Работа 8. Определение устойчивости и переключаемости произвольного внимания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работа 8. Определение устойчивости и переключаемости произвольного внимания.



Очень важно исследовать произвольный и непроизвольный процесс внимания ребенка, способность к концентрации и переключению, к распределению внимания. Внимание — важнейший психический процесс, тесно связанный с общей и направленной активностью, с намерениями, с мотивацией. Никакой психический процесс не может получить полноценного формирования без сформированного процесса внимания.

Многие практические работники недооценивают роли несформированности процесса внимания в формировании дебильности. Л.С. Выготский писал, что направленное внимание играет огромную роль для процессов абстракции. Невозможность формирования понятий "... заключена у дебилов... из-за несформированности внимания, потому что у них недоразвиты высшие формы произвольного внимания". Поэтому к исследованию произвольного внимания надо подойти со всей серьезностью и квалифицированно проанализировать все ошибки, т.к. это важно для постановки диагноза и последующей восстановительной работы.

Внимание у детей становится относительно устойчивым только к 4—5 годам. Шестилетние дети могут играть в течение одного часа. Для детей дошкольного возраста характерно лишь непроизвольное внимание. Слабо развито у них и распределение внимания. У школьников первых 2—3 классов объем внимания в 2—3 раза меньше, чем у взрослых. Полное внимание на уроке они могут сохранять не более 12—15 минут. Все это необходимо учитывать при обследовании ребенка и делать частые перерывы в обследовании, в которых дать ребенку подвигаться, побегать, поиграть и др

Цель работы. Дать оценку устойчивости и степени переключаемости произвольного внимания.

Оборудование. Специальные таблицы с изображением перепутанных ломанных линий,

рисунки с двойственным изображением, секундомер.

Ход работы.

Студенты образуют пары: испытуемый – экспериментатор. Экспериментатор быстро, в течении 1-2 минут, рисует таблицу с изображением 7 перепутанных линий. Испытуемый по команде экспериментатора в течении 3 минут, не пользуясь указкой или карандашом, а только с помощью глаз находит начало и конец каждой линии и помечает её соответствующим номером. Через 3 минуты экспериментатор прерывает работу испытуемого и, проверив её, оценивает степень устойчивости произвольного внимания по количеству правильно найденных за 3 минуты концов линий.

Далее испытуемому предъявляется рисунок с двойственным изображением. По секундомеру экспериментатор отмечает время восприятия и опознания испытуемым обоих образов. О степени переключаемости внимания судят по количеству секунд, затраченных на опознание обоих образов: чем быстрее человек увидит оба портрета, тем больше у него выражена способность к переключению внимания.

Оформление работы.

1. Занесите в тетрадь результаты определения степени устойчивости и переключаемости внимания всех студентов Вашей группы.

2. Рассчитайте среднее значение для группы.

3. Проведите оценку своих собственных данных относительно среднегрупповых значений.

 

Работа 9. Оценка концентрации активного внимания

Цель работы: Овладеть приемом «отыскивания чисел» по таблицам Шульте для определения

концентрации активного внимания и выявить его индивидуальные особенности.

Оборудование: указка, секундомер, 8 таблиц с числами от 1 до 25, расположенными

произвольно по 5 цифр в 5 рядах.

Ход работы.

1. Оценка концентрации активного внимания.

Испытуемому до обследования дается инструкция. В таблице с цифрами, расположенными не по порядку, показать указкой каждую цифру в порядке возрастания их от 1 до 25. Показ цифр сопровождать громким и четким их произношением. Работать внимательно и в максимальном темпе. Работу начинать по команде.

По команде «Начали», одновременно включить секундомер и внимательно следить за точностью работы испытуемого – показ в строгой последовательности цифр указкой и четкое и громкое произношение ее вслух. В случае ошибки попросить испытуемого правильно показать и назвать нужную цифру. После показа и произношения испытуемым последней цифры «25» остановить секундомер и записать время просмотра первой таблицы. В таком же порядке по команде «Начали» испытуемый должен поработать со 2, 3, 4 таблицами, с разным расположением цифр в рядах. Фиксируйте время и контролируйте правильность работы с каждой последующей таблицей.

Оценка результата пробы на концентрацию активного внимания.

Рассчитайте среднее значение скорости работы каждого обследованного с одной таблицей. Быстрая и точная умственная работа свидетельствует о высокой степени скорости выработки условных рефлексов, высокой концентрации активного внимания и достаточной зрелости процессов торможения.

Концентрация активного внимания считается хорошей, если среднее время работы с таблицей равно 30 – 45 секундам, удовлетворительной – если это время равно 45 – 60 секундам, и неудовлетворительной – если это время превышает 1 минуту.

2. Развитие периферического зрения.

Использовать 8 таблиц Шульте. Находить цифры необходимо беззвучным счетом, т.е. про себя, в возрастающем порядке от 1 до 25 (баз пропуска). Переберите по очереди все 8 таблиц в любом порядке. Найденные цифры указывать только взглядом, для этого обе руки удерживают таблицу в слегка наклонном положении. В результате такой тренировки время считывания одной таблицы должно быть не более 25 секунд.

Перед началом работы с таблицей взгляд фиксируется в ее центре, чтобы видеть таблицу целиком. При поиске следующих друг за другом цифр разрешается фиксация глаз только в центре таблицы. Горизонтальные движения глаз запрещены. Расстояние от таблиц до глаз примерно 25 – 30 сантиметров.

Время и периодичность тренировок установите сами, помня, что не следует переутомляться. Следует ежедневно работать с комплектом таблиц Шульте в соответствии с изложенными правилами. Добиться считывания любой таблицы за время не более 25 секунд.

Испытуемые с хорошими параметрами внимания и с широким полем зрения затрачивают на одну таблицу 25 – 30 секунд. По мере тренировок со всем комплектом таблиц время поиска постепенно сокращается до 11 –12 секунд, а в некоторых случаях и до 7 – 8 секунд. У здорового и отдохнувшего человека на каждую таблицу уходит примерно одинаковое время. Увеличение времени на отыскивание чисел в последних таблицах говорит о том, что человек утомился. По мере тренировок скорость нахождения чисел постепенно возрастает благодаря развитию периферического зрения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 828; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.184.237 (0.006 с.)