Методы коррекционных мероприятий с семьями, имеющих детей - инвалидов по слуху 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы коррекционных мероприятий с семьями, имеющих детей - инвалидов по слуху



 

Успех в воспитании и обучении детей с нарушениями слуха в дошкольных учреждениях в значительной мере зависит от объединения усилий педагогов и родителей, от того, как родители понимают задачи работы с ребёнком и могут участвовать в их решении.

Работа с родителями - важная сторона деятельности администрации и педагогов школьного учреждения. В поведении такой работы необходимо проявить не только профессиональную грамотность, но и деликатность, так и сочувствие, а также последовательность и настойчивость. Безусловно, работа с родителями варьируется в зависимости от темы школьного учреждения, в котором находится ребёнок, и возможностей общения с ним.

Желание родителей систематически заниматься воспитанием ребёнка, участвовать в его обучении зависит в значительной мере от того, насколько педагоги смогут установить с родителями контакты личного и делового порядка, увлечь своим примером работы с детьми, в доступной форме объяснить и продемонстрировать методы и приёмы по различным направлениям.

В работе с родителями можно условно выделить следующие задачи.

формировать у родителей правильное понимание целей воспитания и обучения ребёнком с нарушением слухом;

осуществлять совместную с коллективом дошкольного учреждения работу по всестороннему развитию детей;

распространять знания по различным направлениям педагогической деятельности, знакомить с приёмами и методами коррекционной работы;

изучать опыт семейного воспитания, распространять его среди родителей, использовать в деятельности дошкольного учреждения.

Как правило, состав родителей, имеющих детей с нарушениями слуха, очень разнообразен как по социальной характеристике, общекультурному уровню, так и по отношению к ребёнку, оценке его возможностей. Поэтому, безусловно, педагоги должны определить стиль с родителями, формы общей работы. Со стороны педагогов важно не формальное осуществление плана работы с родителями, а участие в жизни ребёнка и его семьи. Желание родителей участвовать в общей работе часто объясняется не жёсткостью предъявляемых им требований, а увлеченностью сурдопедагога своей работой, любовью к воспитанникам, желание добиться максимального возможного результата в развитие детей. Конкретная демонстрация развития некоторых школьников в результате обучения, возможности их речевого общения со своими сверстниками, а также с незнакомыми людьми нередко производят значительно большее впечатление на родителей, чем лекции и рекомендации.

 


Выводы

 

Таким образом, на современном этапе развития сурдопсихологии наблюдается перенос акцентов в исследованиях: все большее внимание уделяется внутренним регуляторам социального поведения - потребностям, мотивам, ценностям, становлении самосознания, механизм межличностного восприятия. Именно на эти фундаментальные и многоплановые работы, раскрывающие своеобразие развития у детей с нарушениями слуха восприятия, памяти, мышления, и других психических процессов опирается организация обучения и воспитания в специальных детских садах и школах. Для отечественной сурдопсихологии на всех этапах ее развития характерна ориентация на реальную педагогическую практику.

Нарушения слуха могут вызываться различными инфекционными заболеваниями детей, неблагополучное протекание беременности, наследственные факторы. На основе психолого-педагогической классификации осуществляется дифференцированное специальное обучение детей, имеющих разные степени нарушений слуха и разные уровни речевого развития. При направлении ребенка в тот или иной вид специальной школы учитывается и степень нарушения слуха, и уровень его речевого развития. Так, позднооглохшие часто учатся в школах для слабослышащих детей; глухим детям с высоким уровнем речевого развития и сформированными навыками восприятия устной словесной речи также рекомендуют учиться в школе для слабослышащих.

Развитие личности и самосознания детей с нарушениями слуха протекает в сложных условиях, связанных с трудностями в общении с окружающими людьми, замедлением процесса переработки информации, с более бедным и менее разнообразным опытом, ограниченными возможностями спонтанного усвоения социального опыта.

На начальных этапах психического развития самооценка ребенка зависит от оценок родителей, их же стандартами он пользуется для оценки окружающих людей. С возрастом все большее значение в формировании самосознания приобретают другие значимые для ребенка люди-педагоги, затем сверстники. На оценки окружающих и самооценку детей с нарушениями слуха, особенно младшего школьного возраста, заметно влияют мнение учителей. Поэтому уровень самооценки у младших школьников неадекватно завышена, хотя с возрастом устойчивость самооценки увеличивается.

На развитие эмоциональной сферы глухих детей влияют определенные неблагоприятные факторы. Нарушение словесного общения частично изолирует ребенка от окружающих его говорящих людей, что создает трудности в усвоении социального опыта. Не слышащим детям не доступно восприятие выразительной стороны устной речи и музыки. Отставание в развитии речи отрицательно сказывается на осознании своих и чужих эмоциональных состояний и обуславливает упрощенность межличностных отношений

Таким образом, в результате исследований отечественных психологов и педагогов показали, что на протяжении школьного возраста происходят существенные сдвиги в развитии эмоциональной сферы детей с нарушениями слуха - они овладевают многими понятиями, относящимися к эмоциям и высшим социальным чувствам, лучше опознают эмоции по их внешнему выражению и словесному описанию, правильно определяют причины их вызывающие. Это происходит в значительной мере в результате развития познавательной сферы - памяти, речи, словесно-логического мышления, а также благодаря обогащению их жизненного опыта, увеличению возможности их осмысления.

