Дилемма новичка: гора — не просто гора 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дилемма новичка: гора — не просто гора



 

Дорога к знаниям не усыпана лепестками роз, скорее она напоминает крутую горную тропу, которая бросает тебе вызов и таит за поворотом неожиданные спуски и подъемы, но вместе с тем дарует минуты удивительного просветления и восторга. Китайский учитель Дзэн как-то сказал:

 

"Для человека, не знакомого с учением Дзэн, горы — это просто горы, а реки — просто реки; но если к постижению истины Дзэн его ведет хороший учитель, то он увидит, что горы перестали быть просто горами, а реки — просто реками; и только после того, как он обретет полный покой и умиротворение, горы станут опять просто горами, а реки — просто реками"[116].

 

Не знаю сколько раз я задумывалась над этой фразой за последние годы. Эти слова имели непосредственное отношение к моему собственному профессиональному развитию.

Какой смысл был заложен в этих любопытных словах? Пока я не начала учиться, жизнь казалась мне очень простой. Люди были просто людьми. С проблемами или без. А горы были всего лишь горами.

Несколько лет назад, когда я начала практиковать как терапевт, мой взгляд на людей совершенно изменился. Обычный человек превратился в конгломерат частей и процессов, которые я едва могла расшифровать. Жизнь усложнялась с каждым днем. Мой список теорий и приемов все удлинялся. Были качества, которые я только надеялась обрести, а также те, которые портили мне всю работу. Мне казалось, что я никогда не смогу одолеть даже сотой доли тех знаний, навыков и чувств, которые необходимы, когда имеешь дело с разнообразнейшими человеческими переживаниями. Я была в полном восторге и в то же время совершенно растеряна!

Я замечала, что старание работать с людьми вдруг становится важнее, чем сами люди! Арни так описывает начинающего терапевта:

 

"Новичок в процессуальной работе обычно сталкивается с двумя основными проблемами. Во-первых, он чувствует ответственность за все происходящее и пытается выступать в роли творца. Затем он "давит": пытается рекомендовать новые идеи и способы, чтобы подтолкнуть развитие процесса. Или же, когда все-таки долгожданное событие происходит, он теряет терпение и не дает ему никакого шанса раскрыться. Если он игнорирует настойчивые сигналы, он не научится у самих событий, что и как надо усиливать. В этом случае он компенсирует недостаток наблюдательности и терпения применением стандартных процедур, которые не всегда приспособишь к индивидуальной ситуации. Поэтому его работа становится беспорядочной и изнурительной. В любом случае этот новичок страдает от ощущения своей огромной важности"[117].

 

Другими словами, многие обучающиеся терапии, кажется, не могут следовать за состяниями, которые возникают в их душе, и вместо этого используют техники, пытаясь искусственно "произвести" событие.

Итак, сейчас мы находимся как раз на той стадии, когда горы все больше и больше напоминают лабиринт, и очень трудно найти дорогу! Что нам делать теперь?

Может, было бы лучше не ввязываться во все это? Между тем, работа многих начинающих терапевтов превосходна именно благодаря этому дилетантскому подходу. Для них горы — это горы. Некоторые люди от природы наделены способностью облегчать страдания других, и неловко учить их из-за страха потерять этот дар. У них уже есть все необходимые навыки, чтобы стать целителем.

Однако, если мы вернемся к нашему первоначальному определению психотерапии как комбинации метанавыков и приемов, то поймем, что для их развития нам необходимы знания. Как и в любой художественной дисциплине, сначала нужно научиться техническим приемам своей профессии и одновременно развиваться и преображаться самим.

Из чего должно состоять это обучение? Я не знаю точно. На всякий случай, давайте рассмотрим сначала, что же удерживает нас от этого шага.

 

Препятствия

 

Наблюдая за собой и другими терапевтами в процессе обучения, я заметила бессчетное количество помех, первая из которых, пожалуй — наша стремление к достижению успеха. Даже самый способный из студентов с самыми благими намерениями, сталкиваясь с реальным человеком, начинает неистово сражаться, давить и подталкивать клиента, доводя до изнурения.

У каждой духовной школы есть свои препоны знанию и просвещению. Дон Хуан, например[118], указывал на такие преграды, как страх потерять ясность, страх перед неизвестностью, стремление к власти и усталость преклонных лет. Голдштейн[119] упоминает о препятствиях в медитации — страсть, ненависть, леность и безразличие, инертность, вялость, нетерпеливость, беспокойство, сожаление, возбуждение и сомнение. Даос скорее всего назовет величайшей помехой амбициозность. Дзэнский мастер может сказать нам, что начинающий стрелок из лука не связан с глубинными принципами своего искусства, и не может поэтому вершить его надлежащим образом.

