Теоретические аспекты изучения психологических особенностей детей с недостатками слуха в отечественной сурдопсихологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические аспекты изучения психологических особенностей детей с недостатками слуха в отечественной сурдопсихологии



Содержание

Введение

1. Теоретические аспекты изучения психологических особенностей детей с недостатками слуха в отечественной сурдопсихологии

2. Причины возникновения и классификация нарушения слуха

3. Особенности развития самосознания и эмоциональной сферы ребенка с нарушением слуха

4. Роль семьи в развитии личности и в формировании межличностных отношений у детей с нарушениями слуха

5. Описание методик исследования

6. Анализ результатов исследования

7. Методы психолого-педагогической коррекции, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы у детей-инвалидов по слуху

8. Методы коррекционных мероприятий с семьями, имеющих детей - инвалидов по слуху

Выводы


Введение

 

Современная сурдопсихология уделяет большое внимание таким психологическим явлением как развитие восприятия, памяти, мышления и речи, а также главное значение - особенностям личностного развития ребенка-инвалида по слуху.

Психическое развитие ребенка происходит, прежде всего в процессе чувственного восприятия окружающего мира, которое связано с деятельностью различных органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания. Восприятие окружающего мира посредством слуха дает возможность "озвучить" происходящее, отразить его значительно полнее, чем это происходит при работе одного лишь зрения. Основной особенностью слуха является отражение внешнего мира в форме звуковых образов.

Являясь одной из важных характеристик и свойств окружающих предметов, а также явлений живой и неживой природы, звук обогащает представления ребенка об окружающем мире. В развитии ребенка, овладении предметными действиями и познание предметов, тесно связаны с восприятием звука как одного из свойств предметов. В процессе сенсорного развития ребенка происходит формирование звуковых дифференцировок: в начале по принципу "звучит - не звучит", далее - с учетом различных характеристик звука: его громкости, высоты, тембра сложных звуков, поэтому звук является одним из регуляторов поведения и деятельности человека.

Ребенок, родившийся глухим или потерявший слух в первые два года жизни, оказывается в ином положении по отношению к окружающим его людям. Нарушение общения частично изолирует его от людей, затрудняет формирование самосознания и других личностных формирований.

Особенности личностного развития детей-инвалидов по слуху, применение новых методик обследования эмоционально - волевой сферы давно привлекают внимание исследователей. По мнению американского ученого Д.Ф. Моореса, разногласие в результатах является неадекватностью используемых методик, так как большая часть методик требует высокого уровня развития речи. При использовании проективных методов требования к речевой продукции также достаточно высоки, чаще всего от испытуемых ждут развернутых высказываний, в которых должны быть описаны события реальной и внутренней жизни человека. В трактовку результатов вносят осложнения особенности ситуации развития: непринятие и даже враждебность со стороны собственной семьи, социума, экономическая и социальная дискриминация приводят к тому, что ответы глухих, говорящие о наличии у них чувства недоверия к миру, агрессивности и тому подобном, - это особые типы приспособления к "аномальному" окружению, это здоровая, а не психопатологическая реакция. Кроме того, ситуация тестирования травмирует глухого человека, потому что почти все исследователи - люди слышащие, использующие устную речь, в которой для глухого много незнакомых слов. Даже при использовании жестовой речи ситуация выглядит искусственной: исследователь использует устную речь, глухой испытуемый - и устную, с помощью которой привык общаться со слышащими, и письменную, и жестовую. И наконец, во всех случаях возникает проблема, установление соответствия при переводе.

Поэтому на современном этапе исследования личностных особенностей людей с нарушениями слуха существует много вопросов как теоретического, так и методического плана.

Изучение особенностей личностного развития ребенка с нарушенным слухом весьма актуально, так как с точки зрения современной сурдопсихологии только глубокое изучение этого вопроса позволит проявить и правильно интерпретировать специфику личностного развития ребенка с нарушенным слухом в современных условиях. Исполнить психологически обоснованную характеристику как эмоциональной, так и межличностной сфер ребенка-инвалида по слуху.

