Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Часть I . Самооценка профессиональных качеств педагога (спк)
Инструкция. Прочтите приведенные утверждения, уясните и оцените, в какой степени каждое из них соответствует вашей профессиональной деятельности, по следующей шкале: всегда проявляется, очень часто, часто, не часто, иногда, редко, никогда не проявляется. На бланке поставьте точку или крестик на пересечении вертикальной линии номера утверждения и горизонтальной линии оценки. Затем соедините прямыми линиями все сделанные вами отметки. Сравните ваши показатели со среднестатистическими, приведенными ниже, и идеальной оценкой, которая равна 7 баллам по каждой шкале. Количество баллов определяется следующим образом: всегда — 7, очень часто — 6, часто — 5, не часто — 4, иногда — 3, редко — 2, никогда — 1. Веду занятия с увлечением, забывая о прошедших или буду В работе опираюсь главным образом на собственное мнение и Знаю и чувствую, что мне надо сделать для улучшения своей Во время занятий сразу воспринимаю ситуацию и стараюсь Стараюсь четко продумывать свои действия и как эти дейст Веду занятия строго по намеченному плану, отклоняясь от него Считаю все свои действия профессионально оправданными. Знаю себя и стремлюсь к самостоятельной работе. Знаю и учитываю в работе физиологические и психологичес
Стараюсь на занятиях и в общении обязательно сочетать игру На занятиях и в общении могу сдержать проявление своих С любым ребенком могу сразу наладить хорошие взаимоотно Специально стремлюсь узнать что-то новое для своей работы. Для занятий хочется самостоятельно разработать и попробо
Средние данные первой части опросника, полученные на выборке педагогов в 300 человек: ординарность — увлеченность 5,88
зависимость — самостоятельность 5,83 самоуверенность — самокритичность 5,95 профессиональная ригидность —
экстрапунктивность — рефлективность 6,20 импровизация — стереотипность 4,55 профессиональная неуверенность — заниженная самооценка — высокая самооценка 6,15 упрощенное понимание детей — глубокое понимание детей 5,98 10) односторонний подход — целостный подход к детям 6,18 самообладание — невыдержанность 2,80 недостаточная коммуникативность, контактность 5,78 удовлетворенность знаниями — познавательные потребности 6, 43 14) стандартный подход — творческая направленность 5,98 ЧАСТЬ II. СТИЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ Инструкция. Внимательно прочтите вопрос, проанализируйте свои мнения, предпочтения, выберите наиболее подходящий вариант ответа. На бланке (с. 176) под номером вопроса поставьте крестик в клеточке выбранного вами варианта ответа. 1. Считаете ли вы, что ребенок должен: а) делиться с вами всеми своими мыслями, чувствами и т. д.; б) говорить вам только то, что он сам захочет; в) оставлять свои мысли и переживания при себе. 2. Если ребенок взял у другого ребенка в его отсутствие без разре а) доверительно с ним поговорите и предоставите самому при б) предоставите самим детям разбираться в своих проблемах; в) известите об этом всех детей и заставите вернуть взятое с 3. Подвижный, суетливый, иногда недисциплинированный ребе а) похвалите его и всем детям покажете его работу; б) проявите заинтересованность, выясните, почему так хорошо в) скажете ему: «Вот всегда бы так занимался».
4. Ребенок, входя в комнату, не поздоровался с вами. Как вы по а) заставите его громко при всех поздороваться с вами; б) не обратите на это внимания; в) сразу же начнете общаться с ребенком, не упоминая о его 5. Дети спокойно занимаются. У вас есть свободная минута. Что а) спокойно, не вмешиваясь, понаблюдаете, как они работают б) кому-то поможете, подскажете, сделаете замечание; в) займетесь своими делами (записи, проверка тетрадей и т. д.). 6. Какая точка зрения вам кажется более правильной: а) чувства, переживания ребенка еще поверхностны, быстро б) эмоции ребенка, его переживания — это важные факторы, с в) чувства ребенка удивительны, переживания его значимы и к 7. Ваша исходная позиция в работе с детьми: а) ребенок слаб, неразумен, неопытен, и только взрослый мо б) у ребенка много возможностей для саморазвития, а сотруд в) ребенок развивается почти неуправляемо под влиянием на 8. Как вы относитесь к активности самого ребенка: а) положительно — без нее невозможно полноценное развитие; б) отрицательно — оно часто мешает целенаправленно и пла в) положительно, но только тогда, когда согласована с педагогом. 9. Ребенок не захотел выполнять задание под предлогом, что он а) сказали бы: «Ну и не надо»; б) заставили бы выполнить работу; в) предложили бы другое задание. 10. Какая позиция, по-вашему, более правильная: а) ребенок должен быть благодарен взрослым за заботу о нем; б) если он не осознает заботу о нем, не ценит ее, то это его в) педагог должен быть благодарен детям за их доверие и лю
Средние данные, полученные по группе педагогов начальной школы (выборка 300 человек) восприятие отношения ребенка к учителю 2,71 выбор профессионального воздействия 2,14 реакция на удачное, успешное действие ребенка 2,07 реакция на ошибку 2,57 включенность в деятельность детей 2,36 отношение к чувствам детей 2,57 отношение к сотрудничеству с детьми 2,79 восприятие активности детей 2,5 учет потребностей детей 3 10) отношение к детям в целом 2,14 КЛЮЧ ДЛЯ ОБРАБОТКИ ОТВЕТОВ
Ответ, отмеченный в соответствующей клетке, оценивается указанной в ней суммой баллов. Общая сумма, характеризующая стиль педагога, равна арифметической сумме всех полученных баллов.
