Первичные процессы описывают вторичные явления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Первичные процессы описывают вторичные явления



Одна из ловушек, путающая неискушенный разум новичка, — привычка нашего первичного процесса, или идентичности, навешивать ярлыки на необычные и неизвестные переживания. Такие названия, как “тремор” (глава 5), “застенчивость”, “злость”, “плохое настроение”, “мигрень” или “паузы” — все это способы нашего обычного сознания определить, организовать и кристаллизовать вторичные явления, сковать их прочной формой. Это стремление довольно естественно, да к тому же сами названия — просто этикетки сигналов, которые находятся в процессе преобразования. Такое именование переживания похоже на фотографирование движущейся машины. Фотография никогда не даст объяснения и не покажет, где сейчас находится эта машина[61].

Лао Цзы выразил это по-другому. “Дао, о котором можно рассказать, не является неизменным Дао”[62]. Однажды обозначив, мы пытаемся закрепить это Дао. Но мы не должны ошибиться, давая имя самому Дао. Дао — есть беспрерывное течение процесса. Даосские предсказания, Ай-чин [63], описывают направление течения Дао в данный момент в форме гексаграмм или картинок с “движущимися линиями”. Эти линии указывают на изменение, присущее любой картинке или переживанию. Процессуальная работа заостряет внимание в большей степени на этой “движущейся линии”, динамичной, изменчивой природе, чем на статичной гексаграмме.

Поэтому специалист по процессуальной работе сконцентрирован на возможном процессе, промелькнувшем в один миг, который мы не можем понять и который расстраивает и разрушает наши идентичности. В нашем примере это были паузы, которые, раскрывшись, превратились в переживание слитности с орхидеями. Специалист по процессуальной работе улавливает движение внутри, казалось бы, статичного состояния и помогает ему естественным образом раскрыться. Поэтому мы делаем акцент на движении и изменении, присущих нашему сновидящему процессу.

 

Сочувствие и опыт переживания

 

Вот мы заметили нечто такое, что обычно бы посчитали само собой разумеющимся, и что дальше? Что значит понять эти события? Это подводит нас к другому буддистскому учению. Мы не сможем понять происходящего, оставаясь в стороне и присваивая ему всякого рода названия и интерпретации. Вместо этого, говорит Д.Т.Судзуки, мы должны окунуться в происходящее и, придерживаясь динамичной точки зрения, позволить событиям объяснить самих себя[64]. Мы ничего не сможем сказать по поводу пауз в речи Маргарет, если будем взирать на них с расстояния. Они сами расскажут нам о себе, если мы поможем им раскрыться.

Работая с телесными симптомами, с вредными привычками, трудностями взаимоотношений либо с групповыми конфликтами, специалист по процессуальной работе не остается со своими первоначальными знаниями об этих состояниях, но пытается войти "в реку переживаний" и понять их изнутри. Он знает: стоит только начать распутывать процессы, как они обнаружат новые миры, истории, решения и творческие возможности, которые нельзя предсказать наперед. Он дифференцирует элементы опыта, а затем скромно отходит в сторону, позволяя процессу самому быть своим учителем и проводником.

Приемы переработки

Метанавык переработки отражает открытость и любопытство к природе, особенно к тем ее сторонам, которые остаются незамеченными или вовсе отброшенными. Терапевт, занимающий эту позицию, использует весь свой интерес к жизни, чтобы заметить неявные, почти неуловимые, вторичные переживания, такие как нерешительность в разговоре, незавершенный жест, немыслимые позы, странные звуки, внезапные видения, необычные телесные ощущения или случайные движения. Всем нам хорошо известно, что нелогично бесконечно накапливать непереработанный мусор. Теперь мы применим эту концепцию к нашей внутренней жизни, к нашим взаимоотношениям и опыту общения в группе.

Но что же делать, если мы заметили вторичное переживание? Отметить эти сигналы — это только первый шаг, но Дао становится значимым, только когда мы направляем наше сознание на раскрытие их, сигналов, содержания. Для того, чтобы обнаружить божественное в реальности, терапевту необходимы как собственное чувственное отношение к событию, так и приемы, которые помогут структурировать и раскрыть переживание. Основные приемы для раскрытия элементов любого процесса — амплификация (усиление) и переключение каналов.

