Тема: «путешествие по картинке «зимний лес» ( I класс) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: «путешествие по картинке «зимний лес» ( I класс)



I. Вступительная беседа

— Мы отправляемся на лыжную прогулку в заснеженный зим-J
ний лес.

Кто поляны белит белым И на стенах пишет мелом, Шьет пуховые перины, Разукрасил все витрины?

(Зима)

 

— Как вы думаете, гуляла ли зима в этом лесу? А Мороз Ивано-
,304? Почему вы так думаете?

— Как вы должны одеться на лыжную прогулку?

II. Новый материал

1. Кто провожает нас на прогулку?

Белой стайкой мошкара Вьется, кружится с утра, Не пищат и не кусают, Просто так себе летают.

(Снежинки)

— Какая погода вам больше нравится?

(На доске) «Мороз и солнце — день чудесный...» Как вы понимаете выражения «щеки горят», «мороз жжет»? Ощу­щаете ли вы когда-нибудь подобное?

2. Мы подъезжаем к чудесной елочке. (Ветка ели на столе.)

Елочка зеленая, Снегом запушенная, Смолистая, иглистая, Колючая, пахучая, Здравствуй!

— Поздороваемся с ней (хором).

— Какое еще дерево зимой похоже по цвету на елку? (Сосна.)

— Как можно ощутить, что она колючая? Смолистая?

— Можно ли почувствовать ее запах?

— Вы чувствовали этот запах, когда в Новогодний праздник
танцевали и пели вокруг елки в хороводе?

— Мы засмотрелись на зеленую красавицу и вдруг:

Кто в беретке ярко-красной, В черной курточке атласной? На меня он не глядит, Все стучит, стучит, стучит.

(Дятел)

(Рисунок или открытка на ветке ели.)

— Как мы догадались, что это дятел?

— Что нам помогало ощутить свет, колючесть, запах елки, стук
Дятла?

3. Пока мы ехали на лыжах, мы не ощущали холода. Но, посто­
яв на морозе около елки, почувствовали, что стало холоднее. Как
Вы Думаете, почему возникло ощущение холода?

— Чем дольше мы стоим легко одетые на холоде, тем больше
°Щущаем холод.

—  Станет ли нам жарко сразу, как только мы тронемся в обра™
ный путь?

— Ощущение тепла возникает постепенно.

Итог: (звучит фрагмент из балета П. Чайковского «Щелкун­чик») Мы возвращаемся домой по заснеженному лесу, по завьюЯ женному полю. И еще долго-долго будем помнить, чувствовать лесные запахи и звуки, слышать музыку снежного хоровода, зим­него солнца, морозного воздуха. Нам надолго запомнятся красота и прелесть этой зимней прогулки.

ТЕМА: «КТО САМЫЙ ВНИМАТЕЛЬНЫЙ!» (I КЛАСС)

I. Вступительная беседа «Почему надо быть внимательным?» I П. Стихотворение Ю. Тувима «Словечки-колечки»

— Какие слова обиделись на Ежа?

— За что обиделось слово «сосна»? (Сасна)

— Почему обиделись «колечки»? (Калечки)

— Как надо читать слова, сказанные сосной, колечками?

— Какие слова помогают нам определить настроение слов «соЫ
на» и «колечки»?

ТЕМА: «КАКАЯ БЫВАЕТ ПАМЯТЬ!» (I КЛАСС)

I. Беседа «Какая бывает память?»

— Вы любите путешествовать?

Сегодня мы отправляемся в путешествие. Все, что встретит-! ся нам на пути, мы должны запомнить и, вернувшись домой, рассказать обо всем родителям.

— С каким настроением мы отправляемся в это волшебное путе!
шествие?

— О том, что мы рады и веселы, догадалось солнышко, оно желаеи
нам счастливого пути. (На доске рисунок с изображение соля
нышка.)

— Тропинка привела нас в березовую рощу (картина «Березовая
роща»).

— Дует легкий ветерок, покачивая ветви берез. Давайте покажем!
как качаются березки и чуть слышно переговариваются меж
собой, здороваясь с ветерком и с нами (можно использовать
грамзапись шума качающихся деревьев, ветра).

— Смотрите, какая красивая птица! (На картину приложить рису-rj
нок птицы на 1—2 мин.) Улетела. А вы запомнили, какая она
была?

 

— Да, память глаза (зрительная память) помогла нам запомнить
ее образ.

