Место и роль государственных служащих в системе государственного управления. Сущность и предназначение государственной службы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Место и роль государственных служащих в системе государственного управления. Сущность и предназначение государственной службы.



 

Сущность и предназначение государственной службы. Есть два подхода к сущностной характеристике государственной службы — институционально-правовой и административно- политический.

Первый подход — правовой, его смысл состоит в том, что государственная служба рассматривается как социально-правовой институт, его основная цель — обеспечивать интересы государства и общества его главные функции — административная и сервисная, по существу, не имеющие политического характера.

Второй подход — деятельностный, административно-политический. Он заключается в том, что государственная служба является профессиональной деятельностью по обеспечению полномочий государственных органов и должностных лиц — политиков. Поэтому она имеет политический характер.

По своему происхождению государственная служба имеет ярко выраженный публично-правовой характер.

По своему предназначению она имеет административный (управленческий) и сервисный характер.

По качеству и эффективности выполняемой деятельности государственная служба имеет профессиональный характер.

 

Вопрос

1. Гражданская- Первый вид госслужбы включает в себя федеральную службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации. Гражданская служба РФ – вид госслужбы, которая подразумевает профессиональную деятельность лиц, которые заняты в этой сфере и обеспечивают исполнение полномочий и задач государственных органов РФ.

2. Военная- Военная служба предусматривает выполнение основной цели, связанной с защитой государства от посягательств других стран на устоявшийся строй, его независимости, территориальной целостности, потенциала страны.

3. Правоохранительная- Правоохранительная служба обязана выполнят защитную функцию, то есть она защищает права и свободы граждан и структур РФ, обеспечивает общественный порядок и безопасность, борется с преступностью и административными нарушениями.

Военная и правоохранительная служба представляет собой определенный вид госслужбы, который непосредственно связан с охранно-представительской деятельностью государства, обеспечивает полную безопасность граждан, внутреннюю и внешнюю безопасность государства в целом и правопорядок в нем.

К основным признакам этих служб относят:
1. Содержание данных служб. Они обеспечивают общественную безопасность, защищают права и свободы граждан, обеспечивают сохранность материальных ценностей и соблюдают общественный порядок.
2. Выполнение своих должностных обязанностей в различных условиях и ситуациях, при повышенном уровне риска.
3. Подчинение определенным правовым документам, осуществления деятельности согласно законодательной базы, которая регулирует организация службы и ее правовое положение.
4. Функционирование системы специальных званий и атрибутики.
5. Необходимость служащего принимать участие в массовых сборах, учениях и других мероприятиях.
6. Соответственные правила привлечения к ответственности.

32 вопрос.

Управление персоналом государственной службы – это целенаправленное упорядоченное воздействие субъекта на объект, осуществляемое непосредственно субъектом управления. Управление персоналом одновременно выступает как система организаций, как процесс и как структура.

Управление персоналом государственной службы включает следующие аспекты деятельности.

Формирование персонала:

- прогнозирование структуры персонала;

- определение потребности;

- планирование персонала;

- привлечение, подбор, отбор и расстановка персонала, заключение договоров (контрактов), конкурсный отбор, увольнение.

Востребованность персонала:

- профессионально-квалификационное и должностное продвижение работника (управление карьерой);

- создание постоянных кадров;

- улучшение морально-психологического климата в коллективе.

Стабилизация персонала:

- учет квалификации сотрудников, средства и пути ее повышения;

- выявление потенциала служащих;

- обучение, повышение квалификации в организации;

- переподготовка вне организации.

управление персоналом государственных органов представляет собой сложный, постоянно обновляющийся творческий процесс, в котором взаимодействуют многие организационные, социально-психологические, правовые, экономические, нравственные и другие факторы.

 

Вопрос.

норМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА

Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

Федеральный закон от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной гражданской службы Российской Федерации»

Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»

Указ Президента Российской Федерации №110 от 1 февраля 2005 г. "О проведении аттестации государственный гражданских служащих Российской Федерации"

Указ Президента Российской Федерации №111 от 1 февраля 2005 г. "О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)"

Указ Президента Российской Федерации №112 от 1 февраля 2005 г. "О конкурсе на замещение вакантной должности федеральной государственной гражданской службы"

Указ Президента Российской Федерации №763 от 25 июля 2006 г. "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих"

Указ Президента Российской Федерации №1131 от 27 сентября 2005 г. «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих»

Указ Президента Российской Федерации №813 от 18 июля 2005 г.«О порядке и условиях командирования федеральных государственных гражданских служащих»

Указ Президента Российской Федерации №609 от 30 мая 2005 г. «Об утверждении положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела»

Указ Президента Российской Федерации N 159 от 16 февраля 2005 года «О примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации»

Указ Президента Российской Федерации № 1532 от 19 ноября 2007 года (в ред. Указа Президента РФ от 14.01.2011 № 38) «Об исчислении стажа государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации»

Приказ Ростехнадзора от 1 октября 2009 года № 830 «Об утверждении Положения о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы, премирования, выплаты единовременного поощрения за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу, единовременной выплаты к ежегодному оплачиваемому отпуску, выплаты материальной помощи федеральным государственным гражданским служащим Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору»

 

Вопрос.

В научный оборот этот термин вошел благодаря немецкому социологу, экономисту, историку Максу Веберу (1864-1920), автору наиболее полного и всестороннего социологического исследования феномена бюрократии.

Вебер предложил следующие принципы бюрократической концепции организационной структуры:

иерархическое построение организации;

иерархия приказа, построенная на легальной власти;

подчинение нижестоящего работника вышестоящему и ответственность не только за свои действия, но и за действия подчиненных;

специализация и разделение труда по функциям;

четкая система процедур и правил, обеспечивающая единообразие выполнения производственных процессов;

система продвижения и пребывания в должности, основанная на умениях и опыте и измеряемая стандартами;

ориентация системы коммуникаций как в организации, так и вне се на написанные правила.

Термин «бюрократия» Вебером использовался для обозначения рациональной организации, предписания и правила которой создают фундамент эффективной работы и позволяют бороться с фаворитизмом. Бюрократия рассматривалась им как некий идеальный образ, наиболее эффективный инструмент управления социальными структурами и отдельными структурными единицами.

По мнению Вебера, жестко формализованный характер бюрократических отношений, четкость распределения ролевых функций, личная заинтересованность бюрократов в достижении целей организации приводят к принятию своевременных и квалифицированных решений, основанных на тщательно отобранной и проверенной информации.

Бюрократию как рациональную машину управления характеризуют:

жесткая ответственность за каждый участок работы:

координация во имя достижения организационных целей;

оптимальное действие безличных правил;

четкая иерархическая зависимость

Вопрос.

Бюрократия — это социальный слой профессиональных управленцев, включенных в организационную структуру, характеризующуюся четкой иерархией, «вертикальными» информационными потоками, формализованными способами принятия решений, претензией на особый статус в обществе.

Объектом анализа при изучении бюрократизма являются:

§ противоречия, возникающие при реализации функций управления;

§ управление как процесс труда;

§ интересы социальных групп, участвующих в бюрократических отношениях.

§ признаки бюрократии:

§ 1) руководство официальными делами осуществляется неизменными методами;

§ 2) решение опирается на комплекс норм и признаков, которые определяют обязанности каждого функционера и его управленческо-исполнительную деятельность;

§ 3) властные функции и ответственность каждого функционера, представляющие часть иерархической властной системы, определяются не его индивидуальными качествами, а занимаемым им местом в этой системе;

§ 4) средства, обеспечивающие властные функции функционера, являются прерогативой властной системы, а не функционера. Последний несет ответственность лишь за использование этих средств при осуществлении порученных ему функций;

§ 5) весь процесс функционирования бюрократической системы (и его подсистем) представляет собой субпроизводство документов, выражающих властную волю вышестоящей властной системы (а в производстве собственных властных документов — в пределах своих функций).

 

 

Вопрос.

Социальная политика — система взаимоотношений основных элементов со­циальной структуры общества по поводу сохранения и изменения социального поведения населения в целом и составляющих его классов, слоев, общностей. Субъектами социальной политики яв­ляются граждане и социальные группы.

Чаще под социальной политикой в прикладном, практическом смысле (контексте) понимают совокупность (систему) конкретных мер и мероприятий, направленных на жизнеобеспечение населения. Традиционными сферами социальной политики считаются следующие: образование, здравоохранение, жильё и социальное страхование (включая пенсионное обеспечение и индивидуальные социальные услуги.

 

Вопрос.

