Пробный или фактический брак. Имеет ли значение штамп в паспорте. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пробный или фактический брак. Имеет ли значение штамп в паспорте.



Современные молодые люди все чаще заявляют, что не хотят становиться «узниками брака», а их любовь и вовсе не нуждается в штампах. Пробный или так называемый гражданский брак получил сегодня широкое распространение. Чтобы не было смешения понятий, отметим, что гражданский брак – это брак, который заключается в государственных органах (в ЗАГСе). Поэтому для незарегистрированного брака более подходящие название – пробный или фактический. Психологи имеют свой термин – промежуточная семья, подчеркивая, что в любой момент она может принять какую-то окончательную форму, развалится или будет закреплена документально. В такой семье трудно строить долгосрочные планы. Мужчина и женщина, годами проживая под одной крышей, остаются при этом «он» и «она», тогда как супружеское «мы» обладает совсем иным качеством ощущения самих себя и жизни вообще. Чаще решение «просто пожить вместе» рождается в силу желания оградить себя от ответственности, подстраховаться удобной подножкой, с которой можно при случае соскочить.

Один из главных аргументов пробного брака – проверка на совместимость сексуальную и психологическую, полагая, что сексуальная дисгармония может стать причиной распада семьи. Действительно, есть такая точка зрения, что проверка сексуальной совместимости может предотвратить разводы, но факты этого не подтверждают. В США, например, где такие браки приняты, число разводов не уменьшается. Да и сама постановка вопроса неправомочна. Ведь сексуальная совместимость не бывает предопределена заранее. Она не определяется ни анатомическими особенностями мужчины и женщины, ни их темпераментом. Она редко возникает сразу, она создается в течение супружеской жизни как некое тонкое, почти интуитивное сотрудничество. Как раз первые интимные контакты очень часто разочаровывают или, во всяком случае, не дают ожидаемой полноты ощущений. И происходит это чаще всего потому, что психосексуальные установки молодого мужчины и молодой женщины различны. Поэтому для женщины пробный брак обманчив, так как попытки найти мужчину, с которым бы она была счастлива, не могут принести ей ничего, кроме разочарований. Это связано с тем, что в девушке женщина просыпается гораздо позже, чем в юноше мужчина. Однако, и молодого человека такая «проверка» может сильно дезориентировать. Если он не чувствует ожидаемой ответной реакции, то начинает сомневаться или в ее любви, или в собственных возможностях.

Что касается проверки на психологическую совместимость, то и ее надо не проверять, а создавать. Люди абсолютно несовместимые не будут пытаться стать супругами. Потому что при первой же встрече ощутят если не антипатию, то, во всяком случае, отсутствие взаимного влечения. Полная психологическая совместимость – это редкое счастье, которое распознается интуитивно и не требует ни доказательств, ни проверок. Опыт специалистов в области семейной жизни показывает, что полностью совместимых людей, изначально готовых к бесконфликтному сосуществованию, очень мало. Выручает в этом случае гибкость личности, ее приспособляемость, сознательная готовность идти навстречу другому человеку. В браке такая психологическая работа идет постоянно. И чем дольше живут супруги друг с другом, тем ближе становятся их взгляды, привычки, тем легче им становится понимать друг друга с полуслова, с полувзгляда. Но в первые месяцы и даже годы жизни острые углы характеров приносят в семью то, что супруги принимают за психологическую несовместимость.

Пробный брак имеет и еще одну оборотную сторону. Представим себе, что одна сторона очень хочет, чтобы пробный брак закончился официальным супружеством, другая – колеблется. Колеблющуюся сторону надо завоевать. И здесь уже сознательно или бессознательно пускаются в ход приемы известной маскировки. Подтасовки истинных черт личности, «подыгрывание». А когда маски сброшены, здесь и разочарование, и обиды, и упреки, и нежелание быть вместе. Только пробные браки распадаются тихо и негласно, как и создаются, но разрыв переживается так же болезненно, как и официальный развод. Были надежды, желания, попытки, и вдруг не сложилось, рухнуло, поломалось…

О пробном браке следует еще сказать: есть ощущение, что в подобном уговоре сквозит нечто унижающее человеческое достоинство. Вот, мол, еще посмотрим, приценимся, приглядимся, как покажет себя за испытательный срок. Подойдет или кого-то другого подыщем на это место. Надо согласиться, что подобный привкус не может не унижать уважающего себя человека. 

