Работа 11. Определение типа высшей нервной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работа 11. Определение типа высшей нервной деятельности



Цель работы: определение типа ВНД.

Оборудование: бумага, карандаш.

Ход работы:

Опросник Б.Н. Смирнова позволяет выявить ряд полярных свойств темперамента: экстраверсию — интроверсию, эмоциональную возбудимость — эмоциональную уравновешенность, темп реакций (быстрый-медленный), активность (высокую-низкую). Опросник имеет также шкалу искренности испытуемого при ответах на вопросы, позволяющую оценить надежность полученных результатов.

Инструкция испытуемым: «Вам предлагается ответить на 48 вопросов. Отвечайте на каждый вопрос «да» (+) или «нет» (—), ставя свой ответ рядом с номером вопроса. Отвечайте на все вопросы, ничего не пропуская. Чем искреннее Вы это сделаете, тем точнее изучите свой темперамент». Испытуемым дается бланк ответов, либо они заготавливают его самостоятельно, записывая числа от 1 до 48 четырьмя столбиками по 12 чисел в каждом.

1. Вы любите часто бывать в компании?

2. Вы избегаете иметь вещи, которые ненадежны, непрочны, хотя и красивы?

3. Часто ли у Вас бывают подъемы и спады настроения? '

4. Во время беседы Вы очень быстро говорите?

5. Вам нравится работа, требующая полного напряжения сил и способностей?

6. Бывает ли, что Вы передаете слухи?

7. Считаете ли Вы себя человеком очень веселым и жизнерадостным?

8. Вы очень привыкаете к определенной одежде, ее цвету и покрою, так, что неохотно меняете ее на что-нибудь другое?

9. Часто ли Вы чувствуете, что нуждаетесь в людях, которые Вас понимают, могут ободрить и утешить?

10. У Вас очень быстрый почерк?

11. Ищите ли Вы сами себе работу, занятие, хотя можно было бы и отдыхать?

12. Бывает ли так, что Вы не выполняете своих обещании?

13. У Вас много очень хороших друзей?

14. Трудно ли Вам оторваться от дела, которым Вы поглощены, и переключиться на другое?

15. Часто ли Вас терзает чувство вины?

16. Обычно Вы ходите очень быстро, независимо от того, спешите или нет?

17. В школе Вы бились над трудными задачами до тех пор, пока не решали их?

18. Бывает ли, что иногда соображаете хуже, чем обычно'

19. Вам легко найти общий язык с незнакомыми людьми?

20. Часто ли Вы планируете, как будете вести себя при встрече, беседе и т.д.?

21. Вы вспыльчивы и легко ранимы намеками и шутками над Вами?

22. Во время беседы Вы обычно быстро жестикулируете?

23. Чаще всего Вы просыпаетесь утром свежим и хорошо отдохнувшим?

24. Бывают ли у Вас такие мысли, что Вы не хотели бы, чтобы о них знали другие?

25. Вы любите подшучивать над другими?

26. Склонны ли Вы к тому, чтобы основательно проверить свои мысли, прежде чем их сообщить кому-либо?

27. Часто ли Вам снятся кошмары?

28. Обычно Вы легко запоминаете и усваиваете новый учебный материал?

29. Вы настолько активны, что Вам трудно даже несколько часов быть без дела?

30. Бывает ли, что, разозлившись, Вы выходили из себя?

31. Вам не трудно внести оживление в довольно скучную компанию?

32. Вы обычно довольно долго раздумываете, принимая какое-то даже не очень важное решение?

33. Вам говорили, что Вы принимаете все слишком близко к сердцу?

34. Вам нравится играть в игры, требующие быстроты хорошей реакции?

35. Если у Вас что-то долго не получается, то обычно Вы все же пытаетесь сделать это?

36. Возникало ли у Вас, хотя и кратковременно, чувство раздражения к Вашим родителям?

37. Считаете ли Вы себя открытым и общительным человеком?

38. Обычно Вам трудно взяться за новое дело?

39. Беспокоит ли Вас чувство, что Вы чем-то хуже других?

40. Обычно Вам трудно что-то делать вместе с медлительными и неторопливыми людьми?

41. В течение дня Вы можете долго и продуктивно зани-1ться чем-либо, не чувствуя усталости?

42. У Вас есть привычки, от которых следовало бы избавиться?

43. Вас принимают иногда за человека беззаботного?

44. Считаете ли Вы хорошим другом только того, чья симпатия к Вам надежна и проверена?

45. Вас можно быстро рассердить?

46. Во время дискуссии обычно Вы быстро находите подходящий ответ?

