Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: «путешествие по картинке «зимний лес» ( I класс)
I. Вступительная беседа — Мы отправляемся на лыжную прогулку в заснеженный зим-J Кто поляны белит белым И на стенах пишет мелом, Шьет пуховые перины, Разукрасил все витрины? (Зима)
— Как вы думаете, гуляла ли зима в этом лесу? А Мороз Ивано- — Как вы должны одеться на лыжную прогулку? II. Новый материал 1. Кто провожает нас на прогулку? Белой стайкой мошкара Вьется, кружится с утра, Не пищат и не кусают, Просто так себе летают. (Снежинки) — Какая погода вам больше нравится? (На доске) «Мороз и солнце — день чудесный...» Как вы понимаете выражения «щеки горят», «мороз жжет»? Ощущаете ли вы когда-нибудь подобное? 2. Мы подъезжаем к чудесной елочке. (Ветка ели на столе.) Елочка зеленая, Снегом запушенная, Смолистая, иглистая, Колючая, пахучая, Здравствуй! — Поздороваемся с ней (хором). — Какое еще дерево зимой похоже по цвету на елку? (Сосна.) — Как можно ощутить, что она колючая? Смолистая? — Можно ли почувствовать ее запах? — Вы чувствовали этот запах, когда в Новогодний праздник — Мы засмотрелись на зеленую красавицу и вдруг: Кто в беретке ярко-красной, В черной курточке атласной? На меня он не глядит, Все стучит, стучит, стучит. (Дятел) (Рисунок или открытка на ветке ели.) — Как мы догадались, что это дятел? — Что нам помогало ощутить свет, колючесть, запах елки, стук 3. Пока мы ехали на лыжах, мы не ощущали холода. Но, посто — Чем дольше мы стоим легко одетые на холоде, тем больше — Станет ли нам жарко сразу, как только мы тронемся в обра™ — Ощущение тепла возникает постепенно. Итог: (звучит фрагмент из балета П. Чайковского «Щелкунчик») Мы возвращаемся домой по заснеженному лесу, по завьюЯ женному полю. И еще долго-долго будем помнить, чувствовать лесные запахи и звуки, слышать музыку снежного хоровода, зимнего солнца, морозного воздуха. Нам надолго запомнятся красота и прелесть этой зимней прогулки. ТЕМА: «КТО САМЫЙ ВНИМАТЕЛЬНЫЙ!» (I КЛАСС) I. Вступительная беседа «Почему надо быть внимательным?» I П. Стихотворение Ю. Тувима «Словечки-колечки»
— Какие слова обиделись на Ежа? — За что обиделось слово «сосна»? (Сасна) — Почему обиделись «колечки»? (Калечки) — Как надо читать слова, сказанные сосной, колечками? — Какие слова помогают нам определить настроение слов «соЫ ТЕМА: «КАКАЯ БЫВАЕТ ПАМЯТЬ!» (I КЛАСС) I. Беседа «Какая бывает память?» — Вы любите путешествовать? Сегодня мы отправляемся в путешествие. Все, что встретит-! ся нам на пути, мы должны запомнить и, вернувшись домой, рассказать обо всем родителям. — С каким настроением мы отправляемся в это волшебное путе! — О том, что мы рады и веселы, догадалось солнышко, оно желаеи — Тропинка привела нас в березовую рощу (картина «Березовая — Дует легкий ветерок, покачивая ветви берез. Давайте покажем! — Смотрите, какая красивая птица! (На картину приложить рису-rj
— Да, память глаза (зрительная память) помогла нам запомнить — Ой, дождик! Прячемся под деревьями. (На доске рисунок с изо _- Ветерок разогнал тучи. Снова светит солнце. (Воду выключили, дождик убрали.) — Вы помните шум дождя? — Да, память уха (слуховая память) помогла запомнить этот шум. — Идем дальше. Устали. Дошли до «Проката велосипедов». — Кто умеет кататься на велосипеде? Покажите, как это делается. — Наши ноги запомнили нужные движения, и мы привычно вра — Чтобы легче было шагать или ехать на велосипеде, мы поем — Органы речи помнят, как им надо работать, чтобы произносить — Мы доехали до речки. Как мы переедем на велосипеде через — Почему не по воде? — Чтобы проехать по мосту, надо купить билет «Решить задачу»: У животного 2 правые ноги, 2 левые, 2 ноги спереди, 2 — сзади. Сколько ног у животного? (4 ноги.)
