Анализ результатов исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ результатов исследования



 

В данном исследовании рассматриваются проблемы своеобразия личностного развития детей-инвалидов по слуху, обусловленного неполноценностью эмоционального и речевого общения с окружающими людьми с первых дней их жизни.

По результатам проведенных методик, мы пришли к определенным результатам.

Так в проективной методике "Лестница" мы узнали, что уровень самооценки у детей-инвалидов по слуху и детей с сохранным слухом заметно отличаются. (Результаты представлены в таблице 1).

 

Таблица 1.

Уровень самооценки среди детей-инвалидов по слуху и детей с сохранным слухом

Уровень самооценки Дети - инвалиды по слуху Дети с сохранным слухом
Неадекватно завышенная 70,0 % 0 %
Высокая 23,0 % 14,0 %
Адекватная 7,0% 73,0 %
Низкая 0 % 14 %

 

То есть, 70% из 100% детей-ивалидов по слуху имеют неадекватно завышенную самооценку, а дети с сохранным слухом 0% Такие результаты различия связаны с тем, что на формирование завышенной самооценки у детей с нарушенным слухом влияют разные факторы - условия семейного воспитания, учебные навыки и достижения, степень развития коммуникативных навыков, условия обучения. Так же влияет и тот факт, что дети-инвалиды по слуху получают похвалу за меньшие достижения; замедленные темпы интеллектуального развития у детей-инвалидов по слуху приводят к более позднему формированию механизмов рефлексии и самоаналаза.

По методике выбора цветов М. Люшера мы узнали, что дети - инвалиды по слуху показали результаты, несколько отличающиеся от показателя уровня самооценки. (Результаты представлены в таблице 2).

 

Таблица 2.

Уровень направленности детей-инвалидов по слуху на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности.

Наименование позиций Отношение к цвету Цвет %
1 позиция Наиболее предпочитаемые цвета, желаемое состояние синий сине-зеленый оранжево-красный светло-желтый фиолетовый коричневый черный серый 6,0% 0 36 % 26% 0% 13% 3% 0%
2 позиция   синий сине-зеленый оранжево-красный светло-желтый фиолетовый коричневый черный серый 3% 16% 20% 16% 33% 3% 3% 3%
3 позиция Ощущение испытуемым истинной ситуации, в которой он находится синий сине-зеленый оранжево-красный светло-желтый фиолетовый коричневый черный серый 6% 30% 13% 10% 20% 3% 16% 0%
4 позиция   синий сине-зеленый оранжево-красный светло-желтый фиолетовый коричневый черный серый 16% 13% 6% 6% 10% 3% 16% 0%
5 позиция Безразличие к цвету, нейтральное отношение к нему синий сине-зеленый оранжево-красный светло-желтый фиолетовый коричневый черный серый 10% 6% 16% 20% 23% 10% 3% 10%
6 позиция   Синий сине-зеленый оранжево-красный светло-желтый фиолетовый коричневый черный серый 23% 16% 0% 3% 3% 16% 33% 10%
7 позиция Негативное отношение к цвету, стремление подавить какую либо потребность, мотив, настроение синий сине-зеленый оранжево-красный светло-желтый фиолетовый коричневый черный серый 10% 16% 6% 3% 3% 20% 13% 23,3%
8 позиция   синий сине-зеленый оранжево-красный светло-желтый фиолетовый коричневый черный серый 10% 0% 0% 0% 0% 20% 13% 17%

 

В таком же порядке были протестированы дети с сохранным слухом, которые показали, с целью сравнения особенностей личностного развития, эмоционального состояния, направленности детей с сохранным слухом на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности. (Результаты представлены в таблице 3)

 

Таблица 3.

Уровень направленности детей с сохранным слухом на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности.

Наименование позиций Отношение к цвету Цвет %
1 позиция Наиболее предпочитаемые цвета, желаемое состояние синий сине-зеленый оранжево-красный светло-желтый фиолетовый коричневый черный серый 16% 6% 26% 20% 26% 0% 3% 0%
2 позиция   синий сине-зеленый оранжево-красный светло-желтый фиолетовый коричневый черный серый 10% 23% 30% 23% 10% 3% 0% 0%
3 позиция Ощущение испытуемым истинной ситуации, в которой он находится синий сине-зеленый оранжево-красный светло-желтый фиолетовый коричневый черный серый 23% 6% 20% 10% 13% 6% 13% 0%
4 позиция   синий сине-зеленый оранжево-красный светло-желтый фиолетовый коричневый черный серый 16% 33% 6% 26% 13% 3% 0% 0%
5 позиция Безразличие к цвету, нейтральное отношение к нему синий сине-зеленый оранжево-красный светло-желтый фиолетовый коричневый черный серый 20% 13% 6% 10% 36% 6% 3% 0%
6 позиция   синий сине-зеленый оранжево-красный светло-желтый фиолетовый коричневый черный серый 0% 10% 3% 3% 3% 56% 16% 6%
7 позиция Негативное отношение к цвету, стремление подавить какую либо потребность, мотив, настроение синий сине-зеленый оранжево-красный светло-желтый фиолетовый коричневый черный серый 6% 6% 10% 0% 0% 20% 46% 10%
8 позиция   синий сине-зеленый оранжево-красный светло-желтый фиолетовый коричневый черный серый 3% 0% 0% 0% 0% 0% 13% 83%

 

Характеристика основных и дополнительных цветов.

