Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Место и роль государственных служащих в системе государственного управления. Сущность и предназначение государственной службы. ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Сущность и предназначение государственной службы. Есть два подхода к сущностной характеристике государственной службы — институционально-правовой и административно- политический. Первый подход — правовой, его смысл состоит в том, что государственная служба рассматривается как социально-правовой институт, его основная цель — обеспечивать интересы государства и общества его главные функции — административная и сервисная, по существу, не имеющие политического характера. Второй подход — деятельностный, административно-политический. Он заключается в том, что государственная служба является профессиональной деятельностью по обеспечению полномочий государственных органов и должностных лиц — политиков. Поэтому она имеет политический характер. По своему происхождению государственная служба имеет ярко выраженный публично-правовой характер. По своему предназначению она имеет административный (управленческий) и сервисный характер. По качеству и эффективности выполняемой деятельности государственная служба имеет профессиональный характер.
Вопрос 1. Гражданская- Первый вид госслужбы включает в себя федеральную службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации. Гражданская служба РФ – вид госслужбы, которая подразумевает профессиональную деятельность лиц, которые заняты в этой сфере и обеспечивают исполнение полномочий и задач государственных органов РФ. 2. Военная- Военная служба предусматривает выполнение основной цели, связанной с защитой государства от посягательств других стран на устоявшийся строй, его независимости, территориальной целостности, потенциала страны. 3. Правоохранительная- Правоохранительная служба обязана выполнят защитную функцию, то есть она защищает права и свободы граждан и структур РФ, обеспечивает общественный порядок и безопасность, борется с преступностью и административными нарушениями. Военная и правоохранительная служба представляет собой определенный вид госслужбы, который непосредственно связан с охранно-представительской деятельностью государства, обеспечивает полную безопасность граждан, внутреннюю и внешнюю безопасность государства в целом и правопорядок в нем.
К основным признакам этих служб относят: 32 вопрос. Управление персоналом государственной службы – это целенаправленное упорядоченное воздействие субъекта на объект, осуществляемое непосредственно субъектом управления. Управление персоналом одновременно выступает как система организаций, как процесс и как структура. Управление персоналом государственной службы включает следующие аспекты деятельности. Формирование персонала: - прогнозирование структуры персонала; - определение потребности; - планирование персонала; - привлечение, подбор, отбор и расстановка персонала, заключение договоров (контрактов), конкурсный отбор, увольнение. Востребованность персонала: - профессионально-квалификационное и должностное продвижение работника (управление карьерой); - создание постоянных кадров; - улучшение морально-психологического климата в коллективе. Стабилизация персонала: - учет квалификации сотрудников, средства и пути ее повышения; - выявление потенциала служащих; - обучение, повышение квалификации в организации; - переподготовка вне организации. управление персоналом государственных органов представляет собой сложный, постоянно обновляющийся творческий процесс, в котором взаимодействуют многие организационные, социально-психологические, правовые, экономические, нравственные и другие факторы.
Вопрос. норМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА
Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» Федеральный закон от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной гражданской службы Российской Федерации» Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» Указ Президента Российской Федерации №110 от 1 февраля 2005 г. "О проведении аттестации государственный гражданских служащих Российской Федерации" Указ Президента Российской Федерации №111 от 1 февраля 2005 г. "О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)" Указ Президента Российской Федерации №112 от 1 февраля 2005 г. "О конкурсе на замещение вакантной должности федеральной государственной гражданской службы" Указ Президента Российской Федерации №763 от 25 июля 2006 г. "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" Указ Президента Российской Федерации №1131 от 27 сентября 2005 г. «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих» Указ Президента Российской Федерации №813 от 18 июля 2005 г.«О порядке и условиях командирования федеральных государственных гражданских служащих» Указ Президента Российской Федерации №609 от 30 мая 2005 г. «Об утверждении положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела» Указ Президента Российской Федерации N 159 от 16 февраля 2005 года «О примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации» Указ Президента Российской Федерации № 1532 от 19 ноября 2007 года (в ред. Указа Президента РФ от 14.01.2011 № 38) «Об исчислении стажа государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации» Приказ Ростехнадзора от 1 октября 2009 года № 830 «Об утверждении Положения о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы, премирования, выплаты единовременного поощрения за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу, единовременной выплаты к ежегодному оплачиваемому отпуску, выплаты материальной помощи федеральным государственным гражданским служащим Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору»
Вопрос. В научный оборот этот термин вошел благодаря немецкому социологу, экономисту, историку Максу Веберу (1864-1920), автору наиболее полного и всестороннего социологического исследования феномена бюрократии.
