Развитие социально и педагогически запущенного ребенка Как субъекта общения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие социально и педагогически запущенного ребенка Как субъекта общения



Учителю начальных классов необходимо учитывать, что соци­ально и педагогически запущенные дети требуют повышенного вни­мания и заботы. Только при доброжелательном отношении и ис­креннем желании можно помочь добиться результатов в работе с такими детьми. Прежде всего их нельзя воспринимать как злоумыш­ленников, в большей степени они лишь жертвы обстоятельств. Если педагогический процесс будет оставаться негуманным по отноше­нию к ребенку, не помогут и специальные коррекционные про­граммы. Поэтому рекомендуем обратить особое внимание на отно­шение к детям, характер контактов с ними, способы оценки их личности и деятельности. Желательно предоставлять таким детям возможность бывать в различных выигрышных для них ролях, по­зициях и условиях, создавать ситуации, в которых у ребенка возни­кает желание изменить свое поведение и отношение к миру. Запу­щенному ребенку в силу его негативного социального опыта труд­но переносить морализирование или прямое жестокое воздейст­вие. Гораздо эффективнее изменить свое отношение к ученику и влиять на отношение к нему одноклассников и родителей, предо­ставить ребенку право самостоятельно решать проблемы, выходить из конфликтных, трудных ситуаций. Хорошо помогают приемы кос-

 венного влияния: личностной перспективы, завтрашней радости, авансирования доверия и т. д.

Групповая поддержка, возможность действовать вместе с другими вызывают у запущенного, гиперобособленного ребенка чувство психологической защищенности, которое облегчает любой шаг в неизведанное. Лишь ребенок, при­нятый родителями, учителем и сверстниками, имеющий их поддержку, способен на полное самораскрытие и самовы­ражение.

Однако для интенсивного развития ребенка как субъекта обще­ния можно создавать и специально организованные условия.

Предлагаем специальную программу, цель которой — устране­ние искажений эмоционального реагирования и стереотипов пове­дения, реконструкция полноценных контактов ребенка со сверс­тниками, гармонизация образа «Я».

Задачи программы:

Формирование социального доверия.

Развитие социальной активности детей.

Развитие социальных эмоций.

Развитие коммуникативных навыков.

Формирование адекватной самооценки у детей.

Обучение умению самостоятельно решать проблемы.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ* I ЭТАП РАБОТЫ — ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ

Е занятие

Занятие посвящено знакомству детей друг с другом. Дети сели полукругом на стульчики вместе со взрослым, который предложил всем участникам назвать себя любым именем, которое сохраняется за ребенком на все время занятий. Взрослый предлагает выбрать детям любое имя или название животного, что имеет коррекцион-ный и диагностический смысл.

Коррекционный смысл состоит в том, что ребенок может таким путем как бы выйти из своего старого «Я» и надеть на себя другую личину. Имена друзей, названия животных, выбранные детьми, глу­боко символичны.

В диагностическом смысле выбор не сво.его имени — признак неприятия себя. Таким образом проявляется ощущение собствен-

 ного неблагополучия у ребенка. Выбор чужого имени служит ука­зателем желаемого объекта идентификации. Психолог также назы­вает себя.

На первом занятии не надо выяснять, почему ребенок назвал себя так, а не иначе. Этот вопрос можно обсудить потом.

После такого знакомства взрослый предлагает игру «Жучок». Ве­селая, азартная, она снимает первоначальную настороженность ре­бенка. В то же время эта игра — хороший диагностический прием, выявляющий исходный уровень самостоятельной активности груп­пы и некоторые групповые роли, возникающие групповые иерар­хии. Если дети играют с увлечением, сами выбирают водящего, одергивают тех, кто подсказывает, значит, группа активна, и взрос­лый занимает позицию пассивного наблюдателя, чтобы быстрее сложилась стихийная групповая структура.

Ход игры. Дети встают в шеренгу за водящим. Водящий стоит спиной к группе, выставив из-под мышек свою руку с раскрытой ладонью. Водящий должен угадать, кто из детей дотронулся до его руки (по выражению лица, движению). Водящий водит до тех пор, пока не угадает правильно. Водящего выбирают с помощью счи­талки.

