Раздел 5. Фантазия характеров 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 5. Фантазия характеров



Характер человека — понятие довольно сложное. Однако дети старшего дошкольного и младшего школьного возрастов достаточ- 1 но легко усваивают информацию о положительных и отрицатель- I ных чертах характера. Умение определить личностные черты свое- I го партнера по общению помогает правильно сориентироваться в 1 человеческом взаимодействии, определить линию своего поведе- 1 ния и, значит, быть приятным в общении и добиваться при этом успехов.

Создание моделей желательного поведения с опорой на опре- I деление черты характера поможет заложить у детей первые навы- I ки ориентации в хаосе жизненных ситуаций и столкновений с раз-1 ными людьми.

Целью занятий по данной теме является формирование чувства собственного «Я», осознание себя как личности со всеми прису-1 щими ей чертами. Это постепенно выливается в способность соот-Я носить особенности своего поведения с определенными чертами! характера, а также наблюдать взаимосвязь между действиями и по­ступками других людей и складом их характера.

Познание самого себя, умение видеть и передавать эмоциональ-1 ное состояние партнеров по общению, первое проникновение в причины и суть поведения других людей через изучение наиболее знакомых черт характера позволяют взглянуть на человека со сто-1 роны. Это ли не прямой путь к полноценному общению?

Возможные типы заданий

1. Передача внутренних черт характера через выразительные дви­жения, позы:

моделирование положительных черт характера (этюды «Часовой»,
«Так будет справедливо», «Добрый мальчик»);

моделирование нежелательного поведения (этюды «Хочу, и все!»,
«Эгоист», «Ябедник», «Кривляка», «Злюка»; инсценировки «Жалко»/
«Какого цвета снег»);

игры на сопоставление различных черт характера («Два друга»,
«Три характера», «Чертенок» или «Мапьчик-наоборот»).

 

Сочинения-фантазии характеров с опорой на строки литературных
произведений («Сочини сказку», «Рассказ по кругу», «Кем и чем я могу
быть»)-

Игры-импровизации на передачу характеров персонажей («Игра в
другого человека», «Мой двойник», «Разговор по телефону»).

Раздел 6. Умение владеть собой

Важную роль в процессе общения играет умение управлять своим поведением, контролировать свою речь и поступки, сосредоточи­ваться на высказываниях собеседника.

Одним из компонентов указанного умения является способ­ность к произвольному расслаблению. Сформировать ее у детей младшего школьного возраста несложно, поскольку они по своей натуре очень активны, впечатлительны и легковозбудимы.

Умение расслабляться включает в себя следующие основные компоненты:

— осознание телесных ощущений, связанных с напряжением и
расслаблением;

— снятие напряжения и вхождение в состояние расслабленности
с помощью релаксационных упражнений и деятельности, соот­
ветствующей интересам и потребностям ребенка;

погружение в чувство спокойствия в игровых ситуациях.

Возможные типы заданий

Игры на расслабление различных групп мышц — рук, ног, тулови­
ща, лица, шеи («Кулачки», «Олени», «Штанга», «Каждый спит», «Пру­
жинки», «Загораем», «Кораблик», «Пчелка мешает спать», «Лицо заго­
рает», «Солнышко и тучка»),

Игры на развитие внимания («Что слышно?», «Слушай звуки», «Зе­
ваки», «Пишущая машинка»).

Игры на преодоление двигательного автоматизма («Пожалуйста»,
«Запретный номер», «Запрещенное движение»).

Игры на преодоление застенчивости. Формулы правильной речи и
Уверенного поведения («Лохматый пес», «Смелые мышки»).

Подвижные игры с правилами («Лисонька, где ты?», «Сова», «Во
Робышки и автомобиль»).

Планирование и подведение итогов дня.

Раздел 7. Культура общения

Культура общения людей основана на соблюдении опреде­ленных правил, которые вырабатывались человечеством на про-

 тяжении многих веков. Эти правила называются этикетом. Эти кет определяет формы, технику общения в различных жизнен ных ситуациях (как спорить, не обижая и не унижая собеседни ка, как принимать гостей, вести себя за столом, разговариват по телефону, общаться в магазине с продавцом, знакомиться детьми и т. д.).

Культурный, воспитанный человек не только владеет технико общения, но и обладает такими качествами, как приветливость добросердечие, учтивость, уважительное отношение к людям.