— Ой, дождик! Прячемся под деревьями. (На доске рисунок с изо­
бражением дождя над «Березовой рощей», включен кран — те­
чет вода.)

_- Ветерок разогнал тучи. Снова светит солнце. (Воду выключи­ли, дождик убрали.)

— Вы помните шум дождя?

— Да, память уха (слуховая память) помогла запомнить этот шум.

— Идем дальше. Устали. Дошли до «Проката велосипедов».

— Кто умеет кататься на велосипеде? Покажите, как это делается.

— Наши ноги запомнили нужные движения, и мы привычно вра­
щаем педали велосипеда (двигательная память).

— Чтобы легче было шагать или ехать на велосипеде, мы поем
песню (включена грамзапись).

— Органы речи помнят, как им надо работать, чтобы произносить
слова (речедвигательная память).

— Мы доехали до речки. Как мы переедем на велосипеде через
нее? (По мосту.)

— Почему не по воде?

— Чтобы проехать по мосту, надо купить билет «Решить задачу»:

У животного 2 правые ноги, 2 левые, 2 ноги спереди, 2 — сзади. Сколько ног у животного? (4 ноги.)

— Ваша память ума сохранила все, что вы уже узнали, обдумали и
поняли. Она помогла вам по мосту (не по воде) проехать через
реку.

— За речкой большой лес. Какие грибы мы будем собирать? (Кар­
тина со съедобными и несъедобными грибами.)

— Имеют ли грибы запах? Кто помнит, как пахнут грибы? (Па­
мять на запахи.)

— Мы доехали до незнакомого поселка. Нам необходимо купить
хлеб. Магазин с какой вывеской мы будем искать?

— А если надо приобрести другие продукты?

— Какие вывески на магазинах вы помните?

— Возвращаемся обратно по тому же пути. (Дети пересказывают
обратный путь.)

После этого урока можно провести серию игр-практикумов по развитию памяти, на которых можно использовать следующие за­дания:

Задание 1. Что изменилось?

Дайте ребенку картинку с изображением 3—4 предметов и по­просите назвать их. Затем приложите картинку с изображением 7— 8 знакомых предметов и спросите, есть ли среди них те, которые были на первой картинке.

 Другой вариант: используйте геометрические фигуры, цветные I полоски, игрушки и др., ребенку предложите найти показанные I предметы среди других.

Задание 2. Назови слово, которое запомнил (в основе —- мето- 1 дика А.Р. Лурия и Л.С. Выготского).

На столе перед ребенком 5—8 картинок (в зависимости от воз­раста) с изображением знакомых предметов.

Взрослый говорит: «Я сейчас прочту слова, которые надо запом- нить, а ты подбери к каждому слову самую подходящую картинку, чтобы эта картинка помогла запомнить тебе слово».

Например, картинки: лиса, книга, сыр, машина «скорой помо­щи», метла, еж (подберите).

Слова для запоминания: еда, учение, зоопарк, болезнь, работа.

Через 20—30 мин, после того как ребенок отобрал картинки, выясняется, какие слова он запомнил.

Целесообразно регулярно пользоваться данной методикой, из­меняя картинки и слова. Это полезно для развития осмысленной памяти.

Задание 3. Пиктограмма.

Другой вариант опосредованного запоминания (в основе — ме­тодика А. Р. Лурия) — запоминание словосочетаний с помощью пик­тограммы — рисунка ребенка (качество рисунка роли не играет).

Не пытайтесь тренировать механическую память. Психологи­ческие исследования показывают, что она от тренировки практи­чески не улучшается.

К развитию опосредованной памяти ведут все задания, направ­ленные на обучение детей использованию схем и моделей. Осо- бенно это относится к работе над пересказом сказок и стихов с использованием схематического конспекта, плана.

При обучении с использованием методики «Пиктограмма» нуж­но давать для запоминания не отдельные слова и простейшие сло­восочетания, а относительно завершенные высказывания. Напри­мер, такие: «Коля и Маша играли во дворе», «Волк выбежал из леса», «Сегодня светит солнце». Каждую фразу надо обсуждать с ребенком, вместе решать, что должно быть нарисовано. При со­здании рисунка настаивать на том, чтобы он был как можно лако­ничнее, не содержал ничего лишнего.

Задание 4. Развитие зрительной и логической памяти.

Ребенок из 30—40 картинок выбирает те, которые относятся, I например, к понятию «обувь» — туфли, тапочки, сапоги, ботинки, I кеды, сандалии, валенки.

