Государственное управление в контексте неоклассической теории. Концепция рационального выбора. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственное управление в контексте неоклассической теории. Концепция рационального выбора.



 

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГОСУДАРСТВА

 

Государство — это территориальная организация людей, что имеет концептуальное значение. Во-первых, тем самым преодоле­ваются родоплеменные («кровные») взаимосвязи, и они заменяют­ся на сугубо общественные. Во-вторых, создается структура, кото­рая выступает (по идее!) нейтральной по отношению к националь­ным, религиозным и социальным признакам разных людей. Исторически государство ведет к новому сообществу людей, где действуют иные идеалы, ценности и цели.

В силу того что государство объединяет людей, проживающих на его территории, в том числе лиц без гражданства, а также ино­странцев (граждан других государств), оно объективно выражает общие для всех, «снятые», интегрированные потребности, интере­сы и цели жизнедеятельности своего сообщества людей. История знает немало примеров противного, когда по вине бездарных пра­вителей или по злому их умыслу государства противостояли своим гражданам, что, как правило, не способствовало их долговечности, и они разрушались.

Постоянная (сопровождающая историю государства) проблема заключается в том, чтобы на каждом этапе развития отыскивать ту золотую середину, которая бы, с одной стороны, обеспечивала пра­ва и свободы человека, давала простор его активности и творчеству, а с другой — вводила в общество определенное организованное на­чало, упорядочивала деятельность индивидуумов. Через его струк­туры и механизмы формируется и закрепляется всеобщая воля, придающая государственным установлениям обязательный харак­тер. Государство посредством своих органов принимает законы и другие нормативные акты (правила поведения).

Сущность государства определяется также тем, что для обеспече­ния реализации своих целей и функций оно создает и поддержива­ет в определенном объеме и состоянии свой аппарат — совокуп­ность людей (с соответствующими средствами), профессионально занятых выявлением общих потребностей, интересов, целей и во­ли.

Через государство устанавливаются и поддерживаются дипломати­ческие отношения, заключаются и исполняются международные договоры и соглашения, создаются региональные и мировые орга­низации и союзы, унифицируются и защищаются права и свободы людей.

Между государством и обществом существуют прямые и обратные связи, идет взаимообмен информацией и дея­тельностью.

 

ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВ

признаки, по которым различаются государства.

По источнику и суверенному (т.е. самостоятельному, независи­мому и верховному) носителю властной силы:

а) монархию, способную извращаться в тиранию;

б) аристократию, способную извращаться в олигархию;

в) демократию, способную извращаться в охлократию.

В монархическом государстве верховная власть принадлежит наследственному монарху, несущему ответственность за свои действия лишь перед Богом.

В данном контексте следует учитывать, что каждый принцип верховной власти имеет свою логику организации и функциониро­вания государственного управления. При монархическом прин­ципе — это единоличное господство монарха (сверху вниз) с соответ­ствующими наместниками на местах (под разными названиями) и подданными. Аристократический принцип требует коллективного управления со стороны элиты с определенным распределением власти «по вертикали» и «по горизонтали» (исторический пример: Речь Посполитая). Признание демократического принципа верхов­ной власти влечет за собой построение государственной власти и го­сударственного управления снизу вверх.

По форме правления, т.е. организации общегосударственной (или, как принято иногда говорить, высшей государственной) власти, раз­личают парламентские и президентские республики. Имеются и смешанные формы: полупрезидентская республика и парламентар­ная монархия.

По форме государственного устройства, т.е. по способу разделе­ния государства на определенные части с соответствующим разде­лением власти по управлению ими, существуют в основном два ви­да государств,— унитарные и федеративные.

Важное значение, наконец, имеет разграничение государств по действующему в них политическому режиму:

- деспотический, к которому относятся и тоталитарный, автокра­тический, авторитарный режимы; здесь способом реализации госу­дарственной воли, олицетворяемой каким-либо верховным прави­телем (император, король, дуче, вождь, фюрер, кормчий и т.п.), яв­ляется насилие, подавление, произвол, ограничение свободы, установление сыскного контроля за поведением каждого человека;

- либеральный, при котором государственная власть исходит прежде всего из прав и свобод человека и их осуществлению подчи­няет свои возможности; власть как бы обслуживает свободу; к со­жалению, этот режим чаще выступает политическим лозунгом,
чем реальностью, и по причинам, которые зависят не только от го­сударства;

- демократически-правовой, сущность которого состоит в прове­дении в жизнь демократически сформированной всеобщей воли на­рода (властной силы) строго в рамках материального и процессу­ального законодательства. Сегодня во многих странах налицо
стремление к установлению именно такого политического режима.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.15.94 (0.005 с.)