Оценочная шкала подлинности и личной конгруэнтности (примечание 9). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценочная шкала подлинности и личной конгруэнтности (примечание 9).



Шаг 1. Очевидные противоречия между высказываниями терапевта и его чувствами (внутренними переживаниями). Или, даже являясь подлинной реакцией терапевта, его высказывания имеют деструктивный характер и отрицают особенности клиента.

Шаг 2. Терапевт ведет себя в соответствии с заранее установленной ролью (профессиональной или призванной произвести «хорошее впечатление») и избегает выражения своих личных чувств. Если он выражает подлинные чувства, они в основном негативны или носят защитный характер, и не могут использоваться как основа для достижения ясности во взаимоотношениях.

Шаг 3. Терапевт не показывает никаких явных противоречий между внутренним (эмоциональным) опытом и внешним поведением, но никогда (или очень редко) показывает себя как собственно личность.

Шаг 4. Терапевт делится своими (позитивными или негативными) чувствами гораздо чаще, даже если время от времени он воздерживается от их полного выражения. То, что он говорит, подлинно. По крайней мере, иногда он использует свои чувства для более глубокого исследования взаимоотношений «клиент-терапевт».

Шаг 5. В своих взаимоотношениях с клиентом терапевт совершенно свободен как личность. Его взаимодействие спонтанно, и он открыт проявлениям своих чувств, приятных или неприятных. Он в большой мере такой, какой он есть, и этому соответствуют его чувства и высказывания. Он постоянно проявляет свои чувства конструктивным образом, чтобы открыть новые области во взаимоотношениях с клиентом для обеих сторон и прояснить эти отношения.

Примечание:

В кратковременной терапии, направленной на разрешение конфликта, достаточно быть на уровне третьего шага. Более того, это зависит от уверенности терапевта и возможностей клиента, данного контекста и стадии в развитии терапии, когда и как выйти за рамки шага 3. Во время интенсивной терапии шаг 4 достигается после нескольких приемов; шаг 5 может быть достигнут только при особых обстоятельствах.

Заключение: степень подлинности и личной конгруэнтности терапевта может быть оценена следующим образом:

уровень 1 уровень 2 уровень 3 уровень 4 уровень
очень мало мало достаточно (основной уровень) хорошо очень хорошо

Упражнение 6

Пожалуйста, применяйте то, что вы узнали, на практике: старайтесь быть подлинными и личностно конгруэнтными, насколько это возможно, во время своих ближайших терапевтических интервью. Более того, практикуйте подлинность в ролевых играх, а также в диалогах со своими близкими и т. д.

ГЛАВА 6

ЗАЩИТА И ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ (PDM)*

Вводное упражнение

Пожалуйста, представьте себе, что вы разговариваете с клиентом (или другим партнером по диалогу) в течение значительного времени, и ваш партнер настойчиво говорит такие вещи, которые пугают вас или не нравятся вам, и постепенно вызывают в вас неприязнь. Другими словами, защитное и оборонительное поведение. Как это сказывается на вашей позе? Что происходит, к примеру, с вашими руками и ступнями? Как меняется ваша поза и линия глаз? Как изменяется ваш голос и дыхание? Можете ли вы представить себе, что произошло бы с вашей позой, если бы партнер не мог видеть вас: например, если б интервью происходило по телефону?

Если вы входите в тренинговую группу, полезно поделиться своими открытиями и ощущениями.

Установка на обучение и практические упражнения

1. Концепция «защитных механизмов» была введена Зигмундом Фрейдом и получила дальнейшее развитие в работах его дочери Анны Фрейд в ее книге «Эго и защитный механизм» (примечание 1). Поскольку защита и защитные механизмы часто оцениваются как негативные и поэтому умышленно отрицаются, в дальнейшем мы будем говорить о защите и защитных механизмах в охранительном смысле (английская аббревиатура PDM) — так как концепция «защиты» в смысле «оберегания» обычно имеет положительное значение. Вообще уместно сказать, что PDM могут быть либо положительными, либо негативными, что они либо сохраняют здоровье, либо ведут к болезни, делают людей счастливыми или несчастными. Одни и те же защита и защитные механизмы могут представлять собой и преимущества и недостатки.

Такая конфликтность в проявлении PDM может быть проиллюстрирована такими символами или образами, например:

— стены средневекового города защищают жителей от нападения врагов, но одновременно ограничивают их свободу...

— рыцарские доспехи отражают удары мечей, но их вес ограничивает свободу движений...

— атомное убежище защищает людей от атомного взрыва, но из-за смертоносной радиации люди вынуждены находиться внутри него длительное время и жить в скученных условиях без доступа дневного света...

Навязчивое, постоянное присутствие защиты и защитных механизмов создает ограничение и ведет человека к замкнутости и изоляции.