Вебер предложил следующие принципы бюрократической концепции организационной структуры: иерархическое построение организации; иерархия приказа, построенная на легальной власти; подчинение нижестоящего работника вышестоящему и ответственность не только за свои действия, но и за действия подчиненных; специализация и разделение труда по функциям; четкая система процедур и правил, обеспечивающая единообразие выполнения производственных процессов; система продвижения и пребывания в должности, основанная на умениях и опыте и измеряемая стандартами; ориентация системы коммуникаций как в организации, так и вне се на написанные правила. Термин «бюрократия» Вебером использовался для обозначения рациональной организации, предписания и правила которой создают фундамент эффективной работы и позволяют бороться с фаворитизмом. Бюрократия рассматривалась им как некий идеальный образ, наиболее эффективный инструмент управления социальными структурами и отдельными структурными единицами. По мнению Вебера, жестко формализованный характер бюрократических отношений, четкость распределения ролевых функций, личная заинтересованность бюрократов в достижении целей организации приводят к принятию своевременных и квалифицированных решений, основанных на тщательно отобранной и проверенной информации. Бюрократию как рациональную машину управления характеризуют: жесткая ответственность за каждый участок работы: координация во имя достижения организационных целей; оптимальное действие безличных правил; четкая иерархическая зависимость Вопрос. Бюрократия — это социальный слой профессиональных управленцев, включенных в организационную структуру, характеризующуюся четкой иерархией, «вертикальными» информационными потоками, формализованными способами принятия решений, претензией на особый статус в обществе. Объектом анализа при изучении бюрократизма являются: § противоречия, возникающие при реализации функций управления; § управление как процесс труда; § интересы социальных групп, участвующих в бюрократических отношениях. § признаки бюрократии: § 1) руководство официальными делами осуществляется неизменными методами; § 2) решение опирается на комплекс норм и признаков, которые определяют обязанности каждого функционера и его управленческо-исполнительную деятельность; § 3) властные функции и ответственность каждого функционера, представляющие часть иерархической властной системы, определяются не его индивидуальными качествами, а занимаемым им местом в этой системе;
§ 4) средства, обеспечивающие властные функции функционера, являются прерогативой властной системы, а не функционера. Последний несет ответственность лишь за использование этих средств при осуществлении порученных ему функций; § 5) весь процесс функционирования бюрократической системы (и его подсистем) представляет собой субпроизводство документов, выражающих властную волю вышестоящей властной системы (а в производстве собственных властных документов — в пределах своих функций).
Вопрос. Социальная политика — система взаимоотношений основных элементов социальной структуры общества по поводу сохранения и изменения социального поведения населения в целом и составляющих его классов, слоев, общностей. Субъектами социальной политики являются граждане и социальные группы. Чаще под социальной политикой в прикладном, практическом смысле (контексте) понимают совокупность (систему) конкретных мер и мероприятий, направленных на жизнеобеспечение населения. Традиционными сферами социальной политики считаются следующие: образование, здравоохранение, жильё и социальное страхование (включая пенсионное обеспечение и индивидуальные социальные услуги.