Немаловажную роль в процессе коммуникации играет хорош развитая речь — средство человеческого общения. Младшие школь ники чаще всего в процессе общения используют краткий ответ н вопрос. Максимальную сложность для них представляет связная речь (в частности, рассказ).

Для воспитания речи у детей наиболее приемлем путь от мо дельных ситуаций общения к реальным.

Основная роль в процессе работы над речью отводится игре драматизации, поскольку именно через нее ребенок усваивает бс гатство родного языка, овладевает выразительными средствами, ис пользует разнообразные интонации, отражающие характер и пс ступки героев, старается говорить четко, «красиво». Исполнени определенных ролей требует воспроизведения ребенком необхо димого текста, заучивания определенных литературных выраже ний, что эффективно влияет на развитие связной речи.

Содержание раздела направлено на ознакомление детей с пра вилами, существующими в обществе, на выработку такой манеры поведения, без которой общение его с другими людьми будет за труднено.

Каждый ребенок должен научиться понимать или хотя бы чув ствовать, что он живет среди людей и что каждый его поступок желание отражается на людях. Поэтому всегда необходимо помнить, что существует граница между тем, что хочется, и тем, что можно. Всегда нужно проверять свои поступки, думать, не причинили Л| они зла окружающим.

Предлагаемые задания предусматривают моделирование пове­дения ребенка в различных ситуациях, овладение им способами общения с людьми, обучение добру в непосредственном общени! друг с другом, развитие организаторских способностей в игре. ]

Возможные типы заданий

1. Игры-драматизации различных сказок («Чудесные путешествй' Нильса с дикими гусями», «Кот, петух и лиса», «Красная Шапочка*! «Крокодил Гена и Чебурашка», «Приключение Незнайки и его друзей* «Теремок», «Сорока и медведь», «Лиса и петух»).

 

Игры-конкурсы по проигрыванию сказок («Наша киностудия», «Кон­
курс мультфильмов», «Моя любимая сказка»).

Сюжетно-ролевые игры по развитию коммуникативных навыков в
условиях влияния различной социальной среды («Зазвонил телефон»,
(<3Вуковое письмо», «Видение других», «Интервью»).

Игры на развитие доброго и внимательного отношения друг к
„ругу в процессе общения («Подарки друг другу», «Уроки сказки»,
«БуРатино>>' «Незнайка и его друзья», «День рождения», «Пилоты» и
ДР-)-

Беседы «Ваши добрые поступки», «Мнения», инсценировки «Лена и Катя идут в детский сад», «Будь всегда вежливым», «Доставляй людям радость добрыми делами», «Мои сверстники», «Что мы видим в Доме быта», «Моя семья».

5. Упражнения, направленные на развитие речи — инструмента об­
щения и показателя культуры.

Моделирование и совместное проигрывание с педагогом рече­вого и неречевого поведения в определенной ситуации общения (педагог дает речевой образец, сопровождает его соответствующи­ми жестами, мимикой, следит за его точным воспроизведением). В отрабатываемой ситуации каждый ребенок должен вступить в речевое общение.

Специально изготовленные дидактические игры, направленные на закрепление полученного навыка в модельной ситуации «Гос­ти», «Общение в магазине».

Импровизированное рассказывание стихотворений, сказок, ра­зыгрывание фольклорных диалогов, беседы, обсуждения литера­турных произведений, составление рассказов по картинкам.

Примерный перечень рассказов для чтения и обсуждения

Ушинский К. «Сила не право», «Умей обождать», «Вместе тесно, а врозь скучно».

Одоевский К. «Мороз Иванович». Перро Ш. «Фея».

Зощенко М. «Бабушкин подарок», «Золотые слова» из книги «Леля и Минька».

Осеева В. «Волшебное слово», «Лекарство, «Чего нельзя, того нель-Зя>>, «Картинки», «Сторож», «Синие листья», «Строитель». Чуковский К. «Так и не так». Ильина Е. «Старый букварь и новая книжка». Носов Н. «Огурцы».

 Раздел 8. Мальчик и девочка

Различия между мальчиками и девочками проявляются оч&щ рано. Уже в возрасте 6 мес мальчики лучше реагируют на новые ил| движущиеся предметы, а девочки — на ласковое приговаривание, Еще не осознав своей принадлежности в «сильному полу», мальчик забирается в машину и крутит руль, а девочка протирает тряпочкой дверцу. Они и шалят по-разному, и играют по-разному.

