Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Как правило, систематическое слушание успешноСодержание книги
Поиск на нашем сайте
2.2: Дайте другим людям оценить вас, в особенности, — членам вашей тренинговой группы. 2.3: Снова прочитайте практические советы и рядом с каждым пунктом поставьте либо знак «минус» (означающий: мало вероятно, чтобы вы стремились использовать это на практике) или «плюс» (означающий: вы в большой мере стремитесь использовать это на практике). 2.4: Сделайте то же самое, что описано в пункте 2.3, но через три месяца и сразу же после диалога — результатом будет контроль за полученными знаниями и их практическим применением. 2.5: Дайте себе время учиться медленно и постепенно. Это значит, что можно заняться пятью пунктами практических советов и практиковать их в течение нескольких недель, а затем вы переходите к следующим шагам. Пожалуйста, пытайтесь обнаружить, какие пункты являются наиболее важными для вас в настоящий момент. С точки зрения автора, пункты с 18 по 20 являются особенно важными и требуют повторной практики. Упражнение 3 Пожалуйста, попытайтесь накопить свой собственный опыт: 3.1: Проведите несколько диалогов с людьми, которые знают, как вести систематическое слушание. 3.2: Практикуйте систематическое слушание сами, в вашей тренинговой группе (ролевые игры) и в повседневной жизни. ГЛАВА 3 ПРИНЯТИЕ И ПОЗИТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ Вводное упражнение Дайте себе десять минут для ответа на следующие вопросы: — Был ли у вас такой опыт, когда бы вам уделяли внимание и принимали бы вас со всеми вашими сильными сторонами и слабостями, способностями и ограниченностью, с хорошими и дурными чертами? Как вы себя чувствовали при этом? — Был ли у вас такой опыт, когда бы вас принимали только частично, на каких-то условиях, имели бы по отношению к вам серьезные предубеждения и встречали скорее холодно, чем с положительным отношением и теплотой? Каковы были последствия? Если вы в тренинговой группе, пожалуйста, поделитесь своим опытом прежде, чем продолжать чтение. Установка на изучение Как терапевт, что означает "как человек, который желает помочь другим и исцелить их с помощью диалога", я принимаю моего клиента таким, каков он есть. Моя основная установка в отношении к клиенту — это установка принятия глубоко положительного, теплого (см. приложение, примечание 1). Я уважаю его как человека и его достоинство для меня неприкосновенно. Данное описание может как обновить, так и сделать более конкретным понятие «любви». Я принимаю моего партнера, несмотря на то, что он говорит или как ведет себя. Что бы я ни говорил, это предполагает и имеет целью выразить любящее хорошее отношение к нему, потому что, если этого нет, то не может быть и помогающего, целительного диалога. Выражать «эмоциональное тепло» (примечание 2) и проявлять дружелюбие, не казаться равнодушным или холодным — все это решающие факторы. В равной степени важно не делать оценочных суждений, не брать на себя роль судьи, недооценивая клиента. Почему полное принятие и положительное отношение так трудны? Почему я иногда отвергаю своего партнера или с трудом «выдавливаю» из себя положительное отношение? С одной стороны, это происходит благодаря моим сильно субъективированным чувствам и желаниям, а с другой стороны, играют роль ценности и стандарты, переданные мне моими родителями (а также школой, государством, церковью и т.д.). Вопрос заключается в том, смогу ли я развить в себе волю и способность освободиться от условностей моего воспитания и окружения, принять субъективность многих ценностей и стандартов, а также принять то, что мои стандарты и ценности не менее субъективны, чем ценности и стандарты моего партнера. Объяснение 1. Получать высокую степень признания, одобрения и положительного отношения — одна из основных человеческих потребностей. Это кажется таким же важным, как дыхание. Если я даю своему клиенту тепло и положительное отношение, то в его опыте это сравнимо с заботой садовника, который беспокоится, чтобы у растения было достаточно пространства и солнечного света для роста. 2. Если я принимаю моего партнера и положительно отношусь к нему, то можно предположить, что со временем он будет имитировать такое отношение и сам придет к принятию и уважению самого себя, а также постепенно будет демонстрировать одобрение и положительное отношение к другим людям, к себе и ко мне как терапевту. 3. Различные научные исследования подтверждают, что безусловное положительное отношение и тепло ведут к конструктивным переменам в клиенте (примечание 4). Карл Роджерс описывает это следующим образом: «Как положительные, так и отрицательные чувства в равной степени принимаются как часть личности. Такое принятие как зрелых, так и незрелых импульсов, как агрессивных, так и социальных реакций, чувства вины и положительных чувств дает индивидууму... возможность понять себя таким, каков он есть. Он больше не считает нужным защищать свои негативные чувства. У него не возникает ситуаций для переоценки своих положительных чувств, а в таком случае на поверхность поднимается инсайт, новый способ понимания самого себя. Если у вас не было шанса наблюдать за развитием инсайта, то трудно поверить, что люди могут столь эффективно признавать самих себя и свою собственную структуру... Когда негативные чувства индивидуума истощили себя, за этим следуют слабые попытки выражения положительных импульсов, которые способствуют росту... чем более яростно и глубоко выражались негативные чувства (при условии, что они были приняты и признаны), тем более конкретное выражение позитивных чувств любви, социальных импульсов, самоуважения и желания зрелости следует за этим» (примечание 5). 