Основные цвета:

синий - символизирует спокойствие, удовлетворенность;

сине-зеленый - чувство уверенности, настойчивость, иногда упрямство;

оранжево-красный - символизирует силу волевого усилия, агрессивность, наступательные тенденции, возбуждение;

светло-желтый - активность, стремление к общению, экспансивность, веселость;

Дополнительные цвета: фиолетовый. коричневый, черный, серый. Эти цвета символизируют негативные тенденции: тревожность, стресс, переживание страха, огорчения

Также по этой методике были учитаны взаимные расположения основных цветов в первых позициях второй серии в сравнении с показателями детей с сохранным слухом. (Результаты представлены в таблице 4).

 

Таблица 4.

Сочетание цветов Дети-инвалиды по слуху Слышащие дети
Синий и желтый 10% 6%
Зеленый и красный 23% 13%
Красный и желтый 23% 10%
Синий и желтый 3% 13%
Синий и красный 0% 13%
Зеленый и желтый 13% 6%

 

Положение основных цветов на последних позициях (6,7,8) то есть показатели тревоги, негативного состояния, и наличия компенсации негативного эмоционального состояния через основные цвета среди детей-инвалидов и детей с сохранным слухом показали результаты существенно отличающиеся. (Результаты представлены в таблице 5).


Таблица 5.

Показатель тревоги, негативного состояния и наличия компенсации среди детей-инвалидов и слышащих детей.

Наименование показателя Дети - инвалиды с нарушенным слухом Дети с сохранным слухом
Тревога 66% 9%
Компенсация 30% 100%

 

То есть, по результатам проведенных методик дети-инвалиды по слуху (интерпретация по 3 и 4, 6,7,8 позициях) наибольшее количество показали наличие тревоги, нейротизма это цвета черный 20%, коричневый и серый 16% из 100%. У детей с сохранным слухом наиболее предпочитаемые цвета имели существенные отличия, так сине-зеленый (чувство уверенности, настойчивость, иногда упрямство) 33%, светло-желтый (активность, стремление к общению, экспансивность, веселость) 26%, оранжево-красный (сила волевого усилия, агрессивность, наступательные тенденции, возбуждение) 20%. Свое неблагополучное состояние путем компенсации дети-инвалиды по слуху показали с наименьшими показателями 30% из 100%, в сравнении с показателями детей с сохранным слухом, 100% компенсация своего невротического состояния через цвета психологического благополучия - это светло-желтый, оранжево-красный цвета.

Такие результаты связаны с тем, что дети-инвалиды по слуху относительно позднее знакомятся с многообразием чувств человека, это и трудности в понимании литературных произведений, причин и следствий поступков тех или иных героев, в установлении причин эмоциональных переживаний, поздно возникает сопереживание тем или иным литературным героям. В результате мир переживаний ребенка-инвалида по слуху обедняется, упрощает складывающиеся межличностные отношения. Затруднения в выражении своих желаний и чувств при общении с окружающими могут привести к нарушению социальных отношений, повышению раздражительности и агрессивности, невротическим реакциям.

Далее нами была проведена проективная методики "Моя семья" с целью изучения и сравнения уровня взаимоотношения между членами семьи, как дети воспринимают свое место в семье, как они относятся к семье в целом и к отдельным членам семьи, какой климат и особенности взаимоотношений доминируют в семьях с детьми-инвалидами по слуху и с детьми с сохранным слухом. (Результаты представлены в таблице 6)

 

Таблица 6.

Анализ структуры изображения рисунков детей-инвалидов по слуху и детей, имеющих сохранный слух.