элементов:

а) целевых, функциональных и организационных характеристик органов государственной власти и местного самоуправления, кото­рые определяют их место и правовой статус в иерархии управляю­щей системы субъектов государственного управления;

б) юридически закрепленных и соответственно практически ис­пользуемых форм, методов и процедур управленческой деятельно­сти органов управления и их должностных лиц;

в) реально проявляемых общекультурных, профессиональных и личностных качеств должностных лиц, посредством которых фор­мируются социально-психологические механизмы управления.

Свойства стиля государственного управления создаются акцен­том в названных элементах и комбинациями из них. Исходя из это­го, в научной литературе выделено несколько стилей управления: директивный (административно-директивный, автократический, авторитарный), демократический (коллегиальный, кооператив­ный, корпоративный) и либеральный.

Директивным признается стиль, который отличается чрезмер­ной централизацией власти, приверженностью к единоначалию в гипертрофированных формах, самовластным решением больши­нства не только крупных, но и сравнительно мелких вопросов жиз­ни коллектива, сознательным ограничением контактов с подчи­ненными. Демократический стиль предполагает предоставление подчиненным самостоятельности, соразмерной их квалификации и выполняемым функциям, подготовку и принятие решений при их деятельном участии, создание необходимых для выполнения ра­боты предпосылок и справедливую оценку их усилий, уважитель­ное отношение к людям и заботу об их потребностях. Либеральный стиль отличают рассогласованность деятельности, бесконечные увязывания личностных интересов и амбиций, многоговорение, нежелание принять на себя ответственность за решения и их после­дствия, когда они неблагоприятны.

 

Вопрос.

распределение управленческой деятельности Должно идти на основании управленческих потребностей и интере­сов, объективных закономерностей и организационных форм управ­ляемых объектов. Важным условием правильного распределения управленческой деятельности является ее ориентация на обеспечение реализации компетенции органов государственной власти и местного само­управления. Причем имеется в виду распределение управленче­ской деятельности не только внутри органа, но и вне его, ибо суще­ствует общая заинтересованность в надлежащей реализуемости компетенции всех организационных структур. Распределение управленческой деятельности обусловлено также уровнем и новизной ее научно-технического и информационного обеспечения, наличием и состоянием освоения управленческих технологий. Здесь важно многое: типовые образцы документации; унифицированная система показателей, адекватно характеризую­щих качество и количество соответствующих явлений; создание организационных и технических условий для оперативной и точной передачи нужной информации.

В связи с правовой регламентацией управленческой деятельно­сти логично возникают весьма практические вопросы: что регла­ментировать, в каком объеме и в какой форме? В ряде научных суждений и практических рекомендаций порой просматривается стремление регламентировать и по содержанию, и по форме бук­вально каждый шаг или каждый час служащего аппарата. В государственных органах часто один работник заменяет другого или выполняет вроде бы не положенную по должности деятель­ность.

 

Вопрос.

Вопрос

52. Общая социальная эффективность государственного управления

Критерии общей социальной эффективности и призваны выводить государственное управление на потребности и проблемы общества и характеризовать управленческий уровень их разрешения. Они логично включают в себя не только результаты общественного (совокупного) производства, но и социальные последствия потребления соответствующих продуктов (материальных и духовных), не только экономические явления, но и социальные(в узком смысле слова), духовно-идеологические, психологические, политические, исторические, экологические, демографические явления, короче говоря, весь спектр явлений, отношений и процессов, необходимых для нормальной жизнедеятельности людей. Следует подчеркнуть, что социальный эффект, на который призвано ориентироваться государственное управление, предполагает не только постоянно воспроизводящийся уровень функционирования управляемого явления, процесса, отношения, но и наличие, сохранение в последнем источников и тенденций активного повышения достигнутого уровня, т.е. обеспечение его развития.

К повсеместно применимым критериям общей социальной эффективности управления можно отнести: а) уровень производительности труда,соотносимый с мировыми параметрами по его соответствующим видам; б) темпы и масштабы прироста национального богатства, исчисляемые по методике ООН; в) уровень благосостояния жизни людей в расчете на душу населения и с разбивкой доходов различных категорий, а также в сравнении со стандартами развитых стран; г) упорядоченность, безопасность и надежность общественных отношений, их воспроизводство с нарастающим позитивным результатом.

 

53. Эффективность организации и функционирования государственного аппарата.

