Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Упражнение 5. Работа с оценочной шкалойСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Ваше эмпатическое отражение улучшится, если вы оцените его и будете проверять снова и снова в соответствии со следующей оценочной шкалой. У вас есть следующие возможности: 5.1: Вы оцениваете себя в целом и эмоционально. Однако дайте и другим людям (возможно, из вашей тренинговой группы) оценить вас в том же духе. 5.2: Вы оцениваете себя сразу же после интервью — либо с клиентом, либо после ролевой игры в группе. Если вы записали интервью на магнитофон, и вы сами, и группа будете более точны в оценке. Оценочная шкала «Эмпатии и вербализации» (эмпатическое отражение, примечание 10). Стадия 1: Терапевт не передал чувства и переживания, конкретно выраженные клиентом. Он ограничен предвзятыми рамками относительно точки отсчета, которые исключают точку зрения клиента. Стадия 2: Терапевт воспринял явно выраженные клиентом чувства и переживания. Однако в своих ответах он затемнил или исказил эмоциональное содержание высказываний клиента. Стадия 3: (Базисный уровень терапевтической эффективности). Терапевт «ухватил» чувства и содержание переживаемого, ясно выраженные клиентом, но часто не «схватывает» более глубоко летящие чувства (или чувства, выраженные несколько спустя). Утверждения терапевта выражают те же чувства и с той же эмоциональной интенсивностью, что и у клиента, но не ведут сколько-нибудь дальше, Стадия 4: В своей вербализации терапевт подхватил чувства и переживания, которые клиент не высказал в точности. Таким путем он внес существенный вклад в высказывания клиента, касающиеся его чувств, избежав при этом искажения. Стадия 5: Терапевт полностью «настроился» на клиента, так что они оба могут двигаться вперед в совместном исследовании. Более того, позиция терапевта такова, что он может прояснить чувства и переживания, которые клиент еще не может понять сам (это может найти живое подтверждение со стороны клиента). Заключение: Терапевт демонстрирует эмпатию и вербализацию в соответствии со следующими стадиями:
Упражнение 6. «Мгновенное фото» Каждый член группы имеет 10 минут для «мгновенного фото». Он делает заметки обо всем, что приходит ему в голову, и обо всех своих ощущениях (включая неуместные или необычные мысли и чувства), учитывая все пять органов чувств. Главные положения записываются по мере возникновения. После этого члены группы по двое идут на получасовую прогулку. Теперь у первого участника есть возможность в течение 15 минут отчитаться о том, что он записал во время «съемки» (он свободен в выборе того, что сказать и чего не говорить!) Его партнер старается отразить то, что слышит, с эмпатией. Затем они меняются ролями: второй участник отчитывается в течение оставшихся 15 минут, а его партнер вербализует. Это упражнение оказалось очень полезным, и поэтому его следует проводить повторно. Оно предоставляет возможность для самоисследования и отражения (на небольшом и личном уровне); оно предлагает ценный личный опыт (как я чувствую себя, когда кто-то вербализует мои чувства), оно может дать новые знания о себе и привести к физическому расслаблению. Упражнение 7. Ролевая игра Доказано, что ролевая игра является очень полезной и живой возможностью для обучения и практики и поэтому в ней следует часто упражняться. Приводимые ниже могут видоизменяться. Описание ситуации; Маленькая группа от 3 до 7 членов. Один член группы берет на себя роль клиента, другой — роль терапевта, остальные — наблюдатели. Сначала ролевая игра длится 5 минут, позже от 10 до 20 минут. Задача клиента: Клиент поднимает вопрос или рассказывает случай — если возможно из сферы собственной жизни, чтобы придать интервью аутентичность. Клиент не может ничего сделать «неправильно» в ролевой игре, потому что в задачу терапевта входит концентрация на всех возможных и невозможных нюансах поведения клиента. Задача терапевта: Терапевт может поставить перед собой две задачи: — исключительное применение метода отражения: в случае невозможности отразить что-то с эмпатией, он не говорит ничего; — частичное применение эмпатической вербализации: в случаях, когда отражение не срабатывает, предлагаются другие решения. Задача наблюдателей: Остальные члены группы наблюдают ролевую игру клиента и терапевта. Чтобы обеспечить точность наблюдений и анализа, наблюдатели ведут