Но если они полностью отсутствуют, человек рискует и становится открытым всем и вся. Для меня отнюдь не благоприятно жить и день, и ночь «с душой нараспашку». Однако также плохо отгораживаться от всего, скрестив на груди руки.

Еще два примера.

Если у меня нет никакой защиты, то я похож на пациента, больного СПИДом, у которого, в конце концов, не остается никаких защитных сил и он подвержен любым инфекционным заболеваниям. Но если я должен постоянно искать убежища и защиты, то я отрицаю мудрость сказок: в старинной сказке «Спящая красавица» пятнадцатилетняя принцесса (в расцвете своей девственности) погружается в глубокий сон. В конце ее пробуждает поцелуем от сна принц и «затем они сыграли великолепную свадьбу и зажили счастливо» («Сказки братьев Гримм»). Что произошло бы, если бы принцесса воспротивилась и как-то сообщила бы принцу: «Прошу, не целуй меня! Я хочу и дальше спать! Я хочу оставаться такой, какая я есть! Я не хочу просыпаться, выходить замуж, править королевством, королевская жизнь (via regia) слишком опасна для меня...».

Почему, по каким причинам у меня имеются PDM?

PDM помогает мне защититься и уберечь себя от страхов, которые кажутся сильнее меня и потому угрожающими: страх возникает тогда, когда у меня есть элементарные, насущные желания (позывы), которые (вероятно) не будут удовлетворены.

Три соответствующие мнемонические фразы с примерами.

PDM как противодействие (одолевающим нас) страхам

Я испытываю (в качестве ребенка или взрослого) плотские желания (физические позывы), например, пищи, питья, здоровья и сексуального удовольствия. У меня есть (как у ребенка, так и у взрослого) физиологические и духовные желания (ментальные потребности), например, безопасности, любви, счастья, смысла жизни. Если эти желания (почти) никогда не удовлетворяются, то у меня возникают экзистенциальные страхи: страх голода, жажды, болезни, смерти и пр. Или страх отсутствия безопасности, потери любви, одиночества, неполноценности, незначительности и т.п. Или страх одолевающих нас сильных чувств (горя, ненависти и т.п.). Эти страхи могут угрожать мне и травмировать до такой степени, что будет лучше и здоровее, если я воспользуюсь всеми средствами, чтобы защититься и уберечь себя от них: поэтому и мне, и моему состоянию здоровья послужит на пользу, если во мне возникнет PDM.

PDM противодействует переполняющим нас желаниям

Зигмунд Фрейд говорит о трех состояниях «я»: ид, эго и супер-эго. Трансактный анализ указывает на нечто подобное в своих трех ипостасях: ребенка, взрослого и родителя. С одной стороны, мое ид (детское я) имеет элементарные желания и позывы физической или духовной природы. С другой стороны, это противоречит явным желаниям, исходящим от моего супер-эго (родительское я). В равной степени справедливо обратное: то, что хочется моему супер-эго, не желает мое ид. Это вызывает напряжение и страх: мое эго (взрослое я) теперь с радостью вмешивается с помощью PDM и таким образом защищает меня от переполняющих желаний как ид, так и супер-эго и связанных с ними страхов.

PDM содействует равновесию

PDM всегда служит цели уменьшения страхов, ослабления напряжения, снижения сопротивления и превращения трудностей в более терпимые. Однако я должен заплатить за это. Цена может быть разумной или слишком высокой. Вот почему PDM содействует равновесию. Скорее чем о защитных механизмах, Г.А. Кэррол (примечание 2) говорит о механизмах адаптации. Я могу слишком сильно или слишком слабо адаптироваться к запросам, исходящим «извне» или «изнутри», «сверху» или «снизу». Это своего рода ходьба по натянутому канату с постоянной опасностью падения.

Практические упражнения

Пожалуйста, кратко запишите ответы на следующие вопросы:

— что вызывает у вас очень большой страх (кто и что пугает вас, вызывает отвращение, заставляет сердиться, кажется вам запрещенным)?

— каковы ваши самые сильные желания (особые желания ребенка в вас и взрослого в вас)?

— в каких обстоятельствах вы стремитесь приспособиться и колеблетесь, не следует ли идти на компромисс?

3. Термин «механизм» используется оттого, что защита и адаптация обычно возникает механически и автоматически и поэтому бессознательно. Эти механизмы часто возникают в детстве и затем поддерживаются. Так как обычно это нечто бессознательное, некий автоматический процесс, я не имею представления о большей части своих PDM и должен опираться на терапевтическую поддержку и затратить массу времени, чтобы распознать свои PDM, a затем обнаружить, могу ли я вообще, и если да, то как, разрушить их. Кроме неосознаваемых PDM существуют и сознательные, и частично осознаваемые и хотя я осознаю эти паттерны поведения, они являются устоявшимися привычками и поэтому имеют тенденцию к автоматизму, т.е. проявляются без всех мыслей о них или без сознательного решения.

