Часть I . Самооценка профессиональных качеств педагога (спк) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Часть I . Самооценка профессиональных качеств педагога (спк)



Инструкция. Прочтите приведенные утверждения, уясните и оцените, в какой степени каждое из них соответствует вашей про­фессиональной деятельности, по следующей шкале: всегда про­является, очень часто, часто, не часто, иногда, редко, никогда не проявляется.

На бланке поставьте точку или крестик на пересечении верти­кальной линии номера утверждения и горизонтальной линии оцен­ки. Затем соедините прямыми линиями все сделанные вами от­метки. Сравните ваши показатели со среднестатистическими, при­веденными ниже, и идеальной оценкой, которая равна 7 баллам по каждой шкале.

Количество баллов определяется следующим образом: всегда — 7, очень часто — 6, часто — 5, не часто — 4, иногда — 3, редко — 2, никогда — 1.

Веду занятия с увлечением, забывая о прошедших или буду­
щих обстоятельствах.

В работе опираюсь главным образом на собственное мнение и
опыт.

Знаю и чувствую, что мне надо сделать для улучшения своей
работы.

Во время занятий сразу воспринимаю ситуацию и стараюсь
найти нужное решение.

 Стараюсь четко продумывать свои действия и как эти дейст­
вия будут восприниматься детьми.

Веду занятия строго по намеченному плану, отклоняясь от него
при определенных обстоятельствах.

Считаю все свои действия профессионально оправданными.

Знаю себя и стремлюсь к самостоятельной работе.

Знаю и учитываю в работе физиологические и психологичес­
кие особенности каждого ребенка.

 

Стараюсь на занятиях и в общении обязательно сочетать игру
и учение, движение и размышление.

На занятиях и в общении могу сдержать проявление своих
отрицательных эмоций.

С любым ребенком могу сразу наладить хорошие взаимоотно­
шения.

Специально стремлюсь узнать что-то новое для своей работы.

Для занятий хочется самостоятельно разработать и попробо­
вать что-то новое.

 

АО ИППК СПО            Ф.И.О.             (шифр) Школа        Класс          Возраст            Стаж        М Ж Образование                Дата исследования «»             199 г. Всегда Очень часто Часто Не часто Иногда Редко Никогда 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Средние данные первой части опросника, полученные на вы­борке педагогов в 300 человек:

ординарность — увлеченность                                  5,88

зависимость — самостоятельность                           5,83

самоуверенность — самокритичность                      5,95

профессиональная ригидность —
профессиональная гибкость                                       6,05

 

экстрапунктивность — рефлективность                  6,20

импровизация — стереотипность                             4,55

профессиональная неуверенность —
профессиональное самосознание                             5,13

заниженная самооценка — высокая самооценка     6,15

упрощенное понимание детей —

глубокое понимание детей                                       5,98

10) односторонний подход — целостный

подход к детям                                                          6,18

самообладание — невыдержанность                        2,80

недостаточная коммуникативность, контактность  5,78

удовлетворенность знаниями —

познавательные потребности                                    6, 43

14) стандартный подход — творческая направленность 5,98

ЧАСТЬ II. СТИЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

Инструкция. Внимательно прочтите вопрос, проанализируйте свои мнения, предпочтения, выберите наиболее подходящий ва­риант ответа.

На бланке (с. 176) под номером вопроса поставьте крестик в клеточке выбранного вами варианта ответа.

1. Считаете ли вы, что ребенок должен:

а) делиться с вами всеми своими мыслями, чувствами и т. д.;

б) говорить вам только то, что он сам захочет;

в) оставлять свои мысли и переживания при себе.

2. Если ребенок взял у другого ребенка в его отсутствие без разре­
шения игрушку или карандаш, то вы:

а) доверительно с ним поговорите и предоставите самому при­
нять нужное решение;

б) предоставите самим детям разбираться в своих проблемах;

в) известите об этом всех детей и заставите вернуть взятое с
извинениями.

3. Подвижный, суетливый, иногда недисциплинированный ребе­
нок сегодня на занятии был сосредоточен, аккуратен и хорошо
выполнил задание. Как вы поступите:

а) похвалите его и всем детям покажете его работу;

б) проявите заинтересованность, выясните, почему так хорошо
получилось сегодня;

в) скажете ему: «Вот всегда бы так занимался».

