Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Реформирование системы местного управленияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
После распада СССР Как уже говорилось выше, 19 апреля 1990 г. был принят Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства». Он определил основные направления развития местных органов власти, принципы их формирования и деятельности. Основным звеном в системе местного самоуправления становились местные Советы как органы представительной власти. Они образовывали свои исполнительные органы, определяли в соответствии с Законом их полномочия, структуру и штаты. Законом было введено понятие коммунальной собственности и определены пути ее формирования. Законодатель по-новому подошел к оценке известного тезиса «Вся власть Советам», заменив его, по существу, на лозунг «Вся власть народу», и отказался от проведения в жизнь на местном ---------------------- См.: Хроника Магаданской партийной организации. 1923—1986 гг. Ма-н 1987. С. 285-318.
уровне принципа демократического централизма. Кроме того, на базе коммунальной собственности закладывалась идея финансовой самостоятельности местных органов власти1. Вместе с тем очевидны и недостатки нового законодательного акта. Многие правовые нормы не подкреплялись действенным механизмом их реализации, отсутствовал дифференцированный подход к организации и деятельности различных звеньев местных органов власти, не было четкого распределения компетенции по уровням местных Советов, отсутствовали, по существу, нормы, регулирующие полномочия и порядок организации органов общественного территориального управления, имелись и другие упущения. Безусловно, названный Закон сыграл определенную положительную роль в становлении и развитии общих начал местного самоуправления. Но в силу того, что он был введен «сверху», не реформировал существующую систему советского местного управления, был не до конца последовательным и содержал серьезные недостатки и упущения, он не дал и не мог дать ожидаемых результатов. Декларация «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики», принятая 12 июня 1990 г., ознаменовала, по существу, начало нового этапа государственного строительства, что затронуло и управление местными делами. Провозглашение суверенного, демократического, правового государства, во главу угла которого поставлено право человека на достойную жизнь и свободное развитие личности, с неизбежностью порождало вопрос о новых подходах к организации местного самоуправления2. Местное самоуправление является логическим выражением процесса демократизации государственного устройства. Оно как форма регионального управления наиболее соответствует рыночной экономике и политическому плюрализму. Необходимость политической и экономической свободы как основы процветания общества диктует такую организацию власти, которая обеспечивала бы самостоятельность, инициативу и ответственность населения, его представительных органов и администрации в решении местных вопросов. -------------------------- 1 См.: Доклад Комиссии Верховного Совета СССР по вопросам работы Совета народных депутатов, развитию управления и самоуправления //Известия. 1989. 26 ноября. 2 См.. ВСНД РСФСР и ВС РСФСР. 1990. № 62. Ст. 22.
Однако, как подчеркивает М.А. Краснов, местное самоуправление не рождается вдруг и его нельзя объявить в одночасье. Оно — результат определенной эволюции, показатель отхода государства от административно-командных методов, создания определенных политических и экономических условий и, несомненно, свидетельствует о зрелости общества и его граждан, готовых взять на себя всю полноту власти и ответственности за решение местных дел1. Как показал дальнейший опыт, первый законодательный акт о местном самоуправлении новой России — Закон РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР», принятый 6 июля 1991 г.2, в силу отсутствия соответствующих объективных условий оказался актом промежуточным, неся в себе отпечаток нерешенных проблем того времени. В нем удалось провести определенные демократические идеи организации местного самоуправления. Был установлен порядок формирования органов местной власти и управления при активном участии населения, сделана попытка на законодательном уровне провести принцип разделения властей, создать предпосылки основ территориального общественного самоуправления. Но в то же время сохранялась прежняя организационная структура Советов, не вписывающихся в современную организацию местного самоуправления, отсутствовали четкие параметры разделения компетенции, механизм распределения собственности, не были четко определены пути формирования финансовых основ деятельности. Главный недостаток заключался в том, что Советы народных депутатов, будучи реорганизованными в муниципальные Советы и оставаясь основным звеном власти на местах, не были (и добавим, что в тех условиях и не могли быть) должным образом обеспечены ни в материальном, ни в организационном, ни в правовом отношении3. Дальнейшая реформа законодательных основ местного самоуправления осуществлялась в сложных условиях противостояния законодательной и исполнительной властей. Обстановка обострилась к осени 1993 г. Воссоздавая, реформируя новые начала организации государственной власти зачастую вопреки позиции Съезда и верховного Совета народных депутатов РФ, Президент РФ сери- ------------------------- Краснов М.А. Местное самоуправление — государственное или об- менное? // Советское государство и право. 1990. № 10. С. 82-83. з ВСНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. № 29. Ст. 1010. Подробнее см.: Дмитриев Ю.Л., Пылин В.В. Закон о местном самоуправлениии //Ленинградская панорама. 1990. № 3. С. 2-3.