4. Трудно решить, нуждаюсь ли я (все еще) в том или ином PDM. Если мой страх становится слишком большим, необходимость в защите возрастает, и тогда невозможно сломить PDM.

5. С одной стороны, PDM уменьшают страх, но они же требуют и много энергии: мне нужна значительная сила, чтобы держать сильные страхи и желания «на привязи». К другим недостаткам PDM можно отнести следующие: мои эмоции притупляются (такие, как плач, смех, гнев, страх и т. п.); мои желания затухают (например, желание сексуальной или эротической близости, безопасности, определенного влияния, смысла жизни); мое общение становится ограниченным и отчужденным, я слишком часто избегаю конфликта. И тогда передо мной встает вопрос, нуждаюсь ли я (все еще) в такой защите и защитных механизмах, или могу (медленно) разрушить их?

6. В основном, я предполагаю (даже как квалифицированный терапевт), что у меня есть PDM — это относится ко всем людям и, естественно, также и к моим клиентам. Я уважаю это и принимаю во внимание.

7. Я сознаю свои цели, когда имею дело с PDM и пытаюсь их разрушить. С одной стороны, я хочу освободиться сам (или освободить других) от ненужных PDM, от ограничений и односторонности, в которых нет (больше) необходимости, от патологического или нарушенного поведения. Таким образом, моя цель — освободиться от конкретных проявлений. С другой стороны, это также вопрос освобождения в направлении жизни (в мышлении, чувствах, действиях), которая стремится к целостности. Тому, чему я (почти) не давал раскрыться до сих пор (например, моей «тени»), должно быть дано большее пространство; мне хочется интегрировать это, завоевать его и достигнуть таким путем синтеза. И если до сих пор я любил только «своего соседа», то теперь я хочу «любить себя» и жить в соответствии с девизом «возлюби своего ближнего, как самого себя». Если до сих пор я оглядывался и жил в направлении одной крайности, то теперь я хочу оглянуться и жить в противоположном направлении и, поступая таким образом, приобрести «округлость» и продвигаться по пути в направлении становления личности.

Несколько иллюстративных примеров:

Рациональный человек может быть также и эмоциональным; или — тот, кто «думает нутром», иногда может использовать и голову.

— Сильный человек может быть также и слабым, и противоположное — «слабак» может обнаружить в себе силу.

— Моралист может скрывать в себе «грехи», а аморальный и асоциальный тип может обнаружить в себе противоположную крайность.

— Обязательный человек может одновременно вести себя хаотично и истерично, в то время как неряшливый «хаотичный» человек учится ценить порядок.

— Депрессивный «пессимист» испытывает также и противоположные крайности в той же степени, что люди постоянно радостные и улыбчивые.

— Женщинам нравится ощущать свой маскулинный аспект («анимус»), так же как мужчинам нравится их фемининный аспект («анима»).

— То же самое относится к односторонне «консервативному» или «прогрессивному» человеку, как, впрочем, к убежденно «религиозному» или убежденному «атеисту».

Практические упражнения

Пожалуйста, запишите кратко ответы на следующие вопросы:

— какие крайности я испытываю односторонне?

— какие противоположные крайности я могу добавить к ним, которые не достижимы для меня?

— какое положение я занимаю?

Если вы входите в состав тренинговой группы, поделитесь своими ответами друг с другом и таким образом закрепите эти упражнения.

8. Я сознаю тот факт, что PDM могут иметь много аспектов и принимать различные формы. Согласно Зигмунду Фрейду, защита — «многомерна, крайне сложна, часто трудно распознаваема, изменчива... в своей форме» (примечание 3). Интенсивность PDM может постоянно меняться. Часто различные PDM практикуются в одно и то же время. Рационализация может вести за собой изоляцию, «взгляд в сторону», неслушание. В основе своей любое душевное, психическое или физическое поведение может служить как защита.

Ниже приведены пять психологических и интеллектуальных PDM, а также серия физических PDM.

8. 1. Психологические и интеллектуальные PDM

— Рационализация:

Я нахожу рациональные причины и разумные объяснения, которые, однако, не касаются сути дела. Это ясно иллюстрируется басней, в которой лиса, для которой виноград висит слишком высоко, успокаивает себя объяснением, что, в конце концов, этот виноград слишком кислый.

— Подавление и отрицание:

Я подавляю и «забываю» внутренние события (психологическую реальность), например, не осуществившиеся сильные желания или слишком сильные страхи.

Я отрицаю внешние события (например, отворачиваюсь в сторону, не слушаю), потому что это слишком пугает меня и страшит. Я веду себя в соответствии с поговоркой: «Нечего волноваться о том, чего не знаешь».

— Проекция:

Я проецирую те свои характеристики, которые нахожу (очень) неприятными, на других людей. Я приписываю (переполняющие меня) желания и беспокойства на других людей. Я вижу их (и борюсь с ними) в других, но не в себе.

«Мы проецируем свою собственную психологию на других без запретов и обычно весьма наивно» (К.-Г. Юнг). Философ Кьеркегор выражает это так: «То, что Джон говорит о Джиме, рассказывает нам о Джоне больше, чем о Джиме».

— Изоляция:

Я разделяю взаимосвязь между событиями (в прошлом и настоящем) и чувствами. Я признаю только событие и (говорю о нем), но не относящиеся к нему чувства. Я отделился от (переполняющих меня) страхов (или ярости, печали и т.п.) и (почти что) не ощущаю их.

— Регрессия:

Если я чувствую, что не справляюсь с ситуацией или с предъявляемыми мне требованиями, я реагирую не в соответствии с моим возрастом, а регрессирую (иду назад) к более раннему или даже детскому поведению.

Практическое упражнение

Пожалуйста, найдите практические примеры пяти PDM (работайте индивидуально или в небольшой группе) и задайте себе два вопроса:

Какие PDM я могу или мог распознать в других?

Какие PDM я могу или мог обнаружить в себе?

8.2 Физические PDM:

Следующие физические позы могут также указывать на PDM (это относится только к ситуации, при которой я сижу и участвую в интервью):

— мои глаза бегают, и я слушаю «вполуха»;

— я начинаю ерзать и делаю беспокойные жесты руками и ногами;

— я отклоняюсь назад, а затем вперед слишком явно;

— я неожиданно выпрямляюсь или разваливаюсь на стуле;

— я складываю руки на груди;

— я кладу руки в карманы (и сжимаю кулаки);

— я становлюсь напряженным и неестественным;

— я неожиданно меняю манеру речи (говорю быстрее или медленнее, громче или тише, менее отчетливо...);

— я испытываю усталость, чувство голода, жажды, начинаю зевать...

Практическое упражнение

Пожалуйста, найдите практические примеры поз (описанные в 8.2);

— где вы испытывали такие физические паттерны в себе и в других? Скрывался ли за ними PDM?

В своем ближайшем диалоге (консультировании, интервью и т.п.), пожалуйста, обратите внимание на свою физическую позу — заметьте и примите все, что ваше тело делает автоматически! Затем попытайтесь обнаружить, чему вы можете научиться из этого и есть ли что-то, что вы можете попытаться изменить. Если возможно, обсудите свои открытия со своей тренинговой группой.

Практические советы

Что делать с защитой и защитными механизмами (PDM):

Ниже приведены способы обращения с PDM моего партнера. Но не описано, как я поступаю со своими собственными PDM. Естественно, существует много равноценных вариантов и работа с PDM, конечно, должна начинаться с самого себя — поэтому я переношу следующие указания на себя.

1. Я выясняю, желает ли мой клиент работать с PDM и вероятны ли или полезны изменения в настоящий момент. Я воздерживаюсь от какого бы то ни было давления, потому что это только увеличило бы страх, а с ним и PDM.

2. Я уважаю и обращаю внимание на страхи моего клиента (переполняющие его). Я хочу научиться понимать их интенсивность и значение вместе с ним. Для этого я называю этот страх, стараюсь сделать его понятным и выяснить, может ли он быть уменьшен в настоящий момент. Только после уменьшения PDM можно проявить и модифицировать их.

3. Я помогаю своему клиенту справиться с PDM своим поведением в соответствии с недирективным консультированием:

— Мое поведение ориентировано на клиента, и я обращаюсь со своим партнером, как с равным.

— Я пытаюсь реагировать на все высказывания с заметным положительным отношением и теплотой.

— Я вербализую эмоциональное содержание переживаний клиента с эмпатией.

— Я практикую высокую степень подлинности (соответствие между внутренними ощущениями и внешним поведением) и личностную конгруэнтность.

4. Вместе с партнером я обнаруживаю (в приводимом порядке):

— что у него есть PDM;

— от чего он защищается, когда переходит в оборону;

— как он защищается и оберегает себя.

5. Я знаю, что существуют разнообразные психологические, интеллектуальные и физические PDM (см. установку на обучение № 8), сознаю данные формы выражения и внимательно работаю с ними.

6. Мне ясно, что значение и цель конструктивного обращения с PDM («путь — это цель» — установка на обучение № 7):

— освобождение от ненужных (устаревших) и односторонних деструктивных PDM;

— освобождение, ведущее к возрастающей интеграции того, что было отвергнуто (то, что не было пережито, тень); ведущее к охватывающему все стороны жизни новому пути (в мыслях, чувствах, желаниях).

ГЛАВА 7



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.130.31 (0.068 с.)