протокол интервью. Они записывают слово в слово все важные высказывания клиента, касающиеся его чувств, желаний и вопросов, и, если возможно, слова терапевта. С самого начала наблюдатели могут поделить между собой задачу, чтобы она не стала слишком трудной. Запись ролевой игры на магнитофон может облегчить задачу участникам и послужит более точному анализу. Оценка ролевой игры (около 30 минут): Клиент, терапевт и наблюдатели (в таком порядке) ведут свободный, неструктурированный обмен мнений (5 минут). После этого все утверждения терапевта анализируются с помощью протокола либо записи на пленке, например, используя следующие вопросы: — Что отражается и как? — Что достигается отражением? — Какие важные высказывания клиента не отражены? — Какие применялись методы, кроме отражения, и в какой степени успешно? — Какой была бы оптимальная вербализация? (Этот вопрос особенно важен.) Анализ и оценка ролевой игры могут быть произведены с использованием оценочной шкалы. Варианты ролевой игры: а) Некоторым членам группы легче выполнять поставленные ролевой игрой задачи вне группы. В таком случае группа обсуждает запись ролевой игры на пленке. Если члены группы очень заторможены в ролевой игре, этот конфликт может быть разрешен в рамках игры с одним клиентом. б) Роль и ситуация для терапевта могут быть облегчены, если ввести в игру партнера-терапевта, который бы отвечал на вопросы в случае, 1-й терапевт не может найти ответ. Упражнение 8. Ролевая игра «вверх тормашками» Учитывая, что ролевая игра весьма утомительна, я привожу упражнение, которое предлагает перемену и шанс расслабиться, как, впрочем, и повод посмеяться. Более того, можно также научиться чему-то, так как «лучше всего учиться на собственных ошибках». Итак, расстановка для игры «вверх-тормашками» следующая: один участник произносит высказывания за клиента (высказывания клиента или мнения, почерпнутые из данной главы!), а все остальные члены группы пытаются вербализовать самым неправильным образом, т.е. давать ответы «вверх тормашками». Попытайтесь найти такие ответы, которые неправильны, но неправильность завуалирована. Также иногда давайте такие ответы, которые возникают при разговорах людей из вашего окружения. Упражнение 9. Эмпатическое отражение в повседневной жизни Прошу вас также практиковать «вербализацию и эмпатическое отражение» в ситуациях повседневной жизни, например, в разговорах с родственниками, друзьями, коллегами и «врагами», или во время еды и на прогулках с членами тренинговой группы. Таким образом, вы получите практический опыт эмпатического отражения. В конце концов, это станет для вас так же легко и непринужденно, как правильная и беглая речь на иностранном языке после длительной практики. Упражнение 10. Закрепление материала тренинга Пожалуйста, перечитывайте «установку на обучение» и практические советы этой главы много раз — особенно непосредственно до и после терапевтического интервью. Таким способом эмпатическое отражение, которому вы учитесь, будет живым и связанным с практическим применением. В любом случае материал тренинга должен постоянно закрепляться и освежаться в памяти. ГЛАВА 5 ПОДЛИННОСТЬ И ЛИЧНОСТНАЯ КОНГРУЭНТНОСТЬ Предисловие Подлинность и личная конгруэнтность играют решающую роль в диалоге и в отношениях между терапевтом и клиентом, но этому чрезвычайно трудно обучать и научиться. Данная глава касается, прежде всего, подлинности терапевта, однако задача становится более неподдельной и последовательной и для клиента. На долгом пути к этим возвышенным целям подлинности и тождества не следует забывать слова Роджерса: «Никто не достиг этого состояния полностью» (примечание 1). То, что мы называем подлинностью и путем к ней, в античности выражалось следующим образом: «Узнай себя... стань тем, что ты есть». Вводное упражнение Отведите время для следующих вопросов: — Как я чувствую себя, когда говорю с кем-то, и являюсь ли я подлинным (т.