Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 5. Фантазия характеров
Характер человека — понятие довольно сложное. Однако дети старшего дошкольного и младшего школьного возрастов достаточ- 1 но легко усваивают информацию о положительных и отрицатель- I ных чертах характера. Умение определить личностные черты свое- I го партнера по общению помогает правильно сориентироваться в 1 человеческом взаимодействии, определить линию своего поведе- 1 ния и, значит, быть приятным в общении и добиваться при этом успехов. Создание моделей желательного поведения с опорой на опре- I деление черты характера поможет заложить у детей первые навы- I ки ориентации в хаосе жизненных ситуаций и столкновений с раз-1 ными людьми. Целью занятий по данной теме является формирование чувства собственного «Я», осознание себя как личности со всеми прису-1 щими ей чертами. Это постепенно выливается в способность соот-Я носить особенности своего поведения с определенными чертами! характера, а также наблюдать взаимосвязь между действиями и поступками других людей и складом их характера. Познание самого себя, умение видеть и передавать эмоциональ-1 ное состояние партнеров по общению, первое проникновение в причины и суть поведения других людей через изучение наиболее знакомых черт характера позволяют взглянуть на человека со сто-1 роны. Это ли не прямой путь к полноценному общению? Возможные типы заданий 1. Передача внутренних черт характера через выразительные движения, позы: моделирование положительных черт характера (этюды «Часовой», моделирование нежелательного поведения (этюды «Хочу, и все!», игры на сопоставление различных черт характера («Два друга»,
Сочинения-фантазии характеров с опорой на строки литературных Игры-импровизации на передачу характеров персонажей («Игра в Раздел 6. Умение владеть собой Важную роль в процессе общения играет умение управлять своим поведением, контролировать свою речь и поступки, сосредоточиваться на высказываниях собеседника.
Одним из компонентов указанного умения является способность к произвольному расслаблению. Сформировать ее у детей младшего школьного возраста несложно, поскольку они по своей натуре очень активны, впечатлительны и легковозбудимы. Умение расслабляться включает в себя следующие основные компоненты: — осознание телесных ощущений, связанных с напряжением и — снятие напряжения и вхождение в состояние расслабленности погружение в чувство спокойствия в игровых ситуациях. Возможные типы заданий Игры на расслабление различных групп мышц — рук, ног, тулови Игры на развитие внимания («Что слышно?», «Слушай звуки», «Зе Игры на преодоление двигательного автоматизма («Пожалуйста», Игры на преодоление застенчивости. Формулы правильной речи и Подвижные игры с правилами («Лисонька, где ты?», «Сова», «Во Планирование и подведение итогов дня. Раздел 7. Культура общения Культура общения людей основана на соблюдении определенных правил, которые вырабатывались человечеством на про- тяжении многих веков. Эти правила называются этикетом. Эти кет определяет формы, технику общения в различных жизнен ных ситуациях (как спорить, не обижая и не унижая собеседни ка, как принимать гостей, вести себя за столом, разговариват по телефону, общаться в магазине с продавцом, знакомиться детьми и т. д.). Культурный, воспитанный человек не только владеет технико общения, но и обладает такими качествами, как приветливость добросердечие, учтивость, уважительное отношение к людям. Немаловажную роль в процессе коммуникации играет хорош развитая речь — средство человеческого общения. Младшие школь ники чаще всего в процессе общения используют краткий ответ н вопрос. Максимальную сложность для них представляет связная речь (в частности, рассказ).
Для воспитания речи у детей наиболее приемлем путь от мо дельных ситуаций общения к реальным. Основная роль в процессе работы над речью отводится игре драматизации, поскольку именно через нее ребенок усваивает бс гатство родного языка, овладевает выразительными средствами, ис пользует разнообразные интонации, отражающие характер и пс ступки героев, старается говорить четко, «красиво». Исполнени определенных ролей требует воспроизведения ребенком необхо димого текста, заучивания определенных литературных выраже ний, что эффективно влияет на развитие связной речи. Содержание раздела направлено на ознакомление детей с пра вилами, существующими в обществе, на выработку такой манеры поведения, без которой общение его с другими людьми будет за труднено. Каждый ребенок должен научиться понимать или хотя бы чув ствовать, что он живет среди людей и что каждый его поступок желание отражается на людях. Поэтому всегда необходимо помнить, что существует граница между тем, что хочется, и тем, что можно. Всегда нужно проверять свои поступки, думать, не причинили Л| они зла окружающим. Предлагаемые задания предусматривают моделирование поведения ребенка в различных ситуациях, овладение им способами общения с людьми, обучение добру в непосредственном общени! друг с другом, развитие организаторских способностей в игре. ] Возможные типы заданий 1. Игры-драматизации различных сказок («Чудесные путешествй' Нильса с дикими гусями», «Кот, петух и лиса», «Красная Шапочка*! «Крокодил Гена и Чебурашка», «Приключение Незнайки и его друзей* «Теремок», «Сорока и медведь», «Лиса и петух»).