4. Принятие и положительное отношение к партнеру создают (в смысле так называемого взаимообусловливания) атмосферу, в которой разрушаются страх и напряженность, вместе с агрессией и желанием к бегству берущие в них свое начало. При длительном контакте ни самоотрицание и недовольство собой клиента, ни его страх не смогут удержаться, столкнувшись с одобрением со стороны терапевта. Как следствие, он сможет найти путь к себе, лучше узнать себя (исследование самого себя). Если я демонстрирую клиенту мало или полное отсутствие одобрения и любви, он будет чувствовать себя отверженным, находящимся под давлением, запертым, ощутит себя не в безопасности. В результате у него разовьются страх, оборонительное отношение, желание к бегству, подавление и другие защитные механизмы. Это поставит под сомнение контакт и доверие между мной и моим партнером: ни взаимоотношения, ни клиент не смогут развиваться дальше. Практические указания 1. Принятие и положительное отношение не следует путать с соглашательством (открытое соглашательство имеет почти такой же эффект, как отрицание!). Лучше проявить понимание и одобрение поведения клиента в той мере, в какой они значимы для него самого. Цель принятия не «судить кого-то, а скорее прояснить и помочь клиенту осознать его базовую установку» (примечание 6). 2. Говоря конкретно, при выражении кому-то своего положительного отношения следует воздерживаться от прямых или скрытых утверждений типа «это не имеет значения...», «я думаю, это бесполезно, а значит, неверно и плохо». Естественно, что у меня есть свои нормы, но я не навязываю их своему партнеру и осознаю тот факт, что они сами часто субъективны. Они зависят от времени, места, «Weltanschauung» (жизненной философии), культурного уровня, профессии, духовного воспитания, возраста и т.п. Если я действительно хочу принять партнера, я лишь чрезвычайно осторожно использую слова типа «но», «да, но», так как за этими выражениями часто могут скрываться существенные противоречия, отрицание и недооценка. 3. Я также могу выражать положительные отношения невербально: знаками внимания, обращая свое лицо к клиенту (положением головы, выражением лица, позой), а также теплой и дружеской интонацией. Я контролирую и обращаю внимание на язык тела, включая мой голос. Указывают ли сообщения, которые я посылаю физически, на принятие или отрицание, положительное отношение или возмущение, теплоту или холодность? Физические сообщения часто выражают очень четко и подлинно мои чувства или то, что я сам точно не чувствую. 4. Если я нахожу трудным принять манеру поведения моего партнера, то следует спросить себя, как это получилось: мог бы он вести себя иначе при данных обстоятельствах в его беде или, может быть, за всем этим стоят защитные механизмы? Если существует что-то в манере поведения моего партнера, что я могу принять только с трудом, то это может быть вызвано моими собственными защитными механизмами. Очень часто в таком случае я отрицаю (не принимаю) в партнере то, что не принимаю в себе. Вот почему я стараюсь признать и принять свои личные защитные механизмы, чтобы быть в состоянии справляться с осознаванием и заботой (см. главу «Защита и защитные механизмы»). 5. Я поддерживаю глубокое уважение индивидуальности моего клиента, его личного жизненного пути, его свободы и привязанностей, «чуда отличия» (Мартин Бубер), т.е. уважение того, что мой клиент «отличен» от меня*. 6. Показывая свое принятие и положительное отношение к клиенту, тем самым предлагаю полное слушание (см. главу «Систематическое слушание»). 7. Показывая положительное отношение и теплоту, я вербализую с эмпатией то, что выражает он (помимо всех чувств, желаний и ценностей) (см. главу «Эмпатия и вербализация»). 8. Любой ценой я стараюсь быть подлинным, если дело касается принятия и положительного отношения (см. главу «Подлинность» и личная конгруэнтность»), и поэтому избегаю обмана и пустых фраз. Но я изначально полагаю, что и я сам, и мой партнер признаем факт наличия пределов приемлемости, и мне позволено их иметь. Я признаю свои ограничения искренне и открыто. Если у моего клиента есть сторона, которую я не могу принять, я конструктивно выражаю это и, более того, от первого лица. Например: «Я многое могу принять в вас, но именно это трудно для меня. Я бы хотел вместе с вами найти решение». Если я обнаружу, что совершенно не могу ни уважать, ни принять своего партнера, то предложу ему другого партнера для диалога и удалюсь. 9. Какой из практических советов наиболее важен и каким образом данная глава соотносится с другими? Чтобы суметь предложить принятие и позитивное отношение, важны три способа поведения: - систематическое слушание (см. соотв. главу); - эмпатия и вербализация (см. соотв. главу); - подлинность и личная конгруэнтность (см. соотв. главу). Практические упражнения Упражнение 1 Главная цель этого упражнения — добиться критического и глубокого обсуждения материала тренинга. Тренинговая группа произвольно разбивается на две подгруппы. Они сидят лицом друг к друг. Одна сторона, группа «за», приводит все аргументы в пользу «принятия и положительного отношения». Другая сторона нападает на это отношение с критикой и вопросами и, таким образом, являет собой четкое «против». Во время дискуссии возможен временный или полный переход из одной группы в другую. Те, кто работают с учебным материалом без группы, могут взять листок бумаги и выписать слева то, что с их точки зрения говорит в пользу «принятия и позитивного отношения», а с правой стороны то, что говорит «против». Упражнение 2 С помощью этого упражнения вы можете обнаружить, какой степени вы способны достичь в принятии и положительном отношении. Пожалуйста, проверьте свое поведение во время диалога, используя следующую оценочную шкалу (это оценка, а не объективное свидетельство). Попробуйте следующие шаги: 2.1: Дайте сами себе общую интуитивную оценку по этой шкале и другим (если возможно, членам вашей группы) возможность оценить вас. 2.2: Оцените себя сразу же после интервью с клиентом. Вы можете записать интервью на магнитофон, чтобы дать и себе, и группе лучшую возможность для оценки. Используя шкалу, выясните, какие у вас просчеты, и исправьте их со временем — или вы, может быть, предпочитаете принять и уважать свои просчеты?
|
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.232.215 (0.012 с.) |