нарушение слух личностное развитие

Тема исследования выбрана с целью более глубокого изучения особенностей эмоциональной сферы, развитие самосознания и самооценки, роль семьи в развитии и формировании межличностных отношений у детей-инвалидов по слуху.

Изучением вопросов, связанных с социальной ситуацией развития детей с нарушением слуха, занимались многие ученые. Так, изучением вопросов, связанных с проблемами своеобразия эмоционального развития глухих и слабослышащих детей, занимались такие психологи - исследователи, как Е. Ливайн, К. Милдоу, Н.Г. Морозова, В.Ф. Матвеева, В. Петшак.

В отечественной и зарубежной сурдопсихологии развитие личности детей с нарушениями слуха, особенности становления у них самооценки изучали такие психологи и педагоги - исследователи В.Г. Петрова, В.Л. Белинский, М.М. Нудельман, А.П. Гозова, Д.Ф. Моорес, Е. Ливайн, Т.Н. Прилепская.

Т.Г. Богданова и Н.В. Мазурова, А.С. Спиваковская занимались исследованием особенностей влияния внутрисесейных отношения на развитие личности ребенка с нарушением слуха.

Объект исследования: дети-инвалиды послуху в возрасте 7 и 11 лет, в количестве 60 человек, с диагнозом: нейросенсорная тугоухость 3-4 степени и слышащие дети в возрасте 7 и 11 лет, в количестве 60 человек.

Предмет исследования: особенности личностного развития детей-инвалидов по слуху.

Цель исследования: изучение особенностей личностного развития детей-инвалидов по слуху.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы решались такие задачи:

1. Рассмотреть с теоретические аспекты изучения личностного развития детей-инвалидов по слуху в психологии;

2. Изучить особенности эмоциональной сферы, развития самосознания и самооценки, роль семьи в развитии и формировании межличностных отношений у детей-инвалидов по слуху.

3. Исследовать особенности личностного развития детей-инвалидов по слуху и слышащих детей.

Гипотеза исследования: соотношение различия по цветовому тесту Люшера в 3 и 4 позициях статистически значимы между детьми-инвалидами по слуху и слышащими детьми.

Методы исследования, послужившие инструментом в добывании:

.   Изучение и анализ научной литературы;

2. Методы математического анализа данных;

.   Сравнительный метод.

Теоретическая ценность состоит в том, что данная работа расширяет и углубляет имеющие представления об особенностях личностного развития детей-инвалидов по слуху, влияния стиля семейного воспитания и взаимоотношения между ребеноком-ивалидом и родителями.

Практическая ценность работы заключается в том, что результаты и материалы данной работы могут использоваться в практике клинического или специального психолога; при подготовке к лекциям и практических занятиях на специальном факультете.

Новизна работы состоит в том, что впервые начинается попытка проследить и углубить данные уровня самооценки детей-инвалидов по слуху с использование проективных методик, раннее не использованных в диагностике личностного развития детей.

Структура работы: работа состоит с введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений, которые включают рекомендации.


Выводы

 

Таким образом, на современном этапе развития сурдопсихологии наблюдается перенос акцентов в исследованиях: все большее внимание уделяется внутренним регуляторам социального поведения - потребностям, мотивам, ценностям, становлении самосознания, механизм межличностного восприятия. Именно на эти фундаментальные и многоплановые работы, раскрывающие своеобразие развития у детей с нарушениями слуха восприятия, памяти, мышления, и других психических процессов опирается организация обучения и воспитания в специальных детских садах и школах. Для отечественной сурдопсихологии на всех этапах ее развития характерна ориентация на реальную педагогическую практику.

Нарушения слуха могут вызываться различными инфекционными заболеваниями детей, неблагополучное протекание беременности, наследственные факторы. На основе психолого-педагогической классификации осуществляется дифференцированное специальное обучение детей, имеющих разные степени нарушений слуха и разные уровни речевого развития. При направлении ребенка в тот или иной вид специальной школы учитывается и степень нарушения слуха, и уровень его речевого развития. Так, позднооглохшие часто учатся в школах для слабослышащих детей; глухим детям с высоким уровнем речевого развития и сформированными навыками восприятия устной словесной речи также рекомендуют учиться в школе для слабослышащих.

