Перечень коррекционно-развивающих игр, этюдов и упражнений, описанных в книге 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перечень коррекционно-развивающих игр, этюдов и упражнений, описанных в книге



Акробаты на батуте             37. Мальчик (девочка)-наоборот

Ассоциации                          38. Необитаемый остров

Баба Яга                                39. Обтирание

Белые медведи                     40. Очень худой ребенок

Бип                                        41. Поезд

Бой петухов                          42. Передай по кругу

Брызгалки                             43. Пишущая машинка

Брыкалочка                          44. Поединок в кругу

Ванька-встанька                   45. Полощим руки в воде

 

Воздушные акробаты            46. Помоги козлику

Воздушные шарики               47. Попади в кеглю

Встреча с Бабой Ягой           48. Пролезь через руки

Встреча с другом                  49. Пуговицы

Выдуй шарик из чашки         50. Путаница

В магазине зеркал                  51. Разведчики

Головки-бубенчики               52. Расставь посты

Грозилки                                53. Самолет

Два друга                               54. Семейный портрет

День рождения                       55. Силачи

Дракон кусает свой хвост  56. Скакалка

Дружная семья                       57. Спящий продавец

Жмурки                                  58. Сядь-встань

Жучок                                     59. Так будет справедливо

Заметить все                  .  60. Три характера

Запомни порядок                   61. Турнир

Зеркало                                  62. Узнай по голосу

Змея                                        63. Фанты

Игры гномиков                      64. Фокусник

Изображение предметов       65. Ходьба против ветра

Ищи безостановочно             66. Хоровод

Йог ходит по стеклу              67. Цветок

Карабас Барабас                    68. Чебурашка

Клоун на батуте                    69. Четыре стихии

Крепость                                70. Чунга-Чанга

Кулачки-молоточки              71. Что изменилось

Магазин игрушек                   72. Шляпа старухи Шапокляк

 Приложение 2

ОПИСАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ

ИГР, ЭТЮДОВ И УПРАЖНЕНИЙ,

УПОМИНАЕМЫХ В КНИГЕ

Дворец внимания

Выставка портретов друзей

Горячий стул

Жертва

Изображение животных

Идентификация с именем

Кораблик

Корректурные пробы

Кукушонок

 

Лабиринты

Мини-олимпиада

Деньги на мороженое

Музыкальная мозаика

Найди себе друзей

Насос и мяч

На берегу моря

Ночные страхи

Передай клубочек

Правильное решение

Поводырь и слепец

Самый-самый

Слушай и исполняй

Соедини части, узнаешь целое

Твое имя

Факиры

Хамелеон

Шалтай-Болтай

Я и мой тезка

/. Дворец внимания

Двое на бумаге в клетку вычерчивают по квадрату в 64 клетки каждый. Вдоль контура квадрата по горизонтальной (слева напра­во) и вертикальной (сверху вниз) сторонам у каждой клетки ставят­ся подряд цифры от 1 до 8. Внутри контура 1-й играющий отмечает Дворец внимания (он занимает одну клетку) и проводит ломаную

 линию — «путь» во Дворец внимания. Линия эта может идти по всем направлениям (вверх, вниз, вправо, наискось), но соблюдает­ся одно правило — шаг начинается и кончается в центре клеток. Линия не должна сама собой пересекаться.

1-й играющий показывает начерченный им «путь» 2-му (20—30 с) и прячет свой листок. 2-й по памяти набрасывает «путь» 1-го в своем квадрате. Начало и конец «пути» ему указываются. Для опре­деления расположения клеток раньше говорят цифру по горизонта­ли, а затем по вертикали. 2-й называет подряд клетки, по которым (как он считает) проходит «путь» 1-го, и оба у себя отмечают крес­тиками эти клетки. Если 2-й ошибается, 1-й говорит: «Сбился с пути». Если 2-й, не дойдя до Дворца внимания, сделает 5 непра­вильных шагов, он проиграл. По окончании игры участники меня­ются ролями.

2. Выставка портретов друзей

Педагог предлагает детям выбрать несколько фотографий, раз­ложенных на столе. Ребенок должен объяснить, почему он вы-..брал именно эти фотографии, что он может рассказать о детях, изображенных на них? Какие они? Варианты игры: выбрать са­мых веселых, самых ловких, самых рослых, самых добрых, самых внимательных детей; выбрать фотографии друзей и рассказать, чему хорошему у них можно научиться; нарисовать портреты луч­ших друзей, организовать выставку рисунков и провести «экс­курсию» по выставке, рассказав о выставленных «портретах» и их «художниках».