4. Ребенок, входя в комнату, не поздоровался с вами. Как вы по­
ступите:

 а) заставите его громко при всех поздороваться с вами;

б) не обратите на это внимания;

в) сразу же начнете общаться с ребенком, не упоминая о его
промахе.

5. Дети спокойно занимаются. У вас есть свободная минута. Что
предпочтете делать:

а) спокойно, не вмешиваясь, понаблюдаете, как они работают
и общаются;

б) кому-то поможете, подскажете, сделаете замечание;

в) займетесь своими делами (записи, проверка тетрадей и т. д.).

6. Какая точка зрения вам кажется более правильной:

а) чувства, переживания ребенка еще поверхностны, быстро
проходящи и на них не стоит обращать особого внимания;

б) эмоции ребенка, его переживания — это важные факторы, с
помощью которых его можно эффективно обучать и воспи­
тывать;

в) чувства ребенка удивительны, переживания его значимы и к
ним нужно относиться бережно, с большим тактом.

7. Ваша исходная позиция в работе с детьми:

а) ребенок слаб, неразумен, неопытен, и только взрослый мо­
жет и должен научить и воспитать его;

б) у ребенка много возможностей для саморазвития, а сотруд­
ничество взрослого должно направляться на максимальное
повышение активности самого ребенка;

в) ребенок развивается почти неуправляемо под влиянием на­
следственности и семьи, и поэтому главная забота, что бы
он был здоров, накормлен и не нарушал дисциплину.

8. Как вы относитесь к активности самого ребенка:

а) положительно — без нее невозможно полноценное развитие;

б) отрицательно — оно часто мешает целенаправленно и пла­
номерно вести обучение и воспитание;

в) положительно, но только тогда, когда согласована с педагогом.

9. Ребенок не захотел выполнять задание под предлогом, что он
- уже делал это дома. Ваши действия:

а) сказали бы: «Ну и не надо»;

б) заставили бы выполнить работу;

в) предложили бы другое задание.

10. Какая позиция, по-вашему, более правильная:

а) ребенок должен быть благодарен взрослым за заботу о нем;

б) если он не осознает заботу о нем, не ценит ее, то это его
дело, когда-нибудь пожалеет;

в) педагог должен быть благодарен детям за их доверие и лю­
бовь.

 

АО ИППК  СПО          Ф.И.О.              (шифр) Школа        Класс        Возраст            Стаж          М Ж Образование           Дата исследования «»               199 г. Ответ                              Вопросы 123456789 10 а б в

Средние данные, полученные по группе педагогов начальной школы (выборка 300 человек)

восприятие отношения ребенка к учителю              2,71

выбор профессионального воздействия                   2,14

реакция на удачное, успешное действие ребенка   2,07

реакция на ошибку                                                    2,57

включенность в деятельность детей                        2,36

отношение к чувствам детей                                    2,57

отношение к сотрудничеству с детьми                    2,79

восприятие активности детей                                   2,5

учет потребностей детей                                          3

10) отношение к детям в целом                                2,14

КЛЮЧ ДЛЯ ОБРАБОТКИ ОТВЕТОВ

 

1 Варианты                                        Вопросы ответов     123456789  10 а          2322312312 б          3   13   12   2   3   12   1 в          12   13   13   12        3   3

Ответ, отмеченный в соответствующей клетке, оценивается ука­занной в ней суммой баллов. Общая сумма, характеризующая стиль педагога, равна арифметической сумме всех полученных баллов.

25—30 баллов — предпочтение демократического стиля;

20—24 балла — склонность к авторитарному стилю;

10—19 баллов — выраженность либерального стиля общения.

 Выявленный собственный уровень развития профессионально-личностных качеств и стиль педагогического общения учитель мо­жет сравнить со средними значениями указанных параметров, а также с высокой нормой. В дальнейшем знание о себе должно послужить основой для работы педагога по самосовершенствованию*.

2. МЕТОДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕДАГОГА

Наши исследования выявили наиболее типичные для учителей начальных классов личностно-профессиональные проблемы: лич­ностная тревожность, нестабильность, нарушения Я-концепции, неадекватная самооценка и уровень притязаний, склонность к ав­торитарному стилю общения, гиперсоциализированность и др. Ре­шение этих проблем педагогам надо начинать с изменения отно­шения к себе, внимательного отношения к своим личностным по­требностям, развития позитивного мышления.