— Ваша память ума сохранила все, что вы уже узнали, обдумали и — За речкой большой лес. Какие грибы мы будем собирать? (Кар — Имеют ли грибы запах? Кто помнит, как пахнут грибы? (Па — Мы доехали до незнакомого поселка. Нам необходимо купить — А если надо приобрести другие продукты? — Какие вывески на магазинах вы помните? — Возвращаемся обратно по тому же пути. (Дети пересказывают После этого урока можно провести серию игр-практикумов по развитию памяти, на которых можно использовать следующие задания: Задание 1. Что изменилось? Дайте ребенку картинку с изображением 3—4 предметов и попросите назвать их. Затем приложите картинку с изображением 7— 8 знакомых предметов и спросите, есть ли среди них те, которые были на первой картинке. Другой вариант: используйте геометрические фигуры, цветные I полоски, игрушки и др., ребенку предложите найти показанные I предметы среди других. Задание 2. Назови слово, которое запомнил (в основе —- мето- 1 дика А.Р. Лурия и Л.С. Выготского). На столе перед ребенком 5—8 картинок (в зависимости от возраста) с изображением знакомых предметов. Взрослый говорит: «Я сейчас прочту слова, которые надо запом- нить, а ты подбери к каждому слову самую подходящую картинку, чтобы эта картинка помогла запомнить тебе слово». Например, картинки: лиса, книга, сыр, машина «скорой помощи», метла, еж (подберите). Слова для запоминания: еда, учение, зоопарк, болезнь, работа. Через 20—30 мин, после того как ребенок отобрал картинки, выясняется, какие слова он запомнил. Целесообразно регулярно пользоваться данной методикой, изменяя картинки и слова. Это полезно для развития осмысленной памяти. Задание 3. Пиктограмма. Другой вариант опосредованного запоминания (в основе — методика А. Р. Лурия) — запоминание словосочетаний с помощью пиктограммы — рисунка ребенка (качество рисунка роли не играет). Не пытайтесь тренировать механическую память. Психологические исследования показывают, что она от тренировки практически не улучшается. К развитию опосредованной памяти ведут все задания, направленные на обучение детей использованию схем и моделей. Осо- бенно это относится к работе над пересказом сказок и стихов с использованием схематического конспекта, плана. При обучении с использованием методики «Пиктограмма» нужно давать для запоминания не отдельные слова и простейшие словосочетания, а относительно завершенные высказывания. Например, такие: «Коля и Маша играли во дворе», «Волк выбежал из леса», «Сегодня светит солнце». Каждую фразу надо обсуждать с ребенком, вместе решать, что должно быть нарисовано. При создании рисунка настаивать на том, чтобы он был как можно лаконичнее, не содержал ничего лишнего. Задание 4. Развитие зрительной и логической памяти. Ребенок из 30—40 картинок выбирает те, которые относятся, I например, к понятию «обувь» — туфли, тапочки, сапоги, ботинки, I кеды, сандалии, валенки. Назвать или записать эти слова по памяти. Можно использо- I вать настольные игры: «Лото», «Логопедическое лото».