Общая социальная эффективность государственного управления достигается усилиями двух компонентов системы последнего: государства, его органов и служащих, и общества, его управляемых объектов и самоуправленческих структур. Эта эффективность носит совокупный характер и не дает четкого представления о вкладе в нее каждого из названных компонентов.

Часто именно поведение и поступки людей, входящих в состав управляемых объектов, их терпеливость, смекалка, работоспособность и многое прочее, обеспечивают успех того или иного дела, но его результаты нередко приписываются исключительно управляющим компонентам (органам государственной власти и местного самоуправления, их должностным лицам), особенно высокого уровня. Следовательно, необходимы анализ и оценка состояния организации и функционирования самого государства как субъекта управления общественными процессами. Если буквально следовать смыслу критериев.специальной социальной эффективности государственного управления, то они раскрывают и характеризуюткачество (уровень) всей совокупности (системы) органов государственной власти и местного самоуправления в единстве их целеполагания, организации и функционирования. Прежде всего, это целеориентированность (иными словами, целесообразность, целевая обоснованность) организации и функционирования государственно-управляющей системы, ее крупных подсистем и других организационных структур, которая определяется через степень соответствия их управляющих воздействий целям, объективно исходящим из их положения и роли в обществе. Ко второму критерию специальной социальной эффективности государственного управления относятся затраты времени на решение управленческих вопросов и осуществление управленческих операций. В качестве третьего критерия специальной социальной эффективности государственного управления следует назвать стиль функционирования государственно-управляющей системы, ее подсистем и других организационных структур. Четвертый критерий специальной социальной эффективности государственного управления отражает сложность организации субъекта государственного управления, его подсистем и звеньевЗначит, взятые во взаимосвязи критерии "цели — время — стиль — сложность —' затраты" и рассмотренные под углом зрения содержания и силы порожденных ими управляющих воздействий способны достаточно емко характеризовать организацию и функционирование государства как субъекта управления общественными процессами.

 

54. Эффективность деятельности управленческих органов и должностных лиц.

Важная роль в измерении государственного управления принадлежит критериям конкретной социальной эффективности деятельности каждого управленческого органа (органа государственной власти и местного самоуправления) и должностного лица, каждого единичного управленческого решения, действия, отношения. Эти критерии необходимы потому, что общая и специальная социальная эффективность государственного управления является следствием ("суммой") конкретной социальной эффективности отдельных управленческих усилий. Кроме того, в условиях сложной, многозвенной и иерархической организации субъекта государственного управления возможны случаи, когда общая и специальная социальная эффективность достигается за счет активности одних управляющих компонентов при определенной пассивности, инертности других. Как и наоборот: на фоне общей неблагоприятной социально-экономической или политической ситуации могут быть органы и должностные лица, которые в рамках своей компетенции успешно справляются с управленческими проблемами. Между тем обществу, государству, людям нужны данные о характере и уровне функционирования не только системы государственного управления в целом (общая социальная эффективность), государственно-управляющей системы и ее крупных блоков (специальная социальная эффективность), но и соответствующих единичных (конкретных) элементов.

 

55. Оценка эффективности государственного управления и общественные институты её применения

Результаты государственного управления наглядно видны в экономике и благосостоянии людей, в социальной и духовной сфере, в общественной безопасности (правопорядке), в международном сотрудничестве и в других сторонах жизни. И все общество в целом, и каждый человек в отдельности имеют свое мнение относительно рациональности и эффективности государственного управления. Однако подобное ценностное отношение людей к государственному управлению не заменяет необходимости специальной, т.е. квалифицированной и общественно значимой оценки качества государственного управления или его отдельных проявлений в тот или иной исторический моментВ государственном управлении при оценке его рациональности и эффективности должны, как минимум, сравниваться: а) цели, практически осуществляемые в государственном управлении, с целями, которые объективно детерминированы общественными запросами; б) цели, реализованные в управленческих процессах, с результатами, полученными при объективации государственного управления (решений и действий его управляющих компонентов); в) объективные результаты управления с общественными потребностями и интересами; г) общественные издержки, ушедшие на государственное управление, с объективными результатами, полученными вследствие управления; д) возможности, заложенные в управленческом потенциале, со степенью их реального использования.Разумеется, оценивать можно и другие управленческие явления, главное состоит в том, чтобы познавать степень реального удовлетворения общественных запросов в государственно-правовом целеполагании, организации и регулировании..