Вопрос. элементов: а) целевых, функциональных и организационных характеристик органов государственной власти и местного самоуправления, которые определяют их место и правовой статус в иерархии управляющей системы субъектов государственного управления; б) юридически закрепленных и соответственно практически используемых форм, методов и процедур управленческой деятельности органов управления и их должностных лиц; в) реально проявляемых общекультурных, профессиональных и личностных качеств должностных лиц, посредством которых формируются социально-психологические механизмы управления. Свойства стиля государственного управления создаются акцентом в названных элементах и комбинациями из них. Исходя из этого, в научной литературе выделено несколько стилей управления: директивный (административно-директивный, автократический, авторитарный), демократический (коллегиальный, кооперативный, корпоративный) и либеральный. Директивным признается стиль, который отличается чрезмерной централизацией власти, приверженностью к единоначалию в гипертрофированных формах, самовластным решением большинства не только крупных, но и сравнительно мелких вопросов жизни коллектива, сознательным ограничением контактов с подчиненными. Демократический стиль предполагает предоставление подчиненным самостоятельности, соразмерной их квалификации и выполняемым функциям, подготовку и принятие решений при их деятельном участии, создание необходимых для выполнения работы предпосылок и справедливую оценку их усилий, уважительное отношение к людям и заботу об их потребностях. Либеральный стиль отличают рассогласованность деятельности, бесконечные увязывания личностных интересов и амбиций, многоговорение, нежелание принять на себя ответственность за решения и их последствия, когда они неблагоприятны.
Вопрос. распределение управленческой деятельности Должно идти на основании управленческих потребностей и интересов, объективных закономерностей и организационных форм управляемых объектов. Важным условием правильного распределения управленческой деятельности является ее ориентация на обеспечение реализации компетенции органов государственной власти и местного самоуправления. Причем имеется в виду распределение управленческой деятельности не только внутри органа, но и вне его, ибо существует общая заинтересованность в надлежащей реализуемости компетенции всех организационных структур. Распределение управленческой деятельности обусловлено также уровнем и новизной ее научно-технического и информационного обеспечения, наличием и состоянием освоения управленческих технологий. Здесь важно многое: типовые образцы документации; унифицированная система показателей, адекватно характеризующих качество и количество соответствующих явлений; создание организационных и технических условий для оперативной и точной передачи нужной информации. В связи с правовой регламентацией управленческой деятельности логично возникают весьма практические вопросы: что регламентировать, в каком объеме и в какой форме? В ряде научных суждений и практических рекомендаций порой просматривается стремление регламентировать и по содержанию, и по форме буквально каждый шаг или каждый час служащего аппарата. В государственных органах часто один работник заменяет другого или выполняет вроде бы не положенную по должности деятельность.
Вопрос. Вопрос 52. Общая социальная эффективность государственного управления Критерии общей социальной эффективности и призваны выводить государственное управление на потребности и проблемы общества и характеризовать управленческий уровень их разрешения. Они логично включают в себя не только результаты общественного (совокупного) производства, но и социальные последствия потребления соответствующих продуктов (материальных и духовных), не только экономические явления, но и социальные(в узком смысле слова), духовно-идеологические, психологические, политические, исторические, экологические, демографические явления, короче говоря, весь спектр явлений, отношений и процессов, необходимых для нормальной жизнедеятельности людей. Следует подчеркнуть, что социальный эффект, на который призвано ориентироваться государственное управление, предполагает не только постоянно воспроизводящийся уровень функционирования управляемого явления, процесса, отношения, но и наличие, сохранение в последнем источников и тенденций активного повышения достигнутого уровня, т.е. обеспечение его развития. К повсеместно применимым критериям общей социальной эффективности управления можно отнести: а) уровень производительности труда,соотносимый с мировыми параметрами по его соответствующим видам; б) темпы и масштабы прироста национального богатства, исчисляемые по методике ООН; в) уровень благосостояния жизни людей в расчете на душу населения и с разбивкой доходов различных категорий, а также в сравнении со стандартами развитых стран; г) упорядоченность, безопасность и надежность общественных отношений, их воспроизводство с нарастающим позитивным результатом.
