Понятие о профессиональной компетенции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие о профессиональной компетенции



Термин «компетенция» был введен в широкое употребление Р. Бояцисом в его работе «Компетентный менеджер» датированной 1983 годом. Исследование проводилось на выборке количеством 2 тысячи человек, работающих в двенадцати компаниях. В рамках этого исследования подтвердилась гипотеза о том, что успешного менеджера от неуспешного отличает перечень критериев, раскрывающих под собой личностные особенности, индивидуальный опыт работы управленцем, а также мотивы и поведение испытуемых. Работа с итогами проведенного исследования позволила Бояцису создать модель менеджерских компетенций связывающую эти характеристики в одну модель, где профессиональная компетентность является решающим звеном, обеспечиващим высокую эффективность выполняемой работы.[13]

Управленческая деятельность любой организации включает в себя определенный набор задач, которые сохраняют свое постоянство.

Актуальность проблемы постановки задач состоит в том, что перед современным обществом ставятся масштабные задачи. Очень важно, чтобы количество компетенций соответствовало количеству профессиональных задач. Невозможно представить успешную деятельность руководителя без наличия профессиональной компетентности, в нашем случае, руководитель детского центра помимо знаний по педагогике должен обладать внушительным набором навыков и умений в управленческой сфере.

Существует несколько подходов к изучению понятия «компетенция»:

«1. Ключевые компетенции - уникальные характеристики организации, состоящие из знаний, технологий и процессов, которые можно создавать и развивать. Ключевые, или базовые компетенции – это те интегральные качества организации, которые выгодно отличают ее от других, становясь конкурентным преимуществом.

2. Индивидуальные компетенции - совокупность знаний, опыта, навыков, ценностей, моделей поведения отдельного сотрудника, которая служит основой его личного успеха и положения в обществе.

3. Профессиональная компетенция - совокупность знаний, опыта, навыков, ценностей, норм, моделей поведения, необходимых для выполнения данной работы. Под профессиональными компетенциями подразумевается способность всех категорий сотрудников выполнять свою работу в соответствии с требованиями и стандартами, соответствующими их должностям и обязанностям». [6]

Понятие «компетентность» применяется для оценки уровня квалификации человека в области его деятельности. Профессиональная компетентность не затрагивает всю деятельность, на эту тему рассуждал А.Новиков: "Когда говорят о профессионализме, то в первую очередь подразумевается владение тем или иным человеком технологиями - будь то технология обработки материалов, бухгалтерского учета, конструирования машин, выращивания урожая или строительных работ. Компетентность же подразумевает, помимо технологической подготовки, целый ряд других компонентов, имеющих, в основном, внепрофессиональный или надпрофессиональный характер, но в то же время необходимых в той или иной мере каждому специалисту. Это, в первую очередь, такие качества личности, как самостоятельность, способность принимать ответственные решения, творческий подход к любому делу, умение доводить его до конца, умение постоянно учиться. Это - гибкость мышления, наличие абстрактного, системного и экспериментального мышления. Это - умение вести диалог и коммуникабельность, способность к сотрудничеству и т.д. Над собственно профессиональной - технологической - подготовкой вырастает огромная внепрофессиональная надстройка требований к специалисту".[8]

Профессиональные компетенции, их же мы называем профессиональными умениями, разделяют на категории:

· Компетенции работы и интеллекта.

· Компетенции знаний. то, что человек должен знать в своей области профессиональной деятельности.

· Компетенции навыков. То, что человек умеет делать применительно к своей отрасли труда.

· Компетенции поведения. Включают в себя нравственно-моральные компоненты личности и ее поведения.

