Педагогическая коррекция запущенного ребенка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогическая коррекция запущенного ребенка



Основными средствами педагогической коррекции дисгармоний развития, эмоциональной нестабильности, неразвитости произволь­ ности поведения являются понимание, сочувствие со стороны пе­дагога, снятие напряжения, рационализация воспитательно-обра­зовательного процесса, выравнивание (подтягивание) культурно-образовательных возможностей детей. Важную роль играет метод личностной перспективы, создающий у ребенка веру в свои воз­можности. Доверие к ребенку, формирование реально осознавае­мых и реально действующих мотивов его поведения, анализ кон­фликтных ситуаций, в которые он часто попадает, личный при­мер педагога, дальнейшее позитивное воздействие педагога своим авторитетом на отношения ребенка со сверстниками, помогают корректировать высокую тревожность запущенных детей, преодо­левать трудности общения, неадекватность поведения и повыша­ют тем самым социальный статус ребенка.

Значительная роль в коррекции игровых и реальных отношений детей, развитии комплекса игровых способностей, побуждении иг­ровой и учебно-познавательной мотивации учения играют пози­тивное стимулирование, авансирование успеха, подчеркивание достижений ребенка, развернутая оценка результатов его деятель­ности (игровой, учебной). Определенное влияние на формирова­ние свойств субъекта игровой деятельности оказывают такие кор­ригирующие методы, как руководство ролевым взаимодействием Детей в игре, ролевой диалог педагога с запущенным ребенком, создание ситуации для творческого самовыражения ребенка в игре, обогащение предметной среды.

В арсенале педагога обязательно должны быть такие коррекци-онные методы, как наглядные опоры в обучении, комментируе­мое управление, поэтапное формирование умственных действий, опережающее консультирование по трудным темам. В силу осо­бенностей учебной деятельности запущенных школьников нужны Учебные ситуации с элементами новизны, занимательности, опо-Ра на жизненный опыт детей, а также щадящая учебная нагрузка. Такие личностные проявления, как нарушение образа «Я», неаде-

 кватная самооценка, неудовлетворенное притязание на признание, комплекс неполноценности ребенка, могут сглаживаться при без-1 условном принятии ребенка, выборочном игнорировании его не­гативных поступков, эмоциональном поглаживании.

Решающая роль принадлежит методу ожидания завтрашней ра­дости, к которому прибегают многие опытные педагоги.

А теперь поговорим о психологической коррекции (психокор­рекции) социально-педагогической запущенности детей. Эта группа методов коррекции классифицируется по объекту (запущенный ребенок, его воспитательный микросоциум) и по предмету, на который мы будем указывать.

К методам психокоррекции индивидуально-типологических осо­ бенностей личности запущенного ребенка относятся методы раз­вития произвольности в двигательной, познавательной, эмоцио­нальной сферах, поведении и общении (психогимнастические ме­тоды), методы когнитивной тренировки вербального интеллекта и методы терапии средствами искусства.

Психокоррекция свойств субъекта общения проводится с помо­щью метода игровой коррекции поведения в группе сверстников, методов позитивного общения, ролевого научения, коммуника­тивных игр и упражнений, методов расшатывания традиционных позитивных ролей и статусного перемещения детей.

Нарушения учебной деятельности можно корректировать с по­мощью методов снижения значимости учителя на уроке, сниже­ния потребностей, связанных с внутренней позицией школьника, методы снижения чувствительности к оцениванию, формирова­ние адекватной самооценки школьных достижений. Эти методы используются на фоне метода релаксации и отреагирования школь­ных страхов запущенного ребенка.

Нарушения развития самосознания запущенного ребенка требу­ют применения таких методов, как психологический массаж, иден­тификация, зеркальное отражение, подтверждение уникальности ребенка, развитие позитивного восприятия других. Можно допол­нить эту группу методом самовнушения — «Я хочу», «Я могу», «Я буду».