Другой вариант (усложненный). Развитие слуховой памяти. Формирование цели для эффективности запоминания. Психолог: «Сейчас вам будут зачитаны слова, их надо будет записать по памяти в 3 столбика: 1-й — животные, 2-й — профессии, 3-й — спортивный инвентарь». Записывать можно в любом порядке. Например, носорог, черепаха, биолог, ракета, слесарь, мяч, химик, курица, лыжи, медведь, электрик. Рекомендации: 1. На занятиях желательна адекватная возрасту и особенностям 2. Соблюдать поэтапное развитие памяти, увеличивая количе 3. Интервал между предъявлениями понятий и картинок — 2 с. П. Итог урока — Вы помните, с каким настроением отправлялись в путешест — Какие виды памяти помогли вам вспомнить все, что при ТЕМА: «ДРУЖБА» (II КЛАСС) I. Учитель читает рассказ И. Василенко «Мостик» — Почему друзья поссорились? — Почему школьным товарищам не удалось их помирить? — Как мальчики относились друг к другу? — Чем дальше в лес — тем больше дров. Объясните значение по — Чего себе не хочешь, того другому не делай. Кому бы вы сказа — Умный себя винит, глупый — своего товарища. Почему к дан II. Считалка (заучивание) Жили-были я ли, ты ли, Между нами вышел спор. Кто затеял? — позабыли, Но не дружим до сих пор. Вдруг игра на этот раз Помирить сумеет нас? III. Обсуждение — Что помогло снова подружиться Грише с Димой? (Пересказ.) — Как вы думаете, раньше хотели помириться мальчики? — Почему рассказ назван «Мостик»? IV. Итог урока — Умел ошибаться — умей и поправляться. — Вспомните, не случались ли в вашей жизни истории, в которых ТЕМА: «КАК ПОСТУПИТЬ!» (II КЛАСС) I. Анализ прочитанных к уроку рассказов В.А. Осеевой: «Три товарища», «Сыновья», «Хорошее», «Синие листья». Работа по группам. (Краткий пересказ, свободные высказывания детей, выражающие их личностное отношение к данным про-изведениям.) П. Работа с дидактическим раздаточным материалом* Серия «Будь вежлив» (6 карточек, изображающих мальчика в трамвае). Открыты карточки 1—4 (карточки 5—6 закрыты). — Как, по-вашему, поступит мальчик? — Почему он так сделает?
— Возможен ли другой вариант поведения? — В каком случае вы одобрили бы поведение мальчика? — Что бы вы сказали мальчику, если бы его поведение вам не _. Открываем карточки 5 и 6. — Кто из вас поступил бы так же, как этот мальчик? III. Ситуация «Подарок» (свободные высказывания, аргумен- j тирование своих ответов) денческую ситуацию. Ребенку предлагается придумать конец или начало. За- I тем следует проверка (открываются закрытые карточки) и предлагаются варианты одобряемого поведения. Серии подбираются на различные темы. __ Девочка приглашена на день рождения. Просит у мамы деньги на дорогой подарок. Она уверена, что если подарок будет дешевым, то про нее подумают, что она жадная и не любит свою подругу. Мама пытается разубедить девочку... Обыгрывание ситуации. Роль дочки играет заранее подготовленная девочка, роль мамы — весь класс, ранее не знакомый с данной ситуацией. IV. Чтение стихотворения А. Барто «Копейки н» __ За что Алешу назвали Копейкиным? _- Как вы относитесь к Алеше? — Если бы вы были с ним знакомы, что бы вы ему посоветовали? V. Итог урока — Что вам понравилось сегодня на уроке? — Что вы запомнили важного и главного для себя? — Что могло бы пригодиться вам в жизни? ТЕМА: «ПОЧЕМУ ОДНИ ЛЮДИ УМНЕЕ ДРУГИХ!» (III КЛАСС) I. Беседа по стихотворению А.Барто «В школу!» Почему сегодня Петя Просыпайся десять раз?.. (Ответы детей.) — А зачем он хочет идти в школу? (Ответы детей.) — А вам нравится в школе? — Что особенно привлекает вас в школе? II. Какая книга вам открыла двери в Страну знаний? — Кто помогал вам подниматься по этим ступенькам? (Сказоч — Вы все однажды узнали первую букву, прочитали первое слово. — Почему люди, начиная учебу с одной и той же буквы, с одних III. Как вы думаете, о чем говорят эти пословицы? Не тот много знает, кто долго жил, а тот, кто много учился. кто стыдится спрашивать — забудет то, что знал. Не знать — не страшно, страшно — не узнать. Кто хочет много знать, тому надо меньше спать IV. Итог урока — Что вам понравилось сегодня на уроке? — Что вы поняли из ответов ваших товарищей? — Что вам пригодится в жизни из того, что узнали на уроке? Музыка. Ответы для «Размышляйки» (размышления по теме урока — 2—3 предложения). ТЕМА: «ЧТО ТАКОЕ РАВНОДУШИЕ!» (Ill КЛАСС) I. Вступительная беседа — Сегодня мы продолжим путешествие по Долине детства. Наши! Я надеюсь, что в нашей копилке-«Размышляйке» появятся! ваши новые мысли, которые будут ответом на этот трудный во-| прос. П. Игра «Поможем Данилке попасть в Тридесятое царство»* — О чем мечтает Данилка? (Попасть в Тридесятое царство.) Но по