Для начала я бы посоветовала в своем графике работы в школе и дома выделить специальное время, когда вы можете отвлечься от всех проблем, подумать только о себе и выполнить несколько упражнений.

Упражнение 1. Гуманистическое представление о человеке.

Подумайте о том, что все люди разные, но каждый человек прекра­сен, потому что он уникален; не следует смешивать человека и его поведение; у каждого имеется способность к росту и изменению.

Упражнение 2. Утверждение самоценности.

В состоянии покоя и расслабления попытайтесь дать несколько отве­тов на вопрос «Кто я?». Затем в монологе для себя и других расскажите о своей уникальности. Начните со слов: «Я — это я. Все, чего я достиг сегодня, принадлежит мне: все мои печали и радости, победы и пора­жения...» Говорите далее все, что придет вам в голову для декларации вашей самоценности. Постарайтесь закончить монолог словами: «Я — это я. Я хочу быть только собой». После монолога проанализируйте, что вы почувствовали, как изменилось ваше самоощущение.

Упражнение 3. Контраргументы.

Попробуйте немного разобраться в себе, своих достоинствах и огра­
ничениях. Запишите их на одном листе бумаги. Старайтесь выразить то,
что вы чувствуете «здесь и теперь», поставьте год, число, час заполне­
ния листка и сохраните его. Подумайте о том, что вы принимаете в
себе, чем вы лично недовольны. Периодически возвращайтесь к этому
упражнению. Анализируйте изменение ваших оценок и ваших чувств
(принятие себя — недовольство собой).
_________

  Упражнение 4. Части моего «Я».

Наше «Я» — это наше тело, наши мысли, чувства, ощущения, отно-I шения, наша духовность. Мы существуем в определенном пространст­ве, питаемся определенной пищей. Каждая часть нашего «Я» играет свою роль, но все они взаимодействуют друг с другом, создавая маги­ческий узор этого «Я». Живем ли мы полноценной жизнью? Прислуши­ваемся ли мы к своему организму? Своим ощущениям? Даем ли мы I волю нашим чувствам и интеллекту? Довольны ли мы своими отношения­ми с окружающими?

Подумав над этими вопросами, прислушав­
шись к каждому «Я», спросите себя о его    /^^-~^Г^^\
самочувствии и нарисуйте условный узор ва-    /    (    \ ^\
шего «Я»:                                                                 /ГЧ ™ША

нарисуйте узор «Я»;                                     / t ^ Sh ^ HlTjX

прислушайтесь к каждому своему «Я»; / V^_^V ~Ч V__l/ \

спросите его о самочувствии, роли и /^ \ I И^Е™" ] /^ ~\
месте в этом условном узоре;                              \ (ческое) V__l/ (СРЕДА)/

окрасьте в желательный для вас цвет; \ v_y^—х /— \^_У/

задумайтесь над своим «Я», чувствами, \ ( отно-VдуховЛ /

. \ I ШЕНИЕ Д НОЕ / /

которые он вызывает;                                                    \х1 J / V У/

6) сохраните узор и сравните с другими    ^-~_ ^ -^
узорами, которые вы нарисуете позже.

А теперь несколько советов, которые вы должны обдумать. Для того чтобы быть здоровым и чувствовать полноту жиз­ни, мы должны:

оказывать внимание своему телу, любить его, заботиться
о нем, развивать его;

развивать свой интеллект, обучаться новому, окружая
себя тем, что стимулирует мыслительную деятельность: книга­
ми, работой, общением, посещением специальных курсов;

учиться управлять своими чувствами;

развивать наши ощущения, научиться тому, как заботиться
об органах чувств, использовать их как дорогу жизни, соеди­
няющую наш внутренний и внешний мир;

научиться гармонично решать всевозможные проблемы;

изучить наши физические потребности и научиться их удов­
летворять;

создать себе комфортное пространство из звуков, цве­
та, тепла, воздуха, чтобы чувствовать себя в нем уютно;

развивать в себе способность чувствовать биение пульса
жизни, полностью раскрываться и проявлять себя.