  3. Горячий стул

Дети вспоминают истории, в которых они вели себя неправиль­но, за которые им сейчас обидно и стыдно, которые они никогда не хотели бы повторять. Все дети садятся в круг, а рассказывающий историю (провинившийся) садится на стул в центре круга.

После рассказа дети предлагают варианты желательного поведе­ния, затем они проигрываются.

4. Жертва

Девочка сидела в классе у раскрытого окна. На столе стояла ваза с цветами. Вдруг подул сильный ветер. Окно захлопнулось, и ваза упала. Девочка испугалась. В класс пришли дети. Прозвенел зво­нок, и вошла учительница. Дети закричали: «Мария Федоровна! А Лена вазу с цветами уронила». «Это не я, это ветер», — хотела было возразить девочка, но ее никто не слушал. Она закрыла лицо рука­ми и заплакала.

Дети изображают девочку, которая испугалась, заплакала, оби­делась.

Затем им предлагается пожалеть девочку без слов, утешить ее словами. Обсуждаются варианты желательного поведения детей.

5. Изображение животных

Представить себе какое-либо животное (хитрая лиса, страшный тигр, сильный медведь, грозный лев, хвастливый петух, трусливый заяц, бедный козлик, глупый волк), а затем изобразить его харак­терные позы и движения.

6. Идентификация с именем в прошлом, настоящем и будущем

Взрослый предлагает ребенку нарисовать себя в прошлом, насто­ящем и будущем и подписать портреты. После этого он называет имя ребенка в 3 вариантах и просит показать, к какой карточке оно больше подходит. Обсуждение, каким был, есть и будет ребенок.

7. Кораблик

Вариант игры

Педагог: «Представьте себе, что мы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги пошире и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной:

 Стало палубу качать, Ногу к палубе прижать! Крепче ногу прижимаешь, А другую расслабляешь».

8. Корректурные пробы

Задание 1. Девочки (с,222)

Предлагаются бланки с изображениями девочек, расположен­ных по 8 в каждом ряду (5—10 рядов). Бланк прилагается. Вариан- ]

ты заданий:

а) подчеркни (сосчитай) девочек с черными бантиками (бе­
лыми);

б) подчеркни (сосчитай) девочек с черными волосами и черны­
ми бантиками;

в)... с белыми волосами и белыми бантиками;

г)... с белыми волосами и черными бантиками;

д)... с черными волосами и белыми бантиками.

Задание 2. Хрюши (с.223)

Предлагаются бланки с изображениями поросят, расположен­ных по 10 в каждом ряду (5—12 рядов). Варианты заданий:

а) подчеркни (сосчитай) веселых (грустных) поросят;

б) подчеркни веселых (грустных) поросят с двумя ушками (од­
ним ушком);

в) подчеркни веселых (грустных) поросят с двумя (одним) ушка­
ми, без челки (с челкой).

Задания усложняйте постепенно: а), б), в).

Задание 3. Буренки (с.224)

Предлагаются бланки с изображениями буренок, расположен­ными по 8 в ряду (5—10 рядов). Варианты заданий:

а) подчеркни (сосчитай) буренок с одним рогом (с двумя);

б) подчеркни (сосчитай) буренок с одним ушком (с двумя);

в)... с одним рогом, одним ушком (и наоборот) и другие

варианты.

Количество учебных задач вводите постепенно.

Задание 4. Человечки (с.225)

Предлагаются бланки с изображениями человечков с разными положениями рук и ног, расположенных по 9 в ряду. Варианты заданий:

 а) закрась (подчеркни, заштрихуй, сосчитай) человечков, кото­
рые стоят на одной ножке;

б) закрась (...) человечков, которые стоят на одной ножке, рас­
ставив руки в стороны;

в) закрась (...) человечков, которые расставили ноги шире плеч
и раскинули руки в стороны;

г)... которые расставили руки и ноги на ширину плеч;

д)... которые опустили руки и поставили близко ноги (друг к

другу)-

Возможны и другие варианты заданий. Головы человечков мож­но штриховать, используя для развития моторики.

_ Задание 5. Кодирование-1

(из теста Векслера, с изменениями)

Предлагается бланк с цифрами от 1 до 10 в произвольном поряд­ке. Всего 5—10 рядов по 10 цифр. Дан образец кодирования цифр определенными значками. Упражнение развивает и зрительно-дви­гательную координацию.

Расставить значки под цифрами, как показано на образце.