53. Эффективность организации и функционирования государственного аппарата. Общая социальная эффективность государственного управления достигается усилиями двух компонентов системы последнего: государства, его органов и служащих, и общества, его управляемых объектов и самоуправленческих структур. Эта эффективность носит совокупный характер и не дает четкого представления о вкладе в нее каждого из названных компонентов. Часто именно поведение и поступки людей, входящих в состав управляемых объектов, их терпеливость, смекалка, работоспособность и многое прочее, обеспечивают успех того или иного дела, но его результаты нередко приписываются исключительно управляющим компонентам (органам государственной власти и местного самоуправления, их должностным лицам), особенно высокого уровня. Следовательно, необходимы анализ и оценка состояния организации и функционирования самого государства как субъекта управления общественными процессами. Если буквально следовать смыслу критериев.специальной социальной эффективности государственного управления, то они раскрывают и характеризуюткачество (уровень) всей совокупности (системы) органов государственной власти и местного самоуправления в единстве их целеполагания, организации и функционирования. Прежде всего, это целеориентированность (иными словами, целесообразность, целевая обоснованность) организации и функционирования государственно-управляющей системы, ее крупных подсистем и других организационных структур, которая определяется через степень соответствия их управляющих воздействий целям, объективно исходящим из их положения и роли в обществе. Ко второму критерию специальной социальной эффективности государственного управления относятся затраты времени на решение управленческих вопросов и осуществление управленческих операций. В качестве третьего критерия специальной социальной эффективности государственного управления следует назвать стиль функционирования государственно-управляющей системы, ее подсистем и других организационных структур. Четвертый критерий специальной социальной эффективности государственного управления отражает сложность организации субъекта государственного управления, его подсистем и звеньевЗначит, взятые во взаимосвязи критерии "цели — время — стиль — сложность —' затраты" и рассмотренные под углом зрения содержания и силы порожденных ими управляющих воздействий способны достаточно емко характеризовать организацию и функционирование государства как субъекта управления общественными процессами.
54. Эффективность деятельности управленческих органов и должностных лиц. Важная роль в измерении государственного управления принадлежит критериям конкретной социальной эффективности деятельности каждого управленческого органа (органа государственной власти и местного самоуправления) и должностного лица, каждого единичного управленческого решения, действия, отношения. Эти критерии необходимы потому, что общая и специальная социальная эффективность государственного управления является следствием ("суммой") конкретной социальной эффективности отдельных управленческих усилий. Кроме того, в условиях сложной, многозвенной и иерархической организации субъекта государственного управления возможны случаи, когда общая и специальная социальная эффективность достигается за счет активности одних управляющих компонентов при определенной пассивности, инертности других. Как и наоборот: на фоне общей неблагоприятной социально-экономической или политической ситуации могут быть органы и должностные лица, которые в рамках своей компетенции успешно справляются с управленческими проблемами. Между тем обществу, государству, людям нужны данные о характере и уровне функционирования не только системы государственного управления в целом (общая социальная эффективность), государственно-управляющей системы и ее крупных блоков (специальная социальная эффективность), но и соответствующих единичных (конкретных) элементов.
55. Оценка эффективности государственного управления и общественные институты её применения Результаты государственного управления наглядно видны в экономике и благосостоянии людей, в социальной и духовной сфере, в общественной безопасности (правопорядке), в международном сотрудничестве и в других сторонах жизни. И все общество в целом, и каждый человек в отдельности имеют свое мнение относительно рациональности и эффективности государственного управления. Однако подобное ценностное отношение людей к государственному управлению не заменяет необходимости специальной, т.е. квалифицированной и общественно значимой оценки качества государственного управления или его отдельных проявлений в тот или иной исторический моментВ государственном управлении при оценке его рациональности и эффективности должны, как минимум, сравниваться: а) цели, практически осуществляемые в государственном управлении, с целями, которые объективно детерминированы общественными запросами; б) цели, реализованные в управленческих процессах, с результатами, полученными при объективации государственного управления (решений и действий его управляющих компонентов); в) объективные результаты управления с общественными потребностями и интересами; г) общественные издержки, ушедшие на государственное управление, с объективными результатами, полученными вследствие управления; д) возможности, заложенные в управленческом потенциале, со степенью их реального использования.Разумеется, оценивать можно и другие управленческие явления, главное состоит в том, чтобы познавать степень реального удовлетворения общественных запросов в государственно-правовом целеполагании, организации и регулировании..