2. Прочитайте список, сосредоточьтесь на том, что вы чувствовали, когда читали список. Выберите из двадцати 5—6 самых существенных (не включайте те, которые вызывают вопрос «А /**"  N,^    что подумают люди?»).

/ (~\ С\\.         3. На листе нарисуйте два круга и разместите 5—

/ ^-^ ^—' \ 6 желаний (субличностей).

(/~\ /^Ст\ /~Л \    ^- Нарисуйте символы субличностей и дайте им I \_) \У±) \^) 1 имена, имеющие для вас смысл.

у              '         I     5. Раскрасьте свое «Я».

\ (~~\ Г~\    /      6. Повторяйте это упражнение периодически и

N^"*^ ^~\/  сравнивайте ваши рисунки, представления и чувства.

Упражнение 6. Встреча с «саботажником».

Подумайте о каком-нибудь деле, которое вы хотели бы успешно
сделать. Представьте, что ваш план осуществлен.

Подумайте, что может помешать осуществлению вашего плана.
Вообразите эту картину.

Мысленно нарисуйте образ «саботажника» — силу, которая про­
тиводействует задуманному. Назовите его (депрессия, тревога, страх,
неуверенность, застенчивость и т. п.).

Побудьте в роли «саботажника» и обдуманно помешайте осущест­
влению своего проекта; расскажите, какую выгоду вы извлекли из этого.

С точки зрения «Я» представьте встречу с «саботажником». Про­
ведите с ним переговоры.

Упражнение 7. Оживление приятных воспоминаний.

Вспомните то время жизни, когда вы были счастливы. Выберите
какой-нибудь эпизод этого периода и заново переживите его (вы были
счастливы... были охвачены творчеством... были влюблены... были на
вершине подъема...).

Теперь попробуйте ответить самому себе, каковы самые сущест­
венные особенности этого переживания?

Что мешает вам испытать эти чувства сейчас?

Повторяйте это упражнение, когда вы ощущаете, что вам нужна психологическая поддержка.

Упражнение 8. Передача энергии.

Вообразите перед собой какой-то источник энергии. Он согревает
вас, он дает вам энергию. Постарайтесь ощутить, как энергия воздейст­
вует на переднюю часть вашего тела.

Вдохните ее. Представьте такой же источник энергии за своей
спиной. Почувствуйте, как волны энергии скользят вниз и вверх по ва­
шей спине.

Поместите энергию справа (слева). Ощутите ее воздействие на
левую (правую) половину тела.

Вообразите источник энергии над головой. Почувствуйте, как энер­
гия воздействует на голову.

Источник энергии под ногами. Почувствуйте, как энергией накаля­
ются ступни ваших ног, потом энергия поднимается выше и распределя­
ется по вашему телу.

 6. Представьте, что вы посылаете энергию кому-то из ваших близких. Делайте это упражнение, когда вы ощущаете упадок сил и энергии. Упражнение 9. Маяк.

Представьте маленький скалистый остров вдали от континента. На
вершине острова маяк.

Вообразите себя этим маяком, стоящим на скале.

Ваши стены толстые, прочные, даже сильные ветра, постоянно
дующие на острове, не могут вас покачнуть. Из окон верхнего этажа вы
посылаете мощный пучок света, служащий ориентиром для судов. По­
мните об энергетической системе, которая поддерживает постоянство
вашего света, являющегося символом безопасности.

Теперь постарайтесь ощутить внутренний источник света в себе,
света, который никогда не гаснет.

Это упражнение хорошо помогает, когда вы чувствуете себя безза­щитным и покинутым.

Упражнение 10. Уровень счастья.

Сядьте удобно. Сделайте несколько полных вдохов и выдохов.

Спросите себя, каков ваш уровень счастья сейчас? Как обычно —
100%? Если да — примите мои поздравления.

3. Если нет — скажите, что вам мешает его иметь?
Вы тревожитесь о будущем?

Вас беспокоит что-то в прошлом?

Вы сравниваете себя с кем-то?

Вы чувствуете, что вас кто-то обидел?

Вы хотите кому-то отомстить?

Вы чувствуете, что все бесполезно, безнадежно?

4. Если вы ответили утвердительно на какие-то из вопросов, составь­
те список того, за что вы благодарите судьбу в данный момент (все, что
стоит благодарности). Каков ваш уровень счастья сейчас?

