Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реформирование системы местного управления

Поиск

После распада СССР

Как уже говорилось выше, 19 апреля 1990 г. был принят Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хо­зяйства». Он определил основные направления развития местных органов власти, принципы их формирования и деятельности. Ос­новным звеном в системе местного самоуправления становились ме­стные Советы как органы представительной власти. Они образовы­вали свои исполнительные органы, определяли в соответствии с За­коном их полномочия, структуру и штаты. Законом было введено понятие коммунальной собственности и определены пути ее форми­рования.

Законодатель по-новому подошел к оценке известного тезиса «Вся власть Советам», заменив его, по существу, на лозунг «Вся власть народу», и отказался от проведения в жизнь на местном

----------------------

См.: Хроника Магаданской партийной организации. 1923—1986 гг. Ма-н 1987. С. 285-318.

 

уровне принципа демократического централизма. Кроме того, на базе коммунальной собственности закладывалась идея финансовой самостоятельности местных органов власти1. Вместе с тем очевид­ны и недостатки нового законодательного акта. Многие правовые нормы не подкреплялись действенным механизмом их реализации, отсутствовал дифференцированный подход к организации и дея­тельности различных звеньев местных органов власти, не было чет­кого распределения компетенции по уровням местных Советов, от­сутствовали, по существу, нормы, регулирующие полномочия и по­рядок организации органов общественного территориального управления, имелись и другие упущения.

Безусловно, названный Закон сыграл определенную положи­тельную роль в становлении и развитии общих начал местного са­моуправления. Но в силу того, что он был введен «сверху», не ре­формировал существующую систему советского местного управле­ния, был не до конца последовательным и содержал серьезные недостатки и упущения, он не дал и не мог дать ожидаемых резуль­татов.

Декларация «О государственном суверенитете Российской Со­ветской Федеративной Социалистической Республики», принятая 12 июня 1990 г., ознаменовала, по существу, начало нового этапа государственного строительства, что затронуло и управление мест­ными делами. Провозглашение суверенного, демократического, правового государства, во главу угла которого поставлено право че­ловека на достойную жизнь и свободное развитие личности, с неиз­бежностью порождало вопрос о новых подходах к организации ме­стного самоуправления2.

Местное самоуправление является логическим выражением процесса демократизации государственного устройства. Оно как форма регионального управления наиболее соответствует рыноч­ной экономике и политическому плюрализму. Необходимость по­литической и экономической свободы как основы процветания об­щества диктует такую организацию власти, которая обеспечивала бы самостоятельность, инициативу и ответственность населения, его представительных органов и администрации в решении местных вопросов.

--------------------------

1 См.: Доклад Комиссии Верховного Совета СССР по вопросам работы Совета народных депутатов, развитию управления и самоуправления //Из­вестия. 1989. 26 ноября.

2 См.. ВСНД РСФСР и ВС РСФСР. 1990. № 62. Ст. 22.

 

Однако, как подчеркивает М.А. Краснов, местное самоуправле­ние не рождается вдруг и его нельзя объявить в одночасье. Оно — результат определенной эволюции, показатель отхода государства от административно-командных методов, создания определенных политических и экономических условий и, несомненно, свидетель­ствует о зрелости общества и его граждан, готовых взять на себя всю полноту власти и ответственности за решение местных дел1.

Как показал дальнейший опыт, первый законодательный акт о местном самоуправлении новой России — Закон РСФСР «О мест­ном самоуправлении в РСФСР», принятый 6 июля 1991 г.2, в силу отсутствия соответствующих объективных условий оказался актом промежуточным, неся в себе отпечаток нерешенных проблем того времени.

В нем удалось провести определенные демократические идеи организации местного самоуправления. Был установлен порядок формирования органов местной власти и управления при активном участии населения, сделана попытка на законодательном уровне провести принцип разделения властей, создать предпосылки основ территориального общественного самоуправления.