Развитие личности и самосознания детей с нарушениями слуха протекает в сложных условиях, связанных с трудностями в общении с окружающими людьми, замедлением процесса переработки информации, с более бедным и менее разнообразным опытом, ограниченными возможностями спонтанного усвоения социального опыта.

На начальных этапах психического развития самооценка ребенка зависит от оценок родителей, их же стандартами он пользуется для оценки окружающих людей. С возрастом все большее значение в формировании самосознания приобретают другие значимые для ребенка люди-педагоги, затем сверстники. На оценки окружающих и самооценку детей с нарушениями слуха, особенно младшего школьного возраста, заметно влияют мнение учителей. Поэтому уровень самооценки у младших школьников неадекватно завышена, хотя с возрастом устойчивость самооценки увеличивается.

На развитие эмоциональной сферы глухих детей влияют определенные неблагоприятные факторы. Нарушение словесного общения частично изолирует ребенка от окружающих его говорящих людей, что создает трудности в усвоении социального опыта. Не слышащим детям не доступно восприятие выразительной стороны устной речи и музыки. Отставание в развитии речи отрицательно сказывается на осознании своих и чужих эмоциональных состояний и обуславливает упрощенность межличностных отношений

Таким образом, в результате исследований отечественных психологов и педагогов показали, что на протяжении школьного возраста происходят существенные сдвиги в развитии эмоциональной сферы детей с нарушениями слуха - они овладевают многими понятиями, относящимися к эмоциям и высшим социальным чувствам, лучше опознают эмоции по их внешнему выражению и словесному описанию, правильно определяют причины их вызывающие. Это происходит в значительной мере в результате развития познавательной сферы - памяти, речи, словесно-логического мышления, а также благодаря обогащению их жизненного опыта, увеличению возможности их осмысления.

Для этого в школьном возрасте следует использовать такие формы работы, в которых дети были бы поставлены перед необходимостью оценивать результаты своей деятельности, сравнивать их с образцом, с работами других детей. Нужно детям предоставлять в самостоятельности решения задач различной трудности, как в процессе учебной деятельности, так и в разнообразных жизненных ситуациях. В школьном возрасте важно обогащать представления детей с нарушениями слуха о личностных качествах, межличностных отношениях на основе анализа эмоциональных переживаний и отношений героев художественной литературы, фильмов, спектаклей в сопоставлении с реальными жизненными ситуациями.

Взаимоотношения ребенка, имеющего нарушение слуха, с родителями, родительская позиция по отношению к нему оказывают существенное влияние на развитие личности. Долговременная деформация, искажение отношения к ребенку со стороны одного или обоих родителей становится фактором риска, способным привести к нарушениям в развитии его личности. Целенаправленная работа по психологической коррекции отношений родителей и детей может стать важным средством воздействия на развитие личности детей, имеющих нарушения слуха.

 Далее нами было проведено исследование, в котором рассматриваются проблемы своеобразия личностного развития детей-инвалидов по слуху в сравнении со слышащими детьми, в количестве 60 человек.

По результатам проведенных методик, мы пришли к определенным результатам:

Так 70% из 100% детей-инвалидов по слуху имеют неадекватно завышенную самооценку, а дети с сохранным слухом 0%. Такие результаты различия связаны с тем, что на формирование завышенной самооценки у детей с нарушенным слухом влияют разные факторы - условия семейного воспитания, учебные навыки и достижения, степень развития коммуникативных навыков, условия обучения. Так же влияет и тот факт, что дети-инвалиды по слуху получают похвалу за меньшие достижения; замедленные темпы интеллектуального развития у детей-инвалидов по слуху приводят к более позднему формированию механизмов рефлексии и самоанализа.

