Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общественный контроль за осуществлением местного самоуправленияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Согласно ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. Это обусловливает и общественный контроль за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления. Общественный контроль вправе осуществлять общественные объединения, профсоюзы, органы общественной самодеятельности, трудовые коллективы, средства массовой информации, а также отдельные граждане. Органы и должностные лица местного самоуправления обязаны осуществлять свою деятельность открыто, гласно, обеспечивать возможность получения гражданами, общественными объединениями, средствами массовой информации полной и достоверной ин- формации о деятельности муниципальных органов, не составляю-щей охраняемую законом тайну. Все это создает необходимые условия для осуществления широкого и всестороннего общественного контроля. Полноценный общественный контроль невозможен без информационной открытости. Доступ к информации также обеспечивается органами местного самоуправления путем опубликования или сообщения в иной форме сведений о своей деятельности, путем опубликования принятых ими правовых актов. Органы и должностные лица местного самоуправления обязаны сообщать для всеобщего сведения ставшую им известной при осуществлении своей деятельности информацию, если она может предотвратить угрозу жизни или здоровью граждан, если требуется пресечь сообщение недостоверной информации, если она имеет или может иметь общественно значимый характер. Граждане, а также многие общественные объединения, исходя из своих уставных целей и действующего законодательства, наделены правом осуществлять специальный контроль в отдельных сферах деятельности. Вот лишь некоторые примеры. Согласно Федеральному закону «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»1 профсоюзные организации имеют право осуществлять контроль за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде, вправе создавать в этих целях собственные инспекции труда. Контрольными полномочиями в соответствии с Федеральным законом «О защите прав потребителей»2 наделены общественные объединения потребителей, которые вправе проводить независимую экспертизу качества и безопасности товаров (работ, услуг) и проверять соблюдение прав потребителей и правил всех видов обслуживания. Общественные организации, основными уставными целями которых является охрана окружающей природной среды, вправе организовывать и проводить общественную экологическую экспертизу в соответствии с Федеральным законом «Об экологической экспертизе»3. Согласно Федеральному закону «Об использовании атомной энергии»4 граждане имеют право на посещение в ознакомительных 1 СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 148; 2003. № 27. Ст. 2700. 2 СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 140; 2002. № 1 (часть I). Ст. 2. 8 СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4556; 1998. № 16. Ст. 1800. А СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4552; 2002. № 1 (часть I). Ст. 2; № 13. Ст. 1180.
целях ядерных установок, радиационных источников и пунктов их хранения. В соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»1 органы местного самоуправления обязаны обеспечивать право граждан осуществлять общественный контроль за выполнением санитарных правил. Подобными контрольными полномочиями наделены законами граждане и различные общественные объединения в большинстве сфер жизнедеятельности. Объектом их контроля является как законность, так и целесообразность деятельности муниципальных органов. Действенность общественного контроля прямо зависит от становления в муниципальных образованиях сильных местных сообществ, от стимулирования и развития общественной активности граждан. Все чаще в принимаемых законах закрепляются правовые нормы, устанавливающие требования, чтобы каждое социально значимое решение органа местного самоуправления пропускалось через механизмы общественного согласования. Цель общественного контроля, как и всех других видов контроля, состоит в том, чтобы не только выявить недостатки, но и, главное, их предотвратить и исправить. Для этого граждане и их общественные объединения обладают значительным арсеналом механизмов, включающих как формы непосредственной и представительной демократии, так и судебную защиту. Действенными контрольными полномочиями при проведении выборов и референдумов наделены Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» общественные объединения. Они вправе назначить наблюдателей, которые могут присутствовать в день голосования с момента начала и до окончания работы участковых комиссий и вести наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов, установлением итогов голосования и результатов выборов, референдума. Избиратели, общественные объединения вправе обратиться в суд с жалобами на любые решения, действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме. Подобные решения, действия (бездействие) избирательных комиссий и комиссии референдума могут быть обжалованы в вышестоящие избирательные комиссии, комиссии референдума либо в суд. 1 СЗ РФ. 1999. № 14. Ст. 1650; 2002. № 1 (часть I). Ст. 2; 2003. № 2. Ст. 167; № 27. Ст. 2700. глава ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Понятие и виды ответственности В связи с тем, что общественные отношения в области местного самоуправления, особенно при осуществлении форм непосредственной и представительной демократии, регулируются не только нормами права, но и другими социальными нормами (нормами морали, нормами обычаев и традиций, нормами общественных организаций), ответственность в системе местного самоуправления можно подразделить на юридическую ответственность, общественную ответственность (корпоративную ответственность) и мораль- ' но-нравственную ответственность. В муниципальном праве используется юридическая ответственность, которая практически мало отличается от механизма ее действия в иных правоотношениях. Под юридической ответственностью понимается установленная законом обязанность правонарушителя ответить за совершенное им правонарушение и претерпеть действие мер принуждения или санкций в виде определенных правоограничительных мер, которые применяются к нему соответствующими юрисдикционными органами. Юридическая ответственность, являясь необходимостью и обязанностью отвечать за свои действия (бездействия) и поступки, за ненадлежащее ведение дел, немыслима без санкций, без конкретных неблагоприятных последствий для органа или виновного лица. Правильно установленная законом ответственность, а также неотвратимые и адекватные меры по ее применению — непременное условие не только искоренения правонарушений, но и воспитания ответственности за свои действия и поступки. Эти вопросы актуальны всегда, но особенно в период радикальных реформ, в том числе в сфере организации местного самоуправления. Юридическая ответственность применяется только за противоправное поведение, а не за мысли, и лишь при наличии вины в действиях правонарушителя, с соблюдением принципов презумпции невиновности и неотвратимости принуждения для правонарушителя. Юридическая ответственность, являясь важной мерой защиты прав и интересов местного самоуправления, прав граждан на его осуществление, наступает вследствие нарушений правовых норм и проявляется в форме применения государственного принуждения. Принуждение выступает в качестве одного из методов государственного руководства местным самоуправлением, оно напрямую связано с нормами права и их обеспечением. Важной предпосылкой эффективности воспитательного воздействия юридической ответственности является осуждение правонарушителя со стороны местного сообщества, общественных объединений. Только правильное сочетание методов убеждения, критики и принуждения обеспечивает высокую действенность юридической ответственности. Юридическую ответственность принято рассматривать в двух аспектах: позитивном и негативном. Если позитивная ответственность состоит в обязательстве субъекта осуществлять определенные действия, то негативная ответственность состоит из меры наказания за неосуществление необходимых действий, установленных законодательством. Позитивная ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления реализуется посредством корректировки решений, действий (бездействия), признанных судом незаконными либо вышестоящим органом в порядке подчиненности признанных незаконными или нецелесообразными, либо по требованию собраний избирателей, граждан, трудовых коллективов, общественных объединений, а также под воздействием наказов избирателей. В зависимости от субъекта, привлекаемого к ответственности при осуществлении местного самоуправления, можно выделить ответственность муниципальных образований, ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления, ответственность государственных органов, ответственность физических и юридических лиц. В зависимости от субъекта, перед которым наступает ответственность, можно выделить ответственность перед источником публичной власти — населением либо его представительными органами, перед государством, перед физическими и юридическими лицами. В зависимости от характера правонарушения и санкции за его совершение ответственность подразделяется на следующие виды: уголовная, административная, гражданско-правовая, публично-правовая, государственно-правовая, дисциплинарная, материальная. §2 Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 330; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.137.96 (0.01 с.) |