Но в то же время сохранялась прежняя организационная струк­тура Советов, не вписывающихся в современную организацию ме­стного самоуправления, отсутствовали четкие параметры разделе­ния компетенции, механизм распределения собственности, не были четко определены пути формирования финансовых основ деятель­ности. Главный недостаток заключался в том, что Советы народных депутатов, будучи реорганизованными в муниципальные Советы и оставаясь основным звеном власти на местах, не были (и добавим, что в тех условиях и не могли быть) должным образом обеспечены ни в материальном, ни в организационном, ни в правовом отноше­нии3.

Дальнейшая реформа законодательных основ местного само­управления осуществлялась в сложных условиях противостояния законодательной и исполнительной властей. Обстановка обостри­лась к осени 1993 г. Воссоздавая, реформируя новые начала организации государственной власти зачастую вопреки позиции Съезда и верховного Совета народных депутатов РФ, Президент РФ сери-

-------------------------

Краснов М.А. Местное самоуправление — государственное или об-

менное? // Советское государство и право. 1990. № 10. С. 82-83. з ВСНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. № 29. Ст. 1010.

Подробнее см.: Дмитриев Ю.Л., Пылин В.В. Закон о местном самоуправлениии //Ленинградская панорама. 1990. № 3. С. 2-3.

 

ей указов предпринял попытку изменить существующую систему органов местного самоуправления, минуя установленный конститу­ционный порядок.

Указом от 9 октября 1993 г. № 1617 «О реформе представитель­ных органов власти и органов местного самоуправления» с целью реформирования органов местного самоуправления предлагалось прекратить деятельность районных, поселковых и сельских Сове­тов, а их функции передать соответствующей местной администра­ции. Такая передача осуществлялась в случае самороспуска Сове­тов или невозможности исполнения ими своих обязанностей ввиду отсутствия необходимого кворума, право утверждения местных бюджетов временно передавалось главе администрации. В разъяс­нении Государственного правового управления Президента РФ указывалось, что администрация исполняет упомянутые выше обя­занности вплоть до формирования и начала работы новых органов представительной власти. Для реализации намеченных в соответст­вии с указом мер создавалась Федеральная государственная комис­сия по реформе местного самоуправления, которой поручалось в недельный срок внести предложения по дальнейшей работе в этом

направлении1.

Следующим актом (Указ Президента РФ от 26 октября 1993 г. № 1760 «О реформе местного самоуправления в Российской Феде­рации») было подтверждено, что деятельность городских и район­ных Советов народных депутатов прекращается, а их функции пе­редаются соответствующей местной администрации. Устанавлива­лось, что глава местной администрации, назначенный или избран­ный до вступления в силу данного Указа, является главой местного самоуправления. Органам государственной власти субъектов Феде­рации поручалось осуществлять практические меры по реформиро­ванию местного самоуправления.

Этим же Указом было утверждено Положение об основах орга­низации местного самоуправления в Российской Федерации на пе­риод поэтапной конституционной реформы. Отметим ряд норм По­ложения, которые нашли свое отражение и развитие в последую­щем законодательстве. Это выборность органов местного само­управления всех уровней и возможность образования единого орга­на местного самоуправления на территории нескольких поселений. В городских и сельских поселениях с числом жителей менее 5 тыс допускалось осуществление местного самоуправления непосредст-

-------------------------

САПП РФ. 1993. № 41. Ст. 3924.

 

венно населением на собраниях и сходах во главе с выборным гла­вой муниципального образования. Определялись исключительная компетенция представительных органов местного самоуправления, утверждение бюджета, установление местных налогов и т. д. Орга­нам местного самоуправления предоставлялось право самим опре­делять свою структуру, они могли наделяться отдельными государ­ственными полномочиями с передачей для этих целей необходимых материальных и финансовых ресурсов. Подчеркивалось, что орга­ны государственной власти Федерации и ее субъектов не вправе ог­раничивать права местного самоуправления, установленные Кон­ституцией РФ и федеральными законами1.

