Младшего школьника Как субъекта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Младшего школьника Как субъекта



УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Прежде чем предлагать практические советы и рекомендации, напомним, что восстанавливать и развивать младшего школьника как полноценного ученика нужно в следующих направлениях: фор­мировать мотивацию учения как побудительную силу; развивать любознательность и познавательные интересы ребенка как основу учебной познавательной активности; повышать уровень произволь­ности психических познавательных процессов как фундамента учеб­ной деятельности; формировать основные свойства субъекта учеб­ной деятельности, без которых немыслимо овладение последней.

Эмоциональное отвержение запущенных детей, отсутствие взаи­мопонимания с учителем связано с выбором мотивов, неадекват­ных учению (игровой мотив), или мотивов, которые не могут обес­печить успешность учебной деятельности на длительное время (внешний, позиционный мотивы). Изменение отношения к запу­щенному ребенку, проявление истинной заинтересованности к его школьным делам со стороны окружающих будут способствовать преобладанию положительных эмоций у ребенка, что, в свою оче­редь, скажется на самоуважении, вере в его собственные силы. Успехи в учебе повлияют на развитие интереса к учению, ребенку непременно захочется повторить свой успех, закрепление же успе­ха будет способствовать формированию познавательного мотива.

Структура учебной мотивации младшего школьника зависит так­же от статуса ребенка в классном коллективе. Дети с неразвитой структурой мотивации имеют и самый низкий статус в классе (как правило, это неуспевающие ученики). Общественная позиция ска­зывается на деятельности ребенка на уроке. Дети, имеющие труд­ности в учебе, при недоброжелательном отношении к ним в классе показывают низкие результаты. Страх перед неудачей сковывает активность таких учеников на уроке, учебный процесс связывается У них в основном с негативными эмоциями. Следовательно, чтобы развивать мотивацию запущенного ученика процессом учения, учи­телю необходимо сначала повысить его социальный статус — по­ощрять успехи, пусть даже и незначительные, а ошибки и неудачи лучше обсуждать наедине.

Все младшие школьники весьма чувствительны к тому, как оце­ниваются их знания, умения. Отрицательная отметка способна из­менить отношение ученика к учителю. Учителю следует помнить, Что отметка для ребенка имеет прежде всего эмоциональное значе-

ние. Преобладание негативных эмоций (отрицательные отметки) не служит формированию интереса к учению, а, наоборот, блоки­рует его. В отношениях ученик — учитель, так же как и в отноше­ниях в семье, нужна заинтересованность взрослого в изменении позиции ребенка.

Для запущенных младших школьников характерно обострен­ное чувство справедливости, они хотят быть социально независи­мыми и более успешными, для них важна адекватная реалисти­ческая оценка.

Обычно сравнивают достижения одних детей с достижениями других на основании каких-то нормативов. Реалистическая оценка должна основываться на сравнении сегодняшних собственных ре­зультатов ребенка с предыдущими. При таком сравнении исчезает критерий оценки с позиций совершенства. Это избавляет ребенка от отрицательных эмоций, возникающих при его сравнении с бо­лее успешными сверстниками.

Развивая у младшего школьника чувство компетентности в лю­бой деятельности, учитель должен как можно чаще подчеркивать все, чему ребенок уже научился и чему еще может научиться, но не фиксировать внимание на его неумении и несовершенстве.

У ребенка должна появиться способность воспринимать свою некомпетентность в новых ситуациях как повод научиться чему-то, а не как дефект личности или признак неминуемой неудачи. Если ребенок в чем-то неуспешен, задача учителя — внушить ему, что успех обязательно придет. Критиковать ребенка следует на фоне общей психологической поддержки, иначе из-за действия защит­ных механизмов психики эта критика будет отвергнута или иска­жена.

Уважение, внимание, забота и одобрение окружающих повы­шают у любого ребенка чувство собственной ценности и приво­дят к формированию позитивной самооценки и соответствующей «Я-концепции». Доминирование положительного представления о себе — «Я еще этого не знаю, но научусь» или «Мне не удается красиво написать, значит, я должен поупражняться» — порождает желание позитивно изменить ситуацию. Отрицательные эмоции побуждают стремление избежать контакта с негативным событием, т. е. ученик отказывается выполнять задание, которое у него плохо получается. Положительные эмоции побуждают действия поддержки позитивного события. Поэтому очевидно, что познавательный ин­терес у ученика формируется только в том случае, когда учебная деятельность успешна, а способности оцениваются позитивно. Пра­вильно организованный учебный процесс — одно из условий фор­мирования познавательного мотива у младшего школьника. РазвИ-

15Й

 тость этого мотива непосредственно связана с успеваемостью. В целом желание учиться, стремление к достижениям связаны с по­ложительным отношением ребенка к учителю, что предопределяет ценность сохранения таких отношений.

В зависимости от содержания урока учитель должен так органи­зовать учебную деятельность, чтобы сформировать у школьников соответствующий этой работе мотивационный цикл. Этот цикл имеет ряд этапов: от мотивации начала работы (готовность, вклю­ченность) к мотивации хода выполнения работы и затем к мотива­ции завершения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.78.106 (0.005 с.)