Особенности общения социально и педагогически запущенных детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности общения социально и педагогически запущенных детей



Субъект общения — это индивид, имеющий развитые комму­никативные потребности, социально значимые качества, обладаю­щий знаниями социально-этического характера и способностью к взаимодействию. Младший школьник как субъект общения ха­рактеризуется активностью, способностью к самооценке, опреде­ленным социальным статусом и уровнем адаптации в группе сверс­тников.

У запущенных младших школьников просматриваются тенден­ции непонимания со стороны окружающих, неудовлетворенной потребности в признании, трудностей общения, противоречивого отношения к себе и окружающим. При этом у ребенка возникают негативные эмоциональные состояния: общая психическая напря­женность, эмоциональная нестабильность, эмоциональная растор-Моженность или заторможенность.

 ви-

Становление младшего школьника как субъекта общения зави­сит от взаимоотношений с учителем, от отношения ребенка к учеб-J ной деятельности и уровня развития его социально-комму ни ка-J тивных качеств и свойств личности.

Запущенный ребенок безуспешно пытается различными неаде* кватными способами добиться социального признания, а в резуль­тате оказывается отверженным. Он характеризуется постоянны^ чувством вины, возникающим в силу школьной неуспешности и неадекватной самооценки. У этих детей часто возникает противо­речие между нереальным уровнем притязаний и недоверием к себе, своим возможностям в учении, которое распространяется и на от­ношение ребенка к окружающим.

Нарушения в побудительном компоненте коммуникативной ак­тивности (дисгармония мотивов) связаны с социальной неразви­тостью ребенка, которая и порождает его неадекватное поведение. Постоянные поведенческие реакции ребенка являются способом выхода из тупика — хронического состояния психологического дискомфорта, неразвитость, неадекватное поведение, низкая спо­собность к социальной релаксации обусловливают низкий статус ребенка в классе.

 

ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СОЦИАЛЬНО И ПЕДАГОГИЧЕСКИ

ЗАПУЩЕННЫХ ДЕТЕЙ

Социально и педагогически запущенные школьники характе­ризуются следующими особенностями учебной деятельности:

Неуспешность, затрудненность учебы, низкий уровень обу­
чаемости, связанные с несбалансированным развитием индивиду­
ально-психических качеств личности, низкий уровень развития
культуры, познавательных интересов и мотивации, неподготовлен­
ность к обучению, «застревание» на игровой и других видах дея­
тельности, в которых ему сопутствует относительный успех.

Социально-психологическая дезадаптация в школе, прояв­
ляющаяся в слабом овладении новой социальной ролью ученика,
недоразвитие социальной чувствительности, нарушения общения
со сверстниками, эмоциональное отвержение и, как следствие, не­
гативное психоэмоциональное состояние.

Школьная тревожность характерна для всех младших школь­ников, разница состоит в уровне ее проявления и предмете пере­живания. Обычные дети тревожатся по поводу достижения наи­лучших результатов, а запущенные — по поводу плохих резуль­татов.

 Школьная неуспешность запущенных младших школьников по­рождает неблагополучные отношения с окружающими, что, есте­ственно, приносит ребенку много неприятностей. Поэтому мотив избегания неприятностей и стремления к благополучию в учеб­ной ситуации становится для него ведущим, личностно-значимым. Однако реальная успешность в учебной деятельности связана в первую очередь с развитостью познавательной мотивации. Такая учебная ситуация приводит запущенного ребенка к рассогласова­нию мотивов учения. Он всеми способами стремится достичь при­знания себя хорошим учеником. Престижные мотивы «хочу быть лучшим», «хочу, чтобы мои ответы были всегда лучше всех» при реальных учебных возможностях приводят к формированию нере­алистичного уровня притязаний и неадекватной самооценки.

Таким образом, социально и педагогически запущенный млад­ший школьник как субъект учебной деятельности характеризует­ся дисгармонией мотивов учения, неадекватным уровнем притя­заний, низкой учебно-познавательной активностью, несбаланси­рованностью развития познавательных процессов, слабым овладе­нием основными способами учебных действий, неуспешностью учения, высоким уровнем школьной тревожности. Доминирую­щими мотивами учения выступают мотивы избегания неприят­ностей и стремления к благополучию в учебной ситуации, что свя­зано со школьной неуспешностью детей и соответствующими сан­кциями со стороны педагогов и родителей.

В психологическом портрете запущенного ребенка обнаружи­ваются противоречия между потребностью ребенка в принятии и признании и его неадаптированность в социальной микросреде, между стремлением ребенка к успеху, неиспользованными воз­можностями и нарушениями образа «Я»; его неадекватностью и дисгармониями психического развития, неуспешностью и компен­саторным поведением.

Эти и другие противоречия личностного развития запущенно­го ребенка, связанные со спецификой воспитательного микросо­циума, создают предпосылки к постоянным неконтролируемым микроконфликтам в семье, детском саду и школе. Накопление у ребенка своеобразных отрицательно окрашенных эмоциональных реакций приводит к нарушению его душевного равновесия, что выражается в неуравновешенности, подавленности, угнетенности, вялости, плаксивости, раздражительности, в проявлениях немоти­вированного страха, тревоги у одних детей и расторможенности, Повышенной двигательной активности, неуправляемости у других. Такие состояния, характерные для социально-педагогической за­пущенности, дезорганизуют ребенка, вызывают неадекватные ре-

 акции на педагогические воздействия, делают его педагогически I трудным.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.51.117 (0.005 с.)