Общественный контроль за осуществлением местного самоуправления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общественный контроль за осуществлением местного самоуправления



Согласно ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление осу­ществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. Это обусловливает и общественный кон­троль за деятельностью органов и должностных лиц местного само­управления.

Общественный контроль вправе осуществлять общественные объединения, профсоюзы, органы общественной самодеятельности, трудовые коллективы, средства массовой информации, а также от­дельные граждане.

Органы и должностные лица местного самоуправления обязаны осуществлять свою деятельность открыто, гласно, обеспечивать возможность получения гражданами, общественными объединения­ми, средствами массовой информации полной и достоверной ин-

формации о деятельности муниципальных органов, не составляю-щей охраняемую законом тайну. Все это создает необходимые усло­вия для осуществления широкого и всестороннего общественного контроля.

Полноценный общественный контроль невозможен без инфор­мационной открытости. Доступ к информации также обеспечивает­ся органами местного самоуправления путем опубликования или сообщения в иной форме сведений о своей деятельности, путем опубликования принятых ими правовых актов. Органы и должно­стные лица местного самоуправления обязаны сообщать для всеоб­щего сведения ставшую им известной при осуществлении своей дея­тельности информацию, если она может предотвратить угрозу жиз­ни или здоровью граждан, если требуется пресечь сообщение недостоверной информации, если она имеет или может иметь обще­ственно значимый характер.

Граждане, а также многие общественные объединения, исходя из своих уставных целей и действующего законодательства, наделе­ны правом осуществлять специальный контроль в отдельных сфе­рах деятельности. Вот лишь некоторые примеры.

Согласно Федеральному закону «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»1 профсоюзные организации имеют право осуществлять контроль за соблюдением работодателя­ми, должностными лицами законодательства о труде, вправе созда­вать в этих целях собственные инспекции труда.

Контрольными полномочиями в соответствии с Федеральным законом «О защите прав потребителей»2 наделены общественные объединения потребителей, которые вправе проводить независи­мую экспертизу качества и безопасности товаров (работ, услуг) и проверять соблюдение прав потребителей и правил всех видов об­служивания.

Общественные организации, основными уставными целями ко­торых является охрана окружающей природной среды, вправе ор­ганизовывать и проводить общественную экологическую эксперти­зу в соответствии с Федеральным законом «Об экологической экс­пертизе»3.

Согласно Федеральному закону «Об использовании атомной энергии»4 граждане имеют право на посещение в ознакомительных

1 СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 148; 2003. № 27. Ст. 2700.

2 СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 140; 2002. № 1 (часть I). Ст. 2. 8 СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4556; 1998. № 16. Ст. 1800.

А СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4552; 2002. № 1 (часть I). Ст. 2; № 13. Ст. 1180.

 

целях ядерных установок, радиационных источников и пунктов их хранения.

В соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпиде­миологическом благополучии населения»1 органы местного само­управления обязаны обеспечивать право граждан осуществлять об­щественный контроль за выполнением санитарных правил.

Подобными контрольными полномочиями наделены законами граждане и различные общественные объединения в большинстве сфер жизнедеятельности. Объектом их контроля является как за­конность, так и целесообразность деятельности муниципальных ор­ганов.

Действенность общественного контроля прямо зависит от ста­новления в муниципальных образованиях сильных местных сооб­ществ, от стимулирования и развития общественной активности граждан. Все чаще в принимаемых законах закрепляются правовые нормы, устанавливающие требования, чтобы каждое социально значимое решение органа местного самоуправления пропускалось через механизмы общественного согласования.

Цель общественного контроля, как и всех других видов контро­ля, состоит в том, чтобы не только выявить недостатки, но и, глав­ное, их предотвратить и исправить. Для этого граждане и их обще­ственные объединения обладают значительным арсеналом механиз­мов, включающих как формы непосредственной и представительной демократии, так и судебную защиту.

Действенными контрольными полномочиями при проведении выборов и референдумов наделены Федеральным законом «Об ос­новных гарантиях избирательных прав и права на участие в рефе­рендуме граждан Российской Федерации» общественные объедине­ния. Они вправе назначить наблюдателей, которые могут присутст­вовать в день голосования с момента начала и до окончания работы участковых комиссий и вести наблюдение за проведением голосова­ния, подсчетом голосов, установлением итогов голосования и ре­зультатов выборов, референдума. Избиратели, общественные объе­динения вправе обратиться в суд с жалобами на любые решения, действия (бездействие), нарушающие избирательные права граж­дан и право граждан на участие в референдуме. Подобные реше­ния, действия (бездействие) избирательных комиссий и комиссии референдума могут быть обжалованы в вышестоящие избиратель­ные комиссии, комиссии референдума либо в суд.