Назвать или записать эти слова по памяти. Можно использо- I вать настольные игры: «Лото», «Логопедическое лото».

 Другой вариант (усложненный). Развитие слуховой памяти. Фор­мирование цели для эффективности запоминания.

Психолог: «Сейчас вам будут зачитаны слова, их надо будет записать по памяти в 3 столбика: 1-й — животные, 2-й — профес­сии, 3-й — спортивный инвентарь».

Записывать можно в любом порядке. Например, носорог, чере­паха, биолог, ракета, слесарь, мяч, химик, курица, лыжи, медведь, электрик.

Рекомендации:

1. На занятиях желательна адекватная возрасту и особенностям
ребенка дозировка упражнений.

2. Соблюдать поэтапное развитие памяти, увеличивая количе­
ство понятий.

3. Интервал между предъявлениями понятий и картинок — 2 с.

П. Итог урока

— Вы помните, с каким настроением отправлялись в путешест­
вие? Память чувств сохранила чувство радости и веселья.

— Какие виды памяти помогли вам вспомнить все, что при­
ключилось с нами в пути?

ТЕМА: «ДРУЖБА» (II КЛАСС)

I. Учитель читает рассказ И. Василенко «Мостик»

— Почему друзья поссорились?

— Почему школьным товарищам не удалось их помирить?

— Как мальчики относились друг к другу?

— Чем дальше в лес — тем больше дров. Объясните значение по­
словицы. Подойдет ли она для данной истории?

— Чего себе не хочешь, того другому не делай. Кому бы вы сказа­
ли эти слова?

— Умный себя винит, глупый — своего товарища. Почему к дан­
ному рассказу я предложила вам эту пословицу?

II. Считалка (заучивание)

Жили-были я ли, ты ли, Между нами вышел спор. Кто затеял? — позабыли, Но не дружим до сих пор. Вдруг игра на этот раз Помирить сумеет нас?

 III. Обсуждение

— Что помогло снова подружиться Грише с Димой? (Пересказ.)

— Как вы думаете, раньше хотели помириться мальчики?

— Почему рассказ назван «Мостик»?

IV. Итог урока

— Умел ошибаться — умей и поправляться.

— Вспомните, не случались ли в вашей жизни истории, в которых
могла пригодиться эта пословица? (Обсуждение.)

ТЕМА: «КАК ПОСТУПИТЬ!» (II КЛАСС)

I. Анализ прочитанных к уроку рассказов В.А. Осеевой:

«Три товарища»,

«Сыновья»,

«Хорошее»,

«Синие листья».

Работа по группам. (Краткий пересказ, свободные высказыва­ния детей, выражающие их личностное отношение к данным про-изведениям.)

П. Работа с дидактическим раздаточным материалом*

Серия «Будь вежлив» (6 карточек, изображающих мальчика в трамвае).

Открыты карточки 1—4 (карточки 5—6 закрыты).

— Как, по-вашему, поступит мальчик?

— Почему он так сделает?

— Возможен ли другой вариант поведения?

— В каком случае вы одобрили бы поведение мальчика?

— Что бы вы сказали мальчику, если бы его поведение вам не
понравилось?

_. Открываем карточки 5 и 6.

— Кто из вас поступил бы так же, как этот мальчик?

III. Ситуация «Подарок» (свободные высказывания, аргумен- j тирование своих ответов)

денческую ситуацию. Ребенку предлагается придумать конец или начало. За- I тем следует проверка (открываются закрытые карточки) и предлагаются вари­анты одобряемого поведения. Серии подбираются на различные темы.

 __ Девочка приглашена на день рождения. Просит у мамы деньги на дорогой подарок. Она уверена, что если подарок будет деше­вым, то про нее подумают, что она жадная и не любит свою подругу. Мама пытается разубедить девочку...

Обыгрывание ситуации. Роль дочки играет заранее подго­товленная девочка, роль мамы — весь класс, ранее не знако­мый с данной ситуацией.

IV. Чтение стихотворения А. Барто «Копейки н»

__ За что Алешу назвали Копейкиным? _- Как вы относитесь к Алеше?

— Если бы вы были с ним знакомы, что бы вы ему посоветовали?

V. Итог урока

— Что вам понравилось сегодня на уроке?

— Что вы запомнили важного и главного для себя?

— Что могло бы пригодиться вам в жизни?

ТЕМА: «ПОЧЕМУ ОДНИ ЛЮДИ УМНЕЕ ДРУГИХ!» (III КЛАСС)

I. Беседа по стихотворению А.Барто «В школу!»

Почему сегодня Петя

Просыпайся десять раз?.. (Ответы детей.)

