Нравственные нормы брака в христианстве 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нравственные нормы брака в христианстве



В Новом Завете понимание брака претерпело коренные изменения. Христианский брак по существу своему является слиянием двух личностей в любви, которая посредством благодати Божьей может быть преобразована в вечную любовь, не нарушаемую даже смертью. Свобода выбора и решение – это первое условие христианского брака. Браки, заключенные против воли одной из сторон, считаются недействительными.

Только в браке возможно более полное познание человека, расширение личности, новый взгляд, новое ощущение жизни. Только в христианстве женщина становится равной мужчине, подчиняя свой темперамент духовному началу – разуму – приобретает благоразумие, терпение, способность рассуждать, мудрость. Ни мужчина, ни женщина не имеют в браке друг над другом абсолютной власти. Насилие над волей другого, даже во имя любви, убивает саму любовь. Бесконечно количество несчастных браков от того, что каждая сторона считает себя собственником того, кого любит. А еще самое простое и одновременно самое трудное в браке – готовность каждому занять свое место: мужу – быть главой семьи, взять тяжесть и ответственность за семью, жене – занять второе место и быть «alter ego» своего мужа.

В браке праздничная радость первого дня должна продлиться всю жизнь: каждый день муж и жена должны быть новы и необыкновенны друг для друга.

Христианский брак не только моногамный, но и нерасторжимый. Союз мужа и жены – это вечный союз между двумя личностями, союз, который не может быть расторгнут, ни ради продолжения рода, ни ради защиты родовых интересов. Однако нерасторжимость не следует понимать как некий юридический запрет, в христианстве нет ничего принудительного. Христианские супруги должны получить благословение и освятить свой союз Таинством браковенчания.

В христианстве допустим и второй брак, но как средство, лекарство от страсти и разврата.

 

Цель христианского брака

«Муж оказывает жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена» (I Коринфянам, 7: 3 – 4).

В этих стихах об интимных супружеских обязанностях апостол Павел признает равные права за мужчиной и женщиной, оставляя далеко позади патриархальные взгляды. Каждому супругу нужно исполнять свой супружеский долг, т.е. оба супруга должны жертвовать друг другу своей личной независимостью. При этом апостол Павел ничего не говорит о деторождении. Он совершенно далек от широко распространившегося позднее в Церкви мнения, что брачные отношения приемлемы только с целью деторождения. Подобный взгляд существовал в дохристианскую эпоху – у древних греков и римлян. Брак был религиозной и гражданской обязанностью. Дети нужны были для защиты отечества и продолжения рода. Нарушение данной обязанности каралось законами. Как в Греции, так и в Риме был целый ряд законов, наказывающих безбрачие (например, запрет безбрачным вступать в права наследства). Также и некоторые западные христианские писатели (бл. Августин) видели единственную цель брака в продолжении рода. На христианском Востоке бытовало иное мнение по данному вопросу. В комментарии на приведенные выше слова апостола Павла святитель Иоанн Златоуст пишет: «Павел не сказал – для деторождения. И затем «будьте вместе» повелевает он не для того, чтобы сделаться родителями многих детей, а для чего? Да не искушает, говорит, вас сатана. И, продолжая речь, не сказал: если желают иметь детей, а что? «Если не могут воздержаться, пусть вступают в брак» («О девстве»).

Нельзя говорить о деторождении как моральной цели брака, которую ставит себе человек, а можно говорить о ней лишь как о цели онтологической, соединенной с браком в силу независимого от воли инстинкта, присущего его природе. Как пишет святитель Василий Великий «Дети – не цель брака, а приложение к браку; возможное, но не необходимое его последствие» («Книга о Девстве»). Таким образом, святые Отцы дают понять, что и бездетный брак в полной мере раскрывает своё предназначение, если только супругами не руководят эгоистические мотивы.

Библия указывает на одну главную цель брака – жена творится для того, чтобы быть «помощницей» мужа (неудачный перевод). Более точный смысл в еврейском подлиннике: «сотворим ему восполняющего, который был бы перед ним», таким образом, жена, прежде всего, нужна мужу как его «alter ego», а не как помощница в труде. Библия не говорит: «не хорошо человеку трудиться одному», а «не хорошо человеку быть одному». «Бог, – говорит святитель Кирилл Александрийский, – создал жену … имевшую сожительствовать с мужем, как существо однородное с ним, и просто пребывать с ним» (Толкование на Быт. Кн. 1, 2, ч. 4, с. 13).

Рождение и воспитание детей – одна из важнейших целей брака. Это великая радость и Божие благословение. Не существует христианского брака без чистого и горячего желания обоих родителей обладать этой радостью, делить её друг с другом. Брак, в котором дети нежелательны, основан на поврежденной эгоистической любви. Таким образом, христианский взгляд отличается от ветхозаветного и греко-римского именно тем, что для древних брак имел значение лишь как средство продолжения рода, в то время как для христиан брак является самоцелью, союзом людей в любви, отражающим союз между Христом и Церковью.  Ведь супружеские отношения выражают любовь, общность двоих, ставших «единой плотью», их преданность и верность друг другу.

В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви 2000 года» христианским супругам предложено помнить о двух истинах:

1. «Продолжение человеческого рода является одной из основных целей Богоустановленного брачного союза. Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак».

2. «Вместе с тем супруги несут ответственность перед Богом за полноценное воспитание детей».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-14; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.6.194 (0.007 с.)