— В чем заключается помощь Солнечного Зайчика? (Он заставляв! — Вот и сейчас Солнечный Зайчик приготовил загадку для ДаШ .— Кто помнит стихи: «Уронили мишку на под...» «Зайку бросила хозяйка.Л» (На доске три портрета девочек.) Солнечный Зайчик задает вопросы: — Кто из этих девочек хозяйка зайки? — Какая девочка оторвала мишке лапу? — Какая девочка жалеет мишку? — Чем они отличаются друг от друга? _. Определите, какая из девочек изображена на портрете? __ А как вы догадались? Ведь вы незнакомы с этими девочками? __ Какие у них лица? Мы отправляемся с ними. Но вот новая остановка. _. Почему Данилка остановился во дворе, ведь он очень спешил? __ Почему ребята во дворе затихли? _- Почему во дворе стало очень-очень тихо? _- О чем могли задуматься ребята, смеявшиеся так весело несколько минут назад? — Как надо правильно слышать и видеть? (Сердцем, душой, чув Итог: — Можно быть уверенным в том, что про Данилку никто никогда — Про какого человека так можно сказать? — Мы совсем забыли про Солнечного Зайчика. А он уже рядом с — Мы встретимся с ними в следующий раз уже в Стране сказок. IV. Музыкальная пауза V. Итог урока — Попробуйте дать ответ на вопрос урока для «Размышляйки». — Как вы объясните значение слов «равнодушие», «равнодушный»? — Вы беседовали дома со своими родителями, поделитесь с нами Попробуйте выбрать ответы-карточки: нехороший бездушный добрый безразличный отзывчивый — А можно ли помочь равнодушному человеку измениться в луч — Какие слова больше подходят к теме нашего урока: Не в свои сани не садись. В ус не дуть. Палец о палец не ударить. Моя хата с краю. Без труда не вынешь рыбку из пруда. VI. Домашнее задание Жил на свете НУ И ЧТО. Было жить ему легко. Долго радость и беда Не оставляли в нем следа. — Что могло приключиться с ним? — Что могло изменить его отношения с окружающими, научить I Можно порекомендовать учителю курс человековедения «АзИ бука общения» (40—50 уроков), который разработан преподавате-|| лями Санкт-Петербургского Российского педагогического универ-ситета. Это практический курс обучения детей младшего школь-М ного возраста основам коммуникации. АЗБУКА ОБЩЕНИЯ Одной из важнейших идей курса является идея мира и ненаси-лия в общении. В связи с этим в процессе развития коммуника-тивных навыков большое внимание уделяется формированию лич-постных качеств детей, их чувствам, эмоциям, т. е. духовному слою» что чрезвычайно актуально на современном этапе развития общее! ства. Содержание курса направлено на воспитание у детей уважив! тельного отношения к себе и окружающим, терпимости к мнению I собеседника, умения пойти на компромисс в нужной ситуации... Когда люди счастливы и находятся в мире с самими собой, онЯ переносят эти чувства на взаимоотношения с окружающими. Если! же нет мира с самим собой, люди не могут способствовать развитию доброжелательных отношений с окружающими. «Азбука общения» не только поможет детям овладеть средствам™! коммуникации, нсГй-убедит их в том, что между мыслями, чувства- I ми и поведением в процессе общения существует тесная связь и чт<Я| эмоциональные проблемы связаны не только с определенными си«яуациями, но и с их первым восприятием и пониманием. Основные понятия Общение — процесс передачи и приема вербальной и невер-Я бальной информации, основное условие развития ребенка, важИ нейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самогси себя посредством других людей. Для детей младшего возраста общение включает знание топЯ что сказать и в какой форме выразить свою мысль, понимание того, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника. Выразительные движения. Любой эмоциональной реакции, любому эмоциональному состоянию присущи характерные моторные проявления — мимика, жесты, пантомимика. Мимика — выразительные движения мышц лица, передающие определенные чувства и настроения ребенка. Бытует мнение