Е занятие

Если группа активна, то можно продолжить спонтанные игры. В ходе игры в детском коллективе возникает иерархия, как прави­ло, выявляющая силу и слабость каждого участника. Стихийно сло­жившаяся иерархия поддерживает других и таким образом способ­ствует укреплению дезадаптивных качеств детей. Она необходима для уточнения психологического диагноза членов группы и для накопления группового опыта общения, от которого впоследствии надо будет отталкиваться, демонстрируя его положительные и от­рицательные стороны детям.

Взрослый находится в комнате с детьми, но не вмешивается в их игры.

Свободное время Предложить детям сюжетно-ролевые, настольные игры.

Е занятие

«Жмурки»

Цель: создание положительного эмоционального фона, устранение стра- I хов, повышение уверенности в себе.

 Ход игры. Все дети идут, приплясывая и напевая какую-нибудь песенку, и ведут игрока-кота с завязанными глазами. Подводят к двери, ставят его на порог и велят взяться за ручку, а потом все вместе (хором) нараспев начинают петь:

— Кот, кот Ананас, Ты лови три года нас! Ты лови три года нас, Не развязывая глаз!

Как только пропоют последние слова, разбегаются в разные сто­роны. Кот принимается ловить играющих. Все дети вертятся во­круг кота, дразнят его: то дотронутся до него пальцем, то дернут за одежду.

«Bun» Цель: раскрытие групповых отношений.

Ход игры. Дети сидят на стульях. Водящий с закрытыми глазами ходит по кругу, садится по очереди на колени к детям и угадывает, на ком сидит. Если он угадал правильно, тот, кого назвали, гово­рит: «Бип».

Гимнастика «Семейный портрет»

Цель: игра служит социометрии детской игровой группы, также отража­ет сложившиеся отношения в собственной семье, опирается на групповое взаимоотношение.

Ход игры. В семью приходит фотограф, чтобы сделать семейный портрет. Он должен задать семейные роли всем членам группы и рассадить их, попутно рассказывая о том, кто с кем дружит в этой

семье.

«Зеркало» Цель: дать возможность проявить активность пассивным детям.

Ход игры. Выбирается водящий, остальные дети — зеркала. Во­дящий смотрится в зеркала, и они отражают все его движения. Взрослый следит за правильностью отражения.

Свободное время Предложить детям настольные, сюжетно-ролевые игры.

  «Хоровод»

Дети встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза, улыбаются.

Через три занятия уже можно по наблюдениям выделить 5 сти­хийных ролей:

лидер;

товарищ лидера (прихвостень);

неприсоединившийся оппозиционер;

покорный конформист («баран»);

«козел отпущения».

Значит, первый уровень I этапа групповой психокоррекции за­канчивается. Об этом свидетельствуют три признака: укрепившие­ся роли, стереотипные интеракции, появление реакций на присут­ствие ведущего.

Второй уровень I этапа — это направленные игры, содержание осознаваемых навыков и действий целенаправленно задается веду­щим. Тем не менее необходимо включать спонтанные игры на оп­ределенное время в каждое занятие. Это называется свободным временем. Обычно на него отводится 20 мин в конце занятия.

На I — ориентировочном этапе акцент делается не на сложив­шиеся роли, а на устранение равенства и пресечения привилегий. Есть определенные признаки, указывающие на то, что групповая структура сложилась. Во-первых, водящие чувствуют направлен­ную на них агрессию; во-вторых, возникают спонтанные позитив­ные контакты между членами группы. В-третьих, появляется се­рьезное, уважительное отношение к ритуалу окончания занятия.

Когда сложилась групповая структура, уравнявшая детские ин­дивидуальности, можно переходить к следующему, II этапу груп­пового курса, в котором большое внимание уделяется индивиду­альной работе в форме ролевых игр и других приемов.