В младшем школьном возрасте, по наблюдениям учителей, маль­чики более разносторонни, чем девочки, оптимистичнее их, рас­сказывают о школе менее обстоятельно, но интереснее, неожи< даннее, чаще — о главном, по существу. Они откровеннее, прямо! душнее, бесхитростнее. Часто хотят казаться хуже, чем они есть, 1 девочки, напротив, стараются произвести наилучшее впечатление. Девочки более скрытны и очень рано начинают понимать, каким! хотят видеть их окружающие и чего ждут от них. Они послушнее «правильнее», приветливее и ласковее с чужими.

Игнорировать эти особенности нельзя, как нельзя игнориро­вать различия в темпераменте и характере мальчиков и девочеК| что сказывается на специфике их общения. Формирование нор мальных взаимоотношений мальчиков и девочек — одна из важ нейших задач воспитания культуры общения, будущего счастк наших детей, их возможности полноценно «найти себя» в жизни способности создать крепкую семью.

В мальчике необходимо развивать чувство долга: перед самим собой, другими, перед родителями, женщиной, будущими детьми Очень важно с раннего возраста воспитывать в мальчике уважени к женщине.

Девочку надо учить быть отзывчивой, понимать состояние дру гих людей и действовать в соответствии с этим. Девочка мила неж ностью, но она должна быть осмотрительной, осторожной. Ей суж­дено стать женщиной, дарить жизнь и, оберегая себя, оберегая будущее. С первых лет девочку готовят к материнству. Ей над! поручать заботу о младших детях в семье, подчеркивая их прелест! и беззащитность, обучать уходу за ними и радости общения с ними Это происходит естественно — сначала куклы, затем младшие се­стренки и братишки.

Девочку учат уважать мужчин в целом как другую половин) человеческого рода и конкретно — именно этого мальчика, этогс взрослого за его достоинства и поступки.

В совместных играх и занятиях, в общем труде, выполняя «муХ-ские» и «женские» роли, наблюдая друг за другом, мальчики Я девочки учатся быть собой, общаться между собой. В последний годы психологи уделяют внимание проблеме полового дипсихи ма. Речь идет о том, что в жизни легче адаптируются те лю0>

 которые, безусловно, приняв основные черты личности, свойст­венные их полу, имеют в характере и лучшие качества, присущие противоположному полу. Мальчик может быть, безусловно, му­жественным, но иметь в характере и такие традиционно женские черты, как чуткость, отзывчивость, эмоциональность, обострен­ное восприятие прекрасного. В еще большей степени это относит­ся к девочке, которой должны быть свойственны как глубинная женственность, так и некоторые черты истинной мужественности: активность, стойкость в трудных ситуациях, упорство в достиже­нии цели, решительность.

В условиях совместной деятельности младшие школьники — мальчики, оказавшись в ситуации угрозы наказания (или ожида­ния награды), приблизительно одинаково оценивают свои усилия в собственную пользу и в пользу своих товарищей. Они не всегда адекватно оценивают свое реальное поведение, оценка эта носит случайный характер.

Девочки обнаруживают более высокий уровень социального по­ведения, хотя эгоистичных девочек в целом больше, чем мальчи­ков, но они либо намеренно скрывают это и «на публику» демон­стрируют социально одобряемые формы поведения, либо не осоз­нают своего мотива.

Исследования психологов показали, что у девочек 6—8 лет во всех ситуациях совместной деятельности показатели гуманных от­ношений ниже, чем у мальчиков, т. е. альтруистическая репута­ция девочек, существующая в обыденном сознании, сильно пре­увеличена. Девочки показывают более высокий уровень рефлек­сии и социальной ответственности и большую, чем мальчики, гиб­кость, способность словесно демонстрировать социально одобряе­мые формы поведения.

Следовательно, в совместной деятельности мальчики и девоч­ки должны учиться быть собой, так сказать, «от противоположно­го». Говорят, что более всего делает мужчину мужественным сла­бая женщина, а ее женственной — сильный, настоящий мужчина. Благодаря этому мальчику стыдно плакать при девочке, быть гру­бым рядом с девочкой и т. д. Это важное обстоятельство необхо­димо учитывать для полноценного развития личности как маль­чика, так и девочки.

