Виды принципов государственного управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды принципов государственного управления



Принцип— это специфическое понятие, в ко­тором содержатся не столько сама закономерность, отношение, взаимосвязь, сколько наше знание о них. Принцип есть фиксация результатов научного познания со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Принцип объективности государственного управления являет­ся исходным и обусловливает необходимость следования во всех Управленческих процессах требованиям объективных закономерно­стей (естественно-природных и общественно-исторических) и реаль­ным возможностям общественных сил. Он выражает зависимость системы государственного управления от: а) характера, уровня раз­вития и закономерностей общества, прежде всего тех его компонентов, которые выступают управляемыми объектами; б) обществен­ных целей, поставленных и решаемых в данный исторический отрезок времени; в) наличных средств и ресурсов, подлежащих вовлечению в управление; г) внутренних закономерностей функцио­нирования и развития управления как определенного системного общественного явления. Принцип объективности отражает также широкий круг закономерностей, отношений и взаимосвязей орга­низации, функционирования и развития государственного управ­ления, связанных с преломлением и реализацией в нем целей, объек­тивных условий и субъективного фактора общества.

В современном государстве основополагающее значение в осуще­ствлении управления с его стороны отводится принципу демокра­тизма государственного управления. Утверждение этого принципа является результатом многовековой борьбы народов за признание их носителями суверенитета и единственным источником власти и соответственно за обеспечение прав и свобод каждого человека и гражданина. Принцип демократизма воспроизводит народовлас­тие в государственном управлении.

Если признавать, что государство служит обществу, а деятель­ность органов государственной власти и местного самоуправлений ориентирована на удовлетворение управленческих потребностей, интересов и целей людей, то нетрудно сделать вывод о том, что все в государственном управлении относится к категории должного и не может не быть надлежаще упорядочено. Сущность правового го­сударства также реализуется в государственном управлении. Та­ким образом, есть основание говорить о принципе правовой упоря­доченности государственного управления.

Этот принцип объективно обусловливает необходимость законо­дательного определения основных аспектов целей, функций, структур, процесса, самих принципов государственного управле­ния. Причем не просто решения данных вопросов в законах или иных нормативных правовых актах, а именно в правовых законах (здесь нет тавтологии), содержащих в себе идеи справедливости, гуманности, сотрудничества, обеспечения прав, свобод и обязан­ностей людей.

Следующий принцип, также связанный с демократической, пра­вовой организацией государственной власти и государственного управления, можно обозначить как принцип федерализма государственного управления. Принцип федерализма содержит в себе богатое организационно-регулирующее начало. Совре­менные технологии различных видов человеческой деятельности, в основе которых лежит инициатива и творчество, также обуслов­ливают необходимость построения власти снизу вверх с акцентом на свободе и ответственности человека.

Среди общесистемных принципов есть основания выделить нако­нец принцип публичности государственного управления. Он тоже воспроизводит демократическую, правовую (если таковая имеется) государственность и обеспечивает связь государственного управле­ния с обществом, гражданами. Этот принцип напоминает называе­мый во многих публикациях принцип гласности и учета общест­венного мнения.

Большую и сложную группу составляют структурные принципы, среди которых представляется возможным выделить следующие.

Структурно-целевые принципы государственного управления, отражающие закономерности, отношения и взаимосвязи рацио­нального построения «древа» целей государственного управления (6.1), включают в себя принципы:

1) согласованности целей государственного управления по основ­ным параметрам, их непротиворечивость друг другу;

2) взаимодополняемости целей, при которой одна цель способ­ствует другой и ее усиливает;

3) подчинения частных, локальных целей общим (стратегиче­ским) — иерархию целей в «древе» целей государственного управле­ния;

4) превращения результатов реализации одних целей в источник других — последовательность в движении по достижению всей со­вокупности целей, представленных в «древе» целей государствен­ного управления;

5) распределенности целей по функциям государственного управ­ления и управленческим функциям государственных органов - обеспечение перехода «древа» целей государственного управления в функциональную структуру государственного управления.

В числе структурно-функциональных принципов государствен­ного управления, характеризующих закономерности, отношения и взаимосвязи построения функциональной структуры государ­ственного управления (1. 4), можно назвать следующие принципы:

1) дифференциации и фиксирования функций путем издания пра­вовых норм — закрепления управленческих функций в компетен­ции органов государственной власти и местного самоуправления;

2) совместимости, предполагающий совместимость однопорядковых управленческих функций в рамках компетенции одного ор­гана, а также совместимость управленческих функций этого орга­на с управленческими функциями других органов в рамках их подсистемы или в целом организационной структуры государ­ственного управления;

3) концентрации, обусловливающий необходимость предостав­ления определенному органу таких управленческих функций о соответствующих ресурсов, чтобы исходящие от него государственно-управляющие воздействия действительно широко и мощно направляли бы, организовывали и регулировали управляемые объекты;

4) комбинирования, направленный на то, чтобы определенная со­вокупность управленческих функций, исходящая из различных управляющих компонентов, в своей собственной организации не допускала дублирования и параллелизма;

5) достаточного разнообразия, требующий, чтобы управленче­ские функции (воздействия), приходящиеся на тот или иной компонент системы управления, по количеству и содержанию отвечали различным управленческим потребностям последнего;

6) соответствия управляющих воздействий реальным потреб­ностям и запросам управляемых компонентов и, главным образом, управляемых объектов.

Среди структурно-организационных принципов государственно­го управления, связанных с закономерностями, отношениями и взаимосвязями построения организационной структуры государ­ственного управления (7), выделяются такие принципы, как:

1) единства системы государственной власти, обеспечиваю­щий целостность, согласованность и действенность государственно-управленческих процессов;

2) территориально-отраслевой, обусловливающий зависимость организационных структур от территории, отрасли производства и обслуживания, сферы общественной жизнедеятельности;

3) многообразия организационных связей, раскрывающих реаль­ные вертикальные и горизонтальные организационные взаимодей­ствия органов государственной власти и местного самоуправления в системе государственного управления;

4) сочетания коллегиальности и единоначалия, вызванный спе­цификой организационного строения и порядка деятельности от­ дельных органов государственной власти и местного самоуправле­ния;

5) линейно-функциональный, раскрывающий объем и содержа­ние подчиненности и управленческого взаимодействия в организа­ционной структуре государственного управления.

К структурно-процессуальным принципам, дающим представле­ние об основных (определяющих) закономерностях, отношениях, взаимосвязях рационального и эффективного ведения управлен­ческой деятельности органов государственной власти и местного самоуправления (9. 5) и имеющим широкое применение, относятся принципы:

1) соответствия элементов (методов, форм и стадий) управлен­ческой деятельности органов государственной власти и местного самоуправления их функциям и организации;

2) конкретизации управленческой деятельности и личной ответ­ственности за ее результаты;

3) стимулирования рациональной и эффективной управленче­ской деятельности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.78.41 (0.008 с.)