— А зачем он хочет идти в школу? (Ответы детей.)

— А вам нравится в школе?

— Что особенно привлекает вас в школе?

II. Какая книга вам открыла двери в Страну знаний?
(Азбука — к мудрости ступенька.)

— Кто помогал вам подниматься по этим ступенькам? (Сказоч­
ные герои.)

— Вы все однажды узнали первую букву, прочитали первое слово.
И я, ребята, когда-то, очень давно, не умела читать. Ваши ро­
дители так же, как и вы, знакомились с алфавитом.

— Почему люди, начиная учебу с одной и той же буквы, с одних
и тех же слов по «Азбуке», уже в школе отличаются друг от
друга знаниями? (Ответы детей. Они дома беседовали об этом с
родителями.)

III. Как вы думаете, о чем говорят эти пословицы?

Не тот много знает, кто долго жил, а тот, кто много учился.

 кто стыдится спрашивать — забудет то, что знал. Не знать — не страшно, страшно — не узнать. Кто хочет много знать, тому надо меньше спать

IV. Итог урока

— Что вам понравилось сегодня на уроке?

— Что вы поняли из ответов ваших товарищей?

— Что вам пригодится в жизни из того, что узнали на уроке?

Музыка. Ответы для «Размышляйки» (размышления по теме урока — 2—3 предложения).

ТЕМА: «ЧТО ТАКОЕ РАВНОДУШИЕ!» (Ill КЛАСС)

I. Вступительная беседа

— Сегодня мы продолжим путешествие по Долине детства. Наши!
друзья Данилка и Солнечный Зайчик помогут нам решить еще
одну сложную задачу: разобраться в том, что такое равнодушие.!

Я надеюсь, что в нашей копилке-«Размышляйке» появятся! ваши новые мысли, которые будут ответом на этот трудный во-| прос.

П. Игра «Поможем Данилке попасть в Тридесятое царство»*

— О чем мечтает Данилка? (Попасть в Тридесятое царство.) Но по
пути в волшебную страну ему приходится преодолевать много
трудностей. А помогает ему в этом Солнечный Зайчик.

— В чем заключается помощь Солнечного Зайчика? (Он заставляв!
ет Данилку задуматься, поразмышлять над своим поведением и
поведением окружающих людей.)

— Вот и сейчас Солнечный Зайчик приготовил загадку для ДаШ
нилки.

.— Кто помнит стихи:

«Уронили мишку на под...» «Зайку бросила хозяйка.Л»

(На доске три портрета девочек.) Солнечный Зайчик задает вопросы:

— Кто из этих девочек хозяйка зайки?

— Какая девочка оторвала мишке лапу?

— Какая девочка жалеет мишку?

— Чем они отличаются друг от друга?

 _. Определите, какая из девочек изображена на портрете?

__ А как вы догадались? Ведь вы незнакомы с этими девочками?

__ Какие у них лица?

Мы отправляемся с ними. Но вот новая остановка. _. Почему Данилка остановился во дворе, ведь он очень спешил? __ Почему ребята во дворе затихли? _- Почему во дворе стало очень-очень тихо? _- О чем могли задуматься ребята, смеявшиеся так весело несколько минут назад?

—   Как надо правильно слышать и видеть? (Сердцем, душой, чув­
ствовать боль и радость других иодей, уметь сопереживать.)

Итог:

— Можно быть уверенным в том, что про Данилку никто никогда
не скажет, что у него «сердце обросло мхом».

— Про какого человека так можно сказать?

— Мы совсем забыли про Солнечного Зайчика. А он уже рядом с
Данилкой.

— Мы встретимся с ними в следующий раз уже в Стране сказок.

IV. Музыкальная пауза

V. Итог урока

— Попробуйте дать ответ на вопрос урока для «Размышляйки».

— Как вы объясните значение слов «равнодушие», «равнодушный»?

— Вы беседовали дома со своими родителями, поделитесь с нами
своими размышлениями. (Ответы детей по домашнему зада­
нию.)

Попробуйте выбрать ответы-карточки:
Равнодушный — это:    хороший      черствый

нехороший     бездушный

добрый

безразличный

отзывчивый

— А можно ли помочь равнодушному человеку измениться в луч­
шую сторону?

— Какие слова больше подходят к теме нашего урока:

Не в свои сани не садись.

В ус не дуть.

Палец о палец не ударить.