В рисунках детей-инвалидов по слуху характерна явная схематичность рисунков, детализация изображенных членов семьи 83,3% из 100, разъединение рук (низкий уровень эмоциональных связей) 50% из 100%, искажение реального состава семьи (эмоциональный конфликт) 64% из 100%, увеличение состава семьи 40% из 100%. Также отмечено отсутствие, каких либо частей тела у всех членов семьи - ушей и рук 83% из 100%. Рисунки детей с сохранным слухом несколько отличаются от предыдущих тем, что рисунки более развернутые, яркие, декорированные, использовались разные цвета. Разъединение рук (низкий уровень эмоциональных связей) 20% из 100%, объединение рук (сплоченность членов семьи) 80% из 100%, изображение полной семьи (эмоциональный комфорт) - 57% из 100%, искажение реального состава семьи (эмоциональный конфликт) - 43% из 100%, изображение всех членов семьи 37% из 100%.

Такие различия характерны неудовлетворенностью психоэмоциональных связей между членами семей, имеющих детей инвалидов по слуху. Родители детей-инвалидов по слуху, это слышащие родители принадлежат к социуму слышащих людей, переживших трагедию рождения ребенка с нарушенным слухом и крах определенных надежд. Взаимное непонимание в процессе социальных контактов становится причиной значительного своеобразия в эмоциональных отношениях детей-инвалидов по слуху с окружающими. Постоянный дефицит в удовлетворении потребностей в общении ведет к преобладанию отрицательных эмоций.

То есть, 50% из 100% семей, где есть ребенок, инвалид показали более высокий уровень шкалы инвалидизации ребенка, далее следует отвержение 20%, гиперсоциализация 16%. Такие различия связаны с тем, что родители слышащих детей при общении с ними не думают постоянно о том, что детей нужно учить говорить, а для родителей детей с нарушениями слуха развитие речи - главный фокус взаимодействия, они постоянно об этом думают и становятся в позицию "учителя" по отношению к своим детям, их общение не такое не принужденное и разнообразное, как у слышащих родителей со своими слышащими детьми. Родитель ребенка с нарушенным слухом часто считает, что его ребенок не может быть приспособлен к самостоятельной жизни, они не обучают ребенка навыкам социализации (ходить самостоятельно в магазин, одним играть на ближайшей территории) тем самым инвалидизируя психику ребенка, что в дальнейшем сказывается на социальной зрелости. Они считают, что их дети нуждаются в постоянном обучении и руководстве. Другие же родители детей с нарушениями слуха отвергают любые взаимодействия с ребенком, считая, что если ребенок не слышит и не говорит, значит он эмоционально глуп. Взаимоотношений сводятся к стационарности (накормить, одеть, отвести в больницу). Поведение родителей, имеющих детей с нарушениями слуха, характерны крайности, связанные с неправильной оценкой их возможностей, - они ожидают от своих детей то слишком малого, то слишком многого, поэтому излишне опекают их, либо оставляют без внимания. Такие крайности препятствуют успешной и своевременной социализации ребенка.

В методике "стиль воспитания" мы узнали, какой стиль воспитания доминирует в семьях с детьми-инвалидами по слуху и в семьях, где дети имеют сохранный слух.

Таким образом 67% родителей с детьми-инвалидами по слуху из 100%, показали авторитарный стиль воспитания, что еще раз доказывает об искаженном взаимодействии между членами семьи, неадекватностью, ригидностью и сиюминутностью, в противовес родительским позициям в семьях со слышащими детьми, которые характеризуются адекватностью и прогностичностью.

Так же нами была описана система коррекционной работы, которая будет способствовать развитию эмоциональной грамоты, навыков самоконтроля и самооценки, развитию и совершенствованию познавательных процессов ребенка - инвалида по слуху, что позволит поднять на более высокий уровень развитие высших психических функций.

Направленность на личностное развитие, в конечном итоге оказывающая влияние на активизацию умственной деятельности, ведет к совершенствованию процесса, как подготовки, так и обучению детей-инвалидов по слуху.

