Тест кратковременной памяти и умозаключений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тест кратковременной памяти и умозаключений



Как видно из названия, данный тест носит комбинированный характер. Выражается это в использовании одного и того же учеб­ного материала для оценивания двух хотя и взаимосвязанных, но качественно разных способностей — кратковременной памяти и логического мышления. Последняя способность представлена од­ним из видов умозаключений.

Тестирование начинается обращением проверяющего к ребенку: — Ты любишь слушать разные рассказы? {Ребенок обычно от­ вечает утвердительно.)

Сейчас я начну маленький рассказ, а ты постарайся хорошо запомнить, чтобы точно повторить. Согласен? {Ребенок обычно от­ вечает согласием.)

Жили-были три мальчика: Коля, Петя и Ваня. Коля ниже Пети. Петя ниже Вани. Повтори.

Если ребенок не может полностью и без существенных искаже­ний воспроизвести эти три фразы, проверяющий говорит: «Ниче­го, не унывай. Сразу это не получится. Давай попробуем еще раз. Слушай внимательно... Жили-были...»

В протоколе фиксируется количество повторений, которые по­требовались ребенку для выполнения задания. Этот показатель слу­жит для оценки уровня кратковременной смысловой памяти об­следуемого ребенка: чем меньше потребовалось повторений, тем выше его уровень. При этом используется следующая таблица:

 

Уровень развития кратковременной смысловой Возрастные  памяти (количество потребовавшихся повторений) группы низкий            средний           высокий Шестилетки              8                     5-7                   1—4 Семилетки              7                    4—6                  1—3

 Как только ребенок даст правильный и полный ответ, прове­ряющий переходит к проверке его способностей осуществлять про­стейшие умозаключения:

—       Молодец! Вот теперь ты повторил верно. А теперь подумай
и скажи: кто из мальчиков самый высокий?

Если ребенок не в состоянии дать правильный ответ, прове­ряющий говорит:

—       Ну-ка давай подумаем еще раз: Коля ниже Пети, Петя ниже
Вани. Так кто из них самый высокий? {Повторяется лишь заклю­
чительная часть рассказа — сам вопрос.)

После того как ребенок дает правильный ответ, ему задается еще один вопрос:

—       А кто из мальчиков самый низкий?

При определении уровня развития способности ребенка осу­ществлять простейшие умозаключения учитывается общее коли­чество повторений, которые потребовались ему для выполнения данного теста в целом (начиная с запоминания). При этом ис­пользуется следующая таблица:

 

Уровень развития способности осуществлять Возрастные           простейшие умозаключения (количество группы         повторений, потребовавшихся для выполнения данного теста в целом) низкий            средний           высокий Шестилетки             10                    5—9                  1—4 Семилетки               8                     4—7                  1—3

Наблюдения за выполнением ребенком всех четырех описан­ных выше тестов дают возможность судить об уровне его умствен­ной активности. При этом используются следующие критерии:

1. Низкий уровень умственной активности: к выполнению зада­
ний ребенок приступает только после дополнительных побужде­
ний, а во время работы часто отвлекается; при выполнении теста
фонематического восприятия интерес ребенка вызывает не обна­
ружение ошибок в артикуляционных действиях проверяющего, как
это предполагается замыслом теста, а возможность сугубо внеш­
ней реакции (например, хлопнуть ладонью по столу).

2. Средний уровень: ребенок не проявляет интереса к выполне­
нию предлагаемых заданий, хотя в работу включается достаточно
активно (охотно). Возможен вариант, когда ребенок вначале про­
являет интерес к работе, который, однако, затем очень быстро уга-

 сает. Вопросов задает сравнительно немного, да и те направлены чаще всего не на сущность задания, а на какие-либо второстепен­ные моменты: «А кто нарисовал эти красивые буквочки?», «А иноп­ланетянин хороший или плохой?» и т. д. Инициатива в общении с преподавателем и выполнении заданий отсутствует.

3. Высокий уровень умственной активности: ребенок проявляет выраженный интерес к предлагаемым заданиям, обстановке, в ко­торой проводится собеседование, к учителю. Охотно поддержива­ет с ним разговор, сам задает вопросы. В выполнение заданий вклю­чается без промедления, прилагает усилия к преодолению труд­ностей, нередко пытается продолжить общение с учителем. При выполнении теста словаря охотно включается в игровую ситуа­цию, внося в нее элементы фантазирования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.150.80 (0.005 с.)