II ЭТАП — РЕКОНСТРУКТИВНЫЙ

Индивидуальная психологическая коррекция происходит тогда, когда ребенок осуществляет новые формы поведения и накаплива­ет новый опыт общения. Это становится возможным лишь в том случае, если ребенок удовлетворил свои потребности (неудовле­творенные потребности часто служат источниками неадекватного поведения). Чаще всего это потребности в безопасности и приня­тии-признании. Как правило, потребность в безопасности удовле­творяется на I этапе коррекции, во время направленной игры.

Удовлетворение потребности в признании невозможно без по­строения образа самого себя. Чтобы это реализовать, используют

 специальные методические приемы, например прием «обратная связь». Каждый ребенок получает обратную связь в специально ор­ганизованных для этого играх: «Семейный портрет», «Ассоциации», «День рождения», «Фанты».

Умело организованная обратная связь помогает сфор­мировать более продуктивный образ «Я». Обычно это сло­весная интерпретация игровой обратной связи с особен­ным акцентом на положительные стороны ребенка.

Кроме того, на II этапе используются некоторые игры, помо­гающие преодолевать неприятные для ребенка свойства характера, например трусость. Это игры «Необитаемый остров», «Страшные сказки». После подобных игр ребенок может сказать себе: «Вот я какой нехороший, но зато я могу слушать страшные сказки в тем­ноте, сам их выдумать, я могу играть в необитаемый остров, вла­деть собой».

Ключевой момент II этапа — игра «День рождения». Во время этой игры происходит усвоение требуемых качеств, «спускание» нужной характеристики личности. Таким образом очерчивается зона ближайшего развития ребенка.

Отработка новых навыков общения целенаправленно осущест­вляется в групповых занятиях, которые каждый именинник обязан делать.

Занятия прямо вытекают из психологического диагноза каждо­го ребенка, который уточняется постепенно в течение всего перио­да работы группы. Составляя психологические портреты детей, взрослый особенно внимательно относится к тому, чего ребенок не может сделать, что ему не удается или чего он не умеет.

Е занятие

«Ассоциации» Цель: воспитываются наблюдательность, воображение.

Ход игры. Ребенок жестами, мимикой изображает другого ре­бенка, его особенности, привычки, как он их видит, остальные дети отгадывают, кого он изображает.

«Страшные сказки»

Цель: развиваются смелость, уверенность в себе, снимается тревога. Игра направлена на объединение группы.

Ход игры. Гасится свет или зашториваются окна. Дети по очере­ди начинают в темноте рассказывать страшные сказки. Если уро­вень доверия в группе высок, то дети воспроизводят свои реальные страхи. Очень полезно их тут же разыграть, также в темноте.

  Гимнастика Спортивная игра «Турнир»

Цель: воспитывается произвольный контроль, корректируется аффек­тивное поведение, развиваются смелость, уверенность в себе, ре­бенок становится в разные позиции: соревнующегося, судьи, зри­теля.

Ход игры. Дети выбирают судью и спортсменов. Проводятся спор­тивные игры:

«Попади в кеглю». Ребенку предлагается сесть и опереть­ся руками сзади, ноги согнуть. Перед ногами кладется мяч. Он должен оттолкнуть мяч, выпрямляя ноги так, чтобы попасть мячом в кеглю, поставленную на расстоянии 3—4 шагов.

«Пролезть через руки». Сцепив пальцы обеих рук, надо попробовать пролезть через руки так, чтобы они оказались сзади. Руки при этом необходимо держать «в замке», не отпуская.

«Бой петухов». Играющие стараются вывести друг друга из равновесия, прыгая на одной ноге и толкая друг друга либо пра­вым, либо левым плечом. Проигрывает тот, кто коснется земли второй ногой. Руки дети держат на поясе. Можно держаться одной рукой за носок согнутой ноги. Побеждает тот, кто дольше удер­жится, прыгая на одной ноге.

«С я д ь - в с т а н ь». Скрестив ноги, обхватив руками плечи, надо приподнять согнутые в локтях руки перед собой, сесть и встать, не помогая себе руками.

«Хоровод» Дети встают в круг, берутся за руки, улыбаются друг другу.