Задание 6. Кодирование-2

Предлагаются слова, состоящие только из указанных в образце букв. Ребенок ставит под ними соответствующую цифру и записы­вает рядом слово не по буквам, а по цифрам. Например: сорт — 9854. Упражнение развивает и зрительно-двигательную координа­цию. Бланк (образец) прилагается.

Запиши слово цифрами, как показано на образце.

Задание 7. Снеговики и матрешки

Найди различия (у снеговиков, у матрешек). Можно играть вдвоем или группой, называя различия по очереди. Побеждает тот, кто ука­зал последнее различие.



 



 



 

9. Кукушонок

Кукушка кукушонку Купила капюшон. Кукушкин кукушонок В капюшоне смешон.

Этюд выполняется под музыку. Во время этюда ребенок накло­няет корпус вперед - вниз без всякого напряжения, как бы бросая его, а затем выпрямляя корпус. При этом кукушонок кукует.

10. Лабиринты

На острове в лабиринте спрятан клад. Но чтобы до него добрать­ся, надо пройти лабиринт, не запутавшись в нем. Тем, кто прошел все лабиринты и смог выйти из них, присваивается звание «Иска­тель кладов».

 //. Мини-олимпиада

(метод гарантированного обеспечения

успеха в физических упражнениях)

Дети соревнуются, выполняя различные упражнения. Список упражнений:

сила — подтягивание, отжим, гантели (для мальчиков);

ловкость — игра с мячом, ракеткой, скакалкой, мишенью;

гибкость — «рыбка», «винтик», «лягушка» (для девочек). В конце игры каждый ребенок получает титул «Самый...».

12. Деньги на мороженое

Мама дала девочке денег на мороженое. Девочка вприпрыжку побежала по дороге и не заметила, как деньги выпали у нее из кармана. Вот и киоск, где продают мороженое. Опустила девочка руку в карман, а денег там уже нет. Девочка пошла по дороге назад. «Где же я потеряла денежки?» — думает девочка. А их нашел маль­чик. Он тоже решил на эти деньги купить мороженое. Мальчик поравнялся с девочкой. Девочка спросила: «Ты не видел денежки? Мама дала мне на мороженое, а я их потеряла». «Вот они», — отве­тил мальчик и протянул пропажу. «Ты честный», — сказала девоч­ка. Она купила мороженое и поделилась с мальчиком.

13. Музыкальная мозаика

К игре подбираются различные музыкальные фрагменты. Дети подбирают соответствующие пиктограммы-рожицы с изображени­ем различного настроения.

Варианты игры. Дети выполняют под музыку соответствующие ее характеру пантомические движения и сами изображают настро­ение. Дети слушают музыку и дают ее характеристику: «Какая это музыка?»

14. Найти себе друзей

В классе объявляется праздник, на столах заранее приготовлены рисунки детей, поделки, игровой материал, украшения. Педагог дает возможность всем детям полюбоваться ими и выбрать подарок. Вы­брав подарок, находит ребенка, которому хочет его вручить:

Я принес тебе подарок. Если нравится, возьми, Всем ребятам покажи И со мною попляши.

 Когда у каждого участника будет подарок, дети танцуют все вмес­те. Детям, оставшимся без внимания, подарки вручает педагог (пси­холог).

/5. Насос и мяч

Играют двое. Один — большой надувной мяч, другой надувает этот мяч насосом. «Мяч» стоит, обмякнув всем телом, на полусо­гнутых ногах, руки и шея расслаблены. Корпус отклонен несколь­ко вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом).

«Насос» начинает надувать «мяч», сопровождая движение рук (они качают воздух) звуком «с». С каждой подачей воздуха «мяч» надувается все больше и больше. Услышав первый звук «с», «мяч» вдыхает первую порцию воздуха, после второго — выпрямляется, после третьего — поднимает голову, затем надувает щеки и даже руки отводит от туловища. «Мяч» надут, товарищ выдергивает из «мяча» шланг насоса. Из «мяча» с силой выходит воздух со звуком «ш». Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение. Иг­рающие меняются местами.

16. На берегу моря

Дети играют на берегу моря. Они то останавливаются, нагибаясь за камешками, то бросают их в воду, то входят в воду и брызгаются, зачерпывая воду руками. Подбрасывают и ловят камешки, плещут­ся в воде. Вдоволь наигравшись и накупавшись, они ложатся на теплый песок. Закрывают глаза от яркого солнца и отдыхают.

П. Ночные страхи

Можно проводить, как поочередное рисование страхов и бесед до и после рисунка; как разнообразные этюды на выражение стра­ха: «Утенок боится ночных звуков», «Серая Шейка ночью», «Маль­чик боится»; проигрывание ролей смелых героев в затемненной ком­нате.

