Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы психолого-педагогической коррекции, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы у детей-инвалидов по слухуСодержание книги
Поиск на нашем сайте
При разработке методических приемов, направленных на развитие эмоционально-волевой сферы у детей-инвалидов с нарушением слуха, мы опирались на основные положения, выдвинутые отечественными психологами и педагогами: Ø о единстве интеллекта и аффекта; Ø о связи эмоций с познавательными и аффективными моментами; Ø о вхождение эмоций в структуру мыслительных процессов; Ø о том, что эмоции не подчиняют себе деятельность, а являются ее результатом и механизмом движения. В соответствии с этим, к основным приемам работы, направленным на развитие эмоционально-волевой сферы, относятся: создание педагогом эмоционального фона, способствующего формированию положительного отношения к занятиям; формирование у ребенка чувства эмоционального подъема при правильном выполнении задания, положительной оценке со стороны педагога; использование специальных игр, которые позволяют детям осознать эмоциональное состояние, настроение окружающих людей; создание игровых ситуаций; объяснение значимости задач предстоящей деятельности; развитие навыков самоконтроля и самооценки. Создание эмоционального фона. Важное место в развитии эмоционально-волевой сферы занимает создание соответствующего эмоционального фона на занятиях. Педагог, ведущий занятия, должен быть сам эмоционален. Чем разнообразней поведение взрослого (естественная мимика, жесты, интонация), тем легче и быстрее усваивается детьми передаваемая информация. Это объясняется тем, что фон, на котором преподносится некоторое содержание, постоянно вызывает ориентировочную реакцию детей. Кроме того, средствами создания эмоционального фона, является минимальная физическая, психологическая, интонационная дистантность (улыбка педагога, добрый взгляд, поглаживание по голове, прикосновение к руке ребенка). Формирование чувства эмоционального подъема. Формирование чувства эмоционального подъема у детей-инвалидов по слуху при правильном выполнении задания, положительной оценке педагога идет двумя путями: ) успех ребенка отмечается эмоционально (педагог улыбается, поздравляет ребенка, остальные дети хлопают в ладоши, пожимают руку отличившемуся); ) успех оценивается дифференцированными призами, причем оценка несет оптимистический прогноз и выставляет в зависимости не только от усилий, затраченных ребенком на выполнение задания, а главное - от продвижения в усвоении знаний, умений, отношений. Использование специальных игр, которые позволяют детям осознать эмоциональное состояние, настроение окружающих. На протяжении всего личностного развития ребенка-инвалида по слуху эмоции и чувства значительно развиваются, качественно преобразуются, дифференцируются. Существенным моментом развития эмоциональных состояний являются постепенное, все более полное их осознание. По мере общих изменений всех сторон психики: познавательной деятельности, волевых процессов, личностных особенностей - дети приобретают способность произвольно регулировать свои чувства, управлять ими. Чувства соотносятся с широким кругом социальных условий. Происходит формирование устойчивых социально - значимых чувств - нравственных, эстетических, интеллектуальных, практических. Игровые упражнения, проводимые с детьми, способствуют совершенствованию эмоциональных состояний людей в определенных ситуациях и расширению словаря по теме "Эмоциональное состояние человека" (смотрите в приложении №). Игры по формированию выразительных движений. Для того человек до конца понять, осознать и передать эмоциональное состояние, настроение людей слабослышащий и глухой ребенок должен овладеть выразительными движениями, которые являются неотъемлемым компонентом эмоций. По мимике, интонации, осанке. позе. походке человека, особенностям движений можно определить, что переживает этот человек, его настроение, отношение к окружающим. В результате знакомства с языком движений ребенок учится более точно понимать эмоциональные состояния других людей, овладевает социально - приемлемыми способами выражения своих настроений. Дети, изображая в движениях различные сюжетные сценки, учатся передавать настроение персонажа, его взаимоотношения с другими действующими лицами с помощью выразительных средств. Сначала педагог предлагает игровую ситуацию. Дети обсуждают и дают оценку событиям и персонажам предложенной ситуации. Затем с помощью взрослого пытаются найти возможные выразительные средства для исполнения сценки. Далее дети выполняют движения, проговаривая слова, раскрывающие значение этого жеста, или сопровождая его подражанием голосу изображаемого персонажа. Потом педагог предлагает детям придумать и проиграть другие возможные варианты движений по предложенной ситуации. На следующем этапе детям с нарушенным слухом задается схожая по образному содержанию ситуация, в соответствии с которой дети самостоятельно выполняют движения, стараясь передать характерные особенности разных персонажей. Заключительный этап состоит в том, что детям предлагается импровизировать на заданную тему (смотрите приложение №). Создание игровой ситуации имеет особое значение. Во-первых, творческая игра, представляет для ребенка большой интерес, что способствует сознательному управлению своим поведением. Во-вторых, по предложению Л.С. Выготского, в игре ребенка старшего дошкольного возраста наблюдается отсутствие импульсивности поведения. в следствии того, что вся игровая деятельность направлена на удовлетворение конкретной сильной потребности, что и приводит к зарождению волевого поведения. Таким образом, развитие произвольного поведения наилучшим образом осуществляется в контексте значимой для ребенка деятельности - игре. Поэтому на занятиях со слабослышащими детьми целесообразно использовать различные игровые приемы - посещение занятий сказочными персонажами, организация игр-соревнований, использование на занятиях элементов сюжетно-ролевой игры, применение проблемной постановки задач. Объяснение задач предстоящей деятельности, показ конечного результата - важнейший этап в развитии произвольности психических процессов. Развитие таких процессов как внимание и память осуществляется через опосредование интересов. Если ребенку интересен конечный результат, то он будет внимателен в процессе работы и постарается сделать все необходимое, человек добиться положительного результата. При объяснении задач предстоящей деятельности и ознакомлении с конечным результатом целесообразно использовать игровые ситуации. Так же может быть предложена демонстрация конечного результата. Так, например при обучении детей письму педагог показывает тетради выпускников и их первые школьные работы. Развитие навыков самоконтроля и самооценки. В отечественной психологии понятия "самоконтроль" и внимание рассматривается во взаимосвязи. Специальной задачей педагога является - сформировать у детей действия контроля заключительного, пооперационного и планирующего. Работа проводится в несколько этапов: Первый этап - сопряжено-отраженное хоровое и индивидуальное проигрывание инструкций, отчетов о деятельности в процессе выполнения задания. Второй этап - составление плана работы с помощью направляющих вопросов, образцов речевых высказываний; сравнение с заданным эталоном, использование наглядно - инструкционных карт. Третий этап - составление плана работы отчета о проделанном с опорой на карты - схемы, включающие начало речевого высказывания; сопоставление заданного с выполнением нахождения ошибок и их исправления. Четвертый этап - самостоятельное составление плана работы, рассказа о проделанном, сопровождающиеся имитациями действий; анализ и коррекция допущенных ошибок, оценка работ товарищей и своих работ. Таким образом, применение описанной системы работы будет способствовать развитию эмоциональной грамоты, навыков самоконтроля и самооценки, развитию и совершенствованию познавательных процессов ребенка - инвалида по слуху, что позволит поднять на более высокий уровень развитие высших психических функций. Направленность на личностное развитие, в конечном итоге оказывающая влияние на активизацию умственной деятельности, ведет к совершенствованию процесса, как подготовки, так и обучению детей-инвалидов по слуху.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 354; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.247.170 (0.006 с.) |