47. Вы можете заставить себя долго и продуктивно, не отвлекаясь, заниматься чем-либо?

48. Бывает, что Вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?

Ключ опросника

Ответ, данный в соответствии с ключом, оценивается от 1 до 3 баллов.

1. Экстраверсия-интроверсия: «да» - (1,7,13,19,25,31,37)х3; (4,43)х2; «нет» — 2х1.

2. Ригидность-пластичность: «да» - (8,26,32)х3; (2,14,20,38,44)х2; «нет»-37х2; (19,46)х1.

3. Эмоциональная возбудимость-уравновешенность: «да» - (15,21,33,39,45)х3; (3,9)х2; 27х1.

4. Темп реакций: «да» - (4,16,28)х3; (10,22,34,40,46)х2; (17,29,37)х1.

5. Активность: «да» - (5,11,17,23,29,35,41,47)х3; 10х1;; «нет» — 38х1.

6. Искренность: «да» - (30,36,42,48)х3; (6,12)х2; (18,24,25)х1; «нет» — 23х1

 

Обработка результатов:

1. Подсчитать сумму баллов по каждой шкале опросника.

2. Определить искренность ответов по шкале «искренность».

Если показатель по этой шкале 13—20 баллов — высокая надежность результатов, 8—12 — средняя, 1—7 — низкая.

Таблица интерпретации результатов

 

  Очень высокая Высокая Средняя Высокая Очень высокая  
Экстраверсия 22 - 26 17 -21 12 - 16 7 -11 0 - 6 Интроверсия
Ригидность 16 -23 12 -15 7 - 11 3 - 6 0 - 2 Пластичность
Эмоциональная возбудимость 18 - 20 14 - 17 8 - 13 4 - 7 0 - 3 Эмоциональная устойчивость
Быстрота реакций 20 - 22 14 - 19 9 - 13 5 - 8 0 - 4 Медлительность реакций
Активность 24 - 26 21 - 23 14 - 20 9 - 13 0 - 8 Пассивность

 

Сангвиник. Высокие показатели активности, пластичное экстраверсии, эмоциональной возбудимости и темпа реакций.

Холерик. Высокие показатели активности, ригидности экстраверсии, эмоциональной возбудимости и темпа реакций.

Флегматик. Высокая активность, ригидность, интроверсия эмоциональная уравновешенность, замедленный темп реакций.

Меланхолик. Низкая активность, высокая интровертированность, высокая эмоциональная возбудимость, замедленный темп реакций.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Учение о функциональных системах: их строение, характеристики и роль в нейропсихологии.

2. Современные представления о локализации ВПФ в головном мозге.

3. Понятие фактора, симптома, синдрома.

4. Синдромный анализ дефекта.

5. Морфологическая и функциональная организация мозга человека: прецентральная и постцентральная области мозга – строение и функции.

6. Первичные поля больших полушарий мозга и их функции.

7. Вторичные поля и их функции.

8. Третичные поля и их функции.

9. Общий анализ трех функциональных блоков головного мозга человека.

10. 1-й функциональный блок мозга: его расположение, строение и функции.

11. 2-й функциональный блок мозга: его расположение, строение и функции.

12. 3-й функциональный блок мозга: его расположение, строение и функции.

13. Законы работы всех трех функциональных блоков мозга.

14. Связь речи с другими психическими процессами (восприятием, памятью, мышлением)

15. Мозговые основы и психофизиологическая структура речи.

16. Роль моторного, сенсорного и семантического компонента слова в формировании и реализации речи.

17. Функции речи.

18. Л. С. Выготский и А. Н. Леонтьев о значении и смысле слова.

19. Передняя и задняя речевые зон: нарушение видов и форм речи при поражении каждой из речевых зон.

20. Классификация афазий А. Р. Лурия.

21. Общий путь анализа и исследования афазии.

22. Пути восстановления ВПФ.

23. Путь перестройки функциональных систем: три направления этого пути.

24. Нейропсихологическая реабилитация: цели, задачи, содержание.

25. Принципы и методы восстановительного обучения: общая характеристика.

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

АМБИДЕКСТРИЯ — одинаковое развитие функций обеих рук (обоерукость).

АУДИАЛЬНЫЙ — относящийся к органам слуха.

ВЕРБАЛЬНЫЙ (словесный) — обозначение форм знакового материала, процессы оперирования с этим материалом.

ВИЗУАЛЬНЫЙ — относящийся к органам зрения.

ДЕКСТРАСТРЕСС — стресс, который испытывает леворукий человек в «праворуком» мире.

ДИСГРАФИЯ — наличие специфических ошибок в письме.