 

Вопрос.

Приватизация — форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи (полной или частичной) государственной (муниципальной) собственности в частные руки

Сущность основных принципов приватизации заключается в следующем:

во-первых, в сочетании возмездного и безвозмездного способов приватизации, при которых часть государственного имущества, под­лежащего приватизации, бесплатно передается в собственность граждан, а другая продается частным и негосударственным юриди­ческим лицам;

во-вторых, в праве каждого гражданина РФ на часть безвозмездно передаваемой собственности. В связи с общенародным характером государственной собственности за каждым гражданином России за­креплено право получить часть приватизируемого государственного имущества бесплатно. Практически это право реализовывалось путем выдачи именных приватизированных чеков;

в-третьих, в дифференциации методов, форм и процедур прива­тизации. То есть в связи с тем, что приватизируемые объекты различаются размерами производства, значимостью и конкуренто­способностью продукции, уровнем технической оснащенности, финан­совым положением и т. д., данный принцип предполагает использо­вание различных способов, методов и процедур при проведении приватизации. Так, небольшие предприятия могут быть проданы с аукциона, а крупные преобразованы в акционерные общества; платежи в бюджет за приобретенное государственное имущество могут быть одноразовые и в рассрочку;

в-четвертых, в предоставлении определенных социальных гаран­тий членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий. Государство обеспечивает более благоприятные условия для участия трудовых коллективов в приватизации своих предприятий. Трудовой коллектив может выступить инициатором приватизации предприятия, т. е. подать предложение на приватизацию в соответствующие органы. Члены трудового коллектива имеют первоочередное право приобретать акции акционерных обществ, созданных путем преобразования госу­дарственных и арендных предприятий, как за денежные средства, так и за приватизационные чеки. Трудовые коллективы арендных предприятий имеют первоочередное право выкупа арендуемого имуще­ства.

59. Частно - государственное предпринимательство.

Частно-государственное предпринимательство в условиях рынка имеет ряд характерных признаков: во-первых, существует тесная зависимость финансов предприятий от государственных финансов, приоритетное размещение госзаказов и госзакупок среди государственных предприятий, предоставление льготных кредитов и субсидий, установление на их продукцию и услуги льготных цен.

Во-вторых, государство осуществляет патерналистский подход к принадлежащим ему предприятиям в области занятости и социального обеспечения, режима труда и отдыха, а также требований к предотвращению их несостоятельности и банкротства.

В-третьих, управление предприятием строится на принципе административного подчинения и строгой субординации, делегирования государством директорскому корпусу предприятия функции исполнения обязанности собственника-государства — быть уполномоченными государственными служащими.

В-четвертых, интересы предприятия продиктованы общественными интересами, частные выгоды подчинены общественным. Экономический расчет частных затрат и выгод носит неформальный характер и цены устанавливаются как расчетные или в режиме монопольного рынка.

 

60. Процесс совершенствования государственного управления.

Если обобщить все сказанное в курсе лекций о государственном управлении, то можно обозначить такие "блоки" предмета его совершенствования:а) постоянное и охватывающее все уровни и направления улучшение и упрочение взаимодействий между управляющими и управляемыми компонентами системы государственного управления, что предполагает совершенствование главным образом "древа целей" и функциональной структуры государственного управления; б) непрерывное развитие общественной сущности государственного управления посредством его все более глубокой демократизации, расширения участия граждан в его процессах, становления и активизации самоуправляемых общественных механизмов, что связано преимущественно с совершенствованием организационной структуры государственного управления; в) системная рационализация государственно-управленческой деятельности с целью все большей социальной, организационной и правовой обусловленности, обоснованности и эффективности каждого ее элемента, умелое сочленение и полное использование человеческого потенциала и научно-технических средств управления; г) создание информационных, организационных и других условий, факторов и стимулов, обеспечивающих введение в управленческую практику и эффективное применение в ней научных форм, методов и средств овладения человеком объективной действительностью; д) постоянно и научно прогнозируемое улучшение системы подбора, использования, подготовки и повышения квалификации управленческих кадров всех категорий, развитие методов, средств и форм стимулирования инициативного, качественного и ответственного исполнения государственных должностей; е) широкое использование социально-психологических факторов развития свободных, демократических, обоюдоответственных отношений между всеми участниками государственно-управленческих отношений.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 170; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.162.87 (0.041 с.)