5-е занятие

«Бип» (см. с. 139) Затем взрослый предлагает детям игру «Паровозик».

Цель: создание положительного эмоционального фона, повышение уве­ренности в себе, устранение страхов, сплочение группы, произ­вольный контроль, умение подчиняться требованиям одного.

Ход игры. Дети строятся друг за другом, держась за плечи. Паро­возик везет детей, преодолевая с вагончиками различные препят­ствия. Концовка занятия должна быть спокойной и объединяю­щей. Поэтому можно предложить детям встать в круг («хоровод») и взять друг друга за руки. Выбранная форма окончания занятий ос­танется неизменной и превратится в ритуал.

  6-е занятие

«День рождения»

Цель: для сплочения группы детям дается возможность высказать оби­ды, снять разочарование.

Ход игры. Выбирается именинник. Все дети дарят ему подарки жестами, мимикой. Имениннику предлагается вспомнить, обижал ли он кого-то, и исправить это. Детям предлагается пофантазиро­вать и придумать будущее имениннику.

«Путаница» Цель: игра поддерживает групповое единство.

Ход игры. Выбирается считалкой водящий. Он выходит из ком­наты. Остальные дети берутся за руки и образуют круг. Не разжи­мая рук, они начинают запутываться — кто как умеет. Когда обра­зовалась путаница, водящий заходит в комнату и распутывает, так же не разнимая рук у детей.

Гимнастика

Детям показывают картинки с веселыми человечками, их дви­жения надо повторить.

«Мальчик (девочка)-наоборот»

Цель: в игре развивается произвольный контроль за своими действиями, снимаются двигательная расторможенность, негативизм.

Ход игры. Участники встают в круг. Ведущий показывает дейст­вия, все повторяют за ним. Мальчик-наоборот должен делать не так, как все.

Свободное время (забавы за столом)

«Выдуй шарик из чашки». В чашку кладут шарик от настольного тенниса. Детям по очереди предлагается сделать глу­бокий вдох, наклониться над чашкой и дунуть в нее так сильно, чтобы шарик вылетел из чашки.

«Силачи». Играющие упираются локтями в стол и соединяют кисти. Каждый в паре начинает давить на руку товарища, стараясь положить ее на стол. Побеждает тот, кто, не отрывая локтя от сто­ла, заставит партнера положить руку на стол.

Различные настольные игры: «Лото», «Цирк», «Летающие кол-Пачки», «Шашки», «Улицы города» и др. Играя в эти игры, надо соблюдать правила.

  «Хоровод»

Можно предложить одновременное легкое покачивание вправоД влево.

Е занятие

«Крепость»

Цель: дать детям возможность проявить агрессию. Интересна диагнос­тика — кто с кем захочет быть в команде.

Ход игры. Группа детей делится на 2 команды (по желанию са­мих ребят). Каждая команда строит из мебели крепость.

Одна команда защищает крепость, другая команда штурмует. Основное оружие — надувные шарики, мячи, мягкие игрушки.

Гимнастика «Изображение предметов»

Цель: воспитание наблюдательности, развитие воображения, умение ви­деть другого.

Ход занятия. Ребенок мимикой, жестами изображает предмет, остальные дети его отгадывают. Кто правильно назвал, становится ведущим.

«Щит и меч»

Цель: выход агрессии, снятие эмоционального напряжения. Ход игры. Взрослый держит щит, дети бьют по нему мячами.

Свободное время

Предложить детям настольные, сюжетно-ролевые игры, стро­ительный материал.

«Хоровод»

Дети встают в круг, берутся за руки, смотрят в глаза друг другу, улыбаются.

Е занятие

«Чунга-Чанга»

Цель: коррекция эмоциональной сферы ребенка, развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое.

 Ход игры. Путешественник (взрослый) пристал на своем кораб­ле к Волшебному острову, где все всегда радостны и беззаботны. Едва он сошел на берег, как его окружили жители чудесного остро­ва — маленькие чернокожие дети. На них пестрые юбочки, на шее — бусы, а в волосах — перья. Они весело пританцовывают под музы­ку В.Шаинского «Чунга-Чанга» вокруг путешественника и поют:

Чудо-остров, чудо-остров, Жить на нем легко и просто, Жить на нем легко и просто, Чунга-Чанга!

