Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
На материале уроков математики
После изучения особенностей решения задач, где прослежи Сначала объяснить детям, как решаются задачи «на движе Туристы шли со скоростью 5 км/ч. Какое расстояние они пройдут за 3 ч? Ручка стоит 3000 руб. Сколько стоят 6 таких ручек? С какой скоростью бежал лыжник, если известно, что, проходя в каждый час одинаковое расстояние, он за 4 ч пробежал 72 км? За 5 кг картофеля заплатили 5000 руб. Какова цена 1 кг? Катер прошел расстояние % км со скоростью 24 км/ч. За сколько часов он преодолел это расстояние? 1 кг сахара стоит 4000 руб. Сколько килограммов сахара можно (супить на 2000 руб.? После изучения задач «на движение» предложить детям при Материал: запись следующих примеров 5 + 3 = 8 21 + 13 = 34 400 + 500 = 900 3 + 5 = 8 13 + 21 = 500 + 400 = Инструкция: «Посмотри на эти примеры и скажи, как ты думаешь, какой ответ будет в четвертом (шестом) примерах? Почему ты так решил? Когда мы используем переместительное свойство сложения?» 5. Материал равенства 5 км = м 3 кг = г 1ч 10 мин = мин 4мЗдм= см 6т9ц= кг 9сут= ч 8 м 2 дм = мм 8000 г = кг 180 с = ч Инструкция: «Заполни пропуски так, чтобы равенства были верными». На материале уроков русского языка 1. Материал: предложение в виде: На лугу паслись лошади. — На лугу паслась лошадь. В берлоге спят медведи. —... На дорогу вышли лоси. —... Инструкция: «Измени второе и третье предложения так же, как первое, и запиши их». Для формирования интеллектуального компонента на уровне прогнозирования целесообразно варьировать условия, например знакомые и незнакомые темы сочинений, задач. Кроме того, здесь следует варьировать полноту и достаточность содержащейся в задании информации, возможности для выявления установления причинно-следственных связей, степень перспективности прогнозирования. В этом случае предлагались такие задания.
На материале уроков математики 1. Материал: задачи разной степени сложности. 2. Материал: пример, уравнение. На материале уроков трудового обучения 1. Материал: поделки, выполненные детьми младшего возраста, Инструкция: предлагается ответить на вопросы: — Как ты думаешь, ты сможешь сделать такую же поделку? — Почему ты так думаешь? Для исследования интеллектуального компонента на уровне прогнозирования используются и варианты задания такого вида: 2. Материал: напечатанный незаконченный рассказ: «У Лены есть младший брат. Он начал делать домашнее задание по математике, но у него не получалась задача. Он очень старался, но так и не смог ее решить. Тогда он пошел к сестре. Лена...» Инструкция: «Прочитай внимательно этот отрывок и скажи: — Что сделает Лена? — Почему ты так решил? А если бы..? (варианты вопросов в Эмоциональный компонент Для формирования данного компонента можно использовать аналогичные задания (см. выше), изменяя: — степень занимательности; — степень привлекательности, красочности; — форму и содержание заданий (игровая форма, строго учебное Можно также вводить в эти задания различные мотивы их выполнения (учитывая при этом возрастные особенности) — личные, познавательные и общественно значимые (работа на оценку, задание как контрольная работа, «кто лучше», «кто быстрее», «приз», «узнаешь для себя полезное», «пригодится на другом уроке» и т. д.)- Волевой компонент Для выявления особенностей развития волевого компонента в аналогичных заданиях рассматриваются следующие переменные: — объем выполнения заданий;
— степень их сложности; — время выполнения; — наличие (отсутствие) дополнительных трудностей; — мера и форма помощи со стороны экспериментатора. ЗАДАНИЯ II ТИПА (ФОРМИРОВАНИЕ ВСЕХ ТРЕХ СВОЙСТВ) 1. После того как написано изложение (сочинение) на задан