е. соответствует ли мой внутренний опыт внешнему поведению) или нет? — Что я ощущаю, когда у меня складывается впечатление о подлинности или фальши моего партнера? Установка на обучение Как терапевт я стремлюсь к высшей степени «подлинности и личной конгруэнтности» (примечание 2). Под этим подразумевается единство и соответствие между внутренним опытом (всякого сорта чувствами, различными желаниями, мыслями и идеями) и внешним поведением, «конгруэнтность невербальной и вербальной коммуникации» (примечание 3) — глубокое внутреннее переживание часто ненамеренно выражается весьма прямо в невербальном поведении, а именно в выражении лица, позе и тоне голоса. В случае, если человек не стремится быть подлинным, часто происходит так, что его невербальное поведение не соответствует вербальным сообщениям, «как» не конгруэнтно «что». Например, когда человек говорит форсированным голосом и с печальным выражением на лице, что он чувствует себя расслабленным и совершенно довольным. Роджерс говорит о «соответствии между опытом, осознанием и коммуникацией» (примечание 4), где под «опытом» он подразумевает неосознаваемое внутреннее переживание, чувство, желание. Понятием «соответствие» он более точно выражает то, что сам обычно называет «конгруэнтностью». Говоря другими словами: имея дело с клиентами, я избегаю всякого рода фальшивого театрального, поверхностного, обманчивого, невыразительного и «профессионального» поведения. Если я сам стану более подлинным и личностно конгруэнтным, то тем самым я буду моделью и образцом для моих клиентов. Я помогаю им достичь большей подлинности и тождественности, а значит, лучшего здоровья (души, духа и тела, а также жизни в обществе других). Объяснение 1. Карл Роджерс: «Обнаружено, что изменения личности облегчаются в том случае, когда психотерапевт является тем, кто он есть, когда во взаимоотношениях с клиентом он подлинен, лишен «вывески» или «фасада», открыто переживая чувства и отношения, вызываемые в нем настоящим моментом. Мы предложили новый термин «конгруэнтность» и пытаемся описать соответствующее состояние. Под этим состоянием мы подразумеваем, что те чувства, которые испытывает терапевт, доступны ему, доступны его сознанию, он в состоянии прожить эти чувства, быть ими и сообщать о них. Никто не достигает такого состояния полностью, но все же большинство терапевтов умеют прислушиваться к себе и принимать то, что происходит в них; и чем более они способны представлять собой всю сложность своих собственных чувств, без страха, тем выше степень их конгруэнтности (примечание 5). Психотерапевт Руфь Кон подтверждает этот опыт и говорит, что исцеление зависит от подлинности во время терапевтического сеанса... Под этим она подразумевает не подлинность любой ценой и при любых обстоятельствах, но скорее «избирательную подлинность». Это способность делать аутентичные высказывания, соответствующие обстоятельствам и целям реальной ситуации. Иногда следует призвать полную открытость в отношении фактов и чувств, а иногда необходимо ограничить общение. Опытный терапевт умеет осознавать одновременно и свои нужды, желания и страхи, и своего клиента, а также делать утверждения о себе с дисциплинированной спонтанностью... То, что он говорит, должно быть аутентично, но нет необходимости говорить все, что аутентично. «Избирательная подлинность... позволяет мне использовать себя, личность, которой я являюсь на самом деле, в моих собственных интересах и в интересах моего клиента, подключая мои терапевтические знания и способности» (примечание 6). 2. Открытость и прозрачность в отношении своих чувств (например, гнева, удовольствия, боли, нетерпения, бессилия или власти, несовершенства или чувства успеха, благополучия и т.д.) могут помочь мне открыться и стать более восприимчивым по отношению к аналогичным чувствам в клиенте. Когда я что-то отрицаю в себе, то обычно отрицаю то же самое и в клиенте или ищу это в нем в преувеличенном масштабе. 3. Моя подлинность может усилить подлинность клиента и помочь ему достичь конструктивных перемен — это было продемонстрировано различными эмпирическими исследованиями (примечание 7). Практические советы 1. Больше всего я помогаю расти в себе подлинности и личной конгруэнтности, когда не избегаю своих (положительных и отрицательных) эмоций и желаний и встречаю их с возрастающим уважением переживания (см. главы «Принятие и позитивное отношение» и «Эмпатия и вербализация»). Индивидуальное или групповое интервью, проводимое в духе клиент-центрированного консультирования или других видов терапии психоаналитической ориентации, может быть очень полезно. В этих рамках, будучи защищен и принят, я могу более глубоко осознать собственную неконгруэнтность, за которой скрываются мои защитные механизмы, и достичь возрастающей подлинности. 