Путешественник решил навсегда остаться на этом острове.

Гимнастика

Попугай.

Лебеди.

Тюлень на суше.

Тюлень в воде.

Мартышка.

Змея.

«Баба Яга»

Цель: коррекция эмоции злости, тренировка способностей воздейство­вать друг на друга.

Ход игры. Дети сидят на стульях в кругу лицом друг к другу. Взрослый просит показать, какие бывают выражение лица, поза, жесты у взрослых (мамы, папы, бабушки, учителя), когда они сер­дятся на детей. За что взрослые чаще всего сердятся на вас? (Дети разыгрывают 2—3 сценки). Как ругают вас старшие, когда вам очень страшно? Грозят наказать, берут ремень? (Ребята говорят и пока­зывают.) Что вы делаете в ответ: плачете, улыбаетесь, деретесь, бо­итесь? (Разыгрываются 2—3 сценки.)

Спортивные игры

«Дракон кусает свой хвост». Играющие стоят друг за Другом, держа за талию впереди стоящего. Первый ребенок — это голова дракона, последний — кончик хвоста. Пока звучит музыка Д.Нуриева «Восточный танец», первый играющий пытается схва­тить последнего — дракон ловит свой хвост. Остальные дети цепко Держатся друг за друга. Если дракон не поймает хвост, то в следую­щий раз на роль головы дракона назначается другой ребенок.

«Белые медведи». Намечается место, где будут жить белые медведи. Двое детей берутся за руки — это белые медведи. Со слова-

 ми: «Медведи вдут на охоту» они бегут, стараясь окружить и пой­мать кого-нибудь из играющих. Когда переловят всех, игра кон­чается.

«Расставить посты». Дети маршируют друг за другом под «Марш» Ф. Шуберта. Впереди идет командир. Когда командир хлоп­нет в ладоши, ребенок, идущий последним, должен немедленно остановиться. Так командир расставляет всех детей в задуманном им порядке (линейка, круг, по углам и т. д.).

«Хоровод» Дети берутся за руки, встают в круг, улыбаются друг другу.

Е занятие

«Узнай по голосу» Цель: игра на внимание, на умение узнавать друг друга по голосу.

Ход игры. Дети встают в круг, выбирается ведущий. Он стоит в центре круга и старается узнать детей по голосу.

«Передай по кругу» Цель: достичь взаимопонимания, сплоченности.

Ход игры. Дети идут по кругу, передают (пантомимикой) горя­чую картошку, ледышку, бабочку.

Гимнастика

Фокусник.

Силач с гирями.

Клоуны с гирями.

Змея.

Клоун и змея.

Воздушные акробаты.

Акробаты на батуте.

Клоун на батуте.

Йог ходит по разбитому стеклу, углям.

«Два друга»

Цель: сопоставление различных черт характера, развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выразить свое, коррекция эмоциональной сферы ребенка.

Ход игры. Дети слушают в исполнении взрослого стихотворение Т.Волиной «Два друга»:

 Пришли два юных друга на речку загорать. Один решил купаться — стал плавать и нырять. Другой сидит на камушке и смотрит на волну, И плавать опасается: «А вдруг я утону?» Пошли зимой два друга кататься на коньках. Один стрелою мчится — румянец на щеках! Другой стоит растерянный у друга на виду. «Тут место очень скользкое, а вдруг я упаду?!» Гроза дружков застала однажды на лугу. Один пробежку сделал — согрелся на бегу. Другой дрожал под кустиком, и вот дела плохи: Лежит под одеялами — «Кха-кха!.. Апчхи!»

Дети оценивают поведение обоих ребят, распределяют роли. Ве­дущий снова читает стихотворение, а дети пантомимически его ил­люстрируют.

Этюд «Так будет справедливо»

Цель: учить детей осознавать отрицательные черты своего характера. По­нимать, какое поведение какой черте характера соответствует и как оно оценивается.