Моя хата с краю.

Без труда не вынешь рыбку из пруда.

VI. Домашнее задание
Размышление по четверостишью:

 Жил на свете НУ И ЧТО. Было жить ему легко. Долго радость и беда Не оставляли в нем следа.

— Что могло приключиться с ним?

— Что могло изменить его отношения с окружающими, научить I
его быть добрым, заботливым, участливым, душевным, отзыв*!
чивым?

Можно порекомендовать учителю курс человековедения «АзИ бука общения» (40—50 уроков), который разработан преподавате-|| лями Санкт-Петербургского Российского педагогического универ-ситета. Это практический курс обучения детей младшего школь-М ного возраста основам коммуникации.

АЗБУКА ОБЩЕНИЯ

Одной из важнейших идей курса является идея мира и ненаси-лия в общении. В связи с этим в процессе развития коммуника-тивных навыков большое внимание уделяется формированию лич-постных качеств детей, их чувствам, эмоциям, т. е. духовному слою» что чрезвычайно актуально на современном этапе развития общее! ства. Содержание курса направлено на воспитание у детей уважив! тельного отношения к себе и окружающим, терпимости к мнению I собеседника, умения пойти на компромисс в нужной ситуации... Когда люди счастливы и находятся в мире с самими собой, онЯ переносят эти чувства на взаимоотношения с окружающими. Если! же нет мира с самим собой, люди не могут способствовать разви­тию доброжелательных отношений с окружающими.

«Азбука общения» не только поможет детям овладеть средствам™! коммуникации, нсГй-убедит их в том, что между мыслями, чувства- I ми и поведением в процессе общения существует тесная связь и чт<Я| эмоциональные проблемы связаны не только с определенными си«яуациями, но и с их первым восприятием и пониманием.

Основные понятия

Общение — процесс передачи и приема вербальной и невер-Я бальной информации, основное условие развития ребенка, важИ нейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самогси себя посредством других людей.

Для детей младшего возраста общение включает знание топЯ что сказать и в какой форме выразить свою мысль, понимание

 того, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника.

Выразительные движения. Любой эмоциональной реакции, лю­бому эмоциональному состоянию присущи характерные моторные проявления — мимика, жесты, пантомимика.

Мимика — выразительные движения мышц лица, передающие определенные чувства и настроения ребенка. Бытует мнение о том, что эмоции, отражающиеся на лице, слышны лучше, чем речь. Улыбка ребенка сообщает о том, что он радуется, сдвинутые брови и вертикальные складки на лбу — сердится. О многом говорит взгляд. Он может быть прямой, потупленный, доверчивый, хму­рый, вопрошающий, испуганный, невыразительный... Общее вы-ражени* лица может быть осмысленное, грустное, угрюмое, без­различное, самодовольное. Мимика бывает живой, вялой, бедной, богатой, маловыразительной, напряженной, спокойной.

Жесты бывают условными, указывающими, подчеркивающи­ми, ритмичными, показывающими и эмоциональными. Жестику­ляция может отличаться живостью, вялостью, бедностью, богатст­вом, маловыразительностью, естественностью, спокойствием, по­рывистостью, робостью, энергичностью.

Пантомимика — это осанка и поза, которые играют важную роль в облике ребенка. Отрицательные эмоции «съеживают» его фигуру, положительные, наоборот, «разворачивают». Осанка фор­мируется из положения головы и туловища. Голова может быть поставлена прямо, быть склоненной набок, втянутой в плечи, от­кинутой назад. Позы бывают однообразными, разнообразными, естественными, искусственными, скованными... Общий вид ре­бенка может характеризоваться как напряженный, расслабленный, скованный, естественный, подавленный, развязанный, распрям­ленный, сутулый, сгорбленный... Дети с бедной пантомимикой не в состоянии четко выразить свое эмоциональное состояние, они, возможно, и сами полностью не улавливают, что им сообщается бессловесным образом. Это затрудняет процесс коммуникации.

Чувство собственного достоинства. Дети, враждебно относящиеся к окружающим, не умеющие спокойно общаться, — это дети, ко­торым плохо. Они живут в своем мире, чувствуют себя нелюбимы­ми и не заслуживающими любви. Их отношение к людям вызыва­ет ответную реакцию, от которой они сами же часто страдают.

В ходе реализации предлагаемого курса нужно помочь таким Детям научиться ценить себя, потому что, когда ребенок счастлив и удовлетворен (находится в мире с собой), он переносит это чув­ство на взаимоотношения с окружающими. Проявление же любо­го негативного отношения может разрушить все попытки обще­ния с окружающими.