о том, что эмоции, отражающиеся на лице, слышны лучше, чем речь. Улыбка ребенка сообщает о том, что он радуется, сдвинутые брови и вертикальные складки на лбу — сердится. О многом говорит взгляд. Он может быть прямой, потупленный, доверчивый, хмурый, вопрошающий, испуганный, невыразительный... Общее вы-ражени* лица может быть осмысленное, грустное, угрюмое, безразличное, самодовольное. Мимика бывает живой, вялой, бедной, богатой, маловыразительной, напряженной, спокойной. Жесты бывают условными, указывающими, подчеркивающими, ритмичными, показывающими и эмоциональными. Жестикуляция может отличаться живостью, вялостью, бедностью, богатством, маловыразительностью, естественностью, спокойствием, порывистостью, робостью, энергичностью. Пантомимика — это осанка и поза, которые играют важную роль в облике ребенка. Отрицательные эмоции «съеживают» его фигуру, положительные, наоборот, «разворачивают». Осанка формируется из положения головы и туловища. Голова может быть поставлена прямо, быть склоненной набок, втянутой в плечи, откинутой назад. Позы бывают однообразными, разнообразными, естественными, искусственными, скованными... Общий вид ребенка может характеризоваться как напряженный, расслабленный, скованный, естественный, подавленный, развязанный, распрямленный, сутулый, сгорбленный... Дети с бедной пантомимикой не в состоянии четко выразить свое эмоциональное состояние, они, возможно, и сами полностью не улавливают, что им сообщается бессловесным образом. Это затрудняет процесс коммуникации. Чувство собственного достоинства. Дети, враждебно относящиеся к окружающим, не умеющие спокойно общаться, — это дети, которым плохо. Они живут в своем мире, чувствуют себя нелюбимыми и не заслуживающими любви. Их отношение к людям вызывает ответную реакцию, от которой они сами же часто страдают. В ходе реализации предлагаемого курса нужно помочь таким Детям научиться ценить себя, потому что, когда ребенок счастлив и удовлетворен (находится в мире с собой), он переносит это чувство на взаимоотношения с окружающими. Проявление же любого негативного отношения может разрушить все попытки общения с окружающими. Сопереживание. С ранних лет дети должны понять важность заботливого и сочувственного отношения к другим. Нужно научить их входить в положение собеседника или партнера по совместной | деятельности, думать о том влиянии, какое их поведение, словесные высказывания могут оказать на других. Лучшее понимание состояния и чувств других людей способствует возникновению чувства симпатии между участниками общения. Самоконтроль. Дети с низким уровнем самоуважения и сопереживания окружающим часто имеют низкий уровень развития само- I контроля. Они могут подчиняться контролю извне (со стороны взрослых), но сами не умеют контролировать свое поведение, речь. ! А как известно, неосторожно сказанное слово ранит не менее больно, чем действие. Нужно научить детей владеть собой, ум«ть анализировать ситуацию, не унижать и не обижать детей, отличающихся от большинства, не желающих согласиться с высказываемым мнением, желанием собеседника. Цель курса: формирование у детей навыков самостоятельной деятельности, социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека. Основные задачи курса Обучение детей пониманию себя и умению «быть в мире с I Воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства ] Развитие у детей навыков общения в различных жизненных 1 Формирование у детей умений и навыков практического вла- I Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на I Повышение уровня самоконтроля в отношении проявления I Выработка у детей положительных черт характера, способст- 1 Развитие творческих способностей и выражения в процессе I 9, Сознательное овладение детьми речевыми средствами общения. Развитие активности, самостоятельности, организаторских спо Коррекция у детей нежелательных черт характера и поведения. Основные методы обучения Наблюдения. Рассматривание рисунков и фотографий. Свободное и тематическое рисование. Упражнения подражатель но-исполнительского и творческого Этюды. Импровизация. Моделирование и анализ заданных ситуаций. Игры с правилами: сюжетно-ролевые, словесные, подвижные, Творческие игры: сюжетно-ролевые, игры-драматизации.