Ход этюда. Взрослый предлагает детям послушать рассказ, изоб­разить его пантомимикой и оценить поступок братьев:

«Мама ушла в магазин. Как только за ней закрылась дверь, бра­тья стали баловаться; они то бегали вокруг стола, то боролись, то кидали друг другу, словно это мячик, диванную подушку.

Вдруг щелкнул замок — это вернулась мама. Старший брат, ус­лышав, что дверь открывается, быстро сел на диван, а младший не заметил маминого прихода и продолжал играть с подушкой. Он подбросил подушку вверх и попал в люстру. Люстра стала раскачи­ваться. Мама, рассердившись, поставила провинившегося в угол. Старший брат поднялся с дивана и встал рядом с братом.

— Почему ты встал в угол, я тебя не наказывала? — спросила
мама.

— Так будет справедливо, — серьезно ответил ей старший сын. —
Ведь это я придумал кидаться подушкой.

Мама растроганно улыбнулась и простила обоих братьев».

«Хоровод»

Дети встают в круг, берутся за руки, одновременно совершают Плавные движения вправо, влево.

  lit ЭТАП — ЗАКРЕПЛЯЮЩИЙ

Важное место в психокоррекционной работе занимает развитие навыков произвольности. Решается эта задача на III этапе.

На заключительном этапе проводится 3 последних занятия с целью закрепления новых форм переживаний, чувств по отноше­нию к сверстникам, к самому себе, ко взрослому: закрепляется уве­ренность в себе, приемы общения со сверстниками.

Е занятие

«Разведчики»

Цель: развивать моторно-слуховую память, снять двигательную растор-моженность, негативизм.

Ход игры. В комнате в произвольном порядке расставлены сту­лья. Один ребенок (разведчик) идет через комнату, обходя стулья с любой стороны, а другой ребенок (командир), запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путем. Затем разведчиком и коман­диром отряда становятся другие дети.

Гимнастика

Детям показывают картинки с изображением веселых человеч­ков, их движения надо повторить.

«Дружная семья»

Цель: развить эмоционально-выразительные движения рук, научить ис­пользовать жесты, отражает сложившиеся взаимоотношения в иг­ровой группе.

Ход игры. Дети сидят на стульях, расставленных по кругу. Каж­дый занят каким-нибудь делом: один лепит из пластилина шари­ки, другой вколачивает в дощечку маленькие гвоздики, кто — ри­сует, кто — вяжет и т. п. Приятно смотреть на семью, в которой все - так дружно работают.

Дети должны производить руками манипуляции так, словно в руках у них не воображаемые предметы, а реальные. Игра сопро­вождается музыкой Р. Паулса «Золотой клубочек».

Свободное время

Для эмоционального сближения и взаимодействия детям пред­лагают выполнить совместную работу: сделать общий рисунок на большом листе бумаги, который расстилается на полу. Тема рисо­вания: «Наш дружный класс».

  «Хоровод»

Дети встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза, передавая мимикой свое настроение.

Е занятие

«Четыре стихии»

Цель: развить внимание, связанное с координацией слухового аппарата и двигательного анализатора.

Ход игры. Играющие сидят в кругу. Ведущий договаривается с ними: если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» — вытянуть руки вперед, слово «воздух» — поднять руки вверх, слово «огонь» — произвести вращение руками в локтевых суставах. Кто ошибется, считается проигравшим.

Гимнастика

Дети идут по кругу. Звучит нота нижнего регистра — дети ста­новятся в позу «плакучей ивы» (ноги на ширине плеч, руки слегка разведены в локтях и висят, голова наклонена к левому плечу).

На звук, взятый в верхнем регистре, становятся в позу «тополя»: пятки вместе, носки врозь, ноги прямые, руки подняты вверх, го­лова запрокинута назад.

Этюд «Ветрена с другом»

Цель: развивать способность понимать эмоциональное состояние дру­гого человека и умение адекватно выразить свое; развивать выра­зительные движения.