В ходе изучения и анализа предлагаемой литературы, нам удалось определить характерные признаки профессиональных компетентности руководителя:

1. многофункциональность (овладение ими позволяет решить различные проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни); 2. принадлежность к метаобразовательной области (они надпредметны, междисциплинарны и применимы в самых разных ситуациях);. интеллектоемкость (они требуют абстрактного мышления, саморефлексии, самоидентификации, самооценки и др.);. многомерность (они включают различные умственные процессы: аналитические, коммуникативные, "ноу-хау", здравый смысл и др.). [5]

 

В общем понимании слово «компетенция» обозначает совокупность знаний, ответственности, соответствующей полномочиям, качеств характера личности, способствующих достижению успеха в трудовой деятельности.

Если сравнивать компетенцию с широко известными понятиями «знания, умения, навыки»(ЗУН), станет понятно, что первый термин затрагивает более глубоко аспекты трудовой деятельности. Термин «компетенция» включает в себя, помимо знаний, умений и навыков, профессионально важные качества личности управленца. Исходя из этого, можно утверждать, что компетенция трансформирует имеющиеся знания, приспособляя их к конкретной области, объединяя и между собой.

По мнению М.А Холодной, компетентность является особым типом организации практических знаний, способствующих эффективному принятию решений в конкретной области. [17]

В свою очередь, Горчакова В.С утверждает, что компетентность любой прикладной деятельности состоит из двух неотделимых друг от друга компонентов: адаптация к деятельности и модификация этой деятельности. Помимо вышеперечисленных компонентов, она советует разграничить базовую компетентность и компетентность творческую. [10]

В практической деятельности менеджера активно используют три различных понятия компетенции. Рассмотрим каждую из них:

· Ключевые компетенции - характеристики компании, подразумевающие под собой уникальные знания, технологии, креативные компоненты, помогающие сотрудникам достигать успеха в определенной отрасли.

· Индивидуальная компетенция – множество знаний, навыков, ценностей, моделей поведения, относящихся к отдельному сотруднику.

· Профессиональная компетенция, в свою очередь, затрагивает знания, навыки, умения, необходимые для выполнения намеченного плана работы.

В отдельных источниках упоминается также социально-психологическая компетентность, которая объединяет в себе способность к эмпатии и саморефлексии, навыки эффективной коммуникации и др. О важности социально-психологической компетенции писал Ли Якокка, крупнейший менеджер в области машиностроения, писатель. Успешность менеджерской деятельности он связывал с общительностью. Особенно ярко он это показал на примере блестящих студентов, которые в итоге становились весьма посредственными менеджерами. Немного позднее авторами была выведена концепция социального интеллекта. «Социальный интеллект реализует познавательные процессы, связанные с отображением социальных объектов – человека как партнера по общению и деятельности, а также группы людей. Уровень развития социального интеллекта во многом определяет особенности взаимодействия в группе и формирования команды». [5]

Более того, высокий уровень социального интеллекта гораздо больше влияет на эффективность управленческой деятельности, в то время как коэффициент интеллекта (IQ) может иметь средние значения. Для определения пригодности кандидата на пост руководителя широко используется методики: тест Гилфорда для измерения социального интеллекта, а также цикл управленческих умений Вилсона, последний охватывает гораздо больше аспектов эффективного взаимодействия руководителя.

Примеры профессиональных компетенций:

· Делегирование;

· Коучинг;

· Управление;

· Самостоятельная работа;

· Клиентоориентированность;

· Навыки сотрудничества;

· Навыки эффективной коммуникации;

· Проактивность;

· Навыки убеждения;

· Ассертивность.

 

Выводы по Главе 1

 

По мере нарастания развития рыночных отношений, становится более заметным, что центральным звеном в организации является менеджер. Перед ним ежедневно стоит множество задач по принятию решений, от качества выполнения которых зависит имидж организации. Успешность менеджера напрямую зависит от наличия множества характеристик, обуславливающих его компетентность. Единого подхода к изучению личности менеджера нет, как нет и единой формулы или алгоритма, позволяющих овладеть менеджерскими компетенциями. В нашем случае очень важно объединять компетентность педагогическую и компетентность управленческую.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.190.102 (0.009 с.)