18. Передай клубочек

Возможны различные варианты игры. Передача клубочка по кругу и самопредставление того, у кого окажется клубок. Коллективное рассказывание сказок и историй по кругу с клубочком. Компли­менты ребенку, которому попадет клубок. Передача и разматыва­ние клубочка по желанию детей (запутывание). По команде веду­щего какой-то ребенок должен выйти из плена, не порвав нить. В этом ему помогают все остальные дети.

19. Правильное решение

Мальчик вырос большим и стал геологом. Он ушел в экспеди­цию, чтобы найти красивый мрамор. В экспедиции ему приходится преодолевать разные препятствия. Сейчас ему надо пройти по бревну, переброшенному с одного берега на другой, над бурной горной реч­кой. И вдруг ему стало страшно. Он хотел повернуть назад, но оста­новился снова. Геолог решил быть сильнее страха. Он решил смот­реть только вперед. Он смело ступил на бревно и перешел на дру­гой берег. Он доволен, чувствует себя сильным и смелым. Он рад, что принял правильное решение, и гордится собой. (Ребенок мо­жет пройти по воображаемому бревну, начерченному мелом на полу.)

20. Поводырь и слепец

Дети делятся на пары. Одному завязывают глаза. Другой играет роль поводыря. Пара играющих должна, преодолев препятствия, дойти до доски, на которой изображено лицо без носа, и закончить рисунок. Рисует «слепец». Задача поводыря — помочь своему парт­неру, давая ему минимальные словесные подсказки. Затем партне­ры меняются ролями.

21. Самый-самый (метод подтверждения уникальности ребенка)

Проводится конкурс на самого веселого, шумного, свистуна, пев­ца, гимнаста и т. д.

22. Слушай и исполняй

Ведущий называет несколько действий, но не показывает их. Разрешается повторить это задание 1—2 раза. Затем дети должны повторить эти действия в своих движениях в той последовательнос­ти, в какой они были названы ведущим. _1. Повернуть голову направо, повернуть голову прямо, опустить

голову вниз, повернуть голову прямо.

Поднять правую руку вверх, поднять левую руку вверх, опустить
обе руки.

Повернуться налево (на 90°), присесть, встать.

Поднять правую ногу, стоять на одной левой ноге, поставить
правую ногу.

23. Соедини части — узнаешь целое

Наклеить на картон картинку и разрезать ее на 10—15 неравных частей разной формы. Играющий, рассматривая отдельные части,

 старается догадаться, что изображено на картинке, и, сложив все части, проверяет правильность своей догадки.

24. Твое имя (метод идентификации со своим именем)

Назвать имя, его варианты, людей, которые носят такое же имя.

25. Факиры

Дети изображают факиров. Они садятся на пол (на коврик), скрес­тив по-турецки ноги, руки на коленях, кисти свисают вниз, спина и шея расслаблены, голова опущена (борода касается груди), глаза закрыты. Пока звучит спокойная музыка, факиры отдыхают.

26. Хамелеон

Взрослый рассказывает детям, кто такой хамелеон. Объясняет, что это ящерица, меняющая свою окраску в зависимости от того места, где она находится, чтобы ее не было заметно. Например, если хамелеон забрался на серый камень, то он станет серым, а если он сидит на желтом песке, станет желтым. Затем ведущий на­чинает спрашивать, какого цвета станет хамелеон, если он будет сидеть в траве, на бревне, на черном камне, на шахматной доске и т. д. Ребята должны быстро отвечать; затем обсуждаются правиль­ные и неправильные ответы.

Игра проводится в виде соревнования. Сначала время не учиты­вается, но затем вводится дополнительное условие, что победите­лем будет тот, кто быстрее всех даст правильный ответ.

  27. Шалтай-Болтай

Шалтай- Болтай Сидел на стене, Шалтай-Болтай Свалился во сне.

(С.Маршак)

Ребенок поворачивает туловище вправо-влево, руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» рез­ко наклоняет корпус тела вниз.

28. Я и мой тезка (метод идентификации с тезкой)

Беседа взрослого с ребенком в присутствии сверстников о выда­ющихся людях, которые носили такое же имя, их характеристики, описание ребенком портретов своих тезок.

 


ЛИТЕРАТУРА

Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. — М., 1990.

Андрющенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекция психологического развития младших школьников на начальном этапе обучения // Вопросы психологии. — 1993. — № 1. — С. 47—53.

Барднер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я хочу!: Психологичеcкое сопровождение естественного развития маленьких детей. - СПб., 1993.

Божович ЛИ. Личность и ее формирование в детском возрасте. —М., 1968.

