Работа 10. Выявление и оценка устойчивости распределенного внимания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работа 10. Выявление и оценка устойчивости распределенного внимания.



Цели работы: научить выявлять и оценивать устойчивость распределенного внимания.

Оборудование: 3 тестовых бланка, секундомер, калькулятор.

Ход работы.

1. Методика выполнения эксперимента.

Инструментальная часть методики включает в себя три тестовых бланка (А, Б, В) и протокольный лист (по Б.А.Федоришиной). Буквенные обозначения в заголовках бланков указывают на установленную последовательность их использования.

Перед экспериментом провести тренировочное испытание с использованием бланка «А». Работая с ним, испытуемый тренируется в выполнении задания, привыкает к тестовому материалу. Бланки «Б», «В» используются для эксперимента.

В процессе исследования одно и то же задание выполняется дважды с каждым бланком.

Тестовый бланк представляет собой поле из 16 квадратов. Оптимальные размеры бланка -

9 х 13 сантиметров, размеры поля квадратов – 8 х 8 сантиметров. В поле квадратов размещены буквы и цифры. Часть букв выполнена обычным шрифтом, другая – контурным. В каждом бланке – два полных арифметических набора цифр (от1 до 8). Испытуемый должен найти цифры, находящиеся в клетках с буквами обычного шрифта (черные), и показать их в восходящем порядке (от 1 до 8), а цифры, стоящие рядом с буквами контурного шрифта (белые), в нисходящем (от 8 до 1). При этом, во время работы испытуемый находит и показывает цифру 1, стоящую в клетке с буквой обычного шрифта, потом 8, стоящую в клетке с буквой контурного шрифта, затем 2 (черная буква) и 7 (белая буква) и т.д. Испытуемый самостоятельно протоколирует выполнение своего задания, заменяя цифры соответствующими буквами и записывая в результате работы набор букв в соответствующих графах протокола.

С бланками «Б», «В» работа проводится самостоятельно, чередуя написание букв из первого и второго рядов, сохраняя известную закономерность. Работу проводят быстро и точно. Задание выполняется четыре раза: два раза на бланке «Б» и два – на бланке «В». В процессе работы самостоятельно заменить себе бланки. Каждое задание выполняется письменно в одну строку, буквы записываются в строках протокола. На первой строке выполняйте первое задание бланка «Б»; на второй строке – повторяйте это же задание. На следующих строках (3, 4) работайте с бланком «В». Допустив ошибку, можете ее исправить: зачеркнуть ошибочно написанную букву и заменить ее нужной. Если трудно исправить ошибку, то не следует слишком долго задерживаться, переходите к очередной работе в новой графе. Каждую написанную строчку перекрывайте листом чистой бумаги. Это нужно, чтобы записи не оказывали влияния при каждом очередном выполнении задания. Время работы учитывается в конечном результате.

Чтобы запоминание тестового материала не влияло на успешность производимой работы, в бланках «А», «Б», «В» подобраны разные знаковые сочетания. Кроме этого, специфика буквенного и цифрового сочетания на каждом из бланков подчинена определенным задачам: на бланке «А» максимально облегчен испытуемому процесс усвоения задания, на бланках «Б», «В» – облегчить экспериментатору процесс анализа результатов работы испытуемого.

Обработка результатов.

Правильное выполнение каждого отдельного задания соответствует следующему числовому сочетанию:

I. 1 2 3 4 5 6 7 8

II. 8 7 6 5 4 3 2 1

При выполнении на бланках «А», «Б», «В» это числовое сочетание принимает форму соответствующих буквенных сочетаний:

Бланк «А»: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р

1 8 2 7 3 6 4 5 5 4 6 3 7 2 8 1

Бланк «Б»: М Х О К У Д Н А В З Р Б И С Е Т

Бланк «В»: С Е Т И М Х О К У Д Н А В З Р Б

Правильное однократное выполнение каждого задания оценивается одним баллом

(Мх = 1). Знак М в протоколе испытания означает сумму полученных баллов за точность выполнения испытуемым четырех заданий: два задания на бланке «Б» и два – на бланке «В». Максимально возможная сумма баллов за точность выполнения всей работы – 4 (М = 4).

При анализе допущенных испытуемым ошибок их следует отнести к одному из четырех случаев, от которого зависит величина «балла снижения»:

а) отдельные ошибки, не влекущие за собой изменения числовой закономерности рядов. Каждая ошибка оценивается в 0,25 балла;

б) ошибка, влекущая за собой временное нарушение числовой закономерности с последующим ее восстановлением. Она оценивается в 0,5 балла;

в) ошибка или группа ошибок, при которых выполнение задания доводится до конца, но с нарушением числовой закономерности. Цена ошибки – 0,75 балла;

г) срыв выполнения задания, т.е. отказ от завершения работы в связи с её непосильностью для испытуемого. Цена ошибки – 1 балл.

Оценка точности выполнения каждого задания (Мх) представляет собой разность между максимально возможным баллом за выполнение задания (1,0) и «баллом снижения» за допущенные ошибки. Например, если ошибка при выполнении отдельного задания относится к случаю «а», то Мх = 1 – 0,25 = 0,75. Конечная оценка точности выполнения всего задания равна сумме баллов, поставленных за выполнение каждого из четырех заданий.

В общую оценку выполнения задания входят три компонента:

1) Оценка точности выполнения всего задания (М);

2) Суммарное время работы испытуемого на бланках «Б», «В» в секундах (Т);

3) Количество знаков, с которыми работает испытуемый (16).

Оценка устойчивости распределенного внимания определяется по специально разработанной шкале оценок. В соответствии с этой шкалой каждой определенной оценке (Q) соответствует определенный диапазон числовых значений оценочного коэффициента (К), который рассчитывается непосредственно по материалам испытания.

В соответствии с данной шкалой учащихся можно распределить на пять групп. Каждая из них характеризуется определенным уровнем устойчивости распределенного внимания испытуемых.

Шкала оценок

К Q Уровни устойчивости распределенного внимания
0,000 – 0,053   Низкий
0,054 – 0,079   Ниже среднего
0,080 – 0,102   Средний
0,103 – 0,133   Выше среднего
0,134 – 0,229   Высокий

 

Оформление результатов работы.

В протоколе фиксируются анкетные данные испытуемого, дата испытания, а также процесс и результат работы. В протоколе выставляются также затраты времени на выполнение задания, первичная оценка, рассчитываемая по проведенной в протоколе формуле, и конечная оценка, которая определяется по специальной шкале. На тыльной стороне протокольного листа испытуемый делает свои записи при работе с бланком «А» (тренировочным).

Мх

1.___________________________________________________________________________

2.___________________________________________________________________________

3.___________________________________________________________________________

4.___________________________________________________________________________

 

К = М  
Т

М = Т = Q =

Выводы: Учащиеся распределяются на пять групп. Каждая из них характеризуется определенным уровнем устойчивости распределенного внимания. Разрабатываются рекомендации для улучшения показателей, так как если человек не может в достаточной степени распределять свое внимание, то ему предстоит преодолеть трудный процесс адаптации к деятельности, профессионально важным качеством, в которой служит данная особенность внимания.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.211.66 (0.006 с.)