2. Я помогаю клиенту достичь возрастающей степени подлинности (разрушая его защитные механизмы): — тем, что я: реагирую на его чувства и желания с уважением и теплотой; — вербализую его эмоциональные переживания; — показываю заметную подлинность и личную конгруэнтность. 3. Быть подлинным и личностно конгруэнтным не означает просто выражать все мысли и чувства, которые возникают у меня во время процесса терапии — но если я что-то выражаю, то это должно быть подлинно. В основном, я пытаюсь выразить вслух мои наиболее сильные и повторяющиеся чувства, а также те, которые являются препятствием во взаимоотношениях. Я выражаю себя в духе подлинности, но в той степени, в которой это необходимо и полезно для клиента — и для меня. 4. Кроме открытого и подлинного выражения положительных элементов может оказаться необходимым и полезным, чтобы я также выражал и негативные и таким образом прояснял уровень отношений. Например, «когда я ощущаю, что мне скучно во время контакта с данным клиентом и что это чувство устойчиво, тогда я уверен, что ради него и наших отношений я обязан информировать его о данном чувстве. Это будет также относиться к случаю, когда я боюсь клиента или мое внимание так сосредоточено на моих личных проблемах, что я едва слышу клиента» (примечание 8). 5. Для того, чтобы вкладываемые в процесс мои собственные переживания были подлинными, необходимы следующие шаги: — Я осознаю содержание своих переживаний (чувств, желаний, оценок и т.п.). Затем я пытаюсь прояснить, в какой степени мои чувства являются реакциями на высказывания, сделанные клиентом. (Фрейд называет это контрпереносом.) В какой степени они берут начало (независимо от клиента) во мне и моей истории (перенос на клиента)? — Я проясняю, что я разумно могу ожидать от себя и от клиента в данный момент и какие цели я преследую. Как опытный терапевт, а также после длительного терапевтического процесса, имея хорошие взаимоотношения, я могу предъявить и к клиенту, и к себе некоторые требования. — Я стараюсь выражать мои чувства конструктивно и представлять их как мой субъективный опыт, чтобы дать клиенту свободу в его собственных субъективных переживаниях. Положительный пример: «В данный момент я начинаю испытывать скуку (страх, гнев и т.п.). Как вы себя чувствуете в этот момент?.. Что вы ощутили, когда я сказал вам это?» или «Я чувствую себя довольно-таки усталым. Я хочу прояснить с вами, откуда это идет и нельзя ли что-то сделать с этим». Негативный пример: «Вы утомили меня (испугали, рассердили и т.п.). Вы виноваты в этом...» 6. Я пытаюсь поддержать процесс подлинности тем, что и я, и клиент уважаем важные правила «тематически сфокусированного взаимодействия» (Руфь Кон). Это означает кроме всего прочего: — говорить от первого лица и не говорить «некто» (человек); — делать личные утверждения и не прятаться за вопросами; — осознавать и выражать беспокойство; — замечать и вербализовать язык тела или любые другие сигналы. 7. Я все дальше продвигаюсь в своем осознании и разрушении защитных механизмов (как своих, так и клиента); т.е. я все лучше осознаю, что я защищаюсь, как я защищаюсь, что я защищаю — и почему мне нужно это делать. Защита может быть враждебна жизни, но одновременно она несет функцию поддержания и защиты жизни. В соответствии с этим, я тщательно проверяю, что в данном случае — дело в разрушении или в поддержке защитных механизмов (см. главу «Защита и защитные механизмы»). 8. Имеются конкретные вопросы, которые поощряют подлинность и особенно помогают достичь большей конгруэнтности внутреннего опыта и внешнего поведения. Я могу сформулировать нечто, вроде: — Если бы вы были совершенно свободны, что бы вы сделали? Что бы вы сказали этому человеку? — Что бы вам действительно хотелось в данный момент? Пожалуйста, хоть раз дайте свободу вашему воображению. — Может быть, чтобы лучше себя чувствовать, вам стоит позволить себе подумать обо всем, что должно произойти? 9. Я могу достичь большей подлинности, если я буду уделять больше внимания языку тела и тому, что хотят сказать мои физические сигналы (см. следующие практические упражнения). Не следует подавлять физические сигналы, скорее их следует ввести и терапевтическое событие. Поэтому во время интервью я отмечаю, что делают мои руки и ноги, как я сижу, дышу, какой у меня голос. Практические упражнения Упражнение 1 Следует критически и глубоко обсудить материал тренинга. Это можно более живо провести следующим образом. Тренинговая группа разделяется на две подгруппы, которые садятся лицом друг к другу. Одна сторона представляет собой группу «за» и выдвигает все аргументы в поддержку подлинности и личной конгруэнтности. Группа «против» атакует критикой и вопросами. Во время дискуссии возможно временно или постоянно переходить на другую сторону. Упражнение 2 В этом упражнении вы научитесь лучше осознавать отдельные части тела и слышать их сигналы. Таким образом вы сможете достичь лучшей личной конгруэнтности, т.