Одно из наиболее общих препятствий для начинающего терапевта — ошибочное суждение, что технические приемы следования потоку Дао есть сам Дао; это их камень преткновения. Они начинают думать, что каналы, сигналы, барьеры и обратная связь — вот истинный Дао, хотя на самом деле это просто винтики в механизме обнаружения и раскрытия течения Дао.

Как же можно все-таки научиться, если мы ленивы, амбициозны или нетерпеливы? Некоторые говорят: "нужно просто заучить наизусть", другие — "нужно натренироваться". Кто знает?

 

Использовать зажимы

 

Процессуальная парадигма утверждает, что только через собственные преграды мы можем научиться следовать себе и своему Дао. Если вы будете действительно конгруэнтны себе, вы должны заметить то, что происходит внутри вас, даже если вы считаете это нелепым и исключительно своим процессом[120]. Вы должны фиксировать свои чувства и отношения и использовать их в качестве метанавыков. Как терапевт вы принесете меньше пользы, если не будете самим собой, со всеми вашими причудами и вывертами. Поэтому в некотором смысле у вас нет выбора.

Как это может быть? Я помню супервизорский семинар, посвященный вопросам обучения терапевтов. Происходило все следующим образом: терапевты работали с клиентами в центре комнаты, а затем получали обратную связь по поводу своей работы. В том случае, о котором я хочу рассказать, клиент был глубоко подавлен. Неважно, что делала терапевт, но только клиент все больше и больше погружался в депрессию. Терапевт, настроенная очень благожелательно, изо всех сил пыталась ему помочь, но под влиянием постоянно негативной обратной связи сама впала в депрессию.

Арни спросил у терапевта, что она испытывала в этот момент. Она ответила: ”Мне так грустно, я хотела быть полезной, но чувствовала, что не могу ничем помочь. Такая безнадежность!” Арни сказал: ”А что если попробовать поэкспериментировать со своим процессом и попросту плыть по его течению, просто уступить ему! Следуй за своими чувствами и сознательно используй их!” Вот она, центральная идея метанавыка! Терапевт жалуется, что не ей хочется уступать, но в то же время понимает, что ничего другого не остается.

Тогда она, сознательно уступая своему процессу, опускается на пол и говорит, что больше ничего не может сделать. В этот момент клиент оглушительно расхохотался! “Что Вы смеетесь?” — спросила терапевт.

И клиент ответил: ”Когда я смотрю на Вас, я вижу здесь, на полу себя; все это выглядит смешно, а мне как раз хотелось повеселиться!”

Такое неожиданное превращение произошло только когда терапевт последовала за своим процессом пере-живания неудачи и буквально обрушилась на пол. В этот момент клиент освободился от своей идентификации с подавленностью, а терапевт, тяжело опустившись на пол, вместе с тем помогла ему более полно выразить беспечную сторону своего "я".

Если мы замечаем внутри себя состояния, которые, кажется, мешают нашей работе, и осознанно используем их — это означает, что мы становимся специалистами по процессуальной работе. Нам просто необходимо перерабатывать свои собственные чувства и учиться следовать течению Дао.

 

Становление даоса

 

Отмечая и используя в работе свои чувства, вы сможете обнаружить некоторые из описанных в этой книге метанавыков. В примере, который мы привели выше, терапевт научилась позволять процессу развиваться спонтанно, и, стало быть, научилась навыку отстраненности.

Иногда вы можете вдруг почувствоать себя немного сбитыми с толку, не понимая, что происходит и не зная, что же делать. Сознательно используя эти чувства, вы подойдете к метанавыку “пустоты-в-голове”; возможно, эта пустота откроет дорогу гораздо более глубокому пониманию. Навыки пустоты-в-голове или рыбалки всегда лежат про запас готовыми прийти на помощь в моменты “не-знания”. Возможно, это ваш самый лучший проводник!

Если вы позволите раскрыться своему даже самому абсурдному устремлению, то вдруг почувствуете себя шаманом или игривым ребенком. Сильное желание понять, что же происходит, если его использовать сознательно, можно развить в требовательного ученого. Если вы заметите в себе эти состояния и используете их как метанавыки, у вас появится замечательный доступ ко всем вашим навыкам. И наоборот, исключая эти чувства и состояния, вы тем самым отсекаете части общего осознавания.

 





Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.87.33.97 (0.008 с.)