Возможные типы заданий

Игры на развитие основных эмоциональных состояний: внимания,
интереса, радости, сосредоточенности и т. д. Выразительные движения
тела и мимика лица.

Игры на развитие умения познакомиться, умение держать себя,
правильно вести в различных ситуациях. Выразительные средства: ми­
мика, жесты, позы.

 3. Чтение рассказов, стихов, беседы о внешнем облике мальчика и девочки, об уважительном отношении к женщине, женственности и му­жественности.

Рекомендуемая литература

Агаева Е.Л., Брофман В.В., Булычева А.И. и др. Чего на свете не быва­ет?: Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет. — М., 1991.

Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошколь­ников. — М., 1983.

Выгодская И. Т., Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. Устранение у дошколь­ников заикания в игре. — М., 1984.

Катаева А.А., Стреблева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. — М., 1993.

Петерина СВ. Воспитание культуры поведения у детей дошкольно-го возраста. — М., 1986.

Самоукина Н.В. Игровые методы в обучении и воспитании (психо­технические упражнения и коррекционные программы). — М., 1992.

Чистякова М.И. Психогимнастика. — М., 1990.

ОБЗОР ПРОГРАММЫ

 

Раздел                              Темы занятий                      Кол-во! часов 1                                               2                                       3

1. Языки обще- 1. Восприятие мира (наши органы чувств)           1

ния (навыки   2. Мудрость природы (общение с живот- 2
общения с      ными и растениями)

внешним ми-  3. Язык жестов и движений                                         2

ром)                      4. Язык чувств (наши эмоции)                                2

5. Как я понимаю то, что помню (немного         2

о нашей памяти)

_. 2. Тайна моего 1. Кто такой «Я» (мой автопортрет)                        1

«Я» (умение ви- 2. Я — волшебник (мои чувства и желания)         1

деть и понимать 3. Мир моих фантазий                                                 1

себя)                     4. Мое настроение (ощущение собствен- 1

ной значимости)

3. Как мы видим 1. Разговор взглядов (умение общаться)               1

друг друга (уме- 2. Дружба (мой лучший друг)                                  1

ние понимать  3. Мой день рождения (как принимать гос-          2
сверстников)   тей, подарки, веселиться вместе)

4. Мы смеемся (развитие чувства юмора)           1

 

1                                               2                                       3

4. Этот стран-  1. Урок мудрости (уважение к старшим)             2
ный взрослый 2. Семья (взаимоотношение с родными)                2
мир (умение ви- 3. В магазине (поведение в общественных            2
деть и понимать местах)

старших)            4. На улице (поведение и общение в тран-         2

спорте)

5. Фантазия ха- 1. Мой любимый герой (примеры для  2
рактеров (оцен- подражания)

ка человеческих 2. Добро и зло (совесть)                                              2

поступков и 3. Что такое хорошо и что такое плохо 2 отношений)    (хорошие и дурные привычки)

4. Конфликт (мое поведение в трудных си-  2

туациях)

6. Умение вла- 1. Умей расслабиться                                                   1
деть собой       2. Будь внимателен (развитие внимания)               1

Хозяин своего «Я» (умение управлять и  2
контролировать свое поведение и поступки)

Не хочу быть плохим (преодоление дурных  2
привычек и поступков)

7. Культура об- 1. Волшебные слова (приветствия, благо-   1
щения (этикет) дарность)

2. Учимся вежливо говорить (умение на-  1
чать, поддержать и вести разговор)

Телефон (правила общения по телефону)           1

Я вам пишу... (навыки письменного об-               1
щения)

За столом (правила хорошего тона)                    1

8. Мальчик и   1. Знакомство (умение начать и поддержать  I
девочка (совме- знакомство)

стная деятель- 2. Внешность (внешний облик мальчика и 1 ность и культу- девочки)

ра общения        3. Умение держать себя (нравиться)                      1

полов)                 4. Как вести себя (правила хорошего тона  2

в различных ситуациях — в школе, в

театре, на улице и др.)

Итого 50

Уроки человековедения, проведенные учителем с вдохновени­ем, творчеством, привнесением в них собственного личностного начала, станут настоящей школой жизни для младшего школьни­ка, помогут ему почувствовать настоящую роскошь человеческого общения.

 

Глава II

СОЦИАЛЬНО И ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЗАПУЩЕННЫЕ ДЕТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.46.36 (0.058 с.)