Содержание

Введение

1. Теоретические аспекты изучения психологических особенностей детей с недостатками слуха в отечественной сурдопсихологии

2. Причины возникновения и классификация нарушения слуха

3. Особенности развития самосознания и эмоциональной сферы ребенка с нарушением слуха

4. Роль семьи в развитии личности и в формировании межличностных отношений у детей с нарушениями слуха

5. Описание методик исследования

6. Анализ результатов исследования

7. Методы психолого-педагогической коррекции, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы у детей-инвалидов по слуху

8. Методы коррекционных мероприятий с семьями, имеющих детей - инвалидов по слуху

Выводы


Введение

 

Современная сурдопсихология уделяет большое внимание таким психологическим явлением как развитие восприятия, памяти, мышления и речи, а также главное значение - особенностям личностного развития ребенка-инвалида по слуху.

Психическое развитие ребенка происходит, прежде всего в процессе чувственного восприятия окружающего мира, которое связано с деятельностью различных органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания. Восприятие окружающего мира посредством слуха дает возможность "озвучить" происходящее, отразить его значительно полнее, чем это происходит при работе одного лишь зрения. Основной особенностью слуха является отражение внешнего мира в форме звуковых образов.

Являясь одной из важных характеристик и свойств окружающих предметов, а также явлений живой и неживой природы, звук обогащает представления ребенка об окружающем мире. В развитии ребенка, овладении предметными действиями и познание предметов, тесно связаны с восприятием звука как одного из свойств предметов. В процессе сенсорного развития ребенка происходит формирование звуковых дифференцировок: в начале по принципу "звучит - не звучит", далее - с учетом различных характеристик звука: его громкости, высоты, тембра сложных звуков, поэтому звук является одним из регуляторов поведения и деятельности человека.

Ребенок, родившийся глухим или потерявший слух в первые два года жизни, оказывается в ином положении по отношению к окружающим его людям. Нарушение общения частично изолирует его от людей, затрудняет формирование самосознания и других личностных формирований.

Особенности личностного развития детей-инвалидов по слуху, применение новых методик обследования эмоционально - волевой сферы давно привлекают внимание исследователей. По мнению американского ученого Д.Ф. Моореса, разногласие в результатах является неадекватностью используемых методик, так как большая часть методик требует высокого уровня развития речи. При использовании проективных методов требования к речевой продукции также достаточно высоки, чаще всего от испытуемых ждут развернутых высказываний, в которых должны быть описаны события реальной и внутренней жизни человека. В трактовку результатов вносят осложнения особенности ситуации развития: непринятие и даже враждебность со стороны собственной семьи, социума, экономическая и социальная дискриминация приводят к тому, что ответы глухих, говорящие о наличии у них чувства недоверия к миру, агрессивности и тому подобном, - это особые типы приспособления к "аномальному" окружению, это здоровая, а не психопатологическая реакция. Кроме того, ситуация тестирования травмирует глухого человека, потому что почти все исследователи - люди слышащие, использующие устную речь, в которой для глухого много незнакомых слов. Даже при использовании жестовой речи ситуация выглядит искусственной: исследователь использует устную речь, глухой испытуемый - и устную, с помощью которой привык общаться со слышащими, и письменную, и жестовую. И наконец, во всех случаях возникает проблема, установление соответствия при переводе.

Поэтому на современном этапе исследования личностных особенностей людей с нарушениями слуха существует много вопросов как теоретического, так и методического плана.

Изучение особенностей личностного развития ребенка с нарушенным слухом весьма актуально, так как с точки зрения современной сурдопсихологии только глубокое изучение этого вопроса позволит проявить и правильно интерпретировать специфику личностного развития ребенка с нарушенным слухом в современных условиях. Исполнить психологически обоснованную характеристику как эмоциональной, так и межличностной сфер ребенка-инвалида по слуху.