Вопрос. Приватизация — форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи (полной или частичной) государственной (муниципальной) собственности в частные руки Сущность основных принципов приватизации заключается в следующем: во-первых, в сочетании возмездного и безвозмездного способов приватизации, при которых часть государственного имущества, подлежащего приватизации, бесплатно передается в собственность граждан, а другая продается частным и негосударственным юридическим лицам; во-вторых, в праве каждого гражданина РФ на часть безвозмездно передаваемой собственности. В связи с общенародным характером государственной собственности за каждым гражданином России закреплено право получить часть приватизируемого государственного имущества бесплатно. Практически это право реализовывалось путем выдачи именных приватизированных чеков; в-третьих, в дифференциации методов, форм и процедур приватизации. То есть в связи с тем, что приватизируемые объекты различаются размерами производства, значимостью и конкурентоспособностью продукции, уровнем технической оснащенности, финансовым положением и т. д., данный принцип предполагает использование различных способов, методов и процедур при проведении приватизации. Так, небольшие предприятия могут быть проданы с аукциона, а крупные преобразованы в акционерные общества; платежи в бюджет за приобретенное государственное имущество могут быть одноразовые и в рассрочку; в-четвертых, в предоставлении определенных социальных гарантий членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий. Государство обеспечивает более благоприятные условия для участия трудовых коллективов в приватизации своих предприятий. Трудовой коллектив может выступить инициатором приватизации предприятия, т. е. подать предложение на приватизацию в соответствующие органы. Члены трудового коллектива имеют первоочередное право приобретать акции акционерных обществ, созданных путем преобразования государственных и арендных предприятий, как за денежные средства, так и за приватизационные чеки. Трудовые коллективы арендных предприятий имеют первоочередное право выкупа арендуемого имущества. 59. Частно - государственное предпринимательство. Частно-государственное предпринимательство в условиях рынка имеет ряд характерных признаков: во-первых, существует тесная зависимость финансов предприятий от государственных финансов, приоритетное размещение госзаказов и госзакупок среди государственных предприятий, предоставление льготных кредитов и субсидий, установление на их продукцию и услуги льготных цен. Во-вторых, государство осуществляет патерналистский подход к принадлежащим ему предприятиям в области занятости и социального обеспечения, режима труда и отдыха, а также требований к предотвращению их несостоятельности и банкротства. В-третьих, управление предприятием строится на принципе административного подчинения и строгой субординации, делегирования государством директорскому корпусу предприятия функции исполнения обязанности собственника-государства — быть уполномоченными государственными служащими. В-четвертых, интересы предприятия продиктованы общественными интересами, частные выгоды подчинены общественным. Экономический расчет частных затрат и выгод носит неформальный характер и цены устанавливаются как расчетные или в режиме монопольного рынка.
60. Процесс совершенствования государственного управления. Если обобщить все сказанное в курсе лекций о государственном управлении, то можно обозначить такие "блоки" предмета его совершенствования:а) постоянное и охватывающее все уровни и направления улучшение и упрочение взаимодействий между управляющими и управляемыми компонентами системы государственного управления, что предполагает совершенствование главным образом "древа целей" и функциональной структуры государственного управления; б) непрерывное развитие общественной сущности государственного управления посредством его все более глубокой демократизации, расширения участия граждан в его процессах, становления и активизации самоуправляемых общественных механизмов, что связано преимущественно с совершенствованием организационной структуры государственного управления; в) системная рационализация государственно-управленческой деятельности с целью все большей социальной, организационной и правовой обусловленности, обоснованности и эффективности каждого ее элемента, умелое сочленение и полное использование человеческого потенциала и научно-технических средств управления; г) создание информационных, организационных и других условий, факторов и стимулов, обеспечивающих введение в управленческую практику и эффективное применение в ней научных форм, методов и средств овладения человеком объективной действительностью; д) постоянно и научно прогнозируемое улучшение системы подбора, использования, подготовки и повышения квалификации управленческих кадров всех категорий, развитие методов, средств и форм стимулирования инициативного, качественного и ответственного исполнения государственных должностей; е) широкое использование социально-психологических факторов развития свободных, демократических, обоюдоответственных отношений между всеми участниками государственно-управленческих отношений.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 170; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.162.87 (0.041 с.) |