  Сопереживание. С ранних лет дети должны понять важность заботливого и сочувственного отношения к другим. Нужно научить их входить в положение собеседника или партнера по совместной | деятельности, думать о том влиянии, какое их поведение, словес­ные высказывания могут оказать на других. Лучшее понимание состояния и чувств других людей способствует возникновению чув­ства симпатии между участниками общения.

Самоконтроль. Дети с низким уровнем самоуважения и сопере­живания окружающим часто имеют низкий уровень развития само- I контроля. Они могут подчиняться контролю извне (со стороны взрослых), но сами не умеют контролировать свое поведение, речь. ! А как известно, неосторожно сказанное слово ранит не менее боль­но, чем действие. Нужно научить детей владеть собой, ум«ть ана­лизировать ситуацию, не унижать и не обижать детей, отличаю­щихся от большинства, не желающих согласиться с высказывае­мым мнением, желанием собеседника.

Цель курса: формирование у детей навыков самостоятель­ной деятельности, социальной ответственности, способности чув­ствовать, понимать себя и другого человека.

Основные задачи курса

Обучение детей пониманию себя и умению «быть в мире с I
собой».

Воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства ]
понимания и сопереживания другим людям.

Развитие у детей навыков общения в различных жизненных 1
ситуациях (со сверстниками, педагогами, родителями и дру- |
гими окружающими людьми) с ориентацией на ненасильст-1
венную модель поведения.

Формирование у детей умений и навыков практического вла- I
дения выразительными движениями (мимикой, жестами, пан- 1
томимикой) — средствами человеческого общения.

Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на I
анализ собственного поведения и поступков окружающих людей. I

Повышение уровня самоконтроля в отношении проявления I
своего эмоционального состояния в ходе общения. Формиро- 1
вание терпимости к мнению собеседника.

Выработка у детей положительных черт характера, способст- 1
вующих лучшему взаимопониманию в процессе общения.

Развитие творческих способностей и выражения в процессе I
коммуникативной деятельности.

 9, Сознательное овладение детьми речевыми средствами общения.

Развитие активности, самостоятельности, организаторских спо­
собностей ребенка в процессе коммуникативной деятельности.

Коррекция у детей нежелательных черт характера и поведения.

Основные методы обучения

Наблюдения.

Рассматривание рисунков и фотографий.

Свободное и тематическое рисование.

Упражнения подражатель но-исполнительского и творческого
характера.

Этюды.

Импровизация.

Моделирование и анализ заданных ситуаций.

Игры с правилами: сюжетно-ролевые, словесные, подвижные,
музыкальные.

Творческие игры: сюжетно-ролевые, игры-драматизации.

 

Чтение художественных произведений.

Рассказ педагога и рассказы детей.

Сочинение историй.

Беседы.

Мини-конкурсы.

Дискуссии.

Раздел 1. Язык общения

Ребенок — частица окружающего мира. Человек и природа еди­ны. Важно научить ребенка умению видеть взаимозависимость че­ловека и природы, привить любовь к животному и растительному миру, тому, что его окружает.

Ребенок должен понимать, чем отличается человек от других живых существ, что общего у нас с животными, как животные общаются друг с другом и что в процессе эволюции легло в основу коммуникативных навыков человека, какую роль играют наши ор­ганы чувств (глаза, уши, нос, рот, кожа).

Важную роль в процессе общения играет умение выражать свои эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собесед­ника. Владение выразительными движениями предполагает пони-Мание всех оттенков и нюансов выражения лица, жестов и движе­ний другого человека. Неумение правильно выразить свои чувст­ва, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жесто-Ьой речи затрудняют общение детей между собой и со взрослыми. Непонимание другого — причина страха, отчужденности, враж­дебности.

 

Жест, выразительные движения дают дополнительную возмож ность усилить воздействие нашей речи на собеседника, ярче и об разнее донести наши мысли и чувства.

Мимика, выражающая мысли и чувства, способна заменить Hai обычную речь. Использование и постоянное развитие мимичес ких средств позволит не только лучше понять своего собеседника но и привнести захватывающую живость и подлинную радость общение друг с другом.

Способность понять эмоциональное состояние человека и воз можность передать свои эмоции всеми доступными средствами -более высокая ступень человеческого общения.