Делайте это упражнение, если хотите повысить в себе ощущение счастья, особенно в те моменты, когда чувствуете себя несчастным человеком.

Представленная серия из десяти упражнений предназначена для развития адекватной самооценки, снятия тревожности, создания ус­тойчиво позитивных психоэмоциональных состояний. Упражнения могут выполняться как самостоятельно, так и в группе. Более по­дробно с системой самопомощи можно познакомиться в работах М.Аргайла «Психология счастья», Р.Бернса «Я-концепция и воспи­тание», Д.Рейнуотер «Как стать собственным психотерапевтом», А.С.-Прутченкова «Тренинг личностного роста» и многих других.

Вторая серия упражнений способствует формированию комму­никативной компетентности учителя, демократического стиля об-Щения на основе развития социальной рефлексии. Система уп­ражнений, направленных на овладение основами профессиональ­но-педагогического общения, включает два цикла:

 I. Упражнения, направленные на овладение элементами педа­
гогической коммуникации, способствующие развитию коммуни­
кативных способностей, приобретению навыков управления об­
щением.

II. Упражнения по овладению всей системой общения в задан­
ной педагогической ситуации.

I ЦИКЛ

Выработка умения действовать органично и последовательно
в публичной обстановке (проигрывание любого этапа, элемента
урока в разном темпе с разными вводными заданиями: опоздав­
ший ученик, невыполненное задание, конфликт с учеником и др.).

Формирование мышечной свободы в процессе педагогичес*
кой деятельности (упражнения на освобождение и зажатие муску­
латуры, задержание и снятие напряжения в процессе покоя, ходь­
бы и выполнения педагогической деятельности).

Достижение эмоционального благополучия учителя в классе
(пробы на выбор оптимального темпа, ритма, позы, движения).

Развитие навыков произвольного внимания, наблюдательнос­
ти, сосредоточенности (выбор и расширение кругов внимания —
малый, средний, большой).

 

Развитие простейших навыков общения (обращение и де­
монстрация внимания к собеседнику, привлечение внимания ок­
ружающих средствами мимики и пантомимики, невербальное вы­
ражение требований, передача эмоциональных состояний).

Овладение техникой интонирования, мимикой и пантоми­
микой: а) сказать с разными интонациями в голосе слова: «Здрав­
ствуй», «Приступим к работе», «До свидания» — громко, тихо;
кратко, растянуто; заикаясь, убедительно, утвердительно; востор­
женно, задумчиво; вызывающе, скорбно; нежно, грубо; ироничес­
ки, шутливо, злобно; тоном ответственного работника; разочаро­
ванно, торжественно, торжествующе и т. п.; б) войти как неопыт­
ный учитель в незнакомый класс; уверенный в себе учитель-мае-

~тер; глубокий старик; артист балета; Гамлет; солдат; в) улыбнуться как победитель; побежденный: подхалим; подчиненный своему на­чальству; начальник своему подчиненному; мать младенцу; г) на­хмуриться, как хмурится ученик, которому незаслуженно поста­вили двойку; учитель, требующий совета ученика; рассерженные учитель, отец (мать), друг и т. п.

7. Преодоление внушаемых характеристик по предъявляемым
фотографиям (выбор и характеристика людей, изображенных на
фотографиях, из которых только один положительный человек,
веселый, ласковый, умный, злой и т. п.).

 

Изучение эмоциональных реакций детей по фотографиям и
эмоциональная идентификация себя с ними.

Словесное педагогическое воздействие (логика, выразитель­
ность, эмоциональность речи, образная передача информации в пе­
дагогическом монологе) и прогнозирование его эффективности.

II ЦИКЛ

Выявление эмоционально-психологического состояния учи­
теля на уроке и способности к саморегуляции (самоанализ уроков
коллег на основе наблюдения, рефлексия собственного состояния
на различных этапах урока на основе самонаблюдения и изучения
видеозаписи).

Выявление и решение педагогической задачи (умение выде­
лять в ходе урока моменты, требующие вмешательства учителя,
оценивать свои действия, соотносить их способы с конкретными
задачами, прогнозировать действия в предполагаемых обстоятель­
ствах и с вводимыми требованиями — доверие, одобрение, совет,
игра, намек, условие, недоверие, осуждение).