Средства профилактики и коррекции социально-педагогичес­кой запущенности разнообразны по объекту, предмету, цели и со­держанию. Их целесообразное сочетание в практической деятель­ности педагогов и психологов, направленность на преодоление не­достатков развития (гармонизацию) личности ребенка, улучшение условий его обучения и воспитания (изменение социально-педа-гогической ситуации развития) могут дать положительные резуль­таты.

 СИСТЕМА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ

СОЦИАЛЬНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ

МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

 

ГТодсгрук-   Предметы      Педагогические      Психологические туры лич-   коррекции             приемы                     методы ности 12                          3                                4 Индивиду- Дисгармония Понимание              Развитие произ-ально-ти-  развития       Сочувствие               вольности в двига- ^иеТсТ Нестабиль-   Снятие напряжения тель™й сфере скис ию-  ность и ри-                                          Развитие произ-бенности  гидность        Рационализация      вольности в позна-личности  „ервной сие- воспитательно-об-   ваТельной сфере трмы              разовательного про-цесса                         Развитие произ-Неразвитость                                      вольности в эмо-произвола    Выравнивание куль- циональной сфере ности психи- турно-образо-          Развитие гооиз „„„„HY nnri    вательных возмож-  развитие произ- пеггпя Г      ностей Детей            вольности в обще-цс^ив и                                              нии и поведении сравнении со Личностная пер-сверстниками спектива                   Когнитивная трени­ровка Систематическая десенсибилизация Терапия средствами искусства Свойства  Высокая тре- Доверие к личности Игровая коррекция субъекта   вожность       ребенка                     поведения в группе общения   Слабая соци- Формирование ре-  Развитие позитив-альная реф-  ально осознаваемых ного общения лексия           мотивов поведения ролевое научение Трудности     Формирование ре-  Коммуникативные общения       ально действующих игрыупражНения Ярйпекпятущр мотивов поведения неадекватное                                         Расшатывание гра-поведение     Анализ конфликт-  ДИцИОнных позици-Низкий со-   ных ситуаций          онных ролей циальный      Пример и авторитет Статусное переме-статус            педагога в отноше-  щение детей нии к детям Позитивная ирра­ диация авторитета педагога на отно­ шения ребенка со.___                                          сверстниками  

12                               3                                     4

Свойства  Дисгармония Позитивное стиму-  Снижение значимо-субъекта    мотивов уче- лирование                  сти учителя деятельно- ния                 Авансирование ус-   Снижение силы по-сти             Школьная     пеха                            требностей, связан-тревожность  Акцентуация дос-    ных с внутренней Низкая учеб- тижений ребенка в  позицией школьни- ■ но-позна-      деятельности             ка вательная ак- Парциальная оцен- Десенсибилизация к тивность       ка результатов         оцениванию Несформи-    Наглядные опоры в Формирование аде-рованность   обучении                  кватной самооценки основных        Комментируемое      школьных успехов 1 учебных уме- упраш1ение               Релаксация и эмо-

"ИЙЯ              Создание учебных   анальное отреа-Слабая обу-  ситуаций с элемен. гирование школь-чаемость       тами новизны, За-   НЬ1Х стРахов нимательности, опоры на жизнен­ный опыт детей Поэтапное форми­рование умственных действий Опережающее кон­сультирование по трудным темам Щадящая учебная нагрузка

Свойства   Нарушенный Безусловное приня-  Психологический субъекта    образ «Я»       тие ребенка               массаж самосоз-    Неадекватная Выборочное игно-   Идентификация нания        самооценка   рирование негатив-  Зеркальное отраже- 1 Неудовле-           ных поступков          ние творенное      Эмоциональное        Подтверждение притязание   поглаживание ре-    уникальности ре-на признание бенка                       бенка Комплекс       Позитивное побуж-    Развитие позитивно-1 неполноцен- дение к деятельно-  го восприятия других ности            сти и общению        Самовнушение («Я Ожидание завтраш- ХОчу», «Я могу», «Я ней радости               буду»)

 

Глава III

КАК ПОМОГАТЬ

СОЦИАЛЬНО И ПЕДАГОГИЧЕСКИ

ЗАПУЩЕННЫМ ДЕТЯМ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.172 (0.007 с.)