Ход этюда. Взрослый рассказывает детям историю: «У мальчика был друг. Настало лето, и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал с родителями отдыхать. Скучно в городе без друга. Прошел месяц. Однажды идет мальчик по улице и вдруг видит, как на остановке из автобуса выходит его товарищ. Как же обрадовались они друг другу!»

По желанию дети разыгрывают эту сценку. Выразительные дви­жения: объятия, улыбка, грусть, эмоция радости.

«Кораблик» Цель: повысить самооценку, развить уверенность в себе.

Ход игры. Взрослый говорит: «Представьте себе, что мы на ко­рабле. При словах: «Тихая, спокойная погода, светит солнышко» вы должны изображать хорошую погоду».

 При слове «Буря!» дети начинают создавать шум, кораблик кача­ется все сильнее. Один из детей, находящихся на кораблике, должен перекричать бурю: «Я не боюсь бури, я самый сильный матрос!»

«Хоровод» Дети берутся за руки, встают в круг, улыбаются друг другу.

Е занятие

«В магазине зеркал»

Цель: развивать наблюдательность, внимание, память; упражнять в уве­ренности, умении подчиняться требованиям другого.

Ход игры. В магазине стояло много больших зеркал. Туда вошел человек, на плече у него была обезьянка (выбирается заранее). Она увидела себя в зеркалах (зеркала — дети) и подумала, что это дру­гие обезьянки. Стала корчить им рожицы. Обезьянки ответили ей тем же. Она погрозила им кулаком, и ей из зеркал погрозили, она топнула ногой, и все обезьянки топнули ногами. Что ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли ее движения.

Гимнастика

Ледышки.

Ручейки.

Дождик.

Фонтанчик.

Холод, лед.

Жара, солнце.

Этюд «Очень худой ребенок» Цель: научить выражать страдание и печаль.

Ход этюда. Взрослый объясняет детям: ребенок плохо ест, он стал очень худым и слабым, даже муравей может его повалить с ног. Послушайте:

Это кто там печально идет

И печальную песню поет?

Муравей пробежал,

Повалил его с ног.

Митя из дому шел, до калитки дошел,

Но дальше идти он не смог!

Он каши, он каши, он каши не ел,

Худел, худел, болел, болел!

И вот он лежит одинок.

Муравей повалил его с ног!

(Э.Мошковская)

 Психолог предлагает детям по очереди показать, какое худое длцо у Мити. Затем дети распределяют между собой роли бабуш­ки, Мити и муравья. Бабушка кормит Митю с ложечки. Митя с отвращением отодвигает от себя ложку. Бабушка кормит, одевает \1итю и отправляет гулять. Звучит песня З.Левиной «Митя». Маль­чик, пошатываясь, идет по направлению к калитке (специально поставленный стул). Навстречу ему выбегает муравей и трогает его усиком (пальцем) — Митя падает (приседает).

«Три характера» Цель: коррекция эмоциональной сферы ребенка.

Ход игры. Дети слушают 3 музыкальные пьесы Д.Кабалевского «Злюка», «Плакса», «Ревушка»; вместе со взрослым дают мораль­ную оценку злости и плаксивости, сравнивают эти состояния с на­строением ревушки. Трое детей договариваются, кто какую девоч­ку будет изображать, а остальные должны догадаться по мимике и жестам, кто есть кто.

Если в группе мало девочек, то злюку и плаксу изображают маль­чики.

«Хоровод»

Взрослый говорит детям: «Хватит играть со злыми и страшны­ми. Мы-то с вами добрые, веселые и очень дружные ребята. Мы встанем в круг, возьмемся за руки и улыбнемся друг другу.

До свидания, мои славные, добрые, смелые, честные, дружные ребята. Мы обязательно с вами еще встретимся и поиграем в весе­лые игры».

Дети водят хоровод под музыку польки из к/ф «Золушка» (или любую другую музыку):

Станьте, дети, станьте в круг, Станьте в круг, станьте в круг. Ты мой друг, и я твой друг, Самый добрый друг.

  3. ПРОГРАММА ПОМОЩИ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.29.224 (0.122 с.)