Игры-конкурсы по проигрыванию сказок («Наша киностудия», «Кон Сюжетно-ролевые игры по развитию коммуникативных навыков в Игры на развитие доброго и внимательного отношения друг к Беседы «Ваши добрые поступки», «Мнения», инсценировки «Лена и Катя идут в детский сад», «Будь всегда вежливым», «Доставляй людям радость добрыми делами», «Мои сверстники», «Что мы видим в Доме быта», «Моя семья». 5. Упражнения, направленные на развитие речи — инструмента об Моделирование и совместное проигрывание с педагогом речевого и неречевого поведения в определенной ситуации общения (педагог дает речевой образец, сопровождает его соответствующими жестами, мимикой, следит за его точным воспроизведением). В отрабатываемой ситуации каждый ребенок должен вступить в речевое общение. Специально изготовленные дидактические игры, направленные на закрепление полученного навыка в модельной ситуации «Гости», «Общение в магазине». Импровизированное рассказывание стихотворений, сказок, разыгрывание фольклорных диалогов, беседы, обсуждения литературных произведений, составление рассказов по картинкам.
Примерный перечень рассказов для чтения и обсуждения Ушинский К. «Сила не право», «Умей обождать», «Вместе тесно, а врозь скучно». Одоевский К. «Мороз Иванович». Перро Ш. «Фея». Зощенко М. «Бабушкин подарок», «Золотые слова» из книги «Леля и Минька». Осеева В. «Волшебное слово», «Лекарство, «Чего нельзя, того нель-Зя>>, «Картинки», «Сторож», «Синие листья», «Строитель». Чуковский К. «Так и не так». Ильина Е. «Старый букварь и новая книжка». Носов Н. «Огурцы». Раздел 8. Мальчик и девочка Различия между мальчиками и девочками проявляются оч&щ рано. Уже в возрасте 6 мес мальчики лучше реагируют на новые ил| движущиеся предметы, а девочки — на ласковое приговаривание, Еще не осознав своей принадлежности в «сильному полу», мальчик забирается в машину и крутит руль, а девочка протирает тряпочкой дверцу. Они и шалят по-разному, и играют по-разному. В младшем школьном возрасте, по наблюдениям учителей, мальчики более разносторонни, чем девочки, оптимистичнее их, рассказывают о школе менее обстоятельно, но интереснее, неожи< даннее, чаще — о главном, по существу. Они откровеннее, прямо! душнее, бесхитростнее. Часто хотят казаться хуже, чем они есть, 1 девочки, напротив, стараются произвести наилучшее впечатление. Девочки более скрытны и очень рано начинают понимать, каким! хотят видеть их окружающие и чего ждут от них. Они послушнее «правильнее», приветливее и ласковее с чужими. Игнорировать эти особенности нельзя, как нельзя игнорировать различия в темпераменте и характере мальчиков и девочеК| что сказывается на специфике их общения. Формирование нор мальных взаимоотношений мальчиков и девочек — одна из важ нейших задач воспитания культуры общения, будущего счастк наших детей, их возможности полноценно «найти себя» в жизни способности создать крепкую семью. В мальчике необходимо развивать чувство долга: перед самим собой, другими, перед родителями, женщиной, будущими детьми Очень важно с раннего возраста воспитывать в мальчике уважени к женщине. Девочку надо учить быть отзывчивой, понимать состояние дру гих людей и действовать в соответствии с этим. Девочка мила неж ностью, но она должна быть осмотрительной, осторожной. Ей суждено стать женщиной, дарить жизнь и, оберегая себя, оберегая будущее. С первых лет девочку готовят к материнству. Ей над! поручать заботу о младших детях в семье, подчеркивая их прелест! и беззащитность, обучать уходу за ними и радости общения с ними Это происходит естественно — сначала куклы, затем младшие сестренки и братишки.