1 СЗ РФ. 1999. № 14. Ст. 1650; 2002. № 1 (часть I). Ст. 2; 2003. № 2. Ст. 167; № 27. Ст. 2700.

глава

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Понятие и виды ответственности

В связи с тем, что общественные отношения в области местного самоуправления, особенно при осуществлении форм непосредст­венной и представительной демократии, регулируются не только нормами права, но и другими социальными нормами (нормами морали, нормами обычаев и традиций, нормами общественных орга­низаций), ответственность в системе местного самоуправления можно подразделить на юридическую ответственность, обществен­ную ответственность (корпоративную ответственность) и мораль- ' но-нравственную ответственность.

В муниципальном праве используется юридическая ответствен­ность, которая практически мало отличается от механизма ее дейст­вия в иных правоотношениях. Под юридической ответст­венностью понимается установленная законом обязан­ность правонарушителя ответить за совершенное им правонарушение и претерпеть действие мер принужде­ния или санкций в виде определенных правоограничительных мер, которые применяются к нему соответ­ствующими юрисдикционными органами.

Юридическая ответственность, являясь необходимостью и обя­занностью отвечать за свои действия (бездействия) и поступки, за ненадлежащее ведение дел, немыслима без санкций, без конкрет­ных неблагоприятных последствий для органа или виновного лица. Правильно установленная законом ответственность, а также неот­вратимые и адекватные меры по ее применению — непременное ус­ловие не только искоренения правонарушений, но и воспитания от­ветственности за свои действия и поступки. Эти вопросы актуальны всегда, но особенно в период радикальных реформ, в том числе в сфере организации местного самоуправления.

Юридическая ответственность применяется только за противо­правное поведение, а не за мысли, и лишь при наличии вины в дей­ствиях правонарушителя, с соблюдением принципов презумпции невиновности и неотвратимости принуждения для правонаруши­теля. Юридическая ответственность, являясь важной мерой защиты прав и интересов местного самоуправления, прав граждан на его осуществление, наступает вследствие нарушений правовых норм и проявляется в форме применения государственного принуждения. Принуждение выступает в качестве одного из методов государст­венного руководства местным самоуправлением, оно напрямую свя­зано с нормами права и их обеспечением. Важной предпосылкой эффективности воспитательного воздействия юридической ответст­венности является осуждение правонарушителя со стороны местно­го сообщества, общественных объединений. Только правильное со­четание методов убеждения, критики и принуждения обеспечивает высокую действенность юридической ответственности.

Юридическую ответственность принято рассматривать в двух аспектах: позитивном и негативном. Если позитивная ответствен­ность состоит в обязательстве субъекта осуществлять определенные действия, то негативная ответственность состоит из меры наказания за неосуществление необходимых действий, установленных законо­дательством.

Позитивная ответственность органов и должностных лиц мест­ного самоуправления реализуется посредством корректировки ре­шений, действий (бездействия), признанных судом незаконными либо вышестоящим органом в порядке подчиненности признанных незаконными или нецелесообразными, либо по требованию собра­ний избирателей, граждан, трудовых коллективов, общественных объединений, а также под воздействием наказов избирателей.

В зависимости от субъекта, привлекаемого к ответственности при осуществлении местного самоуправления, можно выделить от­ветственность муниципальных образований, ответственность орга­нов и должностных лиц местного самоуправления, ответственность государственных органов, ответственность физических и юридиче­ских лиц.

В зависимости от субъекта, перед которым наступает ответст­венность, можно выделить ответственность перед источником публичной власти — населением либо его представительными орга­нами, перед государством, перед физическими и юридическими ли­цами.

В зависимости от характера правонарушения и санкции за его со­вершение ответственность подразделяется на следующие виды: уго­ловная, административная, гражданско-правовая, публично-право­вая, государственно-правовая, дисциплинарная, материальная.

§2

Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.216.163 (0.008 с.)