А хотел бы ты к своему изложению (сочинению) нарисовать — Почему именно эту? Нарисуй. 2. После того как ученик написал контрольную работу (выпол — Как ты думаешь, какую оценку тебе поставят? Почему? Спросить: «Как ты думаешь, почему нельзя не слушать на Спросить: «Если бы ты был командиром команды и тебя бы Постепенное усложнение и увеличение количества упражнений будет способствовать развитию таких психических новообразований, как произвольность, внутренний план действий, абстрактно-логическое мышление, и формированию основных способов учебных действий: кодирования, переноса, прогнозирования. Наконец, в качестве примера мы предлагаем программу развития внимания у младших школьников как одного из ведущих познавательных психических процессов, от уровня развития которого во многом зависит успешность обучения. В представленной программе, с одной стороны, развиваются различные свойства внимания (избирательность, переключаемость, концентрация, объем, устойчивость), с другой — уровень его производительности. По аналогии можно разрабатывать специальные программы и для развития других, либо всего комплекса познавательных процессов, либо использовать известные упражнения в самом учебном процессе. ПРОГРАММА ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ ПОМОЩИ ПРИ НЕДОСТАТКАХ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ I часть — диагностике-мотивирующая (5—6 занятий). II часть — формирующая (20 занятий). III часть -г- поддерживающая (10 занятий). Первые две части проводятся психологом (подготовленным педагогом); третья, поддерживающая часть проводится родителями. Возможен вариант проведения всех трех частей психологом или педагогом. Программа коррекционной работы с социально и педагогически запущенными детьми, имеющими недостатки развития внимания, должна состоять из двух блоков (направлений): Развитие основных свойств внимания. Развитие произвольности за счет развития и укрепления во ДИАГНОСТИК© МОТИВИРУЮЩАЯ ЧАСТЬ Задачи: Определить уровень развития внимания. Сформировать исхрдный уровень мотивации у школьника на Занятия проводятся в индивидуальной форме. Длительность 20— 30 мин. Занятие 1 Цель: определить уровень развития таких свойств внимания, как сосредоточенность, устойчивость, объем, распределение; выявить индивидуальный темп работы, наличие самоконтроля. Задания: Упражнения на мышечную релаксацию. «Сделай так же». «Сосчитай». Итоги занятия (настроение в цвете). Занятие 2 Цель: определить уровень развития переключения внимания и объема; способствовать развитию наблюдательности. Задания: 1. Упражнения на мышечную релаксацию.
Отыскивание чисел. «Скажи, что не нарисовано». Итоги занятия (настроение в цвете). Занятие 3 Цель: определить уровень развития основных свойств внимания; способствовать развитию наблюдательности. Задания: Упражнения на мышечную релаксацию. «Чем отличаются». «Корректурные пробы». Итоги занятия (настроение в цвете). Занятие 4 Цель: определить уровень развития способности контролировать свои действия. Задания: Упражнения на мышечную релаксацию. «Исправь ошибки». Итоги занятия (настроение в цвете). Занятие 5 Цель: определить уровень развития свойств внимания; определить степень волевых усилий; определить наличие саморегуляции и самоконтроля. Задания: Упражнения на мышечную релаксацию. «Лабиринт». «Найди одинаковые». Итоги занятия. Если в результате этих игр-заданий у педагога (психолога) не сложилось представления о степени развития какого-либо свойства внимания, целесообразно провести еще одно занятие, где дать на диагностику этого свойства внимания классическую методику. После проведения индивидуальных занятий первой части осуществляется переход к формирующей части. ■ ФОРМИРУЮЩАЯ ЧАСТЬ На данном этапе занятия проводятся в групповой и при необходимости в индивидуальной форме. Длительность 60—90 мин. Задачи: Коррекция основных свойств внимания. Развитие произвольности внимания. В играх-заданиях обе задачи тесно переплетаются. Продолжительность формирующей части может быть длительной. Если в результате 20 групповых занятий у большинства детей наблюдается более устойчивое внимание, расширяется его объем, концентрация становится более интенсивной, то индивидуальные занятия целесообразно продолжить только с теми детьми, у которых успехи менее заметны. Обычно это гиперактивные дети. Приведем примеры групповых занятий. Групповые занятия Занятие 1 Цель: развитие наблюдательности и произвольности у младших школьников. Задания: Упражнения на мышечную релаксацию (можно с элементами «Заметить все». «Запоминай порядок». «Хамелеон». Этюд «Факир». Итоги занятия (настроение в цвете). Занятие 2 Цель: развитие произвольности, наблюдательности и основных свойств внимания. Задания: Упражнения на мышечную релаксацию (с элементами изоте «Сосед, подними руку». «Ищи безостановочно». «Соедини части — узнаешь целое».