Попробуйте по-новому взглянуть на своего собеседника. Будь те внимательны ко всем проявлениям его чувств и желаний. Эт< позволит не только общаться с людьми, но и находить настоящи: друзей. При выражении собственного эмоционального состояние важно научиться использовать все доступные выразительные сред ства. Здесь все имеет значение: определенный наклон или поворо' вашей головы, выразительная поза, характерные движения рук ног и туловища, походка. Активно подключаются выразительны! мимические средства.

Следует помнить, что мимика, жесты, пантомимика — наил первые помощники в общении. Понимание и овладение языко]у жестов и движений нашего тела позволят нам не только стать ин­тересными в общении, но и познавать людей и завоевывать дру­зей. В этом плане важную роль играет и человеческая память, ко­торая позволяет сохранить и своевременно воспроизвести инфор­мацию, необходимую в процессе общения ребенка с окружающи\ миром.


3. Мини-конкурсы по определению и передаче эмоциональных со- j стояний человека, выраженных при помощи жестов и мимики («Назови { и покажи»).

Возможные типы заданий


Упражнения на развитие мимических движений (поднять брови,
опустить брови, нахмурить брови, сдвинуть и надуть губы, опустить уголю
губ, улыбнуться, оттопырить губы, наморщить нос и т. д.).

Игры на тренировку умений распознавать эмоциональные состоя­
ния по мимике с помощью разрезных эмоциональных профилей («Уга­
дай и собери»).

  4. Этюды на распознавание различных жестов и мимических средств
выражения определенных эмоциональных состояний («Маленький скульп­
тор»» «В магазине зеркал»).

Этюды на развитие выразительности жеста («Заколдованный ре­
бенок», «Отдай!», «Уходи», «Я не знаю!», «Игра в снежки», «Игра с
камушками»).

Этюды по изучению поз, походки и других выразительных движе­
ний («Кто лучше покажет позу», «Кто лучше пройдет», «Кто я?», «Если
бы...», «Живая игрушка»).

Задания на запоминание предметов и слов, оценка памяти у ре­
бенка, игры на тренировку памяти.

Этюды на развитие умения выражать интерес, внимание, сосре­
доточенность («Что там происходит?», «Кузнечик», «Раздумье»).

Выразительные средства: движения (наклон головы, поворот голо­вы, определенная выразительная поза...), мимика (пристальный или за­интересованный взгляд, полуоткрытый рот...).

9. Этюды на развитие умения выражать свое удивление («Удивле­
ние», «Круглые глаза»).

Выразительные средства: мимика, жесты, позы.

10. Этюды на развитие умения выражать эмоциональные чувства ра­
дости, удовольствия («Золотые капельки», «Ласка», «Вкусные конфеты»).

Выразительные средства: движения (наклон головы, характерные движения рук, ног...), мимика (закрытые глаза, улыбка...).

11. Этюды на развитие умения выражать чувства печали, страдания
(«Северный полюс», «Ой, ой, живот болит»).

Выразительные средства: движения (дрожание колен, потирание рук, согревание дыханием пальцев рук, согнутое положение туловища, при­жатые к животу руки...), мимика (поднятые и сдвинутые брови, расши­ренные или прищуренные глаза).

12. Этюды на развитие умения выражать эмоции презрения, отвра­
щения («Соленый чай», «Грязь»).

Выразительные средства: движения (наклон головы, походка), ми­мика (нахмуренные брови, сморщенный нос, поднятая верхняя губа...).

13. Этюды на развитие умения выражать гнев («Король Боровик не в
Духе», «Два сердитых мальчика»).

Выразительные средства: движения, мимика.

14. Этюды на развитие умения выражать чувство страха («Лисенок
боится»).

Выразительные средства: движения, имитирующие боязнь, поход­ка, мимика.

15. Этюды на выражение вины и стыда («Провинившийся»).
Выразительные средства: движения (наклон головы, приподнятые

плечи, повисшие руки...), мимика (поднятые вверх и сдвинутые брови, опущенные уголки губ...).

 16. Итоговые этюды («Поссорились и помирились», «Разное настро- I ение», «Прогулка», «Музыка — это...», «Спрятанная котлета» (подго-И товленный диалог).

Раздел 2. Тайна моего «Я»

Образ себя — это то, как каждый ребенок относится к себе,! сумма его мыслей и чувств. Позитивные мысли и чувства создают! чувство самоуважения — собственного достоинства, необходимого для успешной реализации процесса общения.