Для этого в школьном возрасте следует использовать такие формы работы, в которых дети были бы поставлены перед необходимостью оценивать результаты своей деятельности, сравнивать их с образцом, с работами других детей. Нужно детям предоставлять в самостоятельности решения задач различной трудности, как в процессе учебной деятельности, так и в разнообразных жизненных ситуациях. В школьном возрасте важно обогащать представления детей с нарушениями слуха о личностных качествах, межличностных отношениях на основе анализа эмоциональных переживаний и отношений героев художественной литературы, фильмов, спектаклей в сопоставлении с реальными жизненными ситуациями.

Взаимоотношения ребенка, имеющего нарушение слуха, с родителями, родительская позиция по отношению к нему оказывают существенное влияние на развитие личности. Долговременная деформация, искажение отношения к ребенку со стороны одного или обоих родителей становится фактором риска, способным привести к нарушениям в развитии его личности. Целенаправленная работа по психологической коррекции отношений родителей и детей может стать важным средством воздействия на развитие личности детей, имеющих нарушения слуха.

 Далее нами было проведено исследование, в котором рассматриваются проблемы своеобразия личностного развития детей-инвалидов по слуху в сравнении со слышащими детьми, в количестве 60 человек.

По результатам проведенных методик, мы пришли к определенным результатам:

Так 70% из 100% детей-инвалидов по слуху имеют неадекватно завышенную самооценку, а дети с сохранным слухом 0%. Такие результаты различия связаны с тем, что на формирование завышенной самооценки у детей с нарушенным слухом влияют разные факторы - условия семейного воспитания, учебные навыки и достижения, степень развития коммуникативных навыков, условия обучения. Так же влияет и тот факт, что дети-инвалиды по слуху получают похвалу за меньшие достижения; замедленные темпы интеллектуального развития у детей-инвалидов по слуху приводят к более позднему формированию механизмов рефлексии и самоанализа.

В рисунках детей-инвалидов по слуху характерна явная схематичность рисунков, детализация изображенных членов семьи 83,3% из 100, разъединение рук (низкий уровень эмоциональных связей) 50% из 100%, искажение реального состава семьи (эмоциональный конфликт) 64% из 100%, увеличение состава семьи 40% из 100%. Также отмечено отсутствие, каких либо частей тела у всех членов семьи - ушей и рук 83% из 100%. Рисунки детей с сохранным слухом несколько отличаются от предыдущих тем, что рисунки более развернутые, яркие, декорированные, использовались разные цвета. Разъединение рук (низкий уровень эмоциональных связей) 20% из 100%, объединение рук (сплоченность членов семьи) 80% из 100%, изображение полной семьи (эмоциональный комфорт) - 57% из 100%, искажение реального состава семьи (эмоциональный конфликт) - 43% из 100%, изображение всех членов семьи 37% из 100%.

Такие различия характерны неудовлетворенностью психоэмоциональных связей между членами семей, имеющих детей инвалидов по слуху. Родители детей-инвалидов по слуху, это слышащие родители принадлежат к социуму слышащих людей, переживших трагедию рождения ребенка с нарушенным слухом и крах определенных надежд. Взаимное непонимание в процессе социальных контактов становится причиной значительного своеобразия в эмоциональных отношениях детей-инвалидов по слуху с окружающими. Постоянный дефицит в удовлетворении потребностей в общении ведет к преобладанию отрицательных эмоций.

То есть, 50% из 100% семей, где есть ребенок, инвалид показали более высокий уровень шкалы инвалидизации ребенка, далее следует отвержение 20%, гиперсоциализация 16%. Такие различия связаны с тем, что родители слышащих детей при общении с ними не думают постоянно о том, что детей нужно учить говорить, а для родителей детей с нарушениями слуха развитие речи - главный фокус взаимодействия, они постоянно об этом думают и становятся в позицию "учителя" по отношению к своим детям, их общение не такое не принужденное и разнообразное, как у слышащих родителей со своими слышащими детьми. Родитель ребенка с нарушенным слухом часто считает, что его ребенок не может быть приспособлен к самостоятельной жизни, они не обучают ребенка навыкам социализации (ходить самостоятельно в магазин, одним играть на ближайшей территории) тем самым инвалидизируя психику ребенка, что в дальнейшем сказывается на социальной зрелости. Они считают, что их дети нуждаются в постоянном обучении и руководстве. Другие же родители детей с нарушениями слуха отвергают любые взаимодействия с ребенком, считая, что если ребенок не слышит и не говорит, значит он эмоционально глуп. Взаимоотношений сводятся к стационарности (накормить, одеть, отвести в больницу). Поведение родителей, имеющих детей с нарушениями слуха, характерны крайности, связанные с неправильной оценкой их возможностей, - они ожидают от своих детей то слишком малого, то слишком многого, поэтому излишне опекают их, либо оставляют без внимания. Такие крайности препятствуют успешной и своевременной социализации ребенка.

В методике "стиль воспитания" мы узнали, какой стиль воспитания доминирует в семьях с детьми-инвалидами по слуху и в семьях, где дети имеют сохранный слух.

Таким образом 67% родителей с детьми-инвалидами по слуху из 100%, показали авторитарный стиль воспитания, что еще раз доказывает об искаженном взаимодействии между членами семьи, неадекватностью, ригидностью и сиюминутностью, в противовес родительским позициям в семьях со слышащими детьми, которые характеризуются адекватностью и прогностичностью.

Так же нами была описана система коррекционной работы, которая будет способствовать развитию эмоциональной грамоты, навыков самоконтроля и самооценки, развитию и совершенствованию познавательных процессов ребенка - инвалида по слуху, что позволит поднять на более высокий уровень развитие высших психических функций.

Направленность на личностное развитие, в конечном итоге оказывающая влияние на активизацию умственной деятельности, ведет к совершенствованию процесса, как подготовки, так и обучению детей-инвалидов по слуху.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.210 (0.009 с.)