Девочку учат уважать мужчин в целом как другую половин) человеческого рода и конкретно — именно этого мальчика, этогс взрослого за его достоинства и поступки. В совместных играх и занятиях, в общем труде, выполняя «муХ-ские» и «женские» роли, наблюдая друг за другом, мальчики Я девочки учатся быть собой, общаться между собой. В последний годы психологи уделяют внимание проблеме полового дипсихи ма. Речь идет о том, что в жизни легче адаптируются те лю0> которые, безусловно, приняв основные черты личности, свойственные их полу, имеют в характере и лучшие качества, присущие противоположному полу. Мальчик может быть, безусловно, мужественным, но иметь в характере и такие традиционно женские черты, как чуткость, отзывчивость, эмоциональность, обостренное восприятие прекрасного. В еще большей степени это относится к девочке, которой должны быть свойственны как глубинная женственность, так и некоторые черты истинной мужественности: активность, стойкость в трудных ситуациях, упорство в достижении цели, решительность. В условиях совместной деятельности младшие школьники — мальчики, оказавшись в ситуации угрозы наказания (или ожидания награды), приблизительно одинаково оценивают свои усилия в собственную пользу и в пользу своих товарищей. Они не всегда адекватно оценивают свое реальное поведение, оценка эта носит случайный характер. Девочки обнаруживают более высокий уровень социального поведения, хотя эгоистичных девочек в целом больше, чем мальчиков, но они либо намеренно скрывают это и «на публику» демонстрируют социально одобряемые формы поведения, либо не осознают своего мотива. Исследования психологов показали, что у девочек 6—8 лет во всех ситуациях совместной деятельности показатели гуманных отношений ниже, чем у мальчиков, т. е. альтруистическая репутация девочек, существующая в обыденном сознании, сильно преувеличена. Девочки показывают более высокий уровень рефлексии и социальной ответственности и большую, чем мальчики, гибкость, способность словесно демонстрировать социально одобряемые формы поведения. Следовательно, в совместной деятельности мальчики и девочки должны учиться быть собой, так сказать, «от противоположного». Говорят, что более всего делает мужчину мужественным слабая женщина, а ее женственной — сильный, настоящий мужчина. Благодаря этому мальчику стыдно плакать при девочке, быть грубым рядом с девочкой и т. д. Это важное обстоятельство необходимо учитывать для полноценного развития личности как мальчика, так и девочки. Возможные типы заданий Игры на развитие основных эмоциональных состояний: внимания, Игры на развитие умения познакомиться, умение держать себя,
3. Чтение рассказов, стихов, беседы о внешнем облике мальчика и девочки, об уважительном отношении к женщине, женственности и мужественности. Рекомендуемая литература Агаева Е.Л., Брофман В.В., Булычева А.И. и др. Чего на свете не бывает?: Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет. — М., 1991. Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. — М., 1983. Выгодская И. Т., Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. Устранение у дошкольников заикания в игре. — М., 1984. Катаева А.А., Стреблева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. — М., 1993. Петерина СВ. Воспитание культуры поведения у детей дошкольно-го возраста. — М., 1986. Самоукина Н.В. Игровые методы в обучении и воспитании (психотехнические упражнения и коррекционные программы). — М., 1992. Чистякова М.И. Психогимнастика. — М., 1990. ОБЗОР ПРОГРАММЫ
1. Языки обще- 1. Восприятие мира (наши органы чувств) 1 ния (навыки 2. Мудрость природы (общение с живот- 2 внешним ми- 3. Язык жестов и движений 2 ром) 4. Язык чувств (наши эмоции) 2 5. Как я понимаю то, что помню (немного 2 о нашей памяти) _. 2. Тайна моего 1. Кто такой «Я» (мой автопортрет) 1 «Я» (умение ви- 2. Я — волшебник (мои чувства и желания) 1 деть и понимать 3. Мир моих фантазий 1 себя) 4. Мое настроение (ощущение собствен- 1 ной значимости) 3. Как мы видим 1. Разговор взглядов (умение общаться) 1 друг друга (уме- 2. Дружба (мой лучший друг) 1 ние понимать 3. Мой день рождения (как принимать гос- 2 4. Мы смеемся (развитие чувства юмора) 1
4. Этот стран- 1. Урок мудрости (уважение к старшим) 2 старших) 4. На улице (поведение и общение в тран- 2 спорте) 5. Фантазия ха- 1. Мой любимый герой (примеры для 2 ка человеческих 2. Добро и зло (совесть) 2 поступков и 3. Что такое хорошо и что такое плохо 2 отношений) (хорошие и дурные привычки) 4. Конфликт (мое поведение в трудных си- 2 туациях) 6. Умение вла- 1. Умей расслабиться 1 Хозяин своего «Я» (умение управлять и 2 Не хочу быть плохим (преодоление дурных 2 7. Культура об- 1. Волшебные слова (приветствия, благо- 1 2. Учимся вежливо говорить (умение на- 1 Телефон (правила общения по телефону) 1 Я вам пишу... (навыки письменного об- 1 За столом (правила хорошего тона) 1 8. Мальчик и 1. Знакомство (умение начать и поддержать I стная деятель- 2. Внешность (внешний облик мальчика и 1 ность и культу- девочки) ра общения 3. Умение держать себя (нравиться) 1 полов) 4. Как вести себя (правила хорошего тона 2 в различных ситуациях — в школе, в театре, на улице и др.) Итого 50 Уроки человековедения, проведенные учителем с вдохновением, творчеством, привнесением в них собственного личностного начала, станут настоящей школой жизни для младшего школьника, помогут ему почувствовать настоящую роскошь человеческого общения.
Глава II СОЦИАЛЬНО И ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЗАПУЩЕННЫЕ ДЕТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
|
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.46.36 (0.058 с.) |