Элементы аутогенной тренировки. Итоги занятия (настроение в цвете). После проведения аналогичных 5—6 занятий целесообразно в последующие включать парные игры. Занятие 3 Цель: развитие концентрации внимания. Задания: «Насос и мяч». Упражнение на концентрацию внимания. «Зеркало». «На берегу моря». Итоги занятия. Занятие 4 Цель: развитие устойчивости внимания; развитие внимания к звукам. Задания: «Шалтай-Болтай». Путешествие во «Дворец внимания». «Слушай и исполняй». Элементы музотерапии. Итоги занятия. Далее занятия проводятся по аналогичной схеме. Главной целью является развитие какого-либо свойства внимания. Особо следует контролировать, чтобы дети наигрались в каждую новую игру. Информацию об этом дает эмоциональный фон группы в цвете, который заполняется после занятия каждым ребенком. После 14—15 занятий целесообразно вводить элементы формирования контроля за своими действиями, усиливая волевое начало. Поддерживающая часть коррекционной работы проводится дома самостоятельно или под руководством заинтересованных родителей. Образцы таких занятий педагог (психолог) дает на индивидуальной консультации. Психологической особенностью некоторых запущенных детей является их гиперактивность. С такими детьми необходим дополнительный индивидуальный курс (5—10 занятий) формирующей части. Таким образом, работая над отдельными недостатками в развитии социально и педагогически запущенного младшего школьника как субъекта самосознания, общения и учебной деятельности или используя комплексную программу, объединяющую различные формы помощи, можно помочь ребенку в преодолении трудностей. В этой работе необходимо объединить свои усилия с практическим психологом, социальным педагогом и родителями запущенного ребенка. Задачи; Коррекция основных свойств внимания. Развитие произвольности внимания. В играх-заданиях обе задачи тесно переплетаются. Продолжительность формирующей части может быть длительной. Если в результате 20 групповых занятий у большинства детей наблюдается более устойчивое внимание, расширяется его объем, концентрация становится более интенсивной, то индивидуальные занятия целесообразно продолжить только с теми детьми, у которых успехи менее заметны. Обычно это гиперактивные дети. Приведем примеры групповых занятий. Групповые занятия Занятие 1 Цель: развитие наблюдательности и произвольности у младших школьников. Задания: Упражнения на мышечную релаксацию (можно с элементами «Заметить все». «Запоминай порядок». «Хамелеон*. Этюд «Факир». Итоги занятия (настроение в цвете). Занятие 2 Цель: развитие произвольности, наблюдательности и основных свойств внимания. Задания: Упражнения на мышечную релаксацию (с элементами изоте «Сосед, подними руку». «Ищи безостановочно». «Соедини части — узнаешь целое». Элементы аутогенной тренировки. Итоги занятия (настроение в цвете).
После проведения аналогичных 5—6 занятий целесообразно в последующие включать парные игры. Занятие 3 Цель: развитие концентрации внимания. Задания: «Насос и мяч». Упражнение на концентрацию внимания. «Зеркало». «На берегу моря». Итоги занятия. Занятие 4 Цель: развитие устойчивости внимания; развитие внимания к звукам. Задания: «Шалтай-Болтай». Путешествие во «Дворец внимания». «Слушай и исполняй». Элементы музотерапии. Итоги занятия. Далее занятия проводятся по аналогичной схеме. Главной целью является развитие какого-либо свойства внимания. Особо следует контролировать, чтобы дети наигрались в каждую новую игру. Информацию об этом дает эмоциональный фон группы в цвете, который заполняется после занятия каждым ребенком. После 14—15 занятий целесообразно вводить элементы формирования контроля за своими действиями, усиливая волевое начало. Поддерживающая часть коррекционной работы проводится дома самостоятельно или под руководством заинтересованных родителей. Образцы таких занятий педагог (психолог) дает на индивидуальной консультации. Психологической особенностью некоторых запущенных детей является их гиперактивность. С такими детьми необходим дополнительный индивидуальный курс (5—10 занятий) формирующей части. Таким образом, работая над отдельными недостатками в развитии социально и педагогически запущенного младшего школьника как субъекта самосознания, общения и учебной деятельности или используя комплексную программу, объединяющую различные формы помощи, можно помочь ребенку в преодолении трудностей. В этой работе необходимо объединить свои усилия с практическим психологом, социальным педагогом и родителями запущенного ребенка.
Глава IV УЧИТЕЛЬ КАК ПРАКТИЧЕСКИЙ ПСИХОЛОГ
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.119.241 (0.091 с.) |