ей указов предпринял попытку изменить существующую систему органов местного самоуправления, минуя установленный конституционный порядок. Указом от 9 октября 1993 г. № 1617 «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления» с целью реформирования органов местного самоуправления предлагалось прекратить деятельность районных, поселковых и сельских Советов, а их функции передать соответствующей местной администрации. Такая передача осуществлялась в случае самороспуска Советов или невозможности исполнения ими своих обязанностей ввиду отсутствия необходимого кворума, право утверждения местных бюджетов временно передавалось главе администрации. В разъяснении Государственного правового управления Президента РФ указывалось, что администрация исполняет упомянутые выше обязанности вплоть до формирования и начала работы новых органов представительной власти. Для реализации намеченных в соответствии с указом мер создавалась Федеральная государственная комиссия по реформе местного самоуправления, которой поручалось в недельный срок внести предложения по дальнейшей работе в этом направлении1. Следующим актом (Указ Президента РФ от 26 октября 1993 г. № 1760 «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации») было подтверждено, что деятельность городских и районных Советов народных депутатов прекращается, а их функции передаются соответствующей местной администрации. Устанавливалось, что глава местной администрации, назначенный или избранный до вступления в силу данного Указа, является главой местного самоуправления. Органам государственной власти субъектов Федерации поручалось осуществлять практические меры по реформированию местного самоуправления. Этим же Указом было утверждено Положение об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы. Отметим ряд норм Положения, которые нашли свое отражение и развитие в последующем законодательстве. Это выборность органов местного самоуправления всех уровней и возможность образования единого органа местного самоуправления на территории нескольких поселений. В городских и сельских поселениях с числом жителей менее 5 тыс допускалось осуществление местного самоуправления непосредст- ------------------------- САПП РФ. 1993. № 41. Ст. 3924.
венно населением на собраниях и сходах во главе с выборным главой муниципального образования. Определялись исключительная компетенция представительных органов местного самоуправления, утверждение бюджета, установление местных налогов и т. д. Органам местного самоуправления предоставлялось право самим определять свою структуру, они могли наделяться отдельными государственными полномочиями с передачей для этих целей необходимых материальных и финансовых ресурсов. Подчеркивалось, что органы государственной власти Федерации и ее субъектов не вправе ограничивать права местного самоуправления, установленные Конституцией РФ и федеральными законами1. Указом Президента РФ от 29 октября 1993 г. № 1797 были утверждены Основные положения о выборах в органы местного самоуправления. Органам государственной власти субъектов Федерации рекомендовано принять свои положения о выборах в органы местного самоуправления и в соответствии с ранее принятым Указом «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации» провести в срок до июня 1994 г. выборы представительных органов местного самоуправления городов, сельских поселений и других населенных пунктов. В соответствии с Основными положениями выборы должны проводиться на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании по мажоритарной системе и одномандатным округам. В органы местного самоуправления избираются граждане Российской Федерации, достигшие 18-летнего возраста и постоянно проживающие на соответствующей территории. Устанавливался порядок образования избирательных округов и участков, работы избирательной комиссии, выдвижения и регистрации кандидатов, предвыборной агитации, а также порядок голосования и определения результатов выборов. Выборы признавались действительными, если в них приняли участие от 25 до 50 % населения. Вводился судебный порядок рассмотрения жалоб и конфликтов2. Особое место занимает Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. 2265 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации».Этим актом Президент решил вопрос о собственности муниципальных образований и о судебной защите их прав. Установлено право органов местного самоуправ ления самостоятельно --------------------------- САПП РФ. 1993. № 44. Ст. 4188. там же. Ст. 4197.
утверждать перечень объектов муниципальной собственности в соответствии с приложением № 3 к постановлению Верховного Совета от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». Принятые органами местного самоуправления решения по этим, а также по другим вопросам своей компетенции могут быть оспорены только в судебном порядке. Тогда же Президент РФ признал недействующей гл. 2 Закона «О местном самоуправлении в РСФСР» о структуре и организационных основах деятельности местных органов власти и управления1. Указы Президента РФ октября — декабря 1993 г., нормативные правовые акты, принятые на их основе субъектами Федерации, сыграли важную роль в реформировании системы местного самоуправления России. Были решены по крайней мере две кардинальные задачи. Во-первых, в основном была сломана действующая многие десятилетия советская модель управления местными делами и, во-вторых, были заложены принципиальные основы нормативного правового регулирования дальнейшего развития законодательства в этой сфере. Вместе с тем, будучи вызваны к жизни назревшими политическими задачами периода острого противостояния властей, указы содержали ряд положений, которые не соответствовали новым демократическим принципам развития российской государственности, будущему конституционному устройству Российской Федерации. Укрепляя вертикаль исполнительной власти, они расширительно толковали права глав администраций своими распоряжениями формировать, вплоть до уровня поселка, органы местного самоуправления. Негативные последствия таких решений с особой остротой сказались в условиях отсутствия реально действующего механизма координации властных отношений по вертикали и несбалансированности действий всех ветвей власти в самих субъектах Федерации2. Политическая направленность указов Президента РФ, неопределенность их некоторых положений допускали возможность на местах принимать решения, явно расходящиеся с основными прин- ------------------- 1 САПП РФ 1993. № 52. Ст. 5071. 2 Подробнее см.: Лесников Г.П. Власть, ее формирование и реализация в России в пореформенный период. М., 1996. С. 70 — 72.
ципами организации местного самоуправления демократического государства. На некоторых территориях вводилось местное государственное управление, не исключалась практика нормативного регулирования деятельности органов местного самоуправления актами органов исполнительной власти субъектов Федерации. Оставались нерешенными вопросы определения и изменения границ муниципальных образований. Не во всех случаях конкретно разрешались вопросы управления муниципальной собственностью, формирования местных финансов и ряд других. Проблемы организации местного самоуправления в России кардинально могло решить только принятие новой Конституции и основанного на ее положениях законодательства.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 672; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.239.157 (0.015 с.) |