Развитие педагогического воображения, интуиции, навыков
импровизации в общении (анализ педагогической ситуации — про­
гнозирование межличностных отношений, разработка педагоги­
ческих инвариантов решения одной и той же задачи).

В обобщенном виде методы самосовершенствования учителя можно представить в таблице, выделив в ней основные проблемы учителей начальных классов и предназначенные для их решения педагогические и психологические методы.

МЕТОДЫ ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕДАГОГА

 

Проблема           Методы самообразо-             Методы учителя       вания, самовоспитания    психокоррекции и педагогической коррекции

i                                2                                    3

Дисбаланс куль-  Самоанализ                 Релаксация! турного и соци-  Самокритика              Эмоциональная ального развития Самоочищение            децентрация

Малодифференци- Самовоспитание         Интроспекция рованный образ  Самообучение                   Идентификация «Я», неадекватная Самообладание            Расширение средств самооценка         Самоограничение        самовыражения

1                                    2                                         3 Личностная тре- Самоконтроль               Расширение педагоги-вожность и сверх- Самостимулирование  ческого репертуара контроль               Педагогический анализ Эмпатическое слуша-деятельности и отно-  ние шений с детьми            Социальная рефлексия Моделирование поведе­ния Эмоциональная  Педагогические этюды  Развитие позитивного холодность, фор- Педагогическая импро- восприятия детей мализм в отноше- визация                       Стимулирование лич-ниях к ребенку   Педагогическое про-  ностного роста в усло-гнозирование              виях тренинга Авторитарность и Педагогический анализ Тренировка коммуника-гиперсоциали-     конкретных ситуаций тивных умений и навы-зированность                                                ков Эмоциональное погру-жение Недостаточная    Психолого-педаго-     Я-высказывание в пе-профессиональная гический консилиум  дагогических ситуациях компетентность в Анализ психолого-     Тренировка рефлексив-отдельных аспек- педагогической инфор- ного поведения тах деятельности мации специального  Самодиагностика лично-назначения                 стно-профессиональных достоинств и ограниче­ний  

Учителю гораздо сложнее разобраться в своих личностных про­блемах и справиться с ними, чем совершенствовать свою подго­товку в той или иной профессиональной области. Однако все, чем мы владеем как профессионалы, реализуется и проецируется на детей через нашу личность. Лишь справившись с личностными проблемами, вы сможете адекватно рефлексировать любую ситуа-"цию, всю свою деятельность и менять ее в нужном направлении.

Поэтому мы не приводим в этой главе конкретных программ повышения профессиональной компетентности учителя началь­ных классов. Практически вся эта книга призвана способствовать решению этой задачи.

  3. САМОМЕНЕДЖМЕНТ УЧИТЕЛЯ,

ИЛИ КАК ЛУЧШЕ ОРГАНИЗОВАТЬ

СВОЮ РАБОТУ

Организаторские способности являются профессионально важ­ными для учителя. Но постоянно организуя других, он прежде всего должен уметь правильно организовывать самого себя.

Самоменеджмент — это использование испытанных мето­дов работы в повседневной практике для того, чтобы опти­мально и со смыслом использовать свое время. Фактор вре­мени является самым мощным стрессором.

Учителю хронически не хватает времени не только на отдых, но и на труд. Зная азы самоменеджмента, вы сможете правильно организовать свою деятельность, избавиться от стресса и научи­тесь находить время на отдых.

А для начала — маленькая анкета.

Самоменеджмент: насколько хорошо вы справляетесь со своей работой?

Самооценка в баллах: 0 — почти никогда; 1 — иногда; 2 — часто; 3 — почти всегда.

1. Я резервирую в начале рабочего дня время для подготовитель­
ной работы, планирования.

Я перепоручаю все, что может быть перепоручено.

Я письменно фиксирую задачи и цели с указанием сроков их
реализации.

4. Каждый официальный документ я стараюсь обрабатывать за
один раз и окончательно.

Каждый день я составляю список предстоящих дел, упорядо­
ченный по приоритетам. Важнейшие вещи я делаю в первую
очередь.

Свой рабочий день я пытаюсь по возможности освободить от
посторонних телефонных разговоров, незапланированных по­
сетителей и неожиданно созываемых совещаний.