нарушение слух личностное развитие

Тема исследования выбрана с целью более глубокого изучения особенностей эмоциональной сферы, развитие самосознания и самооценки, роль семьи в развитии и формировании межличностных отношений у детей-инвалидов по слуху.

Изучением вопросов, связанных с социальной ситуацией развития детей с нарушением слуха, занимались многие ученые. Так, изучением вопросов, связанных с проблемами своеобразия эмоционального развития глухих и слабослышащих детей, занимались такие психологи - исследователи, как Е. Ливайн, К. Милдоу, Н.Г. Морозова, В.Ф. Матвеева, В. Петшак.

В отечественной и зарубежной сурдопсихологии развитие личности детей с нарушениями слуха, особенности становления у них самооценки изучали такие психологи и педагоги - исследователи В.Г. Петрова, В.Л. Белинский, М.М. Нудельман, А.П. Гозова, Д.Ф. Моорес, Е. Ливайн, Т.Н. Прилепская.

Т.Г. Богданова и Н.В. Мазурова, А.С. Спиваковская занимались исследованием особенностей влияния внутрисесейных отношения на развитие личности ребенка с нарушением слуха.

Объект исследования: дети-инвалиды послуху в возрасте 7 и 11 лет, в количестве 60 человек, с диагнозом: нейросенсорная тугоухость 3-4 степени и слышащие дети в возрасте 7 и 11 лет, в количестве 60 человек.

Предмет исследования: особенности личностного развития детей-инвалидов по слуху.

Цель исследования: изучение особенностей личностного развития детей-инвалидов по слуху.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы решались такие задачи:

1. Рассмотреть с теоретические аспекты изучения личностного развития детей-инвалидов по слуху в психологии;

2. Изучить особенности эмоциональной сферы, развития самосознания и самооценки, роль семьи в развитии и формировании межличностных отношений у детей-инвалидов по слуху.

3. Исследовать особенности личностного развития детей-инвалидов по слуху и слышащих детей.

Гипотеза исследования: соотношение различия по цветовому тесту Люшера в 3 и 4 позициях статистически значимы между детьми-инвалидами по слуху и слышащими детьми.

Методы исследования, послужившие инструментом в добывании:

.   Изучение и анализ научной литературы;

2. Методы математического анализа данных;

.   Сравнительный метод.

Теоретическая ценность состоит в том, что данная работа расширяет и углубляет имеющие представления об особенностях личностного развития детей-инвалидов по слуху, влияния стиля семейного воспитания и взаимоотношения между ребеноком-ивалидом и родителями.

Практическая ценность работы заключается в том, что результаты и материалы данной работы могут использоваться в практике клинического или специального психолога; при подготовке к лекциям и практических занятиях на специальном факультете.

Новизна работы состоит в том, что впервые начинается попытка проследить и углубить данные уровня самооценки детей-инвалидов по слуху с использование проективных методик, раннее не использованных в диагностике личностного развития детей.

Структура работы: работа состоит с введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений, которые включают рекомендации.


Теоретические аспекты изучения психологических особенностей детей с недостатками слуха в отечественной сурдопсихологии

 

Психологические особенности детей с недостатками слуха привлекали внимание педагогов и врачей-психиатров уже с середины XIXв. Развитие российской сурдопедагогики того времени связано с педагогической деятельностью и исследованиями таких известных ученых, как В.И. Флери, А.Ф. Остроградский, Н.М. Лаговский, Ф.А. Рау. Так, В.И. Флери описывал особенности развития движений глухих, указывая на неточную координацию, неуверенность движений. Н.М. Лаговский писал о наличии у глухих детей остатков слуха, которые могут быть активизированы и развиты. Ему принадлежит одна из первых попыток создания классификации людей, имеющих нарушения слуха. В компенсации нарушенного психического развития при глухоте Н.М. Ланговский отмечал большую роль зрительного восприятия.

