбодеи были предупреждены о грозящем им наказании и чтобы имелись свидетели их связи. Во всех других случаях, т.е. когда муж уверен в неверности жены, но нет свидетелей, то неизбежно должен последовать развод. Замужняя женщина, вступившая в интимную связь с посторонним мужчиной, делается запрещенной и для мужа, и для любовника. Освященная брачным союзом любовь между мужчиной и женщиной явление уникальное: жена не вправе подменить в своей постели тело мужа на другое мужское тело так же, как она не может подменить собственного тела. Беспорядочные интимные связи разрушают собственную индивидуальность человека, подрывают основы собственной личности.

Брак является одним из важнейших критериев индивидуальности и ее мерой. Муж и жена – свидетели друг друга, свидетели взаимной уникальности и незаменимости.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-14; просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.119.17 (0.009 с.)