Свою дневную загрузку я стараюсь распределить в соответст­
вии с графиком моей работоспособности.

В моем плане времени есть «окна», позволяющие реагировать
на актуальные проблемы.

Я пытаюсь направить свою активность таким образом, чтобы в
первую очередь концентрироваться на немногих «жизненно
важных» проблемах.

 10. Я умею говорить «нет», когда на мое время хотят претендовать другие, а мне необходимо выполнить более важные дела.

Если вы теперь суммируете баллы, набранные вами в результа­те проверки вашего рабочего стиля, то получите следующие ре­зультаты:

■■

0—15 баллов — вы не планируете свое время и находитесь во власти внешних обстоятельств. Некоторых из сво­их целей вы добиваетесь, если составляете спи­сок приоритетов и придерживаетесь его.

16—20 баллов — вы пытаетесь овладеть своим временем, но вы не всегда достаточно последовательны, чтобы иметь успех.

21—25 баллов — у вас хороший самоменеджмент.

26—30 баллов — вы можете служить образцом каждому, кто хочет научиться рационально расходовать свое время. Позвольте окружающим вас людям (в том числе и автору настоящей книги) приобщиться к ва­шему опыту.

Итак, судя по результатам, большинству из нас следует продол­жить работу над инвентаризацией своего времени. С помощью не­сложной формулы попробуем определить капитал своего рабочего (К,), свободного (К2, К3) и весь капитал личного времени (К) по несложным формулам:

К, = А1760, fC, = A-660,

К3=А- 1740, где А = пенсионный возраст минус ваш настоя­щий возраст (например: 55 — 35 = 20, А = 20).

К=К123(часов).

Оговоримся сразу, что К — это весь ваш капитал времени, а время необратимо. Поэтому находите время для работы (успех), размышлений (сила), игры (молодость), чтения (знания), дружбы (счастье), мечты (путь в неведомое), веселья (радость души).

Прежде всего надо попробовать устранить основные поглоти­тели времени. Эту процедуру легко провести в течение одного дня путем жесткой регистрации времени. Лучше это делать по заранее заготовленной схеме:

 А. АНАЛИЗ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАСХОДОВ ВРЕМЕНИ

А          Б             В                 Г Вид Время t Проду- Необхо- Были ли Было ли Был ли № деятель- (от — ман- димая оправ- целесооб- опреде-ности  до)   ность работа даны разно вы- лен рег-(в мин)              затраты полнение ламент

Б. ЛИСТОК ДНЕВНЫХ ПОМЕХ

 

Помехи, Продолжи- Телефон-        Кто        Пометки № интервал тельность в ный раз-     мешал?    (причины (от — до)     мин      говор или                             помех) посетитель

Обработка формы А

1. Ответы на вопросы:

А — Была ли работа необходимой?                             Да

Нет
Б — Были ли оправданы затраты времени?                 Да

Нет
В — Было ли целесообразным выполнение работы?  Да

Нет Г — Был ли сознательно определен временной интервал? Да

Нет

Определение общей продолжительности работы: ХПД.

Определение продолжительности непродуктивной работы:

н£АБВГнет ОД

4. Определение эффективности работы:

 а) £А нет.100%, если больше чем на У вас проблема с деле-

^ПД 10%, деятельность                   гированием (перепо­
была необязатель- рулением) и установ-
ной                  —- лением приоритетов

б) £Б нет.100%, если больше чем на Вам необходим ана-

2ВД              10% случаев, расход лиз поглотителей вре-

времени велик --—  мени, самодисциплина

в) ?В нет.100%, если больше чем в Вам нужно планиро-

£ОД              Ю% случаев, исполь- вать организацию ра-

зование было неце- боты лесообразным —*-

г) £Г нет.100%, если больше чем в Вам нужно планиро-

£ПД               10%, момент испол- вать рабочее время

нения возник спон­
танно              —-

Обработка формы Б

Какие помехи были «дорогостоящими»?

Какие звонки были бесполезными?

Какие посещения не нужны?

Какие телефонные разговоры могли быть короче? эффек­
тивнее?

Какие посещения должны быть короче и эффективнее?

Кто больше отвлекал вас от дел?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.168.28 (0.144 с.)