Отечественная сурдопедагогика на всех этапах своего развития придавала большое значение изучению психологических особенностей детей с нарушениями слуха для обоснования методов педагогического воздействия. В начале XXв. появляются первые собственно психологические исследования. Из них наиболее квалифицированной можно считать работу А.П. Поросятникова, опубликованную в 1904 г. и посвященную изучению особенностей памяти глухонемых школьников. К этому же времени относятся исследования особенностей сохранения людьми, имеющими нарушения слуха, статического и динамического равновесия, сделанные Ф.Ф. Заседателевым.

В 20-е гг. XXв. систематическая разработка проблем специальной психологии (и в частности сурдопсихологии) проходила под руководством Л.С. Выготского и под влиянием его идей. В начальный период своей научной деятельности Л.С. Выготский столкнулся с проблемами обучения детей, имеющих различные нарушения - глухоту, слепоту, умственную отсталость; с необходимостью выявления их потенциальных возможностей и оказания им помощи. В 1924-1926 гг. появляются первые работы по этим проблемам (например, в 1925 г. - статья "Принципы социального воспитания глухонемых детей").

Л.С. Выготский создает лабораторию аномального детства при Медико - педагогической станции Наркомпроса РСФСР, на базе которой в 1929 г. организуется Экспериментально - дефектологический институт Наркомпроса.

На основе генетического принципа анализа, особенностей развития детей разных категорий Л.С. Выготский показал наличие в их психическом развитии как общих, так и специфических закономерностей. Он отстаивал тезис о единстве биологических и социальных факторов, определяющих стадиальный характер развития, согласно которому каждую стадию отличают специфические отношения между ребенком и социальной средой, в результате чего его развитие поднимается на качественно новый уровень. Своеобразная социальная ситуация развития глухого ребенка обуславливает иные сроки появления психологических новообразований, но не отменяет характерной для нормального развития их последовательности.

Практика работы в сфере специальной психологии стала для Л.С. Выготского опорой при формулировании основных положений созданной им культурно-исторической теории развития, таких, как представление о знаке как психологическом орудии, о мотивации поведения, о соотношении обучения и развития, о зоне ближайшего развития ребенка. Взгляды Л.С. Выготского оказали большое влияние не специальную педагогику, позволили по-новому взглянуть на проблемы специального дифференцированного обучения детей с отклонениями в развитии. Его теоретические положения стимулировали экспериментально-психологические исследования, в которых изучались компенсаторные возможности глухих детей.

Последователи Л.С. Выготского Л.В. Занков и И.М. Соловьев разработали экспериментально-психологические методики изучения детей с отклонениями в развитии, в том числе детей с нарушениями слуха, провели исследования развития восприятия и памяти. мышления и речи таких детей и обобщили результаты этих исследований в первой в нашей стране монографии по сурдопсихологии - "Очерки психологии глухонемого ребенка", вышедшей в 1940 г. Эта книга сохранила свою значимость до настоящего времени.

В 1930-1940 гг. было проведено много психологических исследований особенностей развития глухих детей, в основном изучению подвергались познавательные процессы. так, К.И. Вересотская рассмотрела процесс узнавания глухими детьми изображений предметов в зависимости от положения в пространстве; Л.В. Занков и Д.М. Маянц исследовали особенности произвольного запоминания наглядного материала; М.М. Нудельман - изменения зрительных представлений глухих школьников при забывании; Э.С. Бейн - константность зрительного восприятия; Ж.И. Шиф изучала особенности сравнения объектов и установления сходства глухими детьми, восприятия ими цвета; М.Е. Хватцев - развитие письменной речи и чтения у глухих школьников. Многие исследования этого времени имели сравнительный характер - особенности глухих детей рассматривались в сравнении со слышащими или умственно отсталыми сверстниками. Такой подход давал авторам возможность формулировать рекомендации, позволяющие эффективно работать с детьми всех категорий.

И.М. Соловьев с 1930 г. занимался исследованиями особенностей познавательной сферы глухих детей. Совместно со своими сотрудниками А.П. Гозовой и Е.Н. Обозовой он провел сравнительные исследования зрительного и осязательного восприятия глухих детей, на основании которых удалось установить закономерности развития этих видов восприятия. Важное значение имела монография И.М. Соловьева "Познавательная деятельность нормальных и аномальных детей. Сравнение и познание отношений", в которой анализировались особенности познания различия и сходства, обусловленные уровнем психического развития человека.