Вернемся к вопросу: а действительно ли для молодых людей сегодня штамп в паспорте не имеет никакого значения? Здесь нет однозначного ответа по той причине, что мнения расходятся. Чем выше воспитательный, культурный, нравственный уровень молодого человека, чем он ответственней и самостоятельней, тем чаще он за официальный брак. Вот мнение молодого супруга Алексея, которое он высказал в интервью корреспонденту одного печатного издания: «Перед Богом и перед людьми мы дали обещание любить и заботиться друг о друге. Думаю, что любовь – дар Божий, который нужно бережно охранять. Регистрация в ЗАГСе и венчание в Церкви были для меня подвигом. Я в полной мере осознал свою ответственность за любимого человека, за семью, которую создаю. А наши гости – тому свидетели. Мое решение посвятить себя другому человеку, а не другим, взвешенное и осознанное. И если для других молодых людей физическая измена норма, то мне это кажется недопустимой мерзостью. Я люблю Маришку, люблю ее тело и душу». Что касается девушек, позвольте усомниться в их искренности, когда они говорят, что их любовь не нуждается в штампе. Любая девушка мечтает выйти замуж, быть уверенной в завтрашнем дне, иметь свою семью, быть хозяйкой в своем доме. Всего этого она лишена в «гражданском браке».

 Негативные последствия стимулиро­ванных браков

В последнее время данные статистики свидетельствуют: 80% заключаемых браков относятся к так называемым стимулированным.

Что это такое? А вот что: молодой человек принимает решение жениться на своей девушке только в исключительном случае – узнав, что она беременна. Таким образом, появляется некий нежелательный стимул для же­нитьбы. Отсюда и название – стимулированные браки.

В последнее время случаи стимулированных браков сильно участились в Японии. Прошло то время, когда бе­ременность невесты ради приличия желали на свадебном торжестве скрыть. Теперь в Японии даже стали появляться специальные магазины свадебной моды для беременных невест. Говорят, что в этой стране скоро войдет в моду выходить замуж беременной. А дурные примеры, как извест­но, заразительны.

Надо сказать, что для России стимулированные браки никогда не считались нормой. Минимум 40% из них – не­жизнеспособные. Для того, чтобы это понять, необходимо выяснить механизм подобного брака с точки зрения психо­логии.

В браках, случившихся по беременности, нет обычного хода событий. Нормальная динамика отношений в пред­дверии регистрации брака такова: знакомство, настройка друг на друга, настройка на брак, на совместное прожива­ние, на душевную гармонию и только после этого, возмож­но, рождение ребенка. А в стимулированных браках такая динамика, естественно, нарушена.

Молодая женщина после полутора лет супружеской жизни призналась психологу:

– Я сознательно забеременела. Знала, если момент упущу, так он не женится на мне вообще. Он когда узнал, что я в положении, чуть в обморок не упал! Узнали роди­тели, его и мои. По справке из больницы нас с ним могли расписать в тот же день. Но он все тянул со свадьбой, то, говорит, нужно платье и костюмы купить, то отложить, по­тому что в мае жениться – плохая примета. Закончилось тем, что я вышла за него, будучи на шестом месяце. Пред­ставляете, как я выглядела в свадебном платье! Мне и бан­кет, который он закатил, не нужен был. Тем более что у ме­ня был токсикоз. А он в этот день так гулял, как будто жи­вет последний день: до того ему была в тягость женитьба. Полтора года мы прожили со скандалами. Ребенка жалко, получилось, что когда он еще в утробе был, его камнем преткновения считали. Знаете, такая подсознательная не­нависть, прямо неудобно! А муж что? Гуляет муж и про­стить мне не может той беременности. Он говорит: «Я же­нился рано, недогулял, поспешил». Я думала, что как-то все образуется. Но насильно милой не будешь. Видно, придется разводиться.

К сожалению, приходится констатировать: нередко де­вушка сознательно использует различные способы, чтобы женить на себе молодого человека. Но, как правило, такие молодожены с самых первых шагов в законном браке на­чинают чувствовать раздражение друг к другу. И это естественно – ведь известно, что всякое насилие порождает только контрнасилие. Девушке неприятно то, что молодой человек тянул с браком аж до шестого месяца, не желая жениться. А молодой человек чувствует себя в ловушке: он был поставлен перед фактом и лишен права выбора.