Чтение художественных произведений. Рассказ педагога и рассказы детей. Сочинение историй. Беседы. Мини-конкурсы. Дискуссии. Раздел 1. Язык общения Ребенок — частица окружающего мира. Человек и природа едины. Важно научить ребенка умению видеть взаимозависимость человека и природы, привить любовь к животному и растительному миру, тому, что его окружает. Ребенок должен понимать, чем отличается человек от других живых существ, что общего у нас с животными, как животные общаются друг с другом и что в процессе эволюции легло в основу коммуникативных навыков человека, какую роль играют наши органы чувств (глаза, уши, нос, рот, кожа). Важную роль в процессе общения играет умение выражать свои эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника. Владение выразительными движениями предполагает пони-Мание всех оттенков и нюансов выражения лица, жестов и движений другого человека. Неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жесто-Ьой речи затрудняют общение детей между собой и со взрослыми. Непонимание другого — причина страха, отчужденности, враждебности.
Жест, выразительные движения дают дополнительную возмож ность усилить воздействие нашей речи на собеседника, ярче и об разнее донести наши мысли и чувства. Мимика, выражающая мысли и чувства, способна заменить Hai обычную речь. Использование и постоянное развитие мимичес ких средств позволит не только лучше понять своего собеседника но и привнести захватывающую живость и подлинную радость общение друг с другом. Способность понять эмоциональное состояние человека и воз можность передать свои эмоции всеми доступными средствами -более высокая ступень человеческого общения. Попробуйте по-новому взглянуть на своего собеседника. Будь те внимательны ко всем проявлениям его чувств и желаний. Эт< позволит не только общаться с людьми, но и находить настоящи: друзей. При выражении собственного эмоционального состояние важно научиться использовать все доступные выразительные сред ства. Здесь все имеет значение: определенный наклон или поворо' вашей головы, выразительная поза, характерные движения рук ног и туловища, походка. Активно подключаются выразительны! мимические средства. Следует помнить, что мимика, жесты, пантомимика — наил первые помощники в общении. Понимание и овладение языко]у жестов и движений нашего тела позволят нам не только стать интересными в общении, но и познавать людей и завоевывать друзей. В этом плане важную роль играет и человеческая память, которая позволяет сохранить и своевременно воспроизвести информацию, необходимую в процессе общения ребенка с окружающи\ миром.
Возможные типы заданий Упражнения на развитие мимических движений (поднять брови, Игры на тренировку умений распознавать эмоциональные состоя 4. Этюды на распознавание различных жестов и мимических средств Этюды на развитие выразительности жеста («Заколдованный ре Этюды по изучению поз, походки и других выразительных движе Задания на запоминание предметов и слов, оценка памяти у ре Этюды на развитие умения выражать интерес, внимание, сосре Выразительные средства: движения (наклон головы, поворот головы, определенная выразительная поза...), мимика (пристальный или заинтересованный взгляд, полуоткрытый рот...). 9. Этюды на развитие умения выражать свое удивление («Удивле Выразительные средства: мимика, жесты, позы. 10. Этюды на развитие умения выражать эмоциональные чувства ра Выразительные средства: движения (наклон головы, характерные движения рук, ног...), мимика (закрытые глаза, улыбка...). 11. Этюды на развитие умения выражать чувства печали, страдания Выразительные средства: движения (дрожание колен, потирание рук, согревание дыханием пальцев рук, согнутое положение туловища, прижатые к животу руки...), мимика (поднятые и сдвинутые брови, расширенные или прищуренные глаза). 12. Этюды на развитие умения выражать эмоции презрения, отвра Выразительные средства: движения (наклон головы, походка), мимика (нахмуренные брови, сморщенный нос, поднятая верхняя губа...). 13. Этюды на развитие умения выражать гнев («Король Боровик не в Выразительные средства: движения, мимика. 14. Этюды на развитие умения выражать чувство страха («Лисенок Выразительные средства: движения, имитирующие боязнь, походка, мимика. 15. Этюды на выражение вины и стыда («Провинившийся»). плечи, повисшие руки...), мимика (поднятые вверх и сдвинутые брови, опущенные уголки губ...). 