Путь к себе вовсе не легок. Ребенок должен не просто узнать о I наличии собственного «Я», но и научиться оценивать его. Для на­чала необходимо научиться увидеть себя со стороны: свой внешч ний облик, особенности и манеры поведения, отдельные черты характера. Это поможет заложить чувство собственной индивиду­альности и личностной уникальности у каждого ребенка.

Дети должны учиться оценивать себя, правильно принимать похвалы, замечать и пытаться подвергать анализу собственные ус-] пехи и достижения. Это поможет обрести необходимую уверен-] ность в общении, почувствовать себя легче и бодрее, научит по-] стоянно дарить людям улыбку. Чувство самоуважения и уверен­ности в себе и своих силах позволит детям активнее включаться в любой вид деятельности, охотно делиться в общении друг с дру-1 гом своими мыслями и чувствами.

Процесс познания самого себя формирует самооценку ребенка. Важно понимать, как ты думаешь и действуешь, можешь ли оце­нить поступки окружающих. В дальнейшем это поможет доби­ваться значительных успехов в общении с другими людьми.

Возможные типы заданий

1. Игры («Что такое «Я», «Отражение в озере», «Свет мой, зеркаль­
це! скажи», «Мой автопортрет»).

Чтение и обсуждение книг, кинофильмов о событиях из жизни
детей. Осмысливание и оценка человеческих поступков и отношений. 1

Этюды, игры и упражнения из раздела 1 с использованием языка
жестов, движений и эмоций.

Раздел 3. Как мы видим друг друга

Подлинное человеческое общение начинается с осознания соб- ] ственного «Я». Постепенно это чувство дополняется серией по-1 ступков и слов, обращенных к другим людям. Ценным результа-том такого взаимодействия является возможность «увидеть» рядом ] другого человека с присущими ему внешними данными и внут- ] ренним миром.

 Лучшее понимание эмоционального состояния и поступков дру­гих людей приводит к возникновению чувства симпатии, уваже­ния и сопереживания, что является непременным условием обще-ция с окружающими детьми.

Способность поставить себя на место партнера по общению помогает лучше понять его, выделить отдельные черты его харак­тера и их проявление в поступках и действиях. Умение взять на себя роль своего партнера учит терпимости к чужим недостаткам, развивает чувство сопереживания. Эти качества формируются у детей младшего школьного возраста с течением времени и могут с успехом применяться ими в дальнейшей практике.

Возможные типы заданий

Разгадывание характеров с опорой на художественное изображе­
ние (игры «Фотографии друзей», «Игрушки моим друзьям», «Ролевое
обсуждение», «Кто интереснее?», «Выставка портретов друзей»),

Создание специальных игровых ситуаций (использование техни­
ческих средств (магнитофона) для записи и воспроизведения речи детей
во время игры с цепью дальнейшего анализа поведения участников) («Чис­
тое общение», «Разговор взглядов», «Почему ты так поступил?»).

Игры на соотнесение внешности человека и его духовного мира.

Раздел 4. Этот странный взрослый мир

Умение видеть и понимать окружающих ребенка взрослых фор­мируется в первую очередь в семье, где закладываются основы ува­жения к старшим (дедушке и бабушке, истории их жизни, их ре­альным делам и поступкам), любви к родителям. Эти качества фор­мируются во взаимодействии ребенка со взрослыми членами се­мьи в общих домашних делах, на отдыхе, во время праздников и т.д.Настроение взрослых членов семьи, их поступки, отношения между собой непосредственным образом сказываются на форми­ровании коммуникативных навыков ребенка. Правила поведения и общения со взрослыми усваиваются ребенком в различных си­туациях на улице, в транспорте, в магазине и других обществен­ных местах. Важно показать ребенку взрослый мир, его доброту, милосердие, гуманное отношение друг к другу, научит понимать хорошие и плохие поступки и самому активно вступать в контак­ты с окружающими людьми.

Возможные типы заданий

Урок «мудрости» (история моей семьи).

Сюжетно-ролевые игры по развитию коммуникативных навыков в
Условиях влияния различной социальной среды и разнообразного круга

общения («Вечер в моей семье», «Хозяюшка», «Чаепитие», «Путешест- ] вие на теплоходе», «Прием гостей», «День рождения», «В магазине», 1 «Поездка на дачу», «Интервью»).

Этюды «Дружная семья», «Заговор».

Конкурсы рисунков «Моя семья», «День рождения», «Как я про- I
вел день».

Подвижные игры «Бабушка Маланья», «Ловишки».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.218.230 (0.184 с.)