25—30 баллов — предпочтение демократического стиля; 20—24 балла — склонность к авторитарному стилю; 10—19 баллов — выраженность либерального стиля общения. Выявленный собственный уровень развития профессионально-личностных качеств и стиль педагогического общения учитель может сравнить со средними значениями указанных параметров, а также с высокой нормой. В дальнейшем знание о себе должно послужить основой для работы педагога по самосовершенствованию*. 2. МЕТОДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕДАГОГА Наши исследования выявили наиболее типичные для учителей начальных классов личностно-профессиональные проблемы: личностная тревожность, нестабильность, нарушения Я-концепции, неадекватная самооценка и уровень притязаний, склонность к авторитарному стилю общения, гиперсоциализированность и др. Решение этих проблем педагогам надо начинать с изменения отношения к себе, внимательного отношения к своим личностным потребностям, развития позитивного мышления. Для начала я бы посоветовала в своем графике работы в школе и дома выделить специальное время, когда вы можете отвлечься от всех проблем, подумать только о себе и выполнить несколько упражнений. Упражнение 1. Гуманистическое представление о человеке. Подумайте о том, что все люди разные, но каждый человек прекрасен, потому что он уникален; не следует смешивать человека и его поведение; у каждого имеется способность к росту и изменению. Упражнение 2. Утверждение самоценности. В состоянии покоя и расслабления попытайтесь дать несколько ответов на вопрос «Кто я?». Затем в монологе для себя и других расскажите о своей уникальности. Начните со слов: «Я — это я. Все, чего я достиг сегодня, принадлежит мне: все мои печали и радости, победы и поражения...» Говорите далее все, что придет вам в голову для декларации вашей самоценности. Постарайтесь закончить монолог словами: «Я — это я. Я хочу быть только собой». После монолога проанализируйте, что вы почувствовали, как изменилось ваше самоощущение. Упражнение 3. Контраргументы. Попробуйте немного разобраться в себе, своих достоинствах и огра
Упражнение 4. Части моего «Я». Наше «Я» — это наше тело, наши мысли, чувства, ощущения, отно-I шения, наша духовность. Мы существуем в определенном пространстве, питаемся определенной пищей. Каждая часть нашего «Я» играет свою роль, но все они взаимодействуют друг с другом, создавая магический узор этого «Я». Живем ли мы полноценной жизнью? Прислушиваемся ли мы к своему организму? Своим ощущениям? Даем ли мы I волю нашим чувствам и интеллекту? Довольны ли мы своими отношениями с окружающими? Подумав над этими вопросами, прислушав нарисуйте узор «Я»; / t ^ Sh ^ HlTjX прислушайтесь к каждому своему «Я»; / V^_^V ~Ч V__l/ \ спросите его о самочувствии, роли и /^ \ I И^Е™" ] /^ ~\ окрасьте в желательный для вас цвет; \ v_y^—х /— \^_У/ задумайтесь над своим «Я», чувствами, \ ( отно-VдуховЛ / . \ I ШЕНИЕ Д НОЕ / / которые он вызывает; \х1 J / V У/ 6) сохраните узор и сравните с другими ^-~_ _ ^ -^ А теперь несколько советов, которые вы должны обдумать. Для того чтобы быть здоровым и чувствовать полноту жизни, мы должны: оказывать внимание своему телу, любить его, заботиться развивать свой интеллект, обучаться новому, окружая учиться управлять своими чувствами; развивать наши ощущения, научиться тому, как заботиться научиться гармонично решать всевозможные проблемы; изучить наши физические потребности и научиться их удов создать себе комфортное пространство из звуков, цве развивать в себе способность чувствовать биение пульса 2. Прочитайте список, сосредоточьтесь на том, что вы чувствовали, когда читали список. Выберите из двадцати 5—6 самых существенных (не включайте те, которые вызывают вопрос «А /**" N,^ что подумают люди?»). / (~\ С\\. 3. На листе нарисуйте два круга и разместите 5— / ^-^ ^—' \ 6 желаний (субличностей). (/~\ /^Ст\ /~Л \ ^- Нарисуйте символы субличностей и дайте им I \_) \У±) \^) 1 имена, имеющие для вас смысл.