Структуры изображения рисунка Дети - инвалиды по слуху Слышащие дети
детализация изображенных членов семьи 83% 0%
разъединение рук 50% 20%
объединение рук 50% 80%
изображение полной семьи 36% 57%
искажение реального состава семьи 64% 43%
изображение всех членов семьи 36% 37%
уменьшение состава семьи 24% 23%
увеличение состава семьи 40% 40%
отсутствие, каких либо частей тела у всех членов семьи 83% 0%

 

В результате в рисунках детей-инвалидов по слуху характерна явная схематичность рисунков, детализация изображенных членов семьи 83,3% из 100, разъединение рук (низкий уровень эмоциональных связей) 50% из 100%, искажение реального состава семьи (эмоциональный конфликт) 64% из 100%, увеличение состава семьи 40% из 100%. Также отмечено отсутствие, каких либо частей тела у всех членов семьи - ушей и рук 83% из 100%. Рисунки детей с сохранным слухом несколько отличаются от предыдущих тем, что рисунки более развернутые, яркие, декорированные, использовались разные цвета. Разъединение рук (низкий уровень эмоциональных связей) 20% из 100%, объединение рук (сплоченность членов семьи) 80% из 100%, изображение полной семьи (эмоциональный комфорт) - 57% из 100%, искажение реального состава семьи (эмоциональный конфликт) - 43% из 100%, изображение всех членов семьи 37% из 100%.

Такие различия характерны неудовлетворенностью психоэмоциональных связей между членами семей, имеющих детей инвалидов по слуху. Родители детей-инвалидов по слуху, это слышащие родители принадлежат к социуму слышащих людей, переживших трагедию рождения ребенка с нарушенным слухом и крах определенных надежд. Взаимное непонимание в процессе социальных контактов становится причиной значительного своеобразия в эмоциональных отношениях детей-инвалидов по слуху с окружающими. Постоянный дефицит в удовлетворении потребностей в общении ведет к преобладанию отрицательных эмоций.

В методике "тест-опросник детско-родительских отношений" мы узнали, что в семьях, где есть ребенок - инвалид, структурирование параметров детско-родительских отношений имеют значительные отличия от семей с детьми, имеющими сохранный слух. (Результаты представлены в таблице 7).

 

Таблица 7.

Характерные особенности детско-родительский отношений в семьях с детьми-инвалидами по слуху и в семьях с детьми, имеющими сохранный слух.

Наименование шкал Семьи с детьми-инвалидами по слуху Семьи с детьми сохранным слухом
Инвалидизация 50% 13%
Отвержение 20% 10%
Гиперсоциализация 16% 13%
Социальная желательность 7% 33%
симбиоз 7% 31%

 

То есть, 50% из 100% семей, где есть ребенок, инвалид показали более высокий уровень шкалы инвалидизации ребенка, далее следует отвержение 20%, гиперсоциализация 16%. Такие различия связаны с тем, что родители слышащих детей при общении с ними не думают постоянно о том, что детей нужно учить говорить, а для родителей детей с нарушениями слуха развитие речи - главный фокус взаимодействия, они постоянно об этом думают и становятся в позицию "учителя" по отношению к своим детям, их общение не такое не принужденное и разнообразное, как у слышащих родителей со своими слышащими детьми. Родитель ребенка с нарушенным слухом часто считает, что его ребенок не может быть приспособлен к самостоятельной жизни, они не обучают ребенка навыкам социализации (ходить самостоятельно в магазин, одним играть на ближайшей территории) тем самым инвалидизируя психику ребенка, что в дальнейшем сказывается на социальной зрелости. Они считают, что их дети нуждаются в постоянном обучении и руководстве. Другие же родители детей с нарушениями слуха отвергают любые взаимодействия с ребенком, считая, что если ребенок не слышит и не говорит, значит он эмоционально глуп. Взаимоотношений сводятся к стационарности (накормить, одеть, отвести в больницу). Поведение родителей, имеющих детей с нарушениями слуха, характерны крайности, связанные с неправильной оценкой их возможностей, - они ожидают от своих детей то слишком малого, то слишком многого, поэтому излишне опекают их, либо оставляют без внимания. Такие крайности препятствуют успешной и своевременной социализации ребенка.

В методике "стиль воспитания" мы узнали, какой стиль воспитания доминирует в семьях с детьми-инвалидами по слуху и в семьях, где дети имеют сохранный слух. (Результаты представлены в таблице 8).

 

Таблица 8.

Стили родительского воспитания среди родителей с детьми-инвалидами по слуху и родителями, имеющими слышащих детей.

Стиль воспитания Семьи с детьми-инвалидами по слуху Семьи с детьми сохранным слухом
Авторитарный стиль 67% 30%
Демократический стиль 7% 40%
Попустительский стиль 20% 20%
Хаотичный стиль 6% 10%

 

Таким образом 67% родителей с детьми-инвалидами по слуху из 100%, показали авторитарный стиль воспитания, что еще раз доказывает об искаженном взаимодействии между членами семьи, неадекватностью, ригидностью и сиюминутностью, в противовес родительским позициям в семьях со слышащими детьми, которые характеризуются адекватностью и прогностичностью.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.131.238 (0.027 с.)