16. Итоговые этюды («Поссорились и помирились», «Разное настро- I ение», «Прогулка», «Музыка — это...», «Спрятанная котлета» (подго-И товленный диалог). Раздел 2. Тайна моего «Я» Образ себя — это то, как каждый ребенок относится к себе,! сумма его мыслей и чувств. Позитивные мысли и чувства создают! чувство самоуважения — собственного достоинства, необходимого для успешной реализации процесса общения. Путь к себе вовсе не легок. Ребенок должен не просто узнать о I наличии собственного «Я», но и научиться оценивать его. Для начала необходимо научиться увидеть себя со стороны: свой внешч ний облик, особенности и манеры поведения, отдельные черты характера. Это поможет заложить чувство собственной индивидуальности и личностной уникальности у каждого ребенка. Дети должны учиться оценивать себя, правильно принимать похвалы, замечать и пытаться подвергать анализу собственные ус-] пехи и достижения. Это поможет обрести необходимую уверен-] ность в общении, почувствовать себя легче и бодрее, научит по-] стоянно дарить людям улыбку. Чувство самоуважения и уверенности в себе и своих силах позволит детям активнее включаться в любой вид деятельности, охотно делиться в общении друг с дру-1 гом своими мыслями и чувствами. Процесс познания самого себя формирует самооценку ребенка. Важно понимать, как ты думаешь и действуешь, можешь ли оценить поступки окружающих. В дальнейшем это поможет добиваться значительных успехов в общении с другими людьми. Возможные типы заданий 1. Игры («Что такое «Я», «Отражение в озере», «Свет мой, зеркаль Чтение и обсуждение книг, кинофильмов о событиях из жизни Этюды, игры и упражнения из раздела 1 с использованием языка Раздел 3. Как мы видим друг друга Подлинное человеческое общение начинается с осознания соб- ] ственного «Я». Постепенно это чувство дополняется серией по-1 ступков и слов, обращенных к другим людям. Ценным результа-том такого взаимодействия является возможность «увидеть» рядом ] другого человека с присущими ему внешними данными и внут- ] ренним миром. Лучшее понимание эмоционального состояния и поступков других людей приводит к возникновению чувства симпатии, уважения и сопереживания, что является непременным условием обще-ция с окружающими детьми. Способность поставить себя на место партнера по общению помогает лучше понять его, выделить отдельные черты его характера и их проявление в поступках и действиях. Умение взять на себя роль своего партнера учит терпимости к чужим недостаткам, развивает чувство сопереживания. Эти качества формируются у детей младшего школьного возраста с течением времени и могут с успехом применяться ими в дальнейшей практике. Возможные типы заданий Разгадывание характеров с опорой на художественное изображе Создание специальных игровых ситуаций (использование техни Игры на соотнесение внешности человека и его духовного мира. Раздел 4. Этот странный взрослый мир Умение видеть и понимать окружающих ребенка взрослых формируется в первую очередь в семье, где закладываются основы уважения к старшим (дедушке и бабушке, истории их жизни, их реальным делам и поступкам), любви к родителям. Эти качества формируются во взаимодействии ребенка со взрослыми членами семьи в общих домашних делах, на отдыхе, во время праздников и т.д.Настроение взрослых членов семьи, их поступки, отношения между собой непосредственным образом сказываются на формировании коммуникативных навыков ребенка. Правила поведения и общения со взрослыми усваиваются ребенком в различных ситуациях на улице, в транспорте, в магазине и других общественных местах. Важно показать ребенку взрослый мир, его доброту, милосердие, гуманное отношение друг к другу, научит понимать хорошие и плохие поступки и самому активно вступать в контакты с окружающими людьми. Возможные типы заданий Урок «мудрости» (история моей семьи). Сюжетно-ролевые игры по развитию коммуникативных навыков в общения («Вечер в моей семье», «Хозяюшка», «Чаепитие», «Путешест- ] вие на теплоходе», «Прием гостей», «День рождения», «В магазине», 1 «Поездка на дачу», «Интервью»). Этюды «Дружная семья», «Заговор». Конкурсы рисунков «Моя семья», «День рождения», «Как я про- I Подвижные игры «Бабушка Маланья», «Ловишки».
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.218.230 (0.184 с.) |