у ' I 5. Раскрасьте свое «Я». \ (~~\ Г~\ / 6. Повторяйте это упражнение периодически и N^"*^ ^~\/ сравнивайте ваши рисунки, представления и чувства. Упражнение 6. Встреча с «саботажником». Подумайте о каком-нибудь деле, которое вы хотели бы успешно Подумайте, что может помешать осуществлению вашего плана. Мысленно нарисуйте образ «саботажника» — силу, которая про Побудьте в роли «саботажника» и обдуманно помешайте осущест С точки зрения «Я» представьте встречу с «саботажником». Про Упражнение 7. Оживление приятных воспоминаний. Вспомните то время жизни, когда вы были счастливы. Выберите Теперь попробуйте ответить самому себе, каковы самые сущест Что мешает вам испытать эти чувства сейчас? Повторяйте это упражнение, когда вы ощущаете, что вам нужна психологическая поддержка. Упражнение 8. Передача энергии. Вообразите перед собой какой-то источник энергии. Он согревает Вдохните ее. Представьте такой же источник энергии за своей Поместите энергию справа (слева). Ощутите ее воздействие на Вообразите источник энергии над головой. Почувствуйте, как энер Источник энергии под ногами. Почувствуйте, как энергией накаля 6. Представьте, что вы посылаете энергию кому-то из ваших близких. Делайте это упражнение, когда вы ощущаете упадок сил и энергии. Упражнение 9. Маяк. Представьте маленький скалистый остров вдали от континента. На Вообразите себя этим маяком, стоящим на скале. Ваши стены толстые, прочные, даже сильные ветра, постоянно Теперь постарайтесь ощутить внутренний источник света в себе, Это упражнение хорошо помогает, когда вы чувствуете себя беззащитным и покинутым. Упражнение 10. Уровень счастья. Сядьте удобно. Сделайте несколько полных вдохов и выдохов. Спросите себя, каков ваш уровень счастья сейчас? Как обычно — 3. Если нет — скажите, что вам мешает его иметь? Вас беспокоит что-то в прошлом? Вы сравниваете себя с кем-то? Вы чувствуете, что вас кто-то обидел? Вы хотите кому-то отомстить? Вы чувствуете, что все бесполезно, безнадежно? 4. Если вы ответили утвердительно на какие-то из вопросов, составь Делайте это упражнение, если хотите повысить в себе ощущение счастья, особенно в те моменты, когда чувствуете себя несчастным человеком. Представленная серия из десяти упражнений предназначена для развития адекватной самооценки, снятия тревожности, создания устойчиво позитивных психоэмоциональных состояний. Упражнения могут выполняться как самостоятельно, так и в группе. Более подробно с системой самопомощи можно познакомиться в работах М.Аргайла «Психология счастья», Р.Бернса «Я-концепция и воспитание», Д.Рейнуотер «Как стать собственным психотерапевтом», А.С.-Прутченкова «Тренинг личностного роста» и многих других. Вторая серия упражнений способствует формированию коммуникативной компетентности учителя, демократического стиля об-Щения на основе развития социальной рефлексии. Система упражнений, направленных на овладение основами профессионально-педагогического общения, включает два цикла: I. Упражнения, направленные на овладение элементами педа II. Упражнения по овладению всей системой общения в задан I ЦИКЛ Выработка умения действовать органично и последовательно Формирование мышечной свободы в процессе педагогичес* Достижение эмоционального благополучия учителя в классе Развитие навыков произвольного внимания, наблюдательнос
Развитие простейших навыков общения (обращение и де Овладение техникой интонирования, мимикой и пантоми ~тер; глубокий старик; артист балета; Гамлет; солдат; в) улыбнуться как победитель; побежденный: подхалим; подчиненный своему начальству; начальник своему подчиненному; мать младенцу; г) нахмуриться, как хмурится ученик, которому незаслуженно поставили двойку; учитель, требующий совета ученика; рассерженные учитель, отец (мать), друг и т. п. 7. Преодоление внушаемых характеристик по предъявляемым
Изучение эмоциональных реакций детей по фотографиям и Словесное педагогическое воздействие (логика, выразитель II ЦИКЛ Выявление эмоционально-психологического состояния учи Выявление и решение педагогической задачи (умение выде Развитие педагогического воображения, интуиции, навыков В обобщенном виде методы самосовершенствования учителя можно представить в таблице, выделив в ней основные проблемы учителей начальных классов и предназначенные для их решения педагогические и психологические методы. МЕТОДЫ ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕДАГОГА
Учителю гораздо сложнее разобраться в своих личностных проблемах и справиться с ними, чем совершенствовать свою подготовку в той или иной профессиональной области. Однако все, чем мы владеем как профессионалы, реализуется и проецируется на детей через нашу личность. Лишь справившись с личностными проблемами, вы сможете адекватно рефлексировать любую ситуа-"цию, всю свою деятельность и менять ее в нужном направлении. Поэтому мы не приводим в этой главе конкретных программ повышения профессиональной компетентности учителя начальных классов. Практически вся эта книга призвана способствовать решению этой задачи. 3. САМОМЕНЕДЖМЕНТ УЧИТЕЛЯ, ИЛИ КАК ЛУЧШЕ ОРГАНИЗОВАТЬ СВОЮ РАБОТУ Организаторские способности являются профессионально важными для учителя. Но постоянно организуя других, он прежде всего должен уметь правильно организовывать самого себя. Самоменеджмент — это использование испытанных методов работы в повседневной практике для того, чтобы оптимально и со смыслом использовать свое время. Фактор времени является самым мощным стрессором. Учителю хронически не хватает времени не только на отдых, но и на труд. Зная азы самоменеджмента, вы сможете правильно организовать свою деятельность, избавиться от стресса и научитесь находить время на отдых. А для начала — маленькая анкета. Самоменеджмент: насколько хорошо вы справляетесь со своей работой? Самооценка в баллах: 0 — почти никогда; 1 — иногда; 2 — часто; 3 — почти всегда. 1. Я резервирую в начале рабочего дня время для подготовитель Я перепоручаю все, что может быть перепоручено. Я письменно фиксирую задачи и цели с указанием сроков их 4. Каждый официальный документ я стараюсь обрабатывать за Каждый день я составляю список предстоящих дел, упорядо Свой рабочий день я пытаюсь по возможности освободить от Свою дневную загрузку я стараюсь распределить в соответст В моем плане времени есть «окна», позволяющие реагировать Я пытаюсь направить свою активность таким образом, чтобы в 10. Я умею говорить «нет», когда на мое время хотят претендовать другие, а мне необходимо выполнить более важные дела. Если вы теперь суммируете баллы, набранные вами в результате проверки вашего рабочего стиля, то получите следующие результаты: ■■ 0—15 баллов — вы не планируете свое время и находитесь во власти внешних обстоятельств. Некоторых из своих целей вы добиваетесь, если составляете список приоритетов и придерживаетесь его. 16—20 баллов — вы пытаетесь овладеть своим временем, но вы не всегда достаточно последовательны, чтобы иметь успех. 21—25 баллов — у вас хороший самоменеджмент. 26—30 баллов — вы можете служить образцом каждому, кто хочет научиться рационально расходовать свое время. Позвольте окружающим вас людям (в том числе и автору настоящей книги) приобщиться к вашему опыту. Итак, судя по результатам, большинству из нас следует продолжить работу над инвентаризацией своего времени. С помощью несложной формулы попробуем определить капитал своего рабочего (К,), свободного (К2, К3) и весь капитал личного времени (К) по несложным формулам: К, = А1760, fC, = A-660, К3=А- 1740, где А = пенсионный возраст минус ваш настоящий возраст (например: 55 — 35 = 20, А = 20). К=К1+К2+К3(часов). Оговоримся сразу, что К — это весь ваш капитал времени, а время необратимо. Поэтому находите время для работы (успех), размышлений (сила), игры (молодость), чтения (знания), дружбы (счастье), мечты (путь в неведомое), веселья (радость души). Прежде всего надо попробовать устранить основные поглотители времени. Эту процедуру легко провести в течение одного дня путем жесткой регистрации времени. Лучше это делать по заранее заготовленной схеме: А. АНАЛИЗ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАСХОДОВ ВРЕМЕНИ
Б. ЛИСТОК ДНЕВНЫХ ПОМЕХ
Обработка формы А 1. Ответы на вопросы: А — Была ли работа необходимой? Да Нет Нет Нет Г — Был ли сознательно определен временной интервал? Да Нет Определение общей продолжительности работы: ХПД. Определение продолжительности непродуктивной работы: н£ 4. Определение эффективности работы: а) £ ^ПД 10%, деятельность гированием (перепо б) 2ВД 10% случаев, расход лиз поглотителей вре- времени велик --— мени, самодисциплина в) £ОД Ю% случаев, исполь- вать организацию ра- зование было неце- боты лесообразным —*- г) £ПД 10%, момент испол- вать рабочее время нения возник спон Обработка формы Б Какие помехи были «дорогостоящими»? Какие звонки были бесполезными? Какие посещения не нужны? Какие телефонные разговоры могли быть короче? эффек Какие посещения должны быть короче и эффективнее? Кто больше отвлекал вас от дел?
|
||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.168.28 (0.144 с.) |