В 1950-1960 гг. были проведены многочисленные исследования, направленные на изучение различных аспектов психического развития глухих детей. Большое влияние на исследование этого периода оказали теоретические подходы С.Л. Рубенштейна, а именно его представления о том, что человек и его психика формируются и проявляются в практической деятельности и потому должны изучаться через их проявления в разных видах деятельности (игре, учении, труде. познании). основными особенностями деятельности С.Л. Рубенштейна считал социальность, предметный характер, творчество и самостоятельность. Объекты деятельности характеризуют ее не прямо, а опосредованно - через внутренние условия - цели, мотивы и так далее.

К этому же периоду и относятся работы Т.А. Власовой о влиянии нарушений слуха на психическое развитие детей, Н.Г. Морозовой об особенностях мотивации речи и о психологических условиях формирования познавательных интересов глухих детей. Г.Л. Выгодская рассмотрела особенности сюжетно-ролевой игры глухих дошкольников, выявив условия, обеспечивающие успешное их обучение разным видам игр.А.П. Гозова исследовала зрительное и осязательное восприятие, специфику формирования двигательных навыков, а позже - психологические аспекты трудового обучения глухих и совершенствование познавательной деятельности взрослых глухих в процессе обучения.

В эти годы известный сурдопедагог С.А. Зыков с коллективом сотрудников разработал и предложил новый психологически обоснованный подход к организации освоения глухими детьми словесной речи - коммуникационную систему. Этот подход основывался на учете социальной сущности и коммуникативной функции речи, материальной природы языка.

В последующие годы положение теории деятельности А. НЛеонтьева, теорию поэтапного формирования умственных действий, П.Я. Гальперина, представления В.В. Давыдова о структуре учебной деятельности послужили теоретической базой для исследования особенностей психического развития глухих детей.

М.М. Нудельман изучил особенности развития у глухих детей воссоздающего и творческого воображения, разработал ряд методик целенаправленного исследования воображения. Эти работы легли в основу учебного пособия "Особенности психического развития глухого ребенка" (1975), написанного совместно с В.А. Синяком.

Т.В. Розановой принадлежат многие исследования особенностей восприятия, образной и словесной памяти, наглядно-образного и словесно-логического мышления глухих детей, в которых раскрываются не только особенности психического развития глухих детей, обусловленные нарушениями слуха и недоразвитием речи, но и потенциальные возможности развития их познавательной сферы в условиях адекватного обучения и воспитания. Особое внимание Т.В. Розанова уделяет клинико-психолого-педагогическому изучению глухих детей со сложным дефектом, которые позволяет глубже понять особенности этих детей, выявить условия их психического развития и на этой основе строить адекватное обучение. Большое место в работах Т.В. Розановой занимают поиск методов исследования развития глухих детей, разработка принципов диагностики. Под ее руководством были проведены исследования развития эмоциональной сферы глухих детей, самооценки и уровню притязаний, межличностных отношений.

Работы А.А. Вагнер отражают психологические особенности формирования перцептивных обобщений у глухих школьников, специфику становления наглядных форм мышления, особенности направления и особенности психодиагностической работы с детьми данной группы.

Таким образом, на современном этапе развития сурдопсихологии наблюдается перенос акцентов в исследованиях: все большее внимание уделяется внутренним регуляторам социального поведения - потребностям, мотивам, ценностям, становлении самосознания, механизм межличностного восприятия. Именно на эти фундаментальные и многоплановые работы, раскрывающие своеобразие развития у детей с нарушениями слуха восприятия, памяти, мышления, и других психических процессов опирается организация обучения и воспитания в специальных детских садах и школах. Для отечественной сурдопсихологии на всех этапах ее развития характерна ориентация на реальную педагогическую практику.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 377; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.93.44 (0.064 с.)