Указом Президента РФ от 29 октября 1993 г. № 1797 были ут­верждены Основные положения о выборах в органы местного само­управления. Органам государственной власти субъектов Федера­ции рекомендовано принять свои положения о выборах в органы местного самоуправления и в соответствии с ранее принятым Ука­зом «О реформе местного самоуправления в Российской Федера­ции» провести в срок до июня 1994 г. выборы представительных органов местного самоуправления городов, сельских поселений и других населенных пунктов.

В соответствии с Основными положениями выборы должны проводиться на основе всеобщего равного и прямого избирательно­го права при тайном голосовании по мажоритарной системе и одно­мандатным округам. В органы местного самоуправления избирают­ся граждане Российской Федерации, достигшие 18-летнего возрас­та и постоянно проживающие на соответствующей территории. Устанавливался порядок образования избирательных округов и участков, работы избирательной комиссии, выдвижения и регист­рации кандидатов, предвыборной агитации, а также порядок голо­сования и определения результатов выборов. Выборы признава­лись действительными, если в них приняли участие от 25 до 50 % населения. Вводился судебный порядок рассмотрения жалоб и кон­фликтов2.

Особое место занимает Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г.

2265 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации».Этим актом Президент решил вопрос о собственности муниципальных образований и о судебной защите их прав. Установлено право органов местного самоуправ

ления самостоятельно

---------------------------

САПП РФ. 1993. № 44. Ст. 4188. там же. Ст. 4197.

 

утверждать перечень объектов муниципальной собственности в со­ответствии с приложением № 3 к постановлению Верховного Сове­та от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 «О разграничении государствен­ной собственности в Российской Федерации на федеральную собст­венность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, ав­тономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муници­пальную собственность». Принятые органами местного самоуправ­ления решения по этим, а также по другим вопросам своей компе­тенции могут быть оспорены только в судебном порядке. Тогда же Президент РФ признал недействующей гл. 2 Закона «О местном самоуправлении в РСФСР» о структуре и организационных осно­вах деятельности местных органов власти и управления1.

Указы Президента РФ октября — декабря 1993 г., нормативные правовые акты, принятые на их основе субъектами Федерации, сыграли важную роль в реформировании системы местного само­управления России. Были решены по крайней мере две кардиналь­ные задачи. Во-первых, в основном была сломана действующая многие десятилетия советская модель управления местными делами и, во-вторых, были заложены принципиальные основы норматив­ного правового регулирования дальнейшего развития законода­тельства в этой сфере.

Вместе с тем, будучи вызваны к жизни назревшими политиче­скими задачами периода острого противостояния властей, указы со­держали ряд положений, которые не соответствовали новым демо­кратическим принципам развития российской государственности, будущему конституционному устройству Российской Федерации. Укрепляя вертикаль исполнительной власти, они расширительно толковали права глав администраций своими распоряжениями фор­мировать, вплоть до уровня поселка, органы местного самоуправле­ния. Негативные последствия таких решений с особой остротой сказались в условиях отсутствия реально действующего механизма координации властных отношений по вертикали и несбалансиро­ванности действий всех ветвей власти в самих субъектах Федера­ции2.

Политическая направленность указов Президента РФ, неопре­деленность их некоторых положений допускали возможность на местах принимать решения, явно расходящиеся с основными прин-

-------------------

1 САПП РФ 1993. № 52. Ст. 5071.

2 Подробнее см.: Лесников Г.П. Власть, ее формирование и реализация в России в пореформенный период. М., 1996. С. 70 — 72.

 

ципами организации местного самоуправления демократического государства. На некоторых территориях вводилось местное госу­дарственное управление, не исключалась практика нормативного регулирования деятельности органов местного самоуправления ак­тами органов исполнительной власти субъектов Федерации. Оста­вались нерешенными вопросы определения и изменения границ му­ниципальных образований. Не во всех случаях конкретно разреша­лись вопросы управления муниципальной собственностью, формирования местных финансов и ряд других.

Проблемы организации местного самоуправления в России кар­динально могло решить только принятие новой Конституции и ос­нованного на ее положениях законодательства.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 672; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.239.157 (0.015 с.)