Подобных историй приходится слышать немало. Ко­нечно, беременность ни в коем случае не должна служить причиной для заключения брака. В представлении психически здорового че­ловека беременность скорее является последствием брач­ных отношений, нежели стимулом к оформлению брака.

А вот еще одна история из жизни. Рассказчик – моло­дой человек, украинец.

– Я уехал из родных мест под Херсоном, потому что там не было работы. В огороде копаться я не умею, оставил ро­дителей и поехал в Подмосковье. Родители пригрозили: «На русской женишься, домой не возвращайся!» Я в Под­московье действительно встретил девушку, обеспечен­ную, но, так сказать, «засидевшуюся в девках». Через не­которое время я узнал, что она беременна от меня. Ее мать настаивала, чтобы я женился. Я сказал, что женюсь, если пропишут в квартире. Они меня прописали, правда, брач­ный договор составили, что в случае развода на квартиру я не претендую. Когда родился ребенок, его взяла к себе мать жены. А мы остались вдвоем в трехкомнатной квар­тире. Так и живем: я работаю, жена дома сидит в законном отпуске по уходу за малышом. А ребенка мы навещаем, когда находится время. Что могу сказать о своем положе­нии? Вот денег накоплю, чтобы в Москву перебраться из этой подмосковной дыры, и выпишусь из их драгоценной квартиры! А они пусть тут остаются. Мне бы только этот временный период перекантоваться в тепле и уюте за счет законной жены. А время пройдет – сам на развод подам.

Ситуация трагичная. А знает ли молодая жена, что ее ждет по прошествии «временного периода»? Не перехи­трила ли она сама себя, вступив в брачные отношения из категории стимулированных? Ведь, как выяснилось, и у нее, и у молодого человека это был брак по расчету. Интересно, как бы он повел себя, если бы теща отказалась его прописать? Наверняка в случае отказа в прописке перед девушкой встала бы весьма печальная дилемма: либо де­лать аборт, либо становиться матерью-одиночкой.

 

 

Вопросы и задания к теме 2

1. Надо ли венчаться в Церкви? Почему?

2. По каким причинам невозможна регистрация брака? (Рассмотрите и проанализируйте предложенные схемы, с. 107-109).

3. Какие условия необходимы для заключения брака?

4. Проведите мини-конференцию на тему: «Гражданский (фактический) брак: за и против».

5. Назовите обстоятельства, стимулирующие заключение брака.

 

Литература к теме 2

1. Агапова И., Давыдова М. Рушим брак – строим семью. – М., 1999.

2. Алфеев Иларион, иер. Таинство Веры. – М., 1996.

3. Апель А.Л., Бабянская Н.С. Расторжение брака. – М., 2003.

4. Балашов Н., прот. Комментарии к социальной концепции Русской Православной Церкви. – М., 2001.

5. Дорно И. Почти женат или почти холост./Разумихина Г. Будь, пожалуйста, счастлив! – М., 1990.

6. Евдокимов П. Женщина и спасение мира. – Минск, 1999.

7. Ельчанинов А., прот. Записи. – М., 2001.

8. Еремичев И.А., Страунинг Э.Л. Семейное право: Уч. Пособие. – М., 2002.

9. Кочетов А.И. Начала семейной жизни. – Минск, 1987.

10. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 1999.

11. Мейендорф И., прот. Брак в православии. – М., 1995.

12. Попова М.К. Английские отшельницы XIII века: быт и нравы //Общности и человек в средневековом мире. – Саратов, 1992.

13. Разумихина Г.П. Будь, пожалуйста, счастлив: беседы о семье. – М., 1999.

14. Русское православное женское монашество, XVIII – XX вв. Сергиев Посад, 1992.

15. Свт. Василий Великий. О девстве. Беседа на Послание к Колоссянам, 12.5. //Свт. Василий Великий. Собрание творений. – Казань, 1901.

16. Свт. Иоанн Златоуст. О девстве. //Свт. Иоанн Златоуст. Собрание творений в 12 тт. – Т. 1. – М., 1991.

17. Седельников С.С. Позиции супругов и типологические особенности реакций на развод //Социологические исследования. – 1992. – № 2.

18. Троицкий С. Христианская философия брака. – М., 1995.

19. Флоренская Т.А. Мир дома твоего. – М., 1999.

20. Шапошников Е.А. 1000 + 1 совет семейного психотерапевта. – М., 1999.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-14; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.127.232 (0.019 с.)