ДИСЛЕКСИЯ — частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера и обусловленное не-сформированностью психических функций, участвующих в процессе овладения чтением.

ДОМИНАНТНОЕ ПОЛУШАРИЕ — полушарие, преобладающее в активности.

ЗЕРКАЛЬНОЕ ОТРАЖЕНИЕ — нарушение зрительно-пространственного восприятия, право-левой ориентировки, зрительно-моторной координации и бинокулярного зрения.

ИНТРОВЕРСИЯ — характеристика индивидуально-психологического склада человека, ориентированного на свой внутренний субъективный мир. Характеризуется необщительностью, замкнутостью, склонностью к самоанализу, затруднениями социальной адаптации.

КИНЕСТЕТИЧЕСКИЙ — ощущения тела, тактильные ощущения, внутренние чувства, такие как вспоминаемые впечатления и эмоции; чувство равновесия.

МЕЖПОЛУШАРНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА — неравноценность, качественное различие того «вклада», который де-(ает правое и левое полушария мозга в каждую психическую функцию.

МЕЖПОЛУШАРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ — особый механизм объединения левого и правого полушарий мозга в единую интегративно-целостную систему, формирующийся и онтогенезе.

МИНИМАЛЬНАЯМОЗГОВАЯ ДИСФУНКЦИЯ — небольшая врожденная неравномерность развития отдельных мозговых функций, не затрагивающая интеллекта и умственных способностей.

МОДАЛЬНОСТЬ — ведущий канал восприятия (аудиальный, визуальный, кинестетический).

МОЗОЛИСТОЕ ТЕЛО (комиссуры, межполушарные связи) - толстый пучок нервных волокон, соединяющих два полушария, обеспечивает целостность работы головного мозга.

МОТОРИКА — развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции.

НЕВРОЗ — выраженное нарушение функционального состояния нервно-психической сферы.

НЕВРОТИЗАЦИЯ — состояние, характеризующееся эмоциональной неустойчивостью, тревогой, низкой самооценкой.

ПАТТЕРН — структура, форма, пространственное или временное распределение стимулов, процессов.

ПЕРСЕВЕРАЦИЯ — навязчивое повторение одних и тех же движений.

ПИСЧИЙ СПАЗМ — невроз, проявляющийся в нарушении почерка. Обычно складывается из сочетания дрожания и судорог.

ПОЛОВЫЕ ДИХОТОМИИ — половые различия.

ПРЕНАТАЛЬНЫЙ — период развития человека до рождения

СЕНСОРНАЯ СИСТЕМА — нервный аппарат восприятия анализа и синтеза действующих раздражителей. Выделяют зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую, кинестетическую и другие сенсорные системы

I СИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА — система условно-рефлекторных связей, формирующихся в коре головного мозга при воздействии на рецепторы органов чувств раздражителей, исходящих из внешней и внутренней среды.

II СИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА — система способов регуляции психической активности, связанная с речью.

СИНКИНЕЗИИ — дополнительные движения, которые в непроизвольной форме агломерацированы к самим движениям, которые исполняются либо преднамеренно, либо автоматически (например, движения рук при ходьбе).

СУКЦЕССИВНЫЕ ФУНКЦИИ — последовательные функции.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ ПОЛУШАРИЙ - распределение психических функций между правым и левым полушарием.

ЭКСТРАВЕРСИЯ — характеристика индивидуально-психологического склада человека, ориентированного на внешний мир, коллектив.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Анохин П. К. Принципиальные основы общей теории функциональных систем. – М., 1971.

2. Проблемы нейропсихологии (Психофизиологические исследования) / Под. ред. Е. Д. Хомской, А. Р. Лурия. – М., 1977.

3. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.

4. Лурия А. Р. Функциональная организация мозга // Естественно-научные основы психологии. – М., 1978.

5. Лурия А. Р. Язык и сознание. – М., 1979.

6. Лурия А. Р., Хомская Е. Д. Нейропсихологические симптомы поражения медиальных отделов мозга// Глубинные структуры мозга. Т. 1. – М., 1969

7. Ратанова Т. А. Психофизиологические основы индивидуальности. – М.: 1999.

8. Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. – М.: ТЦ «Сфера», 2000.

9. .Хомская Е. Д. Нейропсихология. Учебник для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательство московского университета, 1987

10. Цветкова Л. С. Методика нейропсихологической диагностики детей. Изд. 3-е, исправленное и дополненное. – М.: Педагогическое общество России, 2000.

11. Цветкова Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2000.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 495; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.137.243 (0.027 с.)