Усиление

Алхимики брали некоторые вещества, клали их в горшок и нагревали на огне, пытаясь превратить в золото. Они использовали для этого разные процессы, но неизменным оставалось их особое внимание и благоговение, которые и создавали атмосферу, единственно возможную для свершения превращений[65].

Специалист по процессуальной работе, как алхимик, окружает заботой и “готовит” спонтанные события, акцентируя их и усиливая их сигналы. Усиление — это внимательное наблюдение за сигналом и его интенсификация в особом сенсорно-ориентированном канале, в котором он обнаружился, чтобы его послание могло проявиться полностью.

Идея усиления была известна достаточно давно и получила должную оценку в странах Востока. Во время нашей первой поездки в Японию мы получили потрясающий урок, наблюдая за аранжировкой цветов. Художник пытался распознать природный дух и порыв к движению цветов и листьев. И затем, незаметно и искусно, он, как бы ассистируя природе, следовал этому движению в его естественном направлении. Камни и скульптуры японских садов — прекрасный пример следования художника по пути, указанному самой природой. Так же и специалист по процессуальной работе стремится открыть природные тенденции неизвестных и загадочных сигналов и придерживаться их уникального курса.

Усиливая спонтанные события и позволяя им раскрыться естественным образом, мы обнаруживаем, что наши переживания — это не случайные и редкие явления, но отблеск больших сноподобных процессов, из которых они появляются. Мы можем начать с малого, будто бы незначительного сигнала и, по мере его раскрытия, обнаружить свой сон прошлой ночи, мифическую историю или душевное смятение, которые пытались обратить на себя наше внимание. Спонтанные события не хаотичны, но имеют свою собственную, только им присущую логику.

Каналы

"Усилить сигнал" означает обнаружить канал, в котором он находится, и далее интенсифицировать это переживание. Если сигнал идет по визуальному каналу, то его можно усилить более пристальным рассмотрением этого видения, его цвета, очертания, формы или, может быть, увеличить картинку. Слуховые переживания могут быть усилены, если мы очень внимательно прислушаемся к звукам, а по голосу сможем узнать, мужчина это или женщина. Усиление спонтанных движений могло бы включать в себя нарастание пространственного переживания данного движения или переход на замедленный темп. Телесные ощущения одной части тела можно усилить, перенеся это чувство на все тело.

В каком канале началась работа с Маргарет? Паузы, как оказалось, находились в проприоцептивном канале (канале телесных ощущений), поскольку она опускала глаза вниз и, по-видимому, что-то чувствовала. Поэтому усиление заключалось в обращенной к ней просьбе: отметить, что происходит, когда она поглощена своими внутрителесными ощущениями. Она начала перерабатывать этот неизвестный сигнал, сконцентрировав на нем все свои чувства.

 

Переключение каналов

 

Однажды усилив данный сигнал в его канале, вы можете обнаружить другой способ, который использует сама природа для усиления информации. Переключение каналов. Вы когда-нибудь обращали внимание на то, как, сосредоточившись на звуке, вы неожиданно меняли канал и замечали новые ощущения в своем теле? Наполненное переживание помогает сознательно изменить каналы и дает возможность процессам выразить себя полнее. Если вы заметили нечто, почему бы не перевести эту картинку во внутрителесные ощущения? А как насчет выражения этого телесного чувства в движении и звуке? Подслушав ненароком чей-то разговор, попытайтесь представить себе этих людей[66].

В нашем примере работа началась в проприоцептивном канале. Переключение каналов началось, когда Маргарет стала нюхать орхидеи и затем увидела их. Она использовала и кинестетический канал, поскольку начала двигаться подобно прекрасным орхидеям и представлять, как привнести это переживание в повседневную жизнь. При помощи усиления и переключения каналов она обнаружила более значительный сновидящий процесс, проглядывающий сквозь паузы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.215.183.194 (0.017 с.)