Бурменская Г.В., Карабекова Н.В., Лидере А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. — М., 1990.

Варга А.Я. Психологическая коррекция нарушений общения младших школьников // Семья в психологической консультации / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. — М., 1989.

Гилъбух З.В., Коробко С.Л., Андрющенко Л.Л. Методика распределения первоклассников по классам различных типов. — Киев, 1988.

Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. — М., 1987.

Дощицына З.В. Оценка степени готовности детей к обучению в школе в условиях разноуровневой дифференциации. — М., 1994.

 

Дубровина И.В., Акимова М.К., Борисова ЕМ. и др. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. — М., 1991.

Елфимова Н.В. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников. — М., 1991.

Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. — М., 1988.

Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к школьному обучению. — М., 1991.

Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. — М., 1990.

Матвеева Л.А. Развитие свойств субъекта учебной деятельности в младшем школьном возрасте. — Л., 1991.

  Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. М., 1984.

Мухина B. C. Детская психология. — Сгтб., 1992.

Новое педагогическое мышление / Под ред. А.В. Петровского. - М., 1989.

Овчарова Р.В. Социально-педагогическая запущенность в детском возрасте. — М., 1995.

Овчарова Р.В. Взаимодействие семьи, детского сада и школы в предупреждении педагогической запущенности детей. — М., 1994.

Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. — М., 1993, 1996.

22. Прихожан A. M. Психокоррекционная работа с тревожными детьми // Активные методы работы школьного психолога. — М., 1990.

Основы коммуникации. Программа развития личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. — Спб., 1993.      

2 Психолог в начальной школе: Учебно-практ. пос. / Г.С. Абрамова, Т.П. Гаврилова, А.Г. Лидере и др. / Под ред. Т.Ю. Андрющенко. — Волгоград, 1995.

Психология развивающейся личности / Под ред. А.В. Петровского. - М., 1987.

Психологическое развитие младших школьников / Под ред. В.В. Давыдова. — М., 1990.

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. — М., 1995.

Самоушна Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. — М., 1993.

Учимся общаться с ребенком / В.А. Петровский, A.M. Виноградова, Л.М. Кларина и др. — М., 1993.

Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. — М., 1993.


  СОДЕРЖАНИЕ

Введение............................................................................................................................ 3

Общие рекомендации читателю....................................................................................... 5

Глава I. РЕБЕНОК ПРИХОДИТ В ШКОЛУ..................................................................... 7

1. Готовность ребенка к школьному обучению и адаптация в школе........................ 7

2. Коррекция школьных страхов и тревожности у младших школьников................. 30

3. Методы развития произвольности поведения в младшем школьном возрасте..... 51

4. Уроки человековедения в начальной школе............................................................ 71

Глава II. СОЦИАЛЬНО И ПЕДАГОГИЧЕСКИ

ЗАПУЩЕННЫЕ ДЕТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ........................................................... 100

1. Социально-педагогическая запущенность в детском возрасте................................ 100

Особенности личности социально и педагогически
запущенного младшего школьника.............................................................................. 106

Комплексная экспресс-диагностика
социально-педагогической запущенности детей......................................................... 110

Ранняя профилактика и коррекция
социально-педагогической запущенности учащихся.................................................. 117

Глава III. КАК ПОМОГАТЬ СОЦИАЛЬНО И ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЗАПУЩЕННЫМ
ДЕТЯМ................................................................................................................................ 123

1. Работа с детьми при нарушениях развития личности............................................... 123.

2. Развитие социально и педагогически запущенного ребенка как субъекта общения 136

3. Программа помощи детям с нарушениями структуры самосознания..................... 152

4. Восстановление запущенного младшего школьника как субъекта учебной
деятельности.................................................................................................................  157

Глава IV. УЧИТЕЛЬ КАК ПРАКТИЧЕСКИЙ ПСИХОЛОГ............................................. 170

1.  Самодиагностика профессионально-личностных качеств учителя начальных классов   170

Методы профессионального самосовершенствования педагога................................ 176

Самоменеджмент учителя, или Как лучше организовать свою работу..................... 183

4. Диагностика и развитие родительской компетентности в семьях учащихся.......... 197

Вместо заключения............................................................................................................ 214

Приложение 1. Перечень коррекционно-развивающих игр, этюдов и упражнений,
описанных в книге.............................................................................................................. 216

Приложение 2. Описание коррекционно-развивающих игр, этюдов и упражнений,
упоминаемых в книге......................................................................................................... 217

Литература.......................................................................................................................... 235

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.154.208 (0.103 с.)