е. большего соответствия между внутренним опытом и внешним поведением. Пожалуйста, совершите «прогулку» по своему телу. Сядьте на стул (или лягте на пол), медленно закройте глаза и задайте себе следующие вопросы (если возможно, вопросы зачитываются вслух одним из членов группы, и после каждого следует длинная пауза): — Что я чувствую в ступнях (в пальцах ног, подошвах, пятках и т.п.)? — Как я ощущаю контакт с полом? — Где и какие ощущения в моей ноге (правой, левой)? — В какой степени я ощущаю таз? спину? живот? грудь? плечи? Что происходит с этими частями моего тела? — Что я чувствую в моей левой руке, в правой руке? Каковы ощущения во всей руке (правой, левой)? Что они говорят мне? — Какую часть головы я ощущаю более четко? Какую меньше? Что это за ощущение? — Хочется ли мне что-нибудь изменить в положении тела? Эта «прогулка» по телу завершается потягиваниями, наклонами и глубоким дыханием. Это упражнение требует повторения — более всего перед терапевтическим интервью. Упражнение 3 «Словесная фотография» дает возможность стать более подлинными. Вы осознаете то, что происходит у вас внутри в настоящий момент — возможно, неожиданную полноту или огромное смятение, и т.п. Пожалуйста, дайте себе десять минут, чтобы отметить все идеи и ассоциации (даже весьма причудливые чувства и мысли, а также незначительные или непонятные вещи), и все ощущения органов чувств, которые возникают в вас. Отметьте главные идеи, не выстраивая их в определенный порядок и не слишком задумываясь. Вначале выполняйте это упражнение одни для собственного осознания и личного опыта. Если захотите, можете поделиться своими наблюдениями (или какой-то частью из них) с группой (или с кем-то одним из группы). Интенсивный личный опыт можно получить, когда делишься информацией с другими или разделяешь чей-то опыт. Если сделать такую «словесную фотографию» перед терапевтическим интервью, то вы заметите, что, с одной стороны, начинаете интервью отнюдь не с открытым умом или в нейтральном состоянии, а с другой стороны, эта «фотография» может дать вам значительное облегчение и прояснить сознание перед интервью. Упражнение 4 Данная «словесная фотография» принесет вам пользу, а также, благодаря языку тела, вы проясните для себя свое реальное состояние и то, что происходит с вами в настоящий момент. Вы улучшите самочувствие и лучше уясните себе свое состояние, если будете повторять данное упражнение часто, а также до или после терапевтического интервью. Сядьте на стул, медленно закройте глаза и в течение некоторого времени прислушивайтесь к своему дыханию. Затем сядьте как можно более прямо и собранно. Через несколько минут устройтесь на стуле поудобнее и посмотрите, как вы себя чувствуете. Наконец, сидя, найдите такое положение, которое более или менее отвечает вашему теперешнему настроению (вашему внутреннему переживанию). Не спешите, попробуйте разные положения. — Находятся ли ваши ступни и ноги в положении, которое отвечает вашему настроению? — Выражают ли ваши руки то, как вы чувствуете себя в настоящий момент? — Выражает ли положение вашей головы внутреннее эмоциональное состояние? Если вы предпочитаете другое положение, то можно выполнять это упражнение лежа или стоя. Упражнение 5 Пожалуйста, попытайтесь классифицировать себя с точки зрения вашего терапевтического поведения во время индивидуального интервью, используя следующую оценочную шкалу. Вы можете сделать это вполне инстинктивно и в общем, но следует также использовать записи интервью с клиентами или ролевую игру (в тренинговой группе) на пленку. Посмотрите, совпадет ли с вашей, сделанная вашей группой или супервизором классификация. Естественно, другие люди могут оценивать только то, что в вашем поведении поразило их, но они не могут